Стиль танца «модерн»: идея, особенности

Контемпорари

Контемпорари предполагает движения, олицетворяющие сокровенные мысли и чувства танцующего. Он представляет собой синтез танцевальной культуры Запада (модерн, классический танец, джаз) и танцы Востока (йога, цигун, тай цзи, цюань).

Способность заглянуть в душу, познать себя, скопить эмоции и мысли и представить их зрителю роднит контемпорари с йогой. Поэтому одна из основ танца – правильное дыхание, осознание своего тела и веса.

Контемпорари строится на движениях в партере (работа с полом), технике расслабления и растяжках. Ни рост, ни вес, ни телосложение танцоров здесь не имеет значения, так как он строится на исследовании человеческого тела. Для этого направления характерны чередование напряжённых мышц с неожиданным расслаблением, внезапные остановки, падения, подъёмы и балансирование. Исполнителей как будто «прибивает» к полу, но при этом не теряют лёгкости и грациозности.

Координация

При движении двух или более центров одновременно возникает необходимость их скоординировать. Координация осуществляется двумя способами: импульсом, при котором два или несколько центров приводятся в одновременное движение, либо применяется принцип управления, т. е. центры включаются в движение последовательно. Координироваться могут самые различные центры: голова и пелвис, руки и голова, плечи и голова. Менее употребительна координация головы и грудной клетки, но и она возможна. Плечи могут координироваться с головой, пелвисом, руками и ногами. Пелвис сочетается с головой, грудной клеткой, плечами, руками и ногами. Движения двух и более центров могут быть исполнены в одном направлении (например голова и пелвис вперед-назад), и тогда мы говорим о параллелизме, но могут двигаться и в противоположенных направлениях (например голова — вперед, пелвис — назад), и тогда мы говорим об оппозиции.

В джаз-танце существует понятие, на первый взгляд, противоречащее изоляции, когда один центр активизирует другой центр, как бы управляет им, но при управлении заметен временной разрыв между движениями. Первоначально начинает движение один центр, затем через определенный промежуток времени — другой, третий и т. д. При активизации центра мы затрачиваем определенное мышечное усилие, которое и называется импульсом.

Возникновение танца модерн

Считается, что модерн — танцы, которые основала Айседора Дункан. Она вдохновлялась природой и пропагандировала свободу телодвижений, их стихийностью. Танец Айседоры был импровизацией без специальных костюмов и обуви с живой музыкой. 

Еще один ресурс для возникновения танца модерн — ритмика, система Жака-Далькроза. Швейцарский педагог и композитор трактовал музыку аналитично и вне эмоционального восприятия. Танец служил своеобразным контрапунктом. Уже в первых своих постановках Далькроз предался полному подчинению танца музыке. В ответ ему в 1928 году был опубликован труд австрийского хореографа Р. Лабана «Кинетография», где утверждалось, что движение обосновывается внутренним миром творца, а не служит основой музыке.

Дальнейшее развитие модерна

Курт Йосс, который был близко знаком с Лабаном, работал над сотворением нового театра танца. В его арсенале были задействованы музыка, сценография, хоровая декламация. Он интересовался театрами мистики и культа. Все это было направлено на раскрытие энергии телодвижения. Йосс вводил новые темы, например, балеты на политические темы. Его дело продолжила ученица Мэри Вигман. Женщина находила выражение в экспрессионизме, вводя в модерн (танцы) страшное и уродливое, ставя напряженные и динамичные постановки, склоняясь к выражению общечеловеческих эмоций.

После Вигман благодаря ее ученикам сформировались две основные ветви развития танца. Одна демонстрировала экспрессионистическое восприятие, субъективные впечатления танцора, желание обнажить бессознательное, истинное в человеке. Представители этого направления смогли выразиться в так называемом абсолютном танце. На вторую группу оказал значительное влияние абстракционизм и конструктивизм. Для танцоров форма была не просто выразительным средством, а содержанием образа.

Модерн и балет

В стиле  модерн в настоящее время ставятся многие классические постановки. От своих прообразов в таком варианте исполнения они могут иметь довольно существенные отличия. Это относится ко всему, но прежде всего к сути танца. А она  сводится к акробатическим элементам, выделяющимся своей эффектностью, необычному рисунку и использованию ломаных движений. Единственным ограничением является  фантазия постановщика. Балеты в стиле модерн танцевали такие великие мастера, как Илзе Лиепа, Рудольф Нуриев.

И в наши дни  стиль модерн продолжает развиваться. Происходит процесс его дальнейшей трансформации. Благодаря появлению модерна произошло появление такого стиля, как пост-модерн.

В настоящее время широкое распространение по всему миру получил стиль модерн. В разных странах мира открываются школы танца, в которых учеников обучают данному направлению танцевального искусства. В России хореографы создают свое направление со своими особенностями, которое называется  «русский модерн».

Описание

Джаз-модерн – является одним из направлений в зарубежной современной хореографии, зародился он в конце 19-го – начале 20-го века в Германии и Соединенных Штатах. Само понятие «танец модерн» берет свои истоки в сценической хореографии, которая отвергала традиционную балетную форму. Когда термин вошел в употребление, он вытеснил другие такие, как: дунканизм, свободный танец, ритмопластический танец, экспрессионистский, танец босоножек, новый художественный, которые возникали во время развития данного направления. Исполнители модерн, вне зависимости от течения, к которому принадлежали, хотели создать новую хореографию и, чтобы она отвечала потребностям души человека 20-го века.

Принципы новой хореографии, во-первых – отсутствие канонов, обязательная реализация новых сюжетов и тем, во-вторых – полная независимость от традиций. Результатом стало принятие отдельных приемов и, благодаря противоборству с ними зародилось новое направление. Отказ от балетных традиционных форм до конца не реализовался.

Jazz modern – современное направление, которое объединило в себе много направлений и стилей. Позиции ног и рук, базовые движения – классический балет, шаги (ча-ча-ча, сальса), ритмизация движений. Если наблюдать за исполнителем, то можно увидеть ломаные движения, акробатические рисунки. Большая роль в этом направлении принадлежит импровизации.

Изоляция и полицентрия

В африканском танце тело как бы состоит из отдельных частей-центров: это голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, пелвис (тазобедренная часть), руки и ноги. Поскольку руки и ноги состоят из отдельных сочленений: в руке — кисть, предплечье, в ноге — стопа и голеностоп, то эти части центров, которые называются ареалами, могут также изолироваться и выполнять движения независимо от других центров. Эти центры могут пространственно и ритмически независимо двигаться, именно это и создает полицентрию движения. Каждая часть тела, или каждый центр, имеет свое собственное поле напряжения и свой собственный центр движения, В своем движении изолированные центры могут сочетаться друг с другом (координироваться). При движении 2-х центров одновременно мы говорим о бицентрии, 3-х — трицентрии, при движении всех центров — полицентрии. Полицентрия — это основополагающий принцип танцевальной техники. Для того чтобы перевести его в реальную видимость танца, существует технический прием, который называется изоляцией и подразумевает, что каждая часть тела, центр, двигается независимо от другой части. Эта, на первый взгляд, простая задача достаточно сложна для начинающего танцора, так как по анатомическим особенностям нашего тела все центры тесно связаны между собой, и движение, например, головы, естественно вызывает напряжение в плечевом поясе или в грудной клетке. Однако изоляция — это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз-танцу.

Современный танец

Современный танец Модерн

Танец Модерн —
это зарубежная сценическая хореография, пришедшая к нам из США и Германии. Ее
зарождение, это некий протест танцоров, путь к освобождению от классического
балета и появлению нового танца. Благодаря чему модерн был избавлен от пуант и
приобрел новые формы. Время шло, появлялись новые авторские техники, которые
стали причиной появления еще одного направления – Контемпорари.

Сегодня хореографический модерн это танец свободного тела. Включает в себя эффектные бросания на пол, красивые прыжки, сложные акробатические фигуры, ломанные и в тоже время грациозные линии тела.

Контемпорари

Контемпорари, он же контемп, стал причиной появления не только различных техник модерна, но и техники импровизации, восточных единоборств и даже йоги. Контемпорари очень чувственный танец. Его основной особенностью является чередование активных движений с резкой остановкой, расслаблением, порою падением танцовщика на пол. Все это не хаотичный набор движений, а сюжет, передающий чувства и действия танцовщиком зрителю.

Джазовый танец

Джазовый танец широко охватывает различные движения из других стилей танцев, связанных или вышедших из такого направления как «свинг». Вот некоторые его направления: веселый и запретный в социализме буги-вуги, более ранний его прародитель линди хоп, безумный рок-н-ролл и другие. Энергичный, порою с юмористическими нотами, джазовый танец до 1950-х годов целиком присваивают к африканской музыкальной и танцевальной культуре. А в 1950-х возник современный джазовый танец (джаз-модерн), корнями, вышедший из Карибского танца.

«Люцифер» Марты Грэм

В 1975 году журнал The New York Times объявил конец войны между классическим танцем и танцем модерн. В интервью изданию Марта Грэм заявила о своей симпатии к работе Марго Фонтейн и Рудольфу Нурееву, а также собственной готовности поставить для них балет. «Люцифер» стал первой работой Фонтейн в направлении танца модерн. В лучших своих традициях Грэм наделила постановку простой и выразительной экспрессией, а также глубокой драматической проработкой персонажей. «Люцифер» также стал первой площадкой для сотрудничества Грэм со знаменитым дизайнером Роем Халстоном, костюмы которого в дальнейшем станут визитной карточкой её труппы.

«Драгоценности» Джорджа Баланчина

«Драгоценности» называют первым полнометражным абстрактным балетом. Созданный в 1967 году, балет состоит из трех частей «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты» — каждая из частей исполняется отдельно, с антрактом, под музыку разных композиторов: Форе, Стравинского и Чайковского. Считается, что каждый из актов воплощает воспоминания Баланчина о Франции, Америке и России, а также обыгрывает характер разных драгоценных камней. «Драгоценности» стали большим шагом на пути высвобождения балета от канонов прошлого века и обретения чистоты формы — без сюжета, мизансцен и декораций.

https://youtube.com/watch?v=b9Z2-0GVvIE

Особенности исполнения

Сложная философская концепция модерна требует оригинального исполнения, способного донести до зрителя основную идею. Поэтому в зависимости от задумки автора в танце могут быть:

  • плавные, расслабленные движения, напоминающие медитацию;
  • элементы этнических народных техник;
  • дополнительный реквизит, помогающий передать атмосферу;
  • смесь других искусств (пантомимы, боевой техники, вокал, сценическая речь).

Модерн – это смелый эксперимент, который допускает многие вольности в костюме, антураже, подаче танца. Ярким примером служит Айседора Дункан. Ее тело было далеко от идеала танцовщицы, она не обладала совершенной техникой исполнения, но ее движения на сцене были столь естественны, что привлекали тысячи восторженных взглядов. В прыжках, шагах, несложных позах скрывалось столько индивидуальности, что это с лихвой перекрывало отсутствие канонической балетной подачи.

Аналогичный пример – Лои Фуллер. Ее творческий поиск не требовал эмоционального выплеска, как у Дункан. Напротив, она делал ставку на внешнюю сторону выступления. Игра с декорациями, освещением, реквизитом – бесконечное поле для экспериментов и самовыражения

За фееричечкой игрой красок, форм, деталей костюмов было неважно отступление от классической хореографии. Естественные движения рук и корпуса были особенно органичны в каждой постановке

Выбрав модерн в качестве направления для развития собственного мастерства, исполнитель ступает на интересный путь саморазвития и совершенствования. Ему предстоит раскрепоститься, чтобы суметь максимально раскрыться перед зрителем и донести до него новую, глубокую и перспективную мысль одним из самых прекрасных языков – танцем.

История возникновения танца

Модерн – это современное хореографическое направление, зародившееся в США и Германии в конце 19 – начале 20 века. Идеи модерна впервые высказал французский педагог и теоретик сценической хореографии Франсуа Дельсарт, утверждавший, что все богатство человеческих чувств и эмоций нельзя вместить в стандартные элементы классического танца. На это способна только свободная от условностей хореография.

Идеи Дельсарта воплотили на сцене две американские танцовщицы, посетившие с гастролями Европу. Лои Фоллер продемонстрировала новую пластику в Париже в 1892 году в танце «Серпантин», который сочетал стихийные свободные движения и костюм из огромных полотнищ, развевающихся в танце. Костюм во время выступления служил демонстрацией прогрессивного самовыражения.

Идеи свободного от условностей танца развила Айседора Дункан. Ее и считают основоположницей танцевального направления модерн. Знаменитая танцовщица не создавала своей школы, но открыла дорогу новому в искусстве.

Другое направление в стиле модерн наметил Э. Жак-Далькроз. Его постановки «Эхо и нарцисс» (1912) и «Орфей» (1913) воплощают идеи ритмики – преимущество музыки перед танцем. В течение 20 века было создано множество школ модерна, каждая из которых имеет свои особенности и воплощает свои идеи.

Школы и течения модерна и их особенности

Хореография Айседоры Дункан

Айседора Дункан главным источником вдохновения считала природу. Именно в ней, по ее мнению, нужно черпать естественность и простоту движений. В искусстве она проповедовала идеи античности – гуманизм, обращение к человеку. Танец, прежде всего, по ее мнению, должен отображать человеческие чувства, а их нельзя препарировать, разложить на элементы. Значит, надо освободить танец от любых условностей – театральных, социальных, исторических, бытовых. Идея и содержание танца сами подскажут способы своего выражения. Большая роль в танце отводилась импровизации. Новаторство Дункан заключалось в отказе от традиционного балетного костюма, танце босиком, обращении к камерной и симфонической музыке.

Технически хореография Айседоры Дункан не была сложной, акцент делался на передачу тончайших эмоциональных оттенков. Танцовщица называла модерн танцем будущего, что мы и наблюдаем сегодня.

Ритмика Э. Жака-Далькроза

Это течение модерна противостоит хореографии Айседоры Дункан. Жак-Далькроз назвал свое направление в танце ритмикой или ритмопластическим танцем. Он предполагал следование танца за музыкой и внеэмоциональное воплощение движений. Хореография создавалась по принципу контрапункта: танцоры отображали музыкальные темы, звучащие у разных инструментов. Но создать танец без эмоций у Жака-Далькроза не получилось. В его балетных постановках присутствуют и чувства и эмоции, воплощенные танцевальными средствами.

Р. Лабан – теоретик танца модерн

Австрийский хореограф Р. Лабан не поддерживал идеи Жака-Далькроза о господстве музыки над танцем. Чтобы сформулировать основные концепции танца модерн, он обратился к философским и эстетическим учениям неоплатоников, пифагорийцев, трактатам древней Индии. Полученные знания он осмыслил и воплотил в труде «Кинетография», где изложил универсальную концепцию пластического выражения. Лабан сформулировал основную идею танца модерн – танцевальное движение должно быть осмысленным, пропущенным через духовную сферу.

Этюды Лои Фуллер

В начале века в США и Европе зародился свободный танец — предшественник танца модерн — благодаря, в первую очередь, Лои Фуллер. Хореографические зарисовки Фуллер были известны инновациями в области костюма, света и хореографического языка. Лои Фуллер, не имевшая классического балетного образования, выражала художественную мысль простыми движениями и оригинальными спецэффектами. В её знаменитом танце «Серпантин» костюм из тонкого шелка создавал эффект крыльев бабочки, а в постановке «Радий» танцовщица использовала только что открытый Мари и Пьером Кюри радий, чтобы добиться особенных световых эффектов.

https://youtube.com/watch?v=zmMS65wJpQE

Учителя и их ученики

Этот список иллюстрирует некоторые важные отношения учителя и ученика в современном танце.

Рудольф фон Лабан и ученики в его танцевальной школе, Берлин, 1929 г.

  • Лой Фуллер
  • Айседора Дункан — техника Дункана
  • Грете Визенталь
  • Рут Сен-Дени

    • Тед Шон — Основы Шона
    • Денишон (школа и компания)

      • Дорис Хамфри и Чарльз Вайдман — Искусство танцевать (Хамфри)

        • Хамфри-Weidman школы — Хамфри-Weidman техника (падение и восстановление)

          Хосе Лимон — техника Лимона

      • Марта Грэм — техника Грэма (и Луи Хорст )

        • Эрик Хокинс (через Джорджа Баланчина ) — техника Хокинса
        • Анна Соколова
        • Мэй О’Доннелл
        • Мерс Каннингем — техника Каннингема (см. Также Постмодернистский танец )

          • Ивонн Райнер
          • Маргарет Дженкинс
          • Стив Пакстон
          • Ричард Алстон
        • Пол Тейлор

          Твайла Тарп

        • Триша Браун
        • Охад Нахарин
  • Лестер Хортон — «Техника Хортона»

    • Белла Левицки
    • Элвин Эйли
  • Рудольф фон Лабан

    • Курт Йосс ( Ausdruckstanz

      Пина Бауш ( Танцтеатр )

      )

    • Мэри Вигман ( экспрессионистский танец )

      • Урсула Каин

        Хайке Хенниг (см. Танцы со временем )

      • Ханя Хольм

        • Валери Беттис
        • Алвин Николаис — децентрализация

          • Мюррей Луи
          • Беверли Шмидт Блоссом
  • Эмиль Жак-Далькроз

    • Мэри Вигман
    • Мари Рамбер
  • Katherine Dunham — техника Katherine Dunham
  • Жемчужный примус

    Гарт Фэган

  • Хелен Тамирис

    Даниэль Нагрин

Борьба / Battle

Норвегия, Дания, Нидерланды, Швеция, 2018. Режиссер: Катарина Лаунинг. В ролях: Лиза Тейге, Fabian Svegaard Tapia, Вебьёрн Энгер, Стиг Р. Амдам, Silje Marie Baltzersen, Charlott Utzig, Sofie Albertine Foss, Georgia May Anta, Sigyn Åsa Sætereng, Morad Aziman.

Амалия привыкла к благополучной и обеспеченной жизни. Одно «но» — на занятиях модерн-танцем у нее не получается танцевать эмоционально. Чего-то не хватает. Но вдруг жизнь её переворачивается с ног на голову. Отец становится банкротом и благополучие резко исчезает. Приходится переезжать в новый район. Так появляются новые знакомые, а с ними и новые танцы — хип-хоп. Получится ли у нее принять изменения в своей жизни, получится ли вдохнуть страсть в танец и выразить языком хореографии весь спектр эмоций? Это европейский фильм, а не американский. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, что-то новенькое, с другой стороны приглушенность тонов и подбор музыки может угнетающе подействовать на людей, которые смотрят только американское кино. Актеры и актрисы не красавцы и красавицы. С одной стороны, хочется любоваться на красивые лица и фигуры. С другой стороны, видим кусочек жизни и легче ассоциировать себя с героями фильма.

Фильм содержит самые ожидаемые компоненты таких фильмов: молодая девушка ищет своё место в жизни, танцы, лав стори и т.п. Фильм особенно ценнее тем, что в нем фигурирует модерн-танец. Настоящий модерн, а не его переработка в духе классической хореографии. Здесь тот самый модерн, который дает раскрепощение и магию свободы человеческого тела. А ближе к концу есть микс с современными стилями плюс модерн-танец под современную музыку.

В Соединенных Штатах

Ранний современный танец

Марта Грэм и Бертрам Росс в 1961 году; фото Карла ван Вехтена

В 1915 году Рут Сен-Дени вместе со своим мужем Тедом Шоном основала школу и танцевальную труппу Denishawn . Марта Грэм , Дорис Хамфри и Чарльз Вайдман были учениками школы и членами танцевальной труппы. В поисках более широкой и принимающей публики для своей работы Дункан, Фуллер и Рут Сен-Дени совершили поездку по Европе . Марта Грэм часто считается матерью-основательницей современного концертного танца 20-го века . Грэм считал балет слишком односторонним: европейским , империалистическим и антиамериканским. Она стала студенткой школы Денишона в 1916 году, а затем переехала в Нью-Йорк в 1923 году, где выступала в музыкальных комедиях , мюзик-холлах и работала над собственной хореографией . Грэм разработала свою собственную танцевальную технику , технику Грэма , которая основывалась на концепциях сжатия и расслабления. В учении Грэм она хотела, чтобы ее ученики «чувствовали». «Чувствовать» означает иметь повышенное чувство осознания того, что вы приземлились на пол, и в то же время ощущать энергию по всему телу, распространяя ее на аудиторию. Ее основной вклад в танец — это сосредоточение внимания на «центре» тела (в отличие от акцента в балете на конечностях), координация между дыханием и движением , а также взаимоотношения танцора с полом.

Популяризация

В 1927 году газеты стали регулярно назначать танцевальных критиков, таких как Уолтер Терри и Эдвин Денби , которые подходили к выступлениям с точки зрения специалиста по движению, а не как обозревателя музыки или драмы. Педагоги включили современный танец в учебные программы колледжей и университетов, сначала как часть физического воспитания, а затем как исполнительское искусство. Многие преподаватели колледжа прошли обучение в Беннингтонской летней школе танца, основанной в Беннингтон-колледже в 1934 году. О программе Беннингтона, как написала Агнес де Милль, «… было прекрасное смешение самых разных художников, музыкантов и дизайнеров. и, во-вторых, потому что все, кто отвечал за бронирование серии концертов колледжей по всему континенту, были собраны там … свободными от ограничивающих ограничений трех крупных монополистических менеджеров, которые настаивали на предпочтении своих европейских клиентов. впервые американских танцоров наняли для гастрольного тура по Америке, и это стало началом их платежеспособности ».

афроамериканец

Американский театр танца Элвина Эйли исполняет «Revelations» в 2011 году.

В афроамериканском танце современный танец сочетается с африканскими и карибскими движениями (гибкость туловища и позвоночника, сочленение таза, изоляция конечностей и полиритмические движения). Кэтрин Данэм занималась балетом, в 1936 году основала Ballet Negre, а затем — танцевальную труппу Кэтрин Данэм в Чикаго . В 1945 году она открыла школу в Нью-Йорке, обучая технике Кэтрин Данэм , африканскому и карибскому движению, интегрированному с балетом и современным танцем. Перл Примус использовала африканские и карибские танцы для создания сильных драматических произведений, характеризующихся большими прыжками. Она часто основывала свои танцы на произведениях чернокожих писателей и на расовых проблемах, таких как «Негры говорят о реках» Лэнгстона Хьюза 1944 года и Странные фрукты» Льюиса Аллана 1945 года (1945). Ее танцевальная компания превратилась в Институт танцевального языка Pearl Primus . Элвин Эйли учился у Лестера Хортона , Беллы Левицки , а затем у Марты Грэм. Несколько лет он работал как в концертном, так и в танцевальном театре. В 1958 году Эйли и группа молодых афроамериканских танцоров выступили в Американском театре танца Элвина Эйли в Нью-Йорке . Он черпал вдохновение в своих «кровавых воспоминаниях» о Техасе , блюзе, спиричуэле и евангелии . Его самая популярная и получившая признание критиков работа — « Откровения» (1960).

«Продукт обстоятельств» Ксавье Ле Руа

«Продукт обстоятельств» — пример движения non-danse (не танец), основанного во Франции в 90-х. Борис Шармац, один из лидеров этого направления описывает его так: «non-danse (не танец) — это танец-вопрос: неизвестно, где он начинается и где заканчивается, как соприкасается с перформансом, театром, сценой. Я не говорю танцу «нет», но ставлю его под вопрос, формулирую проблемы… » Если постмодернисты вроде Ивонн Райнер и Триши Браун опирались на движение, как на основной метод выражения танца, то non-danse оспаривают и его. В автобиографическом «Продукте обстоятельств» Ксавье Ле Руа говорит и движется о себе, рассматривает себя как продукт собственных жизненных обстоятельств. Например, он начинает перформанс с рассказа о своем прошлом: Ле Руа был молекулярным биологом и занимался танцами всего дважды в неделю. Этот бэкграунд повлиял на его восприятие искусства, и на то, как его воспринимают коллеги и зрители. Его личный опыт является центральной темой и выражается вербально хоть и самоопределяется при этом как танец.

Принципы движения, заимствованные из танца-модерн

Как уже было рассмотрено ранее, развитие той или иной системы танца-модерн связано с именами крупных педагогов, балетмейстеров, исполнителей. Эти системы базировались прежде всего на определенном философском подходе к движению. Это выражалось в постановках, однако подготовка исполнителей заставляла искать особую индивидуальную систему обучения. В танце-модерн, в отличие от джазового танца, все тело исполнителя принимает участие в движении, т.е. основой движения служит позвоночник. И именно работа над подвижностью позвоночника лежит в основе многих систем танца-модерн. Так, например, в технике М.Грэхем основой движения служит contraction и release (сжатие и расширение), которое исполняется в центр тела. В технике Д. Хамфри, а затем X. Лимона позвоночник расслаблен и свободен и движение исполняется за счет падения и подъема тяжести корпуса, т.е. движение строится по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery). В технике М. Каннингема большую роль играют различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, заимствованными из экзерсиса классического танца. Модерн-джаз танец в некоторых разделах урока заимствует из различных техник упражнения, направленные на развитие подвижности позвоночника.

Движения и особенности их выполнения

Движения были взяты, в основном, из модерна, джазового танца и академического балета. Ниже приведены самые распространенные из них:

  • Использование позы коллапса – эта поза выполняется, как необычное положение тела, колени немного согнутые, тело расслаблено, позвоночник пластичный и мягкий, голова и торс имеют небольшой наклон вперед. В позе нет вытянутости вверх и напряженности. Нужно отметить, что главным отличием классического танца от джаз-модерна является состояние позвоночника. В балете позвоночник – ось тела, в джаз-модерне он расслабленный. Главная задача для новичков – научиться расслаблять позвоночник, так как движения выполняются с задействованием различных его частей.
  • Полицентрия и изоляция – основной прием в технике исполнения, ему обучаются в самом начале. Все мы знаем, что тело состоит из частей, поэтому, для выполнения этих приемов нужно научиться двигать одной частью тела вне зависимости от другой.
  • Полиметрия – обязательным является развитие ритмического восприятия. Части тела не только могут двигаться отдельно, но и, соблюдая разный ритм.
  • Мультипликация – прием тоже связан с ритмом, его выполнение основано на раскладе одного движения на составляющие его части, но если происходит увеличение общего количества танцевальных акцентов, то увеличение музыкального такта не происходит.
  • Координация – она осуществляется двумя способами: оппозиция и параллеризм.
  • Расширение и сжатие (release и contraction) – сжатие производится за счет того, что сжимаются мышцы, расширение же происходит в пространстве. Эти два приема связаны напрямую с дыханием, сжатие – выдох, расширение – вдох.

Уровни – положение исполнителя относительно поверхности. Уровни могут быть разными, например, лежа, сидя, стоя, сидя на корточках, на четвереньках, стоя на коленях.

Акробатические уровни – колесо, шпагат, березка, мостик.

Для ног существует две позиции: выворотная и параллельная.

Фильм «Румба / Rumba»

Франция / Бельгия, 2008. Режиссеры: Доминик Абель, Фиона Гордон, Бруно Роми / Dominique Abel, Fiona Gordon, Bruno Romy. В главных ролях: Доминик Абель, Фиона Гордон, Филипп Марц и Бруно Роми.

Череда сценок, сделанных в русле пантомимы с мизерными вкраплениями модерн-танца. В основном на фоне грубо сделанного хромакея, давно я такого грубого сочетания съемок актеров и фона не видела. Лучше бы всё в павильоне или на природе снимали. Юмор и подход ну о-о-очень специфический. Допускаю, что этот фильм может найти своего любителя. Но среди танцующих — вряд ли. Создатели в танцы вникать не захотели. Само название чего стоит? Понимаю, навреное, услышали где-то краешком уха, что «румба — танец любви», а там фриковатая парочка весь фильм на экране. Но, вообще-то, румба — это определенный стиль танца, которого в фильме нет от слова совсем.

Модерн-танец редко присутствует в кино, поэтому данный фильм может заставить Вас задуматься — а может стоит посмотреть? Но тогда имейте в виду, что его там очень мало и всё очень простенько.

Сама идея показать языком пантомимы и танца перепетии жизни пары, живущей танцами, хороша. Но тогда надо было бы больше танца вставлять и чтобы там действительно было на что посмотреть. Если хотите вспомнить видео с хорошим модерном на абстрактные темы, то лучше сразу «Evidentia / Эвиденция» включить. Или посмотрите обзор фильмов о модерн-танце и выберите фильм оттуда.

Фильм наверняка понравится тем, кто любит арт-хаус и квинтессенцию абсурда или сюрреализма в кино.

Автор статьи: Елена Стеценко

Статья опубликована 24 октября 2018 г — Divadance (в дальнейшем дополнялась)

Елена Стеценко, Студия Диваданс, Санкт-Петербург. http://www.divadance.ru Designers: Zhuzha 2005 by Zhuzha

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector