Олег борисов
Содержание:
- «Портрет в сумерках»
- Кино
- «Педагог глядел на меня и плакал»: детство и юность актера
- Признание и заслуги
- Профессиональная деятельность
- Детство в творческой обстановке
- 1950–1960 годы
- Смерть Олега Борисова
- Юрий Борисов: «Не надо относиться к близости как к чему-то особенному»
- Жена Юрия Борисова
- Артист театра и кино
- От японистики до театрального: Борисов — студент МХАТа
«Портрет в сумерках»
Стоит отдельно поговорить о первом фильме, в котором Борисов – актёр первого плана. О фильме, который принёс успех не только начинающему артисту, но и режиссёру, которому посчастливилось разглядеть талант в совсем далёком от актёрского мира человеке.
Стоит сказать, что режиссёр фильма, Ангелина Никонова, училась в Нью-Йорке, и «Портрет» стал её дебютной работой, причём невероятно успешной. Картина стала очередной попыткой общества понять так называемый «стокгольмский синдром», когда жертва проникается симпатией к своему обидчику. Впервые феномен был замечен после Второй мировой войны, когда жители Стокгольма просили смягчить наказание своим фашистским мучителям. Почему так происходит, учёные не могут объяснить до сих пор…
Кино
В кино Лев Борисов дебютировал в 1954 году в роли десятиклассника в фильме «Аттестат зрелости». Далее были работы в картинах «Высота», «Баллада о солдате», «Верные сердца», «Судьба человека».
В 1976-м артист сыграл монтера Мечникова в «звездной» экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев» режиссера Марка Захарова. Годом позже — держателя притона Василия Степановича Неганова в заключительной части трилогии о деревенском милиционере Анискине — «И снова Анискин». Еще через год он принял участие в картине «Вас ожидает гражданка Никанорова» с Натальей Гундаревой в главной роли.
С братом Олегом Борисовым в одном фильме Лев Иванович снялся лишь однажды — в 1987 году в картине «Садовник».
На кинофестивале молодых кинематографистов киностудии Мосфильм в 1982 году Лев Борисов был награжден призом за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Похождения графа Невзорова». В 1990 году на кинофестивале «Созвездие» был удостоен приза за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Смиренное кладбище».
В 1990-е актер сыграл главную роль — бывшего чекиста Молоканова — в ленте «Вынос тела», а также участвовал в комедиях «Ширли-мырли», «Барханов и его телохранитель», триллере «Змеиный источник».
«Бандитский Петербург»
Несмотря на то, что Лев Борисов снимался в кино более 50 лет, по-настоящему народная слава пришла к нему после роли криминального авторитета Виктора Павловича Говорова по прозвищу Антибиотик в телесериале «Бандитский Петербург».
О своей работе в этом сериале актер говорил: «Любая роль — это стихия. Обо всех тонкостях не расскажешь. Конечно, основа образа — роман, сценарий, но и твоя позиция жизненная. А режиссер уже правит, направляет. В «Бандитском Петербурге» чем интересны герои — это люди нашего времени, а в наше время человеческие проявления, характеры совершенно неожиданны. Смена строя выявляет совсем иные, ранее несколько скрытые качества: алчность, жестокость, подавление личности. «Почему ты, а не я?» Идет страшное давление, передел, борьба и даже уничтожение. Это же все, повторюсь, порождается именно строем».
«Батюшка»
В 2008-м на экраны вышла телемелодрама «Батюшка» режиссера Василия Мищенко, в которой Лев Борисов исполнил одну из ярких ролей — Отца Афанасия.
По сюжету картины, сорокалетний моряк Роман Малышев, вечный странник и убежденный холостяк, на короткий срок по семейным обстоятельствам приезжает в родное село
Здесь он принимает участие в восстановлении Храма и одновременно в жизни героя происходит еще одно важное событие – он влюбляется. Восстановление церкви заканчивается, вроде бы настала пора возвращаться к прежней жизни
Но Малышев тянет, все откладывает отъезд и, наконец, выбирает другое решение: он женится на своей избраннице и принимает священнический сан – становится батюшкой.
Этот фильм и эта роль Льву Борисову были особенно близки по духу. В 1988 году актер принял твердое решение креститься, выбрав местом для этого святого таинства родину своей жены — Буковину. А через год они с супругой обвенчались уже на его родине — в городе Плес. Так началась страница их православной жизни.
Жена Льва Борисова была старостой храма, а сам актер ей помогал. Дома появились иконы и духовная литература. Этому способствовало еще и то, что супруга актера росла в религиозной семье. Она была дочерью немца-католика, который полюбил православную румынку и ради нее поменял вероисповедание.
Братья Борисовы тоже были воспитаны своей верующей бабушкой. Однако точной уверенности в том, что оба крещенные, не было. Позже Олег Иванович также захотел принять крещение. Лев Иванович стал его крестным отцом.
Последней работой Льва Борисова на экране стала роль собаковода на притравочной станции в Долгопрудном Виктора Тимофеевича Зарубина в сериале «Синдром дракона» Николая Хомерики.
«Педагог глядел на меня и плакал»: детство и юность актера
Олег Борисов в детстве. Иллюстрация из книги Олега Борисова и Юрия Борисова «Без знаков препинания. Дневник 1974-1994 гг.». Санкт-Петербург: Издательство «Астрель-СПб», 2002
Олег Борисов с отцом Иваном Борисовым. Иллюстрация из книги Олега Борисова и Юрия Борисова «Без знаков препинания. Дневник 1974-1994 гг.». Санкт-Петербург: Издательство «Астрель-СПб», 2002
Отец Олега Борисова – Иван Борисов. Иллюстрация из книги Олега Борисова и Юрия Борисова «Без знаков препинания. Дневник 1974-1994 гг.». Санкт-Петербург: Издательство «Астрель-СПб», 2002
Олег Борисов родился в селе Яковлевское (сегодня — город Приволжск Ивановской области). Его настоящее имя — Альберт, родители назвали сына в честь бельгийского принца. В своем дневнике актер писал: «Я потом долго искал его следы — побывал в Лондоне, постоял у Альберт-холла, в библиотеке отца книгу прочитал о каком-то Альберте фон Большадте, учителе Фомы Аквинского».
Альберт Борисов был старшим ребенком, в 1933 году в семье родился еще один сын — Лев Борисов. Через год семья переехала в Ярославль. Мать записалась в кружок самодеятельности и старалась не пропускать репетиции. Чтобы не оставлять детей одних, брала их с собой. Будущий актер бегал по зрительному залу, прятался за кулисами и наблюдал за работой режиссера.
В 1937 году Альберт Борисов пошел в первый класс. Он был неусидчивым учеником и предпочитал игры занятиям в школе. Борисов с друзьями притворялись казаками, перестреливались горохом и разыгрывали «раскулачивание», а однажды даже вынесли через окно у соседа самогонный аппарат. Актер вспоминал: «Двор, улица для меня были важнее всего. Там жил один удивительный человек, намного взрослее нас, пацанов, у него была своя мастерская, он делал броневички педальные для ребят. «Заходите, пожалуйста, заходите» – приглашал он. Это было высшим признанием».
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Отец Борисова ушел добровольцем на фронт, а мать с двумя сыновьями эвакуировали в Казахстан, в город Чимкент (сейчас — Шымкент). В книге «Абсолютный ноль» Альберт Борисов писал: «Мы живем в маленьком театре, рядом со сценой <…> У меня от вшей поднялась температура — до сорока. Стою голый на скамейке, а мать кидает в буржуйку все мои вещи, одежду. Плачет Лева, младший брат»</…>. В эвакуации Борисов работал в местном колхозе вместе со взрослыми: косил траву, научился управлять трактором и помогал на лесопилке. Вернуться домой, в Ярославскую область, семья смогла только в 1943 году.
Спустя три года родители переехали в поселок фабрики «Победа труда» в Подмосковье, и школу Альберт Борисов заканчивал уже там. Он мало проводил времени за учебниками: «Физик по фамилии Заяц меня ненавидел. Люто. По его науке я был самым отстающим <…> Хуже всего обстояло с математикой. Педагог глядел на меня и плакал»</…>. Но зато Борисов был нападающим школьной команды по футболу, и играл главные роли во всех праздничных спектаклях.
Признание и заслуги
- Заслуженный артист Украинской ССР (1963)
- Народный артист РСФСР (1974)
- Народный артист СССР (1978)
- Муниципальная премия СССР (1978) — за выполнение роли Григория Пантелеевича Мелехова в спектакле «Тихий Дон» М. А. Шолохова
- Муниципальная премия СССР (1991) — за выполнение роли Андрея Андреевича Гудионова в кинофильме «Слуга» (1988)
- Муниципальная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) — за выполнение роли Германа Ивановича Ермакова в кинофильме «Остановился поезд» (1982)
- Муниципальная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1991) — за выполнение большей роли в спектакле «Павел I» Д. С. Мережковского
- Премия «Ника» за наилучшую мужскую роль за 1989 год
- Премия «Киношок» в номинации «Специальный приз оргкомитета» — за 1993 год
- Приз Венецианского кинофестиваля — Кубок Вольпи за наилучшую мужскую роль (1990, за художественный кинофильм «Единственный очевидец»)
- Муниципальная премия Украины имени Александра Довженко (1999)
- КФ «Созвездие» (1989, Приз за наилучшую главную мужскую роль, кинофильм «Слуга»)
- Премия «Золотой Овен» (1992, Наилучшему актёру года, кинофильм «Луна-парк»)
- МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1994, Приз «За наилучшее воплощение роли в историческом фильме», кинофильм «Гроза над Русью»)
Профессиональная деятельность
После окончания театрального училища талантливый актёр был приглашён служить сразу в несколько столичных театров. С 2013 по 2014 год Юрий играл на сцене театра «Сатирикон», художественным руководителем которого был Константин Райкин. Через год Юрий ушёл из театра, так как не хотел привязываться к одному месту (репертуарному театру) и участвовать в тех постановках, которые не нравились и превращались в рутинную работу. Среди спектаклей, в которых он участвовал можно назвать «Отелло» (роль посла Людовико), «Ромео и Джульетта» (роль друга Ромео Бальтазара) и другие.
Ещё в период учёбы в Щепкинском училище артист сотрудничал и с другими театрами. На сцене театрального Юрий играл в постановке «С любимыми не расставайтесь» (роль Мити Лаврова). На Малой сцене участвовал в театральном проекте «Чёрный снег» (роль Юнкера).
На первом курсе Щепкинского училища Юрий разнёс свои фотографии по многим киноагентствам. В кино молодой актёр впервые дебютировал, обучаясь на втором курсе театрального вуза, в 2010 году в социальной драме известного режиссёра Андрея Звягинцева «Елена», где ему досталась роль приятеля Саши. Впоследствии картина участвовала в 13 международных кинофестивалях в Канаде, Франции, Бельгии, Мексике, Великобритании, Финляндии и других странах.
Первая главная роль артисту досталась уже через год – в 2011 году, в драматическом многосерийном фильме режиссёра Зиновия Ройзмана «У каждого своя война» (роль Роберта Крохина). Картина являлась экранизацией повести Эдуарда Володарского.
Фильмография Юрия на сегодня составляет 35 проектов и с каждым годом продолжает активно пополняться. В его кинокарьере много фильмов о войне, где обычно он играет роль солдата. Известным широкому кругу зрителей актёр стал благодаря фильмам:
- «Дорога на Берлин» (Сергей Огарков);
- «Молодая гвардия» (Сергей Тюленин);
- «В зоне риска» (Денис Тавардин);
- «Мотыльки» (Павел Державин);
- «Выстрел» (Паша Крутов);
- «Невод» (Ромыч).
Только за 2020 год Юрий снялся в пяти киноработах, среди которых известные фильмы: военная драма режиссёра Алексея Сидорова «Т-34» и драматическая комедия режиссёра Дарьи Жук «Хрусталь».
На вторую половину 2020 года запланирована премьера восьми кинопроектов с участием Юрия – «Аванпост», «Бык», «Вторжение», «Красный призрак», «Ольга-3», «Серебряные коньки», «Союз Спасения» и «Фея». Сегодня актёр очень востребован среди кинорежиссёров и регулярно получает от них интересные предложения ролей в разножанровых фильмах.
Детство в творческой обстановке
Отец Льва писал пьесы, занимался постановкой спектаклей, его талант унаследовал Олег, который стал артистом. Старший брат всячески отговаривал Борисова-младшего от поступления в театральный ВУЗ, но юноша для себя все решил. Харизматичный парень настолько покорил сердца экзаменаторов, что они моментально зачислили в мастерскую В. К. Львовой.
В 1956 году Борисов получил диплом Щукинского училища, был принят в театр киноактеров. Здесь молодой артист прослужил около четырех лет, а с 1971 по 1978 год являлся членом труппы театра им. Островского. Лев не мог долго сидеть на одном месте, каждые 7-10 лет он менял места работы. В 1981 году он перевелся в театр им. К. С. Станиславского, но спустя шесть лет был принят в театр им. М. Н. Ермолаевой.
За время театральной деятельности Борисов успел сыграть в нескольких десятках спектаклей. Наиболее популярными стали:
- «Поздняя любовь»;
- «Дамы и гусары»;
- «Женатый жених»;
- «Быть или не быть?»;
- «Сверчок на печи»;
- «Мария Стюарт»;
- «Царь Максимилиан».
1950–1960 годы
После успеха в кинематографе Борисов возвращается на родную сцену Александрийского театра, где он сыграл еще множество многогранных и разноплановых ролей. Некоторые спектакли с его участием («Лес» и «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Егор Булычев» М. Горького) были позже экранизированы. Его роли были то комичные (Аркаша Счастливцев в пьесе «Лес»), то трагичные и многослойные, как в «Пучине» автора Кисельникова.
Борисов Александр Федорович, актер театра и кино, вскоре решил себя попробовать в роли режиссера. В 1960 году он сам написал сценарий и снял экранизацию романа М. Ф. Достоевского «Кроткая». Двумя годами позже повторил свой опыт и совместно с М. Руфом снял картину «Душа зовет».
Смотреть галерею
Последующие роли Борисова в кино были хоть и не главными, но очень колоритными и запоминающимися. Так, он сыграл в картинах «Максим Перепелица» 1955 г., «Мать» 1955 г., «Следы на снегу» 1955 г., «Балтийская слава» 1957 г., «Пучина» 1958 г. Актер часто выступал на телевидении, исполнял известные романсы, песни из «Верных друзей» и других лент, пел частушки и смешные куплеты, рассказывал сказки для детей.
Уже будучи в годах, он не прекращал работу в театре, а последней ролью в кино стало эпизодическое появление в историческом сериале «Россия молодая» 1982 г. В этом же году Александр Борисов скончался. Похоронили актера на Волковском кладбище, на Литераторских мостках, неподалеку от могилы друга детства композитора В. П. Седова.
Смерть Олега Борисова
Дача в Ильинке, расположенная недалеко от подмосковного города Жуковский, стала последним пристанищем актера. Именно там с женой Аллой Олег провел свои последние годы. Однако со своей профессией актер не желал расставаться почти до самой смерти, он продолжал сниматься и играть несмотря на беспокоившие его проблемы со здоровьем. Трудоголик – так описывают Борисова все, кто близко его знал.
Актер Олег Борисов, фото которого можно посмотреть в этой статье, покинул этот мир 28 апреля 1994 года. В качестве причины смерти талантливого человека доктора назвали хронический лимфолейкоз. Могила звезды советского кинематографа расположена на Новодевичьем кладбище, где 13 годами позже был погребен и его единственный сын. Жена Борисова Алла до сих пор жива. У нее нередко берут интервью журналисты, из которых следует, что она очень скучает по мужу и сыну.
Юрий Борисов: «Не надо относиться к близости как к чему-то особенному»
Актёр сериала «Отчий берег» оправдывает сцену инцеста брата и сестры.
Сериал «Отчий берег», который только что закончился на Первом канале, окрестили вторым «Вечным зовом». Для зрителя основной приманкой сюжета из жизни уральской деревни оказался, похоже, инцест. Вроде больше зацепиться взглядом, а тем более мыслью и не за что. Скандальная роль Степана, воспылавшего страстью к сестре, досталась 24-летнему актеру Юрию Борисову.
Юрий Борисов сыграл более 20 ролей, в том числе в картинах Андрея Звягинцева и Александра Прошкина,между тем о нем известно крайне мало.
— В моем актерском договоре есть пункт, по которому я не обязан давать интервью ни на телевидении, ни в газете. Вот я им и пользуюсь, — объяснил Борисов.
— Почему уже спустя год ушли из театра «Сатирикон»?
— После выпускного дипломного спектакля в Театральном училище имени Щепкина меня пригласил художественный руководитель театра Константин Райкин. Но репертуарный театр — это привязанность к одному месту, участие даже в тех спектаклях, которые не очень нравятся. Ушел, потому что не хотел, чтобы театр превратился в рутинную работу.
— Сразу определились с выбором профессии?
— Я благодарен родителям, что они даже не пытались влиять на определение моего жизненного пути. Мама и папа боялись, что я мог стать наркоманом, алкоголиком
Для родителей было важно только то, чтобы я попал на бюджетное отделение и получил высшее образование. Я даже маме написал расписку: «Обязуюсь поступить в институт на бюджет»
После школы я ни к какому вузу не готовился, поэтому успел выучить только прозу и стих, ну и пошел в театральный. Если честно, то я хотел именно такой свободной жизни. До сих пор не считаю актерство работой, скорее призванием.
— Что значил для вас дебют в фильме Андрея Звягинцева «Елена»?
— На первом курсе я отправился разносить свои фото по киноагентствам. Желание сниматься было таким сильным и, видать, читалось по глазам, что в коридоре «Мосфильма» меня остановила женщина и, расспросив, предложила роль в сериале «У каждого своя война». А на следующий день я поехал попытать счастья к Звягинцеву, и меня утвердили на небольшую роль в «Елену». Так я выпал на полгода из учебного процесса.
— В вашей фильмографии много картин о войне…
— Я этому не рад, потому что для актеров делать одно и то же не продуктивно. Видать, внешность у меня такая, поэтому режиссеры утверждают на роли солдат. Вот опять лысый из-за того, что играю танкиста в военной драме «Т-34». Зато в «Отчем береге» был при своих кудрях и во время съемок постоянно потел.
— У вас знаменитая актерская фамилия…
— Это материнская фамилия. Папина была Сивуха, он сменил ее после свадьбы.
Жена Юрия Борисова
Жена Юрия Борисова пока существует в далекой перспективе, потому что актер ни с кем не встречается. Непонятно дружит ли он с какой-нибудь девушкой, хотя бурных романов, связанных со скандалами, замечено не было.
В настоящее время молодой человек уточняет, что жена не даст ему самореализоваться, приобрести и усовершенствовать свои полезные навыки в области музыки и театрального искусства. Стоит уточнить, что Борисов является востребованным актером, поскольку получает предложения о съемках в паре-тройке фильмов за год.
У актера просто не хватает времени на бурные романы, но он так мастерски играет любовные отношения в сериалах, что многие поклонники уточняют, что любимая девушка и супруга скоро появятся в его жизни.
Артист театра и кино
- 1947 – Поступление в школу-студию МХАТ.
- 1951 – окончил учебу и направлен актером в киевский русский драматический театр им. Л. Украинки. За тринадцать лет службы в нем Олег играл более чем в двадцати постановках. Несмотря на то, что это были небольшие роли или второго плана, они были отточены так филигранно, что зритель начал «ходить на Борисова».
- 1955 – дебют в кинематографе, роль рабочего-подпольщика в фильме «Мать» по роману М. Горького.
- 1961 – выход на экраны комедии «За двумя зайцами», в которой Олег виртуозно исполнил свою первую главную роль в кино – Свирида Петровича Голохвостого. Фильм имел оглушительный успех, побил рекорды посещаемости. Свирид Петрович стал нарицательным персонажем, его реплики разошлись на цитаты. Через 38 лет после премьеры картины ее создатели были удостоены Государственной премии Украины, Олег Борисов – посмертно.
- 1963 – приглашен в московский театр им. Пушкина. Здесь Олег проработал один сезон и успел сыграть лишь несколько ролей.
- 1964 – поступил в труппу ленинградского Большого драматического театра им. Горького по приглашению его руководителя Г. Товстоногова. За девятнадцать лет работы в БДТ Борисов был занят в 20-ти постановках. Сыграл центральные роли в ряде культовых спектаклей: принц Гарри («Генрих IV» У. Шекспира), Костерев («Три мешка сорной пшеницы» по произведению В. Тендрякова), Григорий Мелехов («Тихий Дон» по роману Шолохова), Суслов («Дачники» М. Горького), Сиплый («Оптимистическая трагедия» В. Вишневского). В них ярко проявился особенный стиль игры Борисова – с присущими ему психологизмом, аналитичностью и страстностью. Пришло всесоюзное признание замечательного театрального актера. Период работы в БДТ был для него самым плодотворным, но это также годы мучительного и напрасного ожидания ролей.
- 1973 – на телеэкраны вышел сериал «Крах инженера Гарина». Зрителям запомнился блистательно сыгранный Борисовым главный герой – феноменально талантливый изобретатель, переродившийся в авантюриста-технократа, претендующего на мировое господство.
- 1980 – отстранен от работы на Мосфильме на 2 года после отказа сниматься в главной роли в фильме А. Зархи «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Олег Иванович покинул проект из-за несогласия с трактовкой режиссером образа писателя.
- 1981 – молодой ленинградский режиссер Л. Додин поставил в БДТ спектакль «Кроткая» по новелле Достоевского. Роль ростовщика, исполненная Борисовым – величайшее достижение, одна из вершин его театрального творчества.
- 1982 – выход кинофильма «Остановился поезд» в постановке Абдрашитова с Борисовым в главной роли. Его персонаж, следователь Ермаков – бескомпромиссный и обреченный на одиночество воин в борьбе против царящей на производстве системы всеобщей безнаказанности и попустительства. Позднее Абдрашитов позвал Олега Ивановича еще в две киноленты: «Парад планет» и «Слуга».
- 1983 – приглашен в МХАТ его главным режиссером, О. Ефремовым. Одна из ролей, сыгранных на знаменитой сцене – доктор Астров в чеховском «Дяде Ване». Ушел из театра в 1988, когда Ефремов сам начал репетировать Астрова и снял Борисова с роли.
- 1983 – создан минисериал «Подросток» по роману Достоевского. Борисов блестяще выразил катастрофическую душевную раздвоенность князя Версилова, одного из самых противоречивых персонажей русской классики.
- 1986 – в фильме П. Тодоровского «По главной улице с оркестром» Борисов воплотил современника – преподавателя сопромата Василия Павловича Муравина. Это один из немногих «добрых, мягких» героев в послужном списке актера. Но и он при ближайшем рассмотрении оказывался драматическим персонажем, прожившим странную, «не свою» жизнь; непонятым даже самыми близкими людьми.
- 1989 – в Центральном театре Советской Армии сыграл роль императора Павла I в трагедии Мережковского. Павел изображался Борисовым сложной, глубоко трагичной фигурой, одиноким, страдающим человеком. Спектакль пользовался огромной популярностью, работу в нем пришлось прекратить из-за состояния здоровья.
- 1994 – Олег Борисов скончался от тяжелой болезни.
Для Борисова реальной ценностью в жизни была семья, он боготворил жену и обожал сына, называл их своими настоящими друзьями.
От японистики до театрального: Борисов — студент МХАТа
Олег Борисов. Фотография: fotostrana.ru
Олег Борисов (слева) в роли Паллады в спектакле «Гибель эскадры». Киевский Государственный Русский драматический театр им. Леси Украинки, Киев, Украина. Фотография: segodnya.ua
Олег Борисов в Школе-Студии МХАТ. Москва. Иллюстрация из книги Олега Борисова и Юрия Борисова «Без знаков препинания. Дневник 1974-1994 гг.». Санкт-Петербург: Издательство «Астрель-СПб», 2002
В 1947 году Альберт Борисов закончил школу и поехал поступать в университет в Москву. О карьере актера он не думал: вместе с несколькими одноклассниками подал документы в Институт Востоковедения на японское отделение. Борисов вспоминал: «У нас был дружный класс, после школы ребята решили не расставаться, вместе учиться, и вот мы все, как один, сдали вступительные экзамены в Институт востоковедения». Однако поучиться на япониста не удалось. В июле этого же года он нашел на скамейке у дома книгу Конкордии Антаровой «Беседы К. С. Станиславского» и прочитал томик за несколько дней. Актер писал: «Сильное впечатление произвело упражнение, когда немому нужно было объясниться в любви к женщине, как должен был появиться отвратительный скрип вместо чарующего голоса. Я этот скрип хорошо натренировал и стал с ним ко всем приставать». Прослушивания в театральные институты еще шли, и Альберт Борисов решил попробовать свои силы. Вскоре он поступил в Школу-студию МХАТ. Однокурсники Борисова придумали ему новое имя — Олег. Хотя дома актера по-прежнему звали Альберт.
О своей учебе Борисов вспоминал: «Держали нас в строгости. Наш мастер Г. А. Герасимов терпеливо сдирал с нас наносное, неживое и добивался, чтобы мы делали все без фальши — независимо от того, посетит ли нас вдохновение». Самые талантливые студенты курса после окончания студии получали распределение в МХАТ. Место в театре прочили и Олегу Борисову, однако в последний момент не взяли: вместо него актером знаменитого театра стал другой выпускник. Режиссер Борис Вершилов утешал Борисова: «Умей ждать. Если катится все легко и ты имеешь быстрый успех, то путь твой, скорее всего, короток. Бери лучше другой сценарий: постепенный, через ошибки и ожидания». В 1951 году Олега Борисова распределили в Киевский Государственный Русский драматический театр им. Леси Украинки, и актер уехал из Москвы.
Как и многим начинающим артистам в то время, Олегу Борисову дали комнату прямо в театре — он ночевал в гримерной. Работы было много: актера сразу задействовали в спектаклях «Хождение по мукам», «Учитель танцев», «Враги» и «Маскарад». Сначала Борисову давали только эпизодические роли, однако через несколько лет он начал играть основных персонажей: Андрея в постановке «В Добрый час!», Короткова в «Живом трупе».