Биография елизаветы таракановой

История жизни Елизаветы Таракановой

Встреча происходила с глазу на глаз, свидетелей не было. Известно только, что продолжалось свидание недолго, Орлов выскочил из каземата бледный и с перекошенным лицом, а его жертва окончательно потеряла рассудок и уже никого не узнавала до своего смертного часа. 

Родив сына – Александра Алексеевича Чесменского, «дворянина неизвестного происхождения», «княжна Владимирская» скончалась от кровотечения. Ее похоронили в крепости близ Алексеевского равелина, и посаженные кем-то над могилой кусты боярышника разрослись затем в небольшой садик. 

Елизавета Петровна — третья императрица всероссийская

Но когда несколько дней спустя Екатерина, перечитывая допросные листы, пыталась разгадать загадку самозванки, ей доложили, что во дворец прибыла и почтительно просит об аудиенции… княжна Владимирская. 

То оказалась подлинная княжна Владимирская, Анастасия Андреевна, в замужестве – миссис Ли. Потеряв мужа и двух сыновей во время войны Америки с Англией за свою независимость, она решила вернуться на родину и вступить в права наследства. И с изумлением узнала, что она якобы «всклепала на себя» имя дочери императрицы Елизаветы и предъявляла свои права на российский престол. 

Анастасия Андреевна поспешила к Екатерине, чтобы убедить ее: никакой иной княжны Владимирской, кроме нее, нет и быть не может, а сама она ни на что не претендует. 

Екатерина предложила Анастасии пожить в монастыре на правах гостьи. Избран был Ивановский женский монастырь в самом центре Москвы. Там княжне Владимирской предоставили прекрасные покои с садом перед окнами, все ее приказания выполнялись мгновенно. Она ни в чем не испытывала нужды. 

Создать такие условия для наследницы одного из самых значительных в России состояний было совсем нетрудно, тем более что после нее наследником всего становилась казна. Императрица сначала запретила Анастасии Андреевне покидать стены монастыря, а потом намекнула в личном письме, что Россия в тяжком положении, нужны деньги, и неужели же княжна Владимирская, обладая многомиллионным состоянием… 

Княжна Владимирская подписала бумаги о передаче всех своих капиталов, земель и доходов с них государству, а сама постриглась в монахини под именем Досифеи. На этом великосветском пострижении была, пожалуй, вся Москва. Не было только Алексея Орлова-Чесменского, который вообще объезжал Ивановский монастырь за версту с тех пор, как там поселилась княжна Владимирская. Орлов считал, что это – обманутая им женщина, что слухи о ее смерти – ложь, специально пущенная Екатериной, и панически боялся встречи со своей итальянской любовью. 

Алексей Григорьевич Разумовский

Впрочем, более распространенная версия о том, что под монашеским одеянием Досифеи скрывалась подлинная княжна Тараканова – родная дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Скромная и красивая, настоящая наследница русского престола, она не помышляла о царствовании и, подобно лже-Елизавете, была обманом приглашена на корабль и увезена в Россию, где ее заточили в монастыре. Произошло это только в 1785 году, когда Августе Таракановой было уже сорок лет. На ее содержание отпускалась из казначейства изрядная сумма. После смерти Екатерины II Досифею стали посещать известные лица; митрополит Платон приезжал поздравлять ее по большим праздникам, и даже одно лицо из императорской фамилии посетило ее келью и долго беседовало с затворницей. Досифея до самой своей смерти при каждом стуке в дверь сильно бледнела. У нее имелись портрет императрицы Елизаветы Петровны и какие-то бумаги, которые она, после долгого колебания, сожгла. Судя по портрету, она была очень похожа на Елизавету Петровну. 

Остается добавить, что митрополит Платон и лица императорской фамилии не стали бы, наверное, посещать Досифею, если бы под ее именем скрывалась какая-то Анастасия Владимирская. И зачем ей, выросшей и прожившей полжизни за границей, чужому для Елизаветы Петровны человеку, годами бережно хранить портрет покойной императрицы? 

Ряд историков, в том числе и К. Валишевский, однозначно считают, что императрица Елизавета Петровна была бездетной. Опираясь на медицинские свидетельства тех давних времен, польский исследователь сообщает: еще смолоду цесаревна страдала «немочью» по женской части, что делало ее неспособной зачать и родить ребенка. 

Письмо княжны Орлову

О Досифее говорили, что она может предсказать будущее, отвести беду, вылечить неизлечимую болезнь. Правда это или вымысел – трудно сказать. Похоронили ее в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых как последнюю представительницу этого рода – боярского, не царского. На серой плите значились лишь монашеское имя и день кончины – 4 февраля 1810 года. 

Авторы Гайдпарка

  • bambambigelow

    Лондон неожиданно встал на сторону «Северного потока – 2»

    Читать полностью

  • VOLF

    В Перми похоронили главу регионального СК, который покончил с собой

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так в Ленинграде милые проказницы надули мужичка. И это была вовсе не диктатура пролетариата

    Читать полностью

  • Владимир Фёдоров

    Я бы тоже пошёл с ним в разведку

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Верите ли Вы, что партия «Новые люди» преодолела 5% барьер на выборах в Госдуму РФ?

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Пилотируемый полет к Луне — 1,7 млрд руб., а «суверенный Рунет» — 31 млрд. Почувствуйте разницу!

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Должен ли быть инженер изобретателем? Мои свидетельства и мнение

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Как Вы считаете, рассыплется ли Россия, как карточный домик в обозримом будущем?

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    США – главный организатор и спонсор мирового терроризма

    Читать полностью

  • Артур  Ахмедов

    В России нашелся участок, где Единая Россия не получила ни одного голоса.

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Большинство тогда и сейчас

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    А могла бы обнулить…

    Читать полностью

Другие версии биографии

Некоторые историки считают, что Тарканова в действительности была дочерью императрицы и «ночного царя» Алексея Разумовского, состоявших в тайном браке. Девушку звали Августой Таракановой.

Это обстоятельство объясняет отчаянный интерес Екатерины к происхождению женщины. а также явная необходимость ее перевоза в Россию. Ведь императрица отдала приказ бомбить город в случае отказа от ее выдачи.

Версия гласит: после прибытия в Петербург, императрица навещала Августу в заключении и вела с ней беседы

Чтобы отвлечь внимание общественности, Екатерина пустила слух о гибели Таракановой в подвале Петропавловской крепости в 1777 году во время сильного наводнения. Именно это известие вдохновило художника Константина Флавицкого на написание знаменитого портрета княжны

Существует две версии происхождения фамилии дочери Разумовского и Екатерины. Одни исследователи считают, что она произошла от имени слободы, в которой родился граф Алексей Григорьевич – Таракановки. По другой версии это искажение фамилии сестры Разумовского в замужестве – Дараган.

В действительности же женщина была отправлена в Ивановский монастырь в Москве, где пострижена в монахини с именем Досифея. Она фактически содержалась в заключении: ей нельзя было разговаривать с другими послушницами и выходить на улицу, а занавески ее кельи всегда были опущены.

После смерти императрицы положение Досифеи улучшилось: к ней стали пускать посетителей, среди которых было множество представителей власти. Период ее жизни, по свидетельствам некоторых источников, практически совпадает с биографией самозванки Таракановой. Она умерла в возрасте 64-х лет в 1808 году.


Старица Досифея, предположительно тайно постриженная в монахини княжна Тараканова.

Однако эту версию нельзя считать достоверной, с чем согласен и Эдвард Радзинский. В 1996 году захоронение монахини вскрыли для исследований. Экспертиза показала, что Досифея была инвалидом – горбатой и невысокой женщиной с круглым лицом. Некоторые историки допускают, что по плохо сохранившимся останкам предположительный облик покойной могли серьезно исказить.

Опасная узница

Так кем же была в действительности эта таинственная инокиня? Вполне возможно, она и в самом деле приходилась дочерью Елизаветы Петровны и Разумовского. В этом случае она и впрямь могла представлять серьёзную опасность для Екатерины II, фактически узурпировавшей российский трон, и потому была заключена в монастырь. С одной стороны, опасность эта больше похожа на призрачную. Ведь если предполагаемая дочь Елизаветы дожила почти до 40-летнего возраста, не претендуя на российский престол, значит, у неё не было весомых доказательств в пользу своего царского происхождения. Иначе она давно уже могла бы предъявить их, ведь к моменту её заточения Екатерина II правила страной уже 23 года. С другой стороны, возможно, что такие доказательства действительно где-то существовали, и об этом стало известно Екатерине. Тогда становится понятным её приказ о заточении опасной соперницы, которая имела куда как больше прав на императорский трон, чем Екатерина (в девичестве Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская), прибалтийская немка, носившая фамилию Романовых по мужу, Петру III — внуку Петра I. Предполагаемая же дочь Елизаветы сама была внучкой Петра I. Что же касается Павла I, наследника Екатерины, то официально он считался сыном Петра III, но есть серьёзные подозрения, что в действительности его отцом был граф Салтыков. А если это так, то Александр I, будучи сыном Павла I и Софьи Доротеи Вюртембергской, и вовсе не был Романовым. Поэтому Досифея, представляя потенциальную опасность для потомков великой императрицы, оставалась в заточении до конца своих дней. Она пережила Екатерину II, Павла I и умерла во время царствования Александра I. Но и сто с лишним лет спустя тайна этой монастырской узницы остаётся нераскрытой. Историкам не удалось обнаружить даже косвенных документальных свидетельств, которые пролили бы свет на тайну монахини Досифеи — персонажа не менее загадочного, чем французская «Железная маска».

Августа Тараканова

Надпись на гробнице монахини Досифеи гласит: «Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет и скончавшейся февраля 4 дня 1810 года (принцесса Августа Тараканова)».

Метки: Екатерина II, Елизавета Петровна, эпоха Романовых, Загадки истории, биография, императрица, дочь, монастырь, самозванство, Тараканова, Дмитрий Соколов

Тараканова и Алексей Орлов


Алексей Орлов. (Pinterest)

Решать возникшую из ниоткуда проблему престолонаследия пришлось Алексею Орлову, командовавшему русской средиземноморской эскадрой, которая базировалась в итальянском Леворно. Орлов встретился с Таракановой в Пизе и притворился, что без оглядки влюбился в её красоту. На всякий случай, чтоб в Петербурге не заподозрили чего-то недоброго, каждый свой комплимент флотоводец тщательно согласовывал лично с Екатериной. После долгих уговоров авантюристка согласилась посетить русскую эскадру — Орлов убедил её, что все моряки как один готовы присягнуть ей на верность и отстаивать её права на престол до последней капли крови.

На палубе русского флагмана «Святой великомученик Исидор» выстроился почетный караул, остальные корабли дали в честь «принцессы Елизаветы» артиллерийский салют. Через несколько часов возмутительница спокойствия была арестована, а эскадра, спешно снявшись с якоря, рванула в Кронштадт. Пока флот огибал Европу, дом авантюристки в Пизе тщательно обыскали русские агенты, и весь архив был отправлен в Петербург посуху.

Портреты княжны Таракановой

«Княжна Тараканова»худ. Павел Сведомский

Не сохранилось ни одного портрета загадочной самозванки. Остались лишь словесные описания, которые, впрочем, очень субъективны. Граф Алексей Орлов описал девушку так:

Портрет графа А. Г. ОрловаВ. Эриксен. 1770-1783

По словам графа Валишевского:

Александр Михайлович Голицын
Князь Голицын, проводивший расследование и допросы самозванки описал её так:

Судить однозначно о внешности девушки затруднительно, а достоверных источников в виде картин или барельефов не сохранилось. Иногда встречаются упоминания о небольшом косоглазии «княжны», которое её совсем «не портило». Учитывая популярность этой молодой женщины, можно сделать вывод о её миловидности и хорошем образовании.

Картина «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого

К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864

При упоминании «княжны» многие вспоминают картину Константина Флавицкого. Яркий и драматический сюжет производит впечатление и надолго запоминается: красивая девушка в нарядном богатом платье гибнет во время потопа в Петропавловской крепости. На самом деле картина написана «по мотивам» событий, а сюжет полностью вымышлен. «Принцесса Владимирская» умерла от туберкулёза 4 декабря 1775 года. Причина смерти не вызывала сомнений, учитывая, что девушка задолго до заключения прибегала к помощи врачей. Потоп в Петропавловской крепости, из-за наводнения в Петербурге, действительно был, но спустя полтора года после смерти самозванки. Картина же написана в 1864 году и никак не может изображать «ту самую княжну». После смерти художника Павел Третьяков приобрёл полотно для своей коллекции.

Настоящая княжна Тараканова

Примечательно, что сама «принцесса Азовская» себя именовала как угодно, но не «княжной Таракановой» – это имя впервые появилось в книге «Жизнь Екатерины II, императрицы российской» французского дипломата Жана Анри Кастера, вышедшей в Париже на французском языке в 1797 году, то есть почти на 20 лет позже смерти самозванки. Позже Гельбиг и другие писатели «подхватили» имя таинственной двушки, под ним она и фигурирует в литературе и кинематографе до сих пор.

Следует отметить, что настоящая княжна Тараканова существовала и Екатерина II располагала всеми необходимыми сведениями о её жизни и местонахождении. Дочь Елизаветы Петровны и гетмана Разумовского – Августа Матвеевна Тараканова в возрасте сорока лет постриглась в монахини, получив духовное имя Досифея. Решение было принято ею добровольно (или почти) после встречи с Екатериной II в 1785 году. Досифея проживала при монастыре в одноэтажной каменной келье, на её содержание выделялись деньги из казны. При жизни императрицы Екатерины монахиня вела затворнический образ жизни, общалась с игуменьей, духовником и московским купцом Филиппом Шепелевым.
После смерти Екатерины II Досифею по праздникам навещали знатные и известные люди. Женщина хранила портрет матери и некоторые документы, которые о неизвестной причине однажды сожгла. По воспоминаниям современников, монахиня очень походила на мать внешне, имела отличное образование и хорошо знала несколько иностранных языков.

Умерла настоящая княжна Тараканова в 1810 году в возрасте 64 лет. Похороны прошли с большими почестями и необходимыми церемониями. Захоронена в в Новоспасском монастыре в усыпальнице рода бояр Романовых.

Легкомысленная дочь Петра Великого

Елизавета Петровна, захватившая власть в 31 год в результате дворцового переворота, царствовала 20 лет (1741-1761). Положение дочери Петра Великого, а затем единоличной самодержицы запрещало ей венчаться с кем-либо из россиян, значительно ниже её по положению. Но красавица Елизавета с молодости была любвеобильной особой и не изменила своей привычке, став императрицей. Историки насчитывают семерых любовников Елизаветы Петровны, из них троих – ещё до того, как дочь Петра взошла на престол.

Четвёртый по счёту фаворит Елизаветы, простой малороссийский казак Олекса Розум, приглянулся ей в церкви, где прекрасно пел в хоре. Став государыней, Елизавета сделала его графом Алексеем Разумовским, не забыв облагодетельствовать и всю его семью. Разумовский стал, по-видимому, самой большой любовью Елизаветы. По многим свидетельствам, между 1742 и 1748 годами они тайно обвенчались.

Кадр из сериала «Екатерина»

Дети от такого брака не могли наследовать престол и, более того, считались бастардами. Историкам достоверно неизвестно, были ли они вообще. Если Екатерина II наделяла своих незаконнорожденных детей фамилиями и титулами, то никаких актов такого рода от Елизаветы не исходило. Но это ещё не означает, что детей у неё не было.

Старица Досифея

Расправившись с самозванкой, Екатерина II решила окончательно закрыть вопрос с наследницей Елизаветы Петровны. Действовала она по тому же сценарию, и в первый раз: 39-летнюю принцессу Августу заманили на борт корабля и привезли к императрице.

Для избавления от принцессы Августы Екатерина избрала менее кровавый, но не менее жестокий способ – насильственный постриг в монахини под именем Досифея.

Местом смиренного служения Богу для Досифеи был избран женский Иоанно-Предтеченский монастырь, где она содержалась в полной изолированности от внешнего мира долгие 25 лет жизни. Имея право на общение лишь со своим духовником и игуменьей, Досифея проводила дни в молитвах и постах, не роптала на судьбу и хранила как зеницу ока небольшой акварельный портрет своей матушки Елизаветы Петровны.

О том, что старица Досифея действительно была той самой незаконнорождённой дочерью Елизаветы Петровны, косвенно свидетельствует факт присутствия её на чрезвычайно торжественных похоронах представителей высших кругов общества. А прямым доказательством этого предположения служат надписи на портрете и на могильной плите старицы Досифеи, где она упомянута как принцесса Августа Тараканова.

Описание картины «Княжна Тараканова»

В духе носящихся в воздухе либеральных идей и мыслей о свободе живописец рисует образ невинной жертвы. Это не мошенница и авантюристка, всеми правдами и неправдами добивавшаяся престола, а несчастная красавица, которая, самозабвенно любя, потеряла свободу и вот-вот потеряет жизнь от надвигающейся слепой стихии.

В холодной каменной мрачной камере с темными углами луч света выхватывает высокую фигуру женщины. Это несчастная княжна Тараканова. Картина показывает, как растрепаны ее волосы и одежда. Голова запрокинута, руки опущены вдоль тела. Ее некогда красивое платье совершенно заношено. От пронизывающего до костей холода она пряталась под тулупом, но теперь он сброшен – она не чувствует ледяного дыхания темницы. Вся ее фигура пронизана ужасом и безнадежностью. Вода непрерывным потоком хлещет через окно и залила пол на треть. Пленница не обращает внимания на суетящихся возле нее крыс, которых раньше боялась. Они равны в своей трагедии. Кто ей придет на помощь? О ней все забыли, оберегая себя. Ей суждено погибнуть, если провидение чудом не спасет узницу.

Колорит полотна со сверкающей изумрудом водой на темном фоне стен и бордового с белыми вставками платья, света, льющийся с улицы, говорят о незаурядном чувстве цвета художника.

Новые тенденции разрабатывал К. Флавицкий, сплавляя их воедино:

  • Романтику К. Брюллова.
  • Строгость академизма.
  • Набирающий силы реализм.

Он держал руку на пульсе времени и пытался примирить борющиеся стороны.

http://www.proza.ru/2015/03/04/1783http://www.starakanova.narod.ru/original.htmhttp://www.syl.ru/article/305733/knyajna-tarakanova-kartina-k-flavitskogo-istoriya-sozdanie-opisanie

«Княжна Тараканова», картина К.Флавицкого: исторические факты, описание

Небольшой экскурс в историю

Кто же такая княжна Тараканова, и реальный ли это персонаж? Происхождение этой личности до сих пор туманно. Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие — трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха.

«Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны.

Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом — мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским.

Тот хладнокровно притворяется поклонником княжны Таракановой, добивается ее взаимности и даже предлагает ей руку и сердце. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Там княжну и арестовали. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами.

Правда и домысел

Официальные источники утверждают, что узница Петропавловской крепости умерла от туберкулеза в декабре 1775 года. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Но есть и другие записи.

Так, известно, что в 1785 году приняла постриг некая княжна Тараканова и под именем инокини Досифеи провела в стенах московского Ивановского монастыря остаток жизни. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Умерла Досифея в феврале 1810 года.

Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года.

За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.

Сюжет

Княжна Тараканова представляет собой одну из загадочных личностей истории. Мнения историков об её происхождении, равно как и об её трагической кончине, расходятся. Одни признавали за ней действительное право на русский престол как за дочерью тайного брака императрицы Елизаветы Петровны, другие, наоборот, считали её авантюристкой, решившей воспользоваться существовавшими темными слухами о существовании дочери Елизаветы и попытаться овладеть троном России. Время унесло в могилу тех, кто знал истину. Но достоверно то, что, как рассказывает нам картина, в городе Пизе славилась красотой и изяществом молодая женщина, которую все знали под именем «принцессы». Вся местная знать была у ног прекрасной чужеземки; не было недостатка и в предложениях, но Тараканова полюбила одного из своих недавних знакомых — богатыря-великана графа Орлова. А пока длилось увлечение и для княжны незаметно летело время среди свиданий и балов, императрица Екатерина II прислала Орлову указ заманить Тараканову на военное судно под предлог осмотра стоявшей тогда в Пизе русской эскадры, арестовать её и доставить в Россию. План, намеченный государыней, был удачно выполнен Орловым, и в скором времени адмирал Грейд, командовавший эскадрой, уже сдавал гражданским властям двоих пленниц: княжну Тараканову и её компаньонку Франческу-де-Мешеде. Тараканову перевели в Петропавловскую крепость, где после ряда допросов она была окончательно приговорена к пожизненному заключению. Такова была воля Екатерины Второй. Ей, конечно, лучше, чем нам, были известны подробности, но кара, возложенная на Тараканову, оказалась выше сил последней. Для измученной дорогой и волнениями предательского ареста Таракановой слишком резким был переход от роскоши пизанских дворцов к мраку крепостного равелина, соломенному ложу и полушубку вместо одеяла. Княжна начала быстро хиреть, и чахотка со всей силой обрушилась на слабый организм, ослабленный ещё более появившимся на свет ребенком — плодом любви Орлова. Ребенок был отнят у матери. Орлов заходил однажды к княжне в каземат, чтобы просить прощения за свой поступок, но Тараканова не простила ему предательства. Вскоре избавительница-смерть прекратила страдания Таракановой, о чем также имеются две версии, согласно которым: по первой — княжна умерла от чахотки, а второй — была залита в своем каземате во время наводнения. Но прочные стены крепости ревниво берегут свои тайны… И только кисти художников и синематограф пробуют раскрыть и оживить «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Княжна Тараканова. Кто ты?

Достоверно об этой женщине известны только дата и место её смерти, а также описание внешности, оставленное Алексеем Орловым: «Росту небольшого, тела очень сухого, лицом ни бела, ни черна, а глаза имеет большие и открытые, цветом тёмно-карие, косы и брови тёмно-русые, а на лице есть и веснушки». Ни дата рождения, ни происхождение, ни даже настоящее имя этой красотки неизвестны.

Предполагают, что родилась она между 1745 и 1753 годами. Современники считали, что она дочь то ли нюрнбергского булочника, то ли пражского трактирщика, то ли польского еврея. Имена себе она придумывала сама, чаще всего добавляя к ним пышные титулы, и использовала их за свою недолгую жизнь великое множество. Именем княжна Тараканова её впервые назвали в печати спустя 20 лет после её смерти.

Первые упоминания о будущей претендентке на российский престол появились в европейских сплетнях и пересудах в конце 1760-х годов. Юная красавица — явно с пониженной социальной ответственностью — бороздила Европу, с легкостью перемещаясь из страны в страну, кружа головы мужчинам и облегчая их кошельки. Девушка была образована, знала несколько языков, разбиралась в искусстве и обладала светскими манерами, поэтому знатность её происхождения, которым она любила козырять, не вызывала сомнений.


Наиболее вероятный портрет княжны Таракановой. (Pinterest)

Сперва она охмуряла наследников богатых купеческих семейств, но вскоре начала крутить романы с представителями европейской аристократии. Самой завидной её добычей стал 36-летний граф Филипп Фердинанд фон Лимбург-Штирум. Он влюбился в юную авантюристку без памяти, специально для неё купил графство Оберштейн и усиленно предлагал ей руку и сердце

Видимо, спокойная жизнь в заштатном немецком графстве показалась Таракановой (будем называть её так) скучной: жениха она не отталкивала, благосклонно принимала его внимание и подарки, но замуж не торопилась. В 1772 году, незадолго до знакомства с Лимбургом, она впервые назвалась «княжной Володимир»

Это искаженное на парижский манер название русского города в вымышленном титуле заставляет предположить, что девушка уже тогда положила глаз на бескрайние просторы Российской империи.

На красавицу со славянским титулом обратили внимание знатные поляки — те, кто проиграл и потерял свои владения в результате недавнего раздела Речи Посполитой. По Европе поползли слухи о том, что в невестах у графа Лимбурга ходит истинная наследница русского престола, дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с графом Алексеем Разумовским

Сперва, новоявленная принцесса отказывалась от публичных комментариев, но слухи множились, и вскоре ей пришлось признать «очевидную истину»: да, настоящая Императрица Всероссийская именно она, а занимающая её законный трон Екатерина II — наглая узурпаторша.

В российских реалиях «княжна Владимирская» разбиралась слабо, чтобы её не уличили в этом, была придумана красивая легенда. Мама-императрица назвала её Лизой, в свою собственную честь. До девяти лет она росла при дворе любимой маменьки. Пётр III должен был быть всего лишь регентом до её совершеннолетия, но зловредно обманул девочку и забрал корону себе. С помощью верных соратников малютке удалось бежать в Персию, где она получила образование во дворце знатного вельможи. Со своим персидским благодетелем Лиза переехала в Лондон, где их пути почему-то разошлись. Ну, а дальше — хождение по европейским дворам, сокрытие своего происхождения и скорбь по поводу положения дел на несчастной родине, томящейся под гнётом Екатерины II. Первые известия, дошедшие до Европы о начавшемся восстании Пугачева, добавили в эту сказку несколько новых штрихов. Вождь восставших — её старший брат, воюющий за возвращение трона их семейству.

Легенда о княжне Таракановой

В 1774 году в Рагузе (Дубровнике) на Адриатике появилась неизвестная особа, именовавшая себя княжной Таракановой и заявлявшая, что она – дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Она сумела влюбить в себя нескольких западноевропейских вельмож такого же авантюристического склада, снабжавших её деньгами. Названная княжна Тараканова пыталась завязать переписку с турецким султаном, воевавшим тогда с Россией, и с Емельяном Пугачёвым, признавая в нём царя Петра III. По всем данным, Тараканова метила на российский трон.

Тогда граф Алексей Орлов, по заданию Екатерины II, провёл блестящую спецоперацию по похищению авантюристки, предварительно влюбив её в себя. Названную княжну привезли в Россию, где она вскоре скончалась в тюрьме. До последнего вздоха она не отреклась от своего высокого происхождения.

К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864, Государственная Третьяковская галерея

Смерть Княжны Таракановой

26 февраля эскадра снялась с якоря и взяла курс на Россию. В мае 1775 года великая авантюристка была доставлена в Петропавловскую крепость. Вести дело императрица поручила Александру Михайловичу Голицину. Екатерина понимая, что история с авантюристкой не стоит её сил и времени,  приказала отпустить женщину, если та откроет тайну своего происхождения. Однако самозванка была столь напугана и растеряна, что так и не смогла понять, в чём её спасение. Она продолжала рассказывать сказки, сочинённые ею на воле, только теперь трактуя их как вовсе невинные забавы, при которых она никогда не претендовала на престол, а наоборот, стыдила всякого, кто осмеливался подталкивать её к каким либо претензиям.
К этому времени княжна уже  была смертельно больна и не отдавала отчёт своим действиям. Она умерла 4 декабря 1775 года  в одной из камер Петропавловской крепости от чахотки, так и не открыв тайну своего происхождения даже священнику перед смертью. Вполне можно допустить, что она и сама её не знала.

Предание о гибели княжны Таракановой  во время наводнения в  Петербурге в 1777 г., послужившее сюжетом для наделавшей  много шуму картины Константина Дмитриевича  Флавицкого, не подтверждается исследованиями.

Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) краткая биография

Автор картины �Княжна Тараканова�, Константин Дмитриевич Флавицкий, родился в Москве 13 сентября 1830 года в семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и целых семь лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились рано, и это не осталось незамеченным. Флавицкий стал пенсионером Общества поощрения художников, а затем поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф. А. Бруни.

Первая крупная работа Флавицкого �Христианские мученини в Колизее� (1862 г., Русский музей) не имела успеха. Крамской справедливо назвал ее �трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности�. Появившаяся на свет, два года спустя, картина �Княжна Тараканова� принесла художнику большую известность.

Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, �в миру� носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.

Еще за рубежом он задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет писал «Княжну Таракановe», показав последний час княжны Таракановой не таким, каким он был в действительности.

На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга , произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.

Как свидетельствует кандидат исторических наук П.Канн, Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же � каменный каземат с большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы на ходились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.

Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. И царь повелелел в каталоге картин против произведения Флавицкого �Княжна Тараканова� сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины�.

Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. В.В.Стасов, выдающийся русский критик и деятель искусства, увидев иа выставе полотно Флавицкого, назвал его, �чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи�. Картина имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже. Действительно, несмотря на некоторую идеализацию образа героини, художник вносит в картину ощущение реальной жизни, изображает �низменные� детали, которые раньше не осмелился бы ввести в историческое полотно художник-академист.

На картине � легенда, долго бытовавшая и, как мы видим, и продолжающая бытовать, даже в наше время. Но разве от этого умаляется та большая художественная сила полотна, с которой действует она на обозревающих ее посетителей Третьяковки?

Знаменитый собиратель произведений русской живописи Павел Третьяков обладал огромным художественным вкусом и пониманием подлинного, искусства. Вот почему, увидев �Княжну Тараканову�, он зажегся желанием приобрести ее. Переговоры начались с автором, а закончились с братьями Флавицкого.

Флавицкий умер 3 сентября 1866 года, тридцати шести лет,умер от чахотки в зените своей славы. Он работал в традициях академической школы и оставался в плену у историко-религиозных сюжетов. Место в истории русского искусства художник завоевал картиной �Княжна Тараканова�, которая и в наши дни пользуется любовью зрителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector