Через тернии к звездам
Содержание:
Критика
Критик А. Плахов отметил, что «Через тернии к звёздам» обращены к зрителю всех возрастов, в отличие от дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Он похвалил удачный дебют Метёлкиной, тип внешности и пластика которой согласуются с представлением о космическом существе. Поднятая режиссёром экологическая проблема, по мнению Плахова, звучит как предупреждение. Критик отметил достоверное изображение домов людей будущего, звездолётов, но ему показалось, что в облике жителей Дессы присутствуют эклектичность, черты «расхожей инфернальности».
С точки зрения рецензента журнала «Искусство кино» С. Истратовой, Викторов в своих фильмах «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звёздам» создал собственный вариант фантастики — психологически конкретную «земную фантастику». Тема контакта с внеземной цивилизацией традиционна для фантастики, но в фильме Викторова психологическим стержнем сюжета становится превращение главной героини из полуробота в человека. Истратова похвалила удачный выбор исполнительницы главной роли, которой свойственны пластичность, экзотическая внешность, естественность поведения. Режиссёр использовал зрелищность и увлекательность для постановки серьёзных проблем. В образе умирающей Дессы он изобразил один из страшных вариантов развития человечества, к которому может привести экологическое загрязнение, что позволяет отнести фильм к жанру антиутопии. При этом режиссёр показал идеальное будущее Земли, где люди живут в гармонии с природой, путешествуют по космосу, увлечённо занимаются своей работой. Истратова отметила достоверность изображения как Земли будущего, так и Дессы.
Критик В. Ревич, обозревая письма читателей, пришедшие в журнал «Советский экран», пишет, что если объединить эти письма, то получится квалифицированная рецензия на фильм. Читатели дали восторженную оценку и фильму в целом («Этот фильм перевернул нас!»), и актрисе Метёлкиной, и убедительному изображению Дессы
Отдельные читатели обратили внимание на «несуразные „мелочи“»: произведённые в СССР противогазы на жителях другой планеты, жевательная резинка и пиво «Золотое кольцо» в мире будущего, современный аэропорт, который выдаётся за космопорт.
Терновый венец
В заключение изучения того, что это – «тернии», стоит сказать и о венце, состоявшем из веток растений с шипами. Согласно трем евангельским повествованиям, таковой римские воины возложили на голову Спасителя во время его поругания.
Так, например, в Евангелии от Матфея сказано следующее. Римские солдаты сплели венец из терна и возложили Иисусу на голову, дав в правую руку трость. Они становились перед ним на колени, насмехаясь над ним, и говорили: «Радуйся, Царь Иудейский».
Сведений о том, когда терновый венец был снят с головы Иисуса, в канонических Евангелиях не обнаружено. На полотнах некоторых художников Христа, распятого на кресте, можно увидеть с венцом.
Чудом осталась жива
Отношения с мужчинами у неё не складывались. Но исключительно потому, что она сама дистанцировалась от них. Было, правда, в начале 90-х годов одно большое исключение. Появился в её жизни Вячеслав. Он был моложе её на 9 лет, они прекрасно прожили вместе несколько счастливых лет. Но потом он исчез из её жизни. В отношения пары вмешались родители Славы. Самое печальное в этой истории, что некоторое время Слава погиб.
В 80-е годы Елена всерьёз увлеклась различными восточными практиками, серьёзно занималась медитацией. Один раз она так далеко «улетела», что была на волосок от смерти.
Ещё ближе к смерти она была 1995 году, когда работала секретарём-референтом у известного бизнесмена Ивана Кивелиди. Он был отравлен, умерла коллега Елены — Зара Исмаилова. Сама Елена лишь чудом тогда осталась жива.
Дальше Елена Владимировна работала во многих местах: уборщицей в Храме Валаамского подворья, воспитателем в интернате для детей инвалидов, в Обществе ветеранов войны и инвалидов. Потом продавала церковную утварь и книги. Работала в магазине немецкой обуви и в магазинах женской одежды. Долго работала менеджером по работе с клиентами в центре изучения иностранных языков, пела в хоре одного из храмов Москвы. Впрочем, она и сейчас поёт там.
Даже не верится, что Елене Владимировне Метёлкиной уже 67 лет. Она по-прежнему прекрасна в своей неземной красоте и хрупкости.
По материалам:
В нашей жизни
Сегодня выражение «через тернии к звездам», значение которого сводится к преодолению жизненных трудностей и достижению заветных целей, находит отклик в современном виде искусства – тату. По разным причинам люди наносят татуировки на тело: кто-то стремится стать более удачливым или, скажем, отдать дань моде, но при этом главным образом происходит выражение собственного «я». Люди верят, что тату, особенно в виде надписи, способно утроить удачу или даже улучшить судьбу. Но, опираясь на мнение экспертов в этой области, отметим, что если это действительно для вас именно так, то будьте честны в первую очередь с самим собой, ответьте на такой вопрос: а готовы ли вы, нанеся надпись на тело, пройти через тернии, а сможете ли, а нужно ли это именно вам, крепок ли ваш дух, хватит ли у вас сил?
Так, нанесенная надпись на вашем теле, как вы должны понимать, и есть тот самый вызов судьбе. Но следует помнить, что большинство людей, которые выбирают это выражение как девиз в своей жизни, любят бросить вызов судьбе. Всем мыслимым и немыслимым преградам в жизни ради достижения триумфа. И самое главное заключается в том, чтобы связать свои цели и желания с жизнью всеобщей и связать свои мечты с признанными ценностями, стать человеком полезным и нужным людям. Вопрос сложный. И есть ли вероятность его решения? Возможно, что человек будет мыслить именно так после удовлетворения личных потребностей. А сколько их будет? Вопрос риторический.
PER ASPERA AD «АСТРА»
Пожалуй, главное достижение Кира Булычёва как сценариста — вышедший в 1981 году двухсерийный фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам» по оригинальному сценарию писателя. Викторов уже был известен любителям фантастики как автор картин «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», но эта дилогия предназначалась скорее подросткам. «Через тернии к звёздам» — совсем другая работа, взрослая, зрелая, бьющая по нервам.
Игорь Ясулович сыграл в фильмах по Булычёву шесть ролей: сикки Торки в «Терниях», Электрона Ивановича в «Гостье из будущего», Кащея в «Лиловом шаре», Конрада в «Подземелье ведьм» и Грубина в двух «гуслярских» лентах |
Фильм разделён на две серии и распадается на две части; можно спорить о том, что именно здесь от Булычёва, а что от Викторова, однако нельзя не признать, что половинки удачно дополняют одна другую и визуально, и на уровне концепции. «Земная» часть напоминает мир Полдня братьев Стругацких: счастливое будущее, почти всесильная наука, люди как боги, помогающие другим расам… В эту идиллию попадает инопланетянка Нийя, искусственный человек, созданный учёным Гланом с планеты Десса. Планета не похожа на Землю будущего, зато из нашего настоящего до Дессы рукой подать (что вскоре подтвердили события в Чернобыле). Её обитатели истощили природные ресурсы, загрязнили всё, что могли, живут в подземельях и наружу, под кислотные дожди, выходят только в противогазах.
Сикки Туранчокс и сикки Торки, главные злодеи «Терний» — но не их сценария |
Родина Глана гибнет, но его «дети», обладающие сверхспособностями, должны спасти Дессу. Увы, Глан с «детьми» вынужденно удаляются в космическое изгнание и погибают при взрыве на корабле. Нийю спасают земляне, она живёт в доме специалиста по контакту Лебедева, чей сын Степан влюбляется в инопланетянку. Во второй серии Нийя летит на Дессу на корабле «Астра», экипаж которого должен спасти планету от экологической катастрофы. Коварный сикки (что-то вроде «сэра») Туранчокс, главный олигарх Дессы, торгующий противогазами, воздухом и водой, находит пульт, позволяющий управлять Нийей, и хочет помешать землянам. Сикки Ракан, друг Глана, ценой жизни затапливает резиденцию Туранчокса биомассой, которая грозит поглотить всё живое на планете…
Манекенщица Елена Метёлкина предельно органична в роли Нийи |
Даже из этого сумбурного описания видно, что до Булычёва и Викторова ничем похожим отечественная кинофантастика зрителей не баловала. Пожалуй, это единственный советский фильм, в котором люди будущего всецело реалистичны, хотя и обладают в сравнении с нами иной, коммунистической психологией. Тут нет такой напыщенности, как в «Туманности Андромеды» и других советских утопиях, зато в избытке человечность, юмор и доброта. Один космонавт может дружески шлёпнуть другого по заднице за то, что тот опоздал с запуском зонда на девятнадцать секунд, — и пусть станет стыдно тому, кто плохо об этом подумает! Складывается ощущение, что для здешних землян всё происходящее сродни игре. Может, так и должно быть в мире торжествующего разума? Из нашей эпохи этот мир видится совсем сказочным, но Кир Булычёв и Ричард Викторов, похоже, верили в его реальность.
«Через тернии к звездам»
Этот известный фразеологизм в словаре имеет пометку «риторическое» и подразумевает движение к чему-то далекому, прекрасному, совершенному. Но при этом необходимо преодолеть ряд трудностей и преград. Данное выражение является переводом с латыни. Авторство его приписывают Луцию Аннею Сенеке. Он был древнеримским философом-стоиком I века, поэтом и государственным деятелем. Еще он известен тем, что был воспитателем у Нерона. Последний и приказал ему расстаться с жизнью, выбрав способ самоубийства.
Рассматривая, что это – «тернии», стоит упомянуть о том, что существует и другая версия по поводу авторства указанного выражения. В качестве такового называют также и Гесиода (8-7 вв. до н. э.) – первого исторически достоверного древнегреческого поэта, рапсода. Рапсоды – исполнители поэм, в основном гомеровских, на профессиональной основе, странствующие певцы. По легенде, выиграл соревнование в чтении у Гомера.
Выражение «Через тернии к звездам» выбрано в качестве девиза американским штатом Канзас. Под таким названием в Советском Союзе в 1980 году вышел научно-фантастический широкоформатный двухсерийный фильм. Его режиссером был Ричард Викторов, а автором сценария – Кир Булычев.
Через тернии к звездам: что это значит и почему?
Русский язык богат различными фразеологизмами. Есть огромное множество выражений, которыми пользуются, интуитивно понимая, что они означают, но очень редко задумываются о действительном происхождении или правильном произношении, не говоря уже об адекватном литературном применении. Ярким примером является крылатая фраза: «Через тернии к звездам». Что это значит и почему именно так сложились эти слова в оборот? Эти вопросы довольно интересные как с точки зрения употребления в разговорной речи, так и применительно к литературному использованию.
Происхождение
Корни этого выражения обычно относятся к известному латинскому Per aspera ad astra, которое, в свою очередь, приписывается Луцию Сенеке, использовавшему его в своем сочинении «Неистовый Геркулес». Римский философ, живший в начале первого века нашей эры, был одним из ярчайших представителей стоицизма.
Данное направление мысли обязует последователей сохранять твердую позицию, несмотря на любые удары судьбы. Видимо, это и склоняет ученых к тому, чтобы указывать источником именно слова Сенеки, который, как известно, не только был строгим последователем учения стоицизма, но и пошел на смерть, дабы не изменить своим убеждениям, прихватив заодно и жену. Действительно, не часто в наши времена встретишь подобную убежденность в своей философской позиции.
Через тернии к звездам: что это значит?
Возвращаясь к цитируемой фразе: Per aspera ad astra, можно увидеть изначально вложенный в нее смысл. В переводе это звучит примерно так: «к звездам, преодолевая трудности на пути». Действительно, чувствуется четкая стоическая позиция. Еще один вариант, встречающийся в переводах «Геркулеса», это «не гладок путь от земли к звездам». Однако это уже нюансы толкования в рамках языка, на который переводится литературное произведение. Как бы то ни было, отсюда и вытекает основной смысл фразеологического оборота «Через тернии к звездам». Что это значит для самого Сенеки, догадаться можно уже просто исходя из стоического образа мышления и соответствующего отношения к жизнедеятельности автора.
Очевидно, это движение вверх, к цели своего существования, ее достижение с привлечением всех сил, отпущенных человеку природой, несмотря на препятствия, большие или малые. Ведь это и есть смысл жизни для истинного стоика. Также следует упомянуть о появлении в русской версии оборота интересного слова «терние». Оно означает колючку, растение с шипами, а также в переносном смысле трудность, невзгоду и т. д. Не так просто пройти по дороге, заросшей подобными растениями. Видимо, для усиления эффекта и было добавлено это слово. В русском языке закрепился именно данный вариант.
Рассмотрим следующий нюанс, связанный с крылатым выражением «Через тернии к звездам». Что это значит, если представить, что звезды — это не цель, а нечто практически недостижимое, фантазия? Чем, в общем-то, и являются звезды для человека на современном этапе развития технологий. В таком случае появляется еще одна трактовка, о которой редко упоминают фразеологические словари. А именно: достойная, но, казалось бы, недостижимая цель порождает еще более трудные препятствия.
Однако моменты трактовки — это еще не весь материал, который можно рассмотреть в рамках заглавия статьи. Действительно, пока акцент был лишь на значении фразы «Через тернии к звездам» (что это значит).
Произношение
В разговорной речи, да и не только, часто встречается разновидность этого фразеологизма. Вместо «через» употребляется «сквозь». В целом вариация достаточно правомерная, хотя иногда считается некорректной, поскольку в словарях предлагается именно первая. Не стоит обманывать читателя, отвечая однозначно, как правильно, а как — нет. Ведь это всего лишь устойчивое выражение, причем изменения в языке зачастую настолько скоротечны, что и эта стабильность фразеологизмов на поверку оказывается довольно зыбкой.
Но вернемся к нашему высказыванию «Через тернии к звездам». Что это значит? Свойство сочетания слов, с точки зрения произношения, очень неустойчиво. Как правило, в разговоре люди редко употребляют это изречение в таком виде, как мы его представили. Наша фраза лучше звучит именно со словом «сквозь», как это ни парадоксально.
Заключение
Данный материал не претендует на полновесный разбор всех нюансов при ответе на вопрос: «Через тернии к звездам: что это значит?». Тип предложенной информации не имеет назидательной цели, а лишь дает общепринятую трактовку.
fb.ru
Создание фильма
Викторов ставил перед собой задачу снять фильм для зрителей всех возрастов и рассказать в нём о реальных проблемах сегодняшнего дня: «выведении организмов с заранее заданными свойствами» и взаимоотношениях человека с окружающим миром. Он не претендовал на научное прогнозирование будущего, хотя хотел показать достоверный мир с достоверными персонажами. Режиссёр выбрал для съёмок в фильме как своих любимых актёров И. Ледогорова, Н. Семенцову, Е. Карельских, В. Носика, В. Ледогорова, с которыми работал раньше, так и тех, кто у него не снимался — Г. Стриженова, Е. Фадееву, А. Лазарева, Б. Щербакова, В. Фёдорова.
БРОСОК! ЕЩЁ БРОСОК!
Самый первый фильм по Булычёву сегодня почти забыт. Даже в длинном списке экранизаций в Википедии картина «Бросок, или Всё началось в субботу» (1976; другое название — «Баскетболисты») не значится. Поставил её на студии «Казахфильм» Серик Райбаев по повести Кирилла Булычёва (так в титрах) «Умение кидать мяч». Повесть рассказывает о советском служащем Германе Коленкине, невысоком слабосильном человеке, который с детства завидовал баскетболистам и вообще спортсменам. Профессор Курлов предлагает Коленкину поучаствовать в эксперименте, и после дозы нового медикамента тот обретает талант забрасывать мяч в кольцо. Выясняется, однако, что одного умения кидать мяч для счастья недостаточно…
Казахские баскетболисты жасасын! |
В «Броске» герой переменован в Тимира Сарсенбаева, играет его известный казахский театральный актёр Есболган Жайсанбаев. Баскетбольная команда тоже казахская, если не считать тренера, оставшегося (видимо, из имперских соображений) русским. В отличие от Коленкина, который среди баскетболистов был не в своей тарелке, Тимир ныряет в спорт с головой: ему нравится и восторженный рёв публики, и то, что он звезда, а остальные игроки лишь статисты. Однако резко менять свою жизнь он всё же не готов, да и приступ звёздной болезни в какой-то момент проходит. В конце концов Тимир рвёт с баскетболом столь решительно, что уклоняется даже от встреч с девушкой Истуле, влюбившейся в него на баскетбольной площадке.
Смотрится это кино так, будто снято в 1950-е, в одну эпоху со «Сверстницами» или «Девушкой без адреса». Несмотря на среднеазиатский шарм и отдельные черты советской комедии, «Бросок» вышел скучным. От булычёвской книги остались детали сюжета, но идеологическая начинка — ни в коем случае не выбиваться из коллектива — фантасту чужда абсолютно. Впрочем, есть в «Броске» одна необычайно удачная сцена: всю ночь отмечавший победу в матче Тимир с похмелья просыпается в гостинице, продирает глаза и видит на стене огромную копию «Апофеоза войны» Верещагина с горой человеческих черепов…
Куда бережнее обходится с оригиналом серия телеальманаха «Этот фантастический мир» «Умение кидать мяч» (1988). Выпуск, который предваряет беседа Булычёва с ведущим программы космонавтом Георгием Гречко, на самом деле поставлен по двум текстам: история низкорослого баскетболиста встроена в сюжет рассказа «Летнее утро» об учёном, который отправляется на лирическую прогулку, не подозревая, что коллеги манипулируют его сознанием. К событиям повести Булычёв добавил финал: Коленкин, конечно, ушёл из спорта, но обрёл простое человеческое счастье, женился на баскетболистке и нянчит ребёнка. В последних кадрах он чистит картошку — и бросает её в ведро с водой, ни разу не промахиваясь. Свойственного Булычёву лирического настроя тут куда больше, и телепостановка, пусть малобюджетная, оставляет приятное впечатление. Драма Германа Коленкина лишена какой бы то ни было искусственности, поэтому ему и другим героям трудно не сопереживать.
В 2000 году повесть о Коленкине экранизировали в третий раз: в польской ленте «Шесть дней Струзя» герой стал Томашем Струзиньским, а профессор — Девильским, то есть дьяволом-искусителем. Увы, сюжета повести полякам не хватило даже на полнометражку — фильм длится меньше часа. Событием в мире кино он не стал.
ГЛАВНЫЙ ПО ТАРЕЛОЧКАМ | |
Кир Булычёв снимался в кино дважды: в эпизоде фильма «Хоккеисты» (1964; человек у портрета Эрнеста Хемингуэя) и в «Родимом пятне» в роли специалиста по летающим тарелкам, главы комиссии, которая приехала из Москвы к обездоленному Семенскому. Кроме того, писателя (уже не как актёра) можно увидеть в пятнадцатом выпуске «Этого фантастического мира» и в документальной ленте «Свидание с “Кометой„» о съёмках соответствующего фильма. |
Прима Дома моделей
А потом девушку заметили на улице, и пригласили сняться для журнала моды. Утончённая, изысканная красота девушки бросалась в глаза не только утомлённым знаньями книголюбам
Её фотографии, попавшие в журнал мод, который тогда базировался на Кузнецком мосту, вскоре привлекли внимание модельеров. И вот ей поступило предложение работать на подиуме в ГУМе
Лена стала демонстратором одежды Московского Дома моделей.
За несколько лет она стала примой Дома моделей. Все понимали, что она уникальна. Её фигура была такая, что многие платья и наряды могла носить на показах только она. Другие манекенщицы в эти наряды не влезали
На её необычную внешность вскоре обратили внимание кинодеятели
НАМ НЕ СТРАШЕН КОСМИЧЕСКИЙ ГОСТЬ!
Двумя годами позже, когда ветры перемен уже подули, но ещё не превратились в ураган, Горовец снял полнометражный фильм «Поляна сказок» якобы по повести «Недостойный богатырь». Якобы — потому что для сценария Булычёв измыслил совершенно новый сюжет, оставив от прежнего одну-единственную деталь. В повести директор дома отдыха Иван Дегустатов натыкается на пещеру со скелетом дракона и царевной в хрустальном гробу, целует её и становится женихом проснувшейся Елены. Проблема в том, что Дегустатов — вор и корыстолюбец. Спасает царевну пожарный Эрик — тот самый, из «Золотых рыбок».
Ни Дегустатова, ни Эрика в «Поляне сказок» нет. Есть резчик по дереву Кузьма, разбудивший царевну Марью и выстроивший для неё дом в лесу, куда ездит охотиться товарищ Батыев, главный функционер Великого Гусляра (Батыева играет Юрий Потёмкин, его верного слугу — Владимир Николенко, в «Родимом пятне» исполнившие роли участкового и Семенского сооттветственно). Поляной сказок называется место, где Кузьма работает над деревянными скульптурами. Батыев призывает Кузьму «смелее вторгаться в реальность», обещает молодожёнам квартиру и делает из честного резчика такого же, как он, зазнавшегося функционера, занятого бессмысленной работой вроде организации соревнований по домино (о них фантаст позднее написал отдельный рассказ).
Кузьма да Марья: временной мезальянс |
Превращение сюжета о тщете стяжательства в злободневную (и малоинтересную) историю о грехопадении Кузьмы могло казаться уместным в 1988 году, когда разрешили критиковать власть и грех было этим не воспользоваться. Но, кажется, и сам Булычёв понимал, что глупец Кузьма, функционер Батыев и серая как мышь царевна Марья никого не взбудоражат. В «Недостойном богатыре» была масса колоритных персонажей второго плана — царевнина свита, но в фильме Марья просыпается одна-одинёшенька. Что делать? Оживлять сюжет! Так в «Поляне сказок» появляются тупиковые линии второго плана. Вот летающий памятник основателю Великого Гусляра, каменный богатырь «на дирижабле» (вообще-то на воздушном шаре), который, как говорят по местному радио, «облетел Норвегию и Исландию и возвращается теперь на родину». Вот демоническая Баба Яга с «венчальным яблочком», она же — стюардесса в туристическом автобусе. Вот прораб, гипнотизирующий работниц…
Получается, увы, не гремучая смесь, а сюрреалистичная каша. Финал смазан напрочь: царевна, вкусив с горя отравленного яблока, ложится обратно в гроб, Батыева арестовывают, за тем, как его и других чиновников уводит милиция, наблюдает Баба Яга. Рядом с ней в детской коляске — внучка с панковской причёской (толстый намёк на поколение неформалов). «Ты никогда не будешь как эти дяди?» — спрашивает Баба Яга. Внучка мотает головой. Мораль, поданная настолько в лоб, совершенно не впечатляет. Ветер перемен носит по улицам Гусляра обрывки газет, а Кузьма к вящему недоумению зрителя… просыпается.
По удивительному совпадению со сцены, в которой ветер перемен носит по площади обрывки газет, начинается и пятый гуслярский фильм. Он называется «Районные соревнования по домино»; его снял в 1989 году некто М. Борщевский. Эта короткая рок-опера (sic!) превосходит по сюрреализму даже «Поляну сказок». В рассказе Удалов и Грубин организуют чемпионат по домино, не замечая, что в мире начинается атомная война, меняется климат, идут дожди из лягушек, наступает чуть не конец света… Киноверсия доводит ситуацию до абсурда: её герои не говорят — они поют! Даже диктор в телевизоре — и тот читает рэп. Песни примерно следующие: «С таким народом не страшен / внезапный космический гость, / с таким народом не важен / в сапог воткнувшийся гвоздь…» Или: «Зажигай всё, что может гореть / на путях к путеводной звезде, / как указано сам знаешь кем, / как написано сам знаешь где…»
Жаль, песнями плюсы «Районных соревнований…» практически исчерпываются. Чёрно-белый, неуклюже смонтированный, не к месту перебивающий действие кадрами кинохроники фильм пытается высмеивать советские демонстрации и партсобрания, но получается это у него слишком натужно.
***
Новая версия фильма
Кадр фильма «Через тернии к звёздам» (новая версия, 2001). Космодром.
В 2001 году сыном режиссёра Николаем Викторовым была выпущена переработанная версия фильма. Проведена цифровая обработка изображения, восстановление цвета, переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма приведена в соответствие со стандартами современного кинопроката, в результате он сокращён на 20 минут. По утверждениям авторов, в переработанной версии сокращены растянутые эпизоды, снижавшие динамику фильма, и выброшены эпизоды, нёсшие в себе советскую идеологическую окраску. В новой версии фильма добавлены, в частности, кадры парящих в облаках над космопортом звездолётов (посадочная площадка в точности копирует знаменитую «рюмку» аэропорта Шереметьево-1), кадры висящего в космическом пространстве корабля с Дессы «Гайя».
Кир Булычёв писал: «Когда фильм снимался, у Ричарда возникла мысль, вместо слово „конец“ написать „Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня“. Жаль, что в Госкино испугались, и картина завершается как принято». Только в новой версии фильма в финальных титрах мы можем увидеть фразу: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля».
Сокращению подвергался практически весь фильм, особенно «пострадала» первая серия. Заметно сокращены следующие сцены:
- «Нийя — искусственный человек» (1 серия)
- Совещание комиссии по контактам на карантинной околоземной станции, на котором определялась дальнейшая судьба Нийи (00:06:30).
- Упоминания Петра Петровича о земном адепте клонирования Загорском (00:07:58; 00:20:57)
- В доме Лебедевых во время трансляции по телевидению комиссии по контактам Нийя чихает (00:08:04)
- Эпизод с бранзулитом, который Сергей привез Степану с планеты Сеник (00:13:53).
- Разговор Марии Павловны с роботом Глашей о Нийе (00:21:01).
- Сцена установления контакта с Нийей в кабинете Сергея (00:21:20)
- Быстрые кувырки Нийи по траве и недовольство Глаши беспорядком в доме: «Если бы я видела, я бы этого безобразия не допустила!» (00:22:54; 00:24:12)
- Эпизод на пляже о моральных нормах землян и вид обнаженной Нийи (00:36:45)
- Часть разговора между Сергеем и Надеждой о «центре послушания» (00:37:34)
- Диалог Степана и экзобиолога Климова о значении работы экипажа «Астры» (00:59:25)
- «Ангелы космоса» (2 серия)
- Визит Бармалея и Степана в лабораторию к Нийе после того, как она приходит в сознание (00:02:10)
- Доклад Ивановой и Климова об исследовании Дессы Дрейеру с видеорядом общих планов пустующих коридоров «Астры» (00:22:54)
- Финальная часть совещания землян перед проведением первой фазы очистки (тоннельная абсорбция) (00:30:05)
Также авторы новой версии местами перемонтировали порядок эпизодов согласно литературному и режиссёрскому сценарию.
Композитор Алексей Рыбников частично использовал одни и те же музыкальные темы для оперы «Юнона и Авось» и х/ф «Через тернии к звёздам». В новой версии большинство тем было заменено музыкой Дмитрия Рыбникова, сына Алексея Львовича. Однако основной темой новой версии становится так называемая тема «Гроза», написанная Алексеем Рыбниковым исключительно для «Терний». Кроме того, обе версии фильма начинаются с известной темы «Свет звёзд», в новой версии лишь немного изменена аранжировка.
Факты
«Через тернии к звёздам» — Институт Глана на фоне пейзажей в окрестностях Исфары
- На роль Нийи была приглашена не актриса, а манекенщица Елена Метёлкина.
- Первоначально задумывалось снимать инопланетянку совершенно лысой, но из-за критики чиновников из Госкино пришлось делать короткие белые парики для всех клонов.
- Манекенов, «сыгравших» роль погибших на Гайе клонов, изготавливали из гипсового слепка Метёлкиной, заливая его жидким пенопластом.
- Исследование разрушенного инопланетного корабля снимали в декорациях, установленных на дне бассейна гостиницы «Ялта».
- Некоторые космические сцены снимались под водой, с использованием «гидроневесомости» для имитации настоящей.
- В фильме должен был быть показан флаер — аппарат, который спускает Нийю и Сергея Лебедева с орбиты прямо к его дому на посадочную площадку. Но на это транспортное средство не хватило бюджета, пришлось показать, как на площадку сходят Сергей и Нийя, а откуда — неясно. Также, в сцене, когда Степан Лебедев просит у Надежды разрешение «покататься», он идёт за кусты, где виден обычный автомобиль.
- Робота Бармалея предполагалось сделать из металла. Но первую конструкцию реквизитор сварил из железных вёдер, проигнорировав режиссёрские эскизы, и Викторов её отверг. На другую не осталось ни времени, ни средств, и робота сделали надувным.
- В эпизоде, где Нийя раздевается на пляже, изначально было задумано показать, что у героини отсутствует пупок. Партийное начальство сочло такую сцену недопустимой в советском киноискусстве. Пришлось ради сохранения сцены выдумывать диалог про «моральные нормы землян».
- Плато «Южный крест» снимали недалеко от Бахчисарая в пещерном городе Чуфут-Кале.
- В роли одного из археологов на плато «Южный крест» снимался сын режиссёра Николай Викторов, впоследствии ставший режиссёром новой версии «Терний».
- На информационном табло космопорта можно заметить название звездолёта «Заря» и пункт его назначения — Альфа Кассиопеи. Этот звездолёт, очевидно, назван в честь звездолёта «Заря» из другого фильма Ричарда Викторова: «Москва — Кассиопея».
- Виды гибнущей планеты Десса снимались в Таджикистане, в окрестностях заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле города Исфары. До этого там планировались съёмки фильма Андрея Тарковского «Сталкер», но не было найдено места для размещения съёмочной группы, и съёмки были перенесены в Эстонию. Необычный вид ландшафтов был получен за счёт использования технической спектрозональной киноплёнки «СН-6М», один из эмульсионных слоёв которой обладает светочувствительностью к инфракрасному излучению.
- Подземные сооружения Дессы снимали в подвалах Солянки.
- Вездеход, на котором земляне исследуют Дессу, изготовили на Ялтинской киностудии из армейского гусеничного бронетранспортёра и деталей самолёта. Там же снимали и биомассу, состоящую из противопожарной пены и муки, а плавающие в этой смеси аквалангисты создавали визуальный эффект живого бурления массы.
- В конце фильма новой версии ошибочно указан актёр Владимир Носик, сыгравший Лия. На самом деле эту роль сыграл его брат, Валерий Носик.
- Актёр Улдис Лиелдидж был известен в советском кинематографе ролями офицеров нацистской Германии. Однако режиссёр Ричард Викторов именно этому типичному латышу отдал роль советского космонавта Сергея Лебедева.
- Упоминание бабушкой Степана Марией Павловной Плутона, где «нашли каких-то Странников» — явная отсылка к «полуденному» циклу романов Стругацких. Странники присутствуют также и в некоторых произведениях самого Кира Булычёва (например, в романе «Гай-до»).
- 28 января 2016 года состоялся премьерный показ в России и встреча с создателями отреставрированного фильма в известном московском кинотеатре «Иллюзион».
- В фильме должен был принять участие актёр Анатолий Калабулин, но он умер незадолго до начала съёмок в фильме.
«Тернии и волчцы»
Как сказано в словаре, это словосочетание является устаревшим и высокопарным и обозначает препятствия, преграды, неприятности и беды. Встречается этот фразеологизм в основном в поэтической речи, например, у русского поэта 18 века Василия Тредиаковского. Что касается второго слова «волчцы», то оно, по сути, является синонимом «терний» и обозначает колючую сорную траву из семейства сложноцветных.
Это выражение взято из Библии, из книги Бытия. Относится оно к эпизоду, когда Адам и Ева были изгнаны из рая. Бог-Отец сказал Адаму, что тот вызвал его гнев тем, что послушал голоса жены своей и ел от дерева, от которого ему было есть запрещено.
И поэтому он будет изгнан на землю, которая проклята за него, и будет питаться от нее во все дни его жизни. И земля эта произрастит Адаму терния и волчцы, и будет он есть траву полевую. Сюда же относится и известная фраза о том, что Адам, как и все люди, будет есть хлеб в поте лица своего, покуда не возвратится в землю, из которой он был взят, так как он — прах, и в прах возвратится.