Маленькие тайны «большой перемены»
Содержание:
- «Большая перемена» – белиберда и несуразность
- Шероховатости съемочного процесса
- Конкурс на название
- На женитьбу сына мать отреагировала самоубийством
- В ролях
- Загадочный и ядовитый Нестор Петрович
- Как зарождался будущий фильм
- Что такое БП
- Последние статьи
- История создания
- «Гостья из будущего» и опасная Малышка
- Кононов и Даль — два сапога – пара
- Кино про жизнь
- Спасение утопающих и попытки флирта
- Главное, чтобы парик сидел!
- История создания
- Оценки современников
- Актерская чехарда
- Киноляпы знаменитого киношедевра
«Большая перемена» – белиберда и несуразность
На счастье в романтической комедии «Большая перемена» Кононов играть главную роль согласился, хоть и утверждал, что это совсем не его уровень и что делал он это исключительно из-за денег. К слову, в безденежье он был виноват сам. В конце 60-х его уволили из Малого театра после скандала. Оказалось, что репетируя главную роль Хлестакова в «Ревизоре», Кононов поскандалил с театральным легендой кино и театра Борисом Бабочкиным, упрекнув того в непрофессионализме. Пришлось с театром расстаться, а значит и со стабильной актерской зарплатой.
Как позже Кононов вспоминал в своей книге «Прости, жизнь, и прощай!», после ухода из театра он с молодой женой мыкался по съемным квартирам и жить им было не на что. При этом предложения сниматься в кино сыпались постоянно, но сценарии ему не нравились и он все никак не решался взяться за явно непрофессиональную работу. Но нужно было кормить семью, и актер сдался.
«Я пришел на «Мосфильм» и сказал режиссеру, что сниматься буду, – вспоминал Кононов в мемуарах. – Думаю, уж если и вытащусь с честью из несуразного фильма «Иду к людям» (рабочее название «Большой перемены»), то, значит, я все могу играть, вплоть до «телефонной книги«. Учитель Нестор Петрович, который пытается привить любовь к истории великовозрастным ученикам вечерней школы, получился у Кононова очень милым. Понятно, что это был не Тарковский, но и не современные сериалы.
Сериал «Большая перемена» собрал в свой кастинг лучших актеров советского
«Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст«, – жаловался Кононов. Мы же сейчас только можем улыбнуться – эх, Нестор Петрович, не играли вы в сериалах ХХI века, а то молчали бы про «несуразность» сценария и диалогов.
Говорят, Кононов много импровизировал на съемочной площадке, спасая сценарий – режиссер Алексей Коренев ему это не запрещал. Другие актеры, глядя на коллегу, тоже принялись импровизировать – в результате фильм из двух серий разросся до четырех. И, возможно, именно эта свобода на съемочной площадке сделала сериал привлекательным для зрителя.
Но вот что интересно, фильм «Большая перемена» – это настоящий иконостас больших актеров советского кино. Евгений Леонов, Людмила Касаткина, Александр Збруев, Валентина Талызина, Светлана Крючкова, Ролан Быков… Даже роль школьной уборщицы играла народная артистка СССР Валентина Сперантова. И никто на сценарий и режиссера не жаловался, не рассказывал, что в лабуде не снимается. И только Кононов все ныл и ныл.
Актеры из «Большой перемены» позже вспоминали, что работать с Михаилом Кононовым на площадке было очень тяжело, а после съемок он становился и вовсе невыносим. На все попытки общаться актер отвечал отказом. «Так будет лучше для всех, – пояснял он. – Я абсолютно закрытый – как шкаф, как чемодан. Я – одиночка«.
Шероховатости съемочного процесса
Согласно сценарию, в фильме должен был петь Ганжа. Но лишь после начала съемок выяснилось, что Збруев – артист не поющий. Ломая голову над переделкой сюжета, однажды утром режиссер услышал чье-то пение из гостиничного номера.
Оказалось, это напевала Светлана Крючкова, которую режиссер тут же познакомил с композитором Эдуардом Колмановским, который и написал специально для актрисы знаменитый романс «Черное и белое».
Вообще, многое ломалось уже во время съемок. Например, изначально планировались две серии. Но черновой сюжет понравился чиновникам, и они выделили дополнительный бюджет.
Киношники были этому рады, поскольку было много сцен, которые в две серии просто не вмещались. Но даже с расширенным бюджетом приходилось экономить, и не все, что задумали, удалось реализовать.
Например, в фильм так и не вошел смешной эпизод со спектаклем «Евгений Онегин», который ученики показывали в финале киноленты. Евгением был Тимохин, а Татьяну должна была играть Коровянская. Но та неожиданно испугалась и сбежала прямо перед выходом!
Текст наизусть знал только Нестор Петрович. Пришлось ему надевать капор и кринолины и идти на сцену к ничего не подозревающему Тимохину. Члены съемочной группы животы надорвали от увиденного. Но зрители эту сцену так и не получили.
Конкурс на название
Книга Георгия Садовникова о приключениях молодого педагога «Иду к людям» вышла в середине 50-х. Но только спустя 20 лет на «Мосфильме» решили снять по ней фильм. Этому было объяснение. В начале 70-х в СССР вышел специальный указ о повышении показателей уровня образования среди населения. В связи с этим на Мосфильм пришла директива: снять тематический фильм о школе рабочей молодежи. Никто из режиссеров браться за «спущенное сверху кино» не хотел. Все понимали: это будет агитка. Но Алексей Коренев решил рискнуть. Только перед тем, как приступить к съемке, полностью переработал готовый уже сценарий.
В итоге невеселая повесть о буднях вечерней школы превратилась в искрометную комедию под названием «Похождения школьного учителя». Но как только в «Вечерке» появилась заметка о съемках, в Министерство образования хлынул поток писем от возмущенных учителей: педагогика и приключения несовместимы. И название картины пришлось поменять.
«Леша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название «Большая перемена», – вспоминает оператор-постановщик фильма Анатолий Мукасей. – Потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни. Премией за название была бутылка коньяка, и мы ее весело распили».
На женитьбу сына мать отреагировала самоубийством
Михаил Кононов и в молодости обладал тяжелым характером, но в 33 года, когда он снимался в «Большой перемене», его поведение стало больше походить на нездоровье. Но тогда далеко не все знали, что в день его 30-летия мать актера покончила жизнь самоубийством.
О злом роке звезды «Тени исчезают в полдень» актрисы Александры Завьяловой: читайте здесь
Михаил был очень привязан к матери. Его отец, который после войны работал швейцаром в гостинице «Пекин», умер рано. После его смерти сын взял на себя ответственность за мать. Эта женщина, по утверждениям очевидцев, была скупа на ласку и болезненно ревнива ко всему, что могло бы отобрать у нее сына. По сути, она была домашним деспотом, привившим своему чаду массу комплексов. А когда ее сын появился на пороге дома с будущей женой, мать актера приняла его избранницу в штыки. Она была категорически против свадьбы, но сын проявил характер и женился. И тогда она отомстила ему самым страшным образом. Аккурат в день 30-летия Михаила 25 апреля 1970 года женщина совершила самоубийство – выпила целый пузырек отравы для тараканов.
Юная москвичка Наталья считала большой удачей выйти замуж за известного актера Фото: starhit.ru
Сын нашел ее в комнате на ковре. Эта трагедия навсегда изменила его, но самое главное, чего мать, собственно, и добивалась, актер возненавидел свою жену, считая, что мать умерла из-за нее. Кононов превратился в домашнего деспота, запретив жене любые проявления себя как личности. Он запрещал ей встречаться с друзьями и заниматься спортом. Но самое обидное – наотрез отказывался заводить детей. И пояснял это супруге тем, что в неволе не размножается.
Жена деспота сидела дома, а он пропадал на съемках, где, по слухам, имел адюльтер и не один. Интересно, что при всей своей вредности и специфической внешности, Кононов имел успех у женщин. Жена прощала ему измены и закрывала глаза на пьянство. Одни говорят, что Кононов в 70-х любил выпить, причем главным собутыльником был его друг – Олег Даль. Другие, да и он сам, утверждают, что Кононов никогда не пил – якобы у него к алкоголю было отвращение.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Михаил Кононов | учитель истории, классный руководитель 9-го «А» Нестор Петрович Северов |
Людмила Касаткина | директор школы Екатерина Семёновна-Ивановна |
Наталия Богунова | учитель русского языка и литературы, жена Ганжи Светлана Афанасьевна |
Анастасия Георгиевская | учитель географии Серафима Павловна |
Валентина Талызина | учитель химии Нина Петровна |
Инна Жилина | учитель биологии, редактор школьной стенгазеты |
Людмила Анциферова | учитель физкультуры |
Валентина Кузнецова | учитель |
Зоя Исаева | учитель |
Валентина Сперантова | уборщица тётя Глаша |
Александр Збруев | ученик 9-го «А», рабочий нефтеперегонного завода Григорий Ганжа |
Светлана Крючкова | ученица 9-го «А», асфальтоукладчица Нелли Леднёва |
Евгений Леонов | ученик 9-го «А», шофёр, отец Нелли Степан Семёнович Леднёв |
Янис Якобсон | ученик 9-го «А», сосед Нелли по парте, рабочий-станочник |
Юрий Кузьменков | ученик 9-го «А», староста класса, рабочий шинного цеха Ваня Федоскин |
Валерий Носик | ученик 9-го «А», вратарь заводской футбольной команды Отто Фукин |
Виктор Проскурин | ученик 9-го «А», прогульщик, рабочий химзавода Гена (Геннадий Иванович) Ляпишев |
Валерий Хлевинский | ученик 9-го «А» Авдотьин |
Нина Маслова | ученица 9-го «А», тайная тунеядка, новоявленная асфальтоукладчица Виктория Ивановна Коровянская |
Савелий Крамаров | ученик 9-го «А», жених Коровянской, напарник Ганжи Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин |
Мария Коренева | ученица 9-го «А» с ребёнком Чувичкина |
Михаил Розанов | ученик 9-го «А», сосед Чувичкиной по парте |
Игорь Суровцев | ученик 9-го «А» в красной олимпийке на последней парте |
Илья Баскин | взъерошенный ученик 9-го «А», сосед Авдотьина по парте |
Александр Цирков | ученик 9-го «А» |
Наталья Гвоздикова | аспирантка, невеста Нестора Петровича Полина Сергеевна Иванченко |
Михаил Яншин | профессор, доктор исторических наук Виктор Иванович Волосюк |
Вячеслав Гарин | директор химзавода |
Готлиб Ронинсон | бригадир шинного цеха, начальник Федоскина |
Зоя Степанова | врач, лечившая Федоскина |
Николай Граббе | начальник Леднёва Пётр Васильевич Тарасов |
Наталья Гурзо | жена Фукина |
Ирина Азер | подружка Ляпишева Люся |
Ролан Быков | напарник Ляпишева Александр Трофимович Петрыкин |
Люсьена Овчинникова | невеста, позже жена Петрыкина Валя |
Владимир Басов | фотограф на свадьбе Петрыкина |
Владимир Земляникин | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Юрий Киреев | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Валентина Титова | гостья на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана) |
Иван Жеваго | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Александр Вдовин | молодой отец Чувичкин (в титрах не указан) |
Иван Рыжов | майор милиции, начальник отделения |
Лев Дуров | старший сержант милиции |
Галина Комарова | контролёр |
Светлана Старикова | экскурсовод |
Лариса Барабанова | продавщица в магазине мужской одежды |
Альберт Иричев | осводовец |
Алексей Кутузов | молодой осводовец |
Александр Зимин | продавец в мебельном магазине |
Александр Калужский | доктор |
Лев Дубов | инженер химзавода Акимыч |
Тамара Логинова | эпизод |
Валентина Ананьина | эпизод |
Михаил Ремизов | эпизод (в титрах не указан) |
Пётр Щербаков | гость (в титрах не указан) |
Елена Коренева | девушка с книгой в библиотеке (в титрах не указана) |
Ирина Калиновская | медсестра, делавшая перевязку Ганже (в титрах не указана) |
Любовь Касаточкина | гостья с гитарой на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана) |
Екатерина Мазурова | соседка Нестора баба Маня (в титрах не указана) |
Виктор Шульгин | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Ольга Богданова | пассажирка в автобусе (в титрах не указана) |
Светлана Швайко | эпизод (в титрах не указана) |
Любовь Мышева | асфальтоукладчица (в титрах не указана) |
Загадочный и ядовитый Нестор Петрович
Фото: кадр из фильма Так как за основу сценария были взяты реальные истории из учительской жизни писателя Георгия Садовникова, актера на главную роль старались подобрать, похожего на него. «По темпераменту мы с Нестором Петровичем – разные люди. – говорит Георгий Садовников. – Я – флегматик. Но когда я выпивал, я мог станцевать лезгинку с ножом в зубах, и Арбат прошел мазуркой в воскресный день».
Пробовались на роль Нестора Петровича талантливые и уже маститые на то время артисты: Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин. Мягков в образе учителя выглядел наиболее убедительно. Но в фильме он так и не снялся. Дело в том, что он поставил свои условия. Он хотел, чтобы Светлану Афанасьевну сыграла Анастасия Вознесенская, его жена. Но режиссер Коренев этого не принял. Он нашел своего идеального Нестора Петровича, безошибочно угадав его в Михаиле Кононове.
Сам артист играть роль классного руководителя желанием не горел. «История глупая, сниматься в ней не буду», – сказал он, прочитав сценарий. Коренев с трудом уговорил артиста не рубить с плеча, подумать. Даже пообещал ему доработать линию главного героя, сделать ее более тонкой, драматичной. И свое обещание сдержал. Нестора Петровича Северова тривиальным персонажем назвать трудно.
Нестор Петрович получился немного странным, не от мира сего. У него куча проблем. «Он вообще не хотел идти работать в школу, он хотел в аспирантуру, – говорит Анатолий Мукасей. – И там он сталкивается с необычными для него ситуациями, да еще и любовная история у него необычная. Он – фантазер по нутру».
В весёлую и дружную компанию «Большой перемены» Михаил Кононов вписался не очень хорошо. Он демонстративно стоял в стороне от всех веселых застолий и шуток. Своим видом он как бы показывал, что он в этом фильме случайно.
Если на экране Кононов выглядит наивным и по-детски трогательным, то коллеги знали: малейший повод, и Кононов выльет на коллег порцию яда. Так, во время съемок одной из сцен он придрался к Наталье Богуновой, так, что она заплакала. Это все погасили, а Миша, как огурчик, встал перед камерой. Потом он объяснил это тем, что он чувствовал себя «как будто сонным», и ему надо было себя «взвинтить».
Как зарождался будущий фильм
Когда Георгий Садовников в пятидесятых годах написал повесть «Иду к людям», он даже не представлял, какое ее ждет продолжение. Тем более, с фильмом у нее очень мало общего. Разве что вектор движения, связанный с приходом в «вечерку» молодого учителя, тот же самый.
В конце шестидесятых власти СССР начали массовую кампанию по пропаганде массового обучения рабочих с незаконченным средним образованием. Нужно было снять хорошее кино.
Когда Садовникову предложили написать сценарий по своей повести, он легко согласился. Но дальше начался кошмар. Сюжет всем казался скучным, и с легкой руки авторов будущего фильма сценарий начал превращаться в комедию. И вообще от повести практически ничего не осталось.
Писатель был явно против такого поворота событий. У него все было совсем иначе. В его повести герой Евгения Леонова был женщиной — мамой Нелли. Дочь училась в девятом классе, а мама только в четвертом.
Любимец же зрителей Ганжа должен был появиться всего пару-тройку раз в эпизодах в виде хулигана-подростка. А романтических отношений с участием Нестора Петровича, Полины и Федоскина изначально не было и в помине.
Но, в конце концов, писателя уломали написать сценарий, полностью меняющий его повесть. Садовников писал его вместе с режиссером будущего фильма Алексеем Кореневым. И на это у них ушло два года. Перечитав его, Садовников схватился за голову — ничего общего с его повестью.
Кстати, название фильма появилось в самый последний момент. До этого его хотели снимать, как «Приключения школьного учителя». Но когда об этом написали в газету, со всей страны полетели сотни писем от разгневанных учителей, уверяющих, что их работа мало похожа на приключения.
Режиссер испугался, что фильм вообще запретят, но в итоге все обошлось просто сменой названия. Внутри съемочной группы устроили конкурс. Главный приз, бутылку коньяка, выиграл оператор картины Анатолий Мукасей.
Что такое БП
Это самый масштабный конкурс для учеников и студентов в нашей стране! Здесь каждый может проявить свои таланты и получить море впечатлений. К участию допускаются не только граждане РФ, но и иностранцы, говорящие на русском языке. Доступ открыть для учащихся с 5 по 10 классы, а также для студентов СПО.
- 5 этапов соревнований
- Старт — 23 марта 2021, финал — 27 ноября 2021 года
- Возможность решить одну из 12 актуальных мировых проблем
- Финал проводится в МДЦ «Артек». Участинки получают путевки бесплатно!
- Призовой фонд 805 миллионов рублей
- 1300 победителей среди участников
- 1300 победителей среди наставников
Но все это, конечно, не главное. Здесь ты найдешь единомышленников, которые думают как ты и смотрят на мир похожими глазами. Без новых хороших друзей со всей страны ты точно не останешься!
Море позитива и драйва. Смотри фото-галерею, как это было в прошлом году:
Последние статьи
-
6 моделей плюс-сайз, чья личная жизнь доказывает, что не в размерах счастье 25.09.2021, 23:17 -
Как команданте Фидель Кастро стал «королем мороженого» 25.09.2021, 21:42 -
Какие сплетни ходили про внешность Екатерины II среди придворных 25.09.2021, 19:55 -
18 мистических фотографий из океанских глубин: Финалисты конкурса Ocean Photography Awards 2021 25.09.2021, 17:27 -
Каменный лес Варны: Cлед внеземного пребывания на Земле или чудо природы 25.09.2021, 15:14 -
5 остромодных винтажных стилей интерьера: Как старинная мебель и бабушкины салфетки стали трендом 25.09.2021, 13:55 -
10 самых дорогих и роскошных украшений знаменитостей от классики до кича 25.09.2021, 12:28 -
Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков 25.09.2021, 11:41 -
Как сложилась жизнь младшей сестры Жаклин Кеннеди: Безупречная Ли Радзивилл 25.09.2021, 09:29 -
+1 Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обожали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова 24.09.2021, 23:36
Все статьи
История создания
Написать сценарий фильма о жизни учащихся вечерней школы, используя свою повесть «Иду к людям», Садовникову, в молодости самому преподававшему в вечерней школе, предложили в конце 1969 года. Сразу было поставлено условие, что соавтором будет режиссёр фильма. Два года писатель трудился над сценарием, было перепробовано много вариантов, многое потом пришлось менять во время съёмок, перед самым их началом вместо двухсерийного было решено делать трёхсерийный, а затем — и четырёхсерийный фильм. Конечный вариант сценария очень сильно отличался от первоисточника.
Первоначально на главную роль планировался Андрей Мягков, но он поставил условием съёмки в роли Светланы Афанасьевны своей жены, Анастасии Вознесенской, что не устроило авторов картины. На роль пробовались также Константин Райкин и Евгений Карельских.
Съёмки фильма производились на территории Ярославского шинного завода и МГПИ им Ленина.
«Гостья из будущего» и опасная Малышка
В 80-е годы актер много снимался в фильмах для детей: «Финист – Ясный Сокол», «Пока бьют часы», «Кольца Альманзора», «Андрей и злой чародей»… Но главной его удачей в этом сегменте стала роль космического пирата Крыса в 5-серийном научно-фантастическом фильме «Гостья из будущего». Режиссер Павел Арсенов, трагичную историю личной жизни которого недавно рассказывали Vesti.ua, уговорил Кононова сниматься в своей картине при помощи хитрости.
Научно-фантастический сериал «Гостья из будущего» принес Михаилу Кононову вторую волну всенародной популярности
Михаил Иванович согласился на эту роль, когда узнал, что его напарником в кадре будет актер Вячеслав Невинный. В итоге у Невинного и Кононова получился, наверное, один из самых забавных злодейских дуэтов в истории советского кино. И снова Кононов был не рад свалившейся на него порции славы. Говорят, он страшно раздражался, когда слышал о роли Крыса: «Не понимаю, почему все так носятся с этой ролью, я просто сделал свою работу«, – бурчал он.
В 90-х годах, когда с кино стало совсем туго, Михаил Кононов с женой переехал в деревню Бутырки. Там завели большое хозяйство, даже свиней выращивали.
В это же время актер задумал сделать постановку спектакля по своему сценарию и устроил кастинг. Однажды на прослушивание пришла 18-летняя Маргарита, и Кононов решил продвигать ее в настоящие актрисы. Одним словом, взял над ней шефство. Непонятно, что это было. Возможно, нереализованный родительский инстинкт. В последние годы жизни актер очень жалел о том, что не имел детей.
Ролью опекуна юной девицы он увлекся настолько, что даже стал появляться с Малышкой, так Кононов назвал свою протеже, на светских мероприятиях. Вся Москва сплетничала, что у пожилого актера с Маргаритой роман. Малышка часто бывала в Бутырках, где жена актера угощала ее пирожками. Многострадальная женщина терпела новое увлечение супруга, понимая, что это со временем пройдет. Однако этот роман едва не закончился для Кононова смертью.
После того как у Малышки не получилось женить его на себе, она решила отнять у него московскую квартиру. Актера избили в этой самой квартире и забрали документы на недвижимость. Врачи тогда сказали пострадавшему, что избивал его профессионал. Правда, зачем это было нужно, не понятно. Об этой истории Кононов откровенно написал в своих мемуарах. Книга, к слову, так и не была издана – у автора на это просто не было денег.
Кононов и Даль — два сапога – пара
Азы актерства Михаил Кононов постигал в знаменитом Щепкинском училище. Курс его был – сплошь самородки и будущие звезды советского кино: Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов. С Далем Кононов сошелся особо близко, их даже называли «два сапога – пара», потому что оба были правдолюбами и всегда говорили то, что думали.
В 1963 году Даль и Кононов сыграли вместе в фильме Исидора Анненского «Первый троллейбус». Лирическая лента, снятая в Одессе, примечательна прежде всего своим составом – в фильме задействована целая плеяда молодых актеров, впоследствии ставших звездами: Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Нина Дорошина и Евгений Стеблов.
Но все же началом кинокарьеры Кононова следует считать великолепную комедию «Начальник Чукотки», снятую замечательным режиссером Виталием Мельниковым. Актер сыграл в фильме главную роль комсомольца Алеши Бычкова, который волею случая стал единственным представителем советской власти на самой восточной окраине СССР и пережил удивительные приключения, умудрившись заработать миллион долларов, побывать в США и вернуться домой. Эта роль для самого актера так и осталась самой главной в его карьере. Хотя после нее были роли в не менее талантливых картинах. Например, в военной драме Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967).
А в фильме «На войне как на войне» Виктора Трегубовича (1968) Кононов сыграл главную роль младшего лейтенанта Малешкина, который практически мальчишкой попал на фронт и принял участие в освобождении Правобережной Украины. Роль Мелешкина принесла актеру настоящую популярность. Фильм «На войне как на войне» получился настолько правдивым, что его признавали даже фронтовики.
Фильм Тарковского «Андрей Рублев» Михаил Кононов считал одним из главных в своей фильмографии
Ну, а потом случился «Андрей Рублев» Тарковского, где Кононову досталась роль юного монаха Фомы. Была она хоть и небольшая, но принесла актеру признание в профессиональных кругах. И именно опыт работы с Андреем Тарковским не давал актеру впоследствии размениваться на пустяки даже в те моменты, когда он сильно нуждался в средствах&
О непростой судьбе музы Тарковского и Кайдановского, закончившей карьеру Бутыркой и слепотой: читайте здесь.
Кино про жизнь
Главный герой фильма, вчерашний студент Нестор Северов не показан фанатиком своего дела, который бросает перспективную работу и идет преподавать в вечернюю школу. По сюжету все банальней. Нестор Петрович просто проваливается на экзамене в аспирантуру
Так он оказывается в рабочей школе, где обучаются взрослые люди, которые по разным причинам не окончили вовремя школу. Нестор становится классным руководителем 9 «А»: «удивительного, прекрасного, сумасшедшего класса».
Один его ученик все время сбегает на танцы, другой скрывает, что давно женат на учительнице. Есть в классе и ученица, которая тайно влюблена в самого Нестора. Поначалу далекий от мирской суеты главный герой начинает жить заботами своих взрослых учеников и сам, благодаря им становится взрослее.
29 апреля 1973 года вышел этот фильм. Почти полвека прошло. Но фильм до сих пор смотрится на одном дыхании. Только мало кто знает, что изначально его хотели снять двухсерийным, а роли исполнять должны были совершенно другие актеры.
Спасение утопающих и попытки флирта
Наверное, многие зрители будут помнить сцену, в которой Нестор Петрович изображает тонущего. Только дело в том, что все произошло по-настоящему, и актер действительно едва не утонул. Кононов очень плохо плавал, но постеснялся в этом признаться. В итоге чуть не произошла трагедия. Слава богу, его успели вытащить на берег.
Ну, и какой же съемочный процесс без флирта и ухаживаний? Во время съемок «Большой перемены» возник в некотором роде «любовный треугольник». Режиссер Коренев пытался ухаживать за Натальей Гвоздиковой, игравшей Полину.
Но ей тот не нравился, и чтобы отвадить его от себя, актриса позволила другому ухажеру, Крамарову, провожать ее до дома, дарить цветы и надеяться на близость. Но зная, насколько Савелий был охоч до женского внимания, Гвоздикова и его предпочла держать на «коротком поводке», но без допуска к телу.
В общем, много чего было интересного во время создания этого фильма. Но главное в том, что и спустя почти полвека от этой картины не оторваться. Одним словом — шедевр!
Главное, чтобы парик сидел!
Фото: кадр из фильма
Съемки фильма проходил в Ярославле. Пляжные сцены снимались на берегу Волги. Это был разгар лета. Казалось бы, не работа, а сплошное удовольствие. Но не для артистки— Натальи Гвоздиковой. Она вспоминает: «Сказали, что у нас и так все актрисы – светловолосые. А фильм – телевизионный. Вдруг бы нас с Богуновой стали путать, потому что у нас одинаковые прически? Я тогда носила волосы на прямой пробор, так же, как и актриса Богунова». Светлые волосы Гвоздиковой решено было спрятать под черный парик. Выглядел он шикарно – почти как натуральные волосы. Но сниматься в нем под палящим солнцем для Натальи было мучением.
Гвоздиковой сшили специальную шапочку, которую надевали на волосы, и парик на нее надевали только перед самыми съемками. Когда актриса заходила в воду, гример не находила себе места: она понимала, если актриса случайно утопит свой парик, съемки просто закончатся – второго такого не найти. И умоляла режиссера не рисковать драгоценным париком. В итоге все общие планы актрисы на море снимали без Гвоздиковой. Вместо нее на водных лыжах каталась дублерша. Заметно, что он значительно полнее Гвоздиковой – ведь она была спортсменкой.
Савелий Краморов ухаживал за Гвоздиковой на съемках. Однажды он ее спросил, а как вы думаете, такая девушка, как вы, могла бы выйти за меня замуж? На что я ему ответила: «Вы знаете, а я уже замужем».
История создания
Написать сценарий фильма о жизни учащихся вечерней школы, используя свою повесть «Иду к людям», Садовникову, в молодости самому преподававшему в вечерней школе, предложили в конце 1969 года. Сразу было поставлено условие, что соавтором будет режиссёр фильма. Два года писатель трудился над сценарием, было перепробовано много вариантов, многое потом пришлось менять во время съёмок, перед самым их началом вместо двухсерийного было решено делать трёхсерийный, а затем — и четырёхсерийный фильм. Конечный вариант сценария очень сильно отличался от первоисточника.
Первоначально на главную роль планировался Андрей Мягков, но он поставил условием съёмки в роли Светланы Афанасьевны своей жены, Анастасии Вознесенской, что не устроило авторов картины. На роль пробовались также Константин Райкин и Евгений Карельских.
Съёмки фильма производились на территории Ярославского шинного завода и МГПИ им Ленина.
Оценки современников
Исполнитель главной роли Михаил Кононов скептически относился к фильму. В своих неопубликованных мемуарах он писал: «В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О „Большой перемене“ много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».
По словам Николая Бурляева: «Я никогда не был в восторге от этого фильма, нам, ориентированным на Тарковского и Германа, сериал с высосанным из пальца сюжетом казался несерьёзным».
Несмотря на критические отзывы, фильм считается культовым и нередко демонстрируется на телеканалах.
Актерская чехарда
Звезда легендарного МХАТа Анастасию Георгиевскую и Михаила Яншина режиссер пригласил в фильм первыми и без всяких вопросов. С остальными было, мягко говоря, сложней. На главную роль Нестора Петровича претендовали Андрей Мягков, Константин Райкин, Евгений Карельских и Михаил Кононов.
Режиссер отдавал предпочтение Мягкову, но потом между ними случилась ссора. Мягков хотел, чтобы вместе с ним в роли Светланы Афанасьевны снималась его супруга Анастасия Вознесенская. Но та пробы провалила. И закативший целую истерику артист из проекта ушел, громко хлопнув дверью.
Что касается Кононова, ему вообще не нравился сценарий. И согласился он лишь потому, что у него был перерыв между другими съемками. Да и то он считал эту роль проходной.
На роль Ганжи приглашали Станислава Садальского, Александра Филипенко и Юрия Векслера. Им разослали сценарии, но Векслеру он не пришелся по душе. И он попросил свою жену Светлану Крючкову вернуть его на киностудию. Актриса приехала туда, и увидев ее, режиссер тут же предложил ей роль Светланы Афанасьевны.
Однако, во время пробных съемок одной из сцена актриса до крови прокусила палец Александру Збруеву, ставшему Ганжой. Коллеги здорово поругались, и Збруев якобы сказал, что не хочет такую «жену». Тогда Коренев предложил Крючковой перевоплотиться в Нелли Ледневу.
А Збруев и после изрядно помотал нервы режиссеру. Например, он наотрез отказался носить рабочую робу, и его герой стал модником, разгуливающим по стройке в дорогой замшевой куртке.
Киноляпы знаменитого киношедевра
Несмотря на то, что в фильме снималась целая россыпь звезд, а над картиной работали опытные мастера, не обошлось и без киноляпов. Самый заметный из них случился с Ганжой. Получив травму, он появлялся на экране с перебинтованной левой, то с правой рукой.
Эту неточность потом киношники обнаружили. Но возвращаться в Ярославль на шинный завод, восстанавливать декорации медкабинета и переснимать всю сцену уже не хотелось, поэтому оставили как есть.
Другой неточностью можно назвать наличие в фильме учителя физкультуры. Только вот в рабочих вечерках такого предмета не было. Ученикам-работягам она была точно не нужна.
А еще внимательные зрители могут заметить, что в одной из сцен Ганжа и Леднев пьют вместо пива квас, а в другой сцене школа меняет облик. В первый рабочий день Нестор Петрович проходит мимо квадратных окон школы, открывает глухую дверь и… оказывается в совершенно другом здании с застекленными дверями и арочными окнами.