Клодт, петр
Содержание:
- Аничков мост
- Статуэтки и эскизы на тему «конь с водничим» и другие
- Биография Клодта
- Клодт и К.П.Брюллов
- Памятник Николаю I
- Памятник Ивану Крылову
- Об изображении царей и богов
- Где ещё увидеть творения Клодта
- Семья
- Мальчик, юноша, офицер
- Шесть анекдотов
- Прав ли был царь, что вместо коней Клодта на набережной перед Академией художеств разместил сфинксов?
- Итог жизни скульптора
Аничков мост
В небольшой книжечке Т.А.Славиной «Константин Тон», Лениздат, 1982, конечно же, поругивают Николая I:
Умный советский петербуржец, погулявший среди красот Ленинграда, сразу понимает, что император Николай I – настоящий и глубокий эстет, лично вникающий во все красоты города, монументально-декоративной скульптуры и прочего искусства, работяга. Кстати, то же относится и к умным москвичам.
До того Невский проспект сужался и мост над Фонтанкой был узким. Перед установкой коней его расширили, и он стал таким, каким мы видим его сейчас. Новый мост был сделан за полгода (!).
И.И.Шарлемань, Ж.А.Дюрои. Аничков мост. 1850. Год установки последней группы
В книге праправнука скульптора Г.Клодта «Лепил и отливал Петр Клодт», 1989, много фантазий, стандартных советских оскорблений и панибратства в адрес царя, но и в ней умный читатель прочитает между строк про все достоинства царя, в частности, его способность соглашаться с мнением других. Оказывается, по мнению праправнука, это Клодт внушил царю поставить коней на Аничковом мосту, тогда еще непригодному для этого, а потому получается, что благодаря Клодту мост и был расширен. Праправнук пишет:
Забавно читать фантазии о том, что подумал давно умерший царь. Но в этих рассуждениях видится некоторое отсутствие у скульптора логики, поскольку на момент разговора речь шла о двух конных группах, тогда как у моста четыре угла. Кроме того, изначально для установки этих двух групп планировались места просто замечательные: либо на пристани около Академии художеств, либо около Адмиралтейского бульвара.
Клодта это должно было вполне устраивать, но версия праправнука тоже правдоподобная, и попутно подтверждающая прекрасные качества царя. В итоге на пристани около Академии художеств вместо коней установлены сфинксы.
Здание Академии художеств со стороны Невы
Пристань у Академии художеств по проекту Тона с конями Клодта. Первый вариант
Гривами кони напоминают коней Марли, то есть царь и архитектор уже задумывались о конных группах.
Довольно некрасивые по части коней Диоскуры с Монте Кавалло в Риме в качестве прототипов царем сразу были отвергнуты, так как царю громкость имени была безразлична. Таким образом, именно Николай I был тем локомотивом, который вел за собой как конкретные проекты, так и выбирал исполнителей, которых он всегда поощрял, и это особенно относится к Клодту.
В любом случае, царь, очевидно доверял молодому скульптору после создания им конной шестерки на Нарвских триумфальных воротах. Праправнук пишет о желании царя создать коней именно русскими мастерами.
Он также описывает, как в личное пользование Клодта в академическую конюшню были переданы два чистокровных арабских жеребца. Так что не римско-французские реминисценции двигали воображение Клодта, а натуральные арабские жеребцы по кличке Амалтабек и Серко.
Статуэтки и эскизы на тему «конь с водничим» и другие
Если коней Клодт уже давно делал очень красиво, то компоновка пары конь – водничий выглядит не так просто. На фоне поисков Клодта совсем убого выглядят Диоскуры, менее объемно выглядят кони Марли, не говоря уже о «Славе» и «Меркурии» Куазевокса.
Эти парные композиции явно предназначены для бокового осмотра, условно говоря, они плоские по сравнению с нашими реалистическими прежде всего по пропорциям конями и укротителями, которые предназначены и для других ракурсов, правда, для проплывающих под мостом туристов главным оказывается боковой ракурс снизу вверх. При этом, мы не знаем, практиковали ли при царях туристы столь массовые водные прогулки по речке Фонтанке и по другим рекам и каналам Петербурга. А публика тогда была гораздо отзывчивей к прекрасному.
Работы Клодта становились центрами притяжения, народ шел смотреть шедевры.
Вариант второй группы для Аничкова моста. 38х33х34 см. Бронза. 1840-ые
П.Клодт. Конь с водничим. Вариант второй группы. Бронза 37х35х32 см. 1840-ые
Сколько безумцев-фантастов искусствоведов, особенно в советские времена (тогда сытно жилось в союзах писателей, художников и прочих, потому особенно сладко мечталось), писало про скульптуру малых форм целые книги, дескать она имеет «свое пространство», и все такое прочее, что нормальный человек в принципе понять не может.
Анекдот (из недавнего ток-шоу). Вот один кричит: я представляю Бога, он меня послал. А из соседней палаты ему в ответ: Я тебя никуда не посылал.
У нормальных людей все иначе. У них нет никакого иного, кроме родного евклидова «прямоугольного» трехмерного пространства с декартовой системой координат и с простеньким метрическим тензором, где на главной диагонали привычно стоят единички, а в остальных местах нолики, и с такой привычной и никогда не подводящей людей теоремой Пифагора.
Для таких людей из огромных скульптур в полный рост делали из чугуна скульптурки малых форм, в частности, на Каслинском заводе. Люди любуются ими и не думают, «чьих они будут»: больших это или малых форм, — просто, если маленькая, то значит – малых форм.
Клодт. Конь с водничим. Вариант третьей группы. Есть в воске. А это – из бронзы. А есть аналогичные из чугуна, ими снабдили довольно широкие массы населения и музеи
Сам Клодт прославился не только как монументалист, но и как мастер художественного литья. Много, кто ваял лошадок, но если в музее увидите очень красивую лошадку, значит ее сделал Клодт, а если увидите лошадку, очень занятую бытовыми делами, например, кормежкой, — значит, сделал Лансере (шутка), а если кто-то охотится – то — Обер. А если не очень красивую – то ее сделал кто-то другой.
Клодт. Скаковая лошадь. Этюд. 1838. Бронза. Лошадиный контрапост (шутка)
Клодт. Кобыла с жеребенком. 1854-1855
Клодт. Римлянин с конем
Клодт. Царь Михаил Федорович. 1840-1850-ые. Первый царь из династии Романовых
Чтобы понять, что в каждой шутке есть доля правды, посмотрим на лошадку и «укротителя», которых сваял внук нашего П.К.Клодта:
Константин Александрович Клодт (внук П.К.Клодта). Л.Н.Толстой на пашне. 1889. Бронза
Симпатичная статуэтка, но тема обмельчала: тема «римских укротителей» переросла в репинскую тему «пахать подано» (1887). Идейное содержание статуэтки — с легкой руки В.В.Стасова: о тяжелой доле крестьянских лошадок при царском режиме, которых не кормят, а только пахать заставляют, да еще под неумелым барским руководством.
После Толстого-пахаря время плавно переходить к анекдотам.
Биография Клодта
Клодт фон Юргенсбург Петр Карлович (1805-1867), сын генерала К.Ф.Клодта (1765-1822). Учился в Омске в Кадетском корпусе. В 1823 поступил в Артиллерийское училище. В 1827 вышел в отставку. Несколько лет самостоятельно занимался рисованием и скульптурой. В начале 1830-ых в качестве вольнослушателя посещал Императорскую Академию художеств, учился у И.П.Мартоса (умер в 1835), Б.И.Орловского (умер в 1837), С.И.Гальберга (умер в 1839).
Уже в 1838 удостоен звания академика и литейного мастера за группу «Лошадь с водничим», стал преподавать в Академии. Звание профессора было выше звания академика.
Не всегда ему сопутствовал успех, например, Микешину показались слабыми его предложения по барельефам к памятнику «Тысячелетие России» в Новгороде (1861-1862).
Но неизменно великолепно у него получались лошади. Именно Клодт сделал квадригу с Аполлоном на Большом театре в Москве, поскольку Аполлон на Олимпе заведовал делами эстетическими. Мы все прекрасно знаем, какими мы видим коней на Большом театре, а вот как кони смотрят на нас, а точнее, на наших великих предков.
Лошади Клодта на Большом театре. Москва. Фото 1932 г.
Клодт был признан как литейный мастер. В 1835 был он был избран членом Королевской Академии художеств в Берлине, с 1843 – сотрудник Королевского Общества северных антиквариев в Копенгагене, в 1852 избран членом Академии Св. Луки в Риме, в 1859 – членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже. И все это при «плохом» царе.
За памятник Николаю I П.К.Клодт получил чин действительного статского советника. Это была его последняя монументальная работа. Если посчитать, сколько и кто сделал конных статуй, то в подавляющем большинстве случаев окажется всего один конный монумент («коняшки» Церетели не в счет), а у Клодта их было много.
П.К.Клодта с великим К.П.Брюлловым связывала искренняя дружба и совместная работа над украшением Исаакиевского собора.
Клодт и К.П.Брюллов
На СКУЛЬПТПРИВЕТ была статься о женитьбе К.П.Брюллова и о том как жена изменила ему со своим отцом, а художник был оклеветан и поливается грязью в третьяковке в наше время со слов его племянника, сына сестры. В книге Г.Клодта тоже фигурирует этот момент в жизни Брюллова, поскольку после того, как Брюллов расстался с Эмилией Тимм, он в тяжелом моральном состоянии прожил взаперти две недели у П.К.Клодта, где писал объяснение и прошение о разводе Бенкендорфу и министру двора князю Волконскому. Церковь дала согласие на развод через два месяца, а сам Брюллов утаил от света истинную причину развода. Это случилось в 1839, а уже в 1844 эта пианистка вернулась из Парижа и вышла замуж за сына Н.И.Греча, который был двоюродным братом П.К.Клодта.
Памятник Николаю I
Между Мариинским и Исаакиевским дворцом стоит один из самых знаменитых петербургских памятников – император Николай I на прекрасном коне. Над ним трудилась команда мастеров:
- проект принадлежал Огюсту Монферрану;
- Пётр Клодт выполнил фигуру императора на коне;
- три барельефа, украшающие пьедестал, выполнил Николай Рамазанов;
- Роберт Залеман создал четыре женские фигуры – Силу, Мудрость, Правосудие, Веру.
На первом эскизе Клодта император возвышался на спокойно стоящем коне. Монферран отмёл идею – по его задумке, памятник должен был гармонично соединить ансамбли Мариинского и Исаакия. Архитектору хотелось большей экспрессии и динамики. Тогда Клодт предложил новый эскиз: на нём конь, вздыбившись, стремится вперёд, опираясь лишь на задние ноги, а император – в парадном костюме – спокойно и прямо сидит в седле.
Техническое воплощение статуи – виртуозное мастерство скульптора. Пётр Клодт произвёл точнейшие расчёты, чтобы вес фигур императора и коня равномерно распределился и держался всего на двух точках опоры. Чтобы воплотить задумку в жизнь, Клодт заказал специальные подпоры весов 60 пудов. Они были призваны увеличить прочность памятника, его монументальность.
Кстати, именно эта «изюминка» спасла памятник от гибели после Октябрьской революции. В годы, когда было принято уничтожать всё, напоминающее о монархическом режиме, памятник императору Николаю I уцелел лишь потому, что был признан уникальным с точки зрения технического воплощения.
Памятник Ивану Крылову
Переместимся в Летний сад. Здесь на гранитном пьедестале, с тетрадью и пером в руке восседает Иван Андреевич Крылов. Сам пьедестал украшен персонажами басен Крылова, отлитыми в бронзе.
Кончина великого баснописца в 1844 году стала большой потерей для литературы в целом и Петербурга в частности. В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на создание памятника Ивану Крылову. Победил проект Петра Клодта.
Бронзовая фигура установлена недалеко от главной аллеи Летнего сада. Место выбрано не случайно. По первоначальному замыслу Петра I, в этом месте располагалась статуя Эзопа – древнегреческого поэта, которого Крылов весьма уважал и многократно пересказывал на русский язык.
Памятник Ивану Крылову занял почётное место не только в Летнему саду, но и в литературе. Он неоднократно упоминался в стихотворениях и мемуарах. Вот так описал его поэт Иван Майков:«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,Он, точно с старческой неспешностью речей,Рассказывает нам с своих высоких креселПро нравы странные и глупости зверей.И все смеются вкруг, и сам он тихо-весел».
Об изображении царей и богов
Замечание (об очернении русской истории). Западные и прежде всего лютые английские враги России сладострастно потирают руки: вот еще кто-то швырнул грязью в историю России. В этой связи должны радоваться, например, бесконечным фейковым пошлым фильмам про русских царей и генсека с постельными сценами, где пошлые киношники своими физиономиями и малобюджетными фильмами реализуют свои детские психотравмы, пиная царей, особенно сладострастно обращаются с великим русским царем Иваном IV (Грозным). Романовы, видимо, сложно относились к Рюриковичу Ивану Грозному, если даже на памятнике «Тысячелетие России» этот царь отсутствует (хотя присутствует его первая жена Анастасия), а также не дали по рукам Карамзину, когда тот, ориентируясь на слухи, включил фейкомет и смешал с грязью Грозного в своей «Истории». Когда психологизмом царя занялся Антокольский, общавшийся с демократом В.В.Стасовым, создав камерный (хотя и в полный рост) скульптурный шедевр – сидящего мучающегося от «своих злодеяний» Грозного, он попал в русофобскую струю, как туда благополучно попадали, например, все советские пишущие диссиденты, среди которых — липовые нобелевские лауреаты. Как написано в книге «Власть и монумент»,
На СКУЛЬПТПРИВЕТ уже приводилась мнение Пушкина о наивности историка Карамзина, клеймившего Грозного, о чем рассказал Денис Давыдов в своих мемуарах.
А художники, потренировавшись на царях, подумали: что нам царь, давайте нам Господа Бога. Начали в Христе искать психологические черты. И вот Антокольский сделал связанного веревкой Христа в полный рост. И.Н.Крамской посмотрел статую и как атеист атеисту в письме Репину от 24.09.1874 написал такое, что жосьишарли радостно опубликовало бы и у себя:
Видимо, Крамской «знал», о чем писал, поскольку усталого «Христа» в пустыне он уже изображал, но что-то и там нет курносого носа. Подобно ему самому, сравним его «Христа» (к Богу это не имеет никакого отношения), например, с сидящим и широко известным античным «Кулачным бойцом», ибо там тоже усталый мужчина сидит в невеселом виде, тем более что сам Крамской вспомнил в письме про античного Германика. А не подумал ли Крамской на закате жизни, от чего это так и не окончил свою главную картину «Хохот», почувствовал, видимо, всю мелкоту темы.
При Николае I демократов-атеистов было меньше, а художники были умнее, по крайней мере, в данном отношении. Например, А.А.Иванов тоже изобразил «Явление Христа народу» (евангельские темы имеют право на существование), но психологизмом в отношении Бога не занимался, понимая, что главным достоинством картины является лучшая по рисунку массовка с изображением обнаженных тел, а для Христа просто использовал античную «икону» — голову Аполлона Бельведерского, при этом, чрезвычайно ревностно и долго отыскивая подходящие типажи для персонажей картины.
Клодт творил чуть позже, но такими пошлостями тоже не занимался. На святынях не топтался.
Кстати, и Антокольский делал памятники царям без пошлости, а его памятник Петру I является, пожалуй, лучшим среди неконных памятников этому царю, не случайно он установлен сразу в нескольких городах России и попал на 500 – рублевую купюру. Но этот же монумент в уменьшенном виде вполне мог украсить и скульптурку малых форм.
Настольное украшение «Петр I – основатель русского военно-морского флота». Отливка Фализа по модели М.Антокольского. Париж. 1896. Серебро, литье, чеканка
Представим на мгновение попытку изобразить психологические страдания царя, задающегося вопросом «А так ли уж нужен России военно-морской флот?». Смешно?
Антокольский одел Петра I в форму Преображенского полка. Чувствуется великолепная школа Императорской Академии художеств времен замечательного педагога Н.С.Пименова, давшего Антокольскому «путевку в жизнь». Зато П.К.Клодт старше Н.С.Пименова всего на 7 лет, и путевку в жизнь ему дал Николай I.
Также по этой теме:
Конный памятник Юрию Долгорукому Орлова, Штамма, Антропова в Москве
Амуры, Амуры, Амуры…..
Н.П.Румянцев, Канова и статуя «Мир»
Последние три года жизни К.П.Брюллова
Памятник Николаю I Клодта. Часть 2. Постамент
Федор Толстой. Часть 1
Где ещё увидеть творения Клодта
На протяжении всей жизни Пётр Клодт увлекался созданием малых форм
Элегантные статуэтки лошадей можно увидеть в коллекции Русского музея.
Гуляя по Москве, обратите внимание на великолепную бронзовую квадригу на фасаде Большого Театра – это тоже работа Клодта.
К памятнику князю Владимиру-крестителю в Киеве Пётр Клодт также приложил свою творческую руку. Именно он в своей мастерской выполнил бронзовую статую высотой 4,5 метра, организовал перевозку скульптуры из Петербурга в Киев и выбрал для неё место – статуя гармонично вписана в гористый пейзаж на берегу Днепра.
Поделиться статьей:
Семья
Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения П. К. Клодта. 2 рубля, серебро, 2005 год
Жена: Иулиана (Ульяна) Ивановна (урождённая Спиридонова;1815—22 ноября 1859) — племянница скульптора-монументалиста, академика Императорской Академии художеств И. П. Мартоса.
Сын: Михаил Петрович Клодт (1835—1914) — художник, старший сын П. К. Клодта
Дочь: Вера Петровна (по мужу Клодт; 1843—1924) — замужем с 1864 г. за Александром Константиновичем Клодтом (ум.1871), племянником П. К. Клодта.
Дочь: Мария Петровна (по мужу Станюкович; 1836—1922) — замужем за Александром Михайловичем Станюковичем (1823—1892), журналистом, издателем, редактором развлекательных журналов, братом известного писателя К. М. Станюковича. В браке имели шестеро детей.
Дочь: Софья Петровна (по мужу Гардер; 1843—1862) — замужем за Анатолием Егоровичем Гардером, в браке один ребенок.
Сын: Александр Петрович (1841—1902) — окончил Николаевское кавалерийское училище, служил в гусарском полку, с 1882 году в отставке с чином майора.
Дочь: Наталья Петровна (по мужу Гардер) (род. 1839) — с 1864 г. замужем за Анатолием Егоровичем Гардером (род. 1842), в браке имели пятеро детей.
Через прибалтийское семейство Альбедилей Пётр Клодт состоял в отдалённом родстве с Ганнибалами и с А.С.Пушкиным.
Мальчик, юноша, офицер
Семья будущего скульптора (небогатая, но родовитая) происходила из балтийских немецких аристократов, состояла из потомственных военных. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны, был генерал-майором шведской армии.
Отец скульптора Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург был боевым генералом, воевал в Отечественной войне 1812 года.
Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца.
Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске, где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса.
Там, вдали от стандартов столичного образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность барона к резьбе, лепке и рисованию.
Больше всего мальчику нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.
Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере. В Омске учился в войсковом казачьем училище. В 1822 году, в возрасте 17 лет, он вернулся в столицу и поступил в артиллерийское училище.
Всё свободное время, которое оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему увлечению:
Также известно, что в этот период Клодт много времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей. «Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры».
После окончания училища будущий скульптор получил чин подпоручика.
Офицер служил в учебной артиллерийской бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.
Начало артистической деятельности Клодта было чисто случайное. Об этом один из родственников знаменитого скульптора по случаю 20-й годовщины его смерти рассказал следующее: «В бытность свою в артиллерийском училище, вырезал он как-то от скуки из простого берёзового полена небольшую лошадку — русскую добродушную клячу со стёртыми боками и подарил её малолетнему сыну Николая Ивановича Греча — Алексею
Литературная компания, собиравшаяся у Греча Кукольник, Булгарин, Даль и другие случайно обратили внимание на новую игрушку, с которой возился на полу маленький Греч. Взяли, рассмотрели поближе, пришли в решительный восторг от артистического исполнения
Кто делал? Оказалось — юнкер Пётр Клодт. Литераторы доброго старого времени окончательно умилились, отняли лошадку у ребёнка и тут же согласились разыграть её „по золотому“ в лотерею, а на вырученные деньги купили талантливому юноше полный резной прибор. С помощью последнего, уже будучи офицером, во время лагерной стоянки в Красном Селе, он вырезал из дерева две новые лошадки, ещё более художественные, обративши на себя внимание великих князей Михаила и Николая Николаевичей, удостоивших принять в подарок эти счастливые плоды лагерного досуга. С этих пор художник-самоучка уверенно и быстро пошёл в гору».
Шесть анекдотов
А когда по вине Клодта (праправнук считает, что из-за короткой уздечки) лошадь под ним понесла, а потом лягнула президента Академии художеств герцога Лейхтенбергского, доброго по натуре и женатого на старшей дочери царя, Николай I сказал Клодту:
Праправнук придумал: государь-император дескать играет в солдатиков. Якобы государь сказал: «Закажите этому барону моих конногвардейцев. Ну, не эскадрон. Отряд. Прелестно, это прелестно», — говорил он и строил, и перестраивал конногвардейцев то в парадный строй, то в боевой.
Клодт несколько раз соревновался на своих запряженных в коляску скакунах-натурщиках с коляской царя. Когда же обогнав царя, двусмысленно приподнял шляпу, приветствуя царя, тот погрозил кулаком. Обиженный царь простил Клодта, увидев готовых «Укротителей».
Праправнук придумал версию того, как Клодт «развел» царя на еще две группы (№№ 3, 4).
Редкостный выдумщик этот праправнук. Кто скажет после этого, что история – это наука?
Прав ли был царь, что вместо коней Клодта на набережной перед Академией художеств разместил сфинксов?
Пусть каждый сам ответит.
Египетский сфинкс на пристани перед Академией художеств. Пристань создана в 1832-1834 по проекту К.А.Тона
Сфинксы не простые, а настоящие, древние, привезенные из Египта, а сделаны в 15-14 веках до нашей эры (!). Что нам младенцы «Диоскуры»!
Для правильного ответа на поставленный вопрос необходимо также учитывать, что длинными питерскими ночами во времена П.К.Клодта местные «ундины» приходили на это место постирать белье:
М.Н.Воробьев. Набережная Невы у Академии художеств. 1835. Фрагмент
Хотя и не в таком количестве (имеются в виду ундины), как у Н.И.Крамского:
Крамской. Русалки. 1879
Еще один непростой вопрос: правильно ли царь отстранил С.С.Пименова (1784-1833) от коней на Нарвских воротах. Незадолго до этих коней Пименов сделал своих коней:
Пименов С.С. Колесница Аполлона на аттике главного фасада театра Драмы им. А.С.Пушкина. Санкт-Петербург
А чуть раньше С.С.Пименов совместно с Демут-Малиновским делали шестерку коней над аркой здания Главного штаба напротив Зимнего дворца. Тоже при Николае I.
Арка здания Главного штаба. 1820-1829
С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Коней делал Демут, колесницу Пименов
С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Фрагмент
С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Фрагмент
С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Фрагмент
Ясно одно: в наше время таких коней сделать никто не сможет, а всего лишь могут сделать точно таких, то есть — трехмерную копию.
Итог жизни скульптора
Могила П. К. Клодта на Тихвинском кладбище в |
Кроме того осязаемого наследства в виде
графики и пластики, которое мастер оставил потомкам, он покорил
ещё несколько вершин в своей жизни:
- Возглавляя Литейный двор Академии
художеств, он добился повышения качества художественного
литья в России, и этим придал импульс развития этому
искусству в России. - Вывел российскую анималистику на новый
уровень, сделав её самодостаточной дисциплиной искусства.
Малые скульптурные формы
На протяжении всей карьеры Клодт работал в
направлении пластики малых форм. Статуэтки этого автора были
высоко ценимы его современниками. Часть из них признана
произведениями искусства и включена в коллекции музеев, таких
как Государственный Русский музей.
Смерть
Последние годы своей жизни художник провёл на
своей даче (мыза Халала, Великое княжество Финляндское), где и
умер 8 (20) ноября 1867 года. Похоронен на Смоленском
лютеранском кладбище, в 1936 прах перенесен в Некрополь мастеров
искусств.