Права женщин в иране: темная изнанка, о которой никто не говорит
Содержание:
Политики
- Масумех Абад (1962 г.р.) консервативный политик, писатель, профессор университета
- Марзи Афхам , посол Ирана в Малайзии
- Махназ Афхами (1941 г.р.), первый министр по делам женщин в Иране и вторая женщина в мире, занимающая этот пост; бывший профессор английской литературы в Национальном университете и бывший генеральный секретарь Женской организации Ирана
-
Хале Афшар (род. 1941; также известная как баронесса Афшар), ирано-британский коллега по жизни в Палате лордов
- Голи Амери (1956 г.р.), американская бизнес-леди ирано-американского происхождения, в прошлом — помощник государственного секретаря США по вопросам образования и культуры (2008–2009 гг.) И при Генеральном секретаре США по гуманитарным ценностям и дипломатии (2010–2012 гг.)
- Масуме Эбтекар (1960 г.р.), дипломат, вице-президент Ирана по делам женщин и семьи с 2017 г., вице-президент Ирана, глава департамента окружающей среды (2013–2017 гг.), Член городского совета Тегерана (2007–2013 гг.); Кроме того, бывший пресс-секретарь студентов в Иране, захватившем заложников.
- Шахла Хабиби (1958–2017), советник президента Ирана по делам женщин с 1995 по 1999 год.
- Фатеме Хагигхатджу (1968 г.р.), бывший член парламента Ирана (2000–2004 гг.)
- Фатемех Джавади (1959 г.р.), вице-президент и глава Департамента окружающей среды (2005–2009)
- Фарах Карими , ирано-голландский политик , член Палаты представителей Нидерландов с 1998 по 2006 гг.
- Элахех Кулаи (1956 г.р.), бывший член парламента (2000–2008) и профессор политических наук Тегеранского университета
- Азар Маджеди , коммунистический активист и политик
- Фаррохру Парса (1922–1980), врач, педагог и член парламента Ирана (1963–1968), министр образования (1968–1971), первая женщина-министр кабинета иранского правительства . казнен в 1980 году после иранской революции
- Насрин Солтанхах (1963 г.р.), политик, занимал пост вице-президента Ирана с 2009 по 2013 год при Махмуде Ахмадинежаде.
- Раумеш Акбари (1984 г.р.), ирано-американский и черный политик и юрист, представитель штата Теннесси в округе 91
- Нусрат Бхутто (1929–2011), бывшая первая леди Пакистана, второй председатель Пакистанской народной партии
Косметика
В Иране, как ни странно, очень любят яркий, даже вызывающий макияж. Там нет понятия нюдовых скромных дневных мэйкапов: девушки ярко красят губы, подводят глаза, накладывают несколько слоев туши. Такой способ выделиться из толпы для них является единственно возможным, ведь надеть более откровенную одежду они не могу.
Конечно, добрые мусульмане, живущие в строгих законах шариата, не одобряют обилия косметики на лице, но женщин это не останавливает.
Иранские девушки питают и особую страсть к пластической хирургии. Самая распространенная операция — ринопластика: иранки пытаются избавиться от широкого носа в форме «картошки», заполучив тоненький острый нос, коими обладают девушки-европейки.
Отличить девушку, изменившую недавно форму носа, можно по небольшому пластырю, наклеенному прямо на него. Некоторые дамы, чтобы показать свой статус и финансовое благосостояние, специально приклеивают кусочек пластыря на нос, не обращаясь при этом к пластическим хирургам.
Актеры
- Пегах Ахангарани (1984 г.р.), актриса и обладательница награды за лучшую женскую роль на 23-м Каирском международном кинофестивале
- Махназ Афшар (1978 г.р.), актриса
- Shohreh Aghdashloo (1952 г.р.), актриса, номинантка на Оскар 2003 года за Дом из песка и тумана
- Дезире Ахаван (1984 г.р.), актриса, в телешоу Girls , и режиссер, победитель, приз Большого жюри кинофестиваля Sundance , 2018
- Таранех Алидусти (1984 г.р.), обладательница награды за лучшую женскую роль, Международный кинофестиваль в Локарно , 2002 г.
- Мэри Апик (род. 1954), актриса, обладательница премии за лучшую женскую роль (1977) 10-го Московского международного кинофестиваля.
- Бехнуш Бахтиари (1975 г.р.), актриса
- Кэтрин Белл (1968 г.р.), актриса, JAG , наполовину иранка
- Надя Бьорлин (1980 г.р.), американка шведско-иранского происхождения, актриса, певица и модель
- Шива Болуриан (1979 г.р.), драматург , актриса , и одновременно фильм и режиссер , а также телеведущий
- Назанин Бониади (1980 г.р.), лондонская актриса
- Захра Амир Эбрахими (1981 г.р.), актриса и социальный фотограф
- Гольшифте Фарахани (1983 г.р.), актриса
- Тина Гарави , сценарист и режиссер
- Гугуш (1950 г.р.), актриса, певица, автор песен
- Азита Гаджян (1958 г.р.), актриса, победительница Кристал Симорг за лучшую женскую роль на 17-м Международном кинофестивале Фаджр
- Митра Хаджар (1977 г.р.), актриса
-
Лейла Хатами (1972 г.р.), актриса, снималась в фильме «Разлука» , получившем премию Оскар.
- Рита Джаханфоруз (1962 г.р.), израильская актриса и певица иранского происхождения
- Ники Карими (1971 г.р.), актриса, кинорежиссер и сценарист
- Марьям Кавьяни (1970 г.р.), актриса
- Баран Косари (1985 г.р.), актриса и модель; Обладатель награды 25-го Международного кинофестиваля Фаджр
- Айлар Ли (1984 г.р.), норвежская актриса иранского происхождения , модель, певица, бывшая порноактриса
- Яссамин Малекнаср (1955 г.р.), актриса и режиссер
- Махваш (1920–1961; также известный как Masoumeh Azizi Borujerdi) певец, танцор, киноактриса и театральный исполнитель
- Хенгаме Мофид (род. 1955), актриса театра и кино, кинорежиссер, драматург
- Фатеме Мотамед-Арья (род. 1961), актриса
- Шива Роуз (род. 1969), ирано-американская актриса и блогер.
- Нахид Перссон Сарвестани (1960 г.р.), режиссер-документалист
- Сара Шахи (1980 г.р.), американская актриса и бывшая чирлидерша ирано-испанского происхождения
- Яра Шахиди (2000 г.р.), американская актриса иранского, афроамериканского и коренного происхождения чокто
- Бахар Сумех (1975 г.р.), американская актриса, Авария и Пила III
- Ханиэ Тавассоли (1979 г.р.), актриса
- Хедия Тегерани (1972 г.р.), актриса
- Necar Zadegan (1982 г.р.), американская актриса
- Марьям Закария , шведско-иранская актриса в Болливуде и южно-индийском кино
- Нина Занджани (1981 г.р.), ирано-шведская актриса
- Мерила Зарей (1974 г.р.), актриса
- Ирэн Зазиан (1927–2012), иранско-армянская актриса
Свадебный подарок
После того как семьи пришли к устной договоренности, можно поговорить о размере свадебного подарка невесте. Это обязательное условие для заключения брака в исламе.
Среди русскоязычного населения его называют калым. Обычно калым платится семье невесте. Например, в Афганистане его забирает отец невесты. Это очень похоже на договор купли-продажи. В Иране ситуация совсем иная. Махр (мехрие) принадлежит невесте, и только она имеет право распоряжаться им по своему усмотрению. Все условия прописываются в брачном договоре, и никто не сможет у нее забрать этот подарок.
Размер махра обсуждается на специальной встрече, которая проходит в доме невесты. Собираются много-много родственников с обеих сторон, и начинается обсуждение “цены”. Семья жениха старается ее “сбить”, семья невесты – “поднять”.
Иранки сильно эксплуатируют этот исламский закон. Даже самая светская иранка никогда не откажется от махра. Честно говоря, я это не понимаю. Как-то не честно получается. Если не нравится ислам, не принимай его законы. Если принимаешь, то нужно быть искренней до конца и соблюдать и другие его заветы.
Размер махра прописывается в брачном договоре. Жених должен выплатить его по первому требованию невесты. Если у него нет на это денег – тюрьма. Вот вам и забитые иранки! Среднестатистический махр состоит из 100 золотых монет, поездки заграницу, машины, комплекта золотых украшений и “мелочей” вроде Корана, букета цветов, хаджа и пр. Для женщины это гарантия, что если муж захочет развестись, она не пойдет по миру, а сможет вести достойный образ жизни.
Знаковое фото
Она нашла работу в сфере маркетинговых исследований, прежде чем выучиться на журналиста и провести несколько лет в качестве парламентского корреспондента. Однако ее отстранили за ношение красных туфель и, в конце концов, ее пропуск был аннулирован. Несколько лет спустя, ощущая возросшую опасность еще одного ареста в Иране, она переехала в Великобританию и в возрасте 33 лет начала учебу в университете Оксфорд Брукс. Масих продолжила свою битву уже из Великобритании, брала интервью у иранских лидеров по телефону и, бросая им вызов относительно обязательного хиджаба, писала и выступала в защиту прав женщин
Однако ее кампания по-настоящему привлекла всемирное внимание лишь после события, произошедшего в 2014 году, когда Масих Алинежад жила неподалеку от садов Кью Гарденс в Лондоне
Случайная фотография помогла активистке привлечь всемирное внимание к своей кампании / Фото Masih Alinejad via Facebook
То было весеннее утро в стране, где ни одна женщина не станет особо задумываться о своем праве открывать волосы. Но для Масих это все еще оставалось драгоценной свободой. На улице, наполненной цветением вишен, она радостно бежала вперед – просто чтобы насладиться ветром в ее волосах. Момент был запечатлен на фото ее партнером, Камбизом, и позже Масих опубликовала снимок на своей странице в Facebook, отметив, что в ее собственной стране этот простой акт был бы незаконным.
Фотография немедленно привлекла внимание и, более того, побудила других присоединиться к Масих
Многие из тех женщин, кто выкладывал фотографии «с ветром в волосах», находились в Иране, отважно взмахивая над головой своими мусульманскими платками, рискуя задержанием и наказанием за протест против их права на выбор: носить хиджаб или нет
В течение нескольких дней страница Facebook иранской активистки получила более 100 тыс. лайков. Так родилась кампания My Stealthy Freedom , которая предлагает женщинам обмениваться фотографиями без хиджаба. Те, кто это делает — некоторые спиной к камере, но многие смело улыбаясь и смеясь прямо в объектив, — не являются активистками: по словам Масих, они обычные женщины, заявляющие от всего сердца о том выборе, который они должны иметь – и знают об этом.
Назанин Манди
Еще одна иранская красавица, завоевавшая сердца поклонников во всем мире и покорившая Америку. Смуглая, кудрявая темноволосая красотка с нехарактерной ни для Ирана, ни для Америки внешностью, начала свою актерскую карьеру еще в детстве, играя второстепенные роли в разных сериалах. Однако, по мере взросления симпатичная девочка превращалась в очень красивую девушку, что предопределило её дальнейший жизненный путь. В 15 лет Назанин вошла в топ рейтинга «Американский идол», из которого, впрочем, вылетела за несоответствие минимальному, 16-летнему возрасту. Однако, сам факт попадания столь юной красавицы в такой значимый рейтинг уже говорит о многом. Там же её заметили и телепродюсеры, пригласив актрису в реалити-шоу «Shahs of Sunset». Параллельно со стремительно развивающейся актерской карьерой, красота Назанин дала ей возможность начать еще и модельную карьеру.
В модельном бизнесе Назанин Манди быстро преуспела – её фотографии несколько лет публиковались на обложках и страницах именитых глянцевых изданий. Однако, и этого иранской красотке показалось мало, и в 2019 году она начала музыкальную карьеру, запустив в сеть первый сингл. В продюсировании восходящей звезды отметился известный исполнитель Мигель, по совместительству – супруг темнокожей красавицы.
Дизайн
- Лейла Арагян (1983 г.р.) архитектор, основатель Diba Tensile Architecture, специализирующаяся на проектировании, производстве и установке мембранных конструкций.
- Фаршид Муссави (1965 г.р.), архитектор, основатель компании Foreign Office Architects
- Насрин Сераджи , французский архитектор иранского происхождения, основатель Atelier Seraji Architectes & Associes.
- Марджан Сатрапи (1969 г.р.), кинорежиссер и писатель-график
Модный дизайн
- Фарназ Абдоли , дизайнер женской одежды и основатель POOSH-e MA
- Пегах Анвариан , модельер из Лос-Анджелеса.
- Арефех Мансури (1980 г.р.), модельер и дизайнер костюмов
- Бехназ Сарафпур , дизайнер высокой моды из Нью-Йорка.
- Махла Замани , модельер, журналист; эксперт по традиционной иранской заправке
Семья в Иране. Как выбирают невесту
Если молодые познакомились сами и полюбили друг друга, то все понятно. Скорее всего, они не сильно задумываются о характере и привычках своего партнера и прежде всего следуют велению сердца. Лучше поговорим о традиционной модели семьи, когда невесту ищут и подбирают родственники со стороны жениха.
Поиск невесты – процесс сложный, длительный и выматывающий. Начинается он с ближайшего окружения, двоюродных сестер. Если среди них не нашлось подходящей кандидатуры (все уже замужем или недостаточно выросли), меткий взгляд перебрасывается на соседей и более дальних родственников вплоть до таких, с которыми в жизни один раз только и встретишься. В самом крайнем случае к поискам невесты подключают всех знакомых. Рассказывают им, какой хороший есть “купец”, какие требования он предъявляет к невесте – и молва распространяется по всей округе.
В поисках невесты
У каждой семьи могут быть свои критерии к будущей невесте. Одним нужна с высшим образованием, другие больше смотрят на степень ее религиозности. Одни хотят, чтобы она была творческой личностью, другие – практичной и домашней. Во многом это зависит от уклада жизни семьи жениха и его личных пожеланий. Тем не менее можно выделить несколько общих критериев, которые применимы практически к любой семье, вне зависимости от ее социального положения, места жительства и дохода.
Идеальная иранская невеста:
- любит детей;
- умеет вести хозяйство;
- из уважаемой семьи;
- радушная и гостеприимная;
- симпатичная;
- без опыта прошлых отношений.
Мать и сестры жениха ходят на все свадьбы и присматриваются ко всем свободным девушкам. О тех, которые особенно понравились, начинают наводить справки по знакомым: чем занимается и увлекается, где учится, в какой семье выросла, хочет ли замуж. После этого мать жениха в неформальной обстановке заводит как бы разговор ни о чем с матерью невесты и между делом рассказывает, что “у вас товар, у нас купец”. Если мать невесты дает предварительное добро, дома жениху рассказывают о невесте, о всех ее блестящих качествах, показывают фотографию. Когда жених выражает согласие на брак, можно перейти к следующему этапу.
Семья в Иране и крепкие узы
Иранцы очень любят детей, почитают родителей и стараются поддерживать крепкие отношения с ближайшими родственниками. К ним помимо родителей и сестер-братьев относятся тети, дяди и двоюродные братья и сестры. Они постоянно собираются вместе за праздничным столом, ездят в путешествия по стране, отдыхают в бассейне и парке. Словом, иранцы никогда не бывают одни. Поход в магазин, спортивный зал, прогулка в парке – всегда найдется родственник, который составить компанию.
Семейный пикник на главной площади в г. Исфахан
Семья в Иране – надежная поддержка и опора. Отцы до последнего помогают детям, даже если им 30-40 лет. Дети регулярно навещают родителей и помогают всем, чем могут. В Иране невозможно представить, чтобы кто-то остался со своей бедой один на один. Прочные семейные узы – это своего рода гарантия психологического здоровья и спокойствия, уверенности в завтрашнем дне. А еще это основа здорового общества и его правильного вектора развития.
В семье женщина и мужчина по-своему равны. Да, есть ряд исламских законов, ограничивающих права женщин, но их с детства воспитывают так, что никаких ограничений они даже не чувствуют! Наоборот, считают себя беспрекословным авторитетом в доме и постоянно предъявляют мужу новые требования и желания. Мягкие и добрые иранцы не могут им ни в чем отказать – вот и думайте теперь, кто кого тиранит
Академия
- Роксана Бахрамиташ (1956 г.р.), социолог, писатель, профессор
- Джанет Афари , активистка и исследователь в области истории , религиоведения и женских исследований ; преподает в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре
- Леди Амин (1886-1983, также известная как Banoo Амин), двадцатый век правовед , богослов и великий мусульманский мистик
- Джале Амоузгар (1939 г.р.), иранолог, профессор и председатель Тегеранского университета
- Ноушафарин Ансари (род. 1939), профессор факультета библиотечного дела и информатики Тегеранского университета ; Генеральный секретарь Совета детской книги Ирана
- Мина Бисселл , биохимик, директор Калифорнийского университета, Отдел естественных наук Беркли
- Ширин Эбади (род. 1947), юрист, преподаватель Тегеранского университета (лауреат Нобелевской премии 2003 г.)
-
Азита Эмами , инженер, работающий над маломощными схемами смешанного режима в масштабируемых технологиях; Профессор электротехники и медицинской инженерии в Калифорнийском технологическом институте
-
Фариде Хейят , англо-иранский антрополог и писатель; преподаватель SOAS Лондонского университета и Американского университета в Центральной Азии на пенсии
- Марджан Джахангири , профессор кардиохирургии Лондонского университета Святого Георгия , первая женщина-профессор кардиохирургии в Соединенном Королевстве и Европе
- Фирозе Кашани-Сабет (1967 г.р.), профессор истории Пенсильванского университета; писатель
- Фатеме Кешаварц (1952 г.р.), заведующая кафедрой азиатских и ближневосточных языков и литературы, профессор персидской и сравнительной литературы Вашингтонского университета в Сент-Луисе
- Элахех Кулаи (1956 г.р.), профессор политических наук факультета права и политических наук Тегеранского университета; политик
- Фарзане Милани (род. 1947), директор по исследованиям женщин и гендера; Профессор персидских и женских исследований Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле , Вирджиния , США
- Марьям Мирзахани (1977–2017), математик, бывший профессор Стэнфордского университета.
- Валентин Могхадам (род. 1952), профессор социологии и международных отношений; Директор программы по международным отношениям и директор программы исследований Ближнего Востока Северо-Восточного университета
- Азар Нафиси (1948 г.р.), бывший преподаватель Тегеранского университета и Университета Джона Хопкинса
- Афсане Наджмабади (род. 1946), профессор истории и исследований женщин, пола и сексуальности Гарвардского университета
- Насрин Рахими , писатель иранской культуры и персидской литературы; профессор сравнительной литературы в Университете Калифорнии в Ирвине
- Захра Рахнавард (1945 г.р.), первая женщина- ректор университета, Университет Альзахра (1998–2006 гг.) После иранской революции
- Пардис Сабети (1975 г.р.), генетик Гарвардской медицинской школы
- Рейхане Сафави-Найни , криптограф; профессор информатики; руководитель Исследовательского института телекоммуникаций и информационных технологий Университета Вуллонгонга
- Фатима Шамс (1983 г.р.), литературовед Оксфордского университета
-
Саба Сумех , профессор религиоведения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Университета Лойола Мэримаунт
- Наира Тохиди , профессор и заведующая кафедрой женских исследований Калифорнийского государственного университета, Нортридж ; научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , США
Ночной кошмар для властей
Масих Алинежад развязывает волосы, и кудряшки каскадом ниспадают по ее плечам. Это выглядит потрясающе, однако истинная значимость волос Масих связана не с внешним видом, а с политикой. Масих — иранская активистка, которая посвятила жизнь борьбе за права женщин в своей стране посредством одной простой битвы: кампании против закона, обязывающего женщин покрывать голову чадрой или хиджабом, когда они находятся в обществе.
С юности Масих была занозой в краю аятолл, управляющих Ираном. Она жаловалась и протестовала, говорила вслух и громко бросала вызов — всем тем, кто поддерживает обязательное ношение хиджаба. Когда ей было 19 лет, она была арестована полицией нравов, содержалась в тюрьме без предъявления обвинений и, в конце концов, услышала от судьи, что у него достаточно доказательств, чтобы казнить ее. Тот судья все же отпустил ее, но если бы у него был хрустальный шар , то он наверняка бы избрал другой вариант. Потому что Масих — живой кошмар для иранских властей.
Уехав из Ирана, журналистка сохранила право на профессию и продолжила свою борьбу за права женщин / Фото Masih Alinejad via Facebook
В своей книге Ветер в моих волосах (The Wind in my Hair), вышедшей в свет на прошлой неделе, Масих объясняет, что девушки в ее стране воспитываются, чтобы «кротко склонять головы, быть как можно более ненавязчивыми и быть смиренными»; и ей также было не положено выделяться. «У меня слишком много волос, слишком сильный голос, и я для них — слишком женщина», — говорит она и за две минуты разговора становится очевидно, что она имеет в виду. Масих веселая, шумная, уверенная в себе и, что хуже всего для людей, управляющих ее страной, она бесстрашная.
Даже если бы Масих воспитывали в элитарной, образованной иранской семье, она была бы исключительной. Но тот факт, что она выросла в деревенской нищете, в крошечном поселке Гомикола провинции Мазендеран на севере Ирана, делает ее феноменальной. Ее отец был уличным торговцем, ее мать – не умевшая ни читать, ни писать — воспитывала шестерых детей в доме с одной комнатой, служившей одновременно спальней, столовой и жилой комнатой.
У меня слишком много волос, слишком сильный голос, и я для них — слишком женщина
В своей книге Масих описывает темноту ночных «походов» в уборную на улице, которая была не более чем дырой в земле. Эти вылазки стали краеугольным камнем ее воспитания. Во-первых, потому что ее брат, казавшийся таким смелым и храбрым днем, и чьей свободе она так завидовала, боялся темноты и умолял Масих пойти вместе с ним — это научило ее кое-чему о силе и видимости силы. Во-вторых, потому что ее мать дала ей несколько советов о том, как противостоять темноте. «Она сказала мне, что тьма только тогда сможет поглотить тебя, если ты уступишь своему страху. Поэтому открой глаза так широко, как только можешь, и взгляни в лицо темноте».
Когда Масих выросла, эта домашняя стратегия борьбы стала ее мантрой. «Я поняла, что вся ситуация с правами человека в Иране похожа на задворки моего детства: тьма кромешная, но женщины должны открывать глаза так широко, насколько это возможно, потому что лишь такой способ заставит мрак исчезнуть».
Какая одежда бывает в мусульманских странах
Для начала, вот хорошая инфографика о видах женской одежды в разных мусульманских странах.
Паранджу (полностью покрывающую тело, кроме глаз) в Иране не носят, вопреки устоявшемуся мнению. Может быть только очень религиозные люди в отдаленных деревнях где-нибудь на юге страны. Более того, чадор (чадру) носят не все женщины, примерно половина. Она обязательна только при посещении некоторых особо священных мест, и ее выдают при входе.
Религиозные женщины носят чадор
Вход в комплекс Amir Chakhmaq в Ширазе
Я могу только представлять, как же жарко в таких нарядах в душном иранском климате.
Общее правило — должны быть покрыты волосы и все тело, кроме кистей рук и ступней ног. Кроме этого, необходимо прикрыть бедра, то есть просто штаны или джинсы не подойдут. Даже если вы что-то ненароком нарушите, вам вежливо на это укажут и все, ведь вы же турист.
Вот немного иранской женской моды, сфотографировал на рынке в Ширазе
Есть даже купальники, естественно закрытые. Хотя женщинам в Иране можно купаться только на женских пляжах, куда нет доступа мужчинам. Купальники продаются на рынке на всеобщем обозрении, для меня это было странно.