Что делать в дивеево, как себя вести
Содержание:
- Молитва Серафиму Саровскому об исцелении
- Дивеевский монастырь
- Топ-10 основных достопримечательностей Дивеево
- Крыжовник
- Как доехать до Дивеево из Москвы и где остановиться
- Санаксарский монастырь
- Ночная молитва на Канавке пресвятой Богородицы
- Почитание
- Паломническая поездка в Дивеево
- На территории монастыря
- Что посмотреть в Дивеево за один день?
- Можно ли поехать в Дивеево в критические дни?
- Что обязательно нужно сделать в Дивеево
- Канавка Богородицы
- Что можно посмотреть в Дивеево самостоятельно
- Троицкий собор. Как правильно прикладываться к мощам Серафима Саровского
Молитва Серафиму Саровскому об исцелении
Как же правильно помолиться святому? Именно этот вопрос волнует тех, кто ищет исцеления от своих болезней, разуверившись даже в современной медицине.
Молиться батюшке Серафиму можно имея страдание от любой болезни, или даже находясь в другой нужде. Например, просить помощи о заступничестве за детей, об устройстве на работу и многом другом. Но с другой стороны, в народе уже давно было подмечено, что чаще всего к преподобному прибегают те, кто страдает всевозможными болезнями ног и суставов, позвоночника и головными болями.
И это неспроста. Читая житие батюшки Серафима, мы можем увидеть, что именно эти болезни испытывал и святой. От многотрудных подвигов и стояния на камне у батюшки стали сильно болеть ноги. А еще ему довелось испытать на себе нападение разбойников, которые жестоко били святого по голове и спине – так, что он потом долго болел и выздоравливать стал лишь после исцеления, полученного от Самой Богородицы. Но даже после этого на всю жизнь он остался сгорбленным в спине и ходил, опираясь на мотыгу или посох.
Так вот, случаев, когда у людей проходили боли в спине, и исцелялись ноги – огромное количество! Люди молились и у мощей святого и на его источнике – и получали исцеление.
Дивеевский монастырь
Дивеевский монастырь существовал до того как старец Серафим освятил эту территорию своим присутствием. Обитель была построена неподалеку от Саровской пустыни, где осуществлял монашеский подвиг батюшка Серафим.
Монастырь был открыт благодаря подвижнице, которую сам старец в дальнейшем отмечал за духовный подвиг.
Основательницей считается Агафья Мельгунова, богатая помещица, которая в весьма молодом возрасте оставила дом, раздала имущество после того, как осталась вдовой.
Женщина странствовала по Руси, в видениях ей являлась Богородица, направлявшая в нужные города и поселки. Дивеевская канавка тоже появилась благодаря Агафье Семеновне, которую Богородица сподобила остаться в 1760 году в Дивеево, близ Сарова, начать свое служение и более не путешествовать.
После этого последовало устроение обители:
- сначала помогала Саровская пустынь;
- в 1780 году освятили первую Казанскую церковь;
- в 1788 помещицей Ждановой было передано 1300 квадратных саженей земли в распоряжение насельницам;
- в 1826 году создается мельничная община;
- в 1829 строится храм Рождества Христова;
- в 1833 завершена канавка Пресвятой Богородицы и преставляется старец Серафим;
- в 1842 мужские и женские общины объединяются в Серафимо-Дивеевский монастырь.
Видение Пречистой Девы Серафиму Саровскому в 1823 году подвигло старца и сестер обители на создание канавки. Нужно сказать, старцу потребовалось в какой-то период даже явить чудеса перед сестрами, дабы они более активно вели свою работу.
Это интересно: Священное Писание в православии — расписываем по пунктам
Топ-10 основных достопримечательностей Дивеево
Его называют четвертым уделом Божией Матери на земле, поэтому все достопримечательности в окрестностях села связаны с религией.
Серафимо-Дивеевский монастырь
За историю монастыря на его территории построили 10 соборов
Это важное для верующих место, окропленное святыми источниками, освященное молитвами послушниц. Паломникам и туристам советую обязательно набрать воды в ключе, который берет начало в центре Казанской церкви, под алтарем
Она здесь имеет особый вкус.
Царский скит
Бывшее подворье Серафимо-Понетаевского монастыря затерялось в густом сосновом лесу Нижегородской области, в 12 км от Дивеево.
Тропа связана с традицией бывшего монастыря: когда совершался постриг в монашество, высаживали сосну, а если послушницей становилась особа царской крови — ель.
Вам также понравится: Что можно посмотреть в Казани за один день: самостоятельному туристу, интересные места
Музей истории монастыря
Дом-музей Параскевы Дивеевской — это место, где особенно ощущаются святая атмосфера, дух старины. Все в келье, освященной молитвами и подвигами святой, сохранилось нетронутым.
Возобновилась и былая традиция: молитвы в памятные дни, чтение Псалтири.
Усадьба Галактионовых
Недалеко от Казанской церкви расположен дом Галактионовых, где на рубеже XIX-XX вв. жили монахини Серафимо-Дивеевской женской обители, сестры Михаила и Екатерина. Усадьба сохранилась в первозданном виде. Сейчас здесь живут послушницы монастыря, так что внутрь попасть практически невозможно. Но советую осмотреть дом снаружи, ведь это прекрасный образец деревянного зодчества.
Богородская канавка
Она начинается в восточной части монастыря. По легенде, святой Серафим приказал вырыть трехаршинную канавку, чтобы монахини и паломники не забывали тропу, по которой ежедневно проходила Божия Матерь. Священники отправляют пройти по ней тех, кто в горе, несчастье или болезни и хочет излечиться от душевных и физических мук.
Лиственница царевича Алексея
В честь первой годовщины рождения сына Николая II за оградой монастыря было посажено дерево. Император выбрал это место, потому что появление наследника царской фамилии предсказала блаженная Паша Саровская (она же Параскева Дивеевская). Сейчас лиственница — одна из святынь собора. Ее кора и смола на срезе имеют цвет крови. Других подобных деревьев, как утверждают местные служители, не существует.
Святой Серафимовский источник
Считается, что родники, из которых на поверхность изливается святая вода, появляются там, где ступала нога Серафима Саровского. Могу подтвердить на личном опыте, что после купания в источнике чувствуется духовное и физическое облегчение. Вода, взятая в Дивеево, остается свежей уже несколько лет. Советую обязательно сходить на источники, искупаться или испить воды.
Казанская церковь
С Казанского собора началась история Дивеевского монастыря. Считается, что святыня построена там, где Матерь Божия когда-то явилась преподобной Александре. Это удивительно красивое место, памятник архитектуры русского барокко, который я рекомендую посмотреть даже тем, кто далек от религии.
Вам также понравится: Что посмотреть в Питере за 3 дня
Трапезный храм имени А. Невского
Храм находится в стороне от Троицкого монастыря. Это вытянутое здание с желтым фасадом, внешне типичное для своего назначения. Но большая и светлая трапезная производит чрезвычайно величественное впечатление. Здесь можно поработать на благо монастыря, помочь послушницам приготовить кушанья или сделать уборку. Желающих бесплатно кормят горячими обедами. Еда простая, но вкусная, приготовленная с молитвой.
Троицкий храм
В главном строении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря хранятся мощи преподобного Серафима Саровского, чудотворца.
Во время строительства наблюдались необычные явления:
- вечером или ночью над храмом появлялся свет;
- зимой, когда окна и двери были заколочены, изнутри слышались звуки непрекращающихся работ.
Спустя почти 30 лет строительства на святом месте появился собор, архитектурный облик которого представляет яркий пример эклектики.
Крыжовник
Когда сестры Дивеевской обители рыли святую канавку, Серафим Саровский велел им засадить склоны крыжовником для укрепления рва и естественной ограды. В наше время при восстановлении Канавки на склоны вновь посадили крыжовник.
Так вот, когда крыжовник разрастается, его обстригают. Обрезанные ветки не выкидывают, а укореняют или раздают паломникам.
Надо отметить старое правило – в монастыре ничего не просят. Но если вам там вдруг что-то дают или дарят – берите. Это особая благодать. Тем более, если это ветки крыжовника со святой Канавки. Берите и попытайтесь укоренить их у себя в саду, на даче или просто в цветочном горшке.
Как доехать до Дивеево из Москвы и где остановиться
Чтобы посетить Дивеево, нужно из Москвы поездом доехать до Нижнего Новгорода. Затем от автовокзала на междугороднем автобусе до самого села.
Если нужно остаться в Дивеево на несколько дней, то есть несколько вариантов для ночлега. Для этого можно обратиться в специальную службу, так как у каждого монастыря есть свои собственные паломнические дома, где можно проживать недорого или даже бесплатно. Однако условия не всегда хорошие или удовлетворительные. Можно даже провести ночь в одной комнате с незнакомыми людьми.
Также в самом Дивеево и окрестностях можно найти много мини-отелей и уютных гостевых домиков. Условия в основном довольно простые, а сервис совсем непритязательный, но и цены невысокие. Можно также арендовать комнату в частном секторе.
Санаксарский монастырь
- Христианский мужской монастырь
- Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича
- Название своё получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар
Одной из достопримечательностей Мордовии является основанный в 1659 г. Санаксарский мужской монастырь
Его расположение в живописном бору на берегу реки Мокши, красивое архитектурное решение привлекают внимание всех посетителей. Монастырь представляет собой ансамбль из нескольких строений, составляющих по периметру трапецию, в центре которой стоит вычурный пятиглавый собор.
Здесь есть Владимирская церковь, надвратная церковь высотой 52 м, множество келий, корпуса гостиницы, больничные кельи
Архитектура ансамбля имеет историческую ценность.
Монастырь находится в 2 часах езды от Дивеево. Сюда организованы поездки паломников на автобусах от Москвы, Воронежа, Тольятти, Дивеево, Саранска до г. Темников. Затем, пройдя пешком через мост и поле, можно добраться до монастыря.
Ночная молитва на Канавке пресвятой Богородицы
Есть еще один вид молитвы – ночной. Связан он с преданием, что именно в 3 часа ночи Сама Пресвятая Богородица посещает Дивеево и проходит по своей Канавке.
Не удивительно, что многие верующие, в том числе и паломники, узнав об этом, стремятся пройтись по Канавке с молитвой ночью. Кто–то видя километровые монастырские ограды, внутри которых также включена и Канавка, и вспомнив, что монастырь на ночь закрывается, удивится. Да, действительно, часы работы монастыря ограничены временем – с 5 утра – до 23 часов ночи, после чего все ворота закрываются. Но! Про это предание знают все в монастыре, и есть благословение пускать людей на Канавку даже ночью.
Стоит сказать заветное слово охраннику на воротах, что вы хотите помолиться на Канавке ночью, вас пропустят. Но только туда! Так что не стоит искушать судьбу и пытаться попасть в темное время куда-то еще. Монашествующие тоже нуждаются в отдыхе, как и все остальные люди.
Ночью на Канавке читают тоже богородичное правило. Или молятся просто своими словами.
Почитание
Суть традиции почитания святого места точно выражена словами прп. Серафима:
Святой имел ввиду, что сама земля здесь освящена присутствием Матери Божией, потому причастна Раю, Царству. Приобщается к святости и каждый, молящийся здесь.
Народные и церковные традиции
Церковное почитание святыни сложилось под непосредственным влиянием прп. Серафима. Это:
- регулярные крестные ходы после вечерней службы; на Успение здесь также проносят Плащаницу Пречистой; крестный ход идет по ковру из цветов, трав;
- насельницы также приходят сюда с молитвой во время скорби, болезни, нестроений, требующих помощи свыше.
Крестные ходы по святой Канавке – привычная примета жизни современного Серафимо-Дивеевского монастыря. А вот как проводился крестный ход в старину. Монастырский крестный ход идет вдоль святой Канавки.
Народное сознание, кроме молитвы, особое внимание обращает на святость самого места, освященного присутствием Богородицы. Отсюда традиции:
- быть в Дивеево не менее суток, дабы удостоиться благословения Пречистой, по слову прп. Серафима, бывающей здесь ежедневно;
- брать с Канавки землю, а также цветы, траву, остающиеся после крестного хода на Успение Богородицы;
- многие приходят сюда за исцелением болезней;
- кроме того, некоторые верующие идут по Канавке босиком, другие – обходят ее на коленях.
Все эти народные традиции не противоречат церковным. Да и прп. Серафим говорил о земле этого «Пояса Богородицы»:
Светское мнение
Точки зрения ученых о Святой Канавке различны:
значительная часть специалистов стремятся изучить историю святыни; само ее восстановление стало возможным благодаря кропотливой работе доктора геолого-минералогических наук Сергея Николаевича Никитина и целой команды исследователей: например, удалось восстановить первоначальный план Канавки, понять, детально выявить, как именно видел ее прп. Серафим; история почитания Канавки воссоздана в книге В.В.Степашкина «Серафим Саровский» (2018 г.)
другие исследователи исходят из традиционного еще с советских времен представления о схожести языческих и христианских «обрядов», усматривают в церковных и народных традициях почитания святыни отголоски языческих верований.
Духовный смысл (мнения священников)
Протоиерей Стефан Ложевский (1899-1986 гг.) застал традицию почитания святыни еще дореволюционного времени. Вот что он пишет:
Вместе с тем, многие священники предостерегают от вульгарного перетолкования пророчеств преподобного о Канавке и судьбе монастыря, о необходимости установления достоверности каждого из предсказаний, приписываемых преподобному.
Каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородице (28 августа) Канавку украшают цветами. Накануне с двух часов дня ее закрывают для прохода, и постепенно расцветают рукотворные букеты из пышных и благоухающих роз, ирисов, гладиолусов, астр, хризантем, золотарника. Есть здесь простор для фантазии, но есть и установившиеся за полтора десятилетия каноны для каждого участка и для каждого вида розеток.Расцветившаяся к чину Погребения Божией Матери святая Канавка – это подарок Заступнице рода человеческого.
Особенно губителен «магический» подход некоторых паломников, предполагающих, что уже само по себе пребывание в Дивеево, молитва на Канавке ведут к спасению.
Игум. Петр (Мещеринов) говорит:
«… ездите, жертвуйте, только знайте, что этим вы себе не купите место в раю… главное – исполнять заповеди Христовы в их повседневной жизни и в их общественном служении, не обманывать, не лгать, не гордиться, не воровать и так далее – и тогда, на каком-то пятом или десятом месте, в качестве опции, некоего «духовного отдыха» им будет на пользу их паломничество на Афон или в Иерусалим».
Паломническая поездка в Дивеево
А я перестала верить, перестала молиться, я больше не вслушивалась в церковное пение, я никому не доверяла.
Я жила по-инерции “дом- сад-работа-сад” года три, пока свекровь не снарядила меня в паломническую поездку в Дивеево.
Как мы добирались в Серафимо-Дивеевский монастырь
Кто-то охал и ахал, узнав, сколько нам ехать автобусом, кто-то пел молитвы, а я просто спала и мне было все равно. Хотя по дороге несколько раз ломался автобус, было мало воды и в пути еда оказалось дорогой.
Голодные и уставшие мы приехали в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, и нас даже не разместили при монастыре, а отправили в поселок, где постоянно прибывали паломники.
Мое восприятие паломничества
В тот момент мне казалось, что сейчас потоп, и мы все желаем влезть в Ноев Ковчег, а мест нет.
Я вообще не понимала, зачем меня сюда отправили, и что я буду здесь делать, тем более, чем этот монастырь отличается от тех, где я бывала вместе со свекровью.
В вечер приезда мне хотелось принять душ и быстрее уснуть, утром проснуться в своей кровати.
Утром нас подняли рано и предложили сходить на службу, за ночь у меня совершенно не прибавилось сил, поэтому идти на службу не было желания, и я хотела, чтоб неделя закончилась, и мы уехали.
Как я ошибалась, ведь, недели в этой благодати слишком мало, но все это приходит позже.
Пока в моей голове был рой вопросов, и я просто “как бычок на веревке” следовала за соседями из автобуса, другие купались в источнике, посещали службы, ходили по Канавке.
Вера и Чудеса Богородицы
Я же гуляла просто по уютным дорожкам монастыря.
Не знаю, зачем зашла в храм – меня туда потянула неведомая сила – но я подошла к иконе Богородицы и, как тогда впервые, выложила все, что у меня накипело. Я плакала и просила вразумить меня, помочь выпутаться и показать мне путь, я тогда просила, чтоб муж вернулся, хотя перед отъездом он подал на развод. Просила и даже пропустила обед, но мне снова стало так легко, и будто пришло озарение, что главное – не муж, а моя дочь. Что в 30 лет все мои одноклассницы воспитывают деток, возят их на тренировки, радуются их успехам и копят сбережения на море, а у меня при том, что я не нуждалась в деньгах, не было главного, а теперь есть.
Мне даже удалось причаститься, и мне снова хотелось порхать. Более того, когда я выходила из храма, мне показалось, что на меня все смотрят, что моя улыбка продолжает расширяться. Когда я вернулась в гостиницу, наша старшая сделала мне комплимент, что у меня лицо очистилось, и я стала “солнечной”.
У меня оставалось несколько дней на разговоры с Богородицей, на благодарные молитвы батюшке Серафиму и хождение по Канавке, где проходила Богородица, и где свершаются Чудные Божьи дела.
Единственное, я так и не пересилила себя и не окунулась в ледяном источнике, о чем до сих пор жалею.
На территории монастыря
Монастырь отличается от приходского храма и очень сильно. Когда вы выходите после службы из обычной церкви, вы тут же погружаетесь в привычный светский мир. И только ваш внутренний настрой может напоминать вам о молитве.
Монастырь же, как правило, включает в себя целый комплекс строений и земель. И, выходя из храма, вы оказываетесь на монастырской территории, где протекает своя отличная от светской жизнь. Здесь можно встретить молящихся людей: как монашествующих, так и мирян. Можно увидеть трудящихся, и вас могут позвать на какое-то послушание, например, почистить картошку или помыть посуду. Если у вас есть время, соглашайтесь. Все святые благословляли такие труды на благо монастыря.
Что посмотреть в Дивеево за один день?
А вот дальнейший выбор маршрута будет зависеть от того, есть ли у вас личный транспорт или нет. Например, три источника на Северном поселке хоть и находятся территориально в самом Дивеево, будут труднодоступны для пеших прогулок в зимнее время, а также людям пожилым или слабым здоровьем. Проще говоря, до них далеко идти. А вот источник матушки Александры в центре села по силам посетить даже бабушкам.
Желанный для многих источник батюшки Серафима находится не в Дивеево, а в 15 км от него в деревне Цыгановка. Пешком до него точно не добраться. И если в вашем распоряжении всего один день, а вы очень хотите попасть именно на этот родник, вам придется делать выбор. И если у вас нет личного транспорта, то возможно, придется отказаться от посещения Дивеевских источников в пользу Серафимовского.
Добраться в д. Цыгановка можно на личном транспорте, на такси, с монастырской экскурсией и районными автобусами.
Такси доступно не для каждого, районные автобусы доезжают именно до деревни, а от нее до источника еще пешком идти 3 км. Получается, если вы паломничаете своим ходом, без машины, наилучшим вариантом может стать монастырская экскурсия.
В паломническом центре Серафимо–Дивеевского монастыря ежедневно совершается экскурсия на источник батюшки Серафима. В дороге вам расскажут историю этого места и правила поведения на его территории. Обязательно отводится время на купание, после чего экскурсантов собирают и отвозят назад в монастырь. Время отправления около 13, 14 часов, поездка занимает примерно 2 часа.
Подобные услуги – сопровождение на святые источники – предлагают и многие Дивеевские гостиницы.
Таким образом, всего за один день вы сможете посетить множество Дивеевских святынь, и этот насыщенный событиями день надолго останется в вашей памяти.
Можно ли поехать в Дивеево в критические дни?
Как бы деликатной ни была эта тема, но она занимает часть жизни каждой женщины. И многие даже далекие от церкви дамы хоть раз да краем уха слышали, что вроде бы в храм в «эти» дни не ходят…
Это действительно так. По церковным правилам женщина, находящаяся в нечистоте (еще эти дни называют днями очищения), не должна находится в храме, прикасаться к святыням (свечам, иконам, Крещенской воде) и тем более дерзать подходить к Причастию. Нельзя во время месячных ходить по Канавке.
Но планируя паломническую поездку, многие остаются в недоумении, как быть, если…. вдруг досадная женская неожиданность меняет всё?
Что обязательно нужно сделать в Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь – известное место паломничества. И здесь действуют такие же, как и в других православных храмах, общие правила (смотри выше в этой статье). Но есть и особенности.
Например, святая Канавка. Она находится под открытым небом и это смущает многих, люди расслабляются и позволяют себе разговоры. На самом деле этого делать не стоит. Канавка место святое– здесь Сама Богородица заповедала ходить с молитвой.
В монастыре покоятся мощи святых. Все знают о раке преподобного Серафима Саровского, находящейся в Троицком соборе. Но многие не в курсе, что в других храмах находятся мощи дивеевских сестер и блаженных. Уточняйте у служителей храма время, когда можно поклониться мощам святых.
Также вы можете взять с собой домой святыни. Сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима (в этом чугунке при жизни святой варил еду), святое масло от лампады, горящей у мощей. Сухарики можно вкушать с молитвой, а святым маслом, тоже предварительно помолившись, мазать больные места. Не забудьте также взять с собой земельку со святой Канавки (в специально отведенном месте), и воду со святых источников.
Все эти святыни будут не только напоминать о поездке в Дивеево, но и облегчат (или исцелят) ваши болезни, и помогут настроиться на молитвенный лад.
Как видите, правила поведения в монастыре вполне под силу воспитанному человеку. А соблюдая их, вы сможете сделать свою поездку по святым местам благостной и запоминающейся.
Татьяна Страхова
Следующая статья >
Канавка Богородицы
Канавка – одна из главных святынь Дивеевской обители. По преданию Преподобному Серафиму явилась Богородица и наказала обнести святую обитель канавой и валом.
«Тут стопочки Богородицы прошли. Во веки будет вам стена и защита, не сможет антихрист перейти ее» – гласит пророчество старца.
По завету канавка должны была быть выкопана силами монахинь, миряне помогали с насыпкой вала. Работы велись ежедневно и всесезонно и были закончены к празднованию Рождества Христова 1933 года.
Не во все годы Канавка почиталась как святыня. После смерти Серафима Саровского уход за ней был прекращен, но возобновлен при настоятельнице Марии в 1862 году. Особо пострадала святыня при советской власти: вал был срезан, значительная часть Канавки засыпана, а на ее месте были проложены коммуникации. Восстановление началось в 1997 году. В настоящее время Канавка полностью расчищена, тропа облагорожена тротуарной плиткой и кованым забором, установлены поклонные кресты из мрамора.
По поверью, тот, кто пройдет весь путь (777 м), прочитав за это время молитву Богородице 150 раз, избавится от душевных и телесных мук. Совершать ход лучше с 3 до 4 часов ночи. В это время избранным является сама Царица Небесная.
Чудодейственными свойствами обладают земля из травы из Канавки. Использовать их можно по разному:
- как питье, добавляя в святую воду;
- прикладывать к больным местам;
- закапывать возле дома в качестве оберега.
По свидетельствам очевидцев люди избавлялись от самых страшных недугов, даже от онкологических заболеваний в стадии метастазов.
Правила посещения в Дивеево канавки Пресвятой Богородицы
Среди православных, Канавка Пресвятой Богородицы почитается как одна из великих святынь христианского мира. Но в отличии от других святынь, Канавка имеет свои сугубые свойства, которые выделяют её из сонма других предметов поклонения. Намоленные иконы, мощи святых праведников и даже огромные храмы, можно перемещать, а Богородичная Канавка навсегда привязана к Дивеево, ибо связана с чудесным явлением.
Как описывал преподобный Серафим Саровский, ему явилась Пресвятая Богородица, и вместе с ним прошла по земле, обозначив место основания Мельничной Девичьей Общины. «Стопочки Пречистой Богоматери ступали по грешной земле в этом месте» — такими словами характеризовал этом место великий старец Серафим Саровский.
Разумные ограничения
Существуют такие понятия и правила, которые нигде не изложены, но как писал св. апостол Павел: «написаны на плотяных скрижалях сердца» (2Кор 3:3). У любого человека, при трезвенном рассуждении, есть границы и рамки допустимого. Эти категории впитываются с молоком матери, и должны руководить людьми всю жизнь. На этих основаниях и зиждется правило посещения Богородичной Канавки.
Как напоминание для инославных и невоцерковлённых туристов, эти правила в виде рекомендаций изложены в памятках постояльцам гостиничных комплексов, например «Дивеевская слобода». Ничего сложного в этих рекомендациях нет, они очень похожи на требования, которые все соблюдают при посещении «Могилы Неизвестного Солдата» у Кремлёвской Стены, или заходя на Красную Площадь:
-
Не шуметь;
-
Не бегать;
-
Быть опрятно одетым в чистую одежду;
-
Не курить и быть трезвым и т.п.
В общем это обычные правила благопристойного поведения воспитанного человека. Но если в светских местах за порядком следят правоохранительные органы, и при многократном нарушении спокойствия могут применить законные меры, то на святых местах принципиально другой подход. В Послании Галатам апостола Павла (6:7) прямо сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает».
Как подготовиться к посещению святыни
Дивеево, это не просто географический объект, а место где в течении многих веков, миллионы православных людей возносили свои молитвы к Богу. Сама местность располагает паломников и туристов соблюдать благочестивые традиции и правила. Если не сопротивляться велению сердца, то человек органически вписывается в эти критерии, и пребывание в Дивеево проходит без недоразумений.
Однако перед тем как подойти к таким великим святыням как Канавка Пресвятой Богородицы, было бы очень хорошо, если человек в молитве обратиться к Господу. Пусть даже это будет молитва не из церковных книг, а сотворённая от сердца, своими словами. Главное, чтобы это была искренняя и чистая просьба.
Что можно посмотреть в Дивеево самостоятельно
Многих людей пугает возможность самостоятельных путешествий. Их смущает неосведомленность, незнание исторических и культурных особенностей места, внутренние правила поведения в монастыре.
На самом деле все просто. Правила поведения в Серафимо–Дивеевском монастыре вывешены на воротах монастырской стены. В паломническом центре монастыря вы можете получить любую информацию и ответы на все вопросы. Расписание церковных служб висят на дверях храма. Там же вы найдете рекомендации по церковному этикету.
Соборная площадь Серафимо–Дивеевского монастыря включает в себя три огромных собора: Троицкий (зеленый), Преображенский (белый) и Благовещенский (тоже белый, но он вновь построенный и внутри не до конца отделан).
В Троицком соборе покоятся мощи батюшки Серафима и попасть к его раке можно в любой день в часы работы храма (как правило с 5.00 до 22.00часов). Здесь же в витринах хранятся вещи преподобного и к ним тоже можно приложиться. Знаменитая икона Богородицы «Умиление» находится тоже в Троицком соборе, в центральном пределе.
В Преображенском соборе для поклонения открыт мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых. В этом храме в притворе ежедневно с 9.00 до 16.00 ч. всем желающим дают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима, и маслице из лампады, горящей у его мощей.
Ежедневные церковные службы совершаются в Троицком и Преображенском соборах попеременно (точное расписание смотрите в самих храмах).
За Преображенским собором начинается Святая Канавка. По ней обязательно надо пройти и прочитать 150 раз молитву: «Богородице, Дево, радуйся». Место это особенное и единственное в мире. Святая Канавка вырыта по повелению самой Богородицы. У Канавки интересная история, а искренняя молитва, прочтенная сердцем здесь, поистине творит чудеса.
За Колокольней расположен уникальный церковный комплекс – в одном здании находится сразу три церкви – Казанский храм, Церковь Рождества Христова, и нижний храм в честь Рождества Богородицы.
В нижней церкви горит неугасимая лампада и там читается Неусыпаемая Псалтырь. Здесь же покоятся святые мощи первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. В храм можно попасть с 8.00 до 17.00 ч.
В Казанской церкви находятся мощи Дивеевских Блаженных и к ним можно приложится ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.
На территории монастыря находится Домик-музей блаженной Паши Саровской, а в паломническом центре вам могут предложить посмотреть фильм–фотоэкскурсию.
Дивеевская земля славится святыми родниками, и непосредственно в самом селе находится 5 наиболее известных источников.
Недалеко от Серафимо-Дивеевского монастыря, практически в центре села, расположен источник матушки Александры.
От него ведет тропинка к другому старинному роднику – Иверскому. Еще три источника – Казанский, во имя святого Пантелеймона, и в честь иконы Богородицы «Умиление» -находятся в северной части села, в поселке Северном. На машине добраться быстро, а пешком – далековато, но возможно.
Все эти места можно посетить самостоятельно, не полагаясь на турфирмы. На нашем сайте есть вся исчерпывающая информация о Серафимо-Дивеевском монастыре. Прочитав ее, вы будете подготовлены к путешествию. В крайнем случае, при большом желании вы всегда сможете заказать экскурсию уже на месте, в паломническом центре Серафимо – Дивеевского монастыря.
Троицкий собор. Как правильно прикладываться к мощам Серафима Саровского
Невероятно, но факт: очереди в Троицкий собор могут поражать воображение. Экскурсовод сказала, что самое длительное время, которое она со своей группой провела в очереди к мощам преподобного Батюшки Серафима — 6 часов (ШЕСТЬ ЧАСОВ !!!).
В свои прошлые приезды в Дивеево мы и сами видели большие вереницы народа, которые терпеливо ожидали своего шанса прикоснуться к святыне. Наверное, только истинные верующие, приехавшие очень издалека, смогут выдержать подобное испытание. Простые туристы, путешествующие с чисто познавательными или развлекательными целями, не станут утруждать себя.
Как сказала экскурсовод, обычно она берет на себя нелегкую миссию стояния в очереди, отпуская группу заниматься другими делами, время от времени подходя и проверяя свою очередь.
Когда мы приехали, перед входом колыхалась толпа примерно в 200 человек. По словам экскурсовода можно было сказать, что «сегодня вообще не было очереди». Расчетное время ожидания входа в Троицкий собор оказалось примерно 20-30 минут. Дама-гид сказала, чтобы мы пока побродили по территории и минут через 20 собирались здесь же у входа. Сама она осталась караулить наше место.
Через указанное время мы слова собрались у входа. Очередь действительно продвинулась и мы оказались почти у ворот в храм:
Казалось, мы уже почти у цели, если позволено будет так выразиться. Но, как говорилось ранее, жизнь — она богаче. Когда перед нами оставалось всего несколько человек, ворота собора закрыли на уборку. Пришлось нам «погулять» еще полчаса. Экскурсовод снова осталась в очереди, чтобы потом нам не пришлось стоять в ней заново.
Несколько слов о самой очереди. Люди стоят не цепочкой по одному. Это и понятно — тогда вереница паломников растянулась бы до входа на территорию монастыря. Представьте себе строй солдат примерно пять человек в каждом ряду. Вот примерно так и выглядела очередь в собор. Только здесь, конечно, не было ровных рядов и колонн.
Народ постепенно продвигался, но никто не толкался, никто не старался пролезть вперед. В воротах очередь становилась чуть уже — примерно 2-3 человека в ряду, а к раке с мощами люди подходят по одному. Поэтому очередь идет довольно медленно в самом конце и все быстрее по мере приближения ко входу в собор.
Разговоры паломников тоже значительно отличаются от тех пересуд, что можно услышать в обычной очереди. Никто не говорил о политике, своих болячках, не обсуждал лекарства или садово-огородные проблемы. В основном люди стояли молча, а те, кто негромко переговаривался, обсуждали лишь темы, касающиеся религии. По крайней мере других разговоров мы не услышали.
На подходе к собору есть небольшой киоск, в котором можно подать записки — требы, заказать поминовение, обедни, панихиды и другие подобные вещи.
Вот цены:
Но вот ворота снова открылись и подошла наша очередь.