Тур хейердал

Прекрасный дилетант

Бесспорно, по складу характера Тур Хейердал был ученым, хотя не занимал официальных научных должностей и занимался наукой из чистого альтруизма. Он не имел диплома археолога, историка, зоолога, этнографа или антрополога, что, впрочем, не мешало «настоящим» профессорам и академикам гордиться, когда его причисляли к их цеху. Конечно, он был путешественником — но не в современном «туристическом» смысле этого слова, а таким, каким были его великие соотечественники Нансен и Амундсен. Он пускался в путь, чтобы обосновать свои часто экстравагантные теории. Будь у него иной, более комфортный и верный способ их проверить, он вряд ли бы бросался в отчаянные предприятия. В интервью журналу «Вокруг света» он как-то говорил:

tur

Тур Хейердал во время плавания на лодке «Ра» в 1969 году

Фото: ТАСС/Юрий Сенкевич

Автор цитаты

По сути, он был дилетантом широкого профиля, искренне увлеченным своими идеями. Но в этом был его козырь — Тур смотрел на многие вещи более широко, он не боялся нестандартных решений и жесткой критики специалистов. А еще он обладал удивительным даром внушать уважение и находить друзей. Прежде всего, он был великим человеком и настоящим гуманистом. Гражданином мира, посвятившим себя изучению развития человечества вне национальных и государственных интересов. Ради того, чтобы приоткрыть неведомые страницы мировой истории, он готов был дружить с левыми и правыми, коммунистами и капиталистами, полинезийскими каннибалами и Папой Римским. И сильные мира сего ценили упрямого скандинава, может быть, считая его отчасти чудаком. Хотя чудачество ограничивалось целями его предприятий, в остальном же он был очень практичный и расчетливый менеджер, умевший найти средства для экспедиций, организовать сложнейшую логистику, подобрать и сплотить команду, а потом еще и заработать на описании своих приключений. Он, конечно, был романтиком, но никак не фантазером и авантюристом.

Слава пришла к нему внезапно. Планета зализывала раны мировой войны, когда пятеро отчаянных норвежцев и один швед решили проверить гипотезу о том, что еще в доколумбову эпоху между индейцами Южной Америки и аборигенами Полинезии могли существовать контакты. На это указывали некоторые археологические данные (хотя серьезных исследований не проводилось) и легенды местных жителей, но главное, в этом был уверен руководитель экспедиции Тур Хейердал, еще до войны живший в Полинезии. Он и убедил товарищей пуститься через океан на построенном по технологиям каменного века плоту из базальтового дерева, чтобы доказать возможность таких плаваний. В апреле 1948 года они вышли из Перу, и через 102 дня «Кон-Тики» подошел к атоллу Туамоту. Не имевшие опыта смельчаки прошли 7 тыс. километров и доказали, что умелые мореплаватели древности могли без труда делать то же самое.

tur

Экспедиция на лодке «Кон-Тики» 1947 года

Фото: commons.wikimedia.org

В путешествии Тур Хейердал снимал все перипетии на кинопленку. Итогом стал «Кон-Тики», который в 1952 году был удостоен премии «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм. Весь мир был поражен отчаянной смелостью парней, которые рисковали жизнью, чтобы проверить научную гипотезу. Огромным успехом пользовалась и книга «Экспедиция «Кон-Тики», переведенная на 70 языков и разошедшаяся общим тиражом 50 миллионов экземпляров. Хейердал, которому еще не было и сорока, стал национальным героем Норвегии и кумиром молодежи по обе стороны железного занавеса, что ко многому обязывало: от него ждали новых проектов и достижений.

Внешние ссылки [ править ]

  • Жаклин Бир на IMDb
  • Жаклин Пиво в AllMovie
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеМисс Вселенная 1954 , обладательница национальных титулов.
  •  Марта Роша
  •  Исис Финли
  •  Ленита Айристо
  •  Жаклин Пиво
  •  Рика Диалина
  •  Моана Мэнли
  •  Амара Асавананда
  •  Мириам Стивенсон
Авторитетный контроль
  • LCCN : no89012518
  • VIAF : 16782062
  • WorldCat Identities : lccn-no89012518

y_senkevich.jpg

«Ра-2» идёт к цели

В день, когда «Ра-2» получила имя, она доказала свою прочность – ветер подхватил судно и с силой ударил о бетонный пирс. Высокий загнутый нос спружинил, лодка отскочила от пирса целая и невредимая. 17 мая она вышла из того же порта Сафи, откуда годом раньше отправилась покорять океан её предшественница.

В начале плавания «Ра-2» заставила экипаж поволноваться – папирус впитывал воду с такой интенсивностью, что лодка оседала примерно на 10 см в сутки и через четыре дня наполовину погрузилась в океан. Чтобы облегчить её, путешественники выбросили за борт всё, от чего можно было отказаться.

Полегчавшее судно периодически требовало мелкой починки, но в целом вполне успешно и довольно шустро шло по намеченному пути, неплохо показав себя во время шторма. Компанию людей развлекали спутники из животного мира: обезьянка Сафи, селезень Синдбад-2, многочисленные морские обитатели. В какой-то момент на мачту «Ра-2» стали приземляться птицы, отдыхая от долгого перелёта над солёной водой, среди них затесался окольцованный голубь, задержавшийся на лодке надолго – его команда окрестила «Юби».

Парень из Ларвика

Принадлежавший семье пивоваренный бизнес процветал, и отец большую часть времени проводил в путешествиях по Европе, в которые часто брал любимого младшего сына. Он был седьмым ребенком в большой семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Кстати, Тур — наследственное имя, и в каждом поколении Хейердалов был свой Тур. Знаменитый исследователь позже шутил, что он Тур — внук Тура, сын Тура, отец Тура и дед Тура!

Как и отец, Алисон Люнг души не чаяла в младшем сыне. Она была биологом, училась в Англии, и, видимо, от нее Тур-младший впитал любовь к зоологии и веру в учение Дарвина. Если его спрашивали, чем он хочет заниматься в будущем, мальчик без сомнений говорил: «изучать жизнь животных». И когда он поступил на естественно-географический факультет университета в Осло, это никого не удивило.

Проучившись семь семестров, юноша затосковал. Ему казалось, что он и так знает всё, о чем говорили на лекциях профессора. Ему хотелось настоящего дела. А тут как раз немецкие зоологи Кристине Бонневи и Яльмар Брох, с которыми он был знаком, собрались организовать и спонсировать экспедицию в Полинезию, целью которой было понять, как туда могли попасть населяющие острова животные. Сами они надолго покинуть университет не могли, но с удовольствием доверили это дело Туру и его молодой супруге Лив Кушерон-Торп. Так первая научная экспедиция Хейердала удачно совпала с медовым месяцем.

tur

Тур Хейердал во время постройки лодки «Ра» в 1967 году

Фото: Getty Images/Bettmann

Около года молодожены провели в палатке на островке Фату-Хива. Была собрана огромная коллекция флоры и фауны, Тур познакомился с обычаями и преданиями местных племен и… научился плавать. Это было непросто — в детстве он дважды чуть не утонул, после чего панически боялся воды. Кстати, именно на Фату-Хиве Туру впервые пришла в голову идея о возможных контактах местных жителей с южноамериканскими индейцами, которая впоследствии отправила в путь «Кон-Тики». Молодые покинули остров, лишь когда Тур подхватил неприятную инфекцию, а его супруга ждала ребенка. Вернувшись, Хейердал выпустил книгу «В поисках рая», где описал их приключения. Издание прошло почти незамеченным — Европа уже готовилась к большой войне, и людям было не до экзотики.

Война застала Тура в канадской глуши, где он собирал сведения о североамериканских индейцах, живших в прибрежных районах. Он спешно вернулся к цивилизации и добровольцем вступил в американскую армию, окончил разведшколу, получил звание лейтенанта. Его группу должны были забросить в оккупированную немцами Норвегию через Мурманск, но по дороге в СССР морской конвой был атакован подлодками нацистов и чуть не погиб. Спасли союзников подоспевшие советские моряки.

Curriculum vitae

Тур Хейердал (Thor Heyerdahl), выдающийся норвежский путешественник, этнограф и археолог, родился 6 октября 1914 г. в городке Ларвик неподалеку от Осло.

В 1933 году Хейердал поступил на зоологический факультет столичного университета. Через 3 года он со своей женой отправился на Маркизские острова в Тихом океане, где несколько месяцев занимался изучением местной флоры и фауны.

Исследования прервала II мировая война. Хейердал прошел спецподготовку радиста-диверсанта, сражался за освобождение Норвегии от нацистов и был удостоен награды за храбрость. Приобретенные навыки способствовали успеху его экспедиций.

В 1969–1970 годах папирусные ладьи «Ра» и «Ра-2» пересекли уже Атлантический океан и продемонстрировали возможность проникновения египтян на американский континент за тысячи лет до Христофора Колумба.

В 1977 году плавание через Персидский залив на «Тигрисе», связавшее Индию с библейскими землями и завершившееся сожжением корабля в знак протеста против войн на планете.

В 80-х Хейердал снова вернулся в Перу, где открыл целую долину древних пирамид.

В 1993 году, приехав на Канары, он раскопал несколько холмов на острове и обнаружил пирамиды, построенные гуанчо древним народом, истребленный испанцами в XV веке.

Весной 2001 года Хейердал организовал и возглавил археологическую экспедицию в Россию для подтверждения своей гипотезы о том, что предки современных норвежцев пришли с берегов Азовского моря. Эта экспедиция освящена в книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого».

Тур Хейердал скончался 18 апреля 2002 года. Узнав о своем окончательном диагнозе, раке головного мозга, он отказался от медицинской помощи и встретил последние часы в кругу родных в своем доме в Италии.
Фантастически работоспособный, вплоть до своей смерти ученый продолжал активно заниматься научной деятельностью, читать лекции и консультировать новое поколение исследователей.

Тур Хейердал, наряду с Руалем Амундсеном и Фритьофом Нансеном, Хенриком Ибсеном и Эдвардом Григом, Кнутом Гамсуном и Эдвардом Мунком, Бьорном Дэли и Оле-Эйнаром Бьорндаленом, — один из ярчайших норвежцев в истории мировой цивилизации.

Краткая биография жизни

Будущий путешественник и исследователь родился в Норвегии, когда уже вовсю громыхала первая мировая война. Тур рано заинтересовался биологией и антропологией, даже создал небольшой зоологический музей прямо у себя дома. А вот вода, как бы странно не звучало, внушала ему панический страх. Дважды в детстве Хейердал оказывался в одном шаге от утопления. Только в 22 года, выплыв из реки самостоятельно (он оказался там волей случая), сумел победить водобоязнь и изжить её навсегда.

Но и в последующие годы жизни Хейердала мало что ещё указывало на грядущую деятельность его. Конечно, знакомство со знаменитым путешественником Крепелином, изучавшим Полинезию (и одновременно – освоение географии в университете Осло) говорит о многом. Однако исследовать далёкие страны можно было и в кабинете, конечно, рассматривая и анализируя отобранные другими материалы. Но не такова была личность Хейердала…

В 1937 году он отправляется на Таити (где проходит курс выживания), а потом – целый год живёт на острове Фату-Хива, который был полностью изолирован от цивилизации. Продолжить исследования помешали сначала язвы, а затем – рост враждебности местных жителей. Этот период работы Тура Хейердала оказался почти забыт, так как попал в густую тень мировой войны.

В то же время, о знаменитом исследовательском походе через Тихий океан знают почти все сколько-нибудь образованные люди. Летописи и зарисовки конкистадоров, легенды и археологические совпадения подтолкнули Хейердала к попытке опытным путём проверить, возможно ли пройти большое расстояние по воде, располагая лишь теми средствами, что и в древности.

1947 год. Перу. Тур Хейердал и другие пятеро исследователей строят плот старинной конструкции, ставший известным как «Кон-Тики». За сто одни сутки, используя лишь течение и попутные ветры, экспедиция прошла восемь тысяч километров и достигла островов Туамоту.

Доклад №2

Однажды небольшая группа увлеченных романтиков и исследователей решила пройти Тихий океан на плоту из деревьев, бальсовых,  древесина которых очень прочна, но легче пробки. Срубили 9 деревьев и, как это делали индейцы, сняли с них кору. Это была основа плота. Поперек сверху положили еще девять, но меньше. Чтобы улучшить качество плота и увеличить его скорость, построили в центре палубы небольшую хижину из бамбука, сделали острый нос и поставили мачту с парусом.

Плот должен был быть изготовлен без применения единого гвоздя, болта и заклепки, а значит без жестких креплений. Все части плота были связаны между собой веревками с жесткими узлами. На готовое судно пришло смотреть много любопытных. Никто не верил в удачу этих ребят. Церемония перед отплытием была свершена с помощью кокосового молока и букета подсолнечников – в честь белого бога солнца древних инков Кон-Тики, что управлял народом в те времена.

О великом Тики рассказывали, что он пришел с предками в эти края и земли с востока. В честь него и назвали судно. По его пути и пошел корабль. 101 день боролись они с волнами, солнцем и океаном. Пережили две бури, питались рыбой и пили дождевую воду. Наконец им встретился пролетающий недалеко фрегат. Это значило земля близко, и вскоре они действительно взошли на берег. Они проделали путь почти в 7000 км. Как от Москвы до Камчатского края. Путешествие на плоту по Тихому океану сделало этих ребят известными на весь мир.

Капитаном их был Тур Хейердал, исследователь, увлеченный миром науки. Весь этот эксперимент стал доказательством его теории о предках индейцев, пересекавших океан на самодельных плотах и о наличии кокосовых пальм, семена которых завезли на острова люди. Это плавание стало визитной карточкой Тура Хейердала. Не только замечательные книги, исследования и другие приключения, а именно этот переход по Тихому океану принёс ему мировую известность

5 класс

По заветам древних индейцев

Плот для путешествия был построен из бальcы — легчайшего дерева в мире. Судно, аналогичное тем, что раньше делали индейцы, соорудили без единого гвоздя. Оно состояло из девяти брёвен длиной от 10 до 14 метров, сложенных так, что у плота был острый нос.


Модель судна, на котором совершалось плавание. (flickr.com)

Бревна были перевязаны канатами, над ними возвышалась мачта с большим (27 кв. м) прямоугольным парусом. Плот был оснащён кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов (досок, торчащих из дна плота вниз и исполняющих роль киля и руля). Палуба была устлана бамбуком. Посреди плота стояла небольшая, но довольно крепкая хижина с крышей из банановых листьев. Своему плоту путешественники дали имя «Кон-Тики» — по имени легендарного полинезийского героя.


Судно Тура Хейердала и его команды. Вид с океана. (nrk.no)

28 апреля 1947 года из небольшого порта Кальяо на побережье Перу в Тихий океан отправился необыкновенный кортеж. Буксир ВМС Перу «Гуардиан Рио» тащил плот Хейердала. Примерно в 50 милях от берега, достигнув течения Гумбольдта, экипаж буксира попрощался с путешественниками, и для них начался длинный и опасный путь к Полинезии.

Полинезия

Во время учебы в университете Хейердал познакомился с учеными-зоологами, которые работали над проектом по исследованию фауны удаленных полинезийских островов. Их волновал вопрос, как на этих островах оказались материковые животные. Хейердал взялся за выполнение этого задания.

В 1937 году Тур с молодой женой Лив отправился на Таити, где в течение месяца жили у приютившего их местного вождя. Освоив науку выживания в условиях дикой природы, исследователи отправились на изолированный остров Фату-Хива. Молодожены прожили год вдали от цивилизации, собирая ценную информацию о флоре и фауне острова. В дальнейшем Хейердал написал об этом книгу «В поисках рая».

Конструкция лодок

Лодки с твердым полом имеют овальный или заостренный, приподнятый над поверхностью воды нос. Суда укомплектовываются сиденьями-банками, леерами, закрепленными по всему периметру борта, имеют ручки для переноски, петли для привязки груза в гермомешках. В конструкцию моделей входят автономные надувные отсеки, разделенные герметичными гибкими мембранами. Лодки обладают сливными устройствами, клапанами для накачки и стравливания воздуха при повышении давления в надувных отсеках в жаркие дни.

Модели с жестким дном, ориентированные на плаванье по морю, просторным водоемам, оснащаются килями, обеспечивающими хорошую курсовую устойчивость на волне. У моторных лодок на корме есть отделение для перевозки запасов топлива. Суда укомплектовываются поворотными или стационарными уключинами с возможностью регулировки высоты. Суда дополняются рымами, привальными устройствами, фальшбортами, водометами, водоотбойниками.

Модели для рыбной ловли оснащаются устройствами для фиксации спиннингов, подстаканниками, приспособлениями для установки эхолотов, сетками для рыбы. Лодки для дальних походов имеют откидные столики, держатели для перевозки бутылок, вшитые карманы для складывания мелких предметов, отсеки для снаряжения, запасов продуктов. Сплавные варианты с жестким днищем отличаются усиленной системой безопасности, укомплектовываются дополнительными надувными камерами, расположенными под корпусом. В конструкцию ряда моделей входят навесы и трапы для подъема в кокпит из воды.

Лодки дополняются надувными подушками, разборными или цельными веслами из алюминия, композитных материалов, насосами, ремкомплектом. Корпус моделей выполнен из пятислойного армированного поливинилхлорида. Надувные камеры соединяются с помощью склеивания или инновационных сварочных технологий. Скоростные модификации обладают усиленными швами, защищенными специальной водонепроницаемой лентой.

На плоту и лодках через океаны

В послевоенной Европе молодого норвежца, имеющего только степень бакалавра, но пытающегося доказать свои собственные идеи о переселении народов, многие ученые не восприняли всерьез, сочтя его действия авантюрой, и не больше. Он пытался проверить легенду о том, что предками жителей Полинезии были белокожие люди с длинными бородами с южноамериканского материка, которые жили там еще в доинкскую эпоху, а позднее ушли, уплыли в океан и не вернулись. Самым уязвимым местом в теории Хейердала было то, что у индейцев того доисторического времени не было килевых судов, способных выдержать волнение. Зато они перемещались вдоль берега на легких плотах из дерева бальсы: оно было распространено от Мексики до Боливии, его древесина легче воды и очень прочная. Однако было также известно, что древесина бальсы хорошо впитывает воду, поэтому плавать на таком плоту на большие расстояния просто невозможно: плот в какой-то момент может пойти ко дну. Хейердал предложил построить подобный плот и попробовать на нем поплыть в открытый Тихий океан от побережья Перу до островов Полинезии. До ближайшего острова Пасхи было около 4000 миль (морская миля равна 1853 м). Хейердал собирался проплыть дальше. Но как? Плот оснащен только парусом, маневрировать на нем сложно, значит, следует полагаться только на волю волн, т. е. на направление попутных течений. Таким было холодное Перуанское течение (оно также называется течением Гумбольдта), направляющее свои воды к островам Туамоту, и идущее выше северное пассатное течение.

Тур Хейердал на «Кон-Тики». Июнь 1947 г.

Тур Хейердал никогда не был искателем приключений, по его словам, но иначе как романтической авантюрой это предприятие было назвать трудно. Набрав команду из своих друзей и нескольких новых людей, он отправился в Южную Америку, где был выстроен плот из нескольких бревен бальсы. Будущие мореплаватели хотели сделать его максимально приближенным к древним чертежам и рисункам: для скрепления бревен использовались только веревки, поскольку инки не употребляли для этого ни железа, ни гвоздей, ни металлических скоб. Пришлось делать в бревнах желобки, которые помогали веревкам не скользить и держать все сооружение. Между бревнами оставляли зазоры, в которые могла бы свободно проходить вода, не утяжеляя плот. Весь скарб экспедиции размещался в небольшом укрытии с крышей. В середине стояла мачта с парусом, использовались весла. Плот назвали «Кон-Тики».

Рисунок плота из дерева бальсы, взятый за основу при строительстве «Кон-Тики»

В мае 1947 года «Кон-Тики» не без приключений наконец-то отчалил от берегов Перу, пытаясь с попутным течением и ветрами достичь островов центральной части Тихого океана. Каждому из шести членов экипажа приходилось нести вахту, сменяясь через каждые 2 часа. Недоброжелатели предсказывали, что плот потонет, напитавшись водой, но как будет вести себя древесина в действительности, никто не предполагал. Даже сам Тур Хейердал, который безоговорочно верил в успех своего вояжа, признался, что спустя неделю плавания он отковырнул ножом кусочек дерева, чтобы посмотреть, насколько оно впитало морскую воду: тот был тяжел и камнем пошел ко дну. Правда, потом, сделав надрез, Тур Хейердал обнаружил, что дерево пропиталось водой всего на несколько сантиметров, оставаясь в середине сухим и легким. Опасность утонуть от намокания плота им не грозила.

Однако оставались другие сложности: веревки могли перетереться, крепление плота ослабнуть. Но и этого счастливо удалось избежать. Путешественники сначала хотели взять на борт только те продукты, которые могли бы служить пищей и для древних инков, но в конце концов передумали, запасшись военными сухими пайками и употребляя в пищу то, что могли выловить в открытом море. Через почти 2 месяца они заметили птиц, летящих, очевидно, с суши. Вскоре появились и острова на горизонте, это были атоллы островов Туамоту, но мореплаватели не могли повернуть к ним: их движущей силой были только волны и попутные ветра. Оказалось, что одной из самых сложных задач было не доплыть до суши, а именно подплыть к ней, пристать к берегу.

На борту «Кон-Тики» мореплаватели провели 101 день

В результате нескольких попыток причалить «Кон-Тики» вынесло на рифы, но не разбило, а сплющило силой падающих сверху огромных волн. Вброд и вплавь перенесли они свои вещи с покореженного плота на твердую землю. Так плавание на «Кон-Тики» закончилось. Путешественники мгновенно стали героями дня, об их экспедиции писали все газеты. Ученые признали, что гипотеза Хейердала имеет право на жизнь, хотя остальные многочисленные факты все равно не подтверждали южноамериканское происхождение полинезийцев.

Краткая биография

Жизнь Тура Хейердала началась в Норвегии в 1914 году. Всегда интересовавшийся естественными науками молодой человек обучался в университете Осло, отдавал предпочтенье зоологии и истории и всерьез увлекся вопросами о том, каким образом попадали на отдаленные острова Полинезии животные с континентов. Его манили острова, которые еще не были сильно затронуты цивилизацией. Женившись в 1936 г., он вместо свадебного путешествия отправился с молодой женой на Маркизские острова, где новая семья прожила около года.

Именно в первом путешествии у Хейердала сначала в воображении, а затем и в реальности возникли контуры его будущих экспедиций, которым он посвятил всю свою жизнь. После Второй мировой войны он начинает осуществление своих замыслов: доказать, что, не имея в своей культуре ничего подобного килевым судам, только на плотах из местного дерева, представители доинкской цивилизации могли пересекать океан и добираться до островов в Тихом океане, а значит, могли дать начало полинезийской расе. На плоту «Кон-Тики» он стартовал от побережья Перу
и достиг островов Туамоту. В дальнейшем метод доказательств путей переселения народов на собственном примере еще не раз был осуществлен: на папирусных лодках «Ра» и «Ра II» он с командой в 1969–1970 гг. пытался пересечь Атлантический океан. Это удалось только экспедиции на «Ра II», которая, выйдя из Марокко, благополучно закончила свой рейс на о. Барбадос в Карибском бассейне.

В дальнейшем многие организованные Хейердалом экспедиции были раскритикованы разными учеными, которые считали, иногда не без основания, эти мореплавания только авантюрами. Тем не менее Тур Хейердал упорно держался своей точки зрения, набирал в экспедиции многонациональные команды, показывая, что люди могут и должны сотрудничать на благо общих интересов. Последнее путешествие Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис» не закончилось. Оно прервалось в знак протеста Хейердала и экипажа «Тигриса» против военных действий: мореплаватели сожгли свою лодку. Тур Хейердал умер в 2002 году в Италии, где жил в последние годы.

Начало «авантюры»

В 1937 году Тур Хейердал с женой отплыли из Марселя на Таити. Чтобы добраться до острова, им пришлось пересечь Атлантический океан, Панамский канал и Тихий океан. Проведя месяц в доме таитянского вождя, они переехали на одинокий остров Фату-Хива, где провели год в отрыве от цивилизации. Хотя цель экспедиции состояла в изучении местной фауны, Хейердала гораздо больше заинтересовал вопрос о путях заселения Полинезии.


Тур Хейердал с женой Лив. (flickr.com)

Во время вынужденной поездки на остров Хиваоа за медицинской помощью Хейердал свёл знакомство с норвежцем Хенри Ли, жившим на острове с 1906 года. Тот показал молодому исследователю каменные статуи в джунглях, о происхождении которых никто ничего не знал. Но Ли упомянул, что подобные статуи известны также по находкам в Колумбии — стране, находившейся почти в 6 тыс. км к востоку от Маркизских островов. Также именно от Ли Хейердал узнал о Тике — боге местных племён. По легенде, раньше в Перу был народ белых богов, прибывших с севера. Однако после поражения в битве с инками на озере Титикака они бесследно исчезли.

Позднее Хейердалу удалось обнаружить на острове огромные изваяния бога Тики, которые напоминали статуи в Южной Америке.


Остров Фату-Хива. (britannica.com)

Исследование флоры и фауны островов, а также океанских течений привело норвежца к мысли, что господствующие ветры, которые идут с севера, через Гаити, способствовали появлению на островах первых поселенцев. Эта точка зрения полностью расходилась с утвердившимся тогда мнением, согласно которому предки полинезийцев пришли на острова с берегов юго-восточной Азии. Также до окончательного оформления теории норвежского путешественника считалось, что кокосы, которые произрастали на архипелаге, были занесены морской водой из Южной Америки.

Хейердал провёл немало времени в архивах и музеях, изучая старинные манускрипты и рисунки, на которых изображались плоты древних индейцев Южной Америки. Исследователь попытался даже заинтересовать и убедить в правильности своей теории учёного из Нью-Йорка, предоставив доказательства, однако тот лишь улыбнулся и сказал ему: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».

Так возникла идея путешествия на плоту от латиноамериканского побережья к островам Полинезии.

Лес и знания

Особенно Тур увлекался зоологией, этнографией и географией. Вместе с местными мальчишками он облазил все окрестности Ларвика, умел ориентироваться по карте, стрелять из лука, разжигать костёр и готовить на нём еду. Когда ему было лет восемь, эти навыки спасли ему жизнь. Во время очередного похода в лес Тур Хейердал отбился от группы и проплутал почти двое суток, но сумел найти дорогу к дому самостоятельно и даже составил такую точную карту, что ею потом пользовались даже взрослые. В музее матери он познакомился с местным стариком, который сторонился людей и обосновался в лесу. Старику любознательный Тур тоже приглянулся, и скоро они, несмотря на разницу в возрасте, стали друзьями. Родители у Тура были мудрые, они совсем не возражали, чтобы их сын пожил некоторое время вместе с «лесным человеком». И Тур с огромным наслаждением скитался вместе со старшим другом по лесам, питался тем, что удастся найти, и спал под открытым небом. В 19-летнем возрасте он поступил в столичный университет на естественно-географический факультет. Тур ничего не боялся — ни непогоды, ни диких зверей, ни несчастных случаев. Боялся он только одного — воды. И страх этот был совершенно паническим. Ведь в детстве Тур дважды едва не утонул. Поэтому студент Хейердал выбирал такие маршруты, где не нужно переходить вброд водные потоки или хуже того — переплывать их. Не правда ли, необычная фобия для прославленного в будущем морехода? Излечиться от этого всепоглощающего страха Туру помог случай. Когда ему было 22 года, он снова едва не пошёл ко дну. Но на этот раз Тур был уже взрослым и сильным молодым человеком, он сумел преодолеть свой страх и… поплыл. А водобоязнь исчезла навсегда!

Кто такой Тур Хейердал: биография, путешествия, интересные факты, его судьба

Знаменитый путешественник прославил на весь мир свой родной город Ларвик в южной части Норвегии, в котором родился в 1914 году.

Будущий мореплаватель очень боялся воды. Поэтому в детстве под руководством матери (биолога) занимался зоологией и не помышлял о дальних странствиях.

Увлечение молодости

Увлечение зоологией привело Тура Хейердала в университет столицы, где он занялся серьезным изучением этой науки, прибавив изучение географии. В университетские годы увлекся полинезийской историей и культурой и посвящал свободное время знакомству с ними. В это время произошло его знакомство с немецкими учеными из Берлина. Кристина Бонневи и Яльмар Брох работали над проектом, в который входило посещение самых дальних островов Полинезии для выяснения, как населен их животный мир.

В том же году зоолог вместе с супругой Лив оставили Осло для поездки на острова южных морей. Они почти год проводили исследования в чужих землях. По возвращении в 1938 году молодой человек занялся писательским трудом и издал произведение «В поисках рая», в которой поведал о своих открытиях. Через много лет книга была расширена и вышла в новом формате «Фату-Хива».

Участие в войне

Два следующих года были отданы работам в составе команды на канадской территории — побережье Британской Колумбии. Началась Вторая мировая война. Юноша пошел служить в войска США, учился в спецшколе, готовящей разведчиков-парашютистов. Во время военных действий входил в Движение Сопротивления у себя на родине.

Передвижение на обычном плоту

После войны полностью анализировал и обобщил материал о Полинезии. В итоге представил версию о ее заселении из Америки в противовес мнению о Юго-Восточной Азии.

К его предположению историки отнеслись недоверчиво, но он решил проверить гипотезу еще раз и устроил экспедицию «Кон-Тики». В нее вошло 5 единомышленников. Способом передвижения выбрали плот, на что повлияли старинные летописи о плотах конкистадоров. Многие легенды, сказания, свидетельства археологов, старинные рисунки позволяли думать о присутствии связей Полинезии и Америки.

За 101 день мореплаватели преодолели 4300 тихоокеанских миль, или 8 тысяч км. Летом 1947 года они пристали к Туамоту, доказав, что обычное средство передвижения может одолеть Тихий океан. По возвращении Тур представил свою работу в воспоминаниях «Путешествие на Кон-Тики» и документальной ленте, удостоенной премии «Оскар». Книгу перевели больше чем на 60 языков.

В середине 50-х годов уже прославленный герой собрал археологическую экспедицию на острова Пасхи. После возвращения он выпустил издание, ставшее бестселлером, — «Аку-Аку».

Путешествие на папирусной лодке

В этот период он изучил папирусные лодки. В конце 60-х годов он решил путешествовать через Атлантический океан на такой лодке до Африки. Судно построили в Республике Чад, но она не выдержала пути. Через год новая лодка под названием Ра-II, созданная боливийскими мастерами, дошла до Барбадоса. Наш герой сумел доказать, что в древние времена мореплаватели совершали путешествия через Атлантический океан.

Экипаж «Ра» был составлен из жителей разных стран, в его состав входил и врач Юрий Сенкевич из СССР. По возвращении были представлены результаты в издании «Экспедиция на «Ра» и в снятой документальной ленте.

Новая лодка «Тигрис»

На ней опять вышел в плавание международный состав для доказательства существования путей связи между Месопотамией и Индийской землей (современный Пакистан). Ведущий «Клуба кинопутешествий» Сенкевич вторично вошел в состав экспедиции. Через 5 месяцев лодка сохранила все качества, но была сожжена как выражение протеста вспыхнувшим войнам. Сожжение Хейердал сопроводил письмом к людям всех стран подумать об общем будущем.

Последние работы

В 80-е годы путешественник занимался обследованием холмов на Мальдивах, в 90-е годы проводил раскопки на острове Тенериф.

Он организовал донские и кавказские археологические раскопки. По итогам проведенных работ вместе с соавтором Пером Лиллиестремом написал работу «Без границ», переработав которую оба автора получили произведение «В погоне за Одином». Историки опубликовали ряд отрицательных отзывов на них, хотя не смогли выдвинуть никаких опровержений находкам норвежского и шведского исследователей.

Награды великого путешественника

Мореплаватель являлся обладателем множества регалий: Святого Олафа (награда Норвегии), со Звездой, имени Мальты (Америка); офицером орденов: Солнца (Перу), «За большие заслуги» (Перу), «За заслуги» (Италия), «За заслуги» (Египет), «Золотого ковчега» (Голландия) и множества других почётных наград и заслуженных званий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector