Самоанализ
Содержание:
- Метод интродукции Вундта
- Примерные алгоритмы самоанализа урока
- Самоанализ педагогической работы
- Определение
- Ваши чувства как ключ
- Пошаговый алгоритм проведения самоанализа
- Вопросы для самоанализа
- Это несправедливо по отношению ко мне!
- Определение
- Актуальность самоанализа
- 5 причин начать анализ самого себя
- А что такое хорошая жизнь?
- Когда необходимо использовать самоанализ
Метод интродукции Вундта
В целом метод Вундта заключался в следующем. Во-первых, ряд наблюдателей был подготовлен с высокими требованиями, а затем представлен набор контролируемых сенсорных событий. Впоследствии их попросили описать их умственные переживания в связи с представленными событиями. Вундт считал, что наблюдателям необходимо поддерживать высокий уровень внимания к стимулам и контролю ситуации во время сессий. Кроме того, эти наблюдения также повторялись определенное количество раз.
¿Какова была цель этих наблюдений?
Вундт полагал, что существует два ключевых компонента, составляющих содержание человеческого разума: ощущения и чувства. Чтобы понять ум, Вундт подумал, что исследователям нужно сделать больше, чем просто определить структуру или элементы разума, но что-то фундаментальное, чтобы можно было пойти дальше, — это наблюдать за процессами и действиями, которые происходят с людьми. мир вокруг них.
Вундт сосредоточился на том, чтобы сделать процесс интроспекции максимально структурированным и точным. Во многих случаях респондентов просили ответить просто “да” или “нет”. В некоторых случаях наблюдатели давали свои ответы, нажимая клавишу телеграфа. Цель состояла в том, чтобы сделать самоанализ максимально научным.
Студент Вундта также использовал эту технику, но его обвинили в искажении некоторых оригинальных идей Вундта. Вундт понимал сознательный опыт в целом, в то время как Титченер (студент) сосредоточился на делении умственного опыта на отдельные компоненты.
Примерные алгоритмы самоанализа урока
Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.
Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:
Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.
- В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
- Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
- Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
- Что удалось/не удалось осуществить?
- Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?
Краткий план комплексного самоанализа урока
Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.
Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.
Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.
Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.
Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.
Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.
Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?
Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.
Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?
В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.
Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.
Самоанализ педагогической работы
В своих работах педагоги указывают субъективные цели и задачи своей деятельности, техники и приемы педагогики исходя из персонального опыта, предлагают идеи на тему того, какие преобразования стоит вносить в систему образования. Также делятся своими личными наблюдениями касаемо ее качества. В некоторых случаях авторы указывают итоги внутреннего тестирования и сопоставляют их с оценками учащихся.
Такой вид самоанализа существует, чтобы наблюдать за динамикой образования. Он помогает учителю выявить сильные и слабые стороны своей работы и прогнозировать план усовершенствования педагогики.
Определение
Что такое самоанализ? Согласно словарю это внутренние переживания человека, характеризующиеся анализированием собственной личности, внешних и внутренних качеств и своего поведения.
Самоанализ является неотъемлемой частью любой психологической терапии, именно через него специалист узнает о пациенте, даже о его скрытых мотивах. Подобный вид аналитики выдает раннее перенесенные психологические травмы человека, и конкретно через него лечащий врач проводит диагностику на наличие заболеваний.
Чтобы проработать тяжелые воспоминания и принять их, а затем вернуться к жизни, человек обращается к анализированию себя.
Ваши чувства как ключ
Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного — это максимально снизить сопротивление.
Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент
Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление
Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.
Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».
Углубитесь в себя:
- Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
- Страх одиночества?
- Страх показаться толстой?
- Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
- Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?
Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.
А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…
Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.
Далее мы рассмотрим с вами, какие методики для самоанализа существуют и что выбрать конкретно вам.
Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!
Пошаговый алгоритм проведения самоанализа
Самоанализ профессиональной деятельности отнимает меньше сил, так как вам нужно выявить причины появления очевидных проблем. Оценка личных качеств, эмоциональных проявлений — более сложная и скрупулезная работа. На нее требуются месяцы, а иногда и годы. Придерживайтесь инструкции, чтобы провести самоанализ.
- Чтобы определить причины неудач, начните самоанализ с самого детства. Вспомните самое яркое событие и ответьте на вопрос, почему оно осталось в памяти. Подумайте, все ли сбылось, о чем вы мечтали. Если нет, то почему такое произошло.
- Вспомните, кем вы мечтали стать, что нравилось в этих профессиях. Опираясь на информацию, оцените, довольны ли вы своей работой и окружением. Проанализируйте, насколько успешно и легко справляетесь с должностными обязанности, с какими проблемами сталкиваетесь, чего хотите достичь.
- Вспомните и выпишите фамилии людей, которые вам нравились. Что именно вас привлекает в них? Перечисляйте конкретные черты характера, которые вызывают восхищение. Дополнительно запишите имена врагов, их отрицательные качества. Удобнее составлять таблицу, в которой пункты для самоанализа располагаются напротив друг друга.
- Определите, насколько трудовая деятельность соответствует направленности компании, ее целям. Над чем работает учреждение, какие задачи вы решаете. Оцените, какие именно потребности общества вы удовлетворяете работой.
- Опишите в нескольких словах, насколько эффективно используете личное и рабочее время. Расскажите о методиках, технологиях и приемах, которые помогают быстрее справляться с задачами. Рассмотрите, есть ли другие методики.
- Ответьте на вопрос, есть ли у вас достижения, которыми гордитесь. Как к ним относятся коллеги, пытаются ли вам подражать, перенимать опыт.
- Оцените отношения с коллегами, психологический климат в организации. Подумайте, что нуждается в корректировки, какие действия вы в силах предпринять для минимизации негативных факторов.
- Напишите о трудностях, испытываемых в работе. Перечислите список действий, которые предпринимаете, чтобы справиться с ними.
Совет от редакции
Выполните самоанализ профессиональной управленческой деятельности, уделите внимание личной эффективности. Если вы занимаете руководящую позицию в организации, сотрудники станут брать пример с менеджера, имеющего положительный имидж, чувство собственного достоинства
Это поможет в управлении персоналом, выстраивании взаимоотношений с ним. Попросите коллег описать вас, чтобы провести углубленную оценку.
Личная эффективность
Как всегда быть в тонусе, работать долго и эффективно. Научитесь управлять энергией – своей и персонала
Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «Директор по персоналу».
Отвечает Павел НИКОЛАЕВ, управляющий партнер тренинговой , автор-разработчик тонус-менеджмента.
Определите, насколько вы в тонусе, хватает ли сил на все дела. Чтобы это сделать, прибегните к самооценке или, вернее, самодиагностике. Понаблюдайте за собой, проанализируйте, насколько вы бодры, в силах ли сделать все, что намечаете в течение дня на работе и дома. Среди важных сигналов снижения энергии — избегание общения, «заедание» (когда находясь в стрессе, вы едите, к примеру, сладкое), продолжительное и неконтролируемое пребывание в Интернете, а также откладывание важных задач. Есть два способа измерить уровень своей энергии…
Читать полный ответ эксперта
Полная версия ответа доступна после бесплатной регистрации
О личной эффективности читайте в электронном журнале «Директор по персоналу»:
- Не растворяться в команде, не доверять чужим открытиям! Уроки классика для HR-ов: как найти себя и развиваться
- Реально ли Вы оцениваете свои силы? Самостоятельно диагностируем свою эффективность методом МАДДУКСА-ШЕЕРА
Вопросы для самоанализа
Самоанализ стоит начать с вопроса о чувствах и эмоциях. Спросите себя: “Что я чувствую? Какое мое чувство — как оно выглядит, какое на ощупь, по плотности, по цвету, по температуре? Где в теле оно концентрируется?”
В таблице — подсказка, которая поможет определить чувства во время самоанализа
Гнев |
Бешенство, ярость, ненависть, злость, раздражение, презрение, ревность, обида, досада, зависть, неприязнь, отвращение. |
Страх |
Ужас, отчаяние, испуг, оцепенение, подозрение, тревога, боязнь, беспокойство, растерянность, стыд, вина, сомнение, застенчивость, смущение, надменность, ошеломленность. |
Грусть |
Горечь, тоска, скорбь лень, жалость, отчаяние, беспомощность, душевная боль, безнадежность, отчужденность, разочарование, потрясение, сожаление, скука, безысходность, загнанность, печаль. |
Радость |
Счастье, восторг, ликование, надежда, возбуждение, любопытство, нетерпение вера изумление, забота, ожидание. |
Любовь |
Нежность теплота, сочувствие, доверие, безопасность, блаженство, гордость, восхищение, спокойствие, уважение, любовь к себе, дружелюбие, доброта, искренность. |
На каждый ответ задавайте вопрос, который начинается со слов: “Почему?“ или “Зачем?”
В разных ситуациях вопросы могут меняться. При ощущении психологического дискомфорта стоит ответить на вопросы:
- счастлив ли я? если да, то насколько?
- почему я нахожусь именно на таком уровне счастья?
- кто или что дает мне ощущения счастья, наполненности?
- могу ли я чувствовать себя еще счастливее?
- что мешает мне быть счастливым? почему?
- чего я хочу на самом деле? почему мне не удается достичь этого?
- какие ограничения есть на пути к моему счастью (цели)? как от них избавиться? почему я не избавился от них до сих пор?
- какими достоинствами и недостатками я обладаю? как они помогают или мешают мне в жизни, какую роль играют в сложившейся ситуации?
- каким ресурсами я обладаю для достижения счастья? чего мне не хватает? как я могу получить недостающее?
- как я буду чувствовать себя, когда добьюсь желаемого состояния?
Самые важные при самоанализе вопросы (“почему”, “зачем”, “что мне это дает”) нельзя путать с: “За что мне это?” Такой вопрос не применяется в самоанализе и в работе психолога.
Практика качественного самоанализа
При проведении самоанализа придерживайтесь плана:
- Определите проблему, выделите вопрос для проработки (создайте запрос).
- Подумайте и определите ситуации, в которых проявляется выбранная проблема. Ответьте на вопросы: “Что я чувствую? Какие ощущения возникают в теле? Какие мысли наполняют голову?” Ответы запишите.
- Записывайте свои ответы тезисно, рисуйте схемы, делайте рисунки.
- Сделайте паузу от получаса до 2 дней.
- Вернитесь к записям. Дайте ответы на вопросы из списка. Распутывайте ситуацию неспеша, сосредоточенно.
- Ответы используйте для составления плана выхода из проблемной ситуации.
Если знаний относительно решения трудностей не хватает, найдите информацию в интернете или обратитесь к эксперту, который поможет решить ваш вопрос.
Это несправедливо по отношению ко мне!
Другой крайностью будет обида. Когда человека недооценили, поступили несправедливо, предали, то весь огромный потенциал аналитического мышления направляется на мысленные разборки с обидчиками и даже планы мести.
Многократно прокручивая в голове различные варианты ответов на нанесенные оскорбления, такой человек зацикливается на внутренних состояниях вновь и вновь переживаемой обиды и на мысленных «вот надо было так ответить, так сделать». Просто взять и перестать заниматься самокопанием, отнимающим все силы, он не может и все глубже вязнет в нем, как в болоте.
Постоянные сомнения в правильности своих или чужих действий, постоянное блуждание внутри себя и собственных состояний не позволяет человеку реально оценить обстановку, проанализировать причины и найти решение проблемы. В этом и состоит разница между самоанализом — конструктивным состоянием, направленным на оценку своих поступков и мыслей с целью увеличить эффективность своих действий, и самокопанием.
Непрерывное копание в собственных мыслях, накручивание себя и все более глубокое погружение в негативное состояние безвыходности отравляет жизнь и может привести болезням.
Избавляемся от самокопания и выбрасываем надоевшую лопату
Зацикленность на себе и своих внутренних состояниях не пройдет, пока мы не поймем их причину. Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана дают точный ответ, почему именно у нас возникает такой феномен, как самокопание, который всегда происходит в негативном ключе — то есть это всегда мысли о каких-то проблемах и плохих событиях и состояниях.
Самокопание — это от незнания и непонимания себя и других людей. Любая ситуация, которая не выходит из головы неделями, а то и месяцами, отнимает силы и уводит из реальной жизни. В особо тяжелых состояниях измотанные люди оказываются в полном отчаянии, не зная, как избавиться от этой беды. Если же мы осознаем причины самокопания, то появляется реальная возможность избавиться от этого явления.
Когда есть понимание своих свойств, путей их развития и реализации, необходимость в самокопании отпадает. В этом случае человек анализирует различные события своей жизни, четко понимая причины и следствия своих и чужих поступков. Рассмотрев варианты развития ситуации, делает выводы и принимает решение, как нужно действовать, и больше не возвращается к этой проблеме.
Понимая свои особенности, вы легко сможете перейти от изматывающего самокопания к самоанализу, который необходим для осознания причин и следствий, ошибок и недостатков. Вы научитесь находить решения проблем вместо бесконечного блуждания в поисках причин, избавитесь от обид и страхов. Вместо вечного вопроса «кто виноват», вы найдете точный ответ «что делать» — на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Регистрируйтесь.
Автор Ирина Серова
Редактор Валентина Алабугина
Корректор Ирина Щербакова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Определение
Самоанализ – это анализ собственных переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек изнутри познает глубины собственной психики и свой внутренний мир. Сегодня самоанализ является неотъемлемой частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря этому процессу удается рассмотреть различные виды неврозов и психологических травм.
Очень часто человеческая память отказывается принимать и воспроизводить травмирующие факторы прошлого. Вот только апатия, тоска и общее недовольство жизнью начинают давить на человека со всех сторон. Так психика реагирует на событие, с которым индивид не в состоянии справиться. В результате психика разделяется на две части, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а другая пытается выжить. И все бы ничего, но со временем начнут проявлять себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.
Чтобы вернуться к нормальному образу жизни, нужно прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться неприятные ощущения. Именно здесь на первое место выходит самоанализ.
Актуальность самоанализа
Профессиональное совершенствование представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования
Педагогу важно видеть процесс, как бы со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Жизнь постоянно выдвигает новые подходы к подготовке, и в связи с этим необходимо вовремя и корректно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа
На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации
Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации.
5 причин начать анализ самого себя
Лезть туда, куда обычно никто не заглядывает, копаться там и вытягивать на свет всякую гадость − чем это может быть полезно?
- ✪ Во-первых, там не только гадость, но и много зарытых сокровищ, среди которых немало талантов и способностей.
- ✪ Во-вторых, зная структуру собственной личности, можно без особых усилий объяснить себе же те или иные поступки, мысли и чувства. Чем меньше неопределенности во внутриличностном пространстве, тем оно спокойнее и безопаснее.
- ✪ В-третьих, разглядев в себе кое-что нелицеприятное, человек уже меньше рвется осуждать других, понимая, что и сам не безгрешен. И конечно, не стоит забывать о дестабилизирующих воздействиях извне, которые будут наносить гораздо меньший урон человеку, который понял и принял сам себя.
- ✪ В-четвертых, выявляя и устраняя собственные ошибки − научитесь позитивно влиять на своих близких, убирать конфликты, негатив и выстраивать гармоничные отношения.
- ✪ Укрепите своё здоровье, убрав из жизни эмоциональные разрушения.
Поэтому надо взять себя в руки и трезво оценить все, что получилось выкопать из глубин собственной личности, из глубин своего подсознания. Кое-что, скорее всего, придется исправлять. Это касается тех черт, которые могут существенно усложнить жизнь и носителю, и окружающим и несут преимущественно разрушительный характер. Все остальное нужно учиться использовать.
Итак, в чем заключается самоанализ?
В первую очередь, в обдумывании собственных поступков и эмоциональных реакций на различные раздражители. Начиная процесс, нужно ответить на вопрос «что я сделал?», а потом постепенно идти к ответу на вопрос «почему я это сделал?». Проблема заключается в том, что человек склонен либо излишне обвинять себя в неких совершенных проступках, либо оправдываться, закрывая глаза на собственные ошибки. И вот тут можно вернуться к опасности получения недостоверного результата.
Как правило, при проведении психотерапии специалист направляет действия своего пациента, помогая ему избежать возможных ошибок. Однако при самостоятельном его проведении риск недостоверности несколько увеличивается, если не знать алгоритм решения такого вопроса.
Чтобы ее снизить настолько, насколько это возможно, применяются различные приемы объективизации результата, которые сводятся к тому, что человек в процессе прохождения тестирования не может предугадать, к какому результату приведет тот или иной его ответ. Более того, в любом грамотно составленном тесте есть шкала достоверности результата, оценка по которой позволяет понять, стоит ли вообще проходить тестирование или лучше отложить его на следующий раз.
К таковым относятся опросники Айзенка (тип темперамента) и Леонгарда (акцентуация характера) – классические тесты, которые рекомендуются к прохождению. Кроме них стоит обратиться к тестам Сандры Бем (феминность – маскулинность), Кинси и Кляйна (сексуальная ориентация): они дают наиболее достоверный результат, чем все прочие, составленные на ту же тему.
Еще раз, зачем нужны тесты? Чтобы исключить самообман. Не так много людей, встав перед зеркалом, будут готовы признать, что они склонны к истеричности и излишней демонстративности, не так ли? Тестирование заставит открыть глаза на себя.
Значит, первый шаг – проведение нескольких тестов. Лучше всего не проводить больше двух-трех в день, чтобы усталость не сказывалась на результате. В таком случае второй шаг – принятие этих результатов. Стоит оговориться заранее, что неожиданности при проведении самоанализа – обычное дело.
Личность включает в себя четыре составляющие. Первая из них лежит на поверхности и известна как самому человеку, так и окружающим. Вторая известна только ему, но никому больше. Третью видят люди со стороны, но не ее обладатель. Четвертая скрыта ото всех. Таким образом, сюрпризы неизбежны.
А что такое хорошая жизнь?
Наверное, большинству современных людей при слове «научиться жить» приходит на ум «хорошо жить, стать богатым» и так далее. Но это не так. Вернее, не совсем так. Богатство, слава и прочие призрачные элементы «верха счастья» на поверку оказываются не такие уж и счастливыми. Скорее наоборот. Все это настолько осложняет человеку жизнь, что большинство богатых людей мечтает быть счастливыми. Потому что это точно не тождественно друг другу.
Психологический аспект отношения к тому, что называется «счастье» — вещь настолько глубокая и индивидуальная, что описать ее довольно трудно.
Моя задача не в том, чтобы подарить всем счастье, моя задача состоит в том, чтобы вы сами с моей помощью нашли его. А для этого вы сначала должны найти себя самого.
Профессиональный психотерапевт, коучинг или психолог учит человека не методике повышения интеллекта, таланта и способностей. А тому, чтобы сам человек смог сделать себя более умным, талантливым или способным
И здесь не важен объективный уровень — здесь важно, насколько вы сами оцениваете этот уровень и насколько ваш уровень поможет вам стать счастливым, жить в гармонии с самим собой
Когда необходимо использовать самоанализ
Владение самоанализом необходимо каждому человеку, желающему жить осознанно. Но иногда понимание собственных поступков, реакций, последствий той или иной формы поведения крайне важны.
Самоанализ необходим в сложных жизненных ситуациях (болезнь, потеря или смена работы, серьезные трудность во взаимоотношениях с близкими). Ревизия собственных мыслей, эмоций, стандартных схем поведения позволяет понять логику и причинно-следственную связь происходящего.
Человеку стоит прибегнуть к самоанализу если он:
- внезапно сорвался, проявил агрессию к близким;
- несколько раз кряду получает отказ в трудоустройстве, повторяет одни и те же ошибочные действия;
- понимает, что находится в деструктивных отношениях, но не может выйти из них;
- тревожится без видимого повода;
- необоснованный страх мешает принимать важные решения, развиваться в выбранном направлении.
Заниматься самоанализом необходимо в ресурсном состоянии — хорошо отдохнувшим, спокойным
Чтобы общение с самим собой прошло успешно важно уединиться в комфортном месте, полностью сосредоточиться на процессе