Краткая история шестиструнной гитары
Содержание:
- Шестиструнная гитара в России
- 5 Эрик Клэптон
- 12 Марк Нопфлер
- Мауро Джулиани
- Гитара в Европе
- Шестиструнная гитара во второй половине XIX века
- Откровения дурачка-параноика
- 8 Алекс Лайфсон
- И где Чехов?
- Гитара в XVI—XVIII веках
- «Культура не колбаса: поел и сыт»
- Лучшие гитаристы мира: ТОП-10
- Предшественники гитары на Древнем Востоке
- 9 Джефф Бек
- Фернандо Сор
- Дионисио Агуадо
- Шестиструнная гитара в первой половине XIX века
- Маттео Каркасси
- 1 Брайан Мэй
- 10 Слэш
Шестиструнная гитара в России
Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще в VI в. н. э. славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в военных походах.
Была известна в России и четырехструнная гитара.
В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включавшие в себя как сольные, так и ансамблевые пьесы.
В конце XVIII в. в России появляется шестиструнная гитара.
В начале XIX в. она становится модным инструментом и привлекает к себе поклонников из великосветского общества.
Появляются первые школы игры на этом инструменте. Старейшей школой, изданной в России, является «Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или руководство играть самоучкою на гитаре» Игнатия фон Гельда. Она вышла в начале XIX в. на русском и немецком языках.
Тогда же в Петербурге издаются «Этюды» и «Четыре сонаты для фортепиано и шестиструнной гитары» П. Гальяни, известного исполнителя и педагога, «Новый журнал для шестиструнной гитары» А. Березовского, «Концерт для шестиструнной гитары с сопровождением оркестра» композитора Ашанина (1815 г.).
В 1821—1823 гг. в Москве и Нижнем Новгороде были открыты «Музыкальные академии», в которые принимались юноши и девушки для обучения игре на гитаре.
Появляются выдающиеся русские исполнители на этом инструменте: М. Соколовский и Н. Макаров.
Марк Данилович Соколовский (1818—1883) — крупнейший гитарист-виртуоз XIX в. Его концерты в России и в странах Западной Европы проходили с огромным успехом и снискали ему славу первого гитариста Европы. М. Соколовский — гордость отечественной музыкальной культуры.
Николай Петрович Макаров (1810—1890) — известный исполнитель и энергичный пропагандист шестиструнной гитары, организатор Международного конкурса в Брюсселе на лучшее сочинение для гитары и лучший инструмент. Им написаны книги «Мои семидесятилетние воспоминания», «Задушевная исповедь» и другие, в которых приводятся интересные сведения о гитаре и гитаристах; он является автором брошюры «Несколько правил высшей гитарной игры» и обработок народных песен.
Большой вклад в развитие отечественного гитарного искусства внесли П. Петтолетти (ок. 1800— 1875), И. Деккер-Шенк (1826—1899), И. Клингер (ум. 1897), Ю. Штокман (1839—1905), В. Лебедев (1867—1907), Ю. Дьяков (1840 — ок. 1910) и другие.
Названные гитаристы были известными исполнителями и педагогами, авторами школ и самоучителей, оригинальных сочинений, обработок и переложений для шестиструнной гитары.
5 Эрик Клэптон
Строчкой выше разместился Эрик Клэптон. Это — выдающийся британский вокалист, композитор, гитарист и рок-музыкант. Выпустив 22 сольных альбома, он трижды был удостоен награды “Зал славы рок-н-ролла”.
Мальчик появился на свет 30 марта 1945 года и воспитывался, в основном, бабушкой и дедушкой. Подаренная родственниками электрогитара, стала любимым “спутником” юноши.
В 1963 году Клэптон вступил в ряды “Yardbirds”, где возымел первую славу, работая в жанре “блюз”. Самой популярной композицией группы стал трек с нотками “попсовости” — “For Your Love”. Однако, нелюбовь востребованному публикой жанру, побудила Эрика к последующей смене коллективов.
“Свое место” вокалист нашел в рядах “Cream”. В эти годы, выпускается 4 альбома, которые критики называют “классикой рок-музыки”. Это:
- “Fresh Cream”.
- “Disraeli Gears”.
- “Goodbye”.
- “Wheels of Fire”.
Сольный сборник гитариста “Eric Clapton” вышел в 1970 году. Стоит отметить, что композиция “Change the World”, выпущенная спустя 27 лет, получила 2 награды “Грэмми”.
Примечательно, что за привычку менять струны под овации толпы, Клэптон получил прозвище “ленивая рука”.
12 Марк Нопфлер
Открывает рейтинг британский рок-музыкант, гитарист и автор песен — Марк Нопфлер. Он смог зарекомендовать себя не только как лидера группы “Dire Straits”, но и в качестве сольного исполнителя. Все благодаря уникальному пению, близкому к разговорной речи (немцы называют оригинальный стиль “Sprechgesang”).
Рожденный 12 августа 1949 года в семье архитектора и учительницы, он с детства любил музыку «кантри», что наложило отпечаток на всю творческую биографию Нопфлера. После окончания технического колледжа, состоялась судьбоносная встреча Марка со Стивом Филлипсом — знаменитым игроком на гитаре. Результатом стало создание совместной группы «Duolian String Pickers». Стоит отметить, что именно старший «наставник» обучил юное дарование тонкостям игры на музыкальном инструменте.
Тем не менее, всеобщую популярность молодой исполнитель обрел уже в составе группы “Dire Straits”.
Марк — одаренный композитор. К примеру, в 1982 году он выпустил потрясающий саундтрек к картине “Local Hero”. Стоит отметить, что после принятия решения о продолжении сольной карьеры (1995 год), вокалист выпустил десяток собственных альбомов.
В творческой деятельности, британский гитарист отдает предпочтение «пальцевой» технике извлечения звуков. Поклонники восторгаются способностью своего кумира-левши, умело играть на «праворучной» гитаре.
Мауро Джулиани
Выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог Мауро Джулиани (1781 — 1829)
Мауро Джулиани (1781 —1829) родился в Италии (близ Неаполя).
С детства обучался игре на скрипке и флейте. На гитаре занимался самостоятельно и к двадцати годам достиг столь блистательных результатов, что музыкальные критики называли его первым гитаристом Италии.
В 1807 г. Джулиани приехал с концертами в Вену, где музыкальные критики единодушно признали его величайшим гитаристом в мире.
Он поселяется в Вене, где занимается концертной и педагогической деятельностью. Среди друзей и почитателей Джулиани — И. Гайдн и Л. Бетховен, скрипачи Л. Шпор и И. Майзедер, пианисты И. Гуммель, И. Мошелес и А. Диабелли.
В 1816 г. Джулиани с большим успехом гастролирует в Германии. В 1821 г. он возвращается на родину и поселяется в Риме, время от времени предпринимая концертные поездки по странам Европы. В последние годы жизни Джулиани побывал в Польше, России и Англии, всюду вызывая своим искусством восторг и изумление.
М. Джулиани —автор «Школы игры на гитаре». Среди его произведений (им написано около трехсот сочинений для гитары) три концерта для гитары с оркестром, камерные ансамбли с гитарой, сонаты, рондо, фантазии, скерцо, дивертисменты, этюды и т. д.
Гитара в Европе
Перейдя из Азии в Европу, самбук с течением времени у разных народов менял свое название (пектис, магадис), но в конце концов стал известен под названием азиатской китары или просто китары (китарры). В Афинском национальном музее есть скульптурное изображение исполнительницы на этом инструменте. Изображение датируется 400-м годом до н. э.
В I тысячелетии н. э. в европейских странах Средиземноморья была распространена латинская гитара, популярный у древних римлян музыкальный инструмент, родственный китаре. К XII в. она была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трех- и четырехструнном исполнении (в отдельных ее разновидностях число струн было большим).
Расцвет музыкальной культуры Европы в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) благотворно сказался и на развитии гитарного искусства.
Шестиструнная гитара во второй половине XIX века
Классическая шестиструнная (испанская) гитара, изготовленная болгарской фирмой «Кремона»
Во второй половине XIX столетия наступает упадок гитарного искусства, коснувшийся как стран Западной Европы, так и России.
На несколько десятилетий гитара была отодвинута на второй план, и только к концу XIX в. она вновь начинает завоевывать симпатии и признание широкой общественности.
Новое поколение гитаристов-виртуозов и композиторов продолжило лучшие классические традиции и подняло гитарное искусство на невиданную до этого времени высоту.
Обряд окликания весны
Песни о российском и советском флаге
Самая известная песня о Сталинградской битве
Откровения дурачка-параноика
– Среди множества ярких фраз Василия Шукшина есть такая: «В дурачке, который ходит у нас по улице, больше времени – эпохи, чем в каком-нибудь министре». Ваш спектакль «Паранойя» стал в какой-то мере откровением дурачка – параноика, запертого в стенах собственного дома. Как появилось произведение?
– Так и появилось. Сидел, как дурачок, на вынужденном карантине и писал. То, о чём думаю, что тревожит и бесит. О том, что, я считаю, мы утратили безвозвратно и что ещё имеем возможность спасти, если не будем делать вид, что не замечаем очевидного.
Семья «зелёных лампочек». Как любовь к музыке объединила разных людей
Подробнее
«Я параноик, мне можно. Я считаю, мы сами неучастием своим и своими руками участвуем в единой глобальной беде и скоро окажемся в полной…» Я просто говорю людям: давайте думать, прежде чем что-то принимать на веру. Абсурдность многих вещей лежит на поверхности. Что же мы такие недумающие люди?! Я спрашиваю: это только мне так кажется? Может, это моя паранойя, мои страхи? Буду тогда с этим бороться. Нет, говорят люди в ответ, и нам так кажется.
«Паранойя» моя очень созвучна с позицией Марии Шукшиной и её круглыми столами. Мы думаем одинаково, и тревожит нас одно и то же. Думающих так большинство. Но какой-то процент думает, что лучше приспособиться. Потому что есть своё тёплое местечко, и его надо беречь. Но это тупиковый путь, потому что не спрячешься, и завтра коснётся каждого, если сегодня ты молчишь.
Статья по теме
«Меня называют старомодным». Мариус Стравинский — о музыке и конкуренции
8 Алекс Лайфсон
Восьмое место занимает Алекс Лайфсон, он же — Александар Живоинович. Это — талантливый музыкант, родом из Канады. К числу его достижений приписывают создание легендарной рок-группы под названием “Rush”. Коллектив появился на свет благодаря совместным усилиям Алекса и блестящего ударника Джона Ратси.
Будущий “король прогрессивного рока” явился миру 27 августа 1953 года. Его карьера в качестве бессменного игрока легендарной группы насчитывает вот уже более 50 лет! Преобладающее число студийных записей канадец создал на “стратокастере”, однако часто использует гитары фирмы PRS. Старейший инструмент в коллекции исполнителя был выпущен в 1968 году.
Говоря о технике игры, стоит упомянуть, что Алекса считают мастером риффов. Он отлично зарекомендовал себя в коллективной работе.
Лайфсон заслуженно вошел в число “ста величайших гитаристов всех времён” по версии журнала Rolling Stone. Это произошло в 2011 году. Не удивительно, что гитариста считают одним из самых влиятельных музыкантов мира!
И где Чехов?
– Андрей Иванович, мы отмечаем, с одной стороны, истощение общей культуры, с другой стороны, если говорить о том же театре, никогда, наверное, не было столько его вариаций. Моноспектакли, иммерсивные постановки, масса независимых театров. Да и в классических театрах поиски форм, режиссёрские эксперименты. Но привлечение зрителя разными способами приводят иногда к тому, что от той же классики ничего не остаётся. В афише значится Чехов, а в спектакле от Чехова разве что имена героев.
– Мне трудно судить, но уверен, что погоня за кассой, за эпатажем, за зрителем любым путём, любой ценой облегчает и примитивизирует театр. Хочется штаны всё ниже и ниже снять, чтобы привлечь к себе народ любого уровня. Конечно, это плохо.
Общество, хотим мы того или нет, выражает ту или иную потребность. Востребовано – значит, появится, выползет через любую щель и будет съедено. И критики обязательно найдутся. Те, кто крикнет: «Браво! Смело!» Лишь общее здоровье, я уверен, того же самого общества, его культурный уровень и, как следствие, выработанный вкус сами обеспечат естественный отбор. Пошлое, низкое и гадкое отомрёт само, отсохнет по ненужности. Коллективный иммунитет, если хотите, – это не только к вирусу применимое понятие, вот и упираемся мы опять в то же воспитание: игра вдолгую, длительный это процесс. Запрещать нельзя, а вот выбор за нами.
Люди тянутся к звёздам. Театр Пушкина откроет новые сцены
Подробнее
– Но вот с удовольствием вы высказались в соцсетях о спектакле «Горбачёв», недавно прошедшем в Красноярске в рамках фестиваля «Театральный синдром». Чувствовалось, что вам послевкусие по душе.
Статья по теме
По законам космоса. Дирижёр о трендах в искусстве, генах и творческих людях
– Совсем скоро в Москве на фестивале «SOLO» вы будете представлять свою «Паранойю». Спектаклей будет двадцать, но вот тех, где и режиссёр, и исполнитель, он же автор, всего два – ваш и спектакль Евгения Гришковца. Желаем удачного выступления! И всё же про новый сезон. Что ещё?
– «Отдельный театр» начал работу над новым спектаклем. Сложно выбрать пьесу, мы в поиске сейчас. Читаем, пытаемся заразиться, добавить. Идёт рутинная подготовительная работа. Но премьера обязательно случится. К тому же вскоре уезжаю в Чечню на фестиваль национальных театров, буду там в качестве члена худсовета. А затем уже и с «Паранойей» в столицу. Удачи нам всем!
Гитара в XVI—XVIII веках
В XVI в. в Испании гитара становится подлинно народным инструментом; к четырем струнам, известным еще с древних времен, прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй (Е, Н, G, D, А) и название испанской гитары. Струны на ней были сдвоенными, и только первая ставилась иногда одинарной.
Пятиструнная гитара начинает успешно конкурировать с популярными в то время лютней и виуэлой, своими ближайшими родственницами.
Появляются учебные пособия и табулатурные сборники (табулатура — запись музыки, распространенная до начала XVIII в.), где печатались старинные испанские танцы: чаконы, пассакалии, сарабанды, фолии и другие, а также испанские песни и романсы. Постоянно ведутся поиски усовершенствования конструкции инструмента и техники игры на нем.
Выдвигается целый ряд блестящих виртуозов и композиторов-гитаристов: Г. Санз (1640—1710); Ф. Корбетта (1620—1681), служивший при дворах испанского, французского и английского королей; его ученик Р. де Визе (1650—1725), придворный гитарист и лютнист французского короля Людовика XIV; Ф. Кампион (1686—1748) и многие другие.
В конце XVIII в. испанская гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (Е), сдвоенные струны заменяются одинарными. С этого времени шестиструнная гитара начинает свое триумфальное шествие по странам мира.
«Культура не колбаса: поел и сыт»
Елена Бухтоярова: Андрей, хотела поговорить с вами о новом сезоне, а тут выступление Марии Шукшиной. После получения ордена «За заслуги перед Отечеством» из рук премьер-министра Михаила Мишустина актриса произнесла не характерную для таких мероприятий речь: «Чтобы с гордостью носить эту медаль на груди… нужно об Отечестве и говорить. Говорить правду…». Одно начало чего стоит.
Фото: Из личного архива/ Андрей Пашнин
Андрей Пашнин: Всё в той речи сказано очень точно. Сам факт того, что она произнесла её на таком серьёзном мероприятии, уже вызывает уважение. Сказала то, что думает. Не нападая, а говоря просто: что же вы делаете? Зачем нас ссорите, экспериментируете над нами? Сказать, что это было неожиданно в её исполнении, я не могу. Такие люди, как она, всегда открыто выражают свою гражданскую позицию. За это мы их и любим, уважаем.
– Мне кажется, в ней достаточно сильно проявляется отцовское – простое, честное и открытое. Круглые столы с Марией Шукшиной стали для многих глотком свежего воздуха, где можно говорить честно.
– А говорить надо. О культуре, образовании. Это не колбаса, которую сделал, поел – и сыт сразу. Культура формируется по крупицам. Мы теряем поколение. Чтобы лет через пятнадцать молодой человек был относительно культурным, нам сегодня надо, чтобы ясли, детский сад, школа были в этом заинтересованы. Это звенья одной цепи. Деньги на культуру – это не завтра результат. По остаточному принципу здесь никак. Потом будем плоды пожинать. И это «потом» уже пришло. Взять образование! Очевидно, что идём не по тому пути, но продолжаем идти. На мой взгляд, сознательно. Импортные буквари, переписывание истории и так далее. Идёт массовое оглупление общества. И законы, принимаемые «там», направлены на это!
Лучшие гитаристы мира: ТОП-10
Итак, замкнул десятку Джордж Линч, известный по выступлениям за Dokken и созданную им группу Lynch Mob. Сейчас выступает сольно, продолжая выпускать альбомы как сольно, так и в сотрудничестве с коллегами по цеху. На игру Джорджа значительное влияние оказали Джордж Харрисон и Джимми Хендрикс.
9 место в списке «лучшие гитаристы виртуозы гитары» занимает пара гитаристов британской группы Iron Maiden – Дейв Мюррей и Адриан Смит. Эта парочка выступает вместе практически с самого начала выступлений Iron Maiden, хотя оба и покидали состав на некоторое время. На их счету десятки легендарных рифов – особенно из альбомов Number of the beast и Piece of mind.
8 место – Адам Джонс (Adam Jones) – участник американской группы Tool. Адам также частый гость всевозможных рейтингов лучших гитаристов.
Место повыше досталось Заку Вайлду, бывшему гитаристу Оззи Осборна и нынешнему участнику Black Label Society.
Шестым в списке стал Эдди Ван Хален, один из участников Van Halen. Эдди известен, прежде всего, своим новаторством в мире гитарного искусства и внедрением техники двуручного теппинга. Ну и, конечно же, множеством известных сольных партий, сыгранных за множество лет на сцене. Смотрите видео его исполнения.
Лучшие гитаристы: 5 лучших
Открывает первую пятерку Даймбэг Даррелл (1966-2004), ныне покойный гитарист groove metal группы Pantera, который прославился в 90-х годах, благодаря, не в последнюю очередь, таланту Даррелла. На его творчество оказали сильное влияние множество музыкантов, но несомненно главным остается Эйс Фрейли из Kiss, которого не включили в лучшие гитаристы.
Джон Петруччи из Dream Theater занял первое место за пьедесталом. Также неоднократный победитель похожих голосований, своими кумирами считает Steve Vai, Steve Morse и множество других музыкантов, творивших в 60-70-е годы.
Теперь переходим к тройке призеров.
Её открывает Рэнди Роадс — бывший участник коллективов Quiet Riot и Ozzy Osbourne. Увы, в самом начале своей многообещающей карьеры Рэнди Роадс покинул этот мир. Случилось это в 1982 году во время увеселительного полета на самолете. Стиль игры Рэнди был настолько запоминающимся, что моментально заставил такого зубра как Оззи Осборн остановить свой выбор именно на нём среди множества кандидатов.
Вторым стала пара гитаристов Metallica — Кирк Хэмметт и Джеймс Хэтфилд. Их, как и пару гитаристов Iron Maiden, настолько долго видишь вместе, что постепенно просто перестаешь представлять одного без второго. Так поступили и в Gibson.
Первым в списке вполне заслуженно стал Тони Айомми из Black Sabbath. Основатель хэви-метал просто не мог оказаться ниже первого места! Мрачные рифы Black Sabbath и Iron Man настолько запали в память всем участникам голосования, что они не смогли пройти мимо этого фактора и даровали Тони заслуженное первенство.Как и легендарная
Paranoid.
Предшественники гитары на Древнем Востоке
Первое изображение музыкального инструмента, по форме напоминающего гитару, было обнаружено при археологических раскопках храма Бель в Нуффаре (Нипуре), расположенном на бывшей территории Шумеро-Вавилонии.
На глиняном барельефе, относящемся к середине III тысячелетия до н. э., изображен сидящий на камне и играющий на музыкальном инструменте пастух. Продолговато-округленный корпус инструмента и длинный гриф позволяют сделать предположение, что это киннор, прототип гитары, часто упоминаемый в библейских сказаниях.
На другом изображении, обнаруженном при раскопках на территории бывшей Новой империи хеттов (XV—XIV вв. до н. э.), мы видим инструмент, имеющий корпус в виде восьмерки с несколькими небольшими голосниками и длинный гриф с ладовыми пластинками. Имеется предположение, что инструмент у хеттов, так же как и у шумеров, назывался киннором. Возможно, что этот же инструмент или похожий на него у других народов Древнего Востока назывался по-другому: кутур, газур, набла, махал и т. д.
Киннор был известен и в Древнем Египте. По одной версии, он попадает к египтянам примерно в XV веке до н. э. и получает название нефера или наблы. По другой — этот музыкальный инструмент появился в Египте и в Шумеро-Вавилонии примерно в одно время. Его иероглифическое изображение можно видеть на древнеегипетских пирамидах. Интересно отметить, что этим же иероглифом обозначались такие понятия, как «добро», «хорошо», «красиво».
При раскопках ассирийского дворца в городе Ниневии (VIII—VII вв. до н. э.) был найден барельеф с изображением торжественного богослужения в храме. На барельефе мы видим двух танцовщиков в львиных масках и музыканта с инструментом, напоминающим гитару. Корпус инструмента — овальной формы, имеющий длину, равную длине предплечья играющего, с грифом, в четыре раза превышающим длину корпуса. Этот музыкальный инструмент замечателен тем, что похож на латинскую гитару (о ней будет сказано ниже): и встречается в настоящее время у народов Малой Азии под названием тамбура.
У вавилонян времен Навуходоносора (VII—VI вв. до н. э.) был известен музыкальный инструмент саббека или самбук, имевший четыре струны, выпуклый корпус и гриф с ладами. Его и переняли у вавилонян древние греки и римляне.
9 Джефф Бек
Знаменитый гитарист британского происхождения — Джефф Бек, удостоился девятой строчки. В “копилке достижений” рок-звезды числится семикратное получение престижной премии “Грэмми”. Многие называют исполнителя наиболее техничным, рискованным и искусным профессионалом игры на гитаре, среди прочих музыкантов.
Харизматичный брюнет появился на свет 24 июня 1944 года в Лондоне. Будучи шестилетним ребенком, он уже стал активно интересоваться искусством и грезил о сцене. Подросток даже пытался самостоятельно смастерить музыкальный инструмент. Карьеру исполнителя предопределило знакомство с Джимми Пейджем. Именно он помог Беку сделать первые шаги к славе.
Джефф участвовал в коллективах “Nightshift” и “Rumbles”, где совершенствовал свое мастерство, позже — присоединился к группе “Tridents”. Не желая останавливаться на достигнутом, музыкант создал собственный ансамбль — “Jeff Beck Group”, выпустив два мега-популярных альбома.
Среди сольных альбомов гитариста стоит выделить:
- “Blow by Blow”.
- “Wired”.
- “There & Back”.
На данный момент, число студийных дисков звезды, достигло одиннадцати.
Фернандо Сор
Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Фернандо Сор (1778 -1839)
Фернандо Сор (1778—1839) родился в Барселоне. Первоначально игре на гитаре учился у своего отца. Музыкальное образование получил в католическом монастыре, где состоял певчим. Ф. Сором созданы симфонии, квартеты, произведения малых форм. Его оперы ставились в Испании, Италии, Франции и Англии. Как гитарист-виртуоз он с блеском выступал в Париже и Лондоне.
В 1824 г. вместе со своей женой, известной балериной Ф. Гюллень-Сор, он приезжает в Россию. В Москве супруги проводят два года, находясь в центре музыкально-театральной жизни. Сор часто выступает и как гитарист-солист. В память о пребывании в России он написал «Воспоминание о России» для дуэта гитар (соч. 63), где использованы мелодии русских народных песен.
Вернувшись во Францию в 1826 г., музыкант поселяется в Париже, где знакомится со своим знаменитым соотечественником гитаристом Д. Агуадо. Живя в одном доме, они часто встречаются и играют дуэтом. Творческим результатом этой дружбы стал известный гитарный дуэт «Два друга» (соч. 61), в котором Сор выявил и собственные исполнительские возможности, и блестящую виртуозность своего друга.
В последние годы своей жизни Ф. Сор занимался в основном педагогической деятельностью. Им создан «Трактат о гитаре», в котором освещены все тонкости гитарной техники того времени. Этот труд получил признание и известность во Франции, Англии и России.
Композитором написано свыше семидесяти сочинений для гитары (сонаты, рондо, фантазии, вариации, этюды, дуэты и другие пьесы).
Дионисио Агуадо
Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Дионисио Агуадо (1784 — 1849)
Дионисио Агуадо (1784—1849) родился в Мадриде. Воспитывался в церковном колледже, где и научился играть на гитаре у падре Базилио и певца Мануэля Гарсии, ставшего впоследствии знаменитостью.
Жизнь Д. Агуадо небогата внешними событиями. В 1803 г. он получает в наследство небольшое имение недалеко от Аранхуэса, куда переселяется со своей матерью и живет долгое время, целиком посвящая себя занятиям музыкой.
В 1819 г. Агуадо публикует в Мадриде «Собрание этюдов для гитары». В 1825 г. в переработанном виде оно было издано как «Школа игры на гитаре». Школа Агуадо была значительным событием в гитарной педагогике того времени. Многое в ней сохранило свою ценность и до наших дней.
В 1826 г. Агуадо переезжает в Париж, где занимается концертной и педагогической деятельностью. Талант Агуадо, его мягкий и добрый характер привлекали к нему массу друзей и почитателей, среди которых были известные музыканты.
Последние годы своей жизни Агуадо провел на родине, живя в Мадриде и занимаясь издательской и педагогической работой.
Шестиструнная гитара в первой половине XIX века
В первой половине XIX в. в Европе наступает «золотой век» гитары. Для нее пишут музыку такие замечательные композиторы, как Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, К. М. Вебер.
Гениальный скрипач Н. Паганини был также прекрасным гитаристом. Многие его современники считали, что своим блистательным мастерством он в определенной мере был обязан гитаре, так как многие технические приемы перенес с нее на скрипку. Паганини написал для гитары сто сорок сольных пьес, две сонаты для гитары и скрипки, дуэты для скрипки и гитары, трио и квартет для смычковых инструментов с гитарой.
В это время выдвигается целый ряд выдающихся исполнителей-виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту и заложивших фундамент классической музыкальной литературы для нее. Это испанцы Ф. Сор и Д. Агуадо, итальянцы М. Джулиани, Ф. Карулли и М. Каркасси.
Маттео Каркасси
Выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог Маттео Каркасси (1792 -1853)
Маттео Каркасси (1792—1853) родился во Флоренции. Гитарой начал заниматься с детских лет и упорным трудом добился блестящей виртуозности и элегантности в исполнении. Появившись в Париже несколькими годами позже Ф. Карулли, он стал известен как последователь и продолжатель его традиций. С большим успехом Каркасси гастролировал в Лондоне, в городах Германии и у себя на родине во Флоренции.
М. Каркасси — автор «Школы игры на гитаре», пользовавшейся большой популярностью, а также свыше ста сочинений для гитары, среди которых сонаты, рондо, каприччио, вальсы и ставшие классическими этюды.
1 Брайан Мэй
Лучшим гитаристом в рейтинге становится Брайан Мэй. Легендарный солист группы “Queen”, по-праву считается одним из величайших исполнителей всех времен.
Звезда появилась на свет в Лондоне. Знаменательное событие произошло 19 июля 1947 года. Полное имя артиста — Брайан Гарольд Мэй.
Мальчик начал постигать искусство игры на музыкальном инструменте еще в семилетнем возрасте. Примечательно, что первую электрогитару “Red Special” отец и сын смастерили из подручных материалов. Инструмент позволил извлекать уникальные звуки, проводя по струнам монеткой.
Карьеру юноша начал в составе группы “Smile”, поначалу играя на “разогреве”. Позже, коллектив был переименован в “Queen”, просуществовавший более 20 лет. Одним из самых популярных альбомов ансамбля стал “The Miracle”. Здесь Мэй не только выступил автором текстов, но и продемонстрировал восхитительный вокал.
В 1992 году Брайан выпустил сольный сборник “Back to the Light”, с которым поехал в мировое турне. Спустя 6 лет, миру явился следующий альбом под названием “Another World”.
Из недавних работ, можно выделить сингл 2019 года — “New Horizons”, где соединяются интерес Мэя к астрономии и музыке.
10 Слэш
Десятым в списке лучших гитаристов мира становится смуглый красавчик с длинной шевелюрой — Сол Хадсон, или просто — Слэш. Образ брутального исполнителя подразумевает обязательное присутствие стильной шляпы цилиндрической формы, темных очков, узких штанов, банданы и дымящейся сигареты в зубах!
Будущий кумир поклонников появился на свет 23 июля 1965 года в Британии, в творческой семье. Возможно, именно это предопределило направление его развития.
Пик славы Сола пришелся на 80-е и 90-е годы прошлого века. Хадсон заслужил всеобщую популярность, присоединившись к составу американской группы “Guns N` Roses”. Команда работала в направлении хард-рок. Позже, Слэш появился на сцене уже в составе коллектива «Velvet Revolver». В те годы он выпустил альбом «Contraband», молниеносно взлетевший на вершину хит-парада.
В 2010 году гитарист порадовал поклонников сольной «пластинкой», в которую вошли треки с именитыми певцами.
Сейчас музыкант ведет здоровый образ жизни и отлично выглядит, хотя признается, что ранее имел вредные привычки. Хадсон гордится своей коллекцией, состоящей из более чем ста гитар!