7 интересных фактов из жизни аркадия стругацкого
Содержание:
«Понедельник начинается в субботу» (1965)
Как рассказывал сам Борис Стругацкий, в начале 1960-х годов его разыграла знакомая, заявив, что в ленинградском Доме книги продается новая книга Эрнеста Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Подобные парадоксальные заголовки были вполне в духе зарубежного автора. Однако, убедившись, что это розыгрыш, авторы посмеялись и решили приберечь заголовок для одного из своих произведений.
Хотя Стругацкие избегали раскрывать имена прототипов героев повести, Борис Стругацкий подтвердил некоторые из циркулировавших слухов на этот счет. Так, главным прототипом профессора Выбегалло был Трофим Лысенко (советский агроном и биолог, создатель псевдонаучного направления мичуринской агробиологии), второстепенным – Александр Казанцев (советский и российский писатель-фантаст), а также один из уборщиков в Пулковской обсерватории. Основой характера Януса Полуэктовича Невструева стал директор Пулковской обсерватории Александр Александрович Михайлов. А Фёдора Симеоновича Киврина братья списали с Ивана Антоновича Ефремова (писатель-фантаст, палеонтолог, философ-космист).
Эрудиты обратили внимание на многочисленные литературные цитаты. Так, первая фраза повести «Я приближался к месту моего назначения» взята из повести Пушкина «Капитанская дочка»
Такое начало, по воспоминаниям Александра Щербакова, было принято в близкой к Стругацким писательской среде начала 1960-х как знак несерьезности текста. Сцена, в которой голодный Привалов читает описания различных трапез в «книге-перевёртыше», может являться отсылкой к «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина. А при упоминании Джузеппе Бальзамо Саша Привалов вспоминает повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро»: ее сюжет знаком российскому зрителю по фильму Марка Захарова «Формула любви».
Есть прототипы и у некоторых персонажей из путешествия Привалова в описываемое будущее. Так, кибернетик, за которым гонится машина со скальпелем – намёк на рассказ Анатолия Днепрова «Суэма», в котором кибер диагностировал у своего создателя рак и пытался удалить опухоль без разрешения. Девушка из рефрижератора в пятнах пролежней – намек на эпизод из романа Олеся Бердника «Пути титанов». А кибернетические феодалы могли прийти в повесть из «Сказок роботов» Станислава Лема.
Книгу неоднократно пытались экранизировать еще в 60-70-е годы: одна из самых популярных баек гласит, что за проект должен был взяться Леонид Гайдай, якобы видевший в роли Привалова Александра Демьяненко, Романа Ойру-Ойру должен был играть Сергей Юрский, а Наину Киевну Горыныч – заслуженная Баба-Яга Советского Союза Георгий Милляр. Увы, после нескольких вариантов сценария в итоговых «Чародеях» от «Понедельника» не осталось почти ничего, кроме пары имен и идеи волшебного института.
Первоначально «Чародеи» должны были стать не мюзиклом, а телефильмом в стиле Эльдара Рязанова с песнями под гитару. К работе над песнями был привлечен знаменитый бард Юлий Ким, но написанные им тексты оказались почему-то «не в жилу». «Я сочинил двенадцать или тринадцать текстов, один другого лучше. И все они были – мимо. Никак я не попадал в тон, в стиль, в лексику картины», — сокрушался Ким. — И композитор Крылатов искренне мучился со мной. Пришлось мне отступиться от этой работы, тем более – сроки в кино беспощадны, а дело шло к срыву всех графиков. Спасибо Дербеневу, выручил группу». Тексты этих неполучившихся песен были опубликованы в 1990 году в сборнике текстов Кима «Летучий ковер».
В последнее время в сети активно ходят слухи о новой экранизации повести – к работе над сценарием одного из вариантов был привлечен даже давний поклонник Привалова и компании, писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. Однако о том, дойдет ли он до экрана, до сих пор ничего не известно.
Понедельник начинается в субботу
0.0
Ваша оценка
0.0
Отменить оценку
фантастика
Аркадий и Борис Стругацкие
1964
Участие в Токийском процессе
В качестве переводчика Аркадий Стругацкий участвовал в Токийском процессе. Это было знаменитое судебное разбирательство над японскими военными преступниками. Оно проходило с 1946 по 1948 годы. Чтобы вынести объективное решение, был даже образован особый международный судебный орган, в который вошли представители одиннадцати государств, в том числе и Советского Союза.
Стругацкий переводил показания японских офицеров, которые они давали перед судейской коллегией. Всего в числе обвиняемых оказались 29 высокопоставленных чиновников, которых обвиняли в военных преступлениях. В основном это были военные и гражданские руководители Японии. За два года было проведено более восьмисот открытых судебных заседаний.
Это был второй по значимости процесс (после Нюрнбергского), который проводился после окончания Второй мировой войны. В результате семеро заключенных были приговорены к смертной казни. Среди них оказались два бывших премьер-министра этой азиатской страны. Их повесили.
После увольнения в запас Стругацкий начал работать редактором в издательствах, а также в институте научной информации.
Биография Аркадия и Бориса Стругацких
В годы Великой отечественной войны семья Стругацких продолжала жить в окруженном Ленинграде. В 1942 году Аркадий Стругацкий с отцом были эвакуированы из города. Но поездку Натан Стругацкий не пережил. Под Вологдой он умер от истощения. Впрочем, как и другие эвакуируемые в их вагоне. Аркадий оказался единственным выжившим. Борис же с матерью остались в Ленинграде. Виной тому стала болезнь Бориса. Вскоре Аркадию удалось их вывезти из города. Вернулись в родной город они уже после окончания войны где Борис Стругацкий окончил школу в которой преподавала его мать – «Заслуженный учитель РСФСР».
Первые шаги в литературе Аркадий Стругацкий начал делать сразу после окончания войны. Его рассказ «Как погиб Канг», написанный в 1946 году, был опубликован лишь в 2001. В 1952 году была написана повесть «Четвертое царство». К тому времени братья уже совместно работали над творческими замыслами и плотно сотрудничали с сюжетом. Поэтому опубликованная в 1956 году повесть Аркадия Стругацкого «Пепел Бикини» стала их совместной работой. Первая совместная книга братьев Стругацких «Извне» вышла в 1958 году. Затем были книги «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры» и другие работы, которые положили начало Миру Полудня. Именно благодаря этим книгам в 1959 году Аркадий Стругацкий, а через пять лет Борис были приняты в Союз писателей СССР и стали профессиональными работниками пера.
Начиная с 1964 года у братьев Стругацких читать можно такие романы как «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу». Последний из этих романов в 19 65 году достаточно успешно экранизируют, что приносит братьям еще большую популярность. Вскоре они становятся ведущими писателями СССР в жанре научной-фантастики. Но это не значит, что они почивают на лаврах. Они продолжают работать и в 1972 году выходит их одна из наиболее популярных книг «Пикник на обочине». Кстати именно этот роман стал основой для популярного на данный момент цикла «Сталкер»
В своих работах они поднимают многие социальные и моральные вопросы, при этом уделяя внимание развития общества и конечно Коммунистической партии, что позволяет им не подпадать под цензуру и не иметь трений с контролирующими органами
Братья активно работают вплоть до 1991 года. Именно в этом году после продолжительной борьбы с раком печени умирает Аркадий Стругацкий. Согласно его завещания его тело сожгли, а прах развеяли над Рязанским шоссе. Для Бориса Стругацкого это стало страшной утратой, но он продолжал работать. В 1995 году выходит его труд «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики», а в 2003 роман «Бессильные мира сего». Но в 2012 год его жизнь оборвала лимфосаркома. Согласно завещания его тело было кремировано, а пепел развеян над Пулковскими высотами.
[править] Экранизации
- — «Понедельник начинается в субботу» ЛенТВ (режиссёр А. Белинский, в ролях: В. Смирнов, Н. Слободская, О. Лянсберг, Л. Секирин, В. Костецкий, Р. Литвинов, В. Тыкке, М. Розанов, Д. Волосов, В. Арсентьев.)
- — чехословацкое телевидение сняло мини-сериал по мотивам повести «Пикник на обочине» под названием Návštěva z Vesmíru (Визит из космоса). Сериал был разгромлен критикой и на данный момент о существовании каких либо копий неизвестно.
- — «Отель „У погибшего альпиниста“» (режиссёр Григорий Кроманов)
- 1979 — «Сталкер» (режиссёр Андрей Тарковский)
- — «Космические пришельцы» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв)
- — «Космические пришельцы 2» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв, Алексей Соловьёв)
- 1982 — «Чародеи» (реж. К. Бромберг)
- — «Миллиард лет до конца света» (венг. Egymilliárd évvel a világvége előtt, реж. Ласло Феликс, сценарий Ласло Цетё Бернат, Петер Сентмихайи Сабо, Аркадий Стругацкий)
- — «Письма мёртвого человека» (реж. К. Лопушанский, сценарий В. Рыбаков, К. Лопушанский, Б. Стругацкий)
- — «Малыш» — телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
- — «Дни затмения» (реж. А. Сокуров)
- — «Трудно быть богом» (реж. П. Фляйшман)
- — «Искушение Б.» (реж. А. Сиренко) по киноповести «Пять ложек эликсира»
- — «Неназначенные встречи» (чеш. Nesmluvená setkání, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш»
- — «Перед концом света» (греч. Πριν το τέλος του κόσμου, реж. Panagiotis Maroulis, сценарий Panagiotis Maroulis, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
- — «Гадкие лебеди» (реж. К. Лопушанский)
- — «Обитаемый остров» (реж. Ф. Бондарчук)
- — «6» (реж. Тимур Шин, по мотивам «Пять ложек эликсира»)
- 2012 — «Зона» (фин. Vyöhyke), независимая инди-киногруппа Pilman Radiant Pictures
- — «Трудно быть богом» (реж. А. Герман-старший)
- (?) — «Понедельник начинается в субботу» (продюсер Ю. Бахшиев, сценарий С. Лукьяненко)
Расцвет
Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» — они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.
Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.
Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?
Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом». Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века». Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.
Биография писателя
Борис Стругацкий был младшим из братьев. Он родился в 1933 году в Ленинграде. Его отец работал научным сотрудником в Русском музее, а мама была учительницей. Так что герой нашей статьи получил качественное образование.
Когда началась Великая Отечественная война, Стругацкие оказались в осажденном Ленинграде. Лютой и холодной зимой 1942-го Борис заболел, поэтому в эвакуацию отправились только его отец и старший брат. В дороге под Вологдой Натан Залманович скончался из-за истощения.
Покинуть город Борис Стругацкий с матерью смог только в 1943 году. С Аркадием они воссоединились в поселке Ташла Оренбургской области (тогда она называлась Чкаловской). После войны вернулись в город на Неве.
Полдень Вселенная
Действие нескольких книг братьев Стругацких происходит в Мир полудня, также известная неофициально как Вселенная Странников. Название происходит от названия одного из их текстов, Полдень: 22 век.
Основными характеристиками полуденной Вселенной являются: очень высокий уровень социального, научного и технологического развития; творчество населения в целом; и очень значительный уровень социальной зрелости по сравнению с современным миром. Например, этот мир не знает денежного стимулирования (действительно, денег не существует), и каждый человек занимается профессией, которая его интересует. Земля полуденной Вселенной управляется глобальным меритократический совет в составе ведущих ученых и философов мира. Этот полуденный мир был четко назван в их романах «Миром коммунизма», что было удобно для публикации их романов в СССР, где Коммунистическая партия решала, будет ли книга напечатана и одобрена для массового тиража.
Полуденная Вселенная была описана авторами как мир, в котором они хотели бы жить и работать. Он стал очень влиятельным, по крайней мере, для поколения советских людей, например, человек мог цитировать книги Стругацких и быть уверенным, что его поймут. Сначала авторы думали, что Полуденная Вселенная станет реальностью «сама по себе», но потом они поняли, что единственный способ добиться этого — изобрести Высшую Теорию Воспитания, сделав воспитание каждого человека уникальным делом.
Одна из важных сюжетных линий этих книг касается того, как развитая человеческая цивилизация тайно управляет развитием тех, кого считают менее развитыми. Агенты человека известны как Прогрессоров. В то же время некоторые люди подозревают, что существует очень продвинутая космическая раса под названием Странники, которая «развивает» само человечество.
[править] Источники
- КЕЭ, том: 8. Кол.: 615–616.
Мир Полудня братьев Стругацких |
|
---|---|
Романы и повести |
Полдень, XXII век • Попытка к бегству • Далёкая Радуга • Трудно быть богом • Беспокойство • Обитаемый остров • Малыш • Парень из преисподней • Жук в муравейнике • Волны гасят ветер
|
См. также |
Страна багровых туч • Забытый эксперимент • Испытание СКИБР • Частные предположения • Путь на Амальтею • Стажёры • Хищные вещи века • Время учеников
|
Планеты |
Арканар • Земля • Ковчег • Радуга • Саракш • Саула • Второстепенные планеты
|
Расы |
Голованы • Леонидяне • Людены • Люди • Негуманоиды Ковчега • Странники • Тагоряне
|
Персонажи |
Лев Абалкин • Гаг • Леонид Горбовский • Максим Каммерер • Геннадий Комов • Рудольф Сикорски • Второстепенные персонажи
|
Разное |
Дело подкидышей • Нуль-переход • Прогрессоры • Профессии • Сонет Цурэна • Фукамизация • Массаракш • Страна Неизвестных Отцов • Хронология мира Полудня • Бойцовые Коты • Высокая теория воспитания • Стояли звери около двери • Оверсан
|
Экранизации |
Трудно быть богом (1989) • Трудно быть богом (2013) • Обитаемый остров
|
Игры |
Обитаемый Остров (Послесловие • Чужой Среди Чужих • Землянин) • Трудно быть богом • Обитаемый остров
|
Прочее |
Обитаемый остров (комикс) • Чёрная Пешка (повесть) |
Пик творческой мысли
Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».
Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.
Литература
Пока одни считают, что все писатели занимались сочинением рассказов еще в детстве и знали свое будущее призвание с малого возраста, биография братьев Стругацких доказывает обратное.
Два гения литературы родились в момент из-за бутылки шампанского. Этот алкогольный напиток был призом, который стоял на кону в споре: молодые ученые заявили супруге Аркадия, Елене Ильиничне, что смогут проявить своей литературный талант. В тот вечер предметом дискуссии была слабость современной фантастики.
Братья Стругацкие
Таким образом, в 1959 году у братьев Стругацких вышла первая книга под названием «Страна Багровых туч»: черновик был готов уже в 1957-м, а сама книга вошла в цикл «Мир полудня».
Дебютное произведение писателей окунает читателя в эпоху Союза Советских Коммунистических республик. Главный действующий герой–специалист по транспортным машинам Алексей Быков – получает предложение поучаствовать в экспедиции на Венеру.
Книга братьев Стругацких «Страна Багровых туч»
Литераторы наделили свое произведение детективным элементом: в сюжете книги имеется загадка гибели геолога Тахмасиба, который вместе со своей командой умер в предыдущей экспедиции. В романе рассматривается не только технологический прогресс, но и соотношения общественного блага и индивидуальных желаний человека.
Борис Натанович работал только над заключительной частью романа, которая носит название «На Венере». «Страна багровых туч» стала первым произведением в послужном списке братьев Стругацких, которое написано по частям. В дальнейшем писатели договаривались о фабуле романа или рассказа и составляли определенный сюжетный план. Мужчины привыкли работать в тандеме, но небольшие произведения они сочиняли отдельно друг от друга.
Книги братьев Стругацких «Пикник на обочине» и «Трудно быть богом»
Книголюбы считают, что большинство сочинений братьев написано в жанре научной фантастики, однако Борис предпочитал говорить о «реалистической фантастике». Писатель старался делать главными героями не вычислительные машины, роботов и другие технологические новшества, а человека, раскрывая его характер и судьбу: космос, планеты и техника будущего служили декорацией.
После смерти брата Борис Натанович продолжил заниматься литературой, взяв себе псевдоним С. Витицкий. Из-под пера Стругацкого вышло два полноценных романа. Первый «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) повествует об инженере-программисте Станиславе Красногорове, который считает, что судьба оберегает его от неминуемой гибели и спасает в различных ситуациях.
Книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Обитаемый остров»
Другое произведение Бориса называется «Бессильные мира сего» (2003), которое С. Бондаренко назвал самым трудным в библиографии Стругацких. Книга имеет три сюжетные линии, которые пересекаются друг с другом, а имена и прозвища главных героев перемешаны намеренно. Все события романа укладываются в одну неделю зимнего месяца.
Кроме того, Стругацкий занимался переводом зарубежной литературы, познакомив русских читателей с Андре Нортоном, Холом Клементом и Джоном Уиндэмом.
Личная жизнь
Первой супругой писателя была Инна Шершова. Они познакомились, когда Аркадий Натанович служил в Канске. Но этот брак оказался непрочным: в середине 50-ых пара рассталась. Совместных детей у Инны и Аркадия не было.
Аркадий Стругацкий с первой женой Ириной
Второй раз Аркадий Стругацкий женился в 1955 году на Елене Вознесенской (в девичестве Ошаниной). У нее уже была дочь от первого брака – Наталья. Аркадий Натанович воспитал девочку как родную.
Аркадий Стругацкий с женой Еленой
Во втором браке родилась дочь Маша. Мария Стругацкая вышла замуж за политика Егора Гайдара, внука писателя Аркадия Петровича Гайдара.
Семья
Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».
Экранизации
Половина романов, созданных фантастами, экранизированы. Первой на экране зрители увидели повесть «Отель «У погибшего альпиниста», написанную в жанре фантастического детектива в 1970 году. В англоязычных странах повесть вышла под названием «Головоломка инспектора Глебски». Снял картину российский режиссер Григорий Кроманов. Детективная лента киностудии «Таллинфильм» вышла на экраны в 1979 году. В ней рассказывается об удивительных событиях, которые происходят в отрезанной от остального мира сошедшей с гор лавиной гостинице. Картина снята на эстонском языке и продублирована на русском.
Экранизация романа «Отель «У погибшего альпиниста»
Жизнь на киноэкране получило и произведение «Пикник на обочине», которое Борис и Аркадий Стругацкие написали в начале 70-х. Фильм получил название «Сталкер» и вышел на экраны в 1979 году. Сценарий к нему писался братьями Стругацкими вместе с режиссером Андреем Тарковским.
Андрей Тарковский и Аркадий Стругацкий на съемках «Сталкера»
В 1982 году советские зрители увидели замечательный новогодний фильм «Чародеи», ставший культовым. Далеко не все зрители, внесшие эту картину в перечень своих любимых фильмов, знают, что в его основе лежит произведение братьев-фантастов «Понедельник начинается в субботу». Правда, настолько измененное, что писатели даже попросили убрать из титров их имена. В любимой миллионами картине рассказывается романтическая и фантастическая история любви Алены Саниной и Ивана Пухова, которых разлучило колдовство директора института НУИНУ Киры Шемаханской.
В главных и второстепенных ролях «Чародеев» снялись любимые миллионами звезды российского кинематографа Александр Абдулов, Александра Яковлева, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин и Михаил Светин.
Александр Абдулов и Александра Яковлева в фильме «Чародеи»
Фильм «Дни затмения» Александра Сокурова, вышедший на экраны в 1988 году, как и «Чародеи», основан на произведениях Стругацких. При этом картину сложно назвать экранизацией. Драматург Юрий Арабов написал сценарий по мотивам повести «За миллион лет до конца света», написанной Аркадием Стругацким в соавторстве с братом, изменив детали произведения. Но фантасты не возражали против интерпретации повести и даже участвовали в создании сценария.
Знаменитая повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» экранизирована дважды. В 1989 году немецким режиссером Петером Фляйшманом, а в 2013 российским режиссером Алексеем Германом. Это последняя лента, снятая Германом: ее выхода на экраны он, как и Аркадий Стругацкий, не дождался. В этой фантастической драме снялись Леонид Ярмольник, Юрий Цурило и Евгений Герчаков.
Леонид Ярмольник в фильме «Трудно быть богом»
В 1990 году режиссер Аркадий Сиренко презентовал картину «Искушение Б.». Фильм примечателен тем, что сценарий к нему написали сами братья Стругацкие, а за основу взят их роман «Пять ложек эликсира».
Фильм «Гадкие лебеди» режиссера Константина Лопушанского зрители увидели в 2006 году. Это экранизация одноименной повести Стругацких. Картину показали в рамках конкурсной программы «Кинотавр», она получила теплые рецензии критиков, но в широкий прокат не вышла.
Аркадий Стругацкий не дожил до экранизации одного из самых популярных произведений – романа «Обитаемый остров». Одноименная экранизация – лента-антиутопия – появилась в 2009 году, после смерти Аркадия Натановича. Экранизировать роман рискнул Федор Бондарчук. Фильм вышел в двух частях, в нем снялись Василий Степанов, Петр Федоров и Юлия Снигирь.
Экранизации
- 1965 — «Понедельник начинается в субботу» ЛенТВ (режиссёр А. Белинский, в ролях: В. Смирнов, Н. Слободская, О. Лянсберг, Л. Секирин, В. Костецкий, Р. Литвинов, В. Тыкке, М. Розанов, Д. Волосов, В. Арсентьев.)
- 1977 — чехословацкое телевидение сняло мини-сериал по мотивам повести «Пикник на обочине» под названием Návštěva z Vesmíru (Визит из космоса). Сериал был разгромлен критикой и на данный момент о существовании каких либо копий неизвестно.
- 1979 — «Отель „У погибшего альпиниста“» (режиссёр Григорий Кроманов)
- 1979 — «Сталкер» (режиссёр Андрей Тарковский)
- 1981 — «Космические пришельцы» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв)
- 1982 — «Космические пришельцы 2» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв, Алексей Соловьёв)
- 1982 — «Чародеи» (реж. К. Бромберг)
- 1983 — «Миллиард лет до конца света» (венг. Egymilliárd évvel a világvége előtt, реж. Ласло Феликс, сценарий Ласло Цетё Бернат, Петер Сентмихайи Сабо, Аркадий Стругацкий)
- 1986 — «Письма мёртвого человека» (реж. К. Лопушанский, сценарий В. Рыбаков, К. Лопушанский, Б. Стругацкий)
- 1987 — «Малыш» — телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
- 1988 — «Дни затмения» (реж. А. Сокуров)
- 1989 — «Трудно быть богом» (реж. П. Фляйшман)
- 1990 — «Искушение Б.» (реж. А. Сиренко) по киноповести «Пять ложек эликсира»
- 1994 — «Неназначенные встречи» (чеш. Nesmluvená setkání, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш»
- 1996 — «Перед концом света» (греч. Πριν το τέλος του κόσμου, реж. Panagiotis Maroulis, сценарий Panagiotis Maroulis, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий)
- 2006 — «Гадкие лебеди» (реж. К. Лопушанский)
- 2009 — «Обитаемый остров» (реж. Ф. Бондарчук)
- 2012 — «6» (реж. Тимур Шин, по мотивам «Пять ложек эликсира»)
- 2012 — «Зона» (фин. Vyöhyke), независимая инди-киногруппа Pilman Radiant Pictures
- 2013 — «Трудно быть богом» (реж. А. Герман-старший)
- (?) — «Понедельник начинается в субботу» (продюсер Ю. Бахшиев, сценарий )