Самые красивые балерины в истории (много фото)

Эми Адамс

Один взгляд на актрису – и нет никаких сомнений, что эта изящная, гибкая и милая девушка отлично подходит на роль балерины. Воспитывалась Эми в семье мормонов. Еще в школьные годы она изъявила желание стать профессиональной балериной, поэтому начала тренироваться в танцевальной труппе. Эми оказалась самокритичной и поняла, что ей не хватает природного таланта для того, чтобы сделать карьеру в балете. Адамс отправилась в музыкальный театр и напала на «золотую жилу». Там талант девушки быстро рассмотрели, после чего последовали культовые роли в голливудских фильмах (например, «Жестокие игры», «Джули и Джулия и т. д.»). А ведь Эми даже не закончила учебу в университете.

Послевоенные годы

В послевоенные годы серьёзное влияние на петербургскую школу балета оказали молодые балетмейстеры. На сцене Кировского театра были представлены постановки Нины Анисимовой «Гаянэ», «Золушка» Константина Сергеева на музыку Сергея Прокофьева, «Шурале» Леонида Якобсона и другие.

8 апреля 1946 года состоялась премьера балета «Золушка»: в роли Принца — сам балетмейстер Сергеев, Золушка — Наталья Дудинская. В основе спектакля лежал классический танец, но в тоже время в нём было и новаторство — гротескные образы героев балета, гармонии движения и чувств.

Позже, в Париже, имела успех постановка «Золушки» в интерпретации знаменитого артиста балета и балетмейстера Рудольфа Нуреева.

Наталья Михайловна Дудинская была известной балериной и талантливым педагогом. Среди её учениц — Ульяна Лопаткина, Анастасия Волочкова, Алла Сигалова. За плечами Дудинской — участие в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Гаянэ», «Раймонда», «Дон Кихот», «Шурале», «Лауренсия», где её партнёром стал Рудольф Нуреев в роли Фрондосо.

Рудольф Нуреев и Наталья Дудинская в балете «Лауренсия» Фото: r-nureyev.livejournal.com

Большое влияние на балетное искусство своего времени оказал Леонид Вениаминович Якобсон. На протяжении многих лет он был ведущим балетмейстером Кировского театра и стал одним из основоположников жанра хореографической миниатюры на балетной сцене советского периода, а также создателем постановок «Шурале», «Спартак» и других.

Впервые балет «Спартак» на музыку Армена Хачатуряна был представлен 27 декабря 1956 года на сцене Кировского театра, либретто Николая Волкова. Балет повествует о восстании рабов в Древнем Риме. Яркая партитура Хачатуряна, полные драматичности и динамики эпизоды освободительной борьбы, сказочные декорации сделали постановку ярким событием того времени.

В 1950-х годах на сцене появились новые имена прославленных балерин. Алла Осипенко и Ирина Колпакова снискали мировую славу. В 1960-х годах петербургская школа балета представила миру молодого солиста балета Михаила Барышникова, который стремительно завоевал признание и славу своей пластичностью, полётностью танца и виртуозной техникой.

Петербургская школа балета открыла миру такие имена как Ольга Моисеева и Алла Сизова, Борис Бергвадзе и Михаил Барышников, Фарух Рузиматов и Диана Вишнёва, многие другие.

Мы рассмотрели лишь малую часть более чем 200-летней истории жизни петербургской школы балета. Санкт-Петербург — центр балетного искусства с мировым именем и историей, которая и сейчас пишется за стенами Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой под управлением талантливого артиста и педагога Николая Цискаридзе.

Дарья Бутина, портал «Культура Петербурга»

Про травмы

На неокрепшие связки и суставы обрушиваются такие нагрузки, что взрослым и не снилось. А после тридцати уже требуются мази, ортезы, обезболивающее… Только идиот может предположить, что с разбитыми голеностопами можно «приседать в фитнес-клубе». Там порой с утра на унитаз не сядешь и ванну не перешагнешь.

У меня вывернуты оба голеностопа, я уже третий год не ношу каблуки, которые трепетно люблю, потому что любая кочка для меня *****. Выворачивается и опухает нога, после чего я радостно хромаю около недели. Мне теперь только ЛФК и шахматы. С травмированными ногами не разбежишься.

Пальцы на ногах становятся непривлекательными. Меня коснулись только «косточки» у больших пальцев. Да я всего 8 лет танцевала. У настоящих балерин на стопы страшно смотреть.

Героиня несостоявшегося романа

Интерес великого поэта к личности Истоминой был намного глубже, чем того хотел он сам. Он то и дело возвращался к ней, ее образ в его памяти был всегда ярок, где бы он ни был. Пушкин задумал написать о ней роман, и даже сделал наброски. Изначально он задумал назвать роман «Русским Пеламом». Однако позже он решил, что тот будет называться «Две танцовщицы». Александр Сергеевич хотел в нем затронуть тему той трагедии, виновницей которой невольно стала танцовщица – речь идет о дуэли между Шереметевым и Завадовским. В рукописях Пушкина был найден план романа. Он выглядел следующим образом:

  • Балет Дидло.
  • Завадовский.
  • Любовник.
  • Закулисная сцена.
  • Дуэль.
  • А. И. входит в моду.
  • Содержанка.
  • Замужество.
  • Отчаяние
  • Истомина в свете.
  • Неприятие.
  • Светские приёмы
  • Неприятности и т. д.

Танцоры балета тренируются сильнее, чем большинство профессиональных спортсменов

Для обучения одного профессионального танцора требуется до десяти лет, и многие из них будут потрачены на более чем двадцать часов занятий в неделю. Танцоры не только изучают балет, но и должны брать уроки современного танца и актерского мастерства, научиться сотрудничать с партнером и исполнять вариации.

И это не просто количество часов, требующих отработки. По словам футболиста Национальной футбольной лиги Стива МакЛендона, балет — самая сложная часть его тренировочного режима. Несмотря на громоздкие мышцы Маклиндона, его учитель танцев подталкивает его к достижению силы и грации в этой форме искусства.

Сочетание аэробных и анаэробных упражнений в балетном классе обеспечивает тренировку всех мышц.

Самые известные и красивые балерины.

3

Сергей Полунин

Возможно, рано говорить о Полунине как о легенде балета, но этот талантливый молодой человек в свои 29 лет без преувеличения «взорвал» зарубежную сцену, заставив всех снова говорить о русском балете!

Полунин родом из Украины, но успел поработать в Великобритании, в Баварии, в Париже и в России, где на сегодняшний день и живет. Сергей стал самым молодым премьером в истории Королевского балета Лондона!

В детстве мальчик занимался гимнастикой, позже поступил в Киевское хореографическое училище.

В прессе его называют «новым Нуриевым»… В 2018 году Полунин получил российское гражданство и сейчас работает и живет в РФ.

С Дженнифер Лоуренс в фильме «Красный воробей»

Парня обожают многие именитые зарубежные бренды — его можно увидеть в рекламных кампаниях Balmain, например. Также Полунин делает первые шаги в кино: «Убийство в «Восточном экспрессе», «Красный воробей», «Щелкунчик и четыре королевства».

Вахтанг Чабукиани

Вахтанг стремился к расширению своего репертуара, к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического дарования. В своих поисках он обращался и к старому классическому репертуару.

Такой партией стала для него роль военачальника Солора в возобновленном в феврале 1941 года балете «Баядерка». Ранее партия была пантомимной. В новой постановке она стала танцевальной. Из томного восточного героя-любовника Солор превратился в сильного и мужественного влюбленного воина. Редакция «Баядерки» в постановке Вахтанга Чабукиани стала канонической, фрагменты балета именно в таком варианте входят в обязательную программу многих балетных конкурсов.

Шарлиз Терон

Красавица Шарлиз прекрасна и талантлива во всем. А как знатно она семенила пальчиками в пуантах, осваивая балет с 6-ти лет. В 13 юная Терон не оставляла мечты о профессиональных танцах, поэтому поступила в Национальную школу искусств, ради учебы в которой каждый день преодолевала по 50 км. Через два года она стала активно выступать в балетной труппе Йоханнесбурга, а в 16 уехала в Милан работать моделью. Поездив по Европе и отработав контракт, Шарлиз снова вернулась к любимому делу и поступила в Нью-Йорке в хореографическое училище. Через 3 года она получила травму колена и оставила балет, так и не сделав желанную профессиональную карьеру.

Агриппина Ваганова

Агриппина Ваганова не была похожа на своих однокурсниц из театрального училища. Ей не хватало природной пластики, гибкости.

Чтобы добиться успеха, начинающая балерина уделяла тренировкам очень много времени. Она создала собственную технику, которая потом стала легендарной. Критики говорили об отточенных движениях, сильных прыжках и «стальном носке» танцовщицы.

Методика преподавания, которую создала Агриппина Ваганова, в будущем стала использоваться многими педагогами балетного искусства. Танцовщики, которых обучала балерина, выступали по всему миру.

В 1931 году знаменитая танцовщица становится художественным руководителем в Мариинке.

Биография

Прадед Ольги Заботкиной, Дмитрий Степанович был военным инженером, вице-губернатором Архангельска. Отец, Леонид Дмитриевич (1902—1942) учился в Николаевском кадетском корпусе, затем в пажеском, обучение в котором прервала революция. Окончил Ленинградский институт путей сообщения и работал инженером, умер во время блокады. Мать Ольги, Маргарита Михайловна Оленёва (1905—1995) была дочерью действительного статского советника Михаила Львовича фон Лёвенштерна. 6 ноября 1934 года она вышла замуж и сменила фамилию, но после развода вернула девичью фамилию. Выжила в блокаду и работала в Ленинградском музее этнографии.

Ольга Заботкина родилась 18 января 1936 года в Ленинграде.

Окончила балетное училище им. А. Вагановой в 1953 году.

С 1953 по 1977 год работала в труппе Ленинградского театра им. Кирова (ныне — Мариинский театр). Была яркой характерной танцовщицей ленинградской сцены. Классическая строгость формы сочеталась в искусстве балерины с тонким чувством стиля национального танца.

С 1965 по 1970 годы была замужем за фаготистом театра им. КироваС. В. Красавиным, в 1980 году вышла замуж за поэта-пародистаАлександра Иванова. Когда Иванов стал телеведущим передачи «Вокруг смеха», О. Л. Заботкиной пришлось оставить сцену, переехать в Москву и стать секретарём мужа. Она следила за его имиджем, советовала менять причёски, выбирала костюмы, редактировала тексты… и не пропустила ни одной записи «Вокруг смеха».

Коллега Иванова по сатирическому цеху Аркадий Арканов вспоминал: 

«Оля была „серым кардиналом“ в семье. Она была умна, красива, сдержанна, строга. Словом, питерская балерина! К тому же Оля снималась в кино: её и сейчас помнят по роли Кати Татариновой из фильма „Два капитана“… После свадьбы она оставила сцену и полностью взяла на себя организацию Сашиных дел. При этом всегда с гордостью подчёркивала: „Я — жена Александра Александровича Иванова“.

Понимала значимость его славы. А на бытовом уровне заправляла абсолютно всем: в частности, демонстративный аскетизм Саши в одежде и в поведении был продиктован, несомненно, ею. Оля пережила блокаду — этим сама объясняла свою принципиальную бережливость, а жёстче сказать, скупость. Короче, Саша никогда не шиковал… Дорогие магазины обходил стороной. Концертные костюмы шил у портных Литфонда, строго в порядке очереди, зато с большими скидками. Если можно было ехать на метро за пять копеек, а не на такси за три рубля — ехал в метро… Александр Александрович и Ольга Леонидовна построили добротную двухкомнатную кооперативную квартиру в престижном доме у метро „Аэропорт“. В ней было всё, что необходимо для жизни, но без шика…. Но, как бы то ни было, они очень любили друг друга. И своих домашних питомцев: бесконечных кошечек, собачек, птичек — отраду многих бездетных семейных пар».

Она пережила мужа на пять лет. Последние несколько лет она очень болела, почти не выходила на улицу, никого не приглашала к себе. «Я не хочу, чтобы вы меня такой видели», — отвечала друзьям по телефону.

Умерла она в Москве 21 декабря 2001 года в 65 лет. По воле покойной её прах доставлен в Санкт-Петербург из Москвы.

Похоронена на Смоленском кладбище.

Михаил Барышников (1948-)

Михаил Барышников считается одним из величайших танцоров нашего времени. Начав впечатляющую карьеру с балета им. Кирова в Ленинграде, он приехал на Запад в 1974 году и поселился в Нью-Йорке в качестве основного танцора в Американском театре балета. В 1978 году он присоединился к балету Нью-Йорка, где работал с Джорджем Баланчином и Джеромом Роббинсом. Год спустя он был назначен художественным руководителем Aмериканского театра балета, где в течение следующего десятилетия он представил новое поколение танцоров и хореографов. В 1990–2002 годах Барышников был директором и танцором проекта «Белый дуб», который он и хореограф Марк Моррис совместно создали для расширения репертуара и популярности американского современного танца.

Как актер он много выступал на Бродвее и вне его, а также на телевидении и в кино, например, был номинирован на премию Оскар за «Поворотный момент». Знаменитый своим партнерством с Натальей Макаровой. Благодаря этому фильму, Барышников перенес балет на огромную аудиторию. Он продолжал танцевать далеко за пределами обычного пенсионного возраста, расширяя свое творчество в современные произведения. Другие театральные постановки включают «Запретное Рождество» или «Доктор и пациент», «Беккет Шорты», «В Париже», «Человек в футляре», «Старуха» и «Письмо мужчине».

Текущие проекты включают «НЕ РАЗ», кинематографическую инсталляцию, разработанную в сотрудничестве с Яном Фабром и Филом Гриффином, и вторая театральная постановка режиссера Херманиса под названием «Белый вертолет», премьера которого состоялась в ноябре 2019 года в Новом Рижском театре. В 2005 году он открыл в Нью-Йорке Центр искусств им. Барышникова (BAC), творческое пространство, предназначенное для поддержки междисциплинарных артистов со всего мира. Среди многочисленных наград Барышникова – Почетный знак Кеннеди-центра, Национальная медаль искусств, Премия Содружества, Стипендия Чубба, Премия Джерома Роббинса и Премия Вильчека. В 2010 году ему было присвоено звание офицера Почетного легиона Франции, а в 2017 году он получил престижную международную премию искусств Praemium Imperiale в области театра и кино.

Учеба

Актерская профессия в начале 19 века не причислялась к престижным, поэтому в училище, как правило, учились дети из низших сословий или же сиротки, наподобие героини нашего повествования. Впоследствии, когда она стала выдающейся балериной, многих стал интересовать вопрос — кто был учителем балерины Авдотьи Истоминой? Изначально танцевальному искусству девочку обучала знаменитая в Санкт-Петербурге балерина Екатерина Сазонова. Именно у нее она научилась быть терпеливой, дисциплинированной, стойкой и не сдаваться. Однако главный учитель Авдотьи Истоминой, который научил ее технике танца и актерскому мастерству, — это, конечно же, французский танцовщик, балетмейстер и преподаватель Шарль-Луи Дидло. Он отличался беспощадностью к своим воспитанникам, был очень требователен и строг, вне зависимости от их пола и возраста.

«Эпоха Петипа»

Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:

«Она развращает публику, отвлекая её от серьёзных балетов и приучая к феериям, которые вводят на балетную сцену такие господа, как, например, Манцотти, написавший феерию — да, да, не балет. А феерию — «Эксцельсиор».

Сцены из балета «Лебединое озеро» Фото: culture.ru

В период «эпохи Петипа» симфонический оркестр стал действующим лицом постановки, придавая спектаклю законченную эмоциональную окраску, объединяя хореографию и музыку в единое целое. Творческие союзы Петипа с Чайковским и Глазуновым подарили миру такие шедевры искусства как «Лебединое озеро» (1895), «Щелкунчик» (1892), «Спящая красавица» (1890), «Раймонда» (1898).

«Пролог. Дары фей». Художник — К. Коровин, 1914 г. Фото: mariinsky.ru

Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра. В спектакле были задействованы только лучшие артисты балета того времени: Феликс Кшесинский, Павел Гердт, Платон Карсавин, Мария Петипа, Анна Иогансон и другие. Сюжет «Спящей красавицы» идеально подходил для драматургии симфонии и балета — каждый из четырёх актов имел законченный сюжет и мог существовать отдельно, но при этом был частью общей симфонии, которую можно было оценить только целиком. Хотя постановка была холодно принята критиками, она стала классикой мирового балета и триумфом творческого союза Петипа и Чайковского.

Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.

В историю русского балета Гердт вошёл как первый исполнитель романтических партий принца Дезире («Спящая красавица»), принца Зигфрида («Лебединое озеро») и принца Коклюша («Щелкунчик»). Его исполнительская манера стала образцом танцевального стиля на протяжении нескольких десятилетий. Однако главным принципом стиля Петипа было главенство балерины в спектакле, а премьер балета занимал подчинённое место. Екатерина Оттовна Вазем была постоянной партнёршей Гердта. Она уступала ему в выразительности, но в технике не знала равных. Мастерство Вазем было эталоном танцевального искусства своего времени. Исполненные ей роли в балетах «Жизель», «Баядерка», «Корсар», «Бабочка», «Пахита» и другие были с успехом приняты публикой и критиками.

Екатерина Вазем в костюме Никии. Второй акт балета «Баядерка» Санкт-Петербург, 1877 г.

После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.

Сон в летнюю ночь (1960)

Комедия Уильяма Шекспира в 5 актах. Тезей готовится к свадьбе с Ипполитой, которая прибудет только через 4 дня. В честь радостного события Тезей приказывает Филострату «оживить» молодежь Афин, чтобы устроить настоящий праздник.

К правителю заглядывает Эгей, и у него есть жалоба – он собирается выдать замуж свою дочь за Деметрия, но Гермия не хочет слушаться отца, поскольку ее сердце принадлежит Лизандру. Тезей напоминает девушке о ее несчастной участи быть заточенной в монастыре, если она ослушается отца…

«Сон в летнюю ночь» – популярный балет в 2-х действиях, который многие любят. Комедия Шекспира считается самой романтической из всех его произведений, он подключил при ее создании свои богатые фантазии, наполнив пьесу увлекательными существами.

Анна Павлова

Дочь простой прачки и бывшего крестьянина смогла не только поступить в театральное училище, но и попасть в труппу Мариинского театра после его окончания. Через несколько лет Анна становится одной из ведущих балерин империи. На сцене Мариинки Павлова танцевала главные партии в «Жизели», «Баядерке», «Щелкунчике», «Раймонде», «Корсаре».

На манеру исполнения и балетную технику Анны огромное влияние оказали балетмейстеры Александр Горский и Михаил Фокин, а сердца зрителей Павлова завоевала, станцевав «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса.

Париж познакомился с балериной в 1909 году во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева. С этого момента слава о русской балерине разнеслась по всему миру. Однако через некоторое время Павлова покидает труппу Дягилева.

После начала Первой мировой войны Павлова поселилась в Лондоне и больше не возвращалась в Россию. Последнее ее выступление на сцене Мариинского театра прошло в 1913 году.

Гастроли великой балерины проходили по всему миру — и в США, и в Японии, и в Индии, и в Австралии. Скончалась Анна Павлова во время гастролей в Гааге в 1931 году, серьезно простудившись во время репетиции в неотапливаемом зале.

Николай Цискаридзе

“Я не могу сказать, что я коварный. Я человек очень сильный, умеющий давать отпор, потому что когда ты в 18 лет попадаешь в один из самых главных очагов культуры, а, как мы знаем, что все очаги культуры с обратной стороной – грязь, то эту грязь, как правило, не видят, ты должен сразу научиться жить по этим правилам, иначе ты не вырастешь, иначе тебя закопают в этом, ты утонешь.

Я всегда говорил: господа, я, правда, умею давать отпор так быстро и так сильно, что лучше не суйтесь. Другое дело, что я ненавижу наступательные войны, для меня их не существует, потому что я человек верующий. Но не дай бог кому-то зайти на мою территорию”.

Ромео и Джульетта (1940)

11 января 1940 года в Ленинграде впервые ценители искусства увидели балет, с сюжетом которого знакомы все, Сергея Прокофьева под названием «Ромео и Джульетта».

В свое время балет считался скандальным, а теперь он является классикой, и многие театры показывают его искушенной публике. В балете 3 акта, 4-м является эпилог.

«Ромео и Джульетта» – один из самых популярных балетов 20-го столетия. Герои трагедии британского поэта Уильяма Шекспира навсегда остались в сердцах многих людей, как символ прекрасной и истинной, но в то же время трагической любви двух юных сердец.

Премьеру «нетанцевального» балета на музыку Прокофьева откладывали и запрещали в течение 5-ти лет.

Светлана Захарова

Светлана Захарова сначала выступала на сцене петербургского Мариинского театра, однако на взлёте своей карьеры не побоялась начать всё сначала и перейти в Большой.

С 2003 года артистка выступает в Москве, а в 2008 году даже стала примой-балериной знаменитого миланского театра «Ла Скала». Можно сказать, что Захарова успела перетанцевать все сольные партии культовых балетов, среди которых «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита».

Но, несмотря на мировую славу, прима остаётся преданной Большому театру, и последняя её работа — Мери в балете «Герой нашего времени».

https://youtube.com/watch?v=H5ctPniVD9A

Аккомпаниатор балета — пианист, играющий вживую

Если вы думаете о балетной труппе, аккомпаниатор вряд ли тот, кто приходит на ум. Тем не менее пианисты играют решающую роль как в повседневном классе, так и во время репетиций и выступлений.

Поскольку они заменили скрипачей в конце XIX-го века, пианисты помогли сформировать музыкальность молодых танцоров, а также сопровождали бесчисленные репетиции и даже выступления. И их работа отнюдь не проста. Мало того, что им нужно иметь возможность играть в различные партии по разным темпам для каждой части класса, они также должны свободно говорить о балетной терминологии. Если учитель говорит: «Мы пойдем с глиссады», каждый танцевальный аккомпаниатор будет знать, с какого момента начать.

9

Дезмонд Ричардсон

Дезмонд – американский танцор, один из основателей и художественных директоров Complexions Contemporary Ballet. Уникальный танцор, искусно исполняющий как классический балет, так и современный танец, уже не раз выступал в Большом и Мариинском театрах, часто в паре с такими примами, как Диана Вишнева, а также во время гастролей Complexions.

Ричардсон начал карьеру в театре современного балета Элвина Эйли в 1987 году, где провел семь лет. После яркого выступления в партии Отелло в одноименной постановке Американского театра балета десять лет спустя, он стал участвовать в мюзиклах и фильмах, завоевывая им престижные награды, и выступать с Майклом Джексоном, Аретой Франклин и Мадонной.

Читайте на Зожнике: 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector