Не слабый пол: 20 фильмов о сильных и успешных женщинах

Содержание:

Уте Эрхардт, «Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят…» (1994)

Уте Эрхардт — немецкая писательница, психолог и бизнес-тренер. Её специальность повлияла на книгу — она похожа на справочник по саморазвитию и карьерному росту для женщин. Однако внутри раскрываются серьёзные проблемы — уязвимые места гендерного воспитания и его последствия.

Писательница утверждает, что девочек воспитывают милыми, услужливыми, неконфликтными и это отражается на их будущем. Женщины не умеют устанавливать личные границы, им стыдно попросить повышения в должности или зарплате. Появляются внутренние ограничения, которые мешают стремиться к большему. Книга помогает по-новому взглянуть не только на карьерный путь женщины, но и на её отношения с людьми в целом. Эрхардт доказывает, что женщина не обязана быть удобной для окружающих.

Основные идеи феминизма

С течением времени и в зависимости от постоянно изменяющихся условий цели, проявления, направление феминизма изменялось и продолжает меняться по сей день. Но даже в таких условиях можно выделить основные идеи феминизма, которые не подвергаются значительным изменениям:

  • Борьба за политические права, уравнение женщин и мужчин. Здесь идет речь о том, что женщина, равно как и мужчина, вправе голосовать, беспрепятственно участвовать в политической жизни общества, выдвигать свою кандидатуру и избираться.
  • Борьба за возможность получать высшее образование и работать в тех ж отраслях, что и мужской пол. Сюда же входит борьба с неравной оплатой и условиями труда, возможностью занимать определенные должности и другие. 
  • Борьба с репродуктивным насилием. Ущемление и угнетение женщин проявляется и в вопросах репродукции. Уравнение прав женщин и мужчин в браке, поддержка женщин в вопросах контрацепции, абортов, родов и других вопросов, связанных с репродуктивными функциями женщин.


Феминизм охватывает большой спектр проблем, которые порождают дискриминацию женщин в обществе

  • Борьба с давлением общества на женский пол. Имеется в виду, что общество не должно требовать от женщины придерживаться определенных правил, традиционно приписываемых женскому полу. Начиная от внешнего вида женщины и заканчивая её социальной ролью. 
  • Борьба за сохранение личных границ женщин. Под этой формулировкой феминистки подразумевают более жесткие наказания за сексуальные домогательства, насилие и другие проявления харассмента и сексизма.
  • Борьба со стереотипностью. Привычные и традиционные взгляды общества на женщин тормозят развитие общества, а также ограничивают возможности женщин.

«Плод познания», Лив Стремквист

«Плод познания», бесспорно, самый провокационный в нашем списке (и провокационный в правильном смысле, как медиа). Он рассказывает о темах, которые по многим причинам табуированы и считаются стыдными. Ну, например, такие как гендер, женские гениталии или менструация. Лив Стремквист хочет, чтобы женщины могли говорить о своем теле на собственном языке, не опасаясь осуждения. Художница исследует проблему начиная с античности. И, к слову, очень иронично рассказывает про известных мужчин, одержимых женскими гениталиями, которые сильно повлияли на европейскую культуру (среди них святой Августин, Фрейд, Фуко).

Про иронию и сарказм Стремквист – в книге есть гениальный стрип, где два инопланетных червя сомневаются в способности человечества к осмысленному диалогу, и один из них говорит: «Они же нарисовать нормальную вульву не могут!» Стремквист точно может и хочет, чтобы этого не стыдились все женщины. К слову, на русском доступна и ее вторая книга .

«Веселый дом», Элисон Бекдел

«Веселый дом» – это уникальный графический авто-фикшн американской художницы Элисон Бекдел с нелинейным сюжетом. Элисон иронично рассказывает о своем детстве и взрослении в семье, где главным был деспотичный отец. Одна из основных тем – это сексуальная идентичность героини, которая в определенный момент осознает, что она лесбиянка (любопытно, что авторка определяет отца в книге как скрытого гомосексуала). «Веселый дом» получил престижную премию Айснера.

Любопытный (и важный!) факт про Элисон Бекдел. Именно она придумала тест на гендерную предвзятость в кино, который получил ее имя. Упрощенно он выглядит так: в фильме должны быть два женских персонажа, которые говорят друг с другом и не про мужчин. Кстати, этот тест впервые появился в комиксе Бекдел Dykes to Watch Out For еще в 1980-х.

Часы посещения (1982)

Рейтинг: imdb: 5.7 КП: 6.1 Жанр: ужасы, триллер Страна: Канада Актеры: Майкл Айронсайд, Ли Грант, Линда Перл Режиссер: Жан-Клод Лорд Длительность: 01:45 Подборки: Маньяки, Серийные убийцы, Журналисты, Преследование, Расследования, Сверхъестественное, Канада, Больницы, Остросюжетные, Тяжелые, Серьезные, Тревожные

Описание сюжета:

Телевизионная ведущая оказывается в центре внимания психически неуравновешенного маньяка. Ее смелые и нетрадиционные высказывания о феминизме, неграх, войне во Вьетнаме, евреях вызывают у него чувство досады и разочарования. Он преследует ее до самого дома, после чего проникает внутрь и нападает на женщину. Той чудом удается избежать смерти, но при этом журналистка получает серьезные повреждения. Она оказывается в госпитале. Но оказывается, что ее кошмары только начинаются, так как маньяк собирается завершить начатое дело и убить журналистку…

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

Магистр изящных искусств (2017)

Рейтинг: 5 (imdb: 6.1 КП: 5.7) Жанр: ужасы, триллер, драма Страна: США Актеры: Франческа Фишер-Иствуд, Клифтон Коллинз мл., Леа МакКендрик Режиссер: Наталия Лейте Длительность: 02:14 Подборки: Маньяки, Убийцы, Полицейские, Студенты, Преподаватели, Месть, Творчество, Искусство, США, Общежитие, Вечеринки, Тяжелые, Напряженные, Психологические

Описание сюжета:

Студентка Ноэль изучает искусство, но её работам не хватает эмоциональной выразительности. Однажды девушку приглашает знакомый Люк на вечеринку в общежитие, отводит в свою комнату и насилует. А после ведёт себя как ни в чем не бывало. Ноэль пытается сообщить о произошедшем руководству университета, но сталкивается с равнодушием. Решив выяснить отношения с Люком, девушка случайно убивает его, после чего решает разобраться с другими местными насильниками. Убивая, Ноэль получает заряд творческого вдохновения.

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

Какими фильм о феминизме видит мужчин

На первый взгляд, создатели фильма не особо заморачиваются с проработкой мужских персонажей. И сначала я подумала, что три героя, которые больше всего участвуют в сюжете, несправедливо плоские. Но? кажется, это был намеренный приём. Это не персонажи, а скорее мужские архетипы.

Давайте посмотрим поближе. Главный злодей фильма (и это не спойлер) — любимец школы Митчелл. Он красивый, неглупый, занимается спортом. Директриса его обожает, а одноклассники считают придурковатым, но безобидным. И только Люси первая замечает, что он опасен. Митчелл — пример мужчины, который не привык слышать «нет». Он считает, что ему всё позволено, доминирует через агрессию, оскорбляет женщин и считает их не более чем развлечением. Митчелл олицетворяет патриархат в самом худшем его проявлении — токсичной маскулинности. 

В кино есть и примеры антитоксичной маскулинности

Друг Митчелла Джейсон — это другой пример последствий патриархата. Джейсон обижает девушек не потому, что агрессивен, а потому что привык так жить. Привык к объективирующим спискам, привык приставать к девушкам, привык отпускать скабрёзные шутки. Так делали мужчины до него, и Джейсон не понимает, почему девушки вдруг взъелись. В его картине мира они должны быть рады такому вниманию от мужчин. И он просто не хочет думать о проблеме, тем более решать её. Джейсон стал примером мужчины, который просто привык жить так, как мужчины за столетия до него.

Но кроме плохих примеров у нас есть очаровашка-Сет. Он олицетворяет мужчин, которых хочется встречать почаще. Сет никому не доказывает свою маскулинность, он уважает девушек, не считает их слабыми или неполноценными. Он открыто поддержал «Бунтарку», хотя, боже мой, парень! Сет защищает личные границы, но при этом не скрывает боль и обиду. Словом, я могу долго распинаться про этого симпатягу. Очень рада, что кино о феминизме не сделало всех мужчин отпетыми негодяями. Потому что в реальной жизни это не так.

Веб-камера (2018)

Рейтинг: 8 (imdb: 5.9 КП: 5.8) Жанр: ужасы, триллер, детектив Страна: США Актеры: Мадлен Брюэр, Патрик Дарро, Мелора Уолтерс Режиссер: Дэниел Голдхабер Длительность: 01:59 Подборки: Модели, Содержанки, Интернет, Социальные сети, Конкурсы, Напряженные, Остросюжетные, Тревожные, Депрессивные

Описание сюжета:

Элис работает веб-моделью в эротическом чате и неплохо зарабатывает. Девушка одержима идеей стать лучшей в этом деле и для начала войти в топ-50 моделей сайта, для чего устраивает и экстремальные представления, на которые решится не каждая. Однажды, когда цель уже почти достигнута, Элис обнаруживает, что не может войти в свой аккаунт, а вместо неё онлайн выходит точная её копия.

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

белл хукс, «Феминизм для всех: страстная политика» (1989)

белл хукс (именно так, с маленькой буквы) — псевдоним американской писательницы и феминистки Глории Джинн Уоткинс . Её волновал не только сексизм, но и расовое угнетение. Она разработала комплексный подход в борьбе за равноправие. Хукс утверждает, что сексизм, расизм, гомофобия связаны между собой и нужно учитывать все формы угнетения для победы над ним. Идеи активистки легли в основу интерсекционального феминизма.

В работе «Феминизм для всех: страстная политика» хукс называет феминизм движением «за прекращение сексизма, сексистской эксплуатации и угнетения». Книга помогает понять, почему от патриархата страдают не только женщины. Писательница уверена, что гармоничное общество построено на любви и справедливости. А ещё она развенчивает миф о том, что все феминистки — агрессивные мужененавистницы.

Книга доступна только на английском языке.

Радикальный феминизм

Направление появилось в 1960‑х годах. Главными фигурами движения были Шуламит Файрстоун, Кэти Сарачайлд, Ти-Грейс Аткинсон и Кэрол Ханиш.

Основательница радикально-феминистской группы «Красные чулки» Эллен Уиллис , что направление сильно помогло всему движению. Например, активистки стали публично обсуждать вопросы сексуальности, разработали «язык» второй волны (например, именно они ввели термин «патриархат» в феминистскую теорию) и легализовали аборты в США. Сегодня радикальный феминизм — скорее идейная основа.

Основные идеи

  • Общество — это патриархат, где мужчины — угнетатели, а женщины — угнетённые. Мужское превосходство — фундамент, на котором выросли другие виды угнетения, например расовое и классовое. 
  • Женщины не всегда осознают несвободу. Они становятся домохозяйками и стараются быть красивыми не по собственной воле, даже если думают иначе.
  • Работа в порнографии и секс-индустрии — не добровольный выбор женщины. Чаще всего она вынуждена это делать из-за дискриминации и бедности. Секс-индустрия порождает нездоровую модель поведения: мужчина доминирует, а женщина страдает от жестокого обращения. 
  • У женщины должна быть полная свобода над репродуктивным здоровьем. Она имеет право на аборт и контрацепцию. Сам вопрос зачатия ребёнка тоже должен оставаться за ней. Мужчина, семья, государство и церковь не имеют право давить на неё. Иначе это репродуктивное насилие.

Поднаправления

Культурный феминизм

Активистки считают, что мужчины и женщины различаются с точки зрения не только биологии, но и культуры, истории и психологии. Они разделяют мужское и женское поведение, поощряют второе за эмпатию, чувственность, склонность отдавать, стремление к миру. Культурные феминистки мечтают о матриархате, потому что женщины могут построить гармоничное и ненасильственное общество.

Сепаратистский феминизм

Сторонницы поднаправления считают, что от мужчин нужно отстраниться. Только так можно сопротивляться патриархату. Сепаратистка принципиально не вступает в рабочие или личные отношения с мужчиной. К формам сепаратистского феминизма относится также позитивная дискриминация, когда женщин предпочитают мужчинам при равных критериях отбора, например при найме на работу.

