Бьорк в детстве
Содержание:
Личная жизнь Бьорк
В 18 лет Бьорк вышла замуж за гитариста панк-группы Тора Элдона. В дальнейшем они почти десять лет выступали на одной сцене. А вот семейная жизнь не заладилась – супруги прожили под одной крышей всего год, а после рождения сына Синдри (8.06.1986) развелись официально.
Бьорк и Тор Элдон были не только единомышленниками, но и мужем и женой
Окончательно Тор и Бьорк расстались после ее отъезда в Лондон и работы над фильмом «Танцующая в темноте». В Лондоне у Бьорк был довольно продолжительный роман с британским музыкантом Клиффордом Джозефом Прайсом (DJ Goldie), с которым она даже обручилась.
бьорк с сыном (1993 год)
В 1996 году пара рассталась – причиной послужила история с одержимым маньяком, который прислал Бьорк бомбу. Из письма, сопровождавшего посылку, стало ясно, что этот поступок стал реакцией на отношения певицы с Голди. Испытав сильнейший стресс, Бьорк разорвала отношения с бойфрендом и уехала в Испанию, где ее практически никто не знал.
Пребывание в Испании пошло ей на пользу – певица год прожила на уединенной вилле в Марабелье и за это время записала альбом «Homogenic», в котором выплеснула накопившиеся эмоции. И уже полностью обновленная отправилась в Нью-Йорк, где познакомилась с художником и кинорежиссером Мэтью Барни. Влюбленные поселились в пентхаусе в Brooklyn Heights, а в 2002 году у них родилась дочь Исадора Бьакардоттир Барни.
Бьорк и Мэтью Барни
Онм считались одной из самых ярких и неординарных пар современности, вместе создавали оригинальные клипы, объединили перформанс и музыку в картине Барни «Рисуя границы 9».
Фильм наполнен фантастическими образами и фантазиями, кульминацией стал эпизод, в котором Мэтью и Бьорк, облаченные в традиционные японские костюмы, начинают с поцелуев, затем отрезают друг от друга кусочки и постепенно превращаются в китят. Вдохновение для создания необычного кино художники черпали в японской культуре, в частности, музыке и верованиях синтоистов, творчестве фотографа Нобуёси Араки.
Бьорк на съемках «Рисуя границы 9» В 2013 году семейный союз певицы и художника потерпел крах. Мэтью Барни увлекся коллегой Элизабет Пейтон. Увлечение было настолько серьезным, что Бьорк подала на развод. В 2014 году их официально развели.
Бьорк и ее дочь Исидора (2003)
Через год мужчина обратился в суд с иском к уже бывшей жене. В своем заявлении он утверждал, что певица зациклена на себе и «жертвует эмоциональным благополучием дочери в пользу эгоистических желаний». Поскольку Бьорк заявляла в интервью, что виноват в разрушении их семьи Мэтью, то считала, что у нее на Исадору больше прав, чем у него. Барни требовал, чтобы суд установил равный график общения обоих родителей с дочерью. Его иск не был удовлетворен, и установить одинаковую опеку над девочкой мужчине не удалось.
Дети Бьорк сейчас
Тем не менее, даже расставание не поставило точку в их отношениях. Певица выпустила свой мрачный альбом Vulnicura, который посвятила их разрыву. На обложке альбома женщина застыла с большой дырой в груди – символе незатянувшейся раны.
Параллельно Бьорк открыла ретроспективу образовательной программы в Музее современного искусства Нью-Йорка, в которой рассказывала о взаимосвязи природы, искусства и науки. В 2021 году певица и художник вместе участвовали в перформансе японской художницы Юки Хасегавы.
Новый «Дебют»
А потом всё повторилось, но на новом витке. Debut (1993) — первая сольная работа Бьорк в Великобритании — вознес ее на вершину поп-олимпа и показал миру не только удивительную, ни на кого не похожую певицу, но прежде всего композитора. Нестандартно мыслящего, открытого к экспериментам и при этом способного сочинить превосходные мелодии
На Бьорк сразу обращают внимание и коллеги по цеху. Сама Мадонна, будучи на пике популярности, просит ее написать песню
Результатом становится композиция Bedtime Stories, совершенно нетипичная для Мадонны и, напротив, характерная для Бьорк. Но продолжения сотрудничество не получает: исландке интереснее создавать собственный художественный мир.
И в этом ей помогает режиссер Мишель Гондри. Годы спустя он снимет фильм «Вечное сияние чистого разума» (2004) и получит за него «Оскар», после чего последует блестящая кинематографическая карьера, а тогда Гондри — начинающий клипмейкер. В видео на Human Behaviour, первый сингл с альбома Debut, он нащупал свой индивидуальный стиль, который так удачно совпал с духом музыки Бьорк, — немного игрушечный, трогательно-наивный и полный нежной эксцентрики. С 1993-го их совместные работы идут одна за другой — и каждая «выстреливает». Army of Me, Isobel, Hyperballad, Joga, Bachelorette… Четыре из шести клипов ко второму альбому Бьорк — Post (1995) — поставит именно Гондри.
Исландский вулкан
Бьорк на съемках клипа на песню Big Time Sensuality, Нью-Йорк, 1993 год
Фото: Getty Images/Al Pereira
«Рождество не у всех счастливое»
Экс-солистка группы Nightwish Тарья Турунен — о подарках к празднику, русских музыкантах и московских пробках
Но если в первых двух альбомах певица работала еще в русле поп-музыки, то с третьей пластинки Homogenic (1997) она пустилась в эксперименты. С тех пор каждая ее пластинка — шаг на неизведанную территорию, поиск нового звукового мира. В Homogenic доминируют струнные, в Vespertine (2001) — арфа, челеста и филигранная электроника, а в Medulla (2004) вся звуковая ткань — даже биты — сделана из человеческих голосов.
Любит животных
Если бы Милен Фармер не стала звездой мирового масштаба, она бы всегда могла зарабатывать на жизнь, предлагая туристам сфотографироваться с ученой обезьянкой. Свою первую самку капуцина она завела в далеком 1984 году и нарекла ее E. T. Вместе они жили душа в душу двадцать счастливых лет, пока Инопланетянка не вернулась на планету, с которой пришла.
«Когда обезьяна живет с вами, это не то же самое, что видеть обезьян в зоопарке, — признается Фармер
— Во-первых, у обезьян есть четыре руки, что очень важно. Я очень люблю кошек, но они не могут носить вещи, писать, жестикулировать
Обезьяна может вас копировать. У нее настолько умный взгляд, и в то же время такой озадачивающий! Я не знаю… обезьяны настолько чарующи…»
Бьорк в кино
В 1986 году снялась в телесериале «Разбитое стекло» («Glerbrot») сценариста и режиссёра Маттиаса Йоханнесена (Matthias Johannesen).
В 1989 году, в 24-летнем возрасте, снялась в исторической драме режиссёра Нички Кин «Можжевеловое дерево» (англ. «The Juniper Tree»).
В году вышел фильм Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», в котором Бьорк сыграла главную роль и к которому написала музыку (саундтрек выпущен под названием «Selmasongs»). Фильм был номинирован на Оскар за лучшую песню — «I’ve Seen It All», а также удостоился главного приза Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви», а Бьорк получила приз фестиваля как лучшая актриса. Также она была номинирована на два «Золотых глобуса» и получила несколько других наград как актриса и композитор.
В 2005 году Бьорк сыграла главную роль в фильме своего бывшего мужа и художника Барни Мэтью под названием «Drawing Restraint 9». Специально для этой ленты Бьорк написала 11 треков, которые были изданы отдельным альбомом.
Основные этапы творчества
The Sugarcubes
Tappi Tíkarrass принято считать первым серьёзным проектом Бьорк. Несмотря на то, что группа была панк-коллективом, она объединила элементы рока, джаза и фанка, бросив вызов классификации и создав негласный прецедент для будущей карьеры Бьорк как артиста. Группа просуществовала два года, выпустив единственный EP «Bitið fast í vitið» и альбом «Miranda». Лёгкие, мелодичные треки группы напоминали о первых днях существования The Cure…
В 1983 году Асмундур Йонссон из Gramm Records сформировал супергруппу, включив Бьорк в число ведущих вокалистов. Изначально Асмундур планировал, что группа выступит вживую в заключительном эпизоде радиошоу Áfangar. Однако проект оказался настолько успешным, что Kukl стала постоянным коллективом! Годом позже вышел их первый альбом «The Eye» (1984): он достиг шестой строчки в британском независимом чарте и получил высокую оценку критиков! В 1984 и 1985 годах Kukl гастролировали по Европе, играли на фестивалях L’Eldorado в Париже, Pandora’s Box в Нидерландах и Roskilde в Дании. На протяжении этого периода группа сотрудничала с разными артистами, включая рок-певца Мегаса. В 1986 году группа выпустила свой второй альбом «Holidays in Europe»: более сложную запись с большим упором на электронные приборы, эффекты искажения и экспериментального шума… Позднее Kukl распались, хотя четверо первоначальных участников продолжили сотрудничество со своей новой авант-поп-группой Sugarcubes.
Широко известные как величайшая рок-группа, когда-либо выходившая из Исландии, The Sugarcubes были встречены на удивление широко распространённым одобрением критиков после выпуска их первого альбома Life’s Too Good (1986). Их дебютная постпанк-сатира на оптимизм поп-музыки 80-х продвинула Бьорк и группу к славе, а фирменный сингл «Birthday» предоставил им прекрасную возможность отправиться в тур по всему миру!
В 1988 году группа появилась на шоу Saturday Night Live, а также выступила в The Ritz в Нью-Йорке. Они даже могли похвастаться Дэвидом Боуи и Игги Попом как поклонниками их музыкальных излишеств! Ни один музыкант в истории Исландии не достигал такого уровня… Однако второй альбом Here Today, Tomorrow Next Week! был менее успешным. После второго международного турне группа подумала о разрыве, но вместо этого решила взять перерыв. Третий и последний альбом Stick Around For Joy (1990) был встречен более высокой похвалой и породил главный хит группы — сингл с ироничным названием «Hit». Во время своего Zoo TV Tour группа выступала перед U2, перед более чем 700 000 человек, что на сегодня является их самой большой аудиторией. Тем не менее никакие достижения не могли спасти группу от распада, и в 1992 году The Sugarcubes прекратили своё существование…
Музыка и фильмы
В 14 лет Бьорк покрасила волосы в ядовитый оранжевый и собрала панк-группу «Слюни и сопли». Учиться ей было неинтересно, поэтому школу девушка бросила. Она уже давно научилась зарабатывать деньги, совмещая учёбу с разносом по домам книг, чисткой рыбы на заводе и работой в кофейнях и гостиницах.
Бьорк в молодости Главный ориентир Бьорк нашла давно — это музыка. Вокруг неё собрались единомышленники, с которыми образовалась группа «Exodus». Спустя 2 года она сменила название на совершенно неприличное «Tappi tikarrass». Команда быстро приобретает невероятную популярность, но на родине творчество певицы воспринималось неоднозначно.
Помимо музыкальной карьеры, Бьорк пробует себя в качестве актрисы. С ее участием выходят фильмы «Разбитое стекло», «Можжевеловое дерево». В 1993 году в Лондоне вышел сингл «Человеческое поведение». Это оказалась первая ласточка сольной биографии Бьорк. В это же время певица записала диск «Дебют» («Debut»).
В 1994-м Бьорк переехала в Испанию. Здесь вышел в свет новый альбом «Post». Певица превращается в звезду мировой величины. Диск «Homogenic», которым артистка порадовала своих фанатов в 1997 году, называют поворотным в творчестве.
Embed from Getty Images Бьорк и Ларс Фон Триер
Мировая слава Бьорк умножается в 2 раза после выхода в том же году картины Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Лента стала знаковой работой в фильмографии исполнительницы. Главная роль в фильме и написанный к нему саундтрек, в создании которого участвовал Том Йорк, выносят звезду на вершину популярности.
Бьорк попала в Книгу рекордов Гиннесса как обладательница трех British Awards. А за работу в картине «Танцующая в темноте» она получила премию за лучшую женскую роль. И подарила ее подружке. Клипы и музыкальные произведения Бьорк признаны культовыми.
В музыке артистка не собиралась сбавлять обороты — появляются пластинки «Vespertine», «Medulla», «Volta» и другие. Последней студийной работой «Utopia» Бьорк радует фанатов в 2017 году.
Детство и юность
Настоящее имя звезды — Бьорк Гудмундсдоттир, что означает «дочь Гудмунда». В Исландии фамилии не используются. Она родилась в Рейкьявике в ноябре 1965 года под знаком зодиака Скорпион. По национальности артистка — исландка. Бьорк неоднократно доказала, что является настоящим потомком викингов: о крутом нраве женщины, полном отсутствии комплексов, творческой сущности знают все. Внутреннее «наполнение» довершает соответствующая внешность: рост эльфа (163 см) и слегка раскосые глаза эскимоса.
Бьорк в детстве (справа)
Мама девочки — преподавательница айкидо, а отец — электрик. Они развелись, когда малышке было 3 года. Мать вышла замуж во второй раз за человека, сильно повлиявшего на формирование Бьорк как личности.
По рассказам певицы, отчим — яркий представитель культуры хиппи, ненавидел работать, отрицал дисциплину и с утра до ночи «кормил» падчерицу в детстве сказками и развлекал играми.
В 5 лет благодаря маме и отчиму она уже умела играть на флейте и фортепиано. В школьном оркестре научилась петь и освоила арфу. Когда ей было 11 лет, отчим с помощью преподавательницы музыкальной школы, где училась Бьорк, помог юной певице выпустить первый альбом, обложку которого нарисовал отец. Неожиданно пластинка стала платиновой.
Начало пути…
В 11 лет Бьорк исполнила хит-сингл Тины Чарльз «I Love to Love (But My Baby Loves to Dance)». Её версия настолько очаровала преподавателей, что те немедленно решили отправить запись на единственную исландскую радиостанцию! По воле судьбы, запись была услышана представителями Fálkinn (когда-то лейбл, теперь магазин велосипедов), которые поспешили предложить молодому певцу контракт на запись. Так, в 1977 году в свет вышел дебютный альбом Björk, который, в основном, состоял из каверов, переведённых на исландский язык (например, песня «The Fool on the Hill» культовых Битлз). Одна из песен, «The Arab Boy», была написана её отчимом, а обложка альбома была разработана матерью. Это сделало сборник совместным усилием всей семьи! Альбом был выпущен ограниченным тиражом (не менее 7000 копий) как на виниле, так и на кассете. Бьорк было всего 12 лет…
Вскоре Бьорк стала знаменитостью в своём городке: друзья в школе жаждали её внимания, они буквально боготворили Бьорк! Сама же она часами общалась с музыкантами, в три раза старше её. И только в 1979 году, с приходом панк-сцены в Исландию, Бьорк снова окунулась в мир музыки…
В 15 лет Бьорк сбрила брови и сформировала девичью группу, которая быстро распалась: в основном, из-за своей неприязни к мужчинам. Год спустя она перешла в свою новую группу Exodus, чьё наследие сохранилось только на одной кассете, записанной в гараже. Проект Exodus снова поставив Бьорк в центр внимания…
Любит Россию
Если бы обстоятельства не сложились так нелепо и трагично, Милен Фармер наверняка могла бы выйти замуж за Виктора Цоя. Да и вообще за любого русского мужчину.
Но выбрала она Дмитрия Анатольевича Медведева — третьего президента Российской Федерации. Однажды на приеме в Елисейском дворце Милен несколько раз чуть не упала, дрожа перед встречей с кумиром.
«Только за то, что она подарила эти незабываемые кадры для коллекции официальной хроники, звезде простили ее оплошность. Тем более что дама свалилась в первый раз, когда попыталась поприветствовать камеры и помахать ручкой.
Все волнения о том, что Милен приехала во дворец слегка подшофе, быстро улеглись — ведь во Франции с ее богатой культурой винопития вечером труднее найти неподвыпившего человека, чем пьяного», — писал об этом случае портал «Лайф».
И волнение Милен можно понять. Ведь всего за два года до того эксцесса увидела свет книга Николая Сванидзе «Медведев», в которой, в частности, можно прочитать нижеследующую дискуссию:
Детство, юность, семья
Бьорк родилась осенью 1965 года в семье Хилдур Руны Хауксдоттир и Гудмундура Гуннарссона из исландского Рейкьявика. Имя, означающее на родном языке певицы «береза», было дано девочке при рождении, это не сценический псевдоним, как считают многие. Полностью ее зовут Бьорк Гудмундсдоттир – «дочь Гудмундура», но у исландцев не приняты фамилии и отчества. Мама малышки была экологической активисткой, участвовала в протестном движении против строительства гидроэлектростанции Карахнюкар, преподавала айкидо. Отец – электрик, лидер профсоюза.
Бьорк в детстве
До ее рождения они вместе жили в коммуне хиппи, но вскоре после появления девочки на свет развелись. Гуннарсон вернулся домой. Тем не менее, дочка не ощущала отсутствия папы, чередуя пребывание в коммуне с жизнью в доме отца.
Бьорк с отцом
Еще одним человеком, оказавшим сильное влияние на воспитание и развитие девочки, стал ее отчим Сейвар Эмесон, гитарист рок-группы. Будучи «классическим» хиппи, он не признавал дисциплину и жил в свое удовольствие, особо не заморачиваясь отсутствием постоянной работы и стабильного достатка. Сувар пел маленькой Бьорк песни, рассказывал ей сказки, научил любить и понимать природу. Девочка с раннего детства ходила на рыбалку и охоту, могла приготовить на костре дичь и ночевала в спальном мешке под открытым небом.
Бьорк с мамой, отчимом и младшим братом
По его настоянию мама отдала Бьорк в музыкальную школу. Девочка стала лучшей ученицей, прекрасно научилась играть на флейте, арфе, фортепиано. В семилетнем возрасте она выступила на исландском телевидении с композицией I Love To Love. При этом постоянно спорила с педагогами, требуя изменить учебную программу. Свободолюбие и яркая индивидуальность отличали Бьорк и в школе. Одноклассники насмехались над ее нарядами, а она только напевала себе под нос очередную мелодию. Друзей ее возраста у девочки не было, зато был классный отчим.
Все изменилось, когда на местном радио девочка исполнила песню I Love To Love из репертуара английской певицы Тины Чарльз, запись которой учителя отправили на местную радиостанцию. 11-летней певицей заинтересовались представители звукозаписывающего лейбла Falkinn и предложили ей выпустить собственный альбом. В записи пластинки девочки помогали мать и отчим, в дебютный сборник «Björk» (1977) вошли кавер-версии знаменитых хитов Джона Леннона, Пола Маккартни, Стиви Уандера и других известных музыкантов, переведенные на исландский язык. Альбом стал платиновым, и Бьорк поняла, что увлечение музыкой может стать делом всей ее жизни и к тому же приносить неплохие дивиденды.
Бьорк прославилась в 11 лет
Сольная карьера
В Лондоне Бьорк начала работать с продюсером Нелли Хупером – результатом их сотрудничества стал танцевальный хит «Human Behavior», видео на который успешно транслировалось на MTV. Bjork – Human Behaviour В 1993 году вышел в свет первый сольник Бьорк «Debut», который был назван альбомом года по версии New Musical Express, принес артистке две премии BRIT Awards в номинациях «Лучшая молодая певица» и «Лучший международный новый исполнитель», а в США стал платиновым.
Обложка дебютного альбома Бьорк
Этот успех позволил начинающей певице влиться в ряды популярных британских музыкантов, что привело к появлению интересных творческих коллабораций и оригинальных совместных проектов. Бьорк даже стала соавтором шестого студийного альбома Мадонны «Bedtime Stories» (1994) и написала к нему заглавную песню. С этой песней в образе Леди Годивы Мадонна предстала на церемонии вручения премии BRIT Awards.
В июне 1995 года вышел второй сольник певицы «Post», вошедший в сотню величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone. Ажиотаж, возникший вокруг Бьорк, привел к неожиданным негативным последствиям. В 1996 году сумасшедший фанат пытался изуродовать ее, отослав по почте посылку с самодельной бомбой, начиненной кислотой, а после этого покончил жизнь самоубийством, записав момент суицида на камеру.
Сумасшедший сталкер Бьорк – Рикардо Лопес
После этого происшествия певица уехала из Лондона в Испанию, где под впечатлением от случившегося записала третий альбом «Homogenic» (1997). Эта пластинка существенно отличается от ее предыдущего творчества и считается самой экстравертной и экспериментальной работой Бьорк. За ней последовал «Vespertine» (2001) – альбом, в котором кроме электронной музыки звучат камерный хор и оркестр. Параллельно певица выпустила фотоальбом, в котором снимки сопровождаются текстами песен. Bjork – Hyperballad Пятый сборник «Medulla» (2004) был практически полностью построен на вокале, а треком «Oceania» певица открывала летние Олимпийские игры в Афинах. Во время выступления платье Бьорк медленно разворачивалось, демонстрируя огромную карту мира и укрывая гигантским шлейфом стоявших рядом спортсменов. После выхода альбома «Volta» (2007) певица отправилась полуторагодовое мировое турне, в ходе которого посетила Европу, Северную и Южную Америку, Японию, Азию, Австралию, Новую Зеландию и даже страны Океании.
Бьорк в молодости
Седьмой альбом «Biophilia» (2011), созданный Бьорк с использованием компьютерных технологий, стал первым, включившим приложения для мобильных устройств, в связи с чем Нью-Йоркский музей современного искусства в 2014 году пополнил им свою коллекцию. «Biophilia» стал уникальным синтезом науки и искусства – в Исландии его даже включили в обязательную школьную программу.
Образ певицы с альбома Biophilia
Следующий сборник певицы «Vulnicura» (2015) получился очень личным – в песнях звучат темы материнства, семейных отношений, скрытых душевных переживаний и потаенных страхов, а обложка украшена фотографией певицы с открытой раной в грудной клетке. В 2017 году вышел в свет ее девятый альбом «Utopia» (если не считать «Björk»), который стал основой нового концертного тура «Рог изобилия».
Обложка альбома Vulnicura
Если альбом Vulnicura (2015) певица посвятила расставанию, то ее Utopia (2017) стала символом поиска новой любви. Сама артистка объяснила появление этих двух альбомов так: В 2021 году на композицию Tabula Rasa немецким художником Тобиасом Греммлером был создан клип с фантастическими превращениями Бьорк в сказочные цветы и создания. Тогда же певица выпустила девять разноцветных кассет со своими лучшими композициями. Бьорк – Tabula Rasa В 2021 году Бьорк исполнилось 55 лет, но она уверена, что будет творить и сочинять как минимум до 85. К сожалению, пандемия коронавируса внесла свои коррективы в гастрольный график певицы. В 2021 году Бьорк была вынуждена приостановить концертную деятельность и большую часть времени посвятить студийной работе.
В 2021 Бьорк исполнилось 55
История жизни Бьорк
К Рождеству 1995 года появился новый хит Бьорк «Так тихо», выполненный при поддержке струнного квартета. А в 1995 году певица получила Женскую международную награду за достижения в области музыки.
В. Владимирцева пишет:
«Первая реакция на ее музыку — шок, который у некоторых перерастает в полное неприятие. Другие же начинают плавать в этой музыке, словно в огромном море, получая ни с чем не сравнимые ощущения. Ее нервный, звонкий и мощный голос способен передать очень многое, в нем как будто бы плавятся впечатления о реальности, из которых Бьорк и творит свои странные волшебные песни.
Бьорк на «Hurricane Festival» 16 июля 2003
Когда подошло время третьего альбома «Homogenic», она все чаще стала вспоминать родину. Страна, которая в какой-то момент показалась слишком маленькой, теперь стала источником вдохновения. Это была самая настоящая тоска по родине, и причины для тоски нашлись — обезумевший фанат послал ей по почте видеокассету, на которой запечатлел собственное самоубийство. Полиции чудом удалось предотвратить гибель самой певицы: перед смертью этот человек отправил на ее имя смертоносную посылку с кислотной бомбой. Происшествие повергло Бьорк в ужас. Она боялась приступать к работе и мечтала навсегда вернуться в Исландию и зажить там тихо и незаметно вместе с сыном.
Время лечит. Страх, внезапно возникший в ее жизни, постепенно угас, и она сделала свой новый альбом, переплавив ностальгию в совершенно новую музыку…»
Певица вспоминает о том времени:
«Когда в сентябре 1996 года я начинала записывать эту пластинку, то часто вспоминала Исландию. Меня вдохновляла эта земля, этот умиротворяющий климат. Я поняла, что скрипки и компьютеры стали для меня самыми важными инструментами. Скрипки дарят нам тепло, они значат для всей музыки в целом то же самое, что нервная система для человеческого организма. А ритм, рожденный компьютером, напоминает биение сердца и беспрерывно стимулирует дальнейшее движение и жизнь всего музыкального сооружения. И наконец, есть голос — праздник встречи этих составляющих, он является как бы кислородом».
В 1999 году кинорежиссер Ларс фон Триер предложил певице сыграть главную роль в фильме «Танцующая во тьме». Певица не только сыграла роль, но и написала музыку к фильму.
Катрин Денев, исполнившая роль подруги героини, отмечает: «Бьорк не умеет играть. Она просто стала Сельмой, перевоплотилась в нее. «Танцующая в темноте» рождена в страшных мучениях. Теперь Бьорк клянется никогда больше не сниматься в кино. Триер раз и навсегда зарекся от сотрудничества с ней. Хотя именно их совместная работа и принесла успех фильму и награды его создателям.
На Каннском кинофестивале в 2000 году фильм «Танцующая в темноте» удостоен главной награды — приза «Золотая пальмовая ветвь», а Бьорк получила приз за лучшую женскую роль.
Потом она выпустила диск «Песни Сельмы».
«Пластинка достаточно насыщенна и цельна, чтобы воспринимать ее именно так и наслаждаться этой музыкой до тех пор, пока не попадаешь в кинозал, — пишет А. Грицай. — Фильм на многое раскрывает глаза: «песни Сельмы» оживают и приобретают новый смысл, вы переходите на следующий уровень понимания, когда узнаете, к которой из сцен фильма относится та или иная песня и каков ее смысл. В «Танцующей в темноте» Бьорк использовала завораживающий и, видимо, единственно возможный в данном контексте принцип выстраивания композиций.
«CvaLda» рождается из индустриального лязга станков, «I’ve Seen it All» — из перестука колес поезда, «In the Musicals» — из скрипа карандаша, «107 Steps» — из звуков шагов приближающейся смерти, «The Last Song» («New World») — из гула ударов сердца Сельмы (на диске часть эффектов стирается, а часть пропадает вовсе). Так после просмотра фильма альбом обретает иную жизнь, и дальше вы уже не сможете воспринимать музыку отдельно от видеоряда фон Триера, а пульсирующий голос Бьорк — от воспоминаний о судьбе Сельмы…
Исключительное место занимает тема «New World», которой и в альбоме, и в фильме отведена особая роль. В виде симфонического вступления эта тема открывает дверь в историю Сельмы, и она же, спетая героиней на виселице, закрывает ее. Но если в кинозале после смерти Сельмы мелодия «New World» продолжает звучать по ходу титров, то в «Selma Songs» она обрывается с последним вздохом героини, оставляя слушателя с ощущением невероятной силы человеческого духа и любви к жизни».
Личная жизнь
После ее недолгого брака с Тор Элдоном, Бьорк была романтически связана с несколькими другими членами музыкальной индустрии, в том числе британские художники Голди и Трики (из Massive Attack). Затем, в 2000 году, она познакомилась с Мэтью Барни, художником, ответственным за проект Cremaster, в Нью-Йорке во время продвижения Dancer in the Dark. Вскоре они начали встречаться и остаются вместе сегодня. У пары был ребенок, дочь Айседора Бьяркардоттир Барни, родившаяся 3 октября 2002 года, а затем они вместе работали над фильмом «Сдерживание рисунка 9» (2005). Они проживают в Нью-Йорке.
Интересные факты
- До того, как стать знаменитой, Бьорк подрабатывала в антикварной и книжной лавках, а также на заводе по разливу кока-колы и рыбной фабрике.
- Ее любимая работа по дому – стирка, в процессе которой в ее голове рождаются новые мелодии.
- В 2000 году правительство Исландии вознамерилось подарить «символу страны» остров Эллидаэй. После некоторых размышлений Бьорк отказалась от подарка.
- Певица отказалась спеть с Мадонной написанную ею песню «Сказки на ночь», но это не повлияло на их дружбу, которая длится уже почти тридцать лет.
- Бьорк занимает 36 место в рейтинге 100 величайших женщин рок-н-ролла по версии VH1.
- Жизнь в коммуне научила Бьорк выживать в условиях дикой природы, охотиться, готовить пищу на костре.
- Будучи некоторое время бездомной, певица однажды со своим приятелем украла надувной бассейн, чтобы иметь возможность мыться.
- На правой руке Бьорк имеется шрам в виде звезды, который появился у нее из-за любимого детского увлечения – ходьбы вперед спиной. Однажды в городе она врезалась в фонарь и рассекла руку.
- В подростковом возрасте певица сделала себе тату: компас, который по ее мнению помогал ей найти жизненные ориентиры.
- Поклонник Бьорк по имени Рикардо Лопес снял 20-часовое видео о процессе изготовления бомбы, которую затем отправил кумиру по почте, а сам застрелился перед камерой. Полиция своевременно нашла опасную посылку, но на певицу это событие повлияло очень сильно.
- За годы своей творческой карьеры Бьорк дала более 15 тысяч концертов по всему миру.
Книга «Björk»
Во время выхода «Vespertine» Бьорк также публикует книгу — фотоальбом, подготовленный вместе с M/M Paris. В нем певица пытается показать свой взгляд на творческий процесс изнутри, собирая под одной обложкой разрозненные фотографии, обрывки текстов и даже ее интервью с культовым британским телеведущим и натуралистом Дэвидом Аттенборо. Бьорк также попросила каждого из своих коллабораторов заполнить по четыре страницы, чтобы доказать простую вещь: никто не существует сам по себе, а за успешной Бьорк стоит работа не одного десятка людей. По сути тонко собранный скрапбук певицы вторит работе над текстами песен альбома, которые певица, как из кусочков, собирала на основе работ Эдварда Каммингса, Хармони Корина и Сары Кейн.