Фильм «большая перемена»: актеры и роли
Содержание:
- «Большая перемена»: актёры и роли учеников
- Конкурс на название
- Учителя
- История создания
- В ролях
- Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета
- «Розыгрыш» (1976), режиссер Владимир Меньшов
- «Большая перемена» – белиберда и несуразность
- Последние статьи
- Оценки современников
- В ролях
- Начало пути в Голливуде
- Оценки современников
- «Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев
- «Точка, точка, запятая…» (1972), режиссер Александр Митта
«Большая перемена»: актёры и роли учеников
Около 20 выпускников и студентов театральных вузов были приглашены на роли учеников 9-А. Все они после премьеры проснулись известными. С фильма началась блистательная карьера Светланы Крючковой, студентки 4 курса училища МХАТа, попавшей на картину совершенно случайно. Её супругу Ю. Векслеру была предложена роль Ганжи. Сценарий того не вдохновил. И по его просьбе Светлана пришла вернуть текст на студию. Её тут же заметили и пригласили на пробы жены Ганжи. В итоге ей досталась роль Н. Леднёвой и самая знаменитая песня «Мы выбираем». Выход фильма на экраны совпал с окончанием обучения. Работа Крючковой так понравилась мэтрам, что её сразу пригласили в труппу театра.
Много актёров претендовало на роль Г. Ганжи, но в фильме его успешно сыграл Александр Збруев, актёр театра «Ленком». Студентом попал в картину Виктор Проскурин (Ляпишев), находившийся в училище на грани отчисления. Образ настолько полюбился зрителям, что кардинально изменил его судьбу.
Не только героев картины касался термин «большая перемена». Актёры Илья Баскин (рыжий ученик) и С. Крамаров (Тимохин) в дальнейшем эмигрировали в США, где у обоих сложилась карьера в Голливуде. Началом жизни в кино стал фильм для В. Хлевинского (Авдотьин), Нины Масловой (Коровянская), Ирен Азер (Люська). Но самым именитым учеником стал Евгений Леонов (С. Леднёв), внёсший в съёмочный процесс импровизацию. Сцены с обучением во сне и появлением в классе через окно были придуманы с его участием.
Конкурс на название
Книга Георгия Садовникова о приключениях молодого педагога «Иду к людям» вышла в середине 50-х. Но только спустя 20 лет на «Мосфильме» решили снять по ней фильм. Этому было объяснение. В начале 70-х в СССР вышел специальный указ о повышении показателей уровня образования среди населения. В связи с этим на Мосфильм пришла директива: снять тематический фильм о школе рабочей молодежи. Никто из режиссеров браться за «спущенное сверху кино» не хотел. Все понимали: это будет агитка. Но Алексей Коренев решил рискнуть. Только перед тем, как приступить к съемке, полностью переработал готовый уже сценарий.
В итоге невеселая повесть о буднях вечерней школы превратилась в искрометную комедию под названием «Похождения школьного учителя». Но как только в «Вечерке» появилась заметка о съемках, в Министерство образования хлынул поток писем от возмущенных учителей: педагогика и приключения несовместимы. И название картины пришлось поменять.
«Леша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название «Большая перемена», – вспоминает оператор-постановщик фильма Анатолий Мукасей. – Потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни. Премией за название была бутылка коньяка, и мы ее весело распили».
Учителя
Людмила Касаткина (директор ШРМ), Анастасия Георгиевская (преподаватель географии), Валентина Талызина (учитель химии), Валентина Сперантова (вахтёр) вряд ли нуждаются в дополнительном представлении. Привлечение актёров старой школы – настоящая удача режиссёра. Например, Л. Касаткина, приглашённая без проб, настояла на них, чтобы увидеть себя со стороны. Оставшись довольной результатами работы с оператором, согласилась на роль.
Для Наталии Богуновой (учитель литературы), выпускницы ВГИКа – это была первая серьёзная работа в кино. А. Коренев предложил ей самой выбрать персонаж. И она остановилась на Светлане Афанасьевне. Интуиция подсказала, что именно эта молоденькая учительница, жена хулиганистого двоечника Ганжи, будет ассоциироваться с фильмом «Большая перемена».
Актёры настолько точно попадали в образ, что впоследствии не могли избавиться от его влияния. Н. Богунова, 17 лет проработавшая в театре, в кино так и осталась актрисой одной роли. Её судьба сложилась довольно трагично. Неудачи в личной жизни спровоцировали заболевание шизофренией. Она ушла из жизни на 66-м году жизни, оставшись в полном одиночестве.
История создания
Написать сценарий фильма о жизни учащихся вечерней школы, используя свою повесть «Иду к людям», Садовникову, в молодости самому преподававшему в вечерней школе, предложили в конце 1969 года. Сразу было поставлено условие, что соавтором будет режиссёр фильма. Два года писатель трудился над сценарием, было перепробовано много вариантов, многое потом пришлось менять во время съёмок, перед самым их началом вместо двухсерийного было решено делать трёхсерийный, а затем — и четырёхсерийный фильм. Конечный вариант сценария очень сильно отличался от первоисточника.
Первоначально на главную роль планировался Андрей Мягков, но он поставил условием съёмки в роли Светланы Афанасьевны своей жены, Анастасии Вознесенской, что не устроило авторов картины. На роль пробовались также Константин Райкин и Евгений Карельских.
Съёмки фильма производились на территории Ярославского шинного завода и МГПИ им Ленина.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Михаил Кононов | учитель истории, классный руководитель 9-го «А» Нестор Петрович Северов |
Людмила Касаткина | директор школы Екатерина Семёновна-Ивановна |
Наталия Богунова | учитель русского языка и литературы, жена Ганжи Светлана Афанасьевна |
Анастасия Георгиевская | учитель географии Серафима Павловна |
Валентина Талызина | учитель химии Нина Петровна |
Инна Жилина | учитель биологии, редактор школьной стенгазеты |
Людмила Анциферова | учитель физкультуры |
Валентина Кузнецова | учитель |
Зоя Исаева | учитель |
Валентина Сперантова | уборщица тётя Глаша |
Александр Збруев | ученик 9-го «А», рабочий нефтеперегонного завода Григорий Ганжа |
Светлана Крючкова | ученица 9-го «А», асфальтоукладчица Нелли Леднёва |
Евгений Леонов | ученик 9-го «А», шофёр, отец Нелли Степан Семёнович Леднёв |
Янис Якобсон | ученик 9-го «А», сосед Нелли по парте, рабочий-станочник |
Юрий Кузьменков | ученик 9-го «А», староста класса, рабочий шинного цеха Ваня Федоскин |
Валерий Носик | ученик 9-го «А», вратарь заводской футбольной команды Отто Фукин |
Виктор Проскурин | ученик 9-го «А», прогульщик, рабочий химзавода Гена (Геннадий Иванович) Ляпишев |
Валерий Хлевинский | ученик 9-го «А» Авдотьин |
Нина Маслова | ученица 9-го «А», тайная тунеядка, новоявленная асфальтоукладчица Виктория Ивановна Коровянская |
Савелий Крамаров | ученик 9-го «А», жених Коровянской, напарник Ганжи Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин |
Мария Коренева | ученица 9-го «А» с ребёнком Чувичкина |
Михаил Розанов | ученик 9-го «А», сосед Чувичкиной по парте |
Игорь Суровцев | ученик 9-го «А» в красной олимпийке на последней парте |
Илья Баскин | взъерошенный ученик 9-го «А», сосед Авдотьина по парте |
Александр Цирков | ученик 9-го «А» |
Наталья Гвоздикова | аспирантка, невеста Нестора Петровича Полина Сергеевна Иванченко |
Михаил Яншин | профессор, доктор исторических наук Виктор Иванович Волосюк |
Вячеслав Гарин | директор химзавода |
Готлиб Ронинсон | бригадир шинного цеха, начальник Федоскина |
Зоя Степанова | врач, лечившая Федоскина |
Николай Граббе | начальник Леднёва Пётр Васильевич Тарасов |
Наталья Гурзо | жена Фукина |
Ирина Азер | подружка Ляпишева Люся |
Ролан Быков | напарник Ляпишева Александр Трофимович Петрыкин |
Люсьена Овчинникова | невеста, позже жена Петрыкина Валя |
Владимир Басов | фотограф на свадьбе Петрыкина |
Владимир Земляникин | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Юрий Киреев | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Валентина Титова | гостья на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана) |
Иван Жеваго | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Александр Вдовин | молодой отец Чувичкин (в титрах не указан) |
Иван Рыжов | майор милиции, начальник отделения |
Лев Дуров | старший сержант милиции |
Галина Комарова | контролёр |
Светлана Старикова | экскурсовод |
Лариса Барабанова | продавщица в магазине мужской одежды |
Альберт Иричев | осводовец |
Алексей Кутузов | молодой осводовец |
Александр Зимин | продавец в мебельном магазине |
Александр Калужский | доктор |
Лев Дубов | инженер химзавода Акимыч |
Тамара Логинова | эпизод |
Валентина Ананьина | эпизод |
Михаил Ремизов | эпизод (в титрах не указан) |
Пётр Щербаков | гость (в титрах не указан) |
Елена Коренева | девушка с книгой в библиотеке (в титрах не указана) |
Ирина Калиновская | медсестра, делавшая перевязку Ганже (в титрах не указана) |
Любовь Касаточкина | гостья с гитарой на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана) |
Екатерина Мазурова | соседка Нестора баба Маня (в титрах не указана) |
Виктор Шульгин | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Ольга Богданова | пассажирка в автобусе (в титрах не указана) |
Светлана Швайко | эпизод (в титрах не указана) |
Любовь Мышева | асфальтоукладчица (в титрах не указана) |
Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета
Звезда фильма — классный руководитель Нестор Петрович артист со стажем. В его фильмографии более 90 киноролей. Он хотел навсегда остаться в памяти зрителей, но личные беды свели его с намеченного пути.
Михаил Кононов. Кадр из фильма Большая перемена. Фото: tvkultura.ru
В жизни Михаила были две главные женщины — супруга и мама, но у них с самого начала не заладились отношения. С будущей женой — Натальей актёр познакомился в 1969 году. Красавица блондинка работала на радиостанции, профессионально занималась лыжами, и строила карьеру в модельном бизнесе. Но встретив Михаила она отказалась от всех увлечений. Мать артиста была против их свадьбы, хотя репутация у Наташи была не запятнана — девушка из хорошей семьи и с образованием. Кононов настоял на своём и женился на Наталье вопреки нежеланию матери. Какое-то время молодым супругам пришлось пожить у сварливой родственницы. В семье постоянно возникали скандалы на ровном месте.
А потом произошла трагедия — в день рождения актёра мать покончила с собой. В этот день женщина долго не выходила из комнаты и Михаил решил её проведать. Когда он зашёл — увидел бездыханное тело матери. Следствие заключило, что женщина совершила самоубийство.
Кононова после трагедии будто подменили. Он стал агрессивным и постоянно срывался на молодой жене. Наталья всё своё время посвятила быту и капризному мужу, перестав с кем либо общаться. При этом детей пара не заводила.
Михаил Кононов с супругой Натальей. Фото: sobesednik.ru
Одна из последних известных ролей артиста была сыграна в фильме «Здравия желаю! Или Бешеный дембель». В 90-х началась новая эра кинематографа — зрители увлеклись криминальной хроникой, но Кононов наотрез отказывался играть в сериалах роли бандитов. Он отказывался от любых предложений, говоря, что это — не искусство! Так его совсем перестали приглашать в кино, а вскоре и вовсе позабыли.
Тогда Михаил Кононов решил создать театр-студию, чтобы передавать свой опыт и знания начинающим актёрам. Проект с треском провалился. Зато там Михаил Кононов встретил 18-летнюю девушку Риту, которая грезила о театральной сцене. Девушка заменила Кононову дочь, постоянно была рядом с артистом. В СМИ писали, что воспитанница — любовница под перекрытием. Супруга Кононова Наталья в это время перенесла несколько операций и переехала жить в деревню Бутырки, Михаил с Ритой навещали её.
Артист старался помочь молодой девушке с работой, прописал её в своей московской квартире. Но воспитанница оказалась мошенницей. Кононов думал, что оформляет договор опеки над воспитанницей, а та подсунула ему бумаги о правах на распоряжение апартаментами.
Предательство сильно подорвало здоровье артиста. Журналисты поговаривали, что супруги с горя даже запили горькую. В 2006 году Кононов сыграл свою последнюю роль — дворника в сериале «В круге первом». После съёмок Кононова ждала больничная койка.
Михаил Кононов в сериале «В круге первом». Фото: zen.yandex.ru
Актёр сильно сдал, а в скоре слёг с пневмонией. Денег Народному артисту на лекарства не хватало. Кононов попал в реанимацию и через несколько дней скончался. Любящая супруга пережила Михаила всего на четыре года. Женщину похоронили в одной могиле с супругом.
Михаила Кононова похоронили на Ваганьковском кладбище. Фото: uznayvse.ru
«Розыгрыш» (1976), режиссер Владимир Меньшов
Сценарий драмы из жизни старшеклассников, написанный Семеном Лунгиным, несколько лет пылился в архиве «Мосфильма». Его посчитали неинтересным и бесперспективным. Браться за съемки заведомо провальной картины не хотел никто. Никто, кроме будущего лауреата «Оскара», а на тот момент — выпускника аспирантуры ВГИКа Владимира Меньшова. За его плечами была всего одна короткометражка, но режиссер решил рискнуть и забрал неугодный корифеям сценарий. Результат превзошел все ожидания.
В 1977 году «Розыгрыш» занял 10-е место в советском прокате — фильм посмотрели почти 34 миллиона зрителей. Лента была удостоена приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший фильм для детей и юношества. Всесоюзный кинофестиваль в Риге отметил картину премиями за лучшую женскую роль (Евгения Ханаева) и сценарий (Семен Лунгин).
Действие фильма разворачивается в обычной советской школе. Лидер 9 «Б» класса Олег Комаровский (Андрей Гусев) подговорил одноклассников соврать учительнице математики Марии Васильевне (Евгения Ханаева): якобы она не предупреждала о контрольной работе. Обман раскрыт, все причастные получили по единице, в классе назревает конфликт. Против Комаровского выступает новый ученик Игорь Грушко (дебют Дмитрия Харатьяна).
В «Розыгрыше» сыграли свои первые заметные роли актрисы Наталья Вавилова и Евдокия Германова. Второстепенные роли одноклассников главных персонажей сыграли не актеры, а обычные старшеклассники из московских школ.
Роли учителей и родителей исполнили звезды — Зиновий Гердт, Олег Табаков, Наталья Фатеева, Евгения Ханаева. Владимир Меньшов тоже появляется на экране — в роли физрука.
Сразу четырех актеров из «Розыгрыша» — Наталью Вавилову, Олега Табакова, Евгению Ханаеву и Гарри Бардина — режиссер взял в свой следующий фильм «Москва слезам не верит», получивший в 1989 году «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Розыгрыш» можно смотреть как гид по московским достопримечательностям: в нем можно увидеть и знаменитый бассейн «Чайка», и Большой Москворецкий мост, и великолепный дом с кошками в Подсосенском переулке. Основные съемки проходили в московской школе № 59 имени Н.В. Гоголя (бывшая Медведниковская гимназия) в Староконюшенном переулке. Еще в начале прошлого века Медведниковская гимназия считалась одной из лучших в Москве. Здание для нее построили в 1904 году по проекту Ивана Кузнецова — участок и капитал для этого пожертвовала купчиха Александра Медведникова. Сейчас здание закрыто на капитальный ремонт, школа переехала. Тем, кто не бывал внутри, узнать здание непросто: вход в школу снимали совсем в другом месте — у первого корпуса Московского института инженеров железнодорожного транспорта (сейчас — МГУПС).
Фильм запомнился зрителям еще и прозвучавшими в нем песнями на музыку Александра Флярковского. Одна из них — «Школьный вальс» — сразу же после выхода фильма на экраны получила сумасшедшую популярность. Она и сегодня, сорок с лишним лет спустя, часто звучит в школах на выпускных:
«Когда уйдем со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла,
И вновь — назад, и вновь ему с утра —
Встречай, учи и снова расставайся,
Когда уйдем со школьного двора».
«Большая перемена» – белиберда и несуразность
На счастье в романтической комедии «Большая перемена» Кононов играть главную роль согласился, хоть и утверждал, что это совсем не его уровень и что делал он это исключительно из-за денег. К слову, в безденежье он был виноват сам. В конце 60-х его уволили из Малого театра после скандала. Оказалось, что репетируя главную роль Хлестакова в «Ревизоре», Кононов поскандалил с театральным легендой кино и театра Борисом Бабочкиным, упрекнув того в непрофессионализме. Пришлось с театром расстаться, а значит и со стабильной актерской зарплатой.
Как позже Кононов вспоминал в своей книге «Прости, жизнь, и прощай!», после ухода из театра он с молодой женой мыкался по съемным квартирам и жить им было не на что. При этом предложения сниматься в кино сыпались постоянно, но сценарии ему не нравились и он все никак не решался взяться за явно непрофессиональную работу. Но нужно было кормить семью, и актер сдался.
«Я пришел на «Мосфильм» и сказал режиссеру, что сниматься буду, – вспоминал Кононов в мемуарах. – Думаю, уж если и вытащусь с честью из несуразного фильма «Иду к людям» (рабочее название «Большой перемены»), то, значит, я все могу играть, вплоть до «телефонной книги«. Учитель Нестор Петрович, который пытается привить любовь к истории великовозрастным ученикам вечерней школы, получился у Кононова очень милым. Понятно, что это был не Тарковский, но и не современные сериалы.
Сериал «Большая перемена» собрал в свой кастинг лучших актеров советского
«Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст«, – жаловался Кононов. Мы же сейчас только можем улыбнуться – эх, Нестор Петрович, не играли вы в сериалах ХХI века, а то молчали бы про «несуразность» сценария и диалогов.
Говорят, Кононов много импровизировал на съемочной площадке, спасая сценарий – режиссер Алексей Коренев ему это не запрещал. Другие актеры, глядя на коллегу, тоже принялись импровизировать – в результате фильм из двух серий разросся до четырех. И, возможно, именно эта свобода на съемочной площадке сделала сериал привлекательным для зрителя.
Но вот что интересно, фильм «Большая перемена» – это настоящий иконостас больших актеров советского кино. Евгений Леонов, Людмила Касаткина, Александр Збруев, Валентина Талызина, Светлана Крючкова, Ролан Быков… Даже роль школьной уборщицы играла народная артистка СССР Валентина Сперантова. И никто на сценарий и режиссера не жаловался, не рассказывал, что в лабуде не снимается. И только Кононов все ныл и ныл.
Актеры из «Большой перемены» позже вспоминали, что работать с Михаилом Кононовым на площадке было очень тяжело, а после съемок он становился и вовсе невыносим. На все попытки общаться актер отвечал отказом. «Так будет лучше для всех, – пояснял он. – Я абсолютно закрытый – как шкаф, как чемодан. Я – одиночка«.
Последние статьи
-
6 моделей плюс-сайз, чья личная жизнь доказывает, что не в размерах счастье 25.09.2021, 23:17 -
Как команданте Фидель Кастро стал «королем мороженого» 25.09.2021, 21:42 -
Какие сплетни ходили про внешность Екатерины II среди придворных 25.09.2021, 19:55 -
18 мистических фотографий из океанских глубин: Финалисты конкурса Ocean Photography Awards 2021 25.09.2021, 17:27 -
Каменный лес Варны: Cлед внеземного пребывания на Земле или чудо природы 25.09.2021, 15:14 -
5 остромодных винтажных стилей интерьера: Как старинная мебель и бабушкины салфетки стали трендом 25.09.2021, 13:55 -
10 самых дорогих и роскошных украшений знаменитостей от классики до кича 25.09.2021, 12:28 -
Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков 25.09.2021, 11:41 -
Как сложилась жизнь младшей сестры Жаклин Кеннеди: Безупречная Ли Радзивилл 25.09.2021, 09:29 -
+1 Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обожали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова 24.09.2021, 23:36
Все статьи
Оценки современников
Исполнитель главной роли Михаил Кононов скептически относился к фильму. В своих неопубликованных мемуарах он писал: «В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О „Большой перемене“ много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».
По словам Николая Бурляева: «Я никогда не был в восторге от этого фильма, нам, ориентированным на Тарковского и Германа, сериал с высосанным из пальца сюжетом казался несерьёзным».
Несмотря на критические отзывы, фильм считается культовым и нередко демонстрируется на телеканалах.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Михаил Кононов | учитель истории, классный руководитель 9-го «А» Нестор Петрович Северов |
Людмила Касаткина | директор школы Екатерина Семёновна-Ивановна |
Наталия Богунова | учитель русского языка и литературы, жена Ганжи Светлана Афанасьевна |
Анастасия Георгиевская | учитель географии Серафима Павловна |
Валентина Талызина | учитель химии Нина Петровна |
Инна Жилина | учитель биологии, редактор школьной стенгазеты |
Людмила Анциферова | учитель физкультуры |
Валентина Кузнецова | учитель |
Зоя Исаева | учитель |
Валентина Сперантова | уборщица тётя Глаша |
Александр Збруев | ученик 9-го «А», рабочий нефтеперегонного завода Григорий Ганжа |
Светлана Крючкова | ученица 9-го «А», асфальтоукладчица Нелли Леднёва |
Евгений Леонов | ученик 9-го «А», шофёр, отец Нелли Степан Семёнович Леднёв |
Янис Якобсон | ученик 9-го «А», сосед Нелли по парте, рабочий-станочник |
Юрий Кузьменков | ученик 9-го «А», староста класса, рабочий шинного цеха Ваня Федоскин |
Валерий Носик | ученик 9-го «А», вратарь заводской футбольной команды Отто Фукин |
Виктор Проскурин | ученик 9-го «А», прогульщик, рабочий химзавода Гена (Геннадий Иванович) Ляпишев |
Валерий Хлевинский | ученик 9-го «А» Авдотьин |
Нина Маслова | ученица 9-го «А», тайная тунеядка, новоявленная асфальтоукладчица Виктория Ивановна Коровянская |
Савелий Крамаров | ученик 9-го «А», жених Коровянской, напарник Ганжи Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин |
Мария Коренева | ученица 9-го «А» с ребёнком Чувичкина |
Михаил Розанов | ученик 9-го «А», сосед Чувичкиной по парте |
Игорь Суровцев | ученик 9-го «А» в красной олимпийке на последней парте |
Илья Баскин | взъерошенный ученик 9-го «А», сосед Авдотьина по парте |
Александр Цирков | ученик 9-го «А» |
Наталья Гвоздикова | аспирантка, невеста Нестора Петровича Полина Сергеевна Иванченко |
Михаил Яншин | профессор, доктор исторических наук Виктор Иванович Волосюк |
Вячеслав Гарин | директор химзавода |
Готлиб Ронинсон | бригадир шинного цеха, начальник Федоскина |
Зоя Степанова | врач, лечившая Федоскина |
Николай Граббе | начальник Леднёва Пётр Васильевич Тарасов |
Наталья Гурзо | жена Фукина |
Ирина Азер | подружка Ляпишева Люся |
Ролан Быков | напарник Ляпишева Александр Трофимович Петрыкин |
Люсьена Овчинникова | невеста, позже жена Петрыкина Валя |
Владимир Басов | фотограф на свадьбе Петрыкина |
Владимир Земляникин | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Юрий Киреев | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Валентина Титова | гостья на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана) |
Иван Жеваго | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Александр Вдовин | молодой отец Чувичкин (в титрах не указан) |
Иван Рыжов | майор милиции, начальник отделения |
Лев Дуров | старший сержант милиции |
Галина Комарова | контролёр |
Светлана Старикова | экскурсовод |
Лариса Барабанова | продавщица в магазине мужской одежды |
Альберт Иричев | осводовец |
Алексей Кутузов | молодой осводовец |
Александр Зимин | продавец в мебельном магазине |
Александр Калужский | доктор |
Лев Дубов | инженер химзавода Акимыч |
Тамара Логинова | эпизод |
Валентина Ананьина | эпизод |
Михаил Ремизов | эпизод (в титрах не указан) |
Пётр Щербаков | гость (в титрах не указан) |
Елена Коренева | девушка с книгой в библиотеке (в титрах не указана) |
Ирина Калиновская | медсестра, делавшая перевязку Ганже (в титрах не указана) |
Любовь Касаточкина | гостья с гитарой на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана) |
Екатерина Мазурова | соседка Нестора баба Маня (в титрах не указана) |
Виктор Шульгин | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Ольга Богданова | пассажирка в автобусе (в титрах не указана) |
Светлана Швайко | эпизод (в титрах не указана) |
Любовь Мышева | асфальтоукладчица (в титрах не указана) |
Начало пути в Голливуде
Кадр из фильма *Космическая Одиссея 2010*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru
Сыграло роль мое происхождение. Я ведь рижанин. Когда из России люди только начинали поговаривать об эмиграции, когда приоткрылась эта дверка, в Прибалтике уже вовсю люди ехали. И если в России нас всех запугивали, как там страшно, в это время в Прибалтике уже у многих были родственники и в Америке, и в Израиле, и в Канаде, и уже писали письма, и люди знали, что все там живут прекрасно. То есть у меня не было к тому времени боязни того, что за границей, может быть, что-то ужасное меня ждет. Была боязнь потерять профессию. Я был почти уверен, что я долгое время не смогу этим заниматься, если вообще смогу когда-нибудь. Но, с другой стороны, была авантюра. Тогда из России кроме как в эмиграцию уехать нельзя было никуда, и я думал: прощу ли я себе, если я не воспользуюсь этой ситуацией и не уеду, не посмотрю мир, не поживу, как все люди на этом земном шарике живут. Я же не знал, прикроют они завтра это небольшое отверстие в занавесе железном, которое тогда возникло. И скорее всего, любовь к авантюре меня и побудила уехать
Илья Баскин в фильме *Москва на Гудзоне*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru
Так как языка у меня практически не было, мне дали маленькую роль, один день работы. Но это было в костюме шейха, на лошади, на киностудии «XX век Фокс». И я еще пришел на студию, у меня своя комнатка на колесиках, с кроваткой, с холодильничком, тогда еще микроволновок не было, и чувствовал себя на седьмом небе
И вот эта первая моя работа была в 1977 году, а приехал я в 1976, она дала мне право вступления в профсоюз, что, в общем-то, довольно важно в нашей профессии здесь
Робин Уильямс и Илья Баскин в фильме *Москва на Гудзоне*, 1983 | Фото: forumdaily.com
Оценки современников
Исполнитель главной роли Михаил Кононов скептически относился к фильму. В своих неопубликованных мемуарах он писал: «В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О „Большой перемене“ много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».
По словам Николая Бурляева: «Я никогда не был в восторге от этого фильма, нам, ориентированным на Тарковского и Германа, сериал с высосанным из пальца сюжетом казался несерьёзным».
Несмотря на критические отзывы, фильм считается культовым и нередко демонстрируется на телеканалах.
«Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев
Четырехсерийный телефильм об учителе вечерней школы Несторе Петровиче и «удивительном, прекрасном и сумасшедшем» 9 «А» классе школы рабочей молодежи покорил миллионы зрителей сразу после первого показа в апреле 1973 года. Триумфу предшествовало много трудностей и нелепых ситуаций — не менее смешных, чем те, в которых оказываются герои на экране.
Во время съемок газета «Вечерняя Москва» опубликовала небольшую заметку о готовящейся комедии «Приключения школьного учителя». Министерство образования и редакцию газеты начали заваливать письмами возмущенные учителя: как можно приравнивать тяжкий труд педагога к легкомысленному приключению? Министерство потребовало сценарий, чем перепугало съемочную группу — вдруг запретят снимать! Но чиновники по достоинству оценили комедию и только попросили изменить название. Сценарист Георгий Садовников объявил среди коллег конкурс на лучшую версию, пообещав в качестве приза бутылку коньяка. Она досталась оператору картины Анатолию Мукасею.
В основу ленты легла повесть «Иду к людям» Георгия Садовникова, основанная на личном опыте: в течение года писатель был учителем в школе рабочей молодежи. Превращать серьезную повесть в комедию Садовников долго не хотел, но в итоге сдался и вместе с режиссером написал на ее основе сценарий. Между фильмом и повестью много отличий. Любовного треугольника между Полиной, Нестором Петровичем и Федоскиным в книге нет, а вместе с Нелли в школе учится не отец, а мама. Также сценаристы поженили ученика и учительницу и превратили хулигана Ганжу из эпизодического персонажа в одного из главных.
В фильме Коренева снялись сразу несколько звезд советского кино: Евгений Леонов, Ролан Быков, Савелий Крамаров. На главную роль претендовали Евгений Карельских, Константин Райкин и Андрей Мягков. Последний был почти утвержден. Но актер поставил условие снять в роли Светланы Афанасьевны его жену Анастасию Вознесенскую, на что Коренев не согласился. В итоге Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а Светлану Афанасьевну — Наталия Богунова. Пробовался Мягков и на роль Ганжи. Но обаятельного хулигана было суждено сыграть Александру Збруеву. Светлана Крючкова, сыгравшая Нелли Ледневу, попала в фильм по счастливому стечению обстоятельств: она относила на студию сценарий, который не понравился ее мужу Юрию Векслеру.
На съемочной площадке собрались одни блондинки: Светлана Крючкова, Наталия Богунова, Ирина Азер (Люся) и Наталья Гвоздикова (Полина). Последней пришлось прятать длинные светлые волосы под темным париком. Это было непростое испытание для актрисы, так как многие сцены снимали в жарких павильонах, а одну, в которой Полина катается на лыжах, и вовсе на пляже.
Натурные съемки в основном проходили в Ярославле — на берегу Волги и на Ярославском шинном заводе. Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», а школьные сцены снимали в Московском педагогическом государственном университете (Малая Пироговская, дом 1/1). С широкой географией съемок «Большой перемены» связан самый заметный ляп в фильме. В разных сценах у Ганжи, ошпарившегося на заводе, забинтована то правая, то левая рука. Эту нестыковку заметили во время монтажа, но переснимать было бы слишком сложно, потому что пришлось бы ехать обратно на завод в Ярославль или заново собирать декорации квартиры и медсанчасти.
«Точка, точка, запятая…» (1972), режиссер Александр Митта
Самый известный фильм о школе Александра Митты — итог первых десяти лет творческой биографии режиссера, посвященных исследованию темы взросления. От темы борьбы душевных троечников с учительницей-формалисткой («Друг мой, Колька!»), искушения советских подростков внезапно свалившимися на них деньгами («Без страха и упрека») и горького любовного разочарования пятиклассницы («Звонят, откройте дверь!») он перешел к проблеме маленького человека и требований, которые к нему предъявляет общество.
Главный герой — типичный троечник восьмиклассник Леша Жильцов (Сергей Данченко). На фоне одаренных одноклассников, каждый из которых стремится быть личностью, он теряется, а школьная программа кажется ему слишком сложной. Все меняется, когда в класс приходит новенькая, Женя Каретникова (Ольга Рыжникова). С ее помощью Леша начинает работать над собой и очень быстро становится совершенно другим человеком.
Мать и отца Леши сыграли Юрий и Татьяна Никулины. Экранные отец и сын были настолько похожи друг на друга, что многие зрители посчитали юного актера настоящим сыном Никулина. Для Сергея Данченко фильм «Точка, точка, запятая…» стал первым и последним опытом работы в кино. Его судьба сложилась так, как должна была сложиться судьба его героя: он увлекся радиоэлектроникой, окончил Московский авиационный институт и работает по специальности.
Премьера фильма прошла 30 декабря 1972 года. Лента собрала массу наград, среди которых серебряный приз в конкурсе детских фильмов на VIII Московском международном кинофестивале, главная премия на IV Параде детских фильмов в Белграде, приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно и премия Ленинского комсомола.
Натурные сцены снимали на западе Москвы, недалеко от Филевского парка. Основные съемки прошли в школе № 2101 (бывшая 98-я), расположенной на Малой Филевской улице.