Далее речь пойдёт SWERF и TERF, которые часть сообщества признаёт течением радикального феминизма. Но тут есть разногласия, и многие критикуют поднаправления за антифеминизм. Другие находят определения оскорбительными для представительниц радикального течения.

TERF

С английского trans-exclu­sion­ary rad­i­cal fem­i­nist — радикальная феминистка, которая исключает трансгендеров. Активистки считают, что мужчина всегда остаётся мужчиной и угнетателем, а женское тело — не оболочка, которую можно «примерить».

SWERF

Радикальные феминистки выступают против секс-работы, но готовы защищать интересы женщин, которые в неё вовлечены. Но не SWERF — sex work­er exclu­sion­ary rad­i­cal fem­i­nist (исключающая секс-работниц радикальная феминистка). Они считают, что женщины, которые работают в секс-индустрии, поддерживают идею угнетения, а потому не заслуживают снисхождения. 

Большая часть произведений не переведена на русский язык.

Шорты против штанов

Лара Крофт образца 2018 года сменила шорты на армейские штаны, чтобы перестать быть секс-объектом, и тут же всем разонравилась: у фильма плохие рейтинги, посредственные сборы, и даже свежая идейка сделать героиню лесбиянкой вряд ли обеспечит сиквел этому ремейку. Снимать стриптизершу без стриптиза (а Лару Крофт по культурной значимости можно смело приравнять к девушке у шеста) можно только в клипе “Turn The Page” группы Metallica, который вгоняет зрителя в чеховскую депрессию. Всем остальным — без Чехова, без депрессии и без Metallica — придется возвращать секс-объекты или пролетать мимо кассы.

Другие женские героини фильма: красавицы зрелого возраста, сыгранные Робин Райт и Конни Нильсен, изящно изуродованная красавица Елена Анайя и обаятельная толстушка Люси Дэвис, единственная выставленная в комичном свете. Все вполне типично.

Но что важнее, «Чудо-женщина» — самое обычное супергеройское кино, не произнесшее в жанре ни одного нового слова. В нем эпично летают, эпично дерутся и романтично влюбляются. Фильм отличает только то, что это первый супергеройский блокбастер, снятый женщиной, и, возможно, это полезно для индустрии — но какое дело зрителю до индустрии? В чем сила твоего фильма, сестра, если он похож на все остальные?

Нет новизны даже в самом факте экранизации: Чудо-женщина появлялась в сериале 70-х с Линдой Картер, в фильме 1974 года с Кэти Ли Кросби и в полнометражном мультфильме 2009 года, снятом женщиной-режиссером Лорен Монтгомери, которая, в отличие от Пэтти Дженкинс, специализируется на супергеройской тематике и внесла большой вклад во вселенную DC.

Но у Монтгомери не было 150 миллионов бюджета и 3 миллионов на рекламу. Про нее не писали с восторженными придыханиями: «Она творит историю, создавая новое женское супергеройское кино!»

Социалистический феминизм

Направление выросло из марксистского феминизма и развилось в 70‑х годах XX века с работами Зиллы Айзенштайн и Джулиет Митчелл

В отличие от марксистских феминисток, социалистические верят, что гендерное равенство не менее важно, чем классовое

Основные идеи

  • Уничтожение классового неравенства не приведёт к исчезновению гендерного. Патриархат формировался ещё в докапиталистическом обществе.
  • Разное воспитание мальчиков и девочек выгодно капиталистической системе. Мужчин учат быть агрессивными, рациональными и независимыми, чтобы они достигали успеха в карьере. А женщин — эмпатичными и бесконфликтными для «поддержания домашнего очага».
  • Как и в марксистском феминизме, обсуждают проблемы неоплачиваемого женского труда в домашнем хозяйстве и сексизм на рабочих местах.

Социалистический феминизм сегодня

В прошлом году издание Teen Vogue выпустило статью «Социалистический феминизм: что это такое и как он может заменить корпоративный феминизм». В ней журналистка Сара Леонард рассказала о процветании этого движения в США. Молодые женщины стали чаще поддерживать социал-демократов на выборах. Появились новые лидеры движения, например, Сара Нельсон и Александрия Окасио-Кортес. Журналистка пишет, что идеи социализма набирают популярность у миллениалов и поколения Z. Они считают, что капитализм сделал феминизм товаром, при этом положение женщин не становится лучше.

Если бы стены могли говорить (1996)

Феминистские фильмы невозможно представить без этой киноленты. Тяжелая, эмоциональная драма о распутье трех женщин. Картина поднимает один из самых сложных вопросов, на который до сих пор никто не смог дать ответ — о вынужденном прерывании беременности. Три героини фильма в разное время сталкиваются с необходимостью принять решение — делать аборт или оставить ребенка. Героиня первой истории медсестра Клер оказывается беременной в 1952 году, когда аборты официально запрещены

В 1974 году домохозяйке с 4 детьми тоже предстоит принять важное решение. И, наконец, 1996 год, когда молодая студентка стоит на распутье и нуждается в помощи.

Охотник за головами (2010)

Хорошая романтическая комедия на вечер расскажет об отставном копе Майло, который после ухода на пенсию осознал, что не умеет делать ничего другого. Недолго думая, экс-детектив переквалифицировался в частного агента по розыску скрывающихся от правосудия людей. Одним из очередных заданий становится розыск и доставление в суд некой журналистки Николь, самостоятельно расследующей тайные делишки действующих полицейских.

Проблема в том, что эта «некая» – бывшая жена Майло, которая за годы замужества досконально изучила методы работы правоохранительных органов. Ей помогает коллега Стюарт, который ошибочно полагает, что между ними взаимные чувства. Тем не менее, профессиональное чутье помогает охотнику за головами отыскать бывшую благоверную. Теперь дело за малым: не поддаться всплеску ностальгических чувств и беспристрастно выполнить задачу.

Оригинальное названиеThe Bounty HunterАктерыДжерард Батлер, Дженнифер Энистон, Джейсон Судейкис…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 5.6Возрастные ограничения16+

«Мой нью-йоркский дневник», Жюли Дусе

Юная девушка переезжает в большой город к своему парню, полная надежд и амбиций. Именно такая история случается с канадкой Жюли Дусе, описавшей свой личный опыт в автобиографическом «Нью-йоркском дневнике». Однако вскоре иллюзии рассеиваются – Нью-Йорк не слишком рад новичкам, парень зациклен на себе, манипулирует героиней, завидует стремлению Жюли сделать карьеру в комиксах, а профессиональная тусовка, к слову, довольно враждебна к девушкам.

Дусе честно рисует токсичные отношения, в которых оказалась, – от этого комикс становится еще более достоверным. Стоит отметить необычную брутальную рисовку Жюли (художницу часто называют королевой канадского комиксного андерграунда).

Книги о феминизме

О феминизме как движении написано большое количество как научных, так и художественных работ. Многие из них написаны самими феминистками. О зарождении суфражизма, волнах феминизма, влиянии на общество можно прочитать в следующих работах: 

  • «Гендерный мозг», Д. Риппон. О гендерных стереотипах, мифах. Феминизированный взгляд на мышление мужчин и женщин с точки зрения науки.
  • «Глобальная женщина», Барбара Эренрайх. О женском труде и о проблемах неравенства с мужчинами в профессиональной среде. 
  • «Миф о красоте», Наоми Вульф. О влиянии индустрии красоты на женщин и мифах о том, что феминистки отрицают женственность.

Стереотипы о феминизме и феминистках

«Вы читали нашу программу или просто несете что в голову взбредет?» — спросят у Шлэфли оппонентки, инициирующие ERA. Она не читала программу. И она несет то, что в голову взбредет, работая на типичных клише о феминизме для ведомой публики. Некрасивые неприкаянные женщины, брошенные жены и скандалистки, с которыми никто не хочет связываться. Громкие бабы, обиженные на весь мир. Женщины с нерасчесанными волосами и небритыми ногами. Слишком серьезные женщины — feminists are no fun. Что-то очень знакомое, верно? Спустя почти 50 лет после событий «Миссис Америки» оппоненты феминисток используют тот же вокабуляр и те же стереотипы — представляющих опасность и неспособных на переговоры мужененавистниц, которые хотят заставить мир лежать у их ног.

Филлис Шлэфли отлично понимает эти стереотипы и правила игры, по которым она действует. Выставить женщин с транспарантами как маргиналок и наймитов левого движения, напугать не читающих новости и не вовлеченных в общественную жизнь домохозяек домыслами о крахе семьи и падении правительства — отличный способ закрепиться на голосах миллионов женщин, чьи страхи перед самостоятельной жизнью не дают им действовать в собственных интересах. «Почему Глория Стайнем не вышла замуж?», «Почему Бетти Фридан в разводе?», «Кто воспитывает ребенка Ширли Чисхолм, пока она занимается политикой?» — с такими нападками на частную жизнь и арсеналом мизогинии Шлэфли вербует своих сторонниц.

Она приписывает феминисткам не существующие в реальности и никак не доказуемые презрение к семье и материнству, унижение домохозяек, призывы к женской службе в армии и даже агитацию за совместные душевые. Ничего из этого нет в ERA, это порождение коллективного сна разума, но правильные интонации с лояльной аудиторией работают. Вместо обсуждения реальных фактов трудовой дискриминации, стеклянного потолка и бытового сексизма Шлэфли формирует в обывательском мировоззрении запоминающийся отрицательный образ — агрессивную группу безбрачных и никому не нужных женщин, занимающихся политикой только потому, что они «мужика хорошего не встретили». Sisterhood of misery — сестринство страдания. Действительно, кому захочется ассоциировать себя с такой группой, а не с подстриженным газоном около собственного дома, где резвятся любимые дети? И когда Филлис захочет подчеркнуть различие с феминистками, то для первого демарша выберет символику домашнего уюта, который получают мужчины в традиционных семьях, — свежеиспеченный хлеб и рукодельные подушечки с нежными вышивками.

Телевизионная Бетти Фридан

За что борются сторонники феминизма

Изначально, в период первой и второй волны представители феминизма боролись за те права, которые для нас сейчас кажутся обыденными, и мы не представляем современную жизнь без этих вещей. Например, за право женщин носить брюки, получать образование, голосовать на выборах, работать и другие. Позднее, когда феминизм стал развиваться как идеология, круг феминистских целей стал расширяться. Выделяют несколько основных направлений, по которым по сей день ведётся борьба.


С усложнением отношений и общественных явлений появляется больше поводов для борьбы и защиты женщин

Безопасность

Устоявшееся и устаревшее мнение о женщине лишь как о сексуальном объекте, заставляет женский пол бояться домогательств до сих пор. Борьба феминизма в направлении безопасности женщин заключается в борьбе от:

Благополучие

В этом направлении выделяют следующие аспекты:

  • Стереотипные, гендерные взгляды, не позволяющие женщинам достичь желаемого, например, в карьерном росте. Так называемый стеклянный потолок, который устанавливается относительно женского пола и не даёт им развиваться в профессиональной среде, независимо от личных и профессиональных качеств.
  • Запрет на осуществление деятельности в некоторых профессиях. В России существует список профессий, недоступных для женщин. На 2021 год он содержит 100 профессий. До 1 января 2021 года список состоял из 456 профессий.


ООН постоянно в рамках своей деятельности поднимает вопросы незаконности дискриминации женщин в труде

Свобода

Свобода женщин также одно из важнейших направлений борьбы феминисток. 

  • Навязывание образа женщины, сексизм. Существование некого образа и отклонение от него вызывает общественное порицание, унижение.
  • Аборты. По мнению феминисток запреты абортов навязывают женщинам функцию деторождения. А значит, ограничивают выбор самой женщины рожать или нет.

Равноправие

Равноправие является важнейшей составляющей всех направлений феминизма. Проявляется, например, в равенстве размера оплаты труда женщин и мужчин при выполнении одинаковой работы, оплаты аналогичной занимаемой должности.

Гендер

Важно различать понятия «пола» и «гендера». Пол — набор врожденных , которые отличают мужчин от женщин

Биологический пол определяют по первичным и вторичным половым признакам — в основном к ним относятся видимые отличия в гениталиях.

Гендер же — это набор социальных норм, которые не являются врожденными и существуют только в рамках культуры. Например, женщина — «хранительница очага», а мужчина — «добытчик», которому к тому же нельзя плакать. Вокруг гендера сформировалось множество стереотипов. Некоторые считают, что женщины хуже мужчин справляются с решением логических задач, а мужчины с рождения интересуются техникой. На самом деле это не так, и нейробиологи давно опровергли популярные гендерные стереотипы.

Социальная экономика

В кадре не только девушки: как устроен гендерный дисбаланс в кино

Если биологический пол совпадает с внутренним самоощущением и человек принимает предписываемую гендерную роль, его называют цисгендером (то есть, «по эту сторону» гендера). Но это не единственный вариант. Например, есть интерсекс-люди — те, чьи первичные или вторичные половые признаки не вписываются в стандартные представления о мужском или женском теле. Например, форма гениталий может быть мужской, а репродуктивная система — женской. Кроме того набор хромосом у интерсекс-человека может отличаться от типичных XY для мужчин и ХХ для женщин. В норме возможны вариации XХY, XХYY и другие. Из-за этого «генитальный пол», который определяют акушеры по внешним признакам, может отличаться от хромосомного или гормонального.

Интерсекциональный феминизм

Интерсекциональность — теория пересечений разных форм угнетения, которые не просто складываются, а усиливают друг друга. Термин появился благодаря профессору Кимберли Креншоу. В конце 80‑х она отстаивала права темнокожих женщин. Интерсекциональность стала популярна среди феминисток четвёртой волны начиная с 2010‑х годов. 

Основные идеи

  • Когда сексизм, расизм, гомофобия пересекаются, они образуют новый вид дискриминации. Например, угнетение темнокожих женщин не складывается из дискриминации темнокожих и женщин. Это отдельный вид угнетения. То же относится, например, к лесбиянкам (сталкиваются с сексизмом и гомофобией) и женщинам с инвалидностью (сталкиваются с сексизмом и эйблизмом — дискриминацией людей с особенностями здоровья).
  • Не существует единого женского опыта. Дискриминация белой гетеросексуальной женщины из среднего класса отличается от дискриминации темнокожей бисексуальной женщины из бедной семьи. Все женщины рискуют столкнуться с несправедливостью, однако у некоторых эта вероятность больше из-за сексуальной ориентации или расы.
  • Борьба с сексизмом неотделима от борьбы с расизмом, гомофобией и эйблизмом.

Поднаправления

Чёрный феминизм

Выступает за права темнокожих женщин, которые сталкиваются с тройной дискриминацией: гендерной, классовой и расовой. Представительницы критикуют господствующий западный феминизм за то, что он исключает расу из анализа угнетения.

Трансфеминизм

Противоположность TERF. Активистки защищают права трансгендерных женщин. Они считают, что гендерное равенство достигается через защиту всех людей, которые идентифицируют себя как женщин.

Постколониальный феминизм

Направление возникло благодаря теоретикам из «третьего мира». Они критикуют западных феминисток за игнорирование опыта женщин из колониальных стран, которые испытывают на себе двойное давление — имперское и патриархальное. То есть страдают от «двойной колонизации».

Разбираем нюансы

Интерсекциональный феминизм

Это направление феминизма, в основе которого лежит интерсекциональность. Эта социологическая теория предполагает, что человек может подвергаться дискриминации по нескольким критериям одновременно и такая дискриминация будет более сильной. Например, белую цисгендерную женщину будут угнетать только на основе пола. А чернокожая транс-персона вдобавок столкнется с расизмом и трансфобией. Поэтому невозможно добиться равноправия, если отстаивать только права женщин. Необходимо также бороться с другими проявлениями дискриминации — гомофобией, расизмом, экономической дискриминацией.

Создательницей интерсекциональной теории считают Кимберли Креншоу — юристку, защитницу гражданских прав, философа. Хотя интерсекциональные идеи обсуждались еще с конца XIX века, именно Креншоу первой занялась научным обоснованием концепции и дала ей название в 1989 году.

Социальная экономика

Юваль Харари: «Гомофобия — странное явление с эволюционной точки зрения»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector