Кратко о философии дзен буддизма

Влияние Дзэн на современный мир

Отголоски и влияние Дзэн можно обнаружить в современной литературе, искусстве, кино — где угодно.

В произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р.Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. «дзэнский бум» охватил многие американские университеты и придал определенную окраску движению битников.

Влияние Дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как Гештальт-терапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ.

Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом — в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» прямо написал, что считает основой целью гештальт-терапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса — после которого большинство старых проблем растворяются.

Храм-обучение

Начиная с Учения Восточной горы , дзэн сосредоточился на монашеской жизни. В современных Сото и Риндзай монастыри служат учебными заведениями для обучения жрецов дзэн, большинство из которых переходят к ведению собственного храма. Японским мирянам разрешили участвовать в обучении дзен только после Реставрации Мэйдзи .

Японские Сото и Риндзай организованы в систему головных храмов и дополнительных храмов.

Сото

В современном Сото-сю четыре класса храмов:

  1. Хондзан (本 山) , главные храмы, а именно Эйхэй-дзи и Соджи-дзи ;
  2. Какучи , обучающие монастыри, где не реже одного раза в год проводится анго (девяностодневный ретрит);
  3. Хучи , храмы дхармы;
  4. Дзюн-хоти , обычные храмы.

Два главных храма или хондзан (本 山) секты Сото — Эйхэй-дзи и Соджи-дзи . Хотя Эйхэй-дзи своим существованием обязан Догэну, на протяжении всей истории у этого главного храма было значительно меньше дочерних храмов, чем у Соджи-дзи. В период Токугава у Эйхэйдзи было приблизительно 1300 дочерних храмов по сравнению с 16 200 храмами Содзи-дзи. Кроме того, из более чем 14 000 храмов секты Сото сегодня 13 850 из них называют себя членами Соджи-дзи. Кроме того, большинство из примерно 148 храмов, которые сегодня являются филиалами Эйхэйдзи, представляют собой лишь второстепенные храмы, расположенные на Хоккайдо и основанные в период колонизации в период Мэйдзи . Поэтому часто говорят, что Эйхэйдзи является главным храмом только в том смысле, что он является «главой всех линий преемственности Срито дхармы.

В совете западным практикующим Кодзун Кишигами Ошо, наследник дхармы Кодо Саваки , пишет:

Риндзай

В школе Риндзай 14 главных храмов, к которым примыкают вспомогательные храмы. У главного храма есть 14 ветвей Риндзай:

  • Дайтоку-дзи (основанный Сюхо Мьочо )
  • Эйген-дзи
  • Энгаку-дзи
  • Hōkō-ji
  • Кенчо-дзи
  • Кеннин-дзи
  • Когаку-дзи
  • Кокутай-дзи
  • Мёсин-дзи (основан в 1342 году Канзаном Эгеном Дзэндзи)
  • Нандзэн-дзи (основанный Мусо Сосэки )
  • Сёкоку-дзи
  • Тэнрю-дзи (основанный Мусо Сосэки )
  • Тофуку-дзи (основан Энни Бэньэн , 1202–1280 гг.)

Иногда включается 15-е место:

Мампук-дзи , правильно часть Obaku вместо

Как достичь состояния Дзена?

Достичь состояния дзена могут только избранные

Вход в состояние Дзена — это вовсе не игра.  Последователь сосредотачивается на своей обыденной жизненной позиции. Чтобы достичь состояния дзена, должно быть все вокруг в соответствии.

  • Гармоничность во всем — это самое главное.
  • Вы уверены и знаете, что можете этого достичь.
  • Все проблемы вокруг пропадают, особенная энергетика наполняет окружающий мир. Появляется что-то идеальное, помогающее решать проблемы.
  • Ваше умение соответствует поставленным задачам — все гармонично получается. У людей, которые знакомы со спортом, такой миг называется «быть в зоне». В науке такой процесс называется «потоком».
  • Вы должны почувствовать себя как во сне. В «потоке» теряется время и сознание. Вы словно растворяетесь во всем вокруг. Ребенку легче входить в состояние Дзена, взрослым — сложнее. Они понимают определение времени. Но маленькому человеку с его неустойчивой психикой сложнее вырваться обратно в быстротечность, поэтому для ребенка состояние Дзена может быть опасным.

Когда вы погрузитесь в состояние Дзена, вы поймете, что не нужно ничего планировать. Именно привычка намечать разные планы «душит» творчество в каждом из нас. Нет ничего более пробуждающего и тонизирующего, чем быть в «потоке», специально созданными своим разумом «зоне» или «белом моменте».

Коан

это – Коан японское произношение китайской фразы кун-an (kung-ань) и первоначальное значение kung-an – документ «это об официальной сделке на столе». Но этот используется термин Дзэн несколько иным образом – он некий означает диалог или событие, которое место имело между Мастером Дзэн и его Например. учеником, Монах спросил Мастера Дун -Что: «Шаня такое Будда?» На это Мастер Три: «ответил циня (меры) льна!» Или: спросил Монах Мастера Чао Чоу: «Что приход означает Бодхидхармы с Запада?» – «Кипарисовое дерево во Коан».

дворе – от японского – притча, короткое повествование, или вопрос диалог обычно не имеющий логической зачастую, подоплёки содержащий алогизм и парадоксы, доступные только зачатую интуитивно-абстрактному пониманию

Работа коаном над – уникальный метод религиозной практики, которой цель заключается в следующем: ученик должен прямому к прийти интуитивному осознанию Реальности, не прибегая к над размышлениям словами и понятиями. Иными словами, этой цель практики такова же, что и цель, всем преследуемая буддизмом со времен самого Будды Если.

Шакьямуни человек решает коан – он переходит в форму высшую сознания. Такие ситуации, из которых только существует один выход, а именно выход называются, вверх в Дзен-буддизме коанами. Внешне с точки формальной зрения коаны чаще всего неразрешимыми являются парадоксами. Таким образом парадокс выражает и не если саму истину, то во всяком случае намекает прозрачно на ее существование и в определенном смысле указывает на Коан.

истину осваивается с помощью подготовленного инструмента, и происходит когда слияние инструмента и искусного метода, определенное достигается состояние сознания. Сознание мгновенно благодаря озаряется решению коана. Этот опыт состояться может как в ходе формальной практики так, дзадзэн и при любых других условиях в время любое дня и ночи. Опытный практик привязан не дзадзэн к спокойному сидению на своем коврике. сознания Состояние, впервые достигнутое в зале для постепенно, медитации становится постоянным, независимо от рода его деятельности обладателя.

Коан – не загадка, для которой решения требуется сообразительность. Это и не вербальное средство психиатрическое для придания разрушенному эго некоторой ученика стабильности. Когда приходит решение, осознается коан как простое и ясное высказывание, том в сделанное состоянии сознания, которое он помог Коан.

пробудить – это факел мудрости, освещающий чувства тьму и различения, это золотой скребок, глаз с удаляющий пелену, острый топор, отсекающий рождений корень-и-смертей, это божественное зеркало, изначальное отражающее лицо и священного, и мирского. С его совершенно помощью проясняется намерение патриархов, открывается и очевидным становится Ум Будды. В отношении сущности полного окончательного, превосходства освобождения, всеобщей проницательности и тождественного нет знания ничего, что превосходило бы коан.

понять Попытка коан логически неизбежно ведет к Это. противоречию противоречие играет важную роль в своей постижении истинной природы (природы Будды).

получивший, Ученик коан от мастера, пытается решить всеми коан возможными способами и «подключает» все больше и больше сил для решения логически проблемы неразрешимой. В результате, когда «отключаются» все чувств пять, ученик находится на стадии, которую в именуют йоге дхарана. Это действительно замечательное коан, т. к. состояние и ученик остаются один на один (некоторое плюс блуждание ума). Если ум ученика зрелый «достаточно», то однажды блуждания ума затихают и лишь остается коан. В этот момент коан и целое – ученик, ученик испытывает проблеск реальности, как известный просветление или сатори.

Что это такое на самом деле?

Познать дзен с точки зрения буддистской философии — значит войти в состояние пробуждения, открыться внутреннему и внешнему миру, познав природу всего сущего. Учение утверждает, что это подвластно каждому, и тогда он станет гуру или бодхисаттвой.

Но для начала человеку нужно принять несколько истин и обязательно понять их, пропустить через себя:

  • Любой подвержен желаниям, привязанностям, а значит – страданиям.
  • Они существуют из-за законов причинно-следственной связи, проще говоря, любое событие в настоящем – это карма за поступки в прошлом.
  • Желания и привязанности преодолимы.
  • Отказавшись от крайностей – полного аскетизма и праздной, безнравственной жизни – можно обрести счастье и свободу.

Чтобы постичь дзен, нужно работать над собой: путем медитаций отказаться от суетности окружающей природы, созерцать собственный дух, успокоить ум, погрузиться внутрь себя – на поиски Дао или частички внутреннего Будды.

В практике дзен для этого используются весьма нестандартные методы. Так, например, наилучшей медитацией можно считать монотонную работу. Такой работой может быть даже мытье посуды, главное – выполнять ее не для достижения цели, а для самого процесса.

Другой часто используемый инструмент, позволяющий выйти за грани «разумного» – заставить ученика отказаться от обычного, «непробужденного» мышления и перейти к интуитивному, природному, – это коан.

Примером коана могут быть вопросы:

  • Знаешь ли ты звук хлопка одной ладони?
  • Как ты выглядел, когда твои родители еще не появились на свет?

Дзенская традиция видит внутренний свет человека и помогает ему вырваться наружу, освободившись от оков физического тела. Постичь его значит познать любовь, свободу и спокойствие.

Принципы

Дзен-буддизм нельзя подвести под какую бы то ни было формальность. Это путь освобождения, но никак не философия, не психология и не наука. Дзен проявляется во всем, что окружает человека. Это роднит его с даосизмом, йогой и некоторыми другими восточными знаниями.

Основные принципы дзен-буддизма можно сформулировать следующим образом:

  1. Становление «буддой» через созерцание своей природы.
  2. Человеческое сознание – вершина всего.
  3. Неприемлемость священных текстов, их особая трактовка.
  4. Отказ от слов и текстов, применимых в качестве базы знания.

Эти четыре идеи описывают философию религии в мировой традиции и четко ограничивают учение от других направлений буддизма.

Это положение предполагает созерцание собственной природы для достижения особого уровня сознания. Основываясь на священных текстах, человек, практикующий этот принцип, не стремится стать Буддой, так как это не является конечной целью учения.

Однако Будда не воспринимается высшим разумом, как Господь или Аллах, он не стоит сверху человека, он «рассеян по миру». Его частичка находится в каждом из живущих людей, растений, животных и любых окружающих предметах.

Дзен-буддизм призывает видеть природу «открытым сознанием», воспринимать себя и окружающее пространство как часть великого целого организма. Главная цель – достижение сатори, как особого состояния ума, посредством медитации.

Внутренняя гармония и спокойное состояние ума – постоянная индивидуальная работа над своим разумом. Дзен учит, что у каждого человека свой путь избавления и своя дорога, пройдя которую можно достигнуть просветленного сознания.

Избавляясь от внутренних конфликтов и противоречий, последователь постепенно обретает дар отличать «зерна от плевел» и перестает беспокоиться о мелочах, живет более осознанно, созерцая мир вокруг и внутри себя.

Тексты и книги применяются только на первом этапе обучения последователя. Они помогают узнать основные интеллектуальные моменты буддийской философии. Дальнейшее углубленное изучение специальной литературы, по мнению учителей, напротив, помешает ученику постигать знания.

Однако не стоит считать, что цель – намеренное совершенствование себя и своего характера. Все изменения, происходящие с последователем, случаются спонтанно, в свое время.

Дзен – ветвь буддизма

Она отличается большой практической направленностью, поэтому так важно общение ученика и учителя. Концепция претендует на связь с буддизмом, однако, его последователи не изучают сутры и шастры, считая их не более чем ненужными бумагами. Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности)

Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности)

Очень важно, что дзен не практикует уход от мира, а помогает жить и взаимодействовать с окружающими

Передача Дхармы

В западном понимании передача дхармы — это прежде всего подтверждение пробуждения учителем. Но также является частью продолжения и поддержания дзен-институтов.

Функция передачи Дхармы

Эзотерическая и экзотерическая передача

Согласно Борупу, акцент на «передаче от разума к разуму» является формой эзотерической передачи, при которой «традиция и просвещенный разум передаются лицом к лицу». Образно это можно описать как передачу пламени от одной свечи к другой свече или передачу от одной вены к другой.

Экзотерическая передача требует «прямого доступа к учению через личное открытие самого себя. Этот тип передачи и идентификации символизируется открытием сияющего фонаря или зеркала».

Эта полярность узнаваема в акценте, который традиция дзэн придает поддержанию правильной передачи Дхармы , одновременно делая упор на видение своей природы. Видение своей природы дает автономное подтверждение высшей истины дзэн, которая может вступать в противоречие с необходимостью поддерживать институты и традиции.

Структура семьи

По словам Бодифорда, «дзэн является преобладающей формой буддизма из-за передачи дхармы»:

Бодифорд выделяет семь измерений, которые можно различить как в семейных отношениях, так и в линиях передачи дхармы:

  1. Измерение предков: «Предки (а значит ) составляют фундаментальный источник силы». Выполнение ритуалов в честь предков держит их в почете «среди живых».
  2. Биологическое измерение: линия передачи дхармы создает (духовное) потомство, так же как семья создает новую жизнь.
  3. Лингвистический аспект: наследники дхармы получают новые имена, которые отражают их связь с «семьей» дхармы.
  4. Ритуальное измерение: ритуалы подтверждают семейные отношения. Учителя уважают в ритуалах, как и обманутые учителя.
  5. Правовой аспект: учителя обязаны дисциплинировать своих учеников, так же как ученики обязаны подчиняться своим учителям.
  6. Институциональное и финансовое измерение: наследники дхармы обязаны поддерживать свой домашний храм как финансово, так и ритуально.
  7. Временное измерение: долгосрочные отношения способствуют развитию предыдущих измерений.

Модель семьи легче распознать, когда используются восточноазиатские языки, потому что для описания земных и духовных семейных отношений используется одна и та же терминология.

Современное использование передачи Дхармы

В Сото передача дхармы устанавливает отношения между учителем и учеником на протяжении всей жизни. Чтобы стать священником дзэн, требуется дополнительное обучение.

В Риндзай наиболее распространенной формой передачи является признание того, что человек пробыл в монастыре определенное время, а затем может стать храмовым священником. Обычная передача не включает инка сёмэй , которая используется для передачи «истинной линии преемственности» мастеров ( шике ) тренировочных залов. Тренировочные залы — это храмы, которые разрешены для дальнейшего обучения после получения квалификации храмового священника. В Японии всего от пятидесяти до ста таких носителей инка- сёмэй.

Хотя формальная передача линии дхармы от Будды Шакьямуни до наших дней сохраняется таким образом, она также рассматривается как проблематичная в современном дзэн.

Традиции дзен всегда подчеркивает важность формальной передачи Дхармы, но действительно хорошо известные примеры Мушия dokugo , самостоятельного пробуждения, такие как Nonin , Джинул и Судзуки Шосан , достигший пробуждения по собственному желанию, хотя все они были familiair с Дзен-учения.

Каков механизм работы Дзэн?

Человеческое познание идет посредством его восприятия, на которое действуют все ложные установки, что лежат внутри него. Такая суть человеческой природы образует некий замкнутый круг в понимании любой проблемы: «Я хочу понять, что за проблема, но все мое понимание подвержено действию восприятия этой проблемы на меня». Таким образом, получается, что осознание проблемы невозможно!

Пробиться через закостенелое восприятие проблемы разумом — задача психологов и медитации Дзэн-буддизма.

Как уже упоминалось ранее, медитация Дзэн — это некое отключение потока мыслей ума. Можно даже сказать, что Дзэн — это еще и снижение силы переживаний. Срабатывает простой механизм: «Если я об этом переживании не думаю, то оно на меня не действует». Отсюда разрывается цепочка: «Я хочу понять, что за переживание у меня, и я это понимаю вне влияния переживания на меня». В Дзэне человек наблюдает за миром вне своего восприятия этого мира!

Онлайн консультация Коаны

09.03.2010 16:304 голоса Коан это парадоксальный вопрос, который заведомо не имеет ответа. Известный коан про хлопок одной ладонью! Все знают хлопок двух ладоней. А как звучит хлопок одной ладони? Все ответы ученика будут отвергнуты мастером. Потому что это нонсенс, нет в природе никакого хлопка одной ладонью. И всё же ответ существует, а точнее его подразумевает мастер. Правильный ответ — это состояние которое постиг мастер, и к которому он хочет подвести ученика. Правильный ответ — это внутреннее безмолвие, состояние будды, то что мы называем наблюдателем, внутренним космическим свидетелем. Ум будет пытаться найти ответ, перебирая все возможные варианты и все будут отвергнуты мастером. Но несколько лет работы с коаном очищают голову ученика, он уже забыл о прочих мыслишках, у него нет больше мысленной каши в голове, там только коан. А мастер все спрашивает вновь и вновь. В конце концов ученик просто устает от этого, однажды он ложится под деревом, закидывает руки за голову и просто смотрит на облака проплывающие в небе, как когда-то проплывали мысли в его сознании, и внезапно обретает небо сознания. Поскольку единственная мысль существующая в голове — коан — затихла, он забыл о ней. Тогда ученику становятся понятны правила игры мастера, он понимает зачем был нужен коан. Поэтому в дзенских историях часто написано, что однажды ученик не пришел к мастеру, и мастер отправляется его искать, и находит абсолютно свободным от всяких коанов, в небе внутреннего безмолвия и свободы. Кому теперь нужен коан? Ответ найден. Сам ученик пришедший когда-то к мастеру и был вопросом. Теперь он сам стал ответом. Некоторые коаны не имея ответа, одновременно являются прекрасной иллюстрацией истинного положения вещей. Таков, например, коан, о гусе в бутылке. Гусь вырос внутри бутылки, как его вытащить оттуда не повредив ни его ни бутылку. Понятно что никак, но это неправильный ответ, поскольку вопрос задан мастером. Бутылка символизирует ум, эго, а гусь — это сознание. Пока мы в уме, нам не выбраться из него, чтобы мы не предпринимали. Но внутри нас есть возможность обретения новой степени свободы. Когда-то сознание было камнем, потом оно стало растением, потом получило ноги и свободу передвижения в виде животного, человеком оно получило ещё большие горизонты, и вот однажды человек открывает для себе небо психологической свободы, он обнаруживает свою природу будды. Также ее называют наблюдателем и свидетелем. Наблюдением и свидетельствованием. Осознанностью. Но это не то наблюдение, которым пользуется охранник в супермаркете, охранник наблюдает умом. Такой гусь будет просто исследовать своим наблюдением внутренности бутылки. То наблюдение о котором говорят мастера, это состояние бытия, более широкое чем привык человек. Собака не может на все забить, закинуть руки за голову, и покачивая ногой любоваться проплывающими облаками или волнами океана, а человек может. Он более осознан и свободен. Точно так же человек ума не может выбраться из бутылки, а будда всегда стоит снаружи нее. Наблюдатель никогда не был в бутылке, он не связан формами, он бесформен, беззвучен, недвойственнен. Обретение такого состояния и есть правильный ответ на коан. Будда смотрит на ум со стороны, также как на свою руку или ногу. Он может их использовать, но они не могут использовать его. Надо отметить, что практика коана не применима к современному сознанию. В средневековье жизнь была куда спокойнее, у ученика все бросившего и пришедшего к мастеру сколько в голове было мыслей? Да наверное десяток, не больше. Коан их быстро вытеснял. Но мы только зайдя в интернет получаем такие огромные объемы информации, и воздействия на психику, что надо понимать — каждое время требует своего подхода.

Суть Дзен Буддизма

Его сила и глубина всегда впечатляет, особенно если человек только начинает знакомиться с основами и затем с самой сутью Дзен Буддизма, глубокого как море и бескрайнего как небо ДЗЕН.

Вряд ли суть этого учения о «пустоте» вообще можно выразить хоть какими-то словами. Но его состояние философски можно выразить так: если взглянуть в небо – там птицы в полете не оставляют следов, а природу Будды можно понять лишь тогда, когда сможешь вынуть отражение луны из воды.

История возникновения Дзен буддизма

Не менее интересна, и сама история возникновения Дзен Буддизма, как одной из самых мудрых ветвей, этой мировой религии.

Когда-то в Индии Будда Шакьямуни передавал свое учение. И люди, собравшись, ждали первого слова Будды, который держал цветок в своей руке.

Однако Будда многозначительно молчал, а все застыли в ожидании, когда же начнется проповедь. И все же, нашелся один монах, который неожиданно стал улыбаться глядя на цветок.

Это было внезапное просветление Махакашьяпы, ученика Будды. Будда Шакьямуни сказал, что Махакашьяпа, один из всех присутствующих, понял смысл его учения, учения за пределами мыслей и форм, и стал просветленным, а также стал держателем этого великого учения.

Распространение учения Дзен

Можно сказать, что Дзен начал свое шествие по миру, когда в Китай прибыл из Индии великий мастер Бодхидхарма, которого многие считают первым патриархом или основателем всего Буддизма. После него это учение разделилось на школы.

Бодхидхарму встретил сам китайский император и задал вопрос, какова его заслуга, ведь он построил много храмов и заботится о монахах.

На что Бодхидхарма ответил, что нет у того никакой заслуги, что все чем он занимается иллюзия и в дополнение сказал, что настоящая суть всего пустота и пустота — это единственный путь, чем немало смутил императора. Из Китая Дзен Буддизм распространился в Японию, Вьетнам и Корею.

Происхождение и значение слова Дзен

Дзен переводится с санскрита (древнеиндийского) как дхьяна – созерцание.

Следует так же знать, что в разных странах оно имеет разное название. Так, в Японии оно называется – дзен; в Китае – чань; Корее – сон; Вьетнаме – тхиен.

Дзен-буддизм, как философия и искусство жизни: примеры


Дзен буддизм — философия и искусство жизниГлавная цель Дзен-буддизма — это достижение просветления или сатори. Для европейцев такая философия и искусство жизни, как Дзен — это что-то недостижимое. Но в этом учении нет ничего сверхъестественного. Это обычные навыки, которые отточены мастерами Дзен до совершенства.

Вот примеры такого искусства жизни:

Наставник разговаривает со своим учеником:

— Утверждаешься ли ты в истине? — Да, мастер. — Что ты делаешь для своего воспитания? — Я ем, когда я голодный, и ложусь спать, когда я уставший. — Но так делает каждый человек. Получается, что ты не воспитываешь себя, а живешь так же как и все люди? — Нет. — Почему? — Потому, что при употреблении пищи они заняты не едой, а отвлекаются на разговоры и другие посторонние предметы; когда они отдыхают, они не погружаются в сон совсем, а видят много снов и даже переживают эмоции во сне. Поэтому они не такие как я.

Объясняя этот пример-притчу, можно сказать, что обычные люди испытывают постоянный страх и смешанные чувства неуверенности в себе, а также живут в не настоящем, а иллюзионном мире. Люди думают, что они испытывают вкус и что-то чувствуют, а не действительно переживают все эмоции.

Еще один пример философии Дзен раскрывает другая притча:

Мастер данного учения рассказывает о себе: «Когда я еще не познал Дзен, реки для меня были реками, а горы — горами. С первыми знаниями Дзен реки перестали быть реками, а горы — горами. Когда я полностью постиг учение и сам стал учителем, реки снова стали реками, а горы — горами».

Это свидетельство того, что после просветления то что здесь и сейчас начинает восприниматься по иному. Мы принимаем тени за правдоподобные вещи, а находясь в это время в темноте, невозможно познать свет

Для Дзена важно, чтобы человек познал себя изнутри, а не своим умом. Дзэн должен проникнуть в глубину человеческой души и его существа

Смысл коана

Действие коана

Попытка понять коан логически неизбежно ведет к противоречию. Это противоречие играет важную роль в постижении своей истинной природы (природы Будды).
Ученик, получивший коан от мастера, пытается решить коан всеми возможными способами и «подключает» все больше и больше сил для решения логически неразрешимой проблемы. В результате, когда «отключаются» все пять чувств, ученик находится на стадии, которую в йоге именуют дхарана. В этом состоянии коан и ученик остаются один на один (плюс некоторое блуждание ума).
Если ум ученика достаточно «зрелый», то однажды блуждания ума затихают и остается лишь коан. В этот момент коан и ученик — целое, ученик испытывает проблеск реальности, известный как просветление или сатори.

Ценность результата

«Решением коана», «ответом на коан» является переживание сатори, одной из первичных и сопутствующих целей большинства практик дзэн-буддизма (чань).
Ценность сатори, как результата, определяется тремя основными факторами:

  • Во-первых, согласно положениям дзэн-буддизма — переживание сатори меняет психику практикующего таким образом, что ему становятся непосредственно доступны (либо более понятны интуитивно) медитативные состояния, путь к достижению которых без такого переживания, используя традиционные буддийские практики (как, например, постепенное накопление заслуг) может быть очень долгим. Тогда как, даже единственное, кратковременное сатори может послужить мгновенным импульсом напрямую к стабильному самадхи («ежесекундный дзэн», нирвана), которое является конечной целью практик любой разновидности буддизма.
  • Во-вторых, даже если, вследствие данного конкретного переживания сатори, практикующий не достиг полного и окончательного просветления, всё же каждое из таких переживаний увеличивает его вероятность, поскольку сатори есть мгновение самадхи и накапливается как любой опыт. Таким образом человек становится все более предрасположен к познанию медитативных состояний.
  • Кроме того, в-третьих, этот опыт является чем-то вроде путеводного знака и награды: знака о том, что практикующий все делает верно, и награды, поскольку за мгновением просветления следует эйфория, как закономерное срабатывание т. н. «системы поощрения», что усиливает его (опыта) ценность для психики практикующего. Именно поэтому решение даже одного единственного коана может кардинально изменить личность.

Очевидно, что в вышеперечисленных свойствах наблюдается некоторое сходство с переживанием катарсиса.

Так же необходимо отметить, что вследствие вышеуказанной сопутствующей эйфории, всегда есть опасность заблуждения и превращения практики дзэн в «добывание» ложного сатори, то есть сатори — ради-эйфории, от чего многие мастера предостерегали своих учеников. Так что распространенный стереотип «сатори есть цель практики дзэн» в корне неверен, хотя сатори действительно является атрибутивным признаком (визитной карточкой) этого учения.

Завершающая фраза

Если мастер доволен тем, как ученик решил коан, далее он может поручить ученику подобрать к нему «завершающую фразу» (дзякуго) — цитату из светской или духовной литературы, соответствующую смыслу коана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector