Диоклетиан. от императора до огородника

Литература

Bernhardt, «Geschichte Roms von Valerian bis zu Diocletians Tode» (B., 1867);

Preuss, «Kaiser D. und seine Zeit» (Лпц., 1869);

Bernhardt, «Untersuchung über Diocletian im Verhältniss zu den Christen» (B., 1862);

Mason, «The Persecutions of D.» (Л., 1876);

Allard, «La persécution de D. et le triomphe de l’Eglise, d’après les documents archéologiques» (Пар., 1890);

Belser, «Zur Diocletianischen Christenverfolgung» (Тюбинген, 1891);

Casagrandi, «Diocleziano» (Ген., 1876);

Cohen, «L’abdicazione di D.» (1887);

Morosi, «L’abdicazione dell’imp. D.» (1880).

Князький И. Император Диоклетиан и закат античного мира. — Алетейя, 2010. — 144 с. — (Античная библиотека. Исследования). — 1000 экз. — ISBN 978-5-91419-310-9.

Стивен Уильямс. Диоклетиан. Реставратор Римской империи / Переводчик Ирина Хазанова. — М.: Евразия, КЛИО, 2010. — 368 с. — (Clio). — 2000 экз. — ISBN 978-5-91852-058-1, 978-5-906518-17-0.

Новицкая К. И., Некоторые вопросы аграрной политики начала Домината, «Вестник древней истории», 1961, № 4;

Архангельский С. И., Указ Диоклетиана о таксах, Нижний Новгород, 1928;

Seston W., Dioclétien et la tétrarchie, P., 1946.

Диоклетиан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Строительство

У Диоклетиана была безудержная страсть к строительству, повсеместно возводились новые здания разного назначения. Император был чрезвычайно требователен к качеству возводимых построек. Если его что-либо не устраивало в возведённом здании, он мог отдать приказ разрушить его до основания и возвести новое. Строительство, в основном, осуществлялось за счёт провинций, ложась тяжким грузом на плечи римских граждан. В итоге, ценой огромных затрат и лишений императору всё же удалось увековечить своё имя в прекрасных постройках, которыми изобиловал Рим, Карфаген, Медиолан и Никомедия.

Смерть и жизнь вечная

Искусствовед Паола Волкова предложила рассматривать суды над христианами во времена Диоклетиана как «исторически-гениальный поступок». Она пишет: «Как преследовали христиан? Их группой загоняли на стадион, а дальше – у кого на что хватало воображения: к ним выпускали диких зверей и прочее. А у Диоклетиана возникла идея, как у настоящего большого государственника: судить христиан как врагов народа. И их стали судить, то есть устраивать политические процессы с дознанием. А они говорили: нет, не отрекусь! Им угрожали расправой, мучениями, но они держались своей веры. Все это происходило публично, театрально, велись протоколы – это же Рим! Две трети всех существующих христианских мучеников сделал император Диоклетиан, на индивидуальных судебных процессах <�…> Результатом этих индивидуальных политических процессов стало то, что мы помним имена. Когда христиан уничтожали в коллективе – нет, а когда индивидуально – помним. Существуют протоколы, они стали основой новой литературы, которая называется ‟жития святых”. Эти жития появились на основе документов. Документы дают очищенный образ, воспаривший, подлинный образ нового героя. Диоклетиан вместе с Максимианом практически создали всех христианских великомучеников!» .

К сожалению, при таком рассмотрении уходят в тень многочисленные факты подвига, явленного мучениками за Христа, которые в подражание Ему шли на смерть

Неужели слово «мученик» перестало потрясать воображение? Вспомним, сколько страданий претерпел святой великомученик Георгий! Среди клейм житийной иконы святого, которую с осторожностью относят к началу XV века и синайскому художественному центру, показаны мучения Георгия . Здесь представлены изощренные пытки, которые сменяли друг друга, когда император видел, что мученик после восстает невредимый и твердый в своей вере

Вмч. Георгий. Житийная икона. XIII век. Монастырь святой Екатерины на горе Синай

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей проповеди сказал: «Император Диоклетиан, замучивший св. Георгия, очень любил его и глубоко ценил как самого храброго, самого нужного воина. Когда увидел он, что самые тяжкие мучения не могли сломить веры его во Христа, он дошел даже до того, что предложил Георгию, если он принесет жертву богам, сделать его вторым в своем великом Римском царстве. Но в ответ на это обещание св. Георгий только посмеялся над ним и, конечно, отверг даже первую по римском императоре славу и честь, ибо верность его Христу была тверже адаманта, и любовь к Нему безгранична» .

Нам известно, что святой Георгий предстал перед Господом в конце мучений, когда был усечен мечом. Символично этот факт изображается на золотофонной критской иконе XVI века.

Вмч. Георгий. XVI век. Крит

Сообщается, что на свитке святого, обращенного к Иисусу Христу, начертано: «Видишь, что сотворили беззаконные , о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную». В руке Спасителя свиток со следующими словами: «Вижу тебя, мученик, и даю тебе венец» . Таков диалог святого Георгия не с императором, земным правителем, а с Господом нашим и Вседержителем Иисусом Христом.

↑ Ранние годы

Будущий император родился 22.12.244г в окрестностях Скодры – это нынешний Шкодер в Албании; точное место его рождения – селение Диоклетии (известное сегодня как Дукля в Черногории).

Его тогдашним именем было Диокл (или Валерий Диокл), в чём можно было усмотреть греческое происхождение; став императором, он изменил его на «более римское» Диоклетиан.

Диокл не был представителем знати; больше того – считается, что он был сыном вольноотпущенника, то есть раба. Его жизнь – яркий пример того, как человек самого низшего звания благодаря своей воле и усердию приобрёл власть чуть ли не над всем обитаемым миром.

На службу он поступил простым солдатом и достаточно быстро двигался по карьерной лестнице. Поскольку его подразделение должно было перемещаться по разным местам империи, Диоклетиан хорошо изучил, как живут люди в разных концах римского государства и какие это люди.

Существует легенда, что в Галлии он встретился с друидкой, которая предсказала ему, что он станет императором после того, как убьёт вепря (по латыни «aper»). Впоследствии его легион во главе с императором Каром пошёл в поход на Персию; император внезапно умер по дороге, а находившегося с ним сына Нумериана внезапно умертвил его тесть – начальник преторианцев Аррий Апер.

Солдаты при участии Диокла расправились с Апром, после чего весь отряд дружно провозгласил новым императором именно Диокла. Так якобы сбылось пророчество колдуньи.

Начало правления Диоклетиана

Единство империи было восстановлено, но обстановка в стране оставалась смутной – повсюду царила сумятица – мятежи и войны. Удержать власть одному было сложно. И Диоклетиан принял мудрое решение прибегнуть к помощи своего друга – Максимиана Геркулия, хорошего и умного воина, который также произошёл из низших классов и возвысился благодаря своим военным заслугам. Император присвоил ему титул Цезаря, наделив неограниченной военной властью и направил в Галлию, где ситуация была особенно сложной из-за крестьянского восстания багаудов, которые стали для римлян настоящим бедствием, а так же по причине постоянной угрозы вторжения германцев. После успешного выполнения поставленной задачи в 286 году Максимиану был добавлен титул Августа. Фактически он стал соправителем Диоклетиана, в его власть были переданы Африка и Италия.

Пока Максимиан наводил порядок в Галлии, сам Диоклетиан делал всё, чтобы обеспечить безопасность восточных границ империи в Азии и в Европе.Он был вынужден несколько лет вести пограничные войны, сначала в Мезии и Паннонии, что позволило ему взять титул «Германский Величайший», затем против арабов и сарматов. Он сумел отстоять прежнюю границу вдоль реки Дунай (Дакию) и оставить в составе Римской империи самую западную из дунайских провинций Ретию.

Хотя триумфальное вхождение в Рим было отложено, всё же императоры решили ознаменовать победы, прибавив к своим именам по новому многозначительному эпитету: Диоклетиан стал зваться Jovius (Юпитер), МаксимианHerculius (Геркулес). Диоклетиан всегда был не равнодушен к внешним проявлениям власти. Недаром является общепризнанным фактом, что именно с его правления начался период домината (dommus-«господин»). Он был первым императором, облачившимся в роскошные, шитые золотом одежды и драгоценности. Раньше отличительным признаком высшей власти была только пурпурная тога — трабея, остальная одежда ничем не отличалось от других людей. Он же ввёл в обиход восточные обычаи, требующие от всякого человека слепого обожания и благоговейного поклонения императору как божеству: простым смертным при встрече с императором необходимо было падать на землю и целовать край его одежды.

Теперь император был не просто первый из сенаторов (принцепс), но полновластный правитель государства. Однако всеобщее поклонение и несметные богатства не замутили рассудок Диоклетиана, он всегда умел оценивать ситуацию трезво. Он не собирался править вечно, заявив публично, что по истечении двадцати лет он и Максимиан добровольно удалятся от власти, передав бразды правления своим преемникам.

Последние годы жизни

Гонениями на христиан завершилось правление Диоклетиана. Пришло время исполнять данное в своё время обещание – по истечении двадцатилетнего срока отойти вместе с Максимианом от власти, предоставив право управлять страной своим преемникам. Оба соправителя в один день – 1 мая 305 года сложили с себя знаки императорской власти и ушли в частную жизнь. Диоклетиан отправился доживать свой век в Салон, а Максимиан поселился в Лукании. Свои последние годы Диоклетиан провел в уединении и покое в своем дворце на берегу моря, и, неожиданно для себя, в этой далекой от прежней суеты жизни нашёл своё счастье. Когда однажды вновь вспыхнувшие междоусобные войны вынудили Геркулия с Галерием позвать Диоклетиана вернуться к власти, он, как от чумы, отмахнулся от их предложения и воскликнул: «О, если бы вы могли посмотреть на выращенные моими руками в Салоне овощи, вы бы сказали, что этого никогда не следовало бы делать!».

 Но прошлое нельзя зачеркнуть и переписать заново. Оно догнало старика на закате дней и не позволило мирно уйти из жизни. В 313 году Диоклетиан получил от Константина и Лициния приглашение на свадебное празднество. Он отказался, извиняясь и ссылаясь на старость и нездоровье. Императоры странно отреагировали на его извинения, прислав второе письмо, содержащее угрозы. Диоклетиан понял, что такой интерес к его персоне вызван чем-то большим, чем просто желание видеть его на празднике. Он заподозрил, что стал пешкой в борьбе за власть и его бывшие соправители готовят на него покушение. Он предпочёл умереть по своей воле и принял яд. Так трагично и бесславно закончилась жизнь великого императора, чьи реформы помогли сохранить империю в течение тысячелетия.

↑ Доминат

Правление Диоклетиана открывает новую главу в истории Рима. Теперь фактическая империя становится законной: Диоклетиан отменяет почти всю «республиканскую мишуру», имевшую место при его предшественниках:

  • Вся реальная власть сосредоточилась в руках одного человека – монарха;
  • Сенат сохранялся, но теперь он играл чисто декоративную роль и перестал являться источником власти;
  • Император, стало быть, не заседал больше в сенате и не являлся более «первым среди равных», — теперь он был одним-единственным главой государства;
  • Сохранялись и звания консулов и преторов, но теперь они тоже представляли собой почётные титулы, а не государственные должности;
  • Придворный этикет приобрёл исключительную пышность, позаимствованную с востока. Император приравнивался к богу и фактически был с ним отождествлён. Посетители были обязаны падать перед ним на колени;
  • Император приобретал титулы «август» («священный») и «домин» («господин»), последний титул означал, что все римские граждане превращались как бы в рабов императора;
  • Император издавал законы, назначал чиновников, наместников провинций, некоторых военных руководителей.

Впрочем, некоторые демократические традиции при Диоклетиане продолжали сохраняться – например, армейские народные собрания. Это не позволяет называть доминат Диоклетиана стопроцентным абсолютизмом.

Начало правление

Диоклетиан начал новую эпоху в Римской империи, сделав императорскую власть не только de facto, но и de jure неограниченной — абсолютной монархической властью (доминатом). Император уже нисколько не разделяет её с сенатом; он сам — источник всякой власти, он выше всех законов, всех обитателей империи, какого бы звания они ни были.

Первым актом нового императора было собственноручное, перед лицом войска, умерщвление Апра. Он не тронул никого из своих врагов, утвердил их в должностях и, победив в Мёзии Карина, другого сына императора Кара, даже удивил современников своей кротостью, совсем не обычной в Риме у победителей в междоусобных войнах. Победой над Карином было восстановлено единство империи; но так как обстоятельства были трудные, то Диоклетиан взял себе в помощники старого своего друга Максимиана, дав ему сначала титул Цезаря, а после подавления им крестьянского восстания багаудов в Галлии (285) — и титул Августа (286). Пока Максимиан защищал Галлию от германцев, Диоклетиан был занят на востоке; обеспечивая безопасность границ империи в Азии и в Европе. Сначала из Никомедии, где он находился в конце 285 — начале 286 года, Диоклетиан двинулся в Сирию, чтобы устроить дела с Персией; когда же обстоятельства на Востоке получили благоприятный для Рима оборот, он повернул из Азии в Европу, чтоб защитить линию Дуная от нападений сарматов. Ему удалось отстоять прежнюю границу вдоль Дуная — (Дакию) и обеспечить за Римом провинцию Ретию. Триумфальное прибытие в Рим императоры отложили, но приняли каждый по новому эпитету: Диоклетиан стал прибавлять к своим именам лат. Jovius (Юпитеров), а Максимиан — лат. Herculius (Геркулесов). Победив сарацин (аравийских бедуинов), опустошавших границы Сирии, Диоклетиан снова вернулся в Европу (в конце 290 года).

Разделение империи на четыре части привело к преобразованию всего провинциального управления. Империя была раздроблена на большое количество округов управления. Вся империя была разделена на 12 диоцезов, каждый из которых был разделён на провинции: самый меньший, Британия — на четыре провинции, а самый большой, Восток (Oriens) — на 16. Такое устройство управления требовало увеличения числа чиновников, что соответственно вело к увеличению податей населения. Тем не менее, эта реформа соответствовала потребностям времени и была сохранена после Диоклетиана.

Римская Империя во время правления Диоплетиана

Максимин Фракиец из пастуха превратился в диктатора Римской империи

Ещё до Диоклетиана Римская империя уже знала пример императора, поднявшегося с самых низов. Максимин Фракиец родился во фракийском посёлке в семье варваров и был пастухом. Максимин по свидетельствам современников был огромного роста, по неподтверждённым данным, выше 2,5 метров, имел мужественные черты лица, был суровым, высокомерным, но справедливым. Он поступил на службу в римскую кавалерию и быстро стал авторитетом для других солдат.

После того как Максимин отличился на военных играх, устроенных императором Септимием Севером, правитель взял его в свою личную охрану, где поднялся ещё выше по карьерной лестнице. После смерти Септимия Севера Максимин служил при нескольких императорах.

Когда император Александр Север был убит, возможно, по приказу Максимина, имевшего сильное влияние в армии, германские легионы и преторианцы провозгласили его императором. Максимин был приверженцем жёстких методов, что вызвало ряд восстаний в разных частях Римской империи. Некоторые легионеры, не желавшие терпеть узурпации престола тираном, сговорились и убили Максимина. Интересно то, что Максимин, будучи императором в течение трёх лет, ни разу не был в столице Римской империи.

Экономические реформы

Диоклетиан упорядочил налогообложение, учредив прямой поземельно-подушный налог в натуральной форме, что отражало натурализацию экономики; пытался наладить финансы, введя полноценную монету; боролся со спекуляцией, издав в 301 эдикт о ценах.

Диоклетиан расширил власть земельных магнатов над зависимым населением и в то же время возложил на них ответственность за сбор налогов и за поставку рекрутов; издал ряд эдиктов в пользу мелких и средних землевладельцев (предусматривавших, в частности, расторжение сделки купли-продажи земель, ранее проданных за бесценок).

Диоклетиан и Христианство

Император Диоклетиан

Первые девятнадцать лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии, возвышалась большая христианская церковь. Но под конец своего царствования, под влиянием Галерия, Диоклетиан возобновил жестокое гонение на христиан. В течение одного года 303-304 он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений.

Сначала происходит конфискация церковного имущества . Прежде всего, конфисковывались церковные здания. Кроме того, от духовенства требовалось выдавать священные сосуды и священные книги. Один из епископов был рад, что он обманул гонителей, и вместо священных книг выдал им еретические книги, которые для сведений хранились у него. Но несравненно чаще ситуация была более острой, потому что тех, кто не выдавал священных книг и сосудов, подвергали репрессиям, а тех кто выдавал — считали падшими — об этом Церковь судила довольно строго. Между прочим, во время Диоклетиановых гонений было уничтожено несравненно больше христианских книг, чем впоследствии, в христианскую эпоху, книг языческих — по приговору церковных судов, потому что языческие книги, уничтоженные христианами, можно пересчитать по пальцам одной руки, в то время как язычники истребляли вообще все христианские книги.

Гонения развивались дальше, и от конфискации святынь и церковной собственности скоро перешли к арестам и казням духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах, или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богодельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Не все части империи в одинаковой мере были затронуты гонениями. В той части империи, которой управлял Констанций Хлор, (Галлия и Британия) христиан было сравнительно немного, и гонения здесь, из-за того, что сам Констанций сочувствовал христианству, носили самый поверхностный характер. Они ограничивались конфискацией зданий, причем эта конфискация была вовсе не повсеместной. На востоке, где было значительно больше христиан, гонения имели куда более кровавый характер. Таких страшных преследований история христианства еще не знала.

Среди пострадавших мучеников были супруга и младшая дочь Диоклетиана — Александра и Артемия, бывшие тайными христианками.

Литература[править | править код]

  • Bernhardt, «Geschichte Roms von Valerian bis zu Diocletians Tode» (Б., 1867);
  • Preuss, «Kaiser D. und seine Zeit» (Лпц., 1869);
  • Bernhardt, «Untersuchung über D. im Verhältniss zu den Christen» (Б., 1862);
  • Mason, «The Persecutions of D.» (Л., 1876);
  • Allard, «La persécution de D. et le triomphe de l’Eglise, d’après les documents archéologiques» (Пар., 1890);
  • Belser, «Zur Diocletianischen Christenverfolgung» (Тюбинген, 1891);
  • Casagrandi, «Diocleziano» (Ген., 1876);
  • Cohen, «L’abdicazione di D.» (1887);
  • Morosi, «L’abdicazione dell’imp. D.» (1880).
  • Новицкая К. И., Некоторые вопросы аграрной политики начала Домината, «Вестник древней истории», 1961, № 4;
  • Архангельский С. И., Указ Диоклетиана о таксах, Нижний Новгород, 1928;
  • Seston W., Dioclétien et la tétrarchie, P., 1946.

Много современных слов родом из Древнего Рима

Латинские слова до сих пор используются в медицинских и юридических профессиях. Однако некоторые английские слова также происходят из римской культуры. «Сенат» — это термин, которым римляне называли свой законодательный орган, а сенатор был человеком, который служил в Сенате. Аудитория на латыни означает «место для прослушивания». Для римлян цирк представлял собой любое место для развлечений, построенное вокруг центральной круглой площадки (зачастую с беговыми дорожками). «Цивилизованный» происходит от римского «civitas», означающего «гражданин».

Римляне внесли слова «император» и «гладиатор» в английский язык. В военных академиях курсант первого года обучения назывался «плебе». Это сокращенная форма слова «плебей», которое у римлян обозначало гражданина низшего класса.

Воцарение Диоклетиана

Когда римский император Кар при неясных обстоятельствах погиб осенью 283 года нашей эры в походе на Персию, начальство над войском принял его сын, Нумериан, действиями которого руководил его тесть, префект преторианцев Апр. Уступая желанию войска, Нумериан отступил обратно за Тигр. Человек слабого характера и здоровья, более пригодный для занятия красноречием и поэзией, чем для суровой походной жизни, Нумериан занемог на отступлении. Апр держал его шатер под строгой охраной и распоряжался всем, как государь. Это возбудило подозрение в войске и когда оно стояло близ Босфора, воины ворвались в шатер императора и увидели там его мертвое тело. То, что Апр скрывал его смерть, заставляло предполагать убийство.

Войско собралось на совещание в Халкедоне, военачальники стали рассуждать, кого назначить императором, и выбрали им начальника телохранителей, Диоклетиана (сентябрь 284). Он тотчас пошел к престолу и сел на него. К новому императору привели Апра, закованного в цепи. Диоклетиан, не дав обвиняемому оправдываться, вонзил в грудь ему меч, воскликнув: «он – убийца Нумериана!».

Гай Аврелий Валерий Диокл Диоклетиан, уроженец далматского города Диоклеи, сын раба, дослужился храбростью и талантами до высоких военных должностей и до консульского сана. Теперь убийство Апра упрочило за ним престол. Человек суеверный, он в молодости получил в Бельгии от друидской прорицательницы предсказание, что, убив вепря, он сделается императором; ему было теперь ясно, что пророчица говорила об Апре («aper» значит по латыни вепрь). Сооружая себе мавзолей, он велел сделать на нем барельеф, изображавший известную из мифов ; это было напоминанием о том, что он, новый Мелеагр, тоже убил вепря.

Голова Диоклетиана. Стамбульский археологический музей

Второй сын императора Кара, Карин, был не в состоянии противиться энергичному человеку, провозглашенному императором на Востоке. Карин вел гнусную жизнь, отдал важнейшие должности прислужникам своего распутства оскорблял знатнейшие фамилия своим высокомерием, бесчестил их, делая их дочерей жертвами своего разврата, считал необузданное удовлетворение сладострастия правом верховной власти. Он старался приобрести расположение римских простолюдинов великолепными играми в театрах, амфитеатрах и цирках, но оно было слабой опорой ему при ненависти сената и всего знатного сословия. Впрочем, у этого развратника не было недостатка в мужестве. Весною 285 года войска его и Диоклетиана сошлись в балканской провинции Мезии, у Марга, небольшого города неподалеку от Дуная. Войско Карина было многочисленнее и храбрее, победа начинала склоняться на его сторону: ряды врагов были уже сломлены. Но все выгоды, доставленные Карину множеством войска, оказались напрасны: военный трибун, чью жену он обольстил, нашел во время битвы случай отмстить за свой семейный стыд и заколол развратника. Битва прекратилась. Диоклетиан, уже утративший надежду на победу, был признан войском Карина в сане императора. Отчасти по врожденной кротости, отчасти по благоразумному политическому расчету, он поступил с приверженцами Карина очень милостиво; это возбудило надежду, что он будет превосходным государем, и приобрело ему всеобщую любовь. Победитель в междоусобной войне не отнял ни у кого из побежденных ни имущества, ни даже должности, говорит историк Аврелий Виктор. Никто не подвергся ни казни, ни изгнанию – это было делом совершенно необыкновенным.

Нерон

Годы жизни — (39-68 н.э.). Нерон был римским императором и отличался тщеславием. Был слишком жестоким правителем. Клавдий усыновил его. После того, как Клавдий умер, Нерон перенял права императора и отравил родного сына Клавдия. Позже он организовал убийство матери. Довёл Сенеку, который был его советником, до самоубийства. Жену Октавию велел убить. Таким образом, он избавился от тех, кто оказывал на него сдерживающее влияние. Убийства продолжились и за рамками семьи. Нерон был первым императором, кто лживо обвинил христиан в поджоге Рима и предал их смерти. Жертвы были накрыты шкурами зверей и отданы на растерзание собакам. По приказу Нерона возводились статуи императора в образе Бога. В 68 году Нерон покончил жизнь самоубийством

Внутреннее администрирование

Для решения проблемы с внутренними военными конфликтами, Диоклетиан принял решение удвоить число провинций до ста и объединить их в двенадцать диоцезов, возглавляемых викариями, не имеющими военного образования.

Это решение изменило внутренние границы провинций, сделав невозможными восстания.

Также была проведена военная реформа: наёмники в армии были заменены на рекрутов, предоставлением которых занимались землевладельцы этих регионов.

Поскольку центр империи вместе с императором переместился из Рима на восток, многие члены сената в Риме потеряли свое влияние на административные решения. Так постепенно сенат перестал принимать участие в важнейших делах империи.

Разрушение храмов и казни христиан

Итак, согласно императорским указам, христианские храмы разрушались до основания; священные и богослужебные книги сжигались на площадях; епископы заключались в темницы и подвергались пыткам; всех без исключения христиан разрешалось оскорблять, унижать и мучить.

Даже в самых обыкновенных житейских делах и спорах, обратившись в суд и прося защиты у государства, христиане встречали не справедливых судей, а остервенелых врагов и ненавистников!

Как удивительно похожи любые гонения, и как Римская империя конца III века напоминает СССР двадцатых и тридцатых годов века XX. Христианская кровь, как и за полвека до этого, опять полилась потоками.

Скрыться было некуда, ведь в империи не оставалось места, где бы не действовали эти жестокие указы. Гонения начались очень символично: в Никомидии, в светлый праздник Пасхи, в храме было заперто и сожжено заживо сразу около двадцати тысяч христиан!

Скоро пытки и казни верующих докатились мутной волной и до Мир Ликийских. Ликийский пастырь в это трудное время бесстрашно поддерживал свою паству, громко проповедуя слово Божие. Вместе с другими христианами он подвергся аресту и заключению в темницу. Но и в тюрьме он думал не о своем спасении, а о помощи своим младшим товарищам и духовным детям. Укрепляя их в вере, он помогал им переносить страдания, поддерживал в мученичестве за Христа. Многие из христиан были казнены в те годы, но Своего избранника, Святителя Николая, Господь еще хранил для дальнейшего служения Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector