Ганнибал лектор: актеры, сыгравшие маньяка в кино и сериале

Содержание/сюжет

Прошло 10 лет после побега доктора Ганнибала Лектера. Специальный агент ФБР Клариса Старлинг участвует в операции по аресту главы нарколаборатории Эвелды Драмго. Увидев большое количество людей на рыбном рынке и ребёнка, которого несёт преступница Старлинг предлагает отменить операцию, но руководитель Болтон приказывает продолжать. Бандит замечает оружие у одного из полицейских, поднимает тревогу, начинается побоище. Эвелда не желая сдаваться стреляет в Старлинг и той приходится убить преступницу. Старлинг становится объектом травли со стороны СМИ. На помощь ей приходит миллионер Мейсон Вёрджер, ставший жертвой Лектера. Лектер вверг Мейсона в состояние наркотического опьянения и велел ему осколком зеркала срезать с себя лицо, а после сломал ему шею петлей. Изуродованный, потерявший способность двигаться Вёрджер мечтает скормить Лектера заживо свиньям. Клариса получает письмо от Лектера, в котором он приглашает её на интеллектуальную дуэль. Эксперты по запаху устанавливают возможный источник письма, изучая оттенки парфюма.

Во Флоренции инспектор Ринальдо Пацци, расследуя исчезновение смотрителя дворцовой библиотеки, допрашивает его преемника доктора Фелла и вскоре узнаёт в нём Ганнибала Лектера. В интернете Пацци находит объявление Вёрджера о награде за поимку доктора. Инспектор ловит с поличным карманника Кнопку и, угрожая тому отсидкой в тюрьме Солличиано, посылает его получить отпечаток Лектера, имитируя неудавшуюся карманную кражу. Отпечаток его пальца остаётся на браслете, но сам Кнопка получает смертельное ранение от руки доктора. Получив аванс, Пацци ведёт жену в оперу, где замечает Лектера. В ходе беседы с супругами Пацци незаурядный психолог Лектер догадывается, что инспектору стало известно его подлинное имя.

Старлинг подозревает, что кто-то в квестуре Флоренции задержал плёнку со скрытой камеры, установленной в магазине парфюмерии, и через статистику посещений статьи о Лектере на сайте ФБР выходит на Пацци. После впечатляющей лекции перед членами «Студиолло» о творчестве Данте Алигьери Лектер захватывает присутствующего на ней Пацци и выбрасывает его с петлёй на шее из окна дворца, предварительно вспоров ему живот; кишки инспектора вываливаются на мостовую. На этом же окне несколько веков назад повесили предка полицейского Франческо Пацци за участие в заговоре против Медичи.

Лектер приезжает в США, где его захватывает банда сардов, нанятых Вёрджером и отвозят доктора в поместье миллионера. Для казни всё готово, но Старлинг освобождает Лектера. В загон врываются разъярённые свиньи, но Лектер, единственный без единой царапины, подхватывает раненую Клариссу на руки, а свиньи набрасываются на убитых и раненых бандитов. Вёрджер велит своему секретарю Корделлу забрать пистолет из загона и застрелить Лектера. Корделл мешкает, его давно не устраивают эти игры. Лектер советует ему сбросить хозяина к свиньям и свалить всё на него самого. Корделл следует совету доктора, и миллионера съедают свиньи. Старлинг ранена в перестрелке, Лектер оказывает ей помощь.

Она приходит в себя в доме Пола Крендлера. Доктор устраивает ужин, на котором снимает крышку черепа Крендлера и, срезав и поджарив ломтик мозга, скармливает его хозяину. Старлинг вызывает полицию и приковывает себя наручниками к Лектеру. Доктор хватает тесак, но будучи не в силах навредить Старлинг, отрубает себе руку и скрывается.

После показывается сцена с Лектером в самолете. Он принёс на борт свой обед, сидящий рядом мальчик начинает разговор о том, что еда на борту отвратительна. Лектер соглашается и говорит, что вообще не считает это пищей и потому всегда летает только со своей пищей, показывая ему коробку. Мальчик просит дать ему попробовать, и Лектер предлагает ему самому выбрать, что попробовать. Мальчик, не зная об этом, выбирает мозг и ест. Сцена заканчивается загадочно-коварной усмешкой Ганнибала.

Номинации на «Оскар»

Большинству зрителей Хопкинс известен прежде всего как Ганнибал Лектер. Но в его копилке немало других хороших ролей, в том числе и тех, за которые его вновь номинировали на «Оскар». В 1994 году он мог получить статуэтку за роль дворецкого в драме «Остаток дня» (The Remains of the Day), в 1996 году – за изображение президента в драме «Никсон» (Nixon), в 1998-м — за роль второго плана в фильме «Амистад» (Amistad). Но каждый раз заветная статуэтка уходила другим.

Сэр Энтони отмечает, что не так уж ему и нужен этот «Оскар», что в тот раз, когда он получил своего «Оскара», он не ждал победы и что с актерами, которые относятся к этому серьезно, работать невозможно. Искренен ли актер или это неприятие самой престижной награды из серии «зелен виноград», может сказать только он сам.

После долгого перерыва еще одну номинацию на престижную награду Хопкинсу принесла роль в фильме «Два Папы» (The Two Popes). Однако в 2020-м статуэтка досталась Брэду Питту за фильм Квентина Тарантино «Однажды… в Голливуде».

Еще одну номинацию актер получил в 2021-м за главную роль в драме Флориана Зеллера «Отец» о пожилом англичанине, страдающем деменцией. Соперниками Хопкинса были Риз Ахмед («Звук металла»), Гари Олдман («Манк»), Чедвик Боузман («Ма Рейни: Мать блюза») и Стивен Юн («Минари»), однако именно исполнение британца покорило жюри, и он получил свою вторую статуэтку. 

Стать актером

Чего он хочет, Хопкинс  понял еще тогда, когда увидел проезжающего мимо в роскошном автомобиле популярного голливудского актера Ричарда Бёртона. Но Энтони привлекло не богатство, а слава. «Он создавал чувство», — отметил Хопкинс.

Бёртон был земляком Хопкинса, он родился в том же Порт-Толботе. Хопкинс подошел к нему, попросил автограф и сказал, что тоже хочет стать актером. Бёртон всецело одобрил это решение.

15-летнему Хопкинсу подобного благословения оказалось достаточно. После школы он поступил в королевский колледж  музыки и драмы, который благополучно и окончил в 1957 году.

Описание

В романах Харриса и в их экранизациях доктор Лектер — очень образованный, культурно и интеллектуально развитый психиатр и хирург, одновременно серийный убийца, практикующий на своих жертвах каннибализм.

Ганнибал Лектер был пойман в книге «Красный дракон» после убийства Распая, флейтиста, чья игра не понравилась Ганнибалу и который поплатился за «фальшивое» исполнение произведения своей жизнью.

В романах Харриса у Ганнибала Лектера была полидактилия, а именно редчайшая её форма. На левой руке доктора было шесть пальцев, причем шестой, средний, в точности копировал своего собрата.

Харрис рассказал, что на создание персонажа его вдохновил тюремный врач из мексиканского города Монтеррей в штате Нуэво-Леон. Об этом стало известно из предисловия писателя к новому изданию «Молчания ягнят», посвященному 25-летию со дня выхода книги. Тем не менее Харрис не раскрыл фамилию доктора, предпочитая называть его вымышленным именем «доктор Саласар».

Ганнибал Лектер на самом деле весьма интересная фигура. Думаю, втайне мы им восхищаемся. Он воплощает собой невыразимую часть нас самих, желания, фантазии и темные стороны нашей души, и мы можем быть по-настоящему здоровы, только если признаем их существование. Наверное, нам хочется быть такими же сорвиголовами, как он.

— Энтони Хопкинс.

Харрис рассказал, что встретился с доктором Саласаром в тюрьме, куда приехал, чтобы взять интервью у американского заключенного, осужденного за убийство троих молодых людей. Точную дату встречи Харрис не помнит — предположительно это случилось в 1964 году. Харрис познакомился с доктором Саласаром после того, как тот спас жизнь преступника, у которого писатель собирался брать интервью. Заключенный получил ранение при попытке побега из тюрьмы, но тюремный врач сумел его вылечить. Писатель вспоминает, как беседовал с доктором Саласаром о раненом американском заключенном и детских психологических травмах, которые могли толкнуть его на убийство. «Доктор Саласар был небольшим гибким человеком с темно-рыжими волосами. Он держался очень спокойно, и в нём была некая элегантность», — рассказывает Харрис. Этот разговор послужил прообразом сцены в книге «Молчание ягнят», где Ганнибал Лектер расспрашивает стажёра ФБР Клариссу Старлинг о её детских травмах.

Были сделаны предположения, что реальное имя доктора — Альфредо Балли Тревиньо (Alfredo Ballí Treviño), он был освобождён из тюрьмы в 1980-х и умер в 2009 или 2010 году.

В своих комментариях на DVD «Молчания ягнят» Хопкинс утверждал, что на манеру речи его персонажа сильно повлиял зловещий компьютер HAL 9000 из фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», а немигающий взгляд он позаимствовал из документальных съёмок допросов Чарльза Мэнсона.

Культ психологии

Большинство героев сериала – специалисты по человеческой психологии. Главное действующее лицо – врач-психотерапевт. Его действия и психологию поступков пытаются разгадать врачи и специалисты из ФБР, и потому перед нами не детектив, а глубокий психологический триллер, и психоанализ – истинный главный герой «Ганнибала».

На протяжении сериала почтенный доктор, гурман, меломан и эстет, ведёт бесконечную игру, в которой опережает соперников минимум на шаг. Доктор Лектер вызывает бурю чувств – от жгучей ненависти до рабского почитания, но практически у всех, кто с ним сталкивается, возникает странная и извращённая зависимость от его личности. Вольно или невольно, все ищут его одобрения – и профайлер ФБР Уилл Грэм, и маньяк-убийца Френсис Долархайд. Он препарирует их личности, он в буквальном смысле слова проникает в их мозг, он оперирует ими, провоцирует, искушает. Знание психологии позволяет доктору разыгрывать свои «шахматные партии» с пациентами и коллегами вместо фигур.

Странный тюремный доктор

Прототипом Ганнибала Лектера и в самом деле являлся реальный преступник. Об этом в 2013 году, в честь 25-летия своего романа, заявил сам Томас Харрис. Как поведал Харрис, Лектер появился на свет благодаря убийце, которого сам писатель для того, чтобы сохранить в тайне настоящее имя прототипа, прозвал доктором Салазаром. Харрис впервые встретился с доктором Салазаром в одной из мексиканских тюрем. Тогда в начале 60-х годов литератор как раз работал над рассказом о другом заключенном по фамилии Симмонс, который совершил тройное убийство. Однако Симмонса застрелила охрана, когда тот попытался сбежать из мест лишения свободы. Именно информация о Симмонсе и заинтересовала доктора Салазара. Он задавал писателю вопросы вроде тех, которые задавал Клариссе Старлинг Ганнибал Лектер. Например: «Видел ли Харрис фотографии убитых Симмонсом людей?», «Что чувствовал писатель, когда разговаривал с Симмонсом?» или «Почему Харрис не говорил о том, что жертвы Симмонса сами его спровоцировали?». Томас Харрис довольно долго беседовал с доктором. Как утверждает прозаик, маньяк выглядел так элегантно и так держался, что Харрис был уверен в том, что общается с тюремным доктором. Когда литератор спросил у надзирателя о подробностях медицинской карьеры Салазара, охранник округлили глаза: «Какой врач? Это же убийца!» Между тем когда-то Салазар действительно был хирургом.

Три жены и единственный ребенок

Первой женой Энтони Хопкинса, тогда еще не звезды, стала норвежская актриса Петронелла Баркер. В этом браке родился единственный ребенок Хопкинса – дочь Абигейл. Но семья распалась, и Хопкинс ушел с концами  и с дочерью практически не общался.

Второй брак он заключил в 1973 году, взяв в жены Дженнифер Линтон, собственную секретаршу. Та терпела актера долго – именно терпела, потому что Хопкинс, страдавший алкогольной зависимостью, мог бушевать, драться и даже исчезать на несколько дней. Их брак продлился четверть века, но затем последовал развод.

Третьей женой Хопкинса стала актриса Стелла Арройяве, с которой он познакомился в антикварном магазине. Они поженились в 2004 году. Посмотреть на то, как эта пара смотрится вместе, можно в фильме «Вихрь», поставленном Хопкинсом.

Энтони Хилд ㅡ Фредерик Чилтон

Фильм «Молчание ягнят»: актер Энтони Хилд в роли Фредерика Чилтона | yandex.net

Доктор Чилтон ㅡ руководитель психиатрической больницы, в которой содержат Лектора. Главный врач клиники много лет безуспешно пытается исследовать психическое состояние маньяка, но Ганнибал лишь издевается над психиатром. При знакомстве с Кларисой Старлинг оказывает девушке знаки внимания. Осознав, что агент не отвечает на его ухаживания, проявляет агрессию. Чилтон подслушивает беседы Старлинг и Лектора. В удобный момент психиатр передает цитаты из диалога матери пострадавшей девушки. Такие действия ставят под удар все расследование.

Энтони Хилд исполнил роль главного врача психиатрической клиники в двух частях эпопеи ㅡ «Молчании ягнят» и «Красном драконе». Актер признался, что ему скучно играть одного и того же персонажа дважды, поэтому подобное не повторится. Хилд больше известен как театральный актер. Энтони дважды номинирован на театральную премию «Тони».

Тед Левайн ㅡ Джейм Гамб («Буффало Билл»)

Фильм «Молчание ягнят»: актер Тед Левайн в роли Джейма Гамба | mail.ru

В молодости Джеймом овладела идея о смене пола, но клиники, в которые обращался герой, отказывали ему в операции. Тогда Гамб решает исправить ситуацию сам ㅡ маньяк убивает девушек и шьет из кожи погибших костюм. Джейм верит, что сможет стать женщиной, когда закончит работу. Своих жертв маньяк не воспринимает как людей. Единственное близкое Гамбу существо ㅡ собака.

Внешность Теда Левайна не соответствовала представлениям продюсеров о герое. Все изменилось после прочтения первой сцены. Актер полностью перевоплотился в персонажа, чем испугал создателей картины. Тед признавался в интервью, что сам не понял, как сумел пройти пробы, и утверждал, что в фильме маньяк получился слабее, чем на кастинге. После «Молчания ягнят» Левайн стал заложником одного образа. Актера еще долго приглашали исключительно на роли злодеев.

О персонаже

Первое знакомство Ганнибала Лектора с читателями происходит в романе «Красный дракон». Здесь он описан как психопат с высоким уровнем интеллекта. Этот персонаж обладает известностью в среде докторов как выдающийся психиатр и в обществе за свои каннибальские наклонности. Первым актером, Ганнибалом Лектором на экране стал Б. Кокс. Он сыграл в фильме «Охотник на людей» еще в 1986 году.

В следующий раз на экране Ганнибал появился в исполнении Энтони Хопкинса в картине «Молчание ягнят». Этот фильм наиболее популярен среди картин о каннибале. Энтони Хопкинса по праву считают лучшим воплощением этого маньяка в кино. Несмотря на то что в этом фильме его показывали всего пятнадцать минут, он был удостоен награды «Оскар» в 1992 году в категории «Лучшая мужская роль».

Если Хопкинс играл Ганнибала в зрелом и даже пожилом возрасте, то Гаспару Ульелю выпало сыграть маньяка в молодые годы. В 2007 году он появился на телеэкране в фильме «Ганнибал: Восхождение».

На телеканале NBC тоже решили снять свою историю о Ганнибале Лекторе. Актер, сыгравший злодея, — Мадс Миккельсон из Дании. Перевоплощение ему удалось. Актер был удостоен премии «Сатурн» в 2014 году за роль в сериале «Ганнибал».

Лектор — загадочный образ, привлекающий зрителей и читателей высоким интеллектом и пугающий своими наклонностями одновременно. Он не боится своих животных инстинктов — убивать, охотиться, рассуждает о природе человека в кругу своих знакомых. В литературных произведениях Ганнибал обладает интересной особенностью организма — у него шесть пальцев на левой руке. Прототипом Ганнибала послужил врач из мексиканской тюрьмы города Монтеррей. Харрис посещал ее, чтобы взять интервью у одного из заключенных — американца, приговоренного за убийство.

Скотт Гленн ㅡ Джек Кроуфорд

Фильм «Молчание ягнят»: актер Скотт Гленн в роли Джека Кроуфорда | klubkrik.ru

Кроуфорд ㅡ начальник отдела поведенческого анализа. Джек участвовал в поимке Лектора, поэтому маньяк не питает к мужчине теплых чувств. Кроуфорд заметил успехи Старлинг и привлек девушку к расследованию, предупредив агента о коварстве Ганнибала.

Роль агента ФБР досталась Гленну в период популярности и востребованности. Карьера Скотта складывалась непросто: в 70-х из-за отсутствия предложений Гленну пришлось оставить Голливуд и переехать в Айдахо. Вторая попытка утвердиться в киноиндустрии прошла успешнее ㅡ актёру предложили роль в фильме «Городской ковбой» и «Молчании ягнят». На данный момент Гленн участвовал в 108 кинопроектах и пока не собирается уходить на пенсию. В 2018 году выйдет сериал «Касл-Рок», где актер сыграет второстепенную роль.

Культ еды

Каждый эпизод сериала назван в честь определённого блюда. Первый сезон представляет кухню французскую, второй – японскую, и третий – итальянскую. В кадре мы постоянно видим блюда «высокой кухни» в процессе приготовления, причём совершенно непонятно, что готовит доктор-повар-виртуоз – баранью лопатку или человеческую. В съёмочную группу был приглашён специальный кулинарный дизайнер, стилист по еде, и потому каждая перемена блюд сопровождается у зрителей непроизвольным выделением желудочного сока.

Для доктора люди, которые ведут себя неподобающим образом, ничуть не выше и не лучше свиней. Если свиней можно есть, то и человека можно. Он без колебаний пытается вскрыть череп Уилла, чтобы «влезть к нему в мозг», потому что его мозги он считает достойными своего изощрённого и извращённого вкуса. Весь мир для доктора Лектера – охотничьи угодья. Он считает себя в праве убить и съесть любого.

Культ страха

Всё, что делает доктор Лектер – совершенно. Он готовит совершенные блюда, он оставляет полиции совершенные места преступлений. Он поступает просто и безжалостно, как мясник на бойне. Навыки хирурга помогают ему действовать с удивительной точностью, когда он хочет не убить, а покалечить свою жертву. История возвращает нас к истокам его жестокости: в детстве была убита и съедена его младшая сестра. Но военное время знало ещё много примеров жестокости, и далеко не все становились в результате маньяками. Людские страхи – вот чем питается доктор Лектер. Они для него – как кровь для вампира, источник жизненной силы.

Доктор Лектер творит свою кровавую повесть с любопытством и равнодушием. В отличие от «Красного дракона», его горячего почитателя, он совершенно не собирается останавливаться. Разве кто-то задумывался о страхе животных на бойне? Жалобное блеяние ягнят невыносимо только для детских ушей. Для взрослого человека оно – предвестник вкусного обеда.

Мадс Миккельсен

Датский актер Мадс Миккельсен родился 22 ноября 1965 года в Копенгагене. Его старший брат Ларс тоже работает актером. Успех пришел к Мадсу в 2000 году после выхода картины «Мерцающие огни». Он получил титул самого сексуального мужчины Дании. Миккельсен также является обладателем рыцарского ордена Дании и приза Каннского кинофестиваля за актерскую игру в картине «Охота».

До 2003 года он снимался в основном в датских фильмах. С 2003го его можно было увидеть в американских картинах. В 2004 году сыграл Тристана в историческом фильме «Король Артур». В 2006 году принял участие в съемках ленты «Казино Рояль». Роль Ганнибала в одноименном сериале добавила актеру популярности и поклонников.

Телесериал «Ганнибал» был создан Брайаном Фуллером. Он шел на телеэкранах с 2013 по 2015 год. Всего было снято три сезона и 39 эпизодов. Сценарий телесериала во многом отличается от оригинального романа Харриса. Один из главных персонажей — консультант ФБР Уилл Грэм, который расследует серийные убийства вместе со своим психиатром Ганнибалом Лектором. На деловых и личных отношениях этих двух очень умных людей и построена основная интрига в сериале.

Большевик в Уэльсе

Родители хотели, чтобы сын получил образование, но в школе Хопкинс-младший не блистал. Учителя запомнили его как очень тихого мальчика, тугодума. Учеба ему не давалась. Зато мальчик увлекался искусством, играл на фортепиано и рисовал, много читал (в 14 лет его застукали за чтением произведений Льва Троцкого, после чего одноклассники, среди которых Хопкинс не пользовался популярностью, прозвали соученика Болши, коммунякой).

Увы, отцу все эти занятия казались бессмысленными. Он очень волновался за будущее сына, считал его безнадежным (и был не одинок в этом мнении). Достижения сына в искусстве его не впечатляли, он то и дело отпускал язвительные замечания, но Энтони оказался с характером и, не обращая внимания на насмешки, шел своим путем.

Несмотря на то, что мальчик оставил идею стать музыкантом, впоследствии он вернулся к этому виду искусства. Хопкинс сочинил несколько произведений для фортепиано и скрипки с оркестром. Одно из них обрело популярность – это вальс And The Waltz Goes On.

«На содержании» у Ганнибала Лектера

Помимо блистательного «Молчания ягнят», в фильмографии Энтони Хопкинса числятся еще два фильма про Лектера. Джоди Фостер играть в них решительно отказалась, Хопкинс – согласился.

«Ганнибал – это самое страшное продолжение моих самых чёрных мыслей. Его сила в неумолимой логике. Глядя на него, осознаёшь, во что может превратиться человек без совести, без внутренних табу, — откровенничал актер. — Я полагаю, все мы убийцы. Все мы способны на ужасную жестокость, а также на убийство, в случае если события припрут нас к стенке. По счастью, большая часть из нас может сдерживать эти позывы».

Его отношения с этим судьбоносным персонажем было очень сложными. Как многие актеры, он мог стать заложником роли и в какой-то степени стал.

Зато когда на экраны вышел фильм «Ганнибал» (Hannibal), Хопкинс в полной мере оценил преимущество, которое дает такая популярность персонажа. Его мать серьезно заболела, и счета за пребывание в клинике были просто заоблачными.  Однажды актер увидел афишу и внезапно понял, что именно Лектер платит за то, чтобы его мать оставалась жива. И не только за это.

BAFTA за Пьера Безухова

Карьера актера в кино развивалась более медленными темпами. Сначала Энтони Хопкинс роли не выбирал и не стеснялся начинать в кино с эпизодических персонажей, а первую заметную роль он получил в фильме «Лев зимой» (The Lion in Winter). Он сыграл Ричарда Львиное Сердце. Лента вышла на экраны в 1968 году.

Следующей  крупной работой, которая принесла Хопкинсу премию BAFTA, стала роль Пьера Безухова в телевизионном фильме «Война и мир» (War and Peace). 35-летнего Энтони признали лучшим актером Британии. Но сам актер подумывал о США. Куда и переехал в начале 1970-х.  Сначала временно, потом навсегда.

Смерть отца

Центральное травматическое воспоминание Кларисы – это смерть отца:

Клариса: Смерть отца .

Фигура отца глубоко интегрирована в психику дочери. Чтобы избежать болезненных переживаний и изменений, психика старается минимизировать ущерб от потери родителя и создать символическую связь с умершей фигурой.

Например, хранение вещей погибшего отца может создать бессознательную иллюзию, что отец жив и находится рядом. Сновидения, которые реализуют скрытые потребности, могут постоянно устанавливать контакт с отцовской фигурой. Похожий эффект может создать сфера профессиональной деятельности, ассоциативно связанная с умершим отцом, – то есть служба в правоохранительной системе. Это – мир мужчин и мир ее отца.

Работая в правоохранительной системе, Клариса бессознательно пытается решить две задачи: найти заменитель утраченного объекта (отца) и спасти «ягнят», чтобы снять вытесненное чувство вины, которое манифестируется в виде ночных кошмаров :

Лектер: Но вы всё еще просыпаетесь, вскакивая по ночам, и слышите крики ягнят.Клариса: Да… 

В бессознательном Кларисы образ ягненка и фигура отца образовали ассоциативную связь. Отец – жертва преступников. Ягненок – жертва забойщика. Спасти ягненка – значит спасти жертвенного отца и искупить вину :

Лектер: Если Кэтрин выживет, Вы перестанете вскакивать по ночам от жуткого крика ягнят.

Но ведь отец Кларисы погиб не по ее вине. Откуда тогда чувство вины по отношению к нему?

Дело в том, что для ребенка фигура родителя почти всегда двойственна: она содержит как прекрасные черты Защитника, так и ужасающие черты Карателя. Защитника ребенок безраздельно любит. Карателя – ненавидит. Эта ненависть часто вытесняется в бессознательное, поскольку ненавидеть собственного родителя, от которого получено столько заботы и любви, – табу.

Но если с родителем что-то случается, то бессознательное сразу формирует связку: родитель погиб, потому что это я когда-то пожелал ему гибели. Как только данный механизм вступает в действие – активируется чувство вины, требующее искупления.

Таким образом, у Кларисы чувство вины по отношению к неспасённому ягненку ассоциативно связалось с чувством вины в отношении отца.

Характер

Ганнибал Лектер — серийный убийца, который ест своих жертв . Он очень умен и культурен, с утонченным вкусом и безупречными манерами. Он глубоко оскорблен грубостью и часто убивает людей с плохими манерами; согласно роману Ганнибал , он «предпочитает есть грубое». Хопкинс описал Лектера как « Робин Гуда убийц», который убивает «неизлечимо грубых».

В романе « Красный дракон» главный герой Уилл Грэм говорит, что психологи называют Лектера социопатом, «потому что они не знают, как еще его назвать». Грэм утверждает, что «у него вообще нет угрызений совести или вины», и мучил животных в детстве, но он не проявляет никаких других критериев, традиционно связанных с социопатией. На вопрос, как бы он сам описал Лектера, Грэм отвечает: «Он чудовище», подразумевая, что ум Лектера каким-то образом «неполон», так же, как некоторые дети рождаются с отсутствующими конечностями или нефункционирующими органами.

В «Молчании ягнят » хранитель Лектера, доктор Фредерик Чилтон , утверждает, что Лектер — «чистый социопат» («чистый психопат » в экранизации). В экранизации «Молчания ягнят» главная героиня Клэрис Старлинг говорит о Лектере: «У них нет имени для того, кем он является».

Патология Лектера более подробно исследуется в книге « Ганнибал и восстание Ганнибала» , в которой объясняется, что он получил травму в детстве в Литве в 1944 году, когда стал свидетелем того, как его любимая сестра Миша была убита и съедена группой дезертировавших Хильфсвиллиге , одна из которых утверждал, что Лектер невольно съел свою сестру.

Все средства массовой информации, в которых появляется Лектер, изображают его блестящим интеллектуалом, культурным и утонченным, с утонченным вкусом в искусстве, музыке и кухне. Его часто изображают готовящим изысканные блюда из плоти своих жертв, самым известным примером является его признание, что однажды он ел печень счетчика «с некоторыми фасолью и хорошим Кьянти » («большой Амароне » в романе). До своего ареста и заключения он был членом Балтимора, социальной элиты Мэриленда , и действующим членом Совета директоров Балтиморского филармонического оркестра.

В «Молчании ягнят» Лектер описан глазами Старлинг: «Она могла видеть, что он был маленьким, гладким; в его руках она видела жесткую силу, подобную ее собственной». Роман также показывает, что левая рука Лектера имеет редкое заболевание, называемое полидактилией удвоения среднего луча , то есть удвоение среднего пальца. В « Ганнибале» он несколько раз проводит пластические операции на собственном лице и удаляет лишний палец. Глаза Лектера имеют темно-бордовый оттенок и отражают свет «красными точками». У него маленькие белые зубы и темные зачесанные назад волосы с вдовьим козырьком . У него также есть острое обоняние; в « Красном драконе» он сразу узнает Уилла Грэма по его марке лосьона после бритья, а в «Молчании ягнят» он может определить через окошко из оргстекла с маленькими отверстиями марку духов, которые Старлинг носила накануне. У него эйдетическая память, с помощью которой он сконструировал в своем разуме тщательно продуманный « дворец памяти », с помощью которого он переживает воспоминания и ощущения во всех деталях.

Энтони Хопкинс , актер, которого больше всего отождествляли с персонажем, сказал, что он сыграл Лектера как «сверхразумного, очень тихого … У него такая ужасающая физическая сила, и он не тратит впустую ни грамма энергии. Он такой сдержанный. Он весь головной мозг.» Его работа была вдохновлена HAL 9000 из Стэнли Кубрика «S 2001: A Space Odyssey . Критик Роджер Эберт уточнил это сравнение: «Он бесстрастная, блестящая машина, превосходная в логике, лишенная эмоций».

В том же эссе Эберт предположил:

По данным The Guardian , до «Молчания ягнят» в фильмах психопатические убийцы изображались как «когтистые призраки с расплавленными лицами и резиновыми масками. Напротив, Лектер был очень умен и обладал безупречными манерами».

Смысл концовки сериала

Очередной план Уилла терпит крах – «Красный дракон» едва не переиграл ФБР, но Ганнибал и Уилл остались живы. Теперь они сражаются за свою жизнь бок о бок и побеждают. Ганнибал счастлив – ему удалось сделать из Уилла убийцу. Понимая, что это правда, и что он может окончательно превратиться в подобие страшного доктора, Уилл тянет Ганнибала, и они падают в обрыв, словно Шерлок Холмс и Мориарти.

Уилл не смог одолеть Лектера в психологическом смысле, он почувствовал свою зависимость от него и не стал с ней бороться.

Погибли герои в пучине или нет – вопрос неясный. Проект закрыт, четвёртого сезона не будет. В действие пора вводить агента Старлинг, а узел Лектер-Грэм ещё не развязан. Скорее всего, «Ганнибал» останется в нашей памяти как попытка объяснить необъяснимое: силу зла, силу интеллекта и силу дружбы.

Брайан Кокс

Этот актер родился 1 июня 1946 года в городе Данди (Шотландия). Кроме картины «Охотник на людей», Брайан сыграл в таких фильмах, как «Люди Икс 2», «Идентификация Борна», «Храброе сердце», «Троя», «Академия Рашмор».

Родители Брайана Кокса — обычные рабочие, католики. Мать была прядильщицей, а отец — забойщиком скота. Со временем он открыл собственный магазин, но умер, когда будущему актеру было всего восемь лет. Кроме Брайана в семье воспитывалось еще четверо детей — старшие сестры мальчика. Они и занимались его воспитанием. Кокс с 14 лет выступал в городском театре, даже оставил ради этого школу. С 17 до 19 лет учился в Лондонской школе драмы при академии музыкального и драматического искусства.

Поиск отца

Прилипание к отцу приводит к фиксации на его фигуре.

В нормальных случаях мать выступает конкуренткой и ее присутствие не даёт дочери прилипнуть к отцу вплоть до слияния (как если бы была только дочь и папа). Девочка не фиксируется на его фигуре и во взрослом возрасте не станет искать мужчину-партнера с отцовскими положительными качествами или добродетелями.

Но если, как в случае с Кларисой, фиксация произошла, то девушка либо вообще откажется от поиска мужчины (поскольку у нее уже есть отец), либо будет искать мужчину, с которым сможет разыгрывать диаду отношений «отец-дочь».

Клариса испытывает бессознательную потребность найти фигуру, с которой сможет разыграть этот ролевой сценарий. Поэтому для нее существует два типа мужчин:

  1. Мужчина-не-отец.
  2. И Мужчина-отец.

Отцовская фигура заведомо асексуальна, то есть табуирована в качестве сексуального объекта.

Первый тип мужчин – это мужчины, которые проявляют к Кларисе сексуальный интерес. К примеру, доктор Чилтон :

Чилтон: Нас посещает много детективов. Но столь привлекательных еще не было.

Клариса опускает глаза – признак смущения, стыда. Бессознательное Кларисы воспринимает сексуальный интерес со стороны мужчины как нечто запретное и табуированное, а значит – постыдное.

Чилтон: Кроуфорд сделал ловкий ход, прислав Вас.Клариса: В каком смысле, сэр?Чилтон: Молодая, красивая женщина. Лектер ведь не видел женщин лет уж восемь. А вы как раз в его вкусе, так сказать…

Второй тип мужчин – это мужчины, которые проявляют заботу о Кларисе. Таких в фильме двое: Джек Кроуфорд и Ганнибал Лектер.

Кроуфорд: Тут сказано, что по окончании стажировки, Вы хотите работать у меня.Клариса: Конечно, сэр. Очень хочу.

Как ни странно, но Кроуфорд остается недоступным для ролевого сценария «отец-дочь». Несмотря на поиск в нем отца, Клариса несколько раз становится отвергнутой с его стороны.

Во-первых, Кроуфорд отправляет ее на встречу с каннибалом :

Кроуфорд: Я хочу, чтобы Вы навестили его в клинике.Клариса: Кто наш объект?Кроуфорд: Психиатр Ганнибал Лектер.Клариса: Ганнибал-Каннибал.

Если до этого момент Клариса смущалась в общении с Кроуфордом и улыбалась ему, то теперь на ее лице явно проступает разочарование: защитник и покровитель направляет ее в логово маньяка.

Во-вторых, Кроуфорд обесценивает ее (хотя и не сознательно):

Кроуфорд: Вряд ли он заговорит с Вами.

Здесь виден посыл: я отправляю тебя к опасному маньяку, заведомо зная, что ты не справишься.

Отношения же с Лектером у Кларисы с самого начала выстраиваются тяжелее, но при этом глубже. Позиционирование ролей началось с предложения Ганнибала :

Лектер: Что ж, сядьте.

Клариса проявляет послушание и оказывается в положении, в котором смотрит на Лектера снизу. Это создает иллюзию, будто она маленькая, а он большой. Аналогично тому как ребенок смотрит на взрослого: снизу вверх. Это может чисто ассоциативно активировать целый пласт воспоминаний, чувств и ощущений из детства.

Неудивительно, что именно после посещения Лектера у Кларисы актуализировались воспоминания об отце.

Во время второй встречи Ганнибал и Клариса сидят на полу. Это, во-первых, уравнивает их, переводя в плоскость отношений «я и ты». Аналогичным образом родитель и ребенок могут вместе играть на полу. А во-вторых, это их сближает: если при первой встрече Клариса боялась приблизиться к стеклу, чтобы показать документ, то теперь уже сидит вплотную перед стеклом.

Помимо этого, Лектер проявляет о ней заботу, передав полотенце . И Клариса принимает этот символический акт доброты, несмотря на отсутствие явной необходимости (ее волосы не настолько мокрые) и игнорируя правило лечебницы :

Чилтон: Не приближаться и не прикасаться к стеклу… От него никаких вещей не принимать!

Такое доверительное отношение Кларисы к Лектеру вызвано тремя факторами:

Первый фактор: Лектер понимает Кларису. Хотя Ганнибал резко высказывается о Кларисе, он точен и откровенен с ней. Он видит не ее маску, а то, что под ней скрыто .

Второй фактор: Лектер не воспринимает Кларису как сексуальный объект. В то время как Доктор Чилтон, душевнобольной в камере и, наконец, Мигз видят в ней фигуру вожделения:

Мигз: Я чую твою влагалище!

Несмотря на обостренный нюх, Лектер замечает:

Лектер: Должен признать, я нет .

Он ясно дает понять Кларисе, что она вне его сексуального интереса.

Третий фактор: Лектер выступает в роли заступника Кларисы.

Во-первых, поступок Мигза выводит его из себя и он сообщает об этом:

Лектер: Я никогда не допустил бы этого!

Во-вторых, Лектер мстит за Кларису :

Кроуфорд: Мигз умер… Весь день Лектер что-то нашептывал ему… Его нашли утром с проглоченным языком.

Если сначала Клариса шокирована, то затем на ее лице можно заметить промелькнувшую улыбку .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector