Самоубийство кронпринца рудольфа и марии вечеры
Содержание:
- Автор книги: Марк Алданов
- Характер и общая оценка
- Ранние годы
- Источники
- веб ссылки
- Музыка
- Броня
- Вооружение
- Следующая жизнь
- Успех против турок и в Венгрии
- В чем смысл «разоблачения» кронпринца со сцены?
- Память о Рудольфе
- Трагедия в Майерлинге
- Жизнь
- Майерлингская трагедия
- Есть ли у героев реальные прототипы?
- Как делается трюк «Апельсиновое дерево»?
- Биография[править | править код]
Автор книги: Марк Алданов
История
сообщить о нарушении
Мейерлинг и кронпринц Рудольф
I
Австрийский престолонаследник принц Рудольф погиб трагической смертью 30 января 1889 года. За несколько месяцев до того, 15 июня 1888 года, скончался германский император Фридрих III. Много позднее было высказано мнение, что судьбы мира сложились бы совершенно иначе, если бы эти два человека прожили долго.
Гадания на тему «что было бы, если б…» всегда произвольны и бесполезны. Думаю, однако, что приведенное выше мнение совершенно справедливо. Место красит человека так же, как человек место. Кронпринц Рудольф и император Фридрих были прекрасные, умные, просвещенные люди, с которыми совестно даже сравнивать большинство нынешних властителей Европы. А власть, которая должна была выпасть на их долю (Фридрих III, как известно, в сущности, и не царствовал: он занимал престол 99 дней, умирая от мучительной болезни), несомненно могла им дать в судьбах мира огромное значение.
Когда говорят о кронпринце Рудольфе, тотчас встает в памяти мейерлингская драма – эпизод очень красочный благодаря высокому общественному положению главного действующего лица и потому использованный даже кинематографом. В настоящей статье я, естественно, буду говорить и о мейерлингской драме. Но она будет нас интересовать лишь в связи с той ролью, которую принц Рудольф играл в Австрии. Он до конца этой роли не сыграл: умер тридцати лет от роду. Тем не менее за всю тысячелетнюю историю габсбургской монархии ни один из членов царствовавшего дома не занимал столь своеобразного положения. Да и в какой еще другой стране наследник престола писал политические статьи в оппозиционной газете!
Кронпринц Рудольф родился 21 августа 1858 года; он был, как известно, единственный сын императора Франца Иосифа. Надо ли говорить, что его появление на свет сопровождалось всевозможными торжествами. В газетах тех дней мне попадались указания на необыкновенную иллюминацию в Вене, на раздачу муниципалитетами больших сумм бедным и т.д. В колыбели новорожденному принцу, названному в честь основателя династии Рудольфом (разумеется, ему было дано еще много других имен), император пожаловал орден Золотого Руна на красной ленте: после смерти Франца Иосифа его старший сын должен был стать гроссмейстером этого знаменитого ордена или, точнее, одним из двух гроссмейстеров (Со времени войны за испанское наследство германские императоры и испанские короли спорили о том, кому должна принадлежать золотая цепь гроссмейстера Золотого Руна. Орден распался – мадридские кавалеры не считали «настоящими» венских, а венские – мадридских. Впрочем, и тех и других было в мире чрезвычайно мало.). Кроме того, новорожденный был назначен «собственником и полковником 19-го пехотного полка» – такова была старинная, средневековая формула. Австрия едва ли не единственная из старых монархических стран, никогда не имевшая гвардии (были только отряды телохранителей императора и императрицы). Но иерархия полков существовала и там; 19-й пехотный считался одним из наиболее аристократических.
Характер и общая оценка
Леопольд был трудолюбивым и образованным человеком, и в последние годы своей жизни он проявил некоторые политические способности. Считая себя абсолютным сувереном, он чрезвычайно настойчиво отстаивал свои права. Находясь под сильным влиянием иезуитов , он был убежденным сторонником Контрреформации . Лично он был невысоким, но сильным и здоровым. Хотя у него не было склонности к военной жизни, он любил упражнения на свежем воздухе, такие как охота и верховая езда; он также обладал музыкальным вкусом и талантом и написал несколько ораторий и танцевальных сюит.
Возможно, из-за инбридинга среди его предков наследственная челюсть Габсбургов была наиболее заметной у Леопольда. Из-за того, что его челюсть была изображена необычно большой на серебряной монете 1670 года, Леопольда прозвали «Боровиком»; однако большинство коллекционеров не верят, что монета была точным изображением.
Ранние годы
Европа после Вестфальского мира 1648 года
Леопольд родился 9 июня 1640 года в Вене. Он получил традиционное образование в области гуманитарных наук , истории, литературы, естествознания и астрономии. Он особенно интересовался музыкой, как и его отец, император Фердинанд III. С раннего возраста Леопольд проявлял склонность к учебе. Он стал свободно говорить на латыни , итальянском , немецком , французском и испанском языках . Помимо немецкого, при его дворе наиболее излюбленным языком был итальянский.
Точно так же он получил всестороннее церковное образование, поскольку изначально был выбран для карьеры в высшем духовенстве. Однако от этого плана отказались после смерти его старшего брата Фердинанда IV в 1654 году , когда Леопольд стал наследником. Тем не менее духовное образование Леопольда оказало на него явное влияние. Леопольд оставался под чарами своего духовного образования и влияния иезуитов на протяжении всей своей жизни. Для монарха он был необычайно хорошо осведомлен в богословии, метафизике, юриспруденции и науках. Он также сохранил интерес к астрологии и алхимии, которые он развил под руководством наставников-иезуитов. Глубоко религиозный и преданный человек, Леопольд олицетворял pietas Austriaca , лояльное католическое отношение своего дома. С другой стороны, его набожность и образование, возможно, вызвали в нем фаталистическое напряжение, которое побудило его отвергнуть все компромиссы по конфессиональным вопросам, что не всегда считается положительной характеристикой правителя.
Леопольд обладал типичными габсбургскими физическими качествами, такими как выдающаяся габсбургская нижняя челюсть . Невысокий, худощавый и болезненного телосложения Леопольд был холоден, сдержан на публике и социально некомпетентен. Однако, как говорят, он также был открыт с близкими соратниками. Кокс описал Леопольда следующим образом: «Его походка была величественной, медленной и неторопливой; его задумчивая воздушная задумчивость, его неуклюжие обращения, его грубые манеры, его характер холодный и флегматичный». Спилман утверждает, что его долгожданная карьера в духовенстве заставила Леопольда «рано усвоить ожидаемое от него сильное католическое благочестие и мягкие манеры, свойственные просто второстепенной роли. монархов. С самого начала его правление было оборонительным и глубоко консервативным ».
Избранный королем Венгрии в 1655 году, он последовал его примеру в 1656 и 1657 годах в Богемии и Хорватии соответственно. В июле 1658 года, более чем через год после смерти своего отца, Леопольд был избран императором Священной Римской империи во Франкфурте в противовес французскому кардиналу Мазарини , который стремился возложить Императорскую корону на голову курфюрста-принца Фердинанда Марии или кого- то другого, не принадлежащего к власти. Габсбургский князь. Чтобы примирить Францию, которая имела значительное влияние на дела Германии благодаря Рейнской лиге , новоизбранный император пообещал не помогать Испании, в то время находившейся в состоянии войны с Францией. Это ознаменовало начало почти 47-летнего правления, характеризовавшегося длительным соперничеством с Францией и ее королем Людовиком XIV . Последняя доминирующая личность и власть полностью затмила Леопольда даже по сей день. Хотя Леопольд не руководил своими войсками лично, как Людовик XIV, он был в не меньшей степени королем-воином, поскольку большая часть его общественной жизни была направлена на организацию и содействие войнам.
Источники
- Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). « Леопольд I. (император) ». Британская энциклопедия . 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 458–459.
- Crankshaw, Эдвард, Габсбурги: Портрет династии (Нью-Йорк, Viking Press, 1971).
- Фрей, Линда и Марша Фрей. Вопрос об империи: Леопольд I и война за испанское наследство 1701–1705 (1983)
- Голубьева Мария. Прославление императора Леопольда I в образе, зрелище и тексте (Майнц, 2000) (Veröffentlichungen des Instituts für Europäische Geschichte. Abteilung für Universalgeschichte, 184).
- Маккей, Дерек (1997). Ореско, Роберт; Гиббс, GC (ред.). . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521419109.
- О’Коннор, Джон Т. (1978). Переговорщик вне сезона . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии. ISBN 0-8203-0436-0.
веб ссылки
— альбом с фотографиями, видео и аудиофайлами
предшественник | правительственное учреждение | преемник |
---|---|---|
Мария Таддаус фон Траутманнсдорф | Архиепископ Оломоуцкий 1819–1831 гг. | Фердинанд Мария фон Хотек |
Леопольд Эрнст фон Фирмиан | Кардинал-священник Сан-Пьетро-ин-Монторио 1819–1831 гг. | Антонио Тости |
личные данные | |
---|---|
ФАМИЛИЯ | Рудольф Австрийский |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА | Рудольф Иоганн Йозеф Райнер из Австрии |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Австрийский эрцгерцог, католический архиепископ Оломоуцкий и кардинал |
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ | 8 января 1788 г. |
МЕСТО РОЖДЕНИЯ | Флоренция |
ДАТА СМЕРТИ | 24 июля 1831 г. |
МЕСТО СМЕРТИ | Баден недалеко от Вены , Нижняя Австрия |
Музыка
Как и его отец, Леопольд был покровителем музыки и композитором. Он продолжал обогащать музыкальную жизнь двора, нанимая и оказывая поддержку выдающимся композиторам, таким как Антонио Бертали , Джованни Бонончини , Иоганн Каспар Керлл , Фердинанд Тобиас Рихтер , Алессандро Поглиетти и Иоганн Фукс . Сохранившиеся произведения Леопольда показывают влияние Бертали и венских композиторов в целом (в ораториях и других драматических произведениях), а также Иоганна Генриха Шмельцера (в балетах и немецких комедиях). Его духовная музыка, пожалуй, самая успешная, особенно Missa angeli custodis , Реквием-месса для его первой жены и Три проповеди , написанные для погребения его второй жены. Большая часть музыки Леопольда была опубликована вместе с произведениями его отца и описывалась как «произведения чрезвычайно высокого качества».
Броня
Броня выбиралась максимально экономно, исходя из стратегических соображений. Только помещение цитадели было защищено составными бронелистами толщиной 305 мм. Отсюда возвышались две башни, в передней части которых находились позиции для двух орудий, а в задней — для одного. Поэтому все гидравлическое оборудование, необходимое для работы орудия, было защищено максимальной броней. Арочная бронепалуба толщиной 69 мм, доходившая от носа до отрога тарана, проходила по всей длине корабля ниже ватерлинии . Для предотвращения сильного попадания воды в результате поражения снарядами противника над бронепалубой и вдоль небронированных стен корабля , доходившей до средней палубы, был установлен пояс ячеек толщиной 1 м, заполненный пробковым деревом . Корабль обладал мощной для техники того времени мощностью насоса, с помощью которой с борта можно было удалить 2000 т проточной воды (около трети от общего водоизмещения) за час. Во время запуска «легкие и хорошо вентилируемые помещения для персонала и экипажа» также были отмечены как положительное нововведение.
Вооружение
Три основных орудия СМС наследного принца эрцгерцога Рудольфа представляли собой три 30,5-см перезаряжаемые пушки Круппа, установленные на гидравлических установках Армстронга:
- Длина калибра: 35
- Масса ствола орудия: 48,5 т
- Масса стальной гранаты: 455 кг.
- Высота оси пушки над водой: 6,3 м.
- Масса порохового заряда: 141 кг «коричневый призматический порошок» (предположительно нитроцеллюлоза ).
- Начальная скорость снаряда: 530 м / с.
- Наибольшая дальность: 16 км
- Дальность стрельбы по углу возвышения 15 °: 9,3 км.
Кроме того, у СМС наследного принца эрцгерцога Рудольфа было шесть 12-см орудий Круппа (12-фунтовые орудия):
- Длина калибра: 35
- Высота оси пушки над водой: 4,4 м.
- Масса пули: 26 кг
- Загрузка порошка: 15 кг
- Заряд взрывчатого вещества: 1,4 кг
- Начальная скорость пули: 610 м / с
- Максимальная дальность: 12 км
Дальнейшее вооружение : 7-см орудия «Учатиус» для катера и десанта, а также 11 скорострельных орудий, которые были установлены вдоль бортов и на Марсе в центре корабля.
Следующая жизнь
Он совершил множество поездок, сначала в Европу, а затем и на другие континенты, о которых написал несколько отчетов — от своего имени или анонимно. Вдобавок он предложил энциклопедию Австро-Венгрии, так называемую Kronprinzenwerk , и написал в ней сам. К тому же наследный принц Рудольф был уважаемым орнитологом . Он часто конфликтовал со своим отцом, потому что он представлял либеральные и антиклерикальные взгляды и предпочитал укреплять «многонациональное сознание» в Габсбургской империи, а не особые права нации.
Военная служба и роман в Праге
После завершения учебы Рудольф переехал в Прагу в 1878 году, где прошел военную службу в 36-м пехотном полку (1878 г., полковник , 1880 г., генерал-майор , 1882 г., лейтенант -фельдмаршал , генерал-лейтенант 1888 г.).
По словам Берты Цукеркандл , дочери издателя газеты и давнего друга Рудольфа Морица Сепса , у Рудольфа был роман с молодой женщиной еврейской веры в Праге — по словам его внучки Стефани Виндиш-Грец (1909-2005), его единственной и единственная любовь. Согласно шпионским отчетам в файлах начальника полиции Вены Франца фон Краусса , эта любовница даже сопровождала его на свадебное шоу в Брюссельском суде. Она умерла после побега из ссылки, в которую была изгнана.
Брак со Стефани Бельгийской
Наследный принц Рудольф и кронпринцесса Стефани
Под давлением императора в 1881 году Рудольф был вынужден жениться на принцессе Стефании , дочери бельгийского короля Леопольда II, троюродной сестре отца Рудольфа Франца Иосифа, так как ее мать Мария Генриетта приходилась внучкой императору Леопольду II . Свадьба прошла в Вене.
Некоторое время пара жила в Праге , где неоднократно возникали ссоры. После рождения дочери, эрцгерцогини Элизабет Мари в Лаксенбурге в 1883 году, они вернулись в Вену.
Смерть в Майерлинге
Баронесса Мария Ветсера (1887)
Замок Майерлинг, место смерти Рудольфа Австро-Венгрии и Марии Ветсера
Рудольф страдал от резких перепадов настроения. Предположительно, он покончил жизнь самоубийством в ночь с 29 на 30 января 1889 года в замке Майерлинг , выстрелив в голову. Там же умерла 17-летняя баронесса Мария Ветсера . Согласно заключению врача, ее застрелил наследный принц Рудольф. Сейчас выяснилось, что на самом деле баронесса умерла от выстрела в голову . Венские придворные врачи вскрыли труп наследного принца и на основании патологических данных, обнаруженных в мозге, засвидетельствовали, что этот акт произошел в «состоянии умственного замешательства», что позволило похоронить наследного принца со всеми церковными церемониями . Баронесса Мария была доставлена в аббатство Хайлигенкройц и похоронена на кладбище цистерцианского аббатства .
В начале февраля 1889 г. в немецкой печати появились различные сообщения о наследном принце Рудольфе и баронессе. k. Районный суд в Опаве запретили.
Ход роковой ночи остается неясным по сей день, после того как свидетели (в том числе камердинер Рудольфа Иоганн Лошек ) всю жизнь хранили молчание или делали противоречивые заявления. Многие документы были уничтожены. Предполагаемое орудие убийства позже перешло во владение Отто фон Габсбурга , который не выдавал его всю свою жизнь (1912–2011). В кронпринце самоубийство разрушило доверие к монархии Габсбургов .
Зита , мать Отто и жена последнего императора Карла, в последние годы своей жизни утверждала историкам, что Рудольф и Мария Ветсера были убиты не самим наследным принцем в Майерлинге, а «пали жертвой политических убийц», согласно Немецкий новостной журнал Der Spiegel сообщил в своем коротком некрологе о смерти Зиты в 1989 году. По мнению Зиты, Рудольф был «жертвой политически мотивированного убийства» иностранного заговора, потому что он не хотел участвовать в заговоре с целью свержения императора Франца Иосифа, но хотел его разоблачить. По словам Зиты, заказчиком был французский государственный деятель Клемансо . Brigitte Hamann , сам автор биографии Рудольфа, описал эти заявления в интервью австрийской еженедельной Profil в 2005 году как «целевое запотевание тактики.»
В своем завещании от 2 марта 1887 года Рудольф назначил своего отца, императора Франца Иосифа, душеприказчиком . Вдобавок он попросил его взять на себя опеку над дочерью Элизабет Мари (1883–1963), которую он в то же время сделал своей универсальной наследницей.
После смерти Рудольфа, согласно законам Габсбургов , его Карл Людвиг стал австро-венгерским наследником престола.
Успех против турок и в Венгрии
Битва под Веной отмечен исторический конец экспансии Османской империи в Европу.
12 сентября 1683 года союзная армия напала на врага, который был полностью разгромлен, а Вена была спасена. Имперские силы, среди которых быстро становился заметным принц Евгений Савойский , последовали за победой другими, в частности, одним около Мохача в 1687 году и другим в Зенте в 1697 году, а в январе 1699 года султан подписал Карловицкий договор, по которому он признал суверенные права дома Габсбургов почти над всей Венгрией (включая сербов в Воеводине ). Когда силы Габсбургов отступили, они вывели 37000 сербских семей под руководством Патриарха Арсения III Черноевича из Сербского Патриархата Печ . В 1690 и 1691 годах император Леопольд I посредством ряда указов (привилегий) задумал автономию сербов в своей империи, которая продлилась и развивалась более двух столетий до ее отмены в 1912 году. Однако до завершения войны Леопольд принял меры, чтобы укрепить свою власть в этой стране. В 1687 году венгерский сейм в Прессбурге (ныне Братислава) изменил конституцию, было признано право Габсбургов наследовать трон без избрания, и старший сын императора Иосиф I был коронован наследственным королем Венгрии.
В чем смысл «разоблачения» кронпринца со сцены?
Эйзенхайм понимает, что имитировать смерть Софии — это лишь полдела. Чтобы окончательно почувствовать себя в безопасности, необходимо вывести из игры кронпринца. При всех своих недостатках Леопольд умен, и способен рано или поздно докопаться до истины — если, конечно, его не остановят, например, не сообщат императору о его планах государственного переворота.
Единственным человеком в окружении иллюзиониста, способным донести эту информацию до императора так, чтобы тот поверил, является инспектор Уль. Но для того, чтобы побудить его к действию, нужно заставить полицейского поверить в виновность кронпринца. Камешка из сабли, крови в стойле и показаний слуг оказалось недостаточно, и в ход идет очередной блестяще задуманный номер. «Дух убитой» называет убийцей того, кто сидит в зале — а в зале-то сидит инкогнито кронпринц. Последний барьер скептицизма рушится, и инспектор Уль понимает: надо что-то делать.
Память о Рудольфе
Майерлинг (1889)
Загадочная смерть Рудольфа и Марии продолжает будоражить умы и обрастать новыми версиями, мифами, легендами. Для писателей, поэтов, композиторов, кинематографистов и прочих творческих людей это одна из самых удивительных и трагических любовных историй XIX в., поистине неиссякаемый источник вдохновения. Достаточно вспомнить поэму Велимира Хлебникова «Мария Вечора» (1909), исторический роман Клода Ане «Майерлинг» (1930), оперетту Имре Кальмана «Маринка» (1945), художественный фильм Теренса Янга «Майерлинг» (1968), неоклассический балет Кеннета Макмиллана «Майерлинг» (1978), исторический мини-сериал Роберта Дорнхельма «Кронпринц Рудольф. Судьба принца» (2006).
Исследования историков, криминалистов, психологов и просто любителей тайн, пытающихся разгадать эту интригующую загадку, с каждым годом увеличивают и без того огромный пласт посвящённой ей научной и околонаучной литературы, который получил даже специальное название — майерлингология 9. Серьёзные исследователи усматривают в том, что произошло, ещё и политическую подоплёку — антагонизм между правителем-консерватором и наследником-либералом, по‑разному видевшими будущее дряхлеющей монархии.
Несмотря на свою раннюю смерть и неосуществлённые замыслы, кронпринц Рудольф фон Габсбург оставил заметный след не только в истории, но даже в географии. В его честь был назван один из островов арктического архипелага Земля Франца-Иосифа, а также самое большое озеро в Африке (нынешнее название — Туркана).
На своей родине Рудольф и сегодня остаётся одной из самых известных и популярных исторических фигур. Каждая очередная юбилейная дата, связанная с кронпринцем, вызывает в Австрии новый всплеск интереса к его личности и судьбе. Так, в 1998 г., к 140‑й годовщине со дня рождения Рудольфа, в Австрии была выпущена большим тиражом памятная серебряная монета с изображением кронпринца в парадной венгерской генеральской форме. А счёт посвящённых ему книг и публикаций уже давно пошёл на сотни и тысячи.
Памятник кронпринцу Рудольфу в городском парке Будапешта
Примечания
1 См., напр.: Hamann B. Elisabeth. Kaiserin wider Willen. — Wien, 1998; Schad M. Elisabeth von Österreich. — München, 1998; Unterreiner K. Sisi — Deutsche Ausgabe: Mythos und Wahrheit. — Wien, 2005; Merkle L. Sissi: Die schöne Kaiserin. — Osnabrück, 2001.
2 См.: Wandruszka А. Das Haus Habsburg. Die Geschichte einer europaischen Dynastie. — Stuttgart, 1956. — S. 197.
3 См.: Барт И. Незадачливая судьба кронпринца Рудольфа. — Москва, 1988. — С. 215.
4 См.: Монархи Европы: Судьбы династий / Ред.‑сост. Н. В. Попов. — Москва, 1997. — С. 271.
5 См.: Mayböck L. J. Die Adelsfamilie Hoyos im Laufe der Geschichte // Windegger Geschehen: 33. Ausgabe / Mai 2011. — S. 2–24.
6 Меморандум графа Хойоша стал одним из наиболее важных документов по «майерлингскому делу». Долгое время считалось, что его уничтожили подобно многим другим документам и уликам, так или иначе связанным с гибелью Рудольфа. Лишь в 1928 г. меморандум был обнаружен в одном из рассекреченных архивов и тогда же впервые опубликован (см.: Mitis O. Das Leben des Kronprinzen Rudolf: mit Briefen und Schriften aus dessen Nachlass. — Wien & München, 1971. — S. 345–349).
7 См.: Franzel E. Crown Prince Rudolph and the Mayerling Tragedy: Fact and Fiction. — Vienna, 1974.
8 См.: Sotheby’s: Antique Arms, Armour & Militaria. Olympia, London — December 5, 2002. — Lot 37.
Трагедия в Майерлинге
30 января 1889 года в имении Майерлинг были найдены трупы кронпринца Рудольфа и его юной возлюбленной — баронессы Марии фон Вечеры, против отношений которой с сыном выступал Франц Иосиф. Свою последнюю ночь перед Майерлингом кронпринц провёл у Мицци Каспар.
Обстоятельства трагедии остаются загадкой до настоящего времени; наиболее распространена версия, согласно которой Рудольф застрелился, а Мария либо также покончила с собой, либо её убил принц. Существует также ряд теорий заговора: например, что кронпринц был убит в политических целях революционерами, сторонником которых он и являлся, а смерть Марии сделала инсценировку самоубийства более реалистичной. Правительство скрыло обстоятельства гибели кронпринца (приписав её несчастному случаю), однако подробности достаточно быстро распространились по Европе.
У Рудольфа не было сыновей или братьев, поэтому наследником Франца Иосифа стал младший брат императора эрцгерцог Карл Людвиг, а после его смерти в 1896 году — сын Карла и кузен Рудольфа Франц Фердинанд. Ему также не суждено было пережить дядю; после убийства Франца Фердинанда в Сараеве (1914) наследником умершего в 1916 году Франца Иосифа стал племянник Франца Фердинанда, император Карл I — сын Отто Франца, младшего брата Франца Фердинанда.
Жизнь
Рудольф был 12-м и младшим сыном великого герцога Тосканского, а затем и императора Леопольда II. Сначала он, кажется, начал военную карьеру, потому что в течение нескольких лет (1802–1809) он был владельцем пехотного полка No. 14 . Однако в 1816 году он вступил в духовенство и был возведен в консистории 4 июня 1818 года Папой Пием VII до кардинала титульной церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио . В 1819 году он был назначен архиепископом Оломоуцкого и возведен на престол.
Рудольф умер в Бадене недалеко от Вены и был похоронен в Склепе капуцинов в Вене . Его сердце было похоронено в Вацлавском соборе в Оломоуце .
покровитель
Рудольф был большим другом и покровителем искусств. Он сам играл на пианино и тоже сочинял. Около 1808 года он стал учеником Людвига ван Бетховена и был единственным, кого Бетховен все еще преподавал в то время. С 1809 года он выплачивал ему ежегодную пенсию в размере 1500 талеров, чтобы он оставался в Вене. Бетховен посвятил ему множество важных работ, в том числе:
- 4-й концерт для фортепиано с оркестром соль мажор, соч.58
- 5-й фортепианный концерт ми-бемоль мажор, соч.73
- Соната для фортепиано ми-бемоль мажор op.81a ( Les adieux )
- Соната для скрипки соль мажор op.96 (1812)
- Фортепианное трио си-бемоль мажор op.97 ( Трио эрцгерцога )
- Соната для фортепиано си-бемоль мажор op.106 ( Соната для фортепиано )
- Соната для фортепиано до минор, соч.111
- Большая фуга си-бемоль мажор для струнного квартета op.133
- Переложение Большой фуги для фортепиано в четыре руки (1826), op.134
Кроме того, для возведения Рудольфа на престол архиепископа Оломоуцкого была написана Missa solemnis op.123 .
Музыкальные произведения (подборка)
- Серенада си-бемоль мажор для кларнета, альта, фагота и гитары (ок. 1812)
- Соната для фортепиано и скрипки фа минор (ок. 1812)
- Трио ми-бемоль мажор для кларнета, виолончели и фортепиано (1814)
- 40 вариаций op.1 на тему Людвига ван Бетховена для фортепиано (1818-19)
- Соната ля мажор op.2 для кларнета и фортепиано (1822)
- Септет ми минор для кларнета, фагота, валторны, скрипки, альта, виолончели, контрабаса (1830)
- Тема с вариациями на тему Ja mam Konè (У меня есть лошади ) для бассет-валторны и фортепиано
Майерлингская трагедия
Баронесса Мария фон Вечера
После празднования своего 30‑летнего юбилея Рудольф почти каждую неделю приезжал в Майерлинг, чтобы побыть в одиночестве. Иногда он приглашал самых близких друзей для совместной охоты в Венском лесу. Тогда кронпринц наверняка щеголял красивым охотничьим мечом, подаренным графом Хойошем. А самый последний визит наследника престола в Майерлинг обернулся трагедией, которая потрясла не только Австро-Венгерскую империю, но и всю Европу.
В ноябре 1888 г. начался бурный роман Рудольфа с 17‑летней баронессой Марией фон Вечера (Maria von Vetsera, читается также как Ветсера или Вецера; полн. Maria Alexandrina von Vetsera). Это был далеко не первый роман любвеобильного кронпринца, но теперь он увлёкся всерьёз. Он не сопротивлялся внезапно нахлынувшему чувству и всё больше погружался в трясину запретной любви, пытаясь найти в ней спасение от личных и политических проблем. А Мария, почти истерически влюблённая в своего принца, была готова следовать за ним хоть на тот свет.
Император сначала не придавал особого значения очередному увлечению сына, однако он не на шутку встревожился, когда узнал о попытке наследника получить в Ватикане разрешение на аннулирование брака со Стефанией. 26 января 1889 г. Франц Иосиф I встретился с Рудольфом и потребовал прекратить любые отношения с баронессой. Кронпринц отказался. В конце разговора взбешённый император крикнул вслед уходящему сыну: «Ты не достоин быть моим наследником!». Как показали дальнейшие события, эта встреча лишь ускорила трагическую развязку.
28 января Мария тайком сбежала из дома и встретилась с Рудольфом, которому тоже удалось обмануть свою охрану. Влюблённые порознь отправились в Майерлинг: сначала кронпринц, а вслед за ним баронесса. На следующий день утром сюда же прибыли приглашённые накануне принц Филипп фон Саксен-Кобург и граф Йозеф фон Хойош, но Рудольф решил скрыть от них присутствие Марии. Более того, он отказался ехать с друзьями на запланированную охоту, сославшись на недомогание. Той же причиной кронпринц объяснил в телеграмме жене своё отсутствие на официальном ужине во дворце.
Как вспоминал потом Хойош, весь день 29 января Рудольф был спокоен и даже весел. Вечером после ужина он попрощался с друзьями и снова уединился с Марией в своих покоях, приказав камердинеру Йоханну Лошеку не беспокоить его до половины восьмого утра. Однако на следующее утро тот не достучался до своего господина, а дверь в спальню была заперта изнутри. Заподозрив неладное, Лошек обратился за помощью к принцу и графу. Только тогда гости и узнали о присутствии в замке Марии.
Когда после некоторого замешательства Хойош, Саксен-Кобург и Лошек взломали, наконец, запертую дверь и вошли в спальню Рудольфа, перед их глазами предстала страшная картина. Мёртвая баронесса лежала на кровати с розой в сложенных руках и с распущенными волосами, которые скрывали огнестрельную рану на голове. Возле кровати в полусидящей позе находилось бездыханное тело Рудольфа. Простреленная голова, шея и грудь кронпринца были залиты кровью, а в его безвольно повисшей руке был зажат револьвер, из которого, как позже выяснилось, и были произведены выстрелы. Очень странно, но никто из присутствовавших тогда в замке людей их почему‑то не слышал.
Есть ли у героев реальные прототипы?
Фильм снят по рассказу американца С.Миллхаузера «Иллюзионист Айзенхайм», но это не историческая проза в полном смысле слова. Некоторые критики проводят параллели между кронпринцем Леопольдом в фильме и реальным кронпринцем Рудольфом, который в январе 1889 г., как считается, убил свою любовницу (не невесту, он был женат) Марию Вечера и покончил с собой. После самоубийства кронпринца ходили смутные слухи о том, что он якобы хотел захватить власть, и потому его убрали. Более достоверно то, что кронпринц Рудольф болел сифилисом и страдал депрессией. Умный и энергичный Леопольд в фильме мало на него похож, а великий иллюзионист Айзенхайм (он же Эдуард Абрамовиц), как и София фон Тешин — полностью вымышленные персонажи.
Зато главные номера Айзенхайма — «Апельсиновое дерево» и «Бабочки» — реально существуют. Их придумал великий французский иллюзионист середины XIX в. Робер-Уден.
Как делается трюк «Апельсиновое дерево»?
Если апельсины, которые бросал зрителям Айзенхайм, были настоящими, то само деревце, конечно, не более чем искусная имитация. Специальные механизмы сперва выталкивали из пустотелых «веток» сделанные из шелковой бумаги листья, потом искусственные цветы. Пока все это происходило, апельсины были скрыты за круглыми зелеными экранами, которые в нужный момент поворачивались к зрителям.
Этот остроумный номер идентичен сути фильма, где соперничество в любви оказывается конфликтом между государством и творцом, жуткое убийство — многоходовой манипуляцией, а почти сверхъестественные возможности — ловкими трюками. Что же тогда подлинное в этом мире? Только апельсины, то есть первая любовь, еще не знающая ни корысти, ни эгоизма. И если очень постараться, то ее можно сохранить — и в итоге сбежать из полицейского ада в рай, где все настоящее: и цветы, и бабочки, и деревья.
Биография[править | править код]
Юный кронпринц считался слабым и по желанию отца должен был получить жёсткое военное воспитание, чтобы стать хорошим солдатом, страстным охотником и добрым католиком. В воспитатели Рудольфу был назначен генерал-майор граф Леопольд Гонрекур, который муштровал ребёнка в дождь и холод, будил его выстрелами из пистолета и неожиданно бросал маленького принца в одиночестве в лесу Лайнцского Тиргартена. Конец таким методам воспитания положило вмешательство матери, которая назначила в воспитатели Рудольфу графа Иосифа Латура фон Турмбурга, чтобы развивать в наследнике способности к естественным наукам. Таким образом при дворе появился немецкий зоолог Альфред Брем, ставший учителем Рудольфа. Рудольф всегда отличался любознательностью, прилежностью в учёбе и сообразительностью.
В юности Рудольф предпринял многочисленные поездки по Европе, а затем и на другие континенты и написал о своих путешествиях многочисленные заметки. Рудольф был признанным специалистом в орнитологии. Рудольф часто конфликтовал с отцом из-за своих симпатий к немецким либералам и Венгрии. По окончании учёбы Рудольф поселился в 1878 году в Праге, где поступил на службу в 36-й пехотный полк, и где у него случился бурный роман с местной еврейкой.
Под давлением отца 10 мая 1881 года в Вене Рудольф женился на принцессе Стефании, дочери короля Бельгии Леопольда II, которая приходилась ему двоюродной тёткой, поскольку её мать Мария Генриетта происходила из побочной линии Габсбургов. Супруги некоторое время прожили в Праге. После рождения дочери Елизаветы Марии они вернулись в Вену. Хотя их брак поначалу был счастливым, после рождения дочери пара отдалилась друг от друга. Рудольф находил утешение в выпивке и компании других женщин. У него появилось много романов, в результате чего он хотел написать папе Льву XIII о возможности расторжения его брака со Стефанией, но император запретил ему это сделать. В 1886 году у супругов была диагностирована гонорея, в результате которой Стефания стала бесплодной.
В 1883 году Рудольф приступил к изданию энциклопедического справочника «Die österreichisch-ungarische Monarchie in Wort und Bild» («Австро-Венгерская империя в описаниях и иллюстрациях»). Он успел выпустить 24 тома.
В 1887 году Рудольф приобрёл охотничий замок Майерлинг, где ему суждено было погибнуть. Однажды Рудольф предложил своей постоянной любовнице Мицци Каспар совершить вместе с ним самоубийство, но она отказалась и проинформировала о планах Рудольфа полицию. Полиция не обратила на это сообщение никакого внимания.