Все о скрипках страдивари

В чём секрет скрипок Страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

ИсточникПо материалам

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Рыночная стоимость

Скрипка Антонио Страдивари 1703 года на выставке за стеклом в Musikinstrumentenmuseum ( Берлинский музей музыкальных инструментов ), 2006

Страдивари, изготовленный в 1680-х годах или в период «длинного узора» Страдивари с 1690 по 1700 год, может стоить от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов США по сегодняшним ценам. » Молитор » Страдивари 1697 года , когда-то, по слухам, принадлежал Наполеону (он действительно принадлежал генералу его армии графу Габриэлю Жану Жозефу Молитору ), продан в 2010 году на аукционах Tarisio скрипачке Анне Акико Мейерс за долларов, в то время Мировой рекорд.

В зависимости от состояния инструменты, сделанные в «золотой период» Страдивари с 1700 по 1725 год, могут стоить миллионы долларов. В 2011 году его скрипка «Lady Blunt» 1721 года, которая находится в первозданном состоянии, была продана в Лондоне за 15,9 миллиона долларов (она названа в честь внучки лорда Байрона леди Энн Блант , владевшей ею 30 лет). Он был продан музыкальным фондом Nippon Music Foundation в помощь японскому землетрясению и цунами . Весной 2014 года альт «Макдональд» был выставлен на торги через аукционный дом музыкальных инструментов Ingles & Hayday совместно с Sotheby’s посредством тихого аукциона с минимальной ставкой в ​​45 миллионов долларов. К 25 июня 2014 года на аукционе не была достигнута минимальная ставка, и альт не был продан.

В мае 2013 года журнал Vice сообщил, что «в последние годы начали появляться инвестиционные фонды Stradivarius , что привело к еще большему росту и без того астрономических цен».

Инструменты Stradivarius могут быть украдены. Однако украденные инструменты часто находят, даже если они пропали без вести в течение многих лет. Их трудно продать незаконно, поскольку дилеры обычно вызывают полицию, если к ним обращается продавец с украденным Stradivarius. В последние годы генерал Кид Страдивари был украден в 2004 году. Через три недели его вернула женщина, которая нашла его и передала полиции. Sinsheimer / Изелина был украден в Ганновере, Германия в 2008 году и восстановлен в 2009 году Липиньского Страдивари был украден в вооруженном ограблении на 27 января 2014 года , а затем восстановлен. Эймс Страдивари был украден в 1981 году и восстановлен в 2015 году.

Некоторые украденные инструменты остаются пропавшими без вести, например, Davidoff-Morini , украденный в 1995 году, Le Maurien , украденный в 2002 году, и Karpilowsky , украденный в 1953 году.

Биография

Происхождение

Антонио Страдивари родился в Кремоне — как считается, в 1644 году, хотя точная дата не зарегистрирована. Его родителями были Алессандро Страдивари (итал. Alessandro Stradivari) и Анна Морони (итал. Anna Moroni). Полагают, что с 1657 по 1667 год он служил бесплатным учеником у Николо Амати, то есть выполнял черновую работу.

Изготовление инструментов

1 июля 1667 года Страдивари женился и поселился в доме рыбака (Casa del pescatore), где открыл собственную мастерскую. С этого времени, а именно с 1667 года, Антонио на этикетках не называет себя учеником Амати.

Скрипка Страдивари из собрания Мадридского королевского дворца

Первую скрипку, выпущенную под своей фамилией, Страдивари изготовил в 1666 году и до 1683 года точно придерживался стиля Амати, но с 1688 года мастер начинает экспериментировать, и, чем ближе к 1690 году, тем его инструменты становятся крупнее. Скрипки этого периода получили условное название «аматизе». Резкий отход от школы Амати выявляется лишь в 1691 году, и на свет появляется собственный тип скрипки. Это так называемые удлинённые скрипки (allonge), у которых клён уже исключительно радиального распила и тембр звука с сопрано меняется на меццо-сопрано. В 1698 году он опять вернулся на короткое время к модели Амати и только около 1704 года в возрасте 60 лет Страдивари окончательно сконструировал свою модель скрипки, которую по совершенству никто ещё не смог превзойти. Этот период продолжался с 1704 года по 1725, около 21 года. В этом промежутке различают два периода: с 1704 по 1717 года, когда ель на инструментах с шелковистым блеском, правильная по наслоению и плотная, и нижние деки чаще всего выполнены из одного куска, и второй период с 1717 года, когда для своих дек мастер стал употреблять сорт ели «хазельфихте».

В 1681 году Страдивари купил дом, расположенный рядом с монастырём доминиканцев в Кремоне. В доме было три этажа, в каждом из них по три окна, выходящих на площадь, а также подвал и антресоли. Кроме того, на крыше находилась характерная для Кремоны квадратная пристройка, открытая с двух сторон — с южной и западной, которая называлась кремонцами «seccador» (сушильня): именно там мастер сушил скрипки после покраски и часто работал там в хорошую погоду. В этом доме Страдивари провёл остаток своей жизни. Дом сохранялся до 1880 года в нетронутом виде, но затем был куплен владельцем соседнего ресторана и соединён с рестораном, а в мастерской Страдивари хозяин ресторана расположил бильярдную.

По воспоминаниям современников, мастер был высокого роста, худой, на голове постоянно носил белый колпак, шерстяной зимой и бумажный летом, а также передник из белой кожи, когда работал. Благодаря труду и бережливости, мастер сколотил настолько приличное состояние, что в Кремоне появилась поговорка: «Богат, как Страдивари».

20 мая 1698 года умерла жена Страдивари, похороны носили пышный характер, мастер потратил крупную для того времени сумму в 182 лиры. 24 августа 1699 года Страдивари женился вторично. От первого и второго брака у мастера было 11 детей. Только двое, Франческо и Омобоно, занимались искусством отца, но смогли лишь в незначительной мере приблизиться к уровню его мастерства.

У Страдивари было только три ученика: это два его сына — Франческо и Омобоно — и Карло Бергонци.

Кроме скрипок, Страдивари также изготавливал гитары, альты, виолончели и даже одну арфу — по различным каталогам число его работ достигает 1150 единиц.

Антонио Страдивари умер в возрасте 93 лет.

Мастерство

В молодости Страдивари соперничал с Андреа Гварнери, который жил в доме Николо Амати и входил в число его учеников. Постигая ремесленные секреты мастеров итальянской национальности, Антонио начал эксперименты в конце 1660-х годов.

В течение продолжительного периода времени юноша выверял пропорции и подбирал материалы, чтобы придать инструментам изящный вид. Он искал собственных заказчиков из числа аристократов и дождался банкира, однажды нанесшего в мастерскую учителя визит.

Антонио Страдивари и Николо Амати / «Википедия»

С производства комплекта инструментов, предназначавшихся Якову II, репутация уроженца Кремоны стала укрепляться и расти. Отход от практических методов и стиля Николо Амати помог Страдивари не сбиться с собственного творческого пути.

В 1680-х герцог Казимо III де Медичи купил солидную партию скрипок, виолончелей и альтов. Благодаря четким скосам и элегантно вырезанным эфам имя итальянца стало известным у представителей высших кругов.

Стремясь подчеркнуть индивидуальность, мастер пользовался темным лаком и делал удлиненные деки, по-новому резонировавшие звук. После 1698 года инструменты стали короче за счет внутреннего изгиба, напоминавшего разорванный круг.

Находясь в центре скрипичного производства, расположенного в Кремоне, Страдивари изготовил арфу и ряд мандолин и гитар. Знаменитые испанские скрипки из «королевского квинтета» принесли одаренному итальянцу довольно солидный гонорар.

В начале XVIII века мастерство Страдивари достигло вершины, и неподалеку от дома в Кремоне он открыл собственный магазин. Наделенные душой инструменты получали образные названия Antonius Stradivarius Cremonenfis Faciebat Anno — «Добрые времена» и «Дельфин».

В отличие от Андреа Гварнери, работавшего по заказу церкви, Антонио делал произведения искусства для представителей светских слоев. Скрипки, украшенные клеймом автора, пользовались огромной популярностью у людей, неравнодушных к музыке, из европейских городов.

Судя по документальным источникам, количество инструментов Страдивари свидетельствовало о том, что итальянец прибегал к помощи сыновей. Известно, что Омобоно делал сырые заготовки, а также занимался финальной чисткой покрытых слоем лака частей.

Не желая тратить драгоценное время на воспитание будущих поколений, Антонио, в отличие от других итальянцев, не брал в мастерскую учеников. Духовным преемником считался Карло Бергонци из Кремоны, который прославился после смерти наставника в конце 1730-х годов.

Скрипка Антонио Страдивари Gould

Сейчас скрипки Страдивари вместе с виолончелями и альтами хранятся в мировых музеях и в частных коллекциях знаменитых людей. Сделанные гением инструменты не подвержены влиянию времени: при бережном использовании с годами они становятся только ценней.

Шедевр под названием «Восход солнца» стал частью собрания редкостей в Вене, а «Спящая красавица» принадлежит компании Landeskreditbank Baden Württemburg. На скрипке LeBrun играл итальянский маэстро Никколо Паганини, входивший благодаря таланту в европейский творческий круг.

Некоторые произведения Страдивари выставлялись на аукционах, цену $ 15,89 млн имел инструмент «Леди Блант». Представители культурной элиты считают, что на творениях итальянского мастера достоин играть только гений, имеющий природный талант.

Интересные факты о создании скрипок Страдивари

Для создания своих инструментов скрипичный мастер Страдивари использовал ель из Валь-ди-Фьемме для верхней деки и балканский клен для создания нижней деки, грифов и остальных деревянных частей. Ученым удалось установить, что древесина растений, выросших в период с 1645 по 1717 год, была особенно подходящей для изготовления инструментов, так как более низкие температуры и атмосферные осадки, характерные тому историческому периоду, способствовали меньшему фотосинтезу растений, что выражалось в идеальной прочности и компактности древесины.
Легенда также гласит, что у Страдивари был весьма оригинальный способ выбора подходящего дерева. Он перекатывал бревна, слушая их натуральное звучание. Целью его было добиться, с помощью своих созданий, акустического звучания, сходного человеческому голосу.

Скрипки Страдивари Давида Ойстраха

В квартире музыканта находились также скрипки Страдивари и альт Вильом. Скрипок Страдивари у Давида Ойстраха было несколько: одну ему передали в пользование из госколлекции, скрипку “Марсик” он купил сам.

Давид Ойстрах меняет струны на скрипке Страдивари “Марсик”

Ещё одну скрипку Страдивари подарила Давиду Ойстраху всё та же королева Бельгии Елизавета, — это была миниатюрная скрипка, на которой Ойстрах сыграл всего два раза – она была мала для мужских рук. Музыкальных инструментов воры не взяли, так как не знали, что это и есть тот самый “миллион”, который они собирались украсть (страховая стоимость только миниатюрной скрипки Страдивари составила миллион долларов, когда она была передана вдовой Давида Ойстраха в дар Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М.И.Глинки). По словам Аркадия Вайнера, один из воров сказал, что незачем эти скрипки тащить, так как в любом музыкальном магазине их можно купить по десять рублей за штуку. Кроме скрипок Страдивари и альта Вильом воры оставили без внимания коллекцию из 29 пластинок из чистого золота, выпущенных специально для Давида Ойстраха: на пластинках сверху было темное напыление, и воры не догадались, что они могут быть из золота (якобы, они взяли только одну пластинку, которая была без темного напыления).

Своё расследование ограбления квартиры Давида Ойстраха провели и братья Вайнеры: по его мотивам написан роман “Визит к Минотавру”. По сюжету братьев Вайнеров в квартире музыканта Льва Полякова (прототип — Давид Ойстрах) орудовал более просвещённый вор, который украл у музыканта именно скрипку Страдивари. Книга братьев Вайнеров была опубликована в 1972 году, экранизирована в 1987 году. В фильме “снималась” та самая миниатюрная скрипка Страдивари, подаренная Давиду Ойстраху королевой Елизаветой и переданная в дар музею им. М.И.Глинки.

Кадры из фильма «Визит к Минотавру»: следователь-Шакуров открывает футляр с миниатюрной скрипкой Страдивари: фрагмент скрипки Страдивари и табличка:

 

Сила искусства велика, а особенно сильное впечатление оно производит на чувствительные натуры с тонкой душевной организацией: не меньшее впечатление, чем фильм “Как украсть миллион” произвёл на Бориса Никонова, произвёл “Визит к Минотавру” на двух воров, решивших после просмотра фильма украсть скрипку Страдивари из музея. В 1996 году в музее им. М.И.Глинки была совершена кража со взломом – украли скрипку. Поиски взломщиков заняли полтора года, скрипку Страдивари нашли и вернули в музей им. М.И.Глинки, где она находится и сегодня.

Инструменты Антонио Страдивари

По разным источникам в общем количестве мастер создал около 1150 инструментов

Некоторые историки говорят, что, если принимать во внимание природные катаклизмы, катастрофы и социальные конфликты, то в итоге можно насчитать около 5 тысяч инструментов Антонио

Известно, что в 1689 году Страдивари на какое-то время возвращался к модели Николо Амати, скорее всего, чтобы понять, как можно сделать скрипку еще лучше. В возрасте 60 лет он смог окончательно придумать собственную модель идеальной скрипки. В работах мастер использовал преимущественно клен и ель.

В настоящее время сохранилось примерно 650 музыкальных инструментов Страдивари. Самыми знаменитыми выступают:

Виолончель Дюпора

Виолончель Дюпора (Stradivari Duport) создана в 1711 году, является самым дорогим из сохранившихся инструментов Страдивари. Название виолончель приобрела благодаря владельцу Жану-Луи Дюпору, который не расставался с ней до самого дня смерти. Существует легенда, что на инструменте осталась небольшая царапина, нанесенная Наполеоном шпорами, который пробовал на ней сыграть. Виртуоз Франкомм выкупил ее за 22 тысячи франков, после которого перешла к Иоганну Кнопу. Впоследствии инструмент несколько раз менял обладателей.

С 1974 по 2007 год на ней играл Мстислав Ростропович, который любил называть виолончель своей «любовницей».

Виолончель Давыдова

Виолончель Давыдова (Stradivari Davidov) была изготовлена в 1708 или 1712 году для великого герцога Тосканского. Позднее инструмент был привезен в Россию графом Апраксиным. В позапрошлом столетии виолончель находилась в собственной коллекции графов Вильегорских, которые позволяли играть на ней приезжим и знакомым музыкантам. В 1870 году один из представителей семьи подарил инструмент Карлу Давыдову, чье имя он хранит и по сей день. В 1964 году виолончель приобретает крестная знаменитой Жаклин Дю Пре за 90 000 долларов. Однако спустя шесть лет девушка отказывается на ней играть. В настоящее время виолончель является собственностью американского музыканта Йо-Йо Ма китайского происхождения.

Виолончель Серве

Наиболее известным владельцем Виолончели Серве (Stradivari Servais) является Франсуа Серве, в честь которого и было надо название инструменту.

Сама виолончель находится в отличном состоянии, на ней даже сохранилась маркировка с датой создания – 1701 год. Продолжительное время на ней Серве играл в доме Юсуповых, а в 1857 году инструмент перешел в его полноправное владение. Сейчас бесценный шедевр Страдивари выставлен как экспонат в Смитсоновском институте.

Секрет создания скрипок Страдивари

Своей уникальностью работы Антонио Страдивари обязаны качеству строения и безупречному звучанию. Сегодня считается, что за свою долгую карьеру, а музыкант дожил до 93 лет, знаменитый мастер скрипок Страдивари изготовил 1116 инструментов, 960 из которых были скрипки.
После смерти Страдивари появилось бесчисленное множество теорий о секретах, которые могут скрывать эти драгоценные коллекционные инструменты. Группа исследователей Кембриджского университета проанализировала некоторые фрагменты виолончели 1711 года, придя к выводу, что определяющим элементом была особенность используемого лака, полученного из вулканического пепла Кремонской области. По словам группы ученых из Техасского университета A&M College Station, загадка скрипок Страдивари хранится в особом покрытии инструментов микро кристаллами минералов. Исследователи из M.I.T. Бостона выдвинули гипотезу о том, что безупречное и уникальное звучание Страдивари происходит благодаря вытянутой форме «f» отверстий на верхней деке.

Известно, что для улучшения прочности дерева скрипач использовал смесь калия, кремния и угля, что придавало натуральному материалу стекловидную структуру и делало его особо устойчивым. Последующие исследования, проведенные учеными из Национального университета Тайваня с помощью спектроскопического анализа, опубликованные в “Proceedings of the National Academy of Sciences”, показали, что древесина легендарного Страдивари содержала алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк.

Страдивари в России

За свою долгую жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых, в послужном списке маэстро были также арфы и две гитары. Нередко инструменты изготавливались по заказу королевских домов Европы. Многие творения Страдивари находятся и сейчас в богатых частных коллекциях.

Но любая старинная скрипка должна играть, а не лежать под стеклом. Если ее не берут в руки, она «заболевает» – теряет звучность. Так, победители Московского конкурса скрипачей имени Паганини получают право играть на легендарной скрипке Страдивари (№55 из Российской Государственной Коллекции уникальных инструментов). Считается, что эта скрипка (на картинке справа) принадлежала знаменитому виртуозу XIX века Генрику Венявскому – поэтому именно её в 1982 году предложили «абонировать» Вадиму Репину во время его поездки в Познань (Польша) на международный конкурс им. Венявского, где одиннадцатилетний скрипач завоевал высшую награду. В XX веке на скрипке «Венявский» играли и другие известные музыканты – Дмитрий Цыганов, Самуил Фурер, Михаил Фихтенгольц, Юлиан Ситковецкий, Виктор Третьяков, Олег Каган, Григорий Жислин, Виктория Муллова и другие. Учитывая, что стоимость уникальных инструментов колеблется от пятидесяти тысяч до нескольких миллионов долларов, получить «в аренду» редкую скрипку может только выдающийся исполнитель. При этом инструмент должен быть обязательно застрахован на астрономическую сумму, дома музыкант обязан хранить инструмент в стальном сейфе, а вне дома всегда быть рядом с ним и на концерте не смущаться от присутствия охраны

Такие меры предосторожности – далеко не лишние: похищения бесценных инструментов происходят довольно часто, ведь именно на продаже скрипки Страдивари был установлен мировой рекорд стоимости музыкального инструмента – это произошло в Лондоне в 1998 году (1 миллион 526 тысяч долларов), и с тех пор инструменты кремонского гения отнюдь не упали в цене

А вот «подменить» скрипку (скажем, взять Страдивари, а вернуть хорошую копию Вийома) совершенно нереально. Генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Евгений Зяблов утверждает, что такие инструменты известны десяткам экспертов, не говоря уже о том, что любой выдающийся музыкант «услышит» подмену: смычок в руках виртуоза – метод не менее точный, чем химическая экспертиза.

Впрочем, проблема подлинности скрипичных шедевров существует, но связана она отнюдь не с подменами. Споры о том, сколько сохранилось настоящих скрипок Страдивари, не утихают до сих пор – ведь в мире насчитывается около трех тысяч подделок.

В нашей стране находится, по разным данным, около 10 подлинных инструментов Антонио Страдивари, из которых шесть – в московской Государственной Коллекции, остальные – в руках частных владельцев.

Особенности

За свою жизнь Страдивари сделал более тысячи музыкальных инструментов. Мастер занимался созданием виолончелей, альтов, гитар, но славу ему принесли именно его фирменные скрипки. От музыкальных инструментов, сделанных другими мастерами, они отличаются многими значимыми деталями.

  • Форма. Скрипки Страдивари имеют больший размер, чем классические инструменты. Кроме того, они более вытянуты в длину.
  • Маркировка. На всех скрипках есть штамп внутри. Свои творения итальянец помечал одинаковым образом. Он использовал клеймо, состоящее из его инициалов и мальтийского креста, заключенных в двойной круг. Наличие этого штампа – один из признаков того, что скрипка является оригиналом, а не подделкой.
  • Количество струн. Антонио Страдивари был учеником Никколо Амати, внука известного итальянского мастера, который первым начал создавать четырехструнные скрипки. При жизни он только усовершенствовал технику Амати, но не стал ее менять.

В течение долгих лет ученые из разных стран мира пытаются понять, в чем же секрет звучания музыкальных инструментов Страдивари. За это время появилось несколько основных теорий. Наиболее распространена версия о том, что на звучание скрипок очень сильно влияет обработка лаком. Существует легенда, что итальянец добавлял в него пыль с пола своей мастерской и крылышки насекомых. Другое предание рассказывает о том, что он использовал смолы деревьев, которые росли в тирольских лесах. Сейчас повторить оригинальный «рецепт» невозможно, поскольку они были полностью вырублены. Есть также версия, рассказывающая о том, что скрипки отличаются таким необыкновенным звучанием потому, что для их создания Страдивари использовал не обычную древесину, а обломки Ноева ковчега.

Более серьезно звучат слова ученых из одного тайваньского университета, которые проводили химический анализ образцов материала, из которого сделаны две скрипки Страдивари. Они пришли к выводу, что музыкальные инструменты изготавливались из древесины, которая долгое время вымачивалась в качественном минеральном консерванте. Эта технология не пользовалась популярностью у других мастеров, живших в одно время со Страдивари. При изготовлении современных музыкальных инструментов ее также не применяют. Поэтому вполне вероятно, что это действительно один из факторов, влияющих на звучание скрипки.

В учениках у Амати

Первый секрет Н. Амати, который узнал юный Антонио, – как изготавливать струны. Мастер делал их из внутренностей ягнят. Сначала нужно было вымачивать жилы в щелочном растворе. Затем сушить. А после этого скручивать из них струны.

На следующем этапе обучения А. Страдивари постигал, какое дерево стоит выбирать для изготовления дек скрипок. Мальчик понял, что главное — не внешний вид дерева, а его звучание. Часто Н. Амати изготавливал скрипки из невзрачно выглядевших деревяшек.

Свой первый инструмент А. Страдивари создал в 22 года. Через некоторое время он изготовил уже десятки скрипок. Но на всех его творениях стояло клеймо Николо Амати. Это не огорчало молодого Страдивари. Он был счастлив, что его мастерство растёт. В возрасте 40 лет Антонио открыл свою мастерскую. Вскоре он стал уважаемым скрипичным мастером. У него было много заказов, но превзойти своего учителя не получалось.

Знаменитым мастером А. Страдивари стал в 1680 году. Он улучшал инструменты, созданные его учителем Н. Амати. Для этого он несколько изменил их форму, добавлял украшения. Всячески добивался того, чтобы голоса инструментов звучали более певуче и красиво. В результате всех его стараний и исканий в начале 1700 годов родилась знаменитая скрипка Страдивари, равных которой нет до сих пор.

Сравнение качества звука

Прежде всего, эти инструменты известны качеством звука, который они производят. Однако многочисленные слепые эксперименты с 1817 года по настоящее время (по состоянию на 2014 год) так и не обнаружили никакой разницы в звучании между скрипками Страдивари и высококачественными скрипками в сопоставимом стиле других мастеров и эпох, а также акустического анализа. В особенно известном тесте в программе BBC Radio 3 в 1977 году скрипачи Исаак Стерн и Пинхас Цукерман и скрипичный эксперт и дилер Чарльз Беар пытались различить «Чакону» Страдивари, Гварнери дель Джезу 1739 года, Вильом 1846 года и Британская скрипка 1976 года, которую играет за ширмой профессиональный солист. Двум скрипачам разрешили сначала сыграть на всех инструментах. Никто из слушателей не назвал более двух из четырех инструментов. Двое слушателей определили скрипку 20-го века как Страдивари. Скрипачи и другие критикуют эти тесты по разным причинам, например за то, что они не являются (в большинстве случаев), судьи часто не являются экспертами, а звуки скрипок трудно оценить объективно и воспроизводимо.

На тесте в 2009 году британский скрипач Мэтью Траслер сыграл на своем 1711 Страдивари, который, как говорят, стоит два миллиона долларов США, и на четырех современных скрипках, сделанных швейцарским скрипичным мастером Майклом Ронхаймером   . Одна из скрипок Ронхаймера, сделанная из дерева, которое исследователь Empa (Швейцарская федеральная лаборатория материаловедения и технологий) Фрэнсис Шварц обработал грибками, получила 90 из 180 голосов за лучший тон, а скрипка Страдивари заняла второе место с 39 голосами. Большинство (113) слушателей ошибочно идентифицировали скрипку-победитель как скрипку Страдивари. Анализ обработанной древесины показал снижение плотности, сопровождающееся относительно небольшим изменением скорости звука. Согласно этому анализу, обработка улучшает коэффициент звукового излучения до уровня древесины в холодном климате, которая, как считается, имеет лучший резонанс.

В двойном слепом тесте 2012 года, опубликованном в исследовании « Предпочтения игроков среди новых и старых скрипок », опытные игроки не могли отличить старые инструменты от новых, играя на них в течение короткого времени в маленькой комнате. В дополнительном тесте, проведенном в концертном зале, одна из скрипок Страдивари заняла первое место, но один из участников заявил, что «аудитория в концертном зале по существу сомневалась в том, какие инструменты были лучше в каждом из парных сравнений инструментов. «и» Я мог сказать небольшие различия в инструментах … но в целом они все были великолепны. Ни один из них не звучал существенно слабее, чем другие «Современные скрипки были оценены как обладающие лучшими звуковыми качествами, и в исследовании снова им отдали предпочтение. 2017 г.

Хотя многие солисты мирового уровня играют на скрипках Антонио Страдивари, бывают заметные исключения. Например, Кристиан Тецлафф раньше играл на «довольно известном Страде», но перешел на скрипку, сделанную в 2002 году Штефаном-Петером Грайнером . Он заявляет, что слушатель не может сказать, что его инструмент современный, и считает его превосходным для Баха и лучше, чем Страдивари для «больших романтических концертов и концертов 20-го века ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector