Семь классов школы, ужасы психбольницы и ненужная «нобелевка»: жизнь и судьба иосифа бродского
Содержание:
Юность в полутора комнатах
В 1955 году семейство Бродских переехало в знаменитый Дом Мурузи по адресу улица Пестеля, 24/27. После революции этот огромный особняк, некогда принадлежавший князю Александру Мурузи, разделили на коммунальные квартиры.
В разное время здесь жили известные поэты и писатели: Александр Блок, Николай Лесков, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Владимир Пяст, Даниил Гранин и др. В этих стенах раскрылся и литературный дар Бродского. Юношеские годы, проведенные на крохотном пятачке пространства, который он называл «полторы комнаты», сформировали Бродского как поэта и стали, вероятно, самым счастливым временем в его жизни. Бродский проживет здесь 17 лет – до самого отъезда из СССР.
Много лет спустя, уже находясь в эмиграции и не имея возможности увидеть родителей, он напишет эссе «Полторы комнаты», которое станет своеобразным гимном его любви к Родине – любви болезненной, удушающей, безысходной. Этот небольшой текст выйдет в журнале «The New York Review of Books» 27 февраля 1986 года под названием «In a Room and a Half». Бродскому придется объяснять иностранным читателям, что это за странная мера пространства, ведь такое было возможно только в Советском Союзе.
Фото: Anefo / Croes, R.C./Wikipedia
«В СССР минимальная норма жилой площади 9 м² на человека. Следовало считать, что нам повезло, ибо в силу причудливости нашей части анфилады мы втроем оказались в помещении общей площадью 40 м². Сей излишек связан с тем, что при получении нашего жилища мои родители пожертвовали двумя отдельными комнатами в разных частях города, где они жили до женитьбы. Это понятие о квартирном обмене – или лучше просто обмене (ввиду несомненности предмета) – нет способа передать постороннему, чужестранцу», – писал Бродский.
Вместе с воздухом советского Ленинграда он впитал в себя его культуру, особенности мышления и образа жизни того времени. Дома в неоклассическом стиле, сильно пострадавшие от бомбежек, бесконечные перспективы ленинградских окраин, Нева, где «плещет память о гранит» – ленинградские мотивы прослеживаются во всем творчестве Бродского.
Участие в военных действиях
Будучи последовательным сторонником царя Ивана Грозного, Алексей Данилович участвовал во множестве военных действий.
- 1543 г. – принял участие в заговоре бояр Шуйских против Воронцова Фёдора Семёновича (во времена детства Ивана Грозного).
- 1544 г. – служил 3-м воеводой в Елатьме.
- 1550 г. – служил 2-м воеводой на Бобрике. Тогда же он принимал участие в первом военном походе на Казань.
- 1551 г. – служил воеводой в Пронске.
- 1552 г. – получил признание царя в период осады Казани благодаря проявленной храбрости при одном из приступов. За это он получил чин окольничего.
- 1555 г. – под Судбищами возглавил семитысячное войско против 60-тысячного войска крымского хана Девлет-Гирея. Битва продолжалась полтора суток. Это сражение он выиграл. После этого местничал вместе с князем Ф.И. Кашиным.
- 1556 г. – стал боярином и 2-ым наместником Великого Новгорода. На своём посту он вёл русско-шведские переговоры перед Ливонской войной.
- 1558 г. – отправился на Ливонскую войну, где показал свои выдающиеся полководческие таланты. В ходе войны он выиграл битву при Нарве и оставался в городе в качестве первого воеводы. Позже принимал участие в осаде г. Полоцка.
- 1559 г. – участвовал в военном походе против крымчан.
- 1560 г. – принимал участие в штурме Феллина.
- 1561 г. – осуществлял переговоры со Швецией и Данией.
- 1563 г. – захватил Полоцк и возвратился на Родину, проживая на берегу Оки в боярском богатом поместье.
- 1564 г. – вместе с сыном Фёдором организовал эффективную оборону Рязани перед силами Крымского Ханства. Несмотря на ветхие городские стены и укрепления, он вооружил горожан, скоординировал действия войск и ополчения, и не дал захватить Рязань превосходящим силам татар. Кроме того, Алексей Басманов устроил преследование отступающих врагов, уничтожил один отряд татарского войска, взял в плен 500 татар и мурзу Мамая. За такие победы царь пожаловал ему наградные «золотые».
Возвращение
Перестройка в СССР и совпавшее с ней присуждение Бродскому Нобелевской премии прорвали плотину молчания на родине, и в скором времени публикации стихов и эссе Бродского хлынули потоком. Первая (помимо нескольких стихотворений, просочившихся в печать в 1960-х) подборка стихотворений Бродского появилась в декабрьской книжке «Нового мира» за 1987 год. До этого момента творчество поэта было известно на его родине весьма ограниченному кругу читателей благодаря спискам стихов, распространявшихся в самиздате. В 1989 году Бродский был реабилитирован по процессу 1964 года.
В 1992 году в России начинает выходить 4-томное собрание сочинений. В 1995 году Бродскому присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения вернуться на родину
Бродский откладывал приезд: его смущала публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы неизбежно сопровождался его визит. Не позволяло и здоровье
Одним из последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи».
Ранние годы
Дом Мурузи, Санкт-Петербург, где видна мемориальная доска Бродскому в середине первого этажа коричневого дома.
Бродский родился в русской еврейской семье в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Он был потомком известной и древней раввинской семьи Шорр (Шор). Его прямой предок по мужской линии — Иосиф бен Исаак Бекхор Шор . Его отец, Александр Бродский, был профессиональным фотографом в ВМФ СССР , а мать, Мария Вольперт Бродская, была профессиональным переводчиком, работа которой часто помогала содержать семью. Они жили в коммунальных квартирах в бедности, маргинализованные из-за своего еврейского статуса. В раннем детстве Бродский пережил блокаду Ленинграда, где он и его родители чуть не умерли от голода; одна тетя действительно умерла от голода. Позже он страдал от различных проблем со здоровьем, вызванных осадой. Бродский отметил, что многие из его учителей были антисемитами и что он чувствовал себя диссидентом с раннего возраста. Он отметил: «Я начал презирать Ленина , даже когда был в первом классе, не столько из-за его политической философии или практики … но из-за его вездесущих образов».
Будучи молодым студентом, Бродский был «непослушным ребенком», известным своим плохим поведением на уроках. В пятнадцать Бродский бросил школу и безуспешно пытался поступить в Училище подводников. Далее он работал фрезеровщиком. Позже, решив стать врачом, он работал в морге в Крестах , кройка и шитье тел. Впоследствии он работал в больницах, в судовой котельной и в геологических экспедициях. Параллельно Бродский занимался программой самообразования. Он выучил польский, чтобы переводить произведения польских поэтов, таких как Чеслав Милош , и английский, чтобы переводить Джона Донна . По пути он глубоко заинтересовался классической философией , религией, мифологией , английской и американской поэзией.
Смерть Алексея Даниловича
В 1570 г. Ивану Грозному сообщили о государственной измене жителей Новгорода и Пскова. Пётр Волынец обвинил их в том, что они сговорились с королём Сигизмундом Августом о переходе Пскова и Новгорода в состав Речи Посполитой. По приказу Ивана Грозного Новгород был разгромлен, было назначено следствие. В итоге многие приближённые (в том числе Алексей Басманов и Афанасий Вяземский) попали в опалу, которых обвинили в желании посадить на российский престол Старицкого Владимира Андреевича.
По свидетельству современников (например, Андрея Курбского), Иван Грозный отдал приказ казнить Петра Басманова прямо на глазах отца. А после этого предложил его другому сыну Фёдору казнить своего отца Алексея Басманова взамен на сохранение жизни. Он его зарезал.
Существует альтернативная теория, по которой Алексей и вся его семья были сосланы в монастырскую тюрьму на Белоозеро, где они и скончались.
По мнению Р.Г. Скрынникова, физическое устранение Басманова было выгодным для добивавшихся власти Василия Грязного и Малюты Скуратова.
Линия жизни
В июле 1972 г. Бродский переезжает в США и принимает пост «приглашённого поэта» (poet-in-residence) в Мичиганском университете в Энн-Арборе, где преподаёт, с перерывами, до 1980 г. С этого момента закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский ведёт жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии.
С годами состояние его здоровья неуклонно ухудшалось, и Бродский, чей первый сердечный приступ пришёлся на тюремные дни 1964 года, перенёс 4 инфаркта в 1976, 1985 и 1994 годах. Родители Бродского двенадцать раз подавали заявление с просьбой разрешить им повидать сына, с такой же просьбой к правительству СССР обращались конгрессмены и видные деятели культуры США, но даже после того, как Бродский в 1978 году перенёс операцию на открытом сердце и нуждался в уходе, его родителям было отказано в выездной визе. Сына они больше не увидели. Мать Бродского умерла в 1983 году, немногим более года спустя умер отец. Оба раза Бродскому не позволили приехать на похороны. Родителям посвящены книга «Часть Речи» (1977), стихотворения «Мысль о тебе удаляется, как разжалованная прислуга…» (1985), «Памяти отца: Австралия» (1989), эссе «Полторы комнаты» (1985).
В 1977 году Бродский принимает американское гражданство, в 1980 окончательно перебирается из Энн-Арбора в Нью-Йорк, в дальнейшем делит своё время между Нью-Йорком и Саут-Хэдли, университетским городком в штате Массачусетс, где с 1982 года и до конца жизни он преподавал по весенним семестрам в консорциуме «пяти колледжей». В 1990 году Бродский женился на Марии Соццани, итальянской аристократке, русской по материнской линии. В 1993 году у них родилась дочь Анна.
В кино
- — Комната и половина ( Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину , Poltory komnaty Иле sentimental’noe Путешествие на Родину), художественный фильм режиссера Андрея Хржановского ; беллетризованный рассказ о жизни Бродского.
- — Бродский не поэт ( Бродский не поэт , Бродский не поэт ), документальный фильм Ильи Белова о пребывании Бродского в Штатах.
- — Довлатов ( Довлатов ), биографический фильм о писателя Сергея Довлатова (который был другом Иосифа Бродского) режиссера Алексея Германа-младшего ; Действие фильма происходит в 1971 году в Ленинграде, незадолго до эмиграции Бродского, и Бродский играет важную роль.
Отношения с Иосифом Бродским[ | код]
В 1962 году познакомилась с поэтом Иосифом Бродским. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. «Стихи, посвящённые „М. Б.“, занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие — среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, — а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность». Первые стихи с этим посвящением — «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются 1962 годом. Сборник стихотворений Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе» (США, Мичиган: Ardis, 1983) составлен из его стихотворений 1962—1982 годов, посвящённых «М. Б.». Последнее стихотворение с посвящением «М. Б.» датировано 1989 годом.
8 октября 1967 года у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов.
Стихи из цикла «Новые стансы к Августе» стали основой документального телевизионного фильма «В плену у ангелов. Письмо в бутылке», канал «Культура» 2007, реж. Е.Потиевский. Стихи читает (закадровый голос) сын поэта, Андрей Басманов. В 1964—1965 и в 1972—1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке, весь корпус которой в настоящее время хранится в Отделе рукописей РНБ, в архиве семьи Басмановых в Петербурге, в библиотеке Бейнеке Йельского университета, США. М. П. Басманова является творческим консультантом некоторых проектов, связанных с творчеством Бродского, — художественного фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, реж. Андрей Хржановский.
Биография
Родилась 20 июля года в Ленинграде в семье художника Павла Басманова. Её дедом по матери был советский терапевт, академик АМН СССР Георгий Ланг. Мать, Наталия Басманова, была наполовину голландкой, наполовину немкой..
В 1941—1942 годах, в самый тяжелый период Блокады, находилась в Ленинграде . В сентябре 1942 года вместе с матерью и бабушкой была эвакуирована в Алтайский край. Вернулась в Ленинград в феврале 1945 года
После войны семья Басмановых жила в Ленинграде, в доме 15 по улице Глинки, в бывшей квартире художников А. Н. Бенуа и, позднее, Н. А. Тырсы, знакомого П. И. Басманова с довоенного времени: «Тырса жил в просторной квартире, когда-то принадлежавшей родителям Александра Бенуа и описанной последним в его мемуарах. Собирались в огромной светлой комнате, бывшей гостиной Бенуа, с невысокой эстрадой, которую отделяла арка. Окна выходили на особняк 18 века, где, по преданию, происходили в пушкинские времена собрания общества «Зелёная лампа».
В 1950-е годы в течение двух лет была вольнослушательницей в Средней художественной школе (СХШ).
C 1956 по 1960 год училась рисунку, композиции и изучала принципы нового искусства у художника Владимира Стерлигова. Первая выставка М. П. Басмановой прошла в 1959 году на квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. «Выставка Марины Басмановой состоялась у Стерлигова (Большой пр., 98) в 1959 году. Около сорока работ, хорошо оформленных и окантованных, акварели (преимущественно пейзажи). Приходили на неё обычные гости выставок В. В. Стерлигова и друзья Павла Ивановича Басманова».
С 1960 года начала работать в книжной графике. Иллюстрировала книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несколько книг проиллюстрировала совместно с матерью, Н. Г. Басмановой. В конце 1960-х — 1970-х гг. постоянно работала с детскими журналами «Мурзилка» и «Костёр».
В 1962—1963 годах сделала ряд портретных зарисовок Анны Ахматовой.
С 1975 года — член Союза художников России. Участница городских и всесоюзных выставок.
С 1994 по 2005 год работала научным сотрудником в Государственном музее «Царскосельская коллекция». Занималась экспозицией музея, подготовила около сорока временных выставок.
Подготовила и провела ряд выставок своего отца: Павел Басманов. ГРМ, 1996; Павел Басманов: Акварель, рисунок. СПб, ЦВЗ «Манеж», 2000; Рисунки и акварели Павла Басманова. М., ГТГ, 2002—2003; Ленинградский художник П. И. Басманов. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 2009.
В декабре 2014 организовала и провела в Петербурге первую персональную выставку Натальи Басмановой.. В 2016 и 2017 гг. подготовила и провела в залах Библиотеки книжной графики выставки графики Коринны Претро и Юрия Сырнева.
Счастливая ссылка и спаситель Сартр
После второго заседания суда, которое состоялось 13 марта 1964 года, Бродского приговорили к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию – пяти годам принудительного труда в отдаленной местности. Его сослали в Архангельскую область, в деревню Норенская Коношского района. Там он прожил полтора года – с 25 марта 1964 по 4 сентября 1965 года. В ссылке Бродскому уж точно было не до тунеядства: он трудился разнорабочим в совхозе «Даниловский»: занимался полевыми работами, был бондарем, кровельщиком, перевозил бревна и т.д.
Издевательства в тюрьме и психлечебнице стали для поэта тяжелым испытанием, но жизнь в ссылке оказалась совсем не так страшна. Сам Бродский впоследствии утверждал, что ссылка была одним из лучших периодов его жизни. Ему выделили деревянный домик, где почти не было мебели, но здесь он мог полностью отгородиться от остального мира и, наконец, свободно читать и творить.
За время ссылки Бродского четыре раза отпускали на побывку в Ленинград. Марианна Басманова, с которой он состоял в переписке, также навещала его в ссылке. 8 октября 1967 года у них родился сын, Андрей Осипович Басманов.
В итоге 4 сентября 1965 года Верховный суд РСФСР пересмотрел дело поэта и сократил срок ссылки до полутора лет. В сентябре Бродский уже снова шагал по улицам Ленинграда как свободный гражданин.
Начался непростой период в его жизни: печатали его мало, поэтому приходилось подрабатывать переводами, рецензиями и случайными «халтурами» на киностудиях (один раз Бродский даже снялся кино – сыграл секретаря горкома партии в фильме «Поезд в далекий август»).
Между тем 1965–1968 годы были временем интенсивного и плодотворного поэтического труда. В этот период Бродский написал одни из лучших своих стихов, позднее вошедших в книги «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и «Новые стансы к Августе». Кроме того, в те годы он активно работал над поэмой «Горбунов и Горчаков».
Выступал он редко, но стихи его время от времени печатались в самиздате и были популярны у довольно узкого круга читателей. При этом на Западе интерес к творчеству Бродского неуклонно рос: иностранные издания постоянно просили у него интервью, университеты приглашали прочесть лекции (разумеется, о том, чтобы получить разрешение на выезд, и речи не шло). Надо ли говорить, что все это чрезвычайно раздражало советское руководство.
Терпение ЦК лопнуло 10 мая 1972 года. Бродского вызвали в Отдел виз и регистрации (ОВИР) и поставили перед выбором: либо он немедленно уезжает из страны, либо у него начинаются «горячие денечки». Из уст агентов КГБ такая фраза могла означать только одно: допросы, пытки, психлечебницы, лагеря… Бродский решается на отъезд.
4 июня 1972 года Иосиф Бродский навсегда покинул Россию. В чемодан он положил пишущую машинку, две бутылки водки для Уистена Хью Одена и сборник стихов Джона Донна. Лишенный советского гражданства, он вылетел из Ленинграда по «израильской визе» в Вену, как того требовали правила еврейской эмиграции. Спустя три года он напишет об этом:
Дуя в полую дудку, что твой факир, я прошёл сквозь строй янычар в зелёном, чуя яйцами холод их злых секир, как при входе в воду. И вот, с солёным вкусом этой воды во рту, я пересек черту…
Примечания
- Бабушка, Софи Л. Эйндховен происходила из петербургской голландской семьи. См. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб.: Комитет по культуре Санкт-Петербурга. 2014. С. 9. — «бабушка — София Эйндховен, из петербургской голландской семьи»
- Там же. С. 9.
- Петров В. Н. Из « Книги воспоминаний». Встречи с Н. А. Тырсой. // «Панорама искусств», М.: Советский художник, 1980. С. 140. В 1977 г. ЛОСХ предоставил М. П. Басмановой для работы мастерскую в мансарде д. 60 по ул. Марата.
- « Марина, конечно, во всех случаях, была ученицей Стерлигова. Ведь у него был большой педагогический талант. Он умел восхититься своим учеником, что очень много значило.»В. Г. Траугот. Воспоминания: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. (LA, USA), 2010. Ч. 2. С. 152.
- Там же. С.473.
- Соавторство Н. Г. и М. П. Басмановых оценивалось редакторами по-разному : «Книжки её первые были сделаны в начале 1960-х годов. Она у меня (в издательстве) делала книжку …она была сделана великолепно — я считаю, что лучше, чем работала Наталья Георгиевна. Мне её работа очень нравилась.» Там же, С.153. Воспоминания Н. Г. Басмановой о своей работе в книге см. Наталья Басманова. Сохранить живое ощущение. / Художники детской книги о себе и своём искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления/ Сост. В.Глоцер. — М.: Книга, 1987. C. 9- 16.
- Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб. 2014. С. 9.
- Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч. Т. 2, С. 470—473.
- См. замечание Г. Г. Поспелова о « чуть аскетичной, почти иконной светимости света» у В. В. Стерлигова и у К. С. Малевича: «Горизонтальные полоски земли под ногами его супрематических фигур целиком сохраняли плоскостное свечение красок.» Поспелов Г. Г. Рисунки В. Стерлигова // Собрание. М. 2007. № 4/ C. 92-97.
- Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х чч. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. — L. A., 2010. — Ч.2.С.471.
- О художнике этой книги. Л. 1975.
- , Марина Басманова и «Новые стансы к Августе».
- [zhurnalko.net/=detskie/koster/1972-04—num51 Костёр 1972-04, страница 51]. Дата обращения: 23 февраля 2013.
- В число проиллюстрированных совместно книг входит: Андерсен Г. -Х. Дюймовочка / Рис. Н. Басмановой. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 47с.; хотя имя М. П. Басмановой не указано в выходных данных книги.
Память
- В 1998 году в «Пушкинском фонде» вышла книга стихотворений Л. Лосева «Послесловие», первую часть которой составляют стихи, связанные с памятью Бродского.
- В 2004 году близкий друг Бродского, лауреат Нобелевской премии поэт Дерек Уолкотт написал поэму «The Prodigal», в которой многократно упоминается Бродский.
- В ноябре 2005 года во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета по проекту Константина Симуна был установлен первый в России памятник Иосифу Бродскому.
- На стихи И. А. Бродского писали песни Константин Меладзе, Елена Фролова, Евгений Клячкин, Александр Мирзаян, Александр Васильев, Светлана Сурганова, Диана Арбенина, Пётр Мамонов, Виктория Полевая, Леонид Марголин и другие авторы.
- В Воронеже есть переулок Бродского.
- В Москве на Новинском бульваре в 2011 году установлен памятник поэту скульптора Георгия Франгуляна и архитектора Сергея Скуратова.
- Стихотворение «Ниоткуда с любовью» вынесено в заглавие фильма «Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны», экранизации повести Людмилы Улицкой «Весёлые похороны». В фильме звучит баллада «Ниоткуда с любовью» в исполнении Геннадия Трофимова.
- В 2009 году вышел фильм режиссёра Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», снятый по произведениям и биографии Иосифа Бродского. Поэта в детстве исполнил Евгений Оганджанян, в юности — Артем Смола, в зрелости — Григорий Дитятковский.
- Имя «И. Бродский» носит самолет A330 (бортовой номер VQ-BBE) компании Аэрофлот.
- Осенью 2011 года Почтовая служба США представила дизайн марок, посвящённых великим американским поэтам 20 века, которые будут выпущены в 2012 году. Среди них Иосиф Бродский, Гвендолин Брукс, Уильям Карлос Уильямс, Роберт Хайдн, Сильвия Плат, Элизабет Бишоп, Уоллес Стивенс, Дениз Левертов, Эдвард Эстлин Каммингс и Теодор Рётке. На оборотной стороне листа марок приведены цитаты из произведений каждого поэта. На марке размещена фотография Иосифа Бродского, сделанная в Нью-Йорке американским фотографом Нэнси Крэмптон (Nancy Crampton).
- Песня Андрея Макаревича «Памяти Иосифа Бродского».
- 1 декабря 2011 года во дворе дома № 19 по улице Стахановцев в Санкт-Петербурге был установлен памятный знак Иосифу Бродскому в виде огромного валуна из Карелии, на котором высечены строки из стихотворения «От окраины к центру»: «Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок».
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1955—1972 — доходный дом А. Д. Мурузи — Литейный проспект, дом 24, кв. 28. Муниципалитет Петербурга планирует выкупить комнаты, где жил поэт, и открыть там музей. Экспонаты будущего музея временно можно видеть в экспозиции музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
- 1962—1972 — дом Бенуа — улица Глинки, дом 15. Квартира Марианны Басмановой. 2013
В Комарове
- 7 августа 1961 года — в «Будке», в Комарове Е. Б. Рейн знакомит Бродского с А. А. Ахматовой.
- В начале октября 1961 — ездил к Ахматовой в Комарово вместе с С. Шульцем.
- 24 июня 1962 года — на день рождения Ахматовой написал два стихотворения «А. А. Ахматовой» («Закричат и захлопочут петухи…») откуда она взяла эпиграф «Вы напишите о нас наискосок» для стихотворения «Последняя роза», а также «За церквами, садами, театрами…» и письмо. Опубликовано в: Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма, ред. М. М. Кралин (Л.: Лениздат, 1990. — С. 39—97). В этом же году посвятил Ахматовой и другие стихи. Утренняя почта для Ахматовой из города Сестрорецка («В кустах Финляндии бессмертной…»).
- Осень и зима 1962—1963 — Бродский живёт в Комарове, на даче у известного учёного-биолога Р. Л. Берг, где работает над циклом «Песни счастливой зимы». Тесное общение с Ахматовой. Знакомство с академиком В. М. Жирмунским.
- 5 октября 1963 — в Комарове, «Вот я вновь принимаю парад…».
- 14 мая 1965 — навещает Ахматову в Комарове.
5 марта 1966 — смерть А. А. Ахматовой. Бродский и Михаил Ардов долго искали место для могилы Ахматовой, сначала на кладбище в Павловске по просьбе Ирины Пуниной, потом в Комарове по собственной инициативе.
Семья
Он был единственным сыном Даниила Андреевича Плещеева (которого прозвали Басманом). Семья Алексея принадлежала к одной из старейших боярских ветвей. Сам отец служил постельничим Ивана III и умер в литовском плену после попадания в плен при битве под Оршей в 1514 г.
У него было два сына – Пётр и Фёдор. Фёдор известен в истории как опричник, личный друг и даже любовник царя Ивана Грозного.
Его жена была захоронена в Суздальском Покровском монастыре. Но её имени нет в перечнях ссыльных или почивших в этом монастыре. На самом надгробии не сохранилось её имени. Предположительно она была выслана в Суздаль в тот же год, когда казнили её супруга (в 1569-1570 гг.). Надпись на надгробии свидетельствует о том, что она преставилась 14 сентября 1597 г.
Творчество
Марианна Басманова в конце 1950- хх. стала первой ученицей художника и преподавателя В. В. Стерлигова, основывавшего свою работу на педагогической системе, сделанной К. С. Малевичем и практиковавшейся в ГИНХУКе. По этой системе живописцы поочередно изучали новые системы в искусстве (импрессионизм, постимпрессионизм, сезаннизм, кубизм), супрематизм. Сначала 1960-х гг. В. В. Стерлигов пришел к выводу из супрематизма Малевича, и, взяв геометрическую форму как модуль строения мира, красочного и космогонического, открыл уже свою идею «чашно-купольного строения Вселенной». Первой, кого он в эту идею предназначил, стала Марианна Басманова. Привлечённая Стерлиговым к работе над новым пластическим местом — сферическим, криволинейным, — Басманова создаёт свои работы: живопись, акварели, книжная графика, и сначала свои 1-ые книжки: «Муха-цокотуха» (1960) и «Весёлые песенки» (1961). Тот же принцип виден и во всех следующих работах художницы: как в композиции её работ, так и в присущей её учителю «светимости цвета». Творчество Басмановой Стерлигов оценивал высоко, видя в нём:
— В.В. Стерлигов .
М. П. Басманова всю жизнь работала в детской книжке. Все трое живописцев этой незаурядной семьи отличались по творческому почерку, хотя многие книжки М. П. и Н. Г. Басманова делали совместно.
« Мир представлений Басмановой замыкается видами природы. Природа властвует в иллюстрациях художницы. И детские фигуры, время от времени появляющиеся в рисунках растворяются в природных формах, становятся вроде бы одним из её частей, органически сливаясь с деревьями, птицами, цветами в единый образ…
— Г.И.Чугунов