Что ел русский крестьянин

Пища французов в 16-17 веках

Крестьяне были на самом дне социальной лестницы. Они вынуждены были платить налог, а так как денег у них часто не было, им приходилось идти к ростовщику и брать в долг. И дома, и в работе на барина они все делали вручную, а жили в плохоньких домишках, где питались жидким супом с салом или субпродуктами.

Несмотря на наличие во Франции большого количества орешников и фруктовых деревьев, крестьяне все равно не могли обеспечить ими семьи. В урожайные годы они могли запастись зерном. Но когда урожая не было, есть было попросту нечего.

Хлеб

Современный крестьянский хлеб представляет собой пьянящую смесь зерен ржи и пшеницы. У крестьян 17 века хлеб не был таким вкусным. Зерна тогда грубо обмолачивали, иногда не вынимая из полученной муки и попавшие туда стебли пшеницы. В муку специально добавляли кору деревьев или даже опилки для придания хлебу сытости. Это было выгодно, особенно если семья крестьянина была большой. В 17 веке крестьяне, в основном, ели черный ржаной хлеб, а вовсе не белый пшеничный.

Мясо

У некоторых крестьян была возможность иметь небольшой клочок земли и выпасать на нем скот. Так как куриное мясо они ели только по праздникам, а другие виды мяса сильно солили и хранили, они регулярно не получали достаточного количества витаминов С и D, а также минералов, поэтому страдали от цинги и других болезней.

Сыр

Сегодня сыр является визитной карточкой Франции. Его в этой стране существует множество сортов и видов. В XVII веке французские фермеры изготавливали только два вида сыра: мягкий и твердый. Если у крестьянина была корова, у него была возможность делать из молока не только сыр, но и масло.

Фрукты и овощи

Рацион крестьянина зависел от региона, где он проживал. Например, в южных регионах страны было больше фруктов, поэтому у крестьян там рацион был гораздо более разнообразным. Фрукты и овощи не только ели в свежем виде, но и солили впрок.

В окрестностях города Кале выращивали цветную капусту, артишоки и цикорий. В супы добавляли лук, чтобы сделать их вкуснее и гуще. Суп крестьяне ели каждый день.

Картофель попал во Францию во времена правления короля Людовика XVI, но в качестве овоща использоваться не стал. Поначалу люди не знали, что у картофеля надо есть клубни, находящиеся в земле. Они пробовали есть плоды, появляющиеся на стеблях растения после цветения. Так как плоды ядовиды, народ, естественно, травился. Только в 18 веке картофель во Франции стал популярен.

Напитки

Самым популярным напитком в 17 веке во Франции было вовсе не вино, а сидр. Если вино крестьянам и продавалось, то оно было настолько разбавлено водой, что и винного вкуса в нем не оставалось.

В те времена во Франци произрастало огромное количество яблонь. Яблоки собирались на протяжении всего западного побережья страны, поэтому сидр, получаемый из них, был очень среди крестьян популярен.

Пользовалось популярностью и пиво. Его изготавливали во Фландрии и Лотарингии. В период неурожаев, правда, пиво делать было запрещено, потому что часть собранного зерна предназначалась для посева на будущий год.

Тяжелая крестьянская жизнь

Художники XVII века писали картины французской крестьянской жизни, часто романтизируя и обожествляя изображаемые образы. На самом деле, жизнь крестьян была совсем другой. Только кому это было интересно?

Существует одна французская история, согласно которой крестьянина спросили, что бы он сделал, если бы был королем. На что он не стал отвечать, что женился бы на принцессе. Он сказал, что стал бы есть сало до тех пор, пока не насытится им полностью.

Сад и огород

Росли в огородах и подавались к столу в сыром и варёном виде репа, горох, морковь и лук. Широко употребляли редьку, особенно чёрную. Во всех славянских племенах хозяйки умели заготавливать овощи на долгую зиму: солить капусту, грибы и огурцы, мочить яблоки, клюкву и бруснику. От этого зависела жизнь: не умеешь готовиться к зиме — придётся голодать. Засоленные и замоченные овощи назывались ленивыми. Не достичь благополучия и сытости и без садоводства. К IX веку славяне окультурили дикую яблоню, сливу, грушу, вишню. Это был настоящий прорыв! Ведь чая наши предки не знали, а травяные отвары приедаются. Из вишни и яблока варили нечто вроде компотов. Правда, это французское словцо вошло в русскую речь только в XVIII веке. В урожайные годы яблоки сушили, и горячий напиток пили круглый год. Среди других занятий древних славян по добыче питания следует отметить бортничество (борть — дупло дерева, в котором живут пчёлы, лесной улей). Так добывались мёд и воск. При отсутствии сахара роль мёда была первостепенной. Из мёда делали хмельные напитки, на нём варили варенья. Лесистые края богаты ягодами, орехами и грибами. Из этих даров леса наши предки умели готовить вкусные кушанья: ягодные варенья, замысловатые блюда из варёных, сушёных и солёных грибов.

Питание на Руси

Чая, кофе и какао древние славяне, конечно, не ведали. Только знатные воины и зажиточные купцы знали вкус вина, которое привозили из Греции. Конечно, на княжеских застольях можно было и «зелена вина» испить, и финиками заесть, но для простого люда эти заморские лакомства оставались недоступными. Пили травяные отвары и медовые напитки, нехмельные и хмельные, в том числе и горячие. Медовуху по вкусу разбавляли водой. Веками на Руси популярным напитком был сбитень — мёд, вскипяченный и сбитый в горячей воде, с яйцами. Из зерновых культур варили различные ржаные, овсяные и пшеничные кисели. Летом в ход шли ягодные и фруктовые «пития». Из зерна также делали квас, брагу и пиво. Пили берёзовый сок, на его основе тоже делали квас.

1891

У С. Г. Кара-Мурзы в книге «Советская цивилизация» тоже есть свидетельства современников:

«Ученый-химик и агроном А.Н.Энгельгардт, который работал в деревне и оставил подробнейшее фундаментальное исследование «Письма из деревни»:

«В статье П.Е.Пудовикова «Хлебные избытки и народное продовольствие» в журнале «Отечественные записки» 1879, № 10 автор, на основании статистических данных, доказывал, что мы продаем хлеб не от избытка, что мы продаем за границу наш насущный хлеб, необходимый для собственного нашего пропитания… Многих поразил этот вывод, многие не хотели верить, заподозревали верность цифр, верность сведений об урожаях, собираемых волостными правлениями и земскими управами… Тому, кто знает деревню, кто знает положение и быт крестьян, тому не нужны статистические данные и вычисления, чтобы знать, что мы продаем хлеб за границу не от избытка… В человеке из интеллигентного класса такое сомнение понятно, потому что просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают , живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не будут есть всякую дрянь… Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает.

Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам есть отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом или папушником с патокой. Наш же мужик-земледелец есть самый плохой ржаной хлеб с костерем, сивцом, пушниной, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят, да и батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку – соси».

Надо отметить, что достоверная информация о реальной жизни крестьян доходила до общества от военных. Они первыми забили тревогу из-за того, что наступление капитализма привело к резкому ухудшению питания, а затем и здоровья призывников в армию из крестьян. Будущий главнокомандующий генерал В.Гурко привел данные с 1871 по 1901 г. и сообщил, что 40% крестьянских парней впервые в жизни пробуют мясо в армии. Генерал А.Д.Нечволодов в известной книге «От разорения к достатку» (1906) приводит данные из статьи академика Тарханова Нужды народного питания в Литературном медицинском журнале (март 1906), согласно которым русские крестьяне в среднем на душу населения потребляли продовольствия на 20,44 руб. в год, а английские на 101,25 руб.»

А можете читать и такие «свидетельства», если нравится, а выводы потом делайте сами:

«До революции и до коллективизации тот хорошо жил, кто хорошо работал. Лодыри жили в бедности и нищете. На всю нашу деревню из 50 дворов был только один пьяница и дебошир. Он был сапожником. Крестьянин всегда был сыт, обут и одет. А как иначе? Он же жил своим трудом.

Бедняками у нас были те, кто слабо вел свое хозяйство. В основном это была всякая пьянь, которая не хотела работать. Лентяи, одним словом! Каждый хороший хозяин имел книгу ведения хозяйства, в которой учитывались все доходы и расходы. Вырученную прибыль крестьянин мог вложить в крестьянские банки, чтобы затем получать от неё проценты. Старики и старушки с которыми доводилось общаться, рассказывали о прекрасной жизни в деревне перед 1914 годом, соблюдались все православные праздники,т.е. были выходные, ели досыта, одевались хорошо, ко всему тому могу добавить , что так называемых батраков никто не помнил, а помнили о прислугах у богатых, в прислуги попасть было трудно и т.д. Т.е. цифры, цифрами, а живое общение как то всегда показывает другую картину.

Правила поведения за столом

Прием пищи в русской семье был целым ритуалом. Обеденный стол ставили к лавкам, где у каждого было строго определенное место. В начале стола под образами сидел хозяин дома. По его правую руку садился младший брат или старший сын. Чем дальше место находилось от главы дома, тем менее престижным оно было.

В праздники, когда собиралось много гостей, женщины за общий стол не садились. Их обязанностью было подавать яства, а сами они трапезничали позже. Ходить в гости без приглашения считалось дурным тоном, как и принимать его с первого раза.

Никто не начинал есть, пока ложку не брал хозяин дома, иначе этой самой ложкой можно было схлопотать по лбу. Перед приемом пищи в обязательном порядке мыли руки и произносили молитву. Вставать из-за стола разрешалось лишь после того, как закончат трапезу старшие. По окончании также творили молитву.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Праздники

Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.

Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)

Новый год сначала отмечали
в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым
Новым годом по новому календарю.

Рождество Христово и
следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями,
массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.

Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Рыба и мясо

Рыба занимала на русском столе особое место. По возможности ее ловили сами, но чаще покупали на рыбных рынках, найти которые в городе не составляло труда: настолько тяжелый запах исходил от лотков. Рыбу (плотву, снетков) добавляли в щи, если это не противоречило соблюдению поста.

Соленая рыба была дорогим удовольствием, поскольку добыча соли была тяжелым и долгим процессом, из-за чего и специя ценилась высоко. На Русском Севере, Поморье и Кольском полуострове придумали наиболее дешевый способ консервации рыбы – квашение. Рыбу заливали слабосоленым рассолом и оставляли, пока не завершится процесс ферментации. Вкус и аромат оставлял желать лучшего, но, тем не менее, квашение позволяло продлить срок годности такого быстро портящегося продукта.

Мясо для подавляющего большинства русского крестьянства было непозволительной роскошью. Его употребляли лишь по важным церковным праздникам, готовили на свадьбу и подобные торжества. Интересно, что даже зажиточная крестьянская семья не могла себе позволить мясные блюда хотя бы раз в неделю. Для этого было необходимо резать по барану в неделю, то есть 30-40 голов в год. Ни одно хозяйство не выдержало бы такого расточительства.

Крестьяне со средствами разводили домашнюю птицу. Это было хорошим подспорьем: в доме водились яйца и мясо, на столе частенько была яичница или дрочена. Находчивый русский народ приловчился делать дупла в деревьях для гнездования диких птиц, из которых потом собирали яйца.

Недостаток белковой пищи был не так заметен в семьях охотников. Русские леса были полны куропаток, уток, тетеревов, вальдшнепов. Часто с силком ходили на зайцев, дома же разводили кроликов. Однако во многих регионах лесные угодья были собственностью помещиков, и охота, особенно на крупного зверя, была строго регламентирована или вовсе запрещена.

Щи да каша – пища наша

Особого разнообразия каш не было. Самая распространенная – овсяная, но не в том виде, которую мы едим сегодня, а из цельного овса, который распаривали всю ночь в чугунке в печи, чтобы он полностью стал мягким.

Добавляли в кашу обычно конопляное или льняное масло, подсолнечным тогда и не пахло.

Овсяная каша

Каши считались полноценным блюдом, очень калорийным, готовили их из ячменя, проса, полбы. С ячменем понятно, он и сейчас есть в рационе, просо тоже встречается, а вот полбы уже нет, делали ее из особого вида пшеницы, которая росла в диком виде.

Чем-то она напоминает перловку.

Полба

Меньше земли под посев занимала гречиха. Из нее варили не только каши, но и делали муку. Во времена язычества на Руси из этой муки делали блины и оладьи, которые напоминали солнце.

Пшенная каша – также неизменный атрибут среднестатистического крестьянского стола, своим цветом также ассоциировалась с солнцем.

Картина «Жатва» Питер Брейгель

Еще реже на столе присутствовал рис, который называли «сорочинским пшеном».

Все помнят сказки про царя Гороха, именно горох был основой не только каш и супов, из него мололи муку, добавляли в пироги, варили кисель.

Постный суп

Про щи отдельная история. В основном это капуста в любом виде, особенно моченая или квашеная, с добавлением ржаной муки и кваса. Горячие супы варили редко, и то только постные. Мясо на столе было по праздникам.

Кашу маслом не испортишь

Славяне были пахарями, неутомимыми земледельцами. Летний сезон у нас куда как короче, чем в Центральной и Западной Европе, — всего лишь 90-100 дней. За это время нужно успеть посадить и убрать злаковые, скосить и высушить траву для скота. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, рожь, овёс, горох. Гречиху и рис наши предки узнали от персов в XV веке. Рис до XIX века назывался на Руси сарацинским зерном. Варили каши, парили репу и брюкву. До наших дней сохранилась поговорка: «Щи да каша пища наша». Каша и впрямь была основой русской кухни. Особенно популярна была полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба — это полудикий сорт пшеницы, которую вплоть до XVIII века выращивали в наших краях в изрядном количестве. Охотно ели и ячменную кашу (гущу). Кашу, сваренную из ячменя с горошинами, называли глазухой. Перловкой называли кашу из цельных зёрен, сизо-серый цвет которых и продолговатая форма слегка напоминали жемчужное зерно — перл. Особенно популярна была полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба — это полудикий сорт пшеницы. С глубокой древности готовили на Руси и овсяную кашу, и кашу из проса — пшенную. Пшеница, превращённая в мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово «манна» — старославянское и восходит к греческому слову manna — «пища». Такое лакомство могли себе позволить только зажиточные семьи. Технология получения крупы упростилась только в XX веке — с тех пор манная каша и стала общедоступной. Её варили на молоке и старались готовить для детей. А вообще из мучных каш наиболее распространённой была толоконная, а в древности — конопляная. С XV века на Руси варили и саломат — жидкую кашу из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи, иногда с добавлением жира. Кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельчённых продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). В XV веке появилась и гречневая каша, которая считалась самой вкусной и полезной. Каши сдабривали маслом из льняных и конопляных зёрен, и только богачи ели их со сливочным или оливковым маслом, которое шло на вес золота. На память о тех временах сохранилось выражение «Кашу маслом не испортишь».

Сколько лет жили раньше люди? Сколько жили люди в Средневековье?

Сколько жили раньше люди? 
Многие из нас уверены, что до 20 века люди редко, когда доживали до 59,
а иногда и до 30 лет. Это действительно правда.

Множество примеров сколько раньше в России жили люди можно
подчеркнуть из классической литературы, так Гоголь написал: «дверь нам
открыла старуха лет сорока». У Толстого про «княгиню мариванну,
старуху 36 лет». Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, старику мужу
Анны Карениной — 48 лет. Старухе процентщице из романа Достоевского
«Преступление и наказание» было 42 года. А вот немножко из Пушкина
«В комнату вошел старик лет 30». Марья Гавриловна из
«Метели» Пушкина была уже немолода: «Ей шел 20-й год». Тынянов:
«Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было 34
года, возраст угасания».


Срок жизни первых людей по данным Ветхого Завета

Еда средневековых крестьян

Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.

Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.

На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.

Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.

Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.

По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.

У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.

Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.

Как выглядело застолье русского аристократа

В 18-19 веках каждый уважаемый человек обязан был разбираться в тонкостях гастрономии. Если уже садились за стол, то соблюдали все правила, а если приглашали к трапезе кого-то постороннего, тогда тем более все организовывалось по высшему разряду.

К застолью аристократам подавали и первое, и второе, и третье. На первое был суп (чаще всего щи в сочетании с трюфельным паштетом), а на второе — отварная рыба (богачи очень любили есть осетрину). На третье подавались отварные овощи (например, спаржа, которую любили русские аристократы). Второе и третье запивалось виноградным вином (лафитом). Только после третьего подавали запеченную дичь (например, рябчиков) и сытные салаты. В 18-м веке на русских столах появились соусы (один из них, жульен, готовят и сегодня).

Все это пиршество завершалось распитием кофе с ликером, нередко в завершение трапезы подавались свежие фрукты. И это еще не меню званого ужина.

А что же подавалось во время званого ужина? Типичный праздничный стол русского дворянина ярко описывает Г. Державин в своем стихотворении «Евгению. Жизнь Званская»:

Аристократы никогда никуда не торопились — ели медленно и понемногу.

В дворянских семьях обеденным временем считался период между 2-3 часами дня. Прием пищи мог длиться несколько часов.

Постепенно продолжительность трапез стала сокращаться. К ним перестали относиться как к искусству, священнодействию — обед стал лишь способом утоления чувства голода.

Шик для одиноких аристократов

В 18-19 веках не все богачи имели семьи — были и одиночки. Сами себе они не готовили — пользовались либо услугами личных поваров, либо шли в рестораны. Там же собиралась золотая молодежь того времени, чтобы устраивать шумные пиры (яркий пример такого заведения — полюбившийся всем в середине 19-го века ресторан «Талона» на Невском проспекте Санкт-Петербурга, где очень шумно обедали и пили только сливки общества).

В 18 веке как раз начала развиваться культура общественного питания. Вот так вот выглядели первые рестораны.

В дорогих ресторанах подавали преимущественно блюда европейской кухни. В трактирах еда была немного дешевле и более традиционная, русская.

Крепостные крестьяне: права и обязанности

Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Управлялись они царскими приказчиками. В обязанности их входило снабжать царский двор необходимыми продуктами, дровами, исполнять различные повинности, в т. ч. – оброк (сначала – натуральный, позже – денежный).

Для всех же остальных крепостных жизнь складывалась иначе. Главная повинность, отбываемая крепостными и временнообязанными крестьянами (последняя категория появилась позже, после отмены крепостного права, и, следовательно, для 17 в. нехарактерна), – это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Потому и считается обычно, что среди многих других элементов социально-экономического и морально-нравственного характера, в первую очередь, крепостную зависимость крестьян характеризует понятие барщина.

Важно

По сути своей, барщина являлась принудительным трудом находящихся в крепостной зависимости от землевладельца крепостных. За пользование получаемым от собственника наделом, они обязаны отрабатывать (причем, собственным инвентарем и рабочим скотом) в его пользу определенное количество дней. Законодательно число их ограничено не было. Все зависело от доброй воли (или ее отсутствия) у помещика.

Обычно барщина оставляла от 3 до 5 дней. Но могло быть установлено прихотью помещика и все шесть дней в неделю. Вот только в воскресенье и в христианские праздники работать заставить было практически невозможно. На защиту крепостного всем своим возрастающим авторитетом мощно вставала Церковь. Не удивительно, поэтому, что в православной традиции такое почитание Святых! Они в условиях ужасающей деспотии кровопивцев-помещиков и действительно были защитниками угнетенных и обездоленных.

Наказание крепостного кнутом

Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина.

Еще труднее определяется правовое положение крестьян вышедших из крепостной зависимости. По той простой причине, что для семнадцатого века это вообще было явлением из ряда вон выходящем. Даже если крестьянин и получал вдруг «вольную», то без земли, без имущества, без перехода в другую социальную группу его участью было искать покровительства у «сильных мира сего», у тех же феодалов, которые угнетали его до этого. Тем более что с течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую административную и личную власть помещика над зависимым от него (а фактически – ему принадлежащим) крепостным. Право помещиков в отношении крепостных крестьян позволяло ему продавать принадлежавшего ему крестьянина, как ему вздумается – с землей, или без земли, на вывод; разлучать семьи, продавая детей, отрывая их от родителей; безнаказанно истязать их, сечь кнутом за малейшую провинность, или и вовсе из самодурства… Пытки крепостных крестьян были в обычае тех жестокосердечных времен.

Не удивительны, поэтому, частые побеги крепостных от слишком уж зарвавшихся помещиков. Частыми были крестьянские восстания и просто бунты.

Царская власть стремилась защитить феодалов о народного гнева. Издавались акты, утверждающие право собственности помещиков на крестьян и землю. Продлевались сроки розыска убежавших от крепостного рабства, вплоть до отмены всяческих сроков давности (урочных лет). Воспрещался и самовольный переход крепостного к другому помещику.

Торг. Сцена крепостного быта. Из недавнего прошлого. Николай Неверев

Одежда крестьян

Климат на большей части Европы прохладный, а крестьяне практически весь день проводили в работе на своем поле или огороде. Поэтому главная задача одежды крестьян в Средние века состояла в том, что защитить человека от холода и сильного ветра, из-за чего она была многослойной.

Материалом для изготовления ткани служили растения: лен, конопля, крапива, шерсть. Женская и мужская одежда почти ничем не отличались. Крестьяне носили обычную грубую домотканую одежду: свободные рубахи длиной до коленей, сверху жилет и туника (камиза или кота), штаны брэ, а в качестве верхней одежды был плащ с капюшоном, зимой согревал меховой тулуп. Мужчины и женщины носили шоссы, похожие на чулки, которые завязывались на уровне бедер.

Немного позже произошло разделение одежды по половому признаку: женщины стали носить длинные платья и сарафаны, юбки, белые передники и чепцы. Женская праздничная одежда украшалась аппликациями, вышивкой, другим декором, но надевали ее только в торжественные дни.

На ногах крестьяне носили башмаки, которые были одинаковыми для обеих ног, в зимнее время года — грубые сапоги до колена. Ботинки делались из грубой кожи, часто летом в поле работали босиком.

Не хлебом единым

Многие могут подумать, мол, откуда ученые могут знать о пище на Руси в IX-XIII веках? Ответ прост: многочисленные археологические находки, естественно, «пищевой» направленности – горшки, глиняные черепки, корзины и другие емкости – даже через века сохранили остатки органических материалов, хранившихся в них. Анализ при помощи современных научных средств позволяет выяснить, что же ели наши предки.

Ржаной хлеб

Начнем с зерновых. Возглавляет этот перечень продуктов, конечно, хлеб. Причем это был кислый ржаной хлеб, который служил основной пищей крестьянина. Хлеб пекли не часто – 1-2 раза в неделю, у хозяйки редко бывало свободное время. Интересно, что он изготавливался бездрожжевым способом под воздействием грибковых культур. Также на основе ржи варили кисели, но кисель мог быть и овсяным, и гороховым.

За хлебом шли каши: гречишная, овсяная, ячменная и из полбы. Все они тоже делались из замоченного и закисшего зерна. В основном каши делились на два типа по уровню густоты – «размазня» и густая. Но были и каши, которые можно назвать едой экстренного типа – в котелок бросали всё, что было под рукой. Согласно древней поговорке про щи и кашу, каша была очень важным и даже ритуальным блюдом. Каши на Руси едали и при княжеском дворе, и на деревенских крестинах, и в будни, и в праздники.

Более поздний источник – «Домострой», который относят к XVI веку. Он не только рассказывает нам о семейных ценностях, но и даёт ценную информацию о пище. Из него мы узнаём, что хозяйки тогда уже готовили не только из ржаной, но и из пшеничной муки оладьи, шаньги, пышки, крутили баранки и бублики, делали сушки, пекли калачи и белый хлеб. На праздник готовили пироги и пирожки со всевозможными начинками: из мяса, рыбы, птицы, ягод, грибов и овощей. Существовали десятки видов пирогов и пирожков.

Каша

В годы неурожая, голода или войны часто и хлеб «скудел», так как хозяйки добавляли в муку что было под рукой. Например, очень распространено было добавление сорняка – лебеды. Но бывало, что и лебеды не было, или её уже всю съели, тогда толкли сосновую кору (её называли «березовый дуб») или брали для муки траву вахку.

В XVIII веке в Россию попадает картофель. При Петре I крестьяне всё ещё мало доверяют новому и подозрительному «земляному яблоку», но к концу века ситуация меняется благодаря усилиям Екатерины II. Крестьяне не только варили или жарили картофель с маслом или салом, но и добавляли его в муку. Представьте, разваренный картофель перемешивался с мукой, и из этого тоже делали хлеб. Хоть он и черствел быстрее зернового, но был очень сытным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector