Сообщение про вальс — описание, характеристика и разновидность танца
Содержание:
- Характеристика танца
- ВАЛЬСОВЫЙ ПОВОРОТ ВПРАВО ПО ОДНОМУ
- Распространение вальса
- Виды вальса
- Замечания:
- Основные движения и элементы
- Вальс, схема шагов
- История возникновения танца
- Практические рекомендации для овладения техникой вальса
- История
- Первые русские вальсы
- История возникновения танца
- Значение слова «вальс» в словарях русского языка
Характеристика танца
Название танца произошло от немецкого слова «walzer», что означает «кружиться». Основа вальса — это плавные вращающиеся движения. А начинающие танцоры обычно представляют себе квадрат, по которому им нужно кружиться.
Классический вальс характеризуется несколькими особенностями:
- ритмичная и быстрая структура;
- трехдольный размер;
- закрытая позиция;
- грациозность и легкость.
Ритм шагов отбивается на счет три, а каждый такт содержит 3 доли. Именно на них и нужно совершать движения. Партнеры должны стоять лицом друг к другу, а женщина располагается чуть правее от мужчины. Танцор кладет руку на талию партнерше, а она — ему на плечо. Свободными ладонями они замыкают фигуру.
Каждое движение должно быть легким и грациозным.
ВАЛЬСОВЫЙ ПОВОРОТ ВПРАВО ПО ОДНОМУ
Исходное положение:
Танцующие стоят в кругу, лицом к центру.
Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди)
Руки – в бальной позиции (слегка отведены от корпуса).
1 такт – Первая половина вальсового поворота
Счет | Описание движения |
Затакт (И) | (Перенести вес на левую ногу.) Правую ногу, выпрямленную в колене с оттянутым носком, вывести на носок — вперед по диагонали вправо (в том направлении, куда показывает носок правой ноги из 3 поз.).
Слегка смягчить колено опорной левой ноги. |
1 | Скользящий шаг правой ногой вперед по диагонали вправо (в том направлении, куда показывает носок правой ноги) с носка на всю ступню, выполняя на подушечке правой ноги полповорота вправо на 180 град. Остановиться спиной к центру. (Опуститься на всю ступню только после поворота.) Перенести вес на правую ногу.
Чуть смягчить колено правой ноги. Левая нога остается позади правой ноги на носке, слегка согнутая в колене. |
И | Левая нога, также смягченная в колене, скользящим движением проводится рядом с правой ногой через 1 поз. и выводится в сторону на носок вдоль линии танца (во 2 поз.). Левая нога выпрямляется. (Колено правой ноги смягчено.) |
2 | Шаг левой ногой в сторону (по линии танца) на полупальцы. Перенести вес на левую ногу.
Правая нога остается в стороне на носке. Колени выпрямлены. |
И | Скользящим движением подтянуть правую ногу носком по полу и приставить на полупальцы в 3 поз. позади левой ноги. (Вес — на двух ногах.) |
3 | Мягко опуститься на полные ступни в 3 поз. (левая нога спереди). Перенести вес на правую ногу. |
2 такт – Вторая половина вальсового поворота
Счет | Описание движения |
Затакт (И) | Левую ногу, выпрямленную в колене с оттянутым носком, вывести на носок — вперед по диагонали влево (в том направлении, куда показывает носок левой ноги из 3 поз.). Слегка смягчить колено опорной правой ноги. |
1 | Скользящий шаг левой ногой вперед по диагонали влево (в том направлении, куда показывает носок левой ноги) с носка на всю ступню, выполняя на подушечке левой ноги полповорота вправо на 180 град. Остановиться лицом к центру. (Опуститься на всю ступню только после поворота.) Перенести вес на левую ногу.
Чуть смягчить колено левой ноги. Правая нога остается перед левой ногой на носке, слегка согнутая в колене. |
И | Правая нога, также смягченная в колене, скользящим движением проводится рядом с левой ногой через 1 поз. и выводится в сторону на носок вдоль линии танца (во 2 поз.). Правая нога выпрямляется. (Колено левой ноги смягчено.) |
2 | Шаг правой ногой в сторону (по линии танца) на полупальцы. Перенести вес на правую ногу.
Левая нога остается в стороне на носке. Колени выпрямлены. |
И | Скользящим движением подтянуть левую ногу носком по полу и приставить на полупальцы в 3 поз. позади правой ноги. (Вес — на двух ногах.) |
3 | Мягко опуститься на полные ступни в 3 поз. (правая нога спереди). Перенести вес на левую ногу. |
Распространение вальса
Вальс начинался как «танец кружащихся пар». Он был особенно популярным в южной Германии и Австрии, где он был известен под такими различными именами как дрехер, лендлер и дойчер. Он больше, чем какой-либо другой танец, представлял некоторые абстрактные ценности новой эры, идеалы свободы, характера, страсти и выразительности. Это может объяснить то, несколько танец оказался в центре внимания и международной популярности. Эта популярность привела к тому, что в 1787 году вальс появился на оперной сцене. Вена стала настоящим «городом вальса» и после этого танец завоевал Европу. В 1804 году вальс стал безумно популярным во Франции.
Некоторые блюстители общественной морали очень неодобрительно отнеслись к «безумному кружению» вальса, поэтому танец появился в Англии только в 1812 году. При прусском королевском дворе в Берлине вальс был запрещен до 1818 года, хотя королева Луиза танцевала его в то время, когда она была еще принцессой в 1794 году. Блюстители морали в итоге, несмотря на все свое недовольство танцем, смогли только отсрочить полную победу вальса, который в итоге завоевал весь мир. После многих веков пребывания на первых ролях в мире танца, Франция больше не диктовала моду. Появившаяся в 1819 году пьеса «Приглашение к танцу» композитора барона Карла Марии фон Вебера по сути представляла собой «объяснение в любви классической музыки к вальсу». Вскоре после этого началась эпоха «венских королей вальса», прежде всего семьи Штрауса.
Танцы — наследники и конкуренты вальса
Вальс произвел на свет большое множество танцев-«наследников» повсюду по Европе. В Германии развивалась такие разновидности вальса как шоттиш с поворотами из вальса. В Франции был свой вариант вальса — воздушный «вальс-баланс», а у американцев позже появился свой «Бостонский вальс», более медленный, скользящий вариант первоначального вальса.
Приблизительно в 1840 году появился серьезный конкурент вальса — полька, богемский танец, название которого произошло от чешского слова půlka, «половина шага». Этот танец было полон зажигательной энергии. Другим богемским народным танцем, завоевывающим популярность в танцевальных залах, был реждовяк или редова. Также популярность начали набирать польские мазурка и краковяк. И редко какой бал обходился без галопа, в котором пары в буквальном смысле скакали через зал ускоренными шагами польки. Для галопа требовалась недюжинная выносливость.
Виды вальса
Вальс является традиционным украшением свадеб, балов и выпускных вечеров. Этот танец погружает в особую атмосферу и располагает к себе разновозрастные поколения. Вальс имеет несколько версий своего происхождения. Танец вальса появился в конце 18 века в Вене и стремительно приобрел популярность в светском обществе. Повышенный интерес к этому виду появился благодаря пристрастию королевы Виктории к бальным танцам. Для стран Европы и всего мира вальс стал основой зарождения многих других направлений танца.
Вальс имеет множество разновидностей. Популярностью пользуются несколько основных видов:
Очень грациозный танец с быстрым перемещением позиций ног получил название Венский вальс. Основные требования для этой разновидности – это подтянутый корпус и сдержанность при выполнении изгибов. В технику этого танца заложено постоянное чередование правых и левых поворотов. Скорость перемещения танцоров выше средней.
Венский
- Танец, совмещающий основные элементы классического вальса и танго получил название Аргентинский вальс. За основу взяты элементы танго. Эта техника имеет свой своеобразный счет. Аргентинский вальс самый динамичный на фоне других разновидностей. Танец достаточно быстрый и включает сложные элементы.
- Самый популярный вид медленного танца получил название Английский вальс. Несмотря на то, что зародилось это направление в нескольких странах, окончательное формирование произошло в Англии. У этого вида есть еще одно, более популярное название – Вальс-Бостон. Техника этого танца наполнена плавными мягкими движениями. Перемещения партнеров волнообразные и скользящие. Английский вальс наполнен романтикой. Простые, на первый взгляд, движения требует высокого мастерства от танцоров.
Замечания:
- Выполнять каждую часть поворота точно на 180 град. (Останавливаясь точно по направлениям: спиной к центру, лицом к центру.)
- Поворот на 180 град. осуществляется за первый шаг.
- Поворот исполняется одновременно с продвижением вперед по диагонали (вдоль линии танца).
- Второй шаг исполняется точно в сторону, вдоль линии танца.
- Второй шаг обязательно должен быть с подъемом на полупальцы.
- После выполнения каждого шага полностью переносить вес корпуса на ногу. (Вторая нога должна быть свободна от веса корпуса.)
- Все шаги выполняются с носка.
- Шаги выполняются плавно, без резких толчков.
- Движение и вращение должно быть непрерывным, без остановок.
- Точно соблюдать 3-ью позицию ступней.
- Колени при движении не напряжены.
Основные движения и элементы
Перед тем как приступать непосредственно к танцу, нужно освоить правильную стойку. Делать это лучше всего вместе с партнером.
Два человека становятся друг напротив друга. Расстояние между ними должно быть минимальным. Спину они всегда держат прямо. Подбородок должен быть слегка приподнят. Девушка в этой позиции слегка прогибается назад. Парень ее поддерживает под лопаткой. Рука танцовщицы в этот момент лежит чуть ниже плеча ее партнера. Мужская ладонь придерживает вторую руку партнерши.
Приняв эту стойку, головы танцующим надо повернуть влево. Локти необходимо поднять так, чтобы они были на уровне плеч. Только после этого можно начинать танцевальные движения.
Начинающим танцорам стоит освоить следующие элементы танца.
Повороты
Одно из главных движений в танце – это поворот. Исполняется оно очень просто. Для начала танцор выставляет правую ногу вперед. Практически сразу же он медленно поворачивается направо. В следующий момент мужчина заканчивает свой поворот. После этого танцор подтягивает вторую ногу к ведущей.
Далее он делает два шага назад и таким же образом поворачивается. Партнерша повторяет все движения, отражая их зеркально.
Дорожка
Это еще одно популярное движение, которое стоит изучить всем людям, желающим заниматься танцами. Выполняется она на 3 счета. Оба танцора при этом двигаются одинаково.
Первым делом танцор делает шаг правой ногой вперед. После этого он подводит к ней левую ногу. Далее правая нога опять идет вперед. Следующий такт дорожки делается по тому же принципу. Но двигаться человек начинает уже с левой ноги. Движения получаются быстрыми и красивыми. Выполняют их обычно по кругу.
Освоив эти базовые движения, можно переходить к изучению более сложных фигур.
Вальс, схема шагов
Движения в вальсе не зря называют схемой. Существует линия танца, которой танцоры должны поддерживаться. Полный круг выполняется в два такта. Первый такт (раз, два, три) танцор начинает с движения правой ноги вдоль линии, оказавшись в начале второго такта спиной к данной линии
Вторая часть представляет собой возвращение в исходное положение, лицом к линии танца, тем самым закончив полный поворот на 180 градусов.
Внимательно изучив правый поворот в сольном танце, вы можете повторить то же самое со своим партнером. При этом дама стоит лицом к линии танца, а кавалер – спиной. В данном случае девушка начинает с первой половины поворота, а юноша – со второй. И здесь самое главное для новичков – не запутаться в своих действиях.
Но когда правый поворот полностью освоится, можно начинать изучать левый поворот. Схема та же, только движения исполняются в зеркальном отображении.
Всех Вам благ!
Читайте далее:
Видеоуроки основных техник танца живота для начинающих
Уроки плавания: правильное дыхание, техника движения ног и рук различных стилей
Фото йоги с описанием асан и их выполнением для начинающих
Баттерфляй — особенности выполнения техники и дыхания
Фитнес-йога, видео для новичков, шаги и советы к эффективным занятиям
История возникновения танца
Хотя вальс и называется венским, его рождение связано с Германией. Первый танец трехдольного размера появился еще в 12-13 веке, и назывался он «вольта». Позже, в Германии, популярность приобрел другой танец с музыкальным размером 3/4 — «Waltzen». От этих двух танцев и произошел известный нам венский вальс. Первоначально вальс танцевался гораздо медленнее. Известный сейчас вид танец приобрел лишь в 19 веке, когда Иоганн Штраус вынес на суд публики свои нетленные музыкальные произведения. Благодаря этому австрийскому композитору, который сделал венский вальс знаменитым, этот танец и носит свое название.
Танцы, предшествовавшие венскому вальсу, носили весьма целомудренный характер. Партнер должен был находиться от партнерши на почтительном расстоянии, и соприкасались они друг с другом только кончиками пальцев. Вальс, в котором мужчина находится с женщиной на очень близком расстоянии и обнимает ее, произвел настоящий фурор в светском обществе. Солидные дамы и кавалеры считали танец неприличным, вульгарным, зато молодежь встретила его с радостью.
После победы над Наполеоном, в Вене, в 1815 году состоялся конгресс союзников. Представители многих стран праздновали победу на балах, самозабвенно танцуя новый восхитительный танец. Именно тогда вальс приобрел четкий, акцентированный на первой доле такта, ритм. Вернувшись на родину, участники конгресса привезли с собою новый романтичный танец, который, несмотря на сопротивление светского общества, быстро вошел в моду. Триумфальное шествие вальса уже было не остановить.
Что такое венский вальс?
Венский вальс – это одна из разновидностей вальса. Вместе с медленным вальсом этот танец входит в европейскую программу бальных танцев. Среди других видов вальса, эту разновидность отличает более быстрый темп и более выраженный акцент на первую долю такта. Однако, несмотря на быстрый темп, венскому вальсу свойственны плавность исполнения, изящество, которому не мешают стремительное кружение и повороты.
Все чемпионаты по бальным танцам обязательно включают венский вальс в программу.
На соревнованиях выполняются обязательные фигуры:
натуральный и обратный повороты
обратный и натуральный флекерлы
перемены вперед и назад
чек из обратного к натуральному флекерлу
Так как количество обязательных фигур невелико, акцент участников соревнований смещается на мастерство и артистичность их исполнения. Чтобы добиться максимального совершенства в исполнении вальса, танцоры отрабатывают технику подъемов и опусканий, работы головы, покачиваний, работы стоп. Большую роль в стандартной программе бальных танцев отводится постановке корпуса и рук, взаимодействию партнеров.
Практические рекомендации для овладения техникой вальса
Танцуя вальс, партнеры перемещаются в пространстве по линиям квадрата. Существует термин основного шага в вальсе – левый квадрат. Остановка между шагами происходит в углах квадрата. Направление движения — по краям и по диагонали квадратной формы. Визуальное представление схемы вашего танца поможет вам быстрее сориентироваться. В течении всего вальса танцевальная пара обрисовывает несколько квадратов.
Ритм вальса соблюдается с помощью тройного счета. При осуществлении шагов партнеры постоянно проговаривают один-два-три. Ширина шагов примерно равна ширине ваших плеч.
Между основными шагами вальса вставляются повороты. Такие элементы придают паре элегантность. К поворотам следует приступать только после хорошо отрепетированных основных шагов. Красивые повороты и наклоны помогают придерживаться правильной техники и снимают напряжение в танце.
После одиночных тренировок, необходимо приступать к обучению с партнером. Большим преимуществом в обучении является возможность танцевать в кругу с несколькими парами. Большое количество партнеров позволяет научиться подстраиваться под новые маневры и ориентироваться в пространстве. В парном танце идет разделение на ведущего и ведомого. Как правило, роль ведущего в вальсе выполняет мужчина.
Яркий вальс
Исходя из этого рассмотрим несколько требований, которые необходимы для правильной стойки:
- Правая рука ведущего располагается на верхней левой лопатке партнерши. Правый локоть размещен на уровне ее плеча.
- Ведомая партнерша располагает левую руку на предплечье ведущего.
- Локти всегда размещены на уровне плеч и никогда не опускаются.
- Спина и шея всегда выпрямлены.
- Партнеры смотрят друг на другу не опуская подбородок.
Современный танец вальс имеет множество разновидностей. Каждая из них имеет свои особенности. Но все виды вальса объединяет один общий классический ритм – раз, два, три.
Обучение вальсу подтянет ваше тело и придаст вам уверенности. Активный образ жизни положительно скажется на вашем здоровье. Начните танцевать вальс и душевное равновесие вам обеспечено.
История
История «официального признания» этого красивейшего танца восходит к началу XVII столетия и переносит нас в окрестности Вены, альпийскую область Австрии, где вальс уже в те времена танцевали на балах Габсбургского двора. Много раньше «кружащиеся» танцы любили и исполняли баварские и австрийские крестьяне. В несложных крестьянских напевах можно узнать не один вальсовый мотив.
В середине XVIII века немецкий вальс завоевывает Францию. Здесь танец некоторое время исполняли как фигуру кадрили, однако затем вальс выделился в самостоятельный танец, и была введена так называемая «закрытая позиция». Уже к окончанию XVIII столетия этот крестьянский танец был целиком принят дворянством с музыкальным размером 3/4 (три четверти).
Вальс хоть и полюбился высшему обществу, но и противников у него было немало. Прежде всего, протестовали придворные учителя танцев. Их опасения были вполне объяснимы, ведь шаги вальса можно было выучить гораздо быстрее, чем большинство сложных фигур других придворных танцев. Учителя боялись, что вальс сделает их услуги никому не нужными. Не любили вальс и моралисты, которые считали танец греховным и вульгарным. Прежде всего, критиковалась слишком близкая позиция в танце, а вкупе с ней – кружащиеся движения.
Несмотря на критику и «разносы» в прессе, которые регулярно устраивали вальсу в те времена, танец не только устоял, но и в июле 1816 года был включен в программу бала, который давал в Лондоне принц-регент. Кроме того, королева Виктория, которая славилась своим умением исполнять бальные танцы, испытывала теплые чувства к этому вальсу.
После буржуазной революции во Франции вальс стал любимым танцем – его исполняли повсеместно. Только в столице в те времена работали 700 бальных залов.
В США вальс попал в 1834 году, когда был представлен на показе в особняке Beacon Hill. Тогда его тоже назвали «неблагопристойным» и «нарушающим приличия». Однако это не помешало укоренению вальса в Америке, который уже спустя десятилетие танцевали везде и всюду.
В XIX веке вальс поддержали популярные в то время австрийские композиторы Франц Ланнер и Иоганн Штраус, которые создали стандарт для быстрой разновидности вальса — Венского вальса. К концу XIX столетия стандартная танцевальная схема для вальса была 3/4 и 1/4 для остальных комбинированных танцев.
В это же время выделились две разновидности вальса – медленный Вальс-Бостон с длинными скользящими шагами и вальс с задержкой шага, состоящий из одного шага в три такта музыкального размера.
В дальнейшем вальс уже практически не встречал сопротивления и шел по миру танцем-победителем. Он стал популярным в самых разных кругах.
Первые русские вальсы
История русского вальса началась с Александра Грибоедова — блестящего дипломата и автора классической комедии «Горе от ума». Писал Грибоедов и музыку, и одним из его самых знаменитых произведений стал как раз Вальс №2 ми минор, сочиненный писателем в 1824 году, — незамысловатый, однако душевный и проникновенный.
Первым «настоящим» русским вальсом был Вальс-фантазия Михаила Глинки (фортепианная версия 1839 года). Именно он стал образцом для большинства отечественных «литературных» вальсов.
Удивительно похожи на Вальс-фантазию своим ностальгическим характером и минорным настроением и вальс Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», и вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель», и вальс Сергея Прокофьева из оперы «Война и мир» — и многие другие вальсы из экранизаций и постановок русской классики.
Особняком стоит в этом ряду разве что Вальс Петра Чайковского из оперы «Евгений Онегин» — роскошный, радостный, блестящий. Но для Чайковского вальс был куда большим, чем просто танцевальной формой, — одним из любимых жанров, в котором композитор чаще всего выражал сокровенные чувства.
История возникновения танца
Вальс нельзя отнести к старинным танцам. По сравнению с аллемандой или курантой, вальс юн. Его возраст исчисляется менее чем двумя веками. Но вот точного происхождения данного танца точно не знает никто.
По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный вальцер. А другая версия гласит, что вальс произошел от лендлера – трехдольного танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали парами и обязательно по кругу. Довольно простой танец, лишенный сложных элементов. Однако в нем есть все признаки будущего вальса – касание партнером талии дамы, движение по кругу, вставание партнера на колено, как обязательного элемента современного вальса.
Танец со временем многократно видоизменялся, приобретая очертания знакомого нам вальса, и дошел до аристократии. Вальс проник на светские балы и приемы, правда, претерпев множество негативных откликов. Так, в 1816 году вальс включили в бальные танцы при дворе. После чего танец подвергся сильной критике со стороны религиозных лидеров и духовников. Они считали его «развратным», «постыдным», лишенным целомудрия, нарушающего нормы морали и нравственности, ибо такое поведение в танце могли демонстрировать только куртизанки. На танец навесили ярлык «греховного», «вульгарного» и «непристойного», и решили, что он не достоин приличного общества. Такое отношение к вальсу наблюдалось по всей Европе. Особенно в чопорной Англии, где нравы были еще более строгие.
Но полностью вальс не удалось задушить. Буржуазия с восторгом приняла немецкий танец. Он распространялся среди горожан в светских танцевальных салонах, хотя это и вызывало негодование среди моралистов, которые сравнивали любовь к вальсу как к пагубной привычке.
Может вальс так и остался бы гонимым танцем, если бы не творчество Штрауса, Ланнера и других композиторов эпохи романтизма. Пик их популярности пришелся на 30е годы 19 века. Облагороженная музыка дала толчок для развития вальсовой хореографии, приобретая грациозность, легкость и красоту. К концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности поспособствовала королева Виктория, страстная любительница бальных танцев, в особенности вальса.
Значение слова «вальс» в словарях русского языка
вальс — общее название бальных, социальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Википедия
м.
1.Бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар.
2.Музыка к такому танцу.
3.Музыкальное произведение в ритме такого танца.
Большой современный толковый словарь русского языка
( фр. valsehem. walzer) 1) парный танец, приобретший наибольшую популярность во 2-й половине 19 в.; оказал большое влияние на весь бальный репертуар; муз. размер — 3/4; темп от умеренного до быстрого; 2) музыка в ритме этого танца.
Новый словарь иностранных слов
м. 1) Бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. 2) а) Музыка к такому танцу. б) Музыкальное произведение в размере и характере такого танца, предназначенное обычно для концертного исполнения.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
муж. , франц. вальц нем. известная пляска или танец, где кружатся парами; | музыка, мерою в 3/4, для пляски этой. Вальсировать, плясать вальс, кружиться попарно. Вальц, каток, скалка, медведка; | прокатный, плющильный, гладильный вал, стан; вальцовать ремесл. катать, про(рас)катывать, плющить, гладить, пропускать в плющильный вал. -ся , страд. Вальцованье, вальцовка, действие по глаг.| Вальцовка переплетное: гладилка, костяная лощилка, лощило.
Словарь Даля
[фр. valse
1. парный танец, приобретший наибольшую популярность во 2-й половине 19 в.; оказал большое влияние на весь бальный репертуар; муз. размер — 3/4; темп от умеренного до быстрого;
2. музыка в ритме этого танца.
Словарь иностранных выражений
вальс, -а
Словарь русского языка Лопатина
плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца вальс ! плавный парный бальный танец
Словарь русского языка Ожегова
м. 1) Бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. 2) а) Музыка к такому танцу. б) Музыкальное произведение в размере и характере такого танца, предназначенное обычно для концертного исполнения.
Толковый словарь Ефремовой
вальса, м. (фр. valse).
1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. Все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Грибоедов.
2. Музыка для этого танца. || Род музыкального произведения с трехдольным ритмом (муз.). Вальс Шопена.
Толковый словарь русского языка Ушакова
(франц. valse, нем. Walzer, от walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться), парный танец, основанный на плавном кружении, сочетающемся с поступательным движением. Музыкальный размер 3/
4.,3/8 , реже 6/8, темп умеренно быстрый. Происходит от народных крестьянских танцев Южной Германии, Австрии, Чехии. С последней четверти 18 в. В. проникает в города. Благодаря непринуждённости, простоте и изяществу движений, богатым выразительным возможностям музыки — страстно приподнятой, нежно лирической или блестящей, элегантной — В. в 19 в. стал самым популярным танцем среди всех слоев европейского общества, а также чрезвычайно распространённым музыкальным жанром. Особенно славился венский В. благодаря творческой деятельности И. Ланнера, И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына. Их вальсы объединялись в циклы миниатюр (‘Walzer-Kette’- ‘цепь вальсов’). Важный вклад в поэтизацию В. был сделан Ф. Шубертом. Со временем появляются В. в виде более крупных инструментальных произведений, чаще всего для фортепьяно или симфонического оркестра, приближающихся к романтическим поэмным жанрам (К. М. Вебер, Ф. Шопен, Ф. Лист). Симфонизация В. особенно характерна для русской музыки (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев). Продолжали создаваться и В. в виде лирических миниатюр и их циклов (Р. Шуман, И. Брамс, Э. Григ). Жанр В. может служить основой романса, оперной арии, части циклического произведения — сюиты, симфонии (Г. Берлиоз, П. И. Чайковский). Широко используется в балете, оперетте, музыке к драме, кинофильмам и т.п. Е. М. Царёва.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
вальс, -а
Полный орфографический словарь русского языка
парный бальный танец музыка для вальса 1, написанная на музыкальный размер 3/4
Викисловарь