Доклад арфа музыкальный инструмент 2, 3, 4 класс сообщение
Содержание:
История инструмента
Первые арфы на территории современной Ирландии появились очень давно. Кельты слагали легенды о том, что этот инструмент был подарен им богами, чтобы подчеркнуть их легкий характер и любовь к веселью. Но, как полагают современные историки, арфа была привезена в Ирландию из Европы. Символом Ирландии музыкальный инструмент стал в XIII веке. Уже тогда его изображение присутствовало на королевском гербе. Музыканты, играющие на арфах, в те времена считались очень уважаемыми людьми. Они декламировали под музыку стихи для своих вождей, вдохновляли воинов на сражения и просто поднимали боевой дух кельтов.
Сами арфы всегда старались богато украшать. Их декорировали мозаикой, перламутром и даже драгоценными металлами. Но золотому веку арфы пришел конец после завоевания территорий, населенных кельтами, англичанами. Заполучив власть, они издали большое количество запретов, направленных на то, чтобы искоренить культуру местных жителей. Им не разрешалось носить национальные костюмы, использовать традиционную символику и даже использовать привычные для местных имена.
Позже запреты смягчились. Изображение традиционной ирландской арфы стало появляться на местных монетах. Но игрой на этом музыкальном инструменте со временем стали интересоваться намного меньше. Интерес к ирландской арфе стал возрождаться только в 50-е годы прошлого века. Инструмент обрел новую жизнь. В Ирландии и за ее пределами стали организовывать ежегодные летние школы для тех, кто хотел научиться играть на арфе, и различные тематические фестивали.
В то же время появилось большое количество разного рода материалов, помогающих им в обучении. Сейчас ирландская арфа популярна среди музыкантов. Инструмент используется не только для исполнения народной или академической музыки. На нем играют даже современные мелодии. Самым известным музыкантом, популяризировавшим кельтскую арфу, стал Дерек Белл.
литература
- Об истории постройки арфы от средневековья до наших дней. Отчеты конференции Michaelsteiner 47, Michaelstein 1995, ISBN 3-89512-113-4 .
- Люсия Бова: L’arpa moderna. La scrittura e la notazione, lostrumento and il repertorio dal ‘500 alla contemporaneità. Сувини Зербони, Милан 2008, ISBN 978-88-900691-4-7 . (Итальянский)
- Дагмар Дройсен-Ребер : В: Oesterreichisches Musiklexikon . Интернет-издание, Вена 2002 и далее, ISBN 3-7001-3077-5 ; Печатное издание: Том 2, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Вена 2003, ISBN 3-7001-3044-9 .
- Дагмар Дройсен-Ребер и Беате Вольф (ред.): Арфы Берлинского музея музыкальных инструментов. Инвентарный каталог. SIMPK, Берлин 1999, ISBN 3-922378-18-8 .
- Александр Лангер: В: Oesterreichisches Musiklexikon . Интернет-издание, Вена 2002 и далее, ISBN 3-7001-3077-5 ; Печатное издание: Том 2, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Вена 2003, ISBN 3-7001-3044-9 .
- Вита Мирелла: Маленький словарь арфы. Издательство Пиццикато. (четыре языка)
- Хайдрун Розенцвейг (ред.): Исторические арфы. Odilia Verlag, Базель 1991, ISBN 3-9521367-4-3 .
- Ханс-Иоахим Зингель: Справочник по арфовой музыке. Hofmeister Verlag, Hofheim am Ts.1965.
- Ханс-Иоахим Зингель: игра на арфе и арфе. Laaber-Verlag, Laaber 1979, ISBN 3-921518-08-3 .
История происхождения
Арфы были известны с древних времен в Азии, Африке и Европе, начиная с 3000 г. до н . Э. Инструмент имел большую популярность в Европе в средние века и в эпоху Возрождения, где он превратился в широкий спектр вариантов с новыми технологиями и был распространен в европейских колониях, обретя особую популярность в Латинской Америке.
Хотя некоторые древние представители семейства арф вымерли на Ближнем Востоке и в Южной Азии, потомки ранних арф все еще играют в Мьянме и некоторых частях Африки; другие варианты, не существующие в Европе и Азии, использовались народными музыкантами в современную эпоху.
Сколько струн у арфы было в древности?
Считается, что древний человек, выпуская стрелу из лука, слышал издаваемый тетивой тонкий звук. Так появилась идея создания первых щипковых инструментов: арфы, гуслей, лиры. Современная арфа – инструмент тяжелый (весом до 29 кг), огромных размеров, имеющий от 45 до 47 струн. Но не всегда она была такой. В древних образцах насчитывалось от 7 до 30 струн. При этом размеры не были такими внушительными.
Современные концертные залы оборудованы просторными оркестровыми ямами, потому есть место даже для такого массивного инструмента, как арфа. Струны когда-то воспроизводили всего одну октаву из семи нот. Постепенно устройство менялось и усовершенствовалось, в результате стало возможным производить диатоническую гамму. Но для извлечения хроматических интервалов приходилось перенастраивать струны при помощи крючков либо менять силу натяжения. В итоге, для более простого извлечения звука, у арфы появились педали. С их помощью можно было повысить звучание на полутон. Дальнейшее усовершенствование привело к тому, что появились двойные педали, благодаря которым стало возможным повышать звуки на целый тон.
Материалы
Музыкальный инструмент арфа состоит из большого деревянной треугольной основы, обычно изготовленной из клена. Белый клен достаточно крепкий, чтобы выдерживать давление струн. Также для некоторых частей деки применяется ель, так как она легкая, крепкая и гибкая, что позволяет ей равномерно реагировать на вибрации струн и создавать насыщенный, чистый звук.
Изогнутая пластина, к которой прикреплены струны, выполнена из латуни. Диски и педали, управляющие длиной, также являются латунными. Сложный внутренний механизм, который соединяет педали с дисками, выполнен из латуни и нержавеющей стали, а некоторые части производятся из нейлона. Струны арфы изготовлены из стали и нейлона. Каждый материал имеет различные свойства, которые делают его пригодным для определенной длины струны. Поверхность арфы обрабатывается прозрачными лаками, может быть украшена декоративными деревянными панелями из ореха или более дорогого красного дерева. Некоторые инструменты покрывают золотыми листами в 23 карата.
История
Молодой человек с еврейской арфой — Дирк ван Бабурен
Самое раннее изображение человека, играющего на еврейской арфе, — это китайский рисунок , датируемый 3 веком до н.э., а изогнутые кости, обнаруженные в укреплениях Симао в Шэньси , Китай, считаются самым ранним свидетельством существования этого инструмента, относящегося к более ранним временам. 1800 г. до н.э. Археологические находки сохранившихся в Европе образцов были заявлены как почти такие же старые, но эти даты были оспорены как на основании методов раскопок, так и из-за отсутствия современных письменных изображений или изображений, упоминающих инструмент.
Устройство инструмента
Округлую форму струнная лира унаследовала от первых изделий, изготовленных из панциря черепахи. Плоский корпус обтягивали мембраной из воловьей кожи, снабжали двумя рогами антилопы или изогнутыми деревянными стойками по бокам. К верхней части рогов крепили штангу-перекладину.
На готовую конструкцию, по виду напоминающую хомут, натягивали одинаковые по длине струны из овечьих кишок или конопли, льна, числом от 3 до 11. Они крепились к штанге и корпусу. Для выступлений греки предпочитали 7-струнные инструменты. Встречались также 11-12-струнные и отдельные 18-струнные экспериментальные экземпляры.
У более поздних северных европейских аналогов тоже были свои отличия. Самая древняя найденная германская лира относится к V веку, а скандинавская ротта к 1300 году. Средневековая немецкая ротта сделана по тем же принципам, что и эллинские образцы, но корпус, стойки и перекладина выточены из цельного дерева.
Оркестровая роль
Арфист играет
Арфа нашла свое раннее оркестровое использование в качестве сольного инструмента в концертах многих композиторов эпохи барокко и классической музыки (Гендель, Моцарт, Буальдье, Альбрехтсбергер, Шенк, Дуссек, Шпор), а также в оперных театрах Лондона, Парижа, Берлина и большинства других столиц. Гектор Берлиоз начал использовать его в симфонической музыке, но его выступления разочаровывали в таких странах, как Германия, где было мало арф или достаточно опытных арфистов. Ференц Лист был первооткрывателем, использовавшим арфу в своей оркестровой музыке. Особенно расширили его симфоническое использование французские и русские композиторы-романтики. В опере итальянские композиторы использовали его регулярно, и Пуччини был особым мастером его выразительного и колористического использования. Можно сказать, что Дебюсси нанес арфу на карту в своих многочисленных работах, в которых используется одна или несколько арф. Чайковский также имел большое влияние, за ним следовали Римский-Корсаков, Рихард Штраус и Вагнер. Наибольшее влияние на использование арфы всегда оказывало наличие прекрасных арф и опытных исполнителей, и их большое увеличение в США в 20-м веке привело к ее распространению в популярной музыке.
Устройство и механизм
Основные конструктивные элементы и терминология современной концертной арфы
Арфы в основном имеют треугольную форму и сделаны в основном из дерева. Струны сделаны из кишки или проволоки, которую в наши дни часто заменяют нейлоном или металлом. Верхний конец каждой струны закреплен на перекладине или грифе , где у каждой будет настроечный штифт или подобное устройство для регулировки высоты звука. От перекладины струна спускается к деке на резонирующем корпусе , где закрепляется узлом; на современных арфах отверстие для струны защищено проушиной для ограничения износа дерева. Расстояние между настроечным штифтом и декой, а также натяжение и вес струны определяют высоту звука струны. Тело полое, и когда натягивается натянутая струна, тело резонирует , излучая звук.
Самая длинная сторона арфы называется колонной или столпом (хотя у некоторых более ранних арф, таких как «арфа с луком», столба отсутствует). На большинстве арф единственная цель колонны — удерживать гриф от сильного натяжения струн. На арфах с педалями (в основном это современные концертные арфы) колонна представляет собой полую колонну и включает стержни, регулирующие высоту звука, которые регулируются нажатием педалей у основания инструмента.
На арфах более ранней конструкции одна струна производит только один звук, если она не перенастроена. Во многих случаях это означает, что такая арфа может играть только в одной тональности за раз, и ее необходимо перенастроить для игры в другой тональности. Арфисты и мастера разработали различные средства от этого ограничения:
- добавление дополнительных струн для покрытия хроматических нот (иногда отдельными или расположенными под углом рядами, отличными от основного ряда струн),
- добавление небольших рычагов на перекладине, которые при нажатии поднимают высоту струны на заданный интервал (обычно полутон), или
- использование педалей у основания инструмента, прижатых ногой, которые перемещают дополнительные небольшие колышки на перекладине. Маленькие колышки мягко контактируют со струной рядом с настроечным колышком, изменяя длину вибрации, но не натяжение и, следовательно, высоту струны.
Эти решения повышают универсальность арфы за счет увеличения сложности, веса и затрат.
Интересные факты об арфе
- Это один из древнейших инструментов в мире: он был изобретен около 3000 г. до н. э., а самое старое изображение музыканта, играющего на арфе, находится на стенах египетских гробниц.
- Нигде в мире не существует больше арф, чем в Африке. Этот музыкальный инструмент используют почти 150 африканских народов.
- Слово «арфа» впервые было использовано примерно в 600 году нашей эры и обозначало все струнные инструменты в целом.
- Диапазон инструмента составляет от 1 до 90 струн.
- Современные арфисты играют, используя только по четыре пальца на каждой руке, они касаются струн подушечками пальцев. Ирландская манера игры более агрессивна, здесь музыканты применяют также и ногти, чтобы сделать звук более громким и пронзительным.
- На логотипе популярного ирландского пива Guinness также изображено фото арфы.
- Арфа является национальным символом Ирландии с XIII века.
Этот музыкальный инструмент становится редкостью. Как правило, арфу используют на концертах классической музыки в составе оркестров или соло, но существуют также и сообщества энтузиастов, которые не дают забыть миру об этом удивительном инструменте. Благодаря красивому, переливчатому звуку и интересному внешнему виду, он все еще пользуется уважением у начинающих и профессиональных музыкантов.
Характеристики
Рама плотно прижимается к приоткрытым зубам или губам исполнителя (в зависимости от типа), используя челюсть и рот в качестве , что значительно увеличивает объем инструмента. Зубы должны быть достаточно расставлены, чтобы трость могла свободно вибрировать, а мясистые части рта не должны соприкасаться с тростью, чтобы предотвратить гашение колебаний и возможную боль. Нота или тон, воспроизводимые таким образом, имеют постоянную высоту тона , хотя, изменяя форму рта и количество содержащегося в нем воздуха (а в некоторых традициях закрывая голосовую щель ), исполнитель может вызывать разные обертоны и, таким образом, создавать мелодии. .
Согласно одиннадцатому изданию Британской энциклопедии , «Вибрации стального языка производят составной звук, состоящий из основной гармоники и ее гармоник . Используя полость рта в качестве резонатора , каждую последовательную гармонику можно изолировать и усилить, придавая измерить показанный компас «.
Диапазон теноровой еврейской арфы Диапазон игры струнными гармониками ( справка · информация )
«Низкие гармоники этой серии не могут быть получены из-за ограниченной емкости резонирующей полости. Черные ноты на нотном стане показывают масштаб, который может быть получен с помощью двух арф, одна настроена на четверть выше другой. еврейская арфа, чтобы изолировать гармоники, обрамляет его рот, как будто намереваясь произнести различные гласные ». Смотрите: горн шкалы .
Устройство
Арфа имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же — закругленная с одной стороны; он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-вторых, из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом.
Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На арфе без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Якобом Хохбрукером в 1720 г. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические повышения.
Конструкция арфы
Инструмент устроен довольно просто. Он имеет треугольную форму — это арка с натянутыми на нее струнами. Их количество зависит от модели. В современных вариантах оно колеблется от 40 до 47. Хотя арфа весит около 30 кг, она выглядит изящной и элегантной.
Сама рамка состоит из нескольких деталей:
- корпус;
- дека;
- передний брус;
- рама с колками;
- основание или ножки.
Резонансный корпус арфы закруглен книзу, что придает ей необычную форму. У инструмента дека с твердой рейкой, а на раме закреплены струны. Передний брус выполнен в виде прямой колонны. Вся конструкция держится на основании. В некоторых моделях оно представлено ножками или подставкой.
Так как у инструмента много струн, производители стараются облегчить игру. В начале каждой октавы ноты «до» они окрашивают красным цветом. А «фа» покрывают синим или черным оттенком.
Существует множество фирм-изготовителей. У каждой из них есть каталог с фото арфы. Музыкальные инструменты отличаются дизайном, используемыми для изготовления материалами, звучанием. Известные производители:
- Salvi — Италия;
- Aoyama — Япония;
- Camac — Франция;
- Lyon&Healy — США;
- Horngacher — Германия.
Все эти компании предлагают качественные музыкальные инструменты. Фото арфы и описание всех моделей можно посмотреть в их каталогах на сайтах и в обычных магазинах. Сколько стоит изделие, зависит от материала, из которого оно изготовлено, вида и размеров.
Самые простые варианты выполнены из недорогих пород дерева с минимальным декором. Это небольшие арфы, предназначенные для обучения или домашней игры. Профессиональные модели более прочные, а их дизайн намного интереснее. У них гораздо качественнее струны и крепче сам корпус. Они подходят для игры в оркестре или хоре.
Доклад №2
Арфа относится к струнным щипковым инструментам. Она представляет собой две расположенные под углом рамы, между которыми натянуты струны, что придает ей схожесть с крылом бабочки. Корпус обычно изготавливают из дерева или металла и украшают красивой резьбой и позолотой. У арфы очень глубокий и в то же время мягкий переливчатый звук. Это очень мелодичный инструмент, способный своим волшебным звуком исцелять душу и тело. Ученые считают, что энергетические потоки, создаваемые звуком арфы, могут оказывать оздоравливающий эффект. Наверно поэтому среди арфистов много долгожителей.
Считается, что арфа произошла от лука. Звук, издаваемый натянутой тетивой, служил сигналом. Позднее люди стали натягивать три и более тетивы, каждая из которых издавала свой собственный звук. Таким образом со временем появилась арфа.
Первые изображения этого инструмента были найдены в гробницах египетских фараонов, сооруженных 2800 – 2300 гг. до н.э. Самой древней арфе, которую нашли при раскопках города Ура в Мессопотамии, около четырех с половиной тысяч лет. Арфа часто использовалась в Греции, Риме, а позднее и в Европе, особенно в Ирландии. Под ее аккомпанемент древние певцы и музыканты исполняли свои песни, также арфа с успехом применялась и в оркестрах. В Ирландии она даже стала символом государства.
В древние времена считалось, что звуки арфы способны открыть ворота в рай, поэтому ее украшали серебром, золотом и драгоценными камнями. Сначала арфы были небольшими по размеру, но люди старались расширить и усовершенствовать диапазон звучания, и со временем появились крупногабаритные инструменты.
Арфа имеет большой звуковой объем – пять октав. Количество струн бывает разным – обычно от 40 до 47. Чтобы менять тон звука, немецкий мастер Хохбрукер в 18 веке изобрел педальный механизм. Но он был не очень удобным и в 1810 году французский мастер Эрар усовершенствовал его. Таким образом у арфы появилось две педали.
В России об арфе стало известно в 18 веке. В Институте благородных девиц игре на этом инструменте обучали воспитанниц, многие из которых стали известными арфистками.
В современных оркестрах обязательно есть 1-2 арфы, а иногда и больше. Многие композиторы, вдохновленные ее поэтичным звучанием, даже пишут соло для арфы. Например, Чайковский в своих балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро».
Интересно, что арфа может имитировать другие музыкальные инструменты: гитару, клавесин или лютню.
2, 3, 4 класс история
История арфы
Когда появилась арфа, неизвестно, но история ее возникновения уходит в глубокую древность. Считается, что прародитель инструмента – обыкновенный охотничий лук. Возможно, первобытные охотники подметили, что натянутая с разной силой тетива звучит неодинаково. Тогда кто-то из охотников решил вставить в лук много жил, чтобы сравнить их звучание в необычной конструкции.
Каждый древний народ имел инструмент оригинальной формы. Особой любовью арфа пользовалась у египтян, которые называли ее «прекрасная», щедро украшали золотыми и серебряными вставками, драгоценными минералами.
В Европе компактный предок современной арфы появился в VIII веке. Его использовали бродячие артисты. В XVII веке европейская арфа стала выглядеть как тяжелая напольная конструкция. Средневековые монахи и служители храмов использовали инструмент для музыкального сопровождения богослужений.
В дальнейшем над строением инструмента многократно экспериментировали, стараясь расширить диапазон. Изобретенный в 1660 году механизм, позволяющий с помощью натяжения и отпускания струн ключами менять высоту звучания, был неудобен. Тогда в 1720 году немецкий мастер Якоб Хохбрукер создал педальное устройство, в котором педали давили на крюки, натягивающие струны.
В 1810 году во Франции ремесленник Себастьян Эрар запатентовал тип двойной арфы, воспроизводящий все тона. На основе этой разновидности началось создание современных инструментов.
История появления
Становление Ирландии как государства тесно связано с принятием и распространением христианства. Согласно ирландской легенде, крестителем населения острова считается святой Патрик. Священнослужитель жил в 5 столетии, а в настоящий момент почитается в качестве покровителя государства.
В раннем средневековье национальным знаменем считалось белое полотнище с красным Х-образным крестом святого Патрика. На протяжении многих веков Ирландия конфликтовала с Англией. Ирландские земли время от времени попадали под управление англичан. Однако ирландцы всегда мечтали о независимости и свято хранили свою отличительную национальную символику.
В позднем средневековье флагом Ирландии было синее полотнище (синий — христианский цвет святого Патрика) с изображением золотой арфы. Во время восстания 1798 года против английского владычества ирландцы надели зеленую военную форму. Позже травянистый цвет стал национальным символом Ирландии и даже послужил фоном для знамени с изображением золотой арфы.
Правда, в начале 19 века ирландские земли вошли в состав Великобритании. На британском «Юнион Джеке» появился еще один крест святого Патрика (ранее «Union Jack» украшали Георгиевский и Андреевский кресты). Население острова никогда не переставало мечтать о независимости.
В 1919 в ходе гражданской войны ирландская республиканская армия оттеснила англичан со своих земель. Знаменем республиканцев было трехцветное зелено-бело-оранжевое полотнище наподобие французского. Дизайн такого триколора придумал еще в 1848 националист Томас Френсис Мегер. Этот революционер родился на острове Ньюфаундленд, официальным атрибутом которого был трехцветный зелено-бело-сиреневый холст.
Во время гражданской освободительной войны 1919-1921 гг. триколор Мегера был символом ирландцев-республиканцев. В 1921 трехцветное зелено-бело-оранжевое полотно стало официальным атрибутом Ирландского Свободного государства. В 1937, с принятием Конституции триколор был утвержден на государственном уровне. В 1949 Ирландия стала независимой республикой (кроме северной части). Символом нового государства осталось зелено-бело-оранжевое полотно, придуманное в 1848 Мегером.
Основные сведения
Арфа — струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы.
Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо — скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты.