Рене магритт: магический реализм и вероломство образов

Достигший бессмертия

После войны Магритт снова вернулся к привычной стилистике, много размышляя на тему смерти и жизни.

Достаточно вспомнить его пародии на известные картины других художников, где всех героев он заменил гробами. Вот так в магриттовской интерпретации выглядит картина Эдуарда Мане “Балкон”.

Рене Магритт. Перспектива II: Балкон Мане. 80 х 60 см. 1950 г. Музей изящных искусств, Гент. Artchive.ru

Магритт признаёт величие смерти перед мыслью. Этих людей, реальных людей, когда-то позирующих Эдуарду Мане, уже нет в живых. И все их мысли навсегда ушли в небытие.

Но удалось ли Магритту обмануть смерть? Его жена Жоржетта утверждала, что да! Он жив в своих картинах, в загадках-ребусах, которая каждая несёт в себе. И призывая зрителя найти свой ответ.

После смерти художника от рака поджелудочной железы в 1967 году, Жоржетта до конца своих дней хранила нетронутым всё, что принадлежало талантливому супругу – кисти, палитру, краски. А на мольберте всё также стояла неоконченная картина “Империя света”.

Рене Магритт. Империя света. 146 х 114 см. 1950-е года. Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции. wikiart.org.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Рене Магритт. Ясновидение (автопортрет). 54 х 64,9 см. 1936 г. Частная коллекция. Artchive.ru

Признание и гражданский долг

В 1918 году юноша закончил Королевскую Академию изящных искусств. Выйдя за порог «альма-матер», стал мучительно искать средства к существованию.

Пойти против своей идеи, подстроившись под вкусы публики, он не мог. Поэтому устроился в мастерскую, занимающуюся росписью обоев.

Печальнее противоречия трудно представить: художник, который более всего пытался запечатлеть мысль, был вынужден рисовать цветочки на обоях.

Но Рене продолжал писать в свободное время. Героями его картин становятся обыденные предметы. Вернее идеи, спрятанные за ними.

Существует серия картин-отрицаний, где художник нарочно рисует, например, трубку и оставляет подпись: «Это не трубка»

Привлекая тем самым внимание к тому, что находится за привычной оболочкой предмета

Рене Магритт. Вероломство образов (Это не трубка). 63,5 x 93,9 см. 1948 г. Частная коллекция. Wikiart.org.

Каждая картина Магритта – это остроумная самостоятельная история. Компоненты полотна не растекаются, не деформируются. Они реалистичны и узнаваемы.

Но в композиционной совокупности образуют какую-то совершенно новую мысль. Мастер утверждал, что в каждую его картину «зашит» особый смысл. Никакого бестолкового нагромождения.

В чем, например, смысл в дожде из людей на картине “Голконда”? Сам художник никогда не расшифровывал своих картин. Каждый сам для себя ищет скрытый подтекст.

Рене Магритт. Голконда. 100 x 81 см. 1953. Частная коллекция, Хьюстон. Artchive.ru

В 1927 году открывается первая выставка Рене, которая не имеет успеха у критиков. И чета Магриттов уезжает в Париж, столицу авангардного искусства.

После недолгого сотрудничества с кружком Бреттона, художник избирает свой путь и быстро добивается успеха.

Современники вспоминают, что Рене отличался от всех художников. У него никогда не было своей мастерской. А в доме, где Магритт жил, не было характерного для живописца беспорядка. Магритт говорил, что краска создана для того, чтобы наносить её на холст, а не размазывать по полу.

Впрочем, такими же “чистыми” и даже суховатыми были его картины. Чёткие линии, идеальные формы. Предельный реализм, переходящий в иллюзию. Как на картине “Условия человеческого существования”.

Рене Магритт. Условия человеческого существования. 1934 г. Частная коллекция. Artchive.ru

С наступлением войны, Магритт начал писать картины, не свойственные своему стилю. Периодом “Ренуара” назовут это время искусствоведы.

Рене считал, что это его гражданский долг, писать жизнеутверждающие образы, давая зрителю надежду. Голубь мира с хвостом из цветов – яркий пример «военного» искусства Магритта.

Рене Магритт. Благоприятное знамение. 1944 г. Частная коллекция. Wikiart.org

Сюрреализм в действии: 16 известных картин Рене Магритта

119 лет назад, 21 ноября 1898 года, в бельгийском Лессине родился Рене Магритт, один из наиболее известных художников-сюрреалистов. Пользуемся случаем и вспоминаем самые обсуждаемые работы мастера, резко выделяющиеся на фоне других представителей сюрреализма.

Многие из них уже давно живут отдельно от имени своего создателя, при жизни крайне негативно относившегося к попыткам арт-критиков разгадать смысл его полотен.

При этом сам художник комментировал свои картины довольно часто, да и названия работ, зачастую, лучше всяких слов разъясняли заложенную в них идею.

В пятерку наиболее растиражированных и часто встречающихся картин, при одном взгляде на которые становится понятно, кто их автор, входят «Влюбленные», «Сын человеческий», «Человек в котелке», «Голконда» и «Вероломство образов».

Последняя, а по времени одна из самых первых, лучше всего отражает тот посыл, что закладывал Магритт в свое творчество. На ней изображена трубка с подписью «Это не трубка». На первый взгляд, фраза кажется абсурдной, однако по сути все верно.

Ведь перед нами картина с изображением трубки, а не сам предмет, который можно раскурить. Чувствуете разницу? 

«Убийца в опасности», 1927

«Фальшивое зеркало», 1928

«Вероломство образов», 1929

«Влюбленные», 1928

«Человеческая ситуация», 1935

«Философская лампа», 1936

«Терапевт», 1937

  • «Пронзенное время», 1938
  • «Стеклянный дом», 1939
  • «Естественные встречи», 1945
  • «Голконда», 1953
  • «Шедевр, или тайны горизонта», 1955
  • «Воспоминание о путешествии», 1955
  • «Портрет Стефи Ланги», 1961
  • «Человек в котелке», 1964
  • «Сын человеческий», 1964

Детство, 1898-1913

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в бельгийском городе Лессин. Его отец Леопольд Магритт был коммерсантом и торговал тканями, а мать Регина Бертиншан до замужества работала модисткой. У Рене было два младших брата: Раймон и Поль. В 1904 году семья переехала в город Шатле, рядом с которым протекает река Самбра. Через несколько лет эта река принесла много горя их семье. Но, пока Магритты процветали, бизнес Леопольда шел в гору: он занялся продажей масла и разбогател. Уже в 1911 году отец Рене смог построить свой собственный дом, куда перевез семью.

После переезда Регина Магритт несколько раз пыталась покончить с жизнью, но попытки были неудачными. Мужу приходилось запирать ее в комнате на ночь. Это не помогло, и однажды Регина пропала. Лишь через 17 дней полиция выловила утопленницу из реки. По словам Магритта, единственное, что он почувствовал тогда, это гордость от внимания сочувствующих. Тогда Рене было 12 лет. В эти же годы он начал учиться рисовать. Живопись была единственным предметом в школе, по которому мальчик получал высокие оценки.

Возможно, причиной, по которой Магритт заинтересовался живописью, стал художник, которого Рене случайно увидел за работой. В детстве на летних каникулах он гостил у бабушки в Суанье. Рядом было заброшенное кладбище со старинной церковью в романском стиле. Мальчик любил играть там с подругой в окружении надгробий и склепов XIII-XIV веков. В этом живописном месте они и наблюдали за художником: «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой».

Сочинение по картине Влюбленные — Рене Магритт

Картина «Влюбленные» бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта известна зрителю в двух вариантах. На первом полотне мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, слились в поцелуе, а на другом — «смотрят» на зрителя. Произведение очень символично и таит в себе глубокий смысл.

Некоторые критики интерпретируют этот сюжет как отображение человеческой неспособности полностью раскрыть истинную природу своих взаимоотношений даже с самыми близкими людьми…

Существуют две основные версии создания картины «Влюбленные». Согласно наиболее распространенной из них причиной рождения в сознании художника столь необычных образов стала его детская травма, связанная с трагической гибелью матери.

Магритт был подростком, когда его мать утопилась. Будучи молодой и красивой, она покончила с жизнью, прыгнув с моста в реку. Когда тело погибшей было обнаружено, ее голова была обернута тканью.

Скорее всего, женщина специально закрыла себе лицо, чтобы не выглядеть обезображенной после смерти.

В соответствии со второй, менее популярной версией, происхождение этого тревожного изображения является следствием увлечения Магритта «фантомасом» — темным героем триллера. Личность фантомаса никогда не открывалась. Он всегда появлялся в фильмах, будучи замаскированным тканью или чулком на голове.

Автор изобразил персонажей в порыве страсти. Об этом говорят складки наброшенных на голову кусков ткани. Страсть, вспыхнувшая между двумя людьми, действительно приводит к ослеплению.

Она лишает способности объективно мыслить и замечать очевидное.

Об этой картине имеет место и такое интересное суждение: Магритт не просто закрыл глаза влюбленным, он замотал им головы, реализовав таким образом метафору — «потеряли голову от любви».

Еще одна очень интересная деталь картины — поцелуй через полотно.

Возможно, художник изобразил ненастоящую любовь, не способную дать наслаждение от соприкосновения тел, их проникновения друг в друга? Возможно, на полотне изображена греховная страсть, которая стыдливо прикрывается и как бы предохраняется белыми покрывалами? А может быть, художник попытался таким образом вынести приговор человеческим чувствам — мол, даже сильная любовь не способна подарить возможность постичь истину?

Даже по-настоящему влюбленные люди остаются слепыми — они не видят ничего вокруг себя, не видят лиц друг друга и никогда друг друга не познают полностью?

Таким способом художник доносит до нас мысль о том, что истинные чувства не знают никаких материальных преград.

Эти любопытные догадки подтверждаются сюжетом второй картины. При внимательном сравнении можно увидеть целый ряд отличий на полотнах, который не исчерпывается только позами влюбленных. Во-первых, художник изменил фон: действие первой картины происходит в закрытом пространстве, а вторую пару влюбленных мы наблюдаем под открытым небом. Во-вторых, автор обрядил персонажей в другие одежды.

В-третьих, изменилось общее настроение картины: сконцентрированная напряженность первой сцены сменилась расслабляющим умиротворением второй.

Художник как будто пытается сказать, что страсть тут ни при чем. Теперь уже совершенно спокойные персонажи смотрят не друг на друга, а на зрителя и окружающий мир. Но мы по-прежнему не можем увидеть их лиц, а они по-прежнему «слепы»!

Возможно, это и является апофеозом любви? У человека, познавшего настоящее чувство, открывается истинное внутреннее зрение, позволяющее ему глубоко чувствовать этот мир, а не созерцать доступное для всеобщего обозрения его жалкое подобие? И препятствия в виде наброшенных на героев полотен, а также предметов одежды, слов, стен, искусственных звуков и красок больше не в состоянии им помешать наслаждаться подлинной красотой этого мира?

Возможно, открытие именно этой вдохновляющей истины и является самой ценной наградой за разгадку живописного ребуса Магритта — художника, знавшего о жизни значительно больше, чем мы?

Магритт признавался, что считает своей главной целью заставить зрителя задуматься. Вот почему его картины часто напоминают ребусы. Но в отличие от обычных головоломок разгадать их практически невозможно, потому что они ставят вопросы о самой сути бытия.

Творческий путь Густава Климта

Густав Климт, ставший основоположником австрийского модерна, родился в предместьях Вены в 1862 году. Его отец занимался гравировкой и ювелирным делом. Как мне кажется, именно благодаря ему Климт заинтересовался подобным искусством. По окончанию школы юноша поступает в Венское художественно-ремесленное училище, где занимался изготовлением фресок. Ранние творения Климта действительно были предназначены для оформления театров.

Что интересно, многие картины художника, созданные позднее, в некотором роде напоминают фрески. На многих работах Климта присутствуют женские изображения, а доля эротизма заметна в большинстве его творений. Климт старался с максимальной искренностью передавать оттенки эмоций и чувств в персонажах, которых изображал. С уважением он относился к представителям самых разных направлений живописи. В 1897 году он основал венский сецессион, объединение художников, представляющих реализм, символизм, натурализм.

Художник Густав Климт

Сам Климт изначально работал в стиле натурализма, однако со временем стал тяготеть к аллегориям и декоративным элементам. Индивидуальные особенности, уникальный подход в его творениях можно заметить в оформлении Музея истории искусств, что было создано руками Климта. Поздние работы (к ним относится и «Поцелуй» отражают необыкновенное видение художника. Поразительная прозрачность в этих картинах сочетается с искренностью подачи и чувственностью, символами и эффектом мозаики, что был так близок мастеру.

Живопись Климта – это стремление к свободе и полный уход от канона и стандартных форм. Ему нравилось отражать противостояние и даже некую борьбу противоположностей, максимально использовать символы и декоративные дополнения, что могут рассказать об очень многом.

Импрессионизм, популярность, смерть, 1943-1967

В 1939 году началась Вторая мировая война, а в 1943 году стиль картин Магритта резко поменялся. Желая подбодрить людей, Рене стал писать как импрессионисты, в особенности в стиле Ренуара. Это яркие и легкие работы, которые не вызывают ни тревоги, ни печали, не заставляют мучительно размышлять над заложенными в них смыслами. Они противоположны по эмоциональному восприятию картинам Магритта других лет. Сюрреалисты не поняли резкую перемену в творчестве коллеги. Уже после войны Бретон исключил Рене из сообщества, хотя тот стал возвращаться к своим привычным образам.

Благоприятное знамение, 1944

Магритт всю жизнь придерживался социалистических взглядов. После войны он в третий раз вступил в коммунистическую партию Бельгии. Рене писал для нее плакаты, которые почти всегда отвергались. Еще в конце 30-х годов он делал социальную рекламу для профсоюза текстильщиков. Во всех плакатах художника прослеживаются знакомые образы из его живописных работ, а в картинах чувствуется влияние стилистики плакатов.

Большую часть денег Магритт зарабатывал рекламой и дизайном. Чтобы избежать ненавистной работы, Рене стал тиражировать свои самые успешные работы на продажу. Они продавались, хотя и не за большие деньги. Маленький заработок вынуждал художника очень много заниматься копированием, а на новые шедевры оставалось мало сил и времени. Это заметно сказалось на качестве творчества. В 40-50-е годы почти не произошло никаких сильных прорывов в творческой мысли Магритта, хотя выдающиеся работы все-таки продолжали появляться.

Империя света, 1949

Популярность пришла к Магритту только в конце 50-х годов, когда ему было почти 60 лет. Внезапный интерес к художнику связывают с появлением поп-арта. Его картины стали выставляться не только в Бельгии, Франции и Великобритании, но и в других странах. Магритт побывал в США и Италии. С того периода образы художника стали часто использоваться в массовой культуре. В последний год жизни Магритт создал серию скульптур из бронзы, не менее сюрреалистичных, чем его картины. Рене Магритт заболел раком поджелудочной железы и 15 августа 1967 года умер в возрасте 68 лет.

Рене Магритт: цитаты бельгийского художника о воображаемом и реальном, трубке и тайнах

Рене Магритт — один из столпов сюрреализма — бросает вызов зрителям, предлагая по-новому осознать реальность. Миры, которые он сотворил на холстах, интригуют и разрушают привычную действительность. «Я определил себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком», — рассказывал художник. Источником его вдохновения были предметы и их представление. Он играл с подобием и иллюзией, создавая красками визуальную поэзию. Лампа философа Рене Магритт

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине в 60-ти километрах от Брюсселя.

Мы собрали цитаты, которые приподнимают завесу над его представлениями о реальном и таинственном, о вероломстве образов и играх разума, о себе и других живописцах.

• «Искусство пробуждает тайну, без которой мир не будет существовать».

Рене Магритт, «Пронзенное время» (1938). Чикагский институт искусств

• «Моя живопись — это видимые образы, которые ничего не скрывают… они пробуждают тайну.

И когда люди видят одну из моих картин, они задают себе простой вопрос: „Что это значит“? Это ничего не значит, потому что тайна тоже ничего не значит, это непознаваемо».

• «Я ничего не выражаю! Я просто ищу образы, и сочиняю, изобретаю… только образ имеет значение, необъяснимый и таинственный образ, потому что всё в нашей жизни таинственно».

• «Ощущение, которое мы испытываем, когда смотрим на картину, не стоит отличать от самой картины или от нас самих. Ощущение, картина и мы объединены в одну тайну».

• «Разум любит неизвестное. Он любит образы, чьи значения неизвестны, поскольку значение самого разума неизвестно».

• «Ничто так не сбивает с толку, как разум».

Каникулы Гегеля Рене Магритт 1958

• «Знаменитая трубка. Как только меня не упрекали за неё! И всё же, вы могли бы набить мою трубку? Нет, это просто изображение, не так ли? Поэтому, если бы я написал на картине „Это трубка“, то солгал бы!».

Вероломство образов (Это не трубка) Рене Магритт 1929

• «Когда вы смотрите на картину, можете задаться вопросом, что воображаемо, а что реально. Речь о реальности явлений или о явлении реальности? Что действительно внутри, а что снаружи? Что у нас тут: реальность или сон? Если сновидение — это откровение о жизни наяву, то жизнь наяву также — откровение о сновидении».

Условия человеческого существования Рене Магритт 1933

• «Реальные вещи не просто тривиальные и обычные предметы из нашего непосредственного окружения. Что действительно реально — так это то короткое мгновение, когда у нас появляется такое ощущение. И это то, что я пытаюсь выразить своими картинами».

Рене Магритт, «Воспроизведение запрещено» (1937). и Рене Магритт, «Сын человеческий» (1964)

• «Одни видимые вещи всегда скрывают другие видимые вещи».

• «Предмет не настолько привязан к своему названию, чтобы мы не могли подобрать другое, которое подходит ему лучше».

Препятствие пустоты Рене Магритт 1965

• «Мы окружены завесами. Мы воспринимаем мир только за завесой подобия. В то же время предмет должен быть скрыт, чтобы его вообще распознали».

Влюбленные Рене Магритт 1928

• «Если вы посмотрите на вещь с намерением попытаться понять, что она значит, то больше не будете видеть саму вещь, а сосредоточитесь на своём вопросе».

• «Мы слишком часто склонны сводить всё странное к привычному. Я намерен вернуть всё привычное к странному».

Летние марши Рене Магритт 1939

• «Быть сюрреалистом означает исключить из своего разума все воспоминания о том, что вы видели, и постоянно находиться в поиске того, чего никогда не было».

• «Юмор поп-арта скорее „ортодоксальный“, так может любой оформитель витрин. Нарисовать большой американский флаг с одной звездой больше или одной меньше не требует никакой особой свободы разума и не представляет никаких технических трудностей».

Вариация печали Рене Магритт 1957

• «Жизнь обязывает меня чем-то заниматься, поэтому я рисую». • «Я могу остаться дома, когда мир предлагает мне возможности».

• «Я всё ещё строю воздушные замки, несмотря на то, что мне 50. Я живу в той же квартире, что и 20 лет назад. Я добросовестный арендатор».

Рене Магритт, «Бог не святой» (1936) и Рене Магритт, «Красная модель» (1935).

• «Мы не должны бояться дневного света лишь потому, что он почти всегда освещает жалкий мир».

Империя света (первая в серии) Рене Магритт 1949

• «Настоящее воняет заурядностью и атомной бомбой».

• «Люди, которые ищут символический смысл, упускают суть поэзии и тайны образов».

Тайники души Рене Магритт 1960

• «Я думаю, что мы несём ответственность за Вселенную. Но это не значит, что мы что-то решаем».

AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!

Путь к сюрреализму и сюрреалистам, 1923-1930

В начале 20-х годов Магритт писал в стиле кубизма, при этом издавал дадаистский журнал и работал над книгой про абстракцию. Его страсть к сюрреализму началась с картины Джорджо де Кирико «». Он увидел ее в 1923 году и так описывал свои впечатления: «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приемы традиционной живописи… Это было новое зрение, вооружившись которым, зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Постепенно его манера живописи начала меняться, и в «Ноктюрне» 1925 года появились черты, которые позже стали его визитной карточкой.

«Итак, году в двадцать пятом я решил писать предметы, тщательно выписывая все детали. Тем самым я лишь отказывался от живописной манеры, которая помогала мне решать проблему изображения сути предметов». Предметы на картинах стали выглядеть более «объективно и отстраненно», как выражался сам художник. К 1926 году его работы были минималистичными, прямолинейными, обезличенными, как рисуют плакаты. Первая картина, которую уже сам Магритт считал сюрреалистической, называлась «Потерянный жокей».

Первая персональная выставка Магритта открылась, когда художнику было 28 лет, но она оказалась провальной. В 1927 году Рене и Жоржетта переехали в Париж. Столица Франции тогда была местом притяжения художников, в том числе и сюрреалистов. К этому времени Магритт уже мог жить на деньги, заработанные творчеством. В этот период Рене начал изображать различные предметы и намеренно неверно подписывать их: сумку — небом, лист — столом. Самой знаменитой картиной подобного рода стало «Предательские образы» — изображение курительной трубки, подписанной словами «это не трубка».

В том же 1927 году Магритт стал использовать новый прием: он изображал предметы, которые постепенно превращались во что-то другое. Поэту и философу Полю Нуже он писал: «Я обнаружил в вещах новый потенциал — их способность постепенно становиться чем-то иным, перетекание предмета в предмет, отличный от себя». Как пример — картина «Открытие», в которой обнаженная женщина превращается в деревянную скульптуру. Метаморфозы всегда будут фигурировать в картинах художника. В 1928 году Магритт нашел и некоторые другие свои образы: люди с замотанными тканью головами или лица, скрытые за различными предметами.

В парижском сообществе сюрреалистов Магритта не принимали и всячески игнорировали его существование. Все изменилось, когда Магритт познакомился с Дали. Знаменитый художник написал в газету статью про картину «Вероломство образов». После этого Рене удалось наладить отношения с сюрреалистами, но их сотрудничество продлилось недолго. Однажды Магритты отправились на вечеринку к Анри Бретону. Тот был упрямым атеистом и, увидев на шее Жоржетты крестик, потребовал снять «этот предмет». Она отказалась, и Магритты ушли. Едва налаженные связи с сюрреалистами оборвались.

Интерпретации

Среди возможных интерпретаций эта вуаль может означать, что они любят друг друга, не видя друг друга; или что они уже знают друг друга и поэтому им не нужно видеться, чтобы любить друг друга; или что видеть себя не важно, чтобы полюбить себя; или что для того, чтобы жить счастливо, нужно прятаться. Это также могло быть вдохновлено тем фактом, что тело матери Магритта, покончившей с собой в водах Самбре в подростковом возрасте, было найдено с лицом, покрытым такой тканью

Как сюрреалист, Магритт, возможно, также нарисовал поцелуй завуалированных любовников как метафору желания в психоаналитическом смысле этого слова, связанного с бессознательным, объектом выражения сюрреализма. В этом смысле желание этих Любящих — это желание, которое остается глубоко загадочным, всегда превосходящим других возлюбленных, которые остаются завуалированными. Таким образом, вуаль может быть символом желания, поскольку влюбленные подавлены своим собственным желанием и в конечном итоге желают этого желания больше, чем любимого человека. Любовник никогда на самом деле не знает, кого он желает, и даже не знает, кем он является как объект желания другого.

Описание картины

Когда смотришь на картину Климта, невольно поражаешься простоте композиции и незамысловатым формам, в которых таится особая глубина. Климт со всей свойственной ему искренностью делает акцент лишь на том, что интересно ему, а именно – на центральных образах и чувствах.

Глядя на «Поцелуй», мы видим цветочную поляну, расположенную на краю скалы. Именно здесь расположилась пара влюблённых. В своих объятиях они погружены в свою ауру, и вокруг будто не существует ничего. Золотое сияние вокруг пары озаряет их и словно отрезает от прочего мира.

Художник прекрасно передаёт то волнительное чувств, когда для любящего человека вся Вселенная ограничивается лишь объектом любви. Вокруг них действительно нет ничего. Климт не посчитал нужным добавлять какие-либо детали, ведь вся суть – во всепоглощающем чувстве любви. Его «Поцелуй» – это абсолютно искренняя и шедевральная ода великому чувству, которое мастер сумел выразить в своём творении.

Фрагмент картины «Поцелуй»

Напоследок я хочу заметить, что картина «Поцелуй» Климта – одна из тех, которые лучше увидеть однажды вживую, чем на множестве фотоснимков. Её главная особенность – использование сусального золота, что придаёт волшебное сияние, добавляя света и яркости изображению. В творении Климта любовь действительно озаряет и дарит счастье, она подобна солнцу, что согревает и не перестаёт сверкать, дарит не только радость, но и саму жизнь.

3.


В настоящее время «Влюбленные I» находится в Австралийской национальной галерее. Вторая версия «Влюбленные II» находится в коллекции Ричарда С. Цейслера, Нью-Йорк. Картины написаны в один год и имеют одинаковый размер.

Первая версия
В первой версии мужчина и женщина нежно прижимаются друг к другу, словно они позируют для семейного портрета. Сюжет очень похож на праздничный снимок с проблесками зелени побережья Нормандии и моря. Мы видим голубое небо с легкими воздушными облаками. На заднем плане прекрасная пастораль с крутыми травянистыми холмами и обилием деревьев. Это идеальный день для двух влюбленных, которые будут запечатлены на снимке. Однако, вуали, которые покрывают головы влюбленных, оттягивают их лица и словно сворачиваются через плечи. Это сочетание безмятежного, прекрасного пейзажа и двух влюбленных вкупе с почти мучительными образами головных вуалей вызывает беспокойство. Ведь не каждый день мы видим людей, охотно решающих покрыть свою голову чем-то похожим на мешок. Спонтанная близость героев в этом «праздничном снимке» становится призраком отчуждения и удушья. Внешне настолько абсурдный, этот образ становится пугающе реальным в глазах разума.

История создания картины «Поцелуй»

Период расцвета творчества Климта ярко отражает его самое известное творение – «Поцелуй». Особенно популярна картина среди ценителей модерна, ведь именно этот стиль виртуозно выражен в ней.

В «Поцелуе» очень заметно увлечение декоративным оформлением, а конкретнее – позолотой, что было присуще Климту в пору его творческого взлёта. Вот только у художника золото не кажется вычурной деталью или излишне пафосным элементом. Напротив, оно позволяет усилить общее впечатление от картины, делает неповторимый эффект яркости и настроения.

Созданием «Поцелуя» Климт занимался несколько месяцев – с середины 1907 по 1908 год. Точных сведений об истории появления идеи картины неизвестно, однако есть одна интересная версия. Как рассказывали современники Климта, в ту пору один граф (имя его история не сохранила) попросил сделать картину для своей невесты. Согласно замыслу, граф с девушкой должны были изображаться целующимися.

Картина «Поцелуй» Густава Климта

Выполнив заказ, Климт отнёс картину графу. Тот был доволен, однако его интересовал один нюанс. Согласно требованиям, на полотне должен был изображаться страстный поцелуй, а у Климта губы героев не касаются друг друга. Ответ художника был прост. Климт заметил, что стремился показать не столько сам поцелуй, сколько томление и страсть, предшествующие ему.

На мой взгляд, художнику удалось передать не менее важную особенность: двое влюблённых показаны слившимися воедино, словно одно целое. И в этом – тот самый “фирменный” символизм Климта. Невеста графа подарок приняла с восторгом, а самому дарителю ответила согласием на предложение руки и сердца. По сути, «Поцелуй» дал начало новой истории любви со счастливым финалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector