10 удивительных фактов о фриде кало

Романы на стороне

Мексиканская художница не была так проста, как кажется на первый взгляд. Она жутко ревновала своего мужа. Но вместо того, чтобы решить их семейную проблему, также пустилась во все тяжкие.

Диего был в ярости. Его собственность смеет заигрывать с другими!И не только мужчинами. Известны романы Фриды с танцовщицей Жозефиной Бейкер, Чавелой Варгас, американским скульптором, которого Диего чуть было не застрелил.

Кроме того, пара была окружена единомышленниками-коммунистами. Одним из таких друзей являлся Лев Давидович Троцкий. На тот момент революционер был изгнанником СССР, а Мексика оказалась единственной страной, согласившейся предоставить ему политическое убежище – виллу Риверы и Кало.

Фрида не меньше мужа обладала врожденным обаянием, и Троцкий, конечно же, не смог ему противостоять. Между ними завязался роман. Разница в возрасте составляла почти 30 лет. Троцкому на тот момент было 58, а Фриде едва исполнилось 29. Все это продолжалось, пока Наталья Серова, жена Троцкого, не раскрыла измену мужа. Роман мексиканки и советского революционера закончился, и любовники вернулись к своим законным супругам.

Фильм о невероятной мексиканке

Фильм «Фрида» (Frida) — это яркая кинобиография мексиканской художницы. Лента режиссера Джулии Теймор шесть раз номинирована на премию «Оскар».

Мексика в фильме перенасыщена красками, слишком поющая, праздничная и пьяная. В созданном независимой фирмой Miramax фильме образ Кало показан в развитии: от жизнелюбивой, страстной молодой девушки — к мученице. Режиссер Джулия Теймор (Julie Teymor) поставила в центр внимания зрителя не политические убеждения или страдания Кало, а ее жизнерадостность и свободолюбивую натуру, которые художница сумела сохранить, несмотря на удары судьбы. С одной стороны — это своеобразная уступка ожиданиям публики, с другой – популяризация Фриды Кало в широких массах.

«Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами»

В начале 1930-х годов вместе со своим мужем Фрида Кало отправилась в Америку. Художница не любила эту страну и была убеждена, что живут там исключительно ради денег.

Посмотрите на картину. На стороне Америки – трубы, заводы, техника. Все окутано клубами дыма. Со стороны Мексики, наоборот, видны цветы, светила и древние идолы. Так художница показывает, насколько дороги ей традиции и связь с природой и древностью, которых не найти в Америке. Для того чтобы выделяться на фоне модных американок, Фрида не переставала носить национальную одежду и сохраняла в себе черты, присущие мексиканкам.

Винсент Ван Гог

Этот гениальный французско–нидерладский художник оказал огромное влияние на живопись 20 века, постоянно совершенствовался в ней. Он написал 2100 картин с подсолнухами, кипарисами, характерными звездами и т. д., но был признан психически больным еще при жизни. Многим Ван Гог известен благодаря «Автопортрету с отрезанным ухом и трубкой», причем ухо он отрезал себе сам.

Родившийся в 1853 году художник много раз лежал в специализированных клиниках, где наблюдался врачами, оставившими подробные записи о его состоянии. Психиатры не сомневались в душевной нестабильности такого пациента, но расходились в диагнозах: они утверждали, что это эпилепсия, другие – шизофрения, третьи – биполярное расстройство или пограничное расстройство личности, четвертые – психоз на фоне отказа от алкоголя. Специалисты продолжают спорить об этом до сих пор, но настаивают, что непосредственно в момент приступов он творчеством не занимался.

В 1890 году Ван Гог покинул психиатрическую лечебницу, где добровольно находился целый год, и через два месяца застрелился при обострении душевной болезни. Произошло это возле Овер-сюр-Уаз, французской деревушки, где он поселился. 

Такой факт недавно опровергли исследователи, потратившие много лет на выяснение обстоятельств смерти мастера. Они выяснили, что его случайно смертельно ранил в поле местный подросток, который баловался с оружием рядом с местом, где Ван Гог работал над эскизом новой картины. С тяжелым ранением он прожил двое суток, но мальчика, которого хорошо знал, не выдал.

Американский период

В США Диего рисовал фрески для фондовой биржи в Сан-Франциско и Калифорнийской школы изящных искусств. Как и в Мексике, в США Диего был знаменитостью, Фриду же знали только как его жену. В это время ее представили известным американским фотографам и художникам, в том числе Николасу Мюрею, с которым у нее завязался 10-летний роман.

Шесть месяцев в Сан-Франциско стали продуктивными для Фриды — она написала одну из самых знаменитых картин «Фрида и Диего Ривера». Это двойной портрет. На картине Фрида и Диего стоят держась за руки — это символ любви. В руках у Риверы палитра и кисть, потому что Фрида всегда восхищалась его талантом

В отличие от других работ, где много красок и разных сцен, в этой нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от персонажей. Неожиданно для самой Фриды полотно оказалось на ежегодной выставке Общества женщин-художников — это был первый раз, когда ее работу представили публике

Фрида и Диего Ривера, 1931

После короткого возвращения в Мексику Кало с Риверой снова приехали в США в 1932 году, на этот раз в Детройт. В этот приезд Фрида уже бегло говорила по английски и не стеснялась общаться с прессой. В первый же день она сказала, что из них двоих она — лучший художник.

Многие аспекты жизни в США ей не нравились. Американцы в большинстве своем казались Кало скучными и черствыми. В письме к подруге Фрида писала: «Я видела здесь тысячи людей, которые испытывают самые ужасные страдания без еды и без сна. Ужасно видеть богачей, которые устраивают вечеринки ночью и днем в то время, как тысячи людей умирают от голода». В Детройте ее также возмущало, что некоторые гостиницы не принимали еврейских гостей.

В художественном плане год проходил хорошо. Кало стала пробовать новые техники, например, травления и фрески, стала делать упор на темы боли, хрупкости тела, человеческих страданий. Она пишет несколько картин в манере ретабло (мексиканские небольшие красочные картинки, нарисованные в благодарность святым). Среди картин, написанных в манере ретабло, — знаковые «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США».


Больница Генри Форда, 1932 год


Автопортрет на границе Мексики и США, 1932 год

Первая нарисована после второго выкидыша. На ней Фрида лежит на больничной койке. Над животом держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, — это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка — символ медленного течения неудавшейся беременности. Анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же, как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.

Вторая картина демонстрирует двойственное отношение Фриды к США. Кало изображает себя на пьедестале в виде живой статуи с флажком Мексики в руке. Ее фигура разделяет композицию на две части. Слева — родная Мексика, ее история и символы, включенные в круговорот природы. Справа — образ США, где царят машины, небоскребы, механизмы и дымят трубы.

И хотя ни одна из написанных в этот год работ не была представлена на выставках в Детройте, местная газета сделала интервью с Фридой, которе сниходительно озаглавили: «Жена мастера росписи балуется произведениями искусства».

Павел Филонов

Диагноз «шизотипическое расстройство» Павлу Филонову (1883 г.р.) был поставлен через много лет после его смерти от истощения в блокадном Ленинграде. Он создал аналитический метод – художественный стиль в живописи, который обосновывал теоретически, и даже имел учеников, обучая их своей манере. Психиатры утверждают, что именно шизофрения и стала основой появления этого направления.

Болезненное состояние психики Филонова, скорее всего, удавалось сглаживать его супруге. Она, будучи намного старше, окружила мужа материнской заботой, контролировала поведение, что гасило приступы болезни и не делало ее явной.

Она была помещена в тюрьму за убийство

Кало и ее муж Диего Ривера были давними членами Коммунистической партии Мексики, и в 1937 году они обратились к мексиканскому правительству с ходатайством о предоставлении убежища бывшему советскому лидеру Льву Троцкому. Троцкий и его жена прожили в резиденции пары, в Ла Каса Азул, в течение нескольких лет, и у Троцкого даже была краткая связь с Кало. Считалось, что этим романом Кало отомстила своей младшей сестре Кристине за её роман с Риверой.

Фрида Кало и Лев Троцкий

После политического ссоры с Риверой Троцкий уехал из Ла Каса Азул. В 1940 году он был убит, и Кало вместе со своей сестрой была ненадолго заключена в тюрьму в качестве подозреваемых. Хотя она знала человека, который совершил убийство, она была в конечном итоге оправдана и освобождена через два дня.

Париж 1939

Поездка в Париж в 1939, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё сильнее развила патриотическое чувство. При этом шумиха не ввела Фриду в заблуждение относительно места ее живописи в глазах всех этих, по ее словам, «сукиных детей».
Ее отличие от жонглирующих вещами сюрреалистов в том, что, если Фрида рисует стол, ей можно верить. «Я и моя кукла» (1937) со скелетом в шкафу — не овеществление английской идиомы, а бесхитростная реплика об интерьере спальни художницы. Если сердце кровоточит под ногами («Память», 1937) — оно вправду разбито изменой. А если Фрида раздваивается — значит, после развода она стала другим человеком. Образы просятся быть прочитанными дословно, но попытки эти упираются в пересказ биографии.

Она не позволила Парижу адаптировать себя, не поддалась ни на какие приманки новых течений или веяний моды. В ее действительности абсолютно реален только Диего. «Диего — это все, все, что живет в минутах не-часов, не-календарей и пустых не-взглядов, — это он».
Фрида с Диего вторично сыграли свадьбу в 1940 году, спустя год после развода, и оставались вместе до ее смерти.

В 1940-е гг. картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. Сама Фрида говорила, что ее сюжеты типичны для Мексики и Латинской Америки, где, по древней традиции, воображаемые миры приравнивались к материальным. Слово «автопортрет» так подходит к странной, пугающей убедительности этих работ еще и потому, что дальние путешествия Фриды внутрь собственного «я» были не вымученным, а выстраданным способом познания мира.

Возвращение домой и признание Фриды

Вернувшись в Мехико в 1934 году, Кало пишет «Тут висит мое платье», в которой она пыталась изобразить поверхностность американского капитализма. Эта картина наполнена иконами современного индустриального общества США. Обычно на картинах можно найти саму Фриду, но на этой её быть не может. «Я могу быть в Америке, но там висит только мое платье, моя жизнь — в Мексике», — говорила она.

Тут висит мое платье, 1934 год

По приезде они с Риверой переехали в новый дом в дорогом районе Сан-Анхель. Дом был сделан учеником Ле Корбюзье и состоял из двух секций. Первая, бело-красная — секция Риверы, вторая, лазурного цвета — секция Фриды. Соединял два дома небольшой воздушный мостик. Этот дом стал важным местом встречи зарубежных художников и политических деятелей.

Несмотря на желание погрузиться в творчество Фрида не писала картины. У нее снова начались проблемы со здоровьем: она перенесла удаление аппендицита, два аборта и ампутацию двух пальцев на ноге из-за гангрены. К тому же их отношения в Риверой стали напряженными — он завел роман с ее младшей сестрой Кристиной, который продлился около года. Как только Кало узнала об этом, она хотела развестись с Риверо и даже переехала в квартиру в центре Мехико. Правда, разлука была недолгой, супруги вскоре помирились.


Автопортрет для Троцкого, 1938


Что мне дала вода, 1939

В 1936 году Фрида вернулась в политику и присоединилась к Четвертому интернационалу Льва Троцкого. Вместе с Риверой они обратились к мексиканскому правительству с просьбой дать убежище Троцкому, бежавшему из Союза. Он прибыл вместе с женой Натальей Седовой. Они поселились в лазурном доме Фриды Кало. За два года, которые Троцкий прожил в Мексике, они с Кало стали друзьями и любовниками. Фрида даже написала для него автопортрет. Помимо него она также создала еще несколько важных работ: «Что мне дала вода», «Память (сердце)», «Моя медсестра и я».

Память (сердце), 1937 Моя медсестра и я, 1939

Хотя Фрида все еще не была уверена в своих работах, в начале 1938 года Национальный автономный университет Мексики выставил некоторые из ее картин. В этом же году французский писатель Андре Бретон организовал в США персональную выставку в галерее Жюльена Леви. Несмотря на Великую депрессию, охватившую США, половина выставленных работ была продана. Во Франции, где Бретон также обещал организовать Фриде выставку, возникли технические проблемы, кроме того, галерея Марселя Дюшана согласилась взять только две картины Фриды, назвав остальные шокирующими.

Лондонская выставка сорвалась во многом из-за отсутствия средств и приближающейся Второй мировой войны. Вместе с этим Лувр купил одну из картин Фриды — автопортрет «Рама» для своей коллекции. Также художницу тепло приняли парижские коллеги — Пабло Пикассо и Хуан Миро. А представители мира моды сделали ее новой иконой стиля — именно в это время Николас Мюрей создал знаменитый снимок Фриды, который поместили на обложку приложения парижского Vogue. Вернувшись в Нью-Йорк, Фрида хотела возобновить отношения с Мюреем, но узнала, что он женится и вынужден с ней порвать.

Детство Фриды

Фрида Кало Кальдерон родилась в деревне Койоакан на окраине Мехико 6 июля 1907 года в семье фотографа Гильеремо Кало и Матильды Кальдерон. Кало утверждала, что родилась в знаменитом лазурном доме, который сейчас фотографируют тысячи туристов, приезжая в Мехико, но на самом деле роды проходили в соседнем доме, где жила бабушка Фриды.

В шесть лет Кало заболела полиомиелитом — обычно заболевание поражает нервную систему и может привести к параличу конечностей или всего тела. В случае Фриды болезнь поразила правую ногу, из-за чего та стала тоньше левой. Свой недуг Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками.

Болезнь сделала Фриду замкнутой, над ней стали издеваться сверстники, но внутри семьи девочку окружили заботой. Отец Гильеремо занимался с дочерью боксом, чтобы она восстановилась, несмотря на то, что этот вид спорта считался мальчишеским. Также он обучал Фриду литературе и философии, научил ее фотографировать и ретушировать фотографии.

Из-за полиомиелита Кало пошла учиться позже остальных детей. Сперва она поступила в немецкую школу, но оттуда ее исключили за непослушание и отправили в школу, где готовили педагогов. Там девочка столкнулась с домогательствами преподавательницы и вскоре снова ушла из школы.

В 1922 году, когда Фриде было 15 лет, она поступила в одно из лучших образовательных учреждений Мексики — Национальную подготовительную школу «Препаратория». Там она изучала медицину и готовилась стать врачом. Поступить туда было непросто, тем более, в то время девочек только начали принимать в это заведение, но Кало показала хорошие результаты в учебе. Из принятых в тот год 2000 студентов было всего 35 девочек.

Кало чувствовала себя неловко из-за того, что была самой старшей на своем курсе, поэтому скрывала свой настоящий возраст. Она говорила, что родилась в 1910 году — в год начала революции и называла себя «дочерью революции». Внутри школы Кало вместе с восемью одноклассниками организовала неформальный кружок «Качучас». Там они занимались искусством и философией. Также члены кружка культивировали идеи национальной идентичности и освобождения от колониального мышления. Позже все участники «Качучас» станут главными деятелями мексиканской культурной элиты.

Мексиканка или немка?

Магдалена Кармен Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, фешенебельном пригороде Мехико. А вот её отец Карл Вильгельм был выходцем из семьи немецких ювелиров. В молодости он отправился в Мексику и решил начать новую жизнь. Сменил имя на Гильермо и обвенчался с молодой мексиканкой.

От матери Фрида унаследовала склонность к переживаниям и целеустремленность, от отца — душевное тепло, нежность, но прежде всего прославленную немецкую дисциплинированность. Кстати, она любила подтрунивать над его немецким происхождением и ласково называла отца «герр Кало».

Слева — Фрида в детстве, справа — Фриде двенадцать лет

Вопрос к искусствоведам

Многие убеждены в том, что Фрида Кало – художница-сюрреалист. В действительности сама она достаточно прохладно относилась к этому званию. Творчество Фриды, отличающееся самобытностью, каждый истолковывает по-разному. Одни полагают, что это наивное искусство, другие называют фолк-артом. И все-таки чаша весов склоняется в сторону сюрреализма. Почему? В заключение приведем два аргумента. Согласны ли вы с ними?

  • Картины Фриды Кало нереальны и являются плодом воображения. Воспроизвести их в земном измерении невозможно.
  • Ее автопортреты прочно связаны с подсознанием. Если сравнивать с признанным гением сюрреализма Сальвадором Дали, то можно провести такую аналогию. В своих работах он играл с подсознанием, словно разгуливая по стране снов и эпатируя публику. Фрида, напротив, обнажала на холсте душу, тем самым притягивая к себе зрителя и покоряя мир искусства.

Микалоюс Чюрленис

Литовец Чюрленис родился в 1875 году и стал знаменитым при жизни, посвятив себя одновременно живописи и музыке. Будучи художником и композитором, в своих работах он объединял зрительное и слуховое восприятие, выражая его необычными красками и образами.

У Чюрлениса периодически возникали приступы шизофрении, которые вырывали его из обыденных рамок и позволяли воспроизводить собственный, ни на что не похожий, оригинальный мир, напоминающий сказку.

К своему психическому состоянию ни художник, ни его близкие, серьезно не относились и не принимали меры к лечению. Это привело к обострению заболевания, что потребовало госпитализации в частную психиатрическую клинику. Чюрленис пробыл там долгое время и умер в 1911 году.

Признание в Америке

Благодаря Диего, Фрида имела возможность показать себя не только в Мексике, но и в других странах, в том числе и в США.

В начале 1930-х семья перебралась в Калифорнию. Продолжительное время художница не пользовалась популярностью. Ее знали как жену Диего Риверы. Так продолжалось до тех пор, пока в свет не вышла ее работа – «Фрида и Диего Ривера». После этого ее творчество впервые было представлено публике.

Следующим шагом к известности стало интервью будущей знаменитости для местной газеты Детройта.

Потребовалось несколько лет, чтобы Фрида смогла громко заявить о себе. Она не переставала писать картины, и ее старания не прошли даром.

В 1938 году в Мексике впервые была проведена выставка нескольких работ Фриды.

И, наконец, немного погодя организовывается персональная выставка мексиканской художницы в Нью-Йорке. Это были 1930-е годы. Тяжелое время для США, «Великая депрессия». Казалось бы, успешность выставки обречена. Итог: половина выставленных картин была продана. С этого момента художницу стали узнавать без упоминания ее знаменитого мужа-художника.

Спустя годы творчество Фриды покоряет Бостон, а также Филадельфию.

Смерть Фриды Кало

Примерно через неделю после своего 47-летия Кало умерла 13 июля 1954 года в своем любимом Голубом доме. Были некоторые предположения относительно характера ее смерти. Сообщалось, что это было вызвано тромбоэмболией легочной артерии, но также были истории о возможном самоубийстве. Проблемы со здоровьем Кало стали почти всепоглощающими в 1950 году. После того, как у нее диагностировали гангрену на правой ноге, Кало провела девять месяцев в больнице и за это время перенесла несколько операций. Она продолжала рисовать и поддерживать политические идеи, несмотря на ограниченную мобильность. В 1953 году часть правой ноги Кало была ампутирована, чтобы остановить распространение гангрены. Глубоко подавленная, Кало была снова госпитализирована в апреле 1954 года из-за плохого самочувствия или, как указывали некоторые сообщения, попытки самоубийства. Через два месяца она вернулась в больницу с бронхиальной пневмонией. Независимо от ее физического состояния, Кало не позволяла этому встать на пути ее политической активности. Ее последним публичным выступлением стала демонстрация против поддерживаемого США свержения президента Гватемалы Якобо Арбенса 2 июля.

Последние годы жизни и смерть

В последние годы жизни боль художницы с каждым днем ухудшалась. Сначала ей отняли пальцы, после — ногу. Боли в спине не прекращались, а вспышки пневмонии не давали жить полноценной жизнью. Художница понимала, что жить ей осталось недолго, поэтому заранее купила мужу подарок на 25-летие совместной жизни.

На последней картине Фриды Кало изображены арбузы — любимый мексиканский фрукт. Некоторые из них разрезаны, что является символом приближения кончины, но их красная мякоть подобна жизни — сочной и наполненной яркими событиями. Чувствуя дыхание смерти, Фрида алой краской написала на куске арбуза свое имя, дату и место в котором она появилась на свет и вскоре покинет его. Последний штрих — надпись «VIVA LA VIDA» заглавными буквами, и картина окончена, как, впрочем, и жизнь.

Вскоре Фрида умерла, а доктор констатировал смерть от эмболии легких. Некоторые считали, что смерть наступила в результате передозировки лекарств и была злым умыслом. Но эта версия осталась только домыслом, не получив подтверждения. В автобиографии Диего Ривера написал, что 13 июля 1954 года самый трагический день, ведь тогда он потерял свою любовь.

Ради живописи

Когда она вернулась домой из больницы, то сказала родным:
«Я осталась жива, и вдобавок мне есть ради чего жить. Ради живописи».
Через несколько лет, восстановившись после автокатастрофы, Фрида приехала к дону Диего показать свои автопортреты, созданные в течение страшного года, который она провела в постели, закованная в ортопедический корсет.

Тина Модотти, женщина-фотограф и, как говорят, женщина самого Диего в то время, с судьбой ныне не менее знаменитой, чем у Фриды, ее близкая подруга и соратница по союзу молодых коммунистов, стала связующим звеном между ними. Необузданный Ривера уже расстался со своей второй женой Лупе Марин, и ничто не мешало ему увлечься двадцатилетней художницей, остроумной, смелой и талантливой. Пленил его и незаурядный интеллект Фриды, взращенный на европеизированном образовании. Поэтому критиковать его живопись, даже нелицеприятно, разрешалось только Фриде. Что не мешало им высоко ценить и глубоко понимать творчество друг друга.

Последние статьи

  •   Какие сплетни ходили про внешность Екатерины II среди придворных сегодня, 19:55
  •   18 мистических фотографий из океанских глубин: Финалисты конкурса Ocean Photography Awards 2021 сегодня, 17:27
  •   Каменный лес Варны: Cлед внеземного пребывания на Земле или чудо природы сегодня, 15:14
  •   5 остромодных винтажных стилей интерьера: Как старинная мебель и бабушкины салфетки стали трендом сегодня, 13:55
  •   10 самых дорогих и роскошных украшений знаменитостей от классики до кича сегодня, 12:28
  •   Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков сегодня, 11:41
  •   Как сложилась жизнь младшей сестры Жаклин Кеннеди: Безупречная Ли Радзивилл сегодня, 09:29
  • +1   Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обожали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова 24.09.2021, 23:36
  •   Единственное место в СССР, где Германия пыталась, но не смогла перейти советскую границу 24.09.2021, 21:38
  •   Как воспитанница приюта стала законодательницей мировой моды: Коко Шанель 24.09.2021, 19:24

Все статьи

Павел Федотов

Создатель русской бытовой жанровой живописи, внесший огромный вклад в развитие критического реализма, прожил всего 37 лет. Из-под его кисти вышли такие замечательные картины, знакомые нам с детства, как «Вдовушки», «Сватовства майора», «Игроки», «Анкор, еще анкор!». Сильное напряжение глаз и ума во время работы, а перед мольбертом он проводил по много часов, сказалось на его душевном здоровье.

Находясь в тяжелом материальном положении, Федотов ходил по улицам и раздавал прохожим деньги. Он мог зайти в любой дом и начать свататься, заказать для себя гроб, пропасть и т. п. Сильные головные сопровождались припадками, галлюцинацией и бредом.

В конце концов, Федотов попал в психиатрическую лечебницу. В то время душевные болезни лечили кнутом – им и били больного.  В 1852 году, находясь в клинике, он заболел плевритом и умер.  

Современные психиатры, основываясь на симптоматике, поставили художнику диагноз «шизофрения». Они полагают, что Федотов мог рассчитывать на ремиссию, которая позволила бы ему продолжать полноценно творить еще некоторое время, но соматическое заболевание не дало это сделать.

Художницы

Камилла Клодель (1864-1943 гг.) больше прославилась как скульптор и связью с гениальным Огюстом Роденом. Он был для женщины не только любовником, но и учителем, патроном. Клодель, получившая признание при жизни, создала великолепные графические картины и очень чувственные скульптурные работы «Вальс», Волна», «Эпоха зрелости».

В 1905 году она, после уничтожения в паранойе многих своих работ, попадает в психиатрическую клинику, где ей диагностируют шизофрению. Там она и умирает в 1943 году, при этом за все тридцать лет родственники ее не навестили.

Исследователи считают, что Камилла была не опасна, ее редкие вспышки гнева никому из близких не грозили. Даже врачи периодически просили забрать женщину домой, но на это семья не пошла. По таким фактам был сделан вывод: необходимости в изоляции не было, а таким образом от нее избавился брат-художник, который ревновал более талантливую сестру из-за ее успеха.

Современная художница, страдающая шизофренией – шведка Майя Мякила. Она живет в Стокгольме и пишет ужасающие психоделией картины. Кто видел ее жуткие работы, утверждает, что на них страшно смотреть, но Майя говорит, что она показывает правду.

Брак Фриды Кало с Диего Риверой

В 1929 году Кало и знаменитый мексиканский художник-монументалист Диего Ривера поженились. Кало и Ривера впервые встретились в 1922 году, когда он начал работать над проектом в ее средней школе. Кало часто наблюдала, как Ривера создает фреску под названием «Творение» в школьном лекционном зале. По некоторым данным, она сказала подруге, что когда-нибудь у нее будет ребенок от Риверы. Кало вновь соединился с Риверой в 1928 году. Он поощрял ее творчество, и у них начались отношения. В первые годы их совместной жизни Кало часто следовала за Риверой, основываясь на том, где были заказы, которые получал Ривера. В 1930 году они жили в Сан-Франциско, штат Калифорния. Затем они отправились в Нью-Йорк на выставку Риверы в Музее современного искусства, а затем переехали в Детройт по поручению Риверы в Детройтский институт искусств.

Время, проведенное Кало и Риверой в Нью-Йорке в 1933 году, было окружено спорами. По заказу Нельсона Рокфеллера Ривера создал фреску под названием «Человек на перекрестке» в здании RCA в Рокфеллеровском центре. Рокфеллер приостановил работу над проектом после того, как Ривера включил в фреску портрет коммунистического лидера Владимира Ленина, который позже был закрашен. Через несколько месяцев после этого инцидента пара вернулась в Мексику и переехала жить в Сан-Анхель, Мексика.

Никогда не будучи традиционным союзом, Кало и Ривера держались отдельно, но соседствовали с домами и студиями в Сан-Анхеле. Она была опечалена его многочисленными изменами, в том числе романом с ее сестрой Кристиной. В ответ на это семейное предательство Кало отрезала большую часть своих фирменных длинных темных волос. Отчаянно желая иметь ребенка, она снова испытала разбитое сердце, когда в 1934 году у нее случился выкидыш.

Кало и Ривера пережили периоды разлуки, но в 1937 году они объединились, чтобы помочь изгнанному советскому коммунисту Льву Троцкому и его жене Наталье. Троцкие приехали к ним в Голубой дом (дом детства Кало) на некоторое время в 1937 году, когда Троцкий получил убежище в Мексике. Когда — то соперник советского лидера Иосифа Сталина, Троцкий боялся, что его убьет его старый заклятый враг. По сообщениям, в это время у Кало и Троцкого был короткий роман.

Кало развелась с Риверой в 1939 году. Они недолго оставались в разводе, снова поженившись в 1940 году. Пара продолжала вести в основном раздельную жизнь, и с годами оба стали общаться с другими людьми.

Вторая авария

Впервые Кало встретила Диего Риверу в коридоре Национальной подготовительной школы в Мехико, когда художника пригласили расписывать стены здания. Ей было 15, ему – 37.

Диего Ривера и Фрида Кало

Через пять лет они встретились снова. Фрида, которая пережила головокружительную аварию и фактически заново научилась ходить, принесла показать Ривере свои картины. Девушка была экспрессивной и дерзкой и произнесла настоящий спич, почему с ней не стоит флиртовать, а должным образом критически оценить ее работы. Потому что она хотела иметь собственные средства для существования.

В этих полотнах была необычная энергия и экспрессия и в то же время настоящая серьезность. У них не было никаких приемов во имя оригинальности, которые отличают работы амбициозных новичков. Было очевидно, что эта девушка – настоящая художница, – резюмировал Ривера.

За свою жизнь Фрида и Диего женились дважды

Но отклик в нем получил не только талант Фриды, но и она сама. Тогда художник был женат (уже второй раз и у него было четверо детей от двух жен и одной любовницы), но через год развелся, а через два – женился на Фриде.

Фрида Кало «Фрида и Диего Ривера», 1931 год

Родители художницы называли их отношения браком слона и голубки из-за существенной разницы в их физических данных. И в этом союзе их радовало разве то, что Ривера уже был известным художником и состоятельным человеком, поэтому их дочери бедствовать не пришлось бы.

Гильермо Кало: Моя дочь больна и останется больной до конца жизни. Она умная, но не красавица. Вы все равно в ней заинтересованы?Диего Ривера: Да.Гильермо Кало: Она дьявол.Диего Ривера: Я знаю.Гильермо Кало: Что ж, я вас предупредил.

Диего Ривера и Фрида Кало

Трудно говорить (да и не мы должны об этом говорить), насколько этот брак был удачным или счастливым. НоИ за время своих отношений Фрида и Диего буквально вросли друг в друга. Особенно ярко это прослеживается в работах колоритной мексиканки.

Фрида Кало «Автопортрет в образе Техуани», 1943 год

Ривера очень любил женщин. Эта любовь продолжалась в многочисленных супружеских изменах. Это страшно раздражало Кало и делало ей больно. Но снизить всеохватывающее либидо мужа она не могла.

Диего был неверным мужем, а Фрида была вероломной женщиной

Двойным ударом для женщины стал тот факт, что Ривера закрутил роман… с ее младшей сестрой. Вихрь внутренних реакций на такую коварную измену двух близких людей предстал на холсте в виде сцены убийства Кало с подписью «Всего несколько царапин!».

У меня в жизни было две аварии – одна с трамваем, а другая – встреча с Диего, – говорила художница.

Фрида Кало «Всего несколько царапин!», 1935 год

Почти на год супруги разъехались по разным домам, но потом воссоединились. Так же, как в 1936 году развелись, а в 1940-м снова поженились. Что бы не происходило в их жизни, они чувствовали потребность друг в друге. Они поддерживали друг друга в творчестве, имели одинаковые политические взгляды, оставляли шрамы друг другу и любили друг друга так, как могли это делать.

Диего – начало, Диего – мой ребенок… Диего – мой супруг, Диего – моя мать, Диего – я сама, Диего – это все, – писала в дневнике Кало.

Фрида Кало «Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль», 1949 год

Фрида Кало «Диего и я», 1949 год

Наталья Гончарова

Вклад «амазонки русского авангарда» Натальи Гончаровой в историю искусства оценивается наравне с творчеством одного из «отцов авангарда» и ее мужа Михаила Ларионова. В своем творчестве художница экспериментировала с самыми разными жанрами — от импрессионизма до кубофутуризма, — благодаря чему выработала собственный выразительный живописный язык. Наталья Гончарова оставила после себя огромное наследие — на ее ретроспективной выставке в Третьяковской галерее было представлено около 400 работ. Гончарова считается одним из наиболее популярных российских художников на арт-рынке: ее «Испанка» входит в десятку самых дорогих русских картин, когда-либо проданных на аукционе.

Роковая авария

В возрасте восемнадцати лет Фрида и парень Алехандро стали жертвами аварии, в результате которой деревянный автобус столкнулся с трамваем. Девушка получила множественные тяжелые травмы и в течение года оставалась прикованной к постели.

После трагедии, ей пришлось проститься с мечтой стать доктором, но у Кало появилась мысль стать медицинским иллюстратором. Так художница начала создавать свои первый шедевры после страшной аварии в период реабилитации, лежа в постели. Тематика смерти и хрупкости часто прослеживалась в ее полотнах, а больничная койка стала своеобразным символом творчества Фриды.

После аварии Кало впервые попросила у отца кисти и краски. Родители соорудили над ее кроватью балдахин и прикрепили зеркало, глядя в которое она могла рисовать. Большинство ранних картин были портретами ее сестер, школьных подруг или автопортреты. Однако первым полотном стал именно портрет самой себя. В будущем Фриде придется научиться владеть своим телом, ходить и обрести свободу, перестав быть обузой для родных. После длительной реабилитации художница вступила в ряды Коммунистической партии Мексики, где повстречала огромное количество партийных активистов и художников.

Фрида Кало хотела быть врачом

В детстве Кало мечтала стать врачом, а искусство было просто хобби, взращенное ее отцом, фотографом. Эта мечта закончилась в 18 лет, когда Кало и ее парень попали в ужасную аварию. Деревянный автобус, на котором они ехали, столкнулся с трамваем, в результате чего железные перила пронзили Кало через таз. Смертельные травмы удерживали Кало в течение нескольких месяцев в постели. Именно в это время отец Кало создал специальный мольберт, который позволял ей рисовать лежа.

Фрида за мольбертом, который ей создал отец

В результате несчастного случая Кало пришлось жить с хронической болью, и ей часто требовались операции, чтобы справиться с травмами позвоночника.

«Фрида — деревянная нога»

В шесть лет Фрида заболела полиомиелитом, болезнь приковала задорную, непоседливую малышку на девять месяцев к постели. Белые простыни, сменяющие друг друга медсестры, боль и лекарства стали постоянными спутниками ее жизни. Девочка поправилась, но из-за атрофированных мышц навсегда осталась хромой — за это местная детвора называла ее «Фрида — деревянная нога».

Отец взял на себя заботу о больной дочке. Он придумал для нее целый комплекс упражнений, который казался в то время немыслимым для девочки из уважаемой мексиканской семьи. Она каталась на роликах и ездила на велосипеде, хотя эти виды спорта традиционно считались мужскими, а также занималась греблей и борьбой, играла в мяч. Хромота со временем стала менее заметной, но нога оставалась очень худой. Фрида пыталась это скрыть, надевая несколько пар чулок под высокие сапоги, а позже носила брюки и мешковатую одежду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector