Римский император марк аврелий: биография, правление, личная жизнь

Коммод и Марк Аврелий

Когда благородный император Марк Аврелий умер (180 г. по Р. Х.) вдалеке от столицы, на престол вступил его сын Коммод, девятнадцатилетний юноша слабого, не самостоятельного ума и трусливого характера. Почти целое столетие Римом правили превосходные императоры династии Антонинов, получавшие престол по формальному усыновлению. Этот способ передачи власти давал такие хорошие результаты, что надо удивляться, как мог отступить от него Марк Аврелий, усердно заботившийся о благе государства. Это было новым доказательством, что школьные занятия стоической философией отнимали y него способность правильно понимать действительную жизнь и верно судить о людях.

Марк Аврелий перед смертью передаёт власть Коммоду. Художник Э. Делакруа, 1844

Марк Аврелий не сделал наследником престола путём усыновления достойнейшего из римских юношей (как это произошло в своё время с ним самим), а передал трон родному сыну Коммоду. Он думал, что учение и благой личный пример отца-философа пересилят в Коммоде недостойные врожденные качества, хотя , матери его сына, ясно показывал ему, что страсти имеют над чувственными людьми больше силы, чем разумные и добродетельные внушения. Но Марк Аврелий не видел или не хотел видеть легкомыслия жены. Так же не замечал он и пошлости Коммода, неспособного к благородным чувствам. Если бы замечал, то, вероятно, не дал бы участия в императорской власти безрассудному юноше, более походившему на свою развратную мать, чем на философа-отца, и не освободил бы Коммода от всякого подчинения разумным требованиям, дав ему неограниченную власть.

Библиография

Работает

  • Эрик Тейсье , Комод: Император-гладиатор , Перрен,2018 г., 277  с. .
  • (де) Стив Pasek, Coniuratio объявление principem occidendum faciendumque  : Der erfolgreiche Staatsstreich геген Commodus унд умереть Regentschaft де Helvius Пертинакс (192/193 п Chr.) . , Akademische Verlagsgemeinschaft München (AVM), 2013 ( ISBN  978-3-86924-405 -1 ) .
  • (ru) Оливер Хекстер, Коммод: Император на распутье , Амстердам, Дж. К. Гибен,2002 г., 250  с. ( ISBN  90-5063-238-6 ).
  • (ru) Джон Траупман, Жизнь и правление Коммода , Принстонский университет,1956 г..

Статьи

  • (ru) Элеонора Каваллини, «Был ли Коммод настолько плохим?» ” , В книге Мартина М. Винклера (ред.), Падение Римской империи: кино и история , Wiley-Blackwell,2009 г.( ISBN  978-1-405-18223-2 ) , стр.  102-116.
  • (в) Барри Болдуин, «  Коммод Добра и хороший поэт император: Объясняя Необъяснимая  » , гимназия , п о  87Март 1990 г., стр.  224-231.

Литература

В серии Les Travaux d’Apollon , написанной Риком Риорданом и опубликованной изданием Albin Michel Jeunesse, Комод является главным антагонистом второго тома и является частью Triumvirate Holdings, основной группы антагонистов серии.

9 Он обслужил двух человек на банкете – He Served Two People At A Banquet

Источник фото: DreamWorks/Universal

Безнравственности Commodus не было остановись, когда он покинул арену. У него была странная навязчивая идея истязать людей с физическими недостатками – однажды он даже заставлял людей с карликовостью драться друг с другом с помощью ножа для развлечения публики – и он нашел способы применить пытки во всех сферах жизни.

Он даже принес его на обед. Однажды он обслужил на банкете двоих инвалидов. Он пригласил к себе домой толпу представителей римской элиты, попросил их собрать его обеденный стол, а затем приказал своим слугам открыть серебряное блюдо, чтобы увидеть двух горбатых мужчин, намазанных горчицей.

На самом деле он не ел. их. Мужчины были живы, их ставили на стол как не более чем центральный предмет, предназначенный для развлечения гостей. Они были вынуждены сидеть на холодном серебряном блюде на протяжении всего обеда, голые и покрытые горчицей, притворяясь едой, чтобы развлечь императора и его друзей.

Посмертная слава

Личность Коммода стала всемирно известной после выхода в 2000 эпической драмы — фильма Ридли Скотта «Гладиатор», где роль Коммода сыграл Хоакин Феникс. Коммод изображен злодеем-императором, выходящим на арену как гладиатор. Это единственная подлинная черта его биографии, отраженная в картине. В остальном фильм абсолютно неисторический, за исключением имен, костюмов и реквизита.

[]

Цитаты

«Пусть исчезнет память о грязном гладиаторе, сбросить статуи злодея-гладиатора!.. Палача сената тащить крюком по обычаю предков! Он свирепее Домициана, грязнее Нерона! Так он поступал, и так да воздастся ему!».

(Возгласы в римском Сенате после убийства Коммода)

«Я предлагаю уничтожить все то, что принудил нас постановить в его честь человек, живший только на погибель граждан и на позор себе».

(Из речи Цингия Севера в римском Сенате)

[]

Подготовка к власти

Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления — Марк Анний Катилий Север, а после второго — Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.

Дед Марка Аврелия по отцовской линии (также Марк Анний Вер) был троекратным консулом (третий раз избран в 126 году).

Марк Анний Вер был первоначально усыновлён третьим мужем матери императора Адриана — Домиции Луциллы Паулины — Публием Катилием Севером (консулом 120 года) и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером.

В 139 году после смерти своего приёмного отца он был усыновлён императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

Жена Антонина Пия — Анния Галерия Фаустина (Фаустина Старшая) — приходилась родной сестрой отцу Марка Аврелия (и соответственно родной тёткой самому Марку Аврелию).

Марк Аврелий получил прекрасное образование. При жизни императора Адриана Марк Аврелий, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) и начал заниматься административной деятельностью.

В том же году он был помолвлен с Аннией Галерией Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле. От брака с ней Марк Аврелий имел детей: Аннию Аврелию Галерию Луциллу, Аннию Аврелию Галерию Фаустину, Элия Антонина, Элия Адриана, Домицию Фаустину, Фадиллу, Корнифицию, Коммода (будущего императора), Тита Аврелия Фульвия Антонина, Элия Аврелия, Марка Анния Вера Цезаря, Вибию Аврелию Сабину. Большинство детей Марка Аврелия умерли в детском возрасте, до взрослых лет дожили только Коммод, Луцилла, Фаустина и Сабина.

Он был намечен Антонином Пием в консулы на 140 год и объявлен цезарем. В 145 году объявлен консулом вторично, вместе с Пием.

В 25 лет Марк Аврелий начал заниматься философией; главным наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим. Руководителем Марка Аврелия в изучении гражданского права был знаменитый юрист Луций Волузий Мециан.

1 января 161 года Марк вступил в своё третье консульство вместе с приёмным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк Аврелий правил единолично.

Свой человек в гнездах разврата…

Если бы римские сенаторы знали, что их ждет, они бы взмолились всем своим богам, чтобы Коммод где-нибудь сгинул в военном походе. То, что он устроил в древнем городе, трудно поддается описанию. Во-первых, он был чертовски красив, строен и сводил с ума женщин. Во-вторых, он очень любил пьяные кутежи и частенько «зависал» в домах разврата до самого утра. И наконец, он самих сенаторов посадил на «диету» — проще говоря, на одну зарплату. Кстати, один мой знакомый профессор-историк утверждал, что диетой в те времена называли именно зарплату римских сенаторов.

Но ежедневные пьянки и походы в гнезда разврата было еще не самое страшное, что придумал Коммод. При нем в Риме, как и в империи, за деньги продавалось все: смертные приговоры, помилования, должности и провинции. Больше всего сенаторов бесило, что провинции император раздавал случайным людям, чаще всего своим собутыльникам. А они далеко не всегда имели знатное происхождение.

В какой-то мере эту ненависть император компенсировал любовью простых римлян. Эксцентричный Коммод время от времени выкатывал на площади бочки с вином и угощения для римлян, а когда народу жилось особенно трудно, разбрасывал деньги прямо в толпу, совершенно не заботясь тем, что опустошает государственную казну. Ведь он мог еще задолго до Людовика XIV произнести крылатую фразу: «Государство — это я!»

Смерть Марка Аврелия

Война еще продолжалась, когда император Марк Аврелий занемог и умер. Он скончался в паннонском городе Виндобоне (нынешней Вене) (17 марта 180). Умирая, он тревожился душою за будущность государства. Свои личные страдания Марк Аврелий выносил спокойно и ожидал смерти безбоязненно, верный правилу, которому следовал в жизни: «Человек в свое не долгое земное существование должен жить сообразно природе, а когда настанет минута возвращения в отечество, должен покориться этому спокойно, как созревшая маслина, которая, упадая, благословляет дерево, ее породившее и благодарит ветвь, на которой держалась». Прах умершего императора был перевезен в Рим и при всеобщей печали погребен в Мавзолее Адриана. Памятники и статуи сохраняли потомству память о мудром и добром государе. Его триумфальные ворота на Корсо оставались целы до 1662 года. Статуя Марка Аврелия на коне и колонна до сих пор украшают Рим. Они свидетельствуют, что римское искусство, хотя и падало, но еще сохраняло тогда достоинство, правдивость, изящество. Коммод, желая скорее вернуться к наслаждениям столичной жизни, поспешил кончить утомительную войну невыгодными для Рима договорами, показавшими германцам слабость дунайской границы.

Конная статуя императора Марка Аврелия. Капитолийская площадь, Рим

Смертью Марка Аврелия начинается новый период истории римской империи, когда явственно обнаружились результаты переворота, произошедшего за первые три столетия нашей эры в литературе, науке, религии, философии. Главное значение Марка Аврелия и двух предшествовавших ему императоров состоят в их влиянии на умственную жизнь современников. Династия Антонинов важна не политической или военной деятельностью. Мысли её монархов гораздо больше были заняты философией, литературой, религией. Эта сфера жизни была и для всего образованного общества империи гораздо более занимательною, чем действия войск в отдаленных странах и политические дела, от участия в которых общество было устранено. Философские размышления императора Марка Аврелия о самом себе служат ясным свидетельством того, что интересы людей сосредоточивались тогда в области их душевной жизни.

Pax Romana просуществовал 200 лет

В 27 году до нашей эры Август Цезарь, племянник Юлия Цезаря, стал императором Римской империи. Его правление ознаменовало начало эпохи Pax Romana («римского мира»). Реформы Августа обеспечили стабильность Pax Romana. Он сократил имперскую экспансию (по общему признанию только после завоевания территорий нынешних Испании, Швейцарии, Болгарии, Турции и Египта, победив Марка Антония). Он заказал строительство дорог и акведуков из «бетона». Он уменьшил размер армии, начал защищать морскую торговлю, приказав флоту захватывать пиратов. Август также продвигал искусство. В качестве примера можно привести Горация, Вергилия, Овидия и Тита Ливий — писателей, чья карьера процветала во времена Pax Romana.

Хотя правление Августа является примером лучших времен Pax Romana, эта эпоха пережила его правление. Некомпетентные императоры и вторжения германских племен в итоге привели к тому, что с Pax Romana было покончено в 180 году н.э.

6 Он неоднократно угрожал убить своих сенаторов – He Repeatedly Threatened To Kill His Senators

Источник фото: DreamWorks/Universal

Он приказал воздвигнуть огромную статую перед зданием Сената. Это было его собственное подобие, показывая его как лучника, со стрелой, направленной прямо на здание. Каждый раз, когда они входили, им приходилось смотреть на массивный бронзовый бюст его подобия, уставившийся на них, готовый убить.

Однажды, когда он сражался с животными на гладиаторской арене, он угрожал себе сенаторы со страусиной головой. Он обезглавил птицу, поднял ее отрубленную голову, направил окровавленный меч на своих сенаторов и бросил на них долгий взгляд чистой ненависти, давая понять, что они следующие. А тем временем позади него бегал безголовый страус, натыкаясь на предметы.

Коммод – гладиатор

Сыну Марка Аврелия было бы легко навсегда сохранить за собою любовь изнеженного римского народа, если б он не нарушал всех правил пристойности. Императору Коммоду не повредило бы неудовольствие сенаторов: толпа восхищалась играми и праздниками, которых много давал он ей, сам наслаждаясь ими. Но в его правлении не было ничего такого, чем хоть сколько-нибудь прикрывались бы гнусности его частной жизни. Сын государя, ставившего знание и мудрость выше всего, Коммод с детства выказывал отвращение к умственным занятиям, ко всему благородному. Император любил только развлечения грубой черни: игры цирка, гладиаторский бой, бой с дикими зверями. Отец пригласил в Рим для него самых лучших преподавателей; их уроки были скучны, отвратительны ему. Коммод нашел себе других наставников – мавра и парфянина, y которых усердно учился стрелять из лука и бросать дротик, и достиг необыкновенного мастерства в этих искусствах. Показывать это мастерство народу было величайшим его наслаждением. Когда Коммод сделался императором, он стал давать в гладиаторском цирке и в амфитеатрах великолепные игры, какие бывали при Нероне и Домициане; их занимательность для черни увеличивалась тем, что главным бойцом на арену выступал сам император.

Статуя Коммода в образе Геркулеса. Ок. 191-192 гг.

Но в своем подражании этому герою император Коммод не доходил до того, чтобы подвергать свою жизнь опасности при убивании хищных зверей: их сотнями отпускали из зверинцев на арену, они бегали по песку, a римский Геркулес стоял за крепкой решеткой в полной безопасности; меткие стрелы, острие которых имело форму полумесяца, поражали львов, тигров, слонов, пантер, жираф, перерезали длинную шею страусов, a до героя-гладиатора никак не могли допрыгнуть жертвы его искусства. При фехтовании с гладиаторами Коммод имел шлем, щит и меч, – был, как это называлось y римлян, гладиатором-секутором, a его противник имел своим оружием только трезубец и сетку, бросаемую на веревке, подобно аркану.

Говорят, что Коммод одержал в таком гладиаторском бое победу 736 раз. Сенат должен был присутствовать при подвигах императора; только Помпеян, муж сестры императора Луциллы, осмеливался не бывать тут. Славные победы императора-гладиатора записывались в государственных документах, и Коммод доходил в своем позоре до того, что брал за свои гладиаторские труды громадное вознаграждение, для уплаты которого был установлен новый налог. Вообще он был изобретателен в деле добывания денег на свое мотовство. Дион говорит, что сенаторы, в том числе и он сам, жены и дети сенаторов должны были дарить императору в день его рождения по две золотые монеты, a члены правительственных советов других городов по пяти драхм.

Эта сторона жизни Коммода отражена в знаменитом фильме Ридли Скотта «Гладиатор» (2000 г.). Образ императора-любителя гладиаторских боёв создал в нём актёр Хоакин Феникс.

Образ императора Коммода в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» (2000)

Образ в кинематографе

  • 1964 — «Падение Римской империи» (США) режиссёра Энтони Манна. Роль Коммода сыграл Кристофер Пламмер, а Луциллу — Софи Лорен. Фильм рассказывает всю историю императора с момента смерти Марка Аврелия до убийства вымышленным полководцем Гаем Ливием.
  • 2000 — «Гладиатор» (США, Великобритания) режиссёра Ридли Скотта. Императора сыграл Хоакин Феникс. Многие важные события фильма не являются историческими. Сценарий «Гладиатора» не оригинален и во многом напоминает сюжет фильма «Падение Римской империи». В обоих фильмах представлена версия убийства Марка Аврелия, пожелавшего передать свою власть после смерти не по наследству.
  • 2016 — первый сезон документального сериала «Римская империя: Власть крови» (Канада, США). Роль Коммода исполнил Аарон Якубенко.

А вы смогли бы проткнуть копьем слона?

Больше всего на свете Коммод любил гладиаторские бои. Больше того — он стал первым императором, который вышел на арену как борец с дикими зверями и как гладиатор. Император даже пожелал переселиться из императорского дворца в казарму гладиаторов, что в прежние времена представить было совершенно невозможно. Как гладиатор Коммод выходил на арену 735 раз, как свидетельствует хроника, императору удавалось пронзить копьем слона, а льва он убивал одним броском дротика.

Император очень хотел, чтобы его все ассоциировали с Геркулесом, носил львиные шкуры и требовал, чтобы в честь его возводили статуи, где он был бы изображен в виде этого античного героя. А еще Коммод требовал, чтобы все преклонялись перед его умом, отвагой, всем, что он ни делает!

В заключительные годы своего правления он объявил, что этот период следует называть не иначе, как «Золотым веком». Коммод решил переиначить и календарь, придумав новые названия месяцам, среди которых были и Herculeus, и Commodus. Причем Commodus начали называть август, а Herculeus — сентябрь. Соответственно, Римскую империю Коммод начал называть не иначе как «Универсальная колония Земли», а себя новым Ромулусом.

…В 183 году терпение у сенаторов лопнуло — они организовали заговор с целью свержения императора. Но нашлись «добрые люди», которые посвятили императора в эти далеко идущие планы. В результате были проведены показательные казни изменников, после чего «Геркулес» стал очень опасаться за свою драгоценную жизнь. Отныне любой намек на покушение приводил к смертной казни того человека, на которого возвели поклеп.

Смерть и жизнь вечная

Искусствовед Паола Волкова предложила рассматривать суды над христианами во времена Диоклетиана как «исторически-гениальный поступок». Она пишет: «Как преследовали христиан? Их группой загоняли на стадион, а дальше – у кого на что хватало воображения: к ним выпускали диких зверей и прочее. А у Диоклетиана возникла идея, как у настоящего большого государственника: судить христиан как врагов народа. И их стали судить, то есть устраивать политические процессы с дознанием. А они говорили: нет, не отрекусь! Им угрожали расправой, мучениями, но они держались своей веры. Все это происходило публично, театрально, велись протоколы – это же Рим! Две трети всех существующих христианских мучеников сделал император Диоклетиан, на индивидуальных судебных процессах <…> Результатом этих индивидуальных политических процессов стало то, что мы помним имена. Когда христиан уничтожали в коллективе – нет, а когда индивидуально – помним. Существуют протоколы, они стали основой новой литературы, которая называется ‟жития святых”. Эти жития появились на основе документов. Документы дают очищенный образ, воспаривший, подлинный образ нового героя. Диоклетиан вместе с Максимианом практически создали всех христианских великомучеников!» .  

К сожалению, при таком рассмотрении уходят в тень многочисленные факты подвига, явленного мучениками за Христа, которые в подражание Ему шли на смерть

Неужели слово «мученик» перестало потрясать воображение? Вспомним, сколько страданий претерпел святой великомученик Георгий! Среди клейм житийной иконы святого, которую с осторожностью относят к началу XV века и синайскому художественному центру, показаны мучения Георгия . Здесь представлены изощренные пытки, которые сменяли друг друга, когда император видел, что мученик после восстает невредимый и твердый в своей вере.   

Вмч. Георгий. Житийная икона. XIII век. Монастырь святой Екатерины на горе Синай

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей проповеди сказал: «Император Диоклетиан, замучивший св. Георгия, очень любил его и глубоко ценил как самого храброго, самого нужного воина. Когда увидел он, что самые тяжкие мучения не могли сломить веры его во Христа, он дошел даже до того, что предложил Георгию, если он принесет жертву богам, сделать его вторым в своем великом Римском царстве. Но в ответ на это обещание св. Георгий только посмеялся над ним и, конечно, отверг даже первую по римском императоре славу и честь, ибо верность его Христу была тверже адаманта, и любовь к Нему безгранична» .

Нам известно, что святой Георгий предстал перед Господом в конце мучений, когда был усечен мечом. Символично этот факт изображается на золотофонной критской иконе XVI века.

Вмч. Георгий. XVI век. Крит

Сообщается, что на свитке святого, обращенного к Иисусу Христу, начертано: «Видишь, что сотворили беззаконные , о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную». В руке Спасителя свиток со следующими словами: «Вижу тебя, мученик, и даю тебе венец» . Таков диалог святого Георгия не с императором, земным правителем, а с Господом нашим и Вседержителем Иисусом Христом.   

Время реформ

Во время военных походов Диоклетиан не забывал о решении важных задач внутри государства, осуществив реформы практически во всех сферах жизни. Целью его преобразований являлось укрепление хозяйства и увеличение политического и военного могущества великой Римской империи.

Административная реформа

Диоклетиан существенно изменил управление провинциями. Теперь не стало «сенатских» и «императорских» провинций. Все, без исключения, провинции стали подвластны лишь великому императору. Если ранее в стране существовало 57 крупных провинций, то теперь они были поделены на более мелкие и число их увеличилось до 97.Тем самымДиоклетиан устранил политическую опасность,ранее исходившую от правителей крупных территорий, которые часто начинали мнить себя потенциальными императорами и, поддерживаемые местными легионами, претендовали на императорский престол. Определённое число «свежеиспечённых» близлежащих провинций было сгруппировано в новую административную единицу, получившую название «диоцез», контролируемую гражданским должностным лицом – губернатором, который имел лишь судебные и административные полномочия. Таких диоцезов было двенадцать. Передел крупных провинций, а так же отделение военной власти от гражданской, безусловно, укрепили власть императора, но повлекли за собой раздувание бюрократической системы, многократное увеличение числа чиновников, кормить которых пришлось простому люду.

Военная реформа

Внутри страны росло недовольство нещадно эксплуатируемого народа, внешним же границам угрожали «варвары».Всё это заставило императора задуматься об укреплении военной мощи Римского государства. Диоклетиан сделал упор на численное увеличение армии, так же он уделил много внимания комплектованию войск. Ранее пополнение воинских частей происходило на добровольной основе. При Диоклетиане были разработаны основные положения обязательного пополнения армии, в соответствии с которыми крупные землевладельцы были обязаны поставлять определённое количество рекрутов. Пленные «варвары» — леты, живущие на Римских землях, так же подлежали рекрутскому набору. Кроме этого, было обещано вознаграждение тем отрядам «варваров», которые решатся перейти на сторону римлян.

Налоговая реформа

Разросшийся аппарат чиновников, а так же реформа армии потребовали финансовых затрат. С этой целью Диоклетиан принимает решение упорядочить налогообложение. В его реформе большое значение получила так называемая поземельная подать – аннона, которая взималась преимущественно в натуральной форме.Она определялась количеством земли, которое может обработать один человек.Такой налог были обязаны платить все, даже сенаторы.Те, кто не имел земельных владений (например, городские жители) облагались подушным налогом. За своевременной уплатой налогов были обязаны следить городские советы и владельцы поместий. Данная реформа помогла надёжно обеспечить армию, двор, столицу и резиденцию императора продуктами питания, независимо от колебания стоимости денежных единиц и изменения цен на рынке.

Денежная реформа

Диоклетиан вынужден был провести монетную реформу с целью повышения курса денег. В результате были выпущены золотые, серебряные и бронзовые монеты нового образца. К сожалению, эта мера не принесла желаемого результата, по причине изначального нарушения соотношения между золотом, серебром и медью, а так же наличия в обращении большого количества фальшивых монет и монет из некачественного серебра. Рост цен остановить не получилось. Чтобы победить увеличивающуюся дороговизну в 301 году был издан эдикт, по которому был установлены предельные цены на товары и оплату труда. Однако окончательно урегулировать цены на просторах всей Римской империи так и не удалось.

Судебная реформа

Диоклетиан произвёл существенные перемены в судопроизводстве. С его ведома решение уголовных, а затем и гражданских дел сначала было предано Сенату, а потом императору и его чиновникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector