Екатерина панова модель ссср фото биография личная жизнь семья

Жесткая конкуренция

Манекенщица полностью отдалась карьере. В Доме моделей Романовская сразу поднялась на самый верх негласной модельной иерархии и возглавила ее, став второй «некоронованной королевой» советского подиума. Первой была ее главная конкурентка Регина Збарская, роковая брюнетка с броской южной красотой — то ли французской, то ли итальянской. Хотя у девушек было разное амплуа (блондинка Мила олицетворяла собой характерный «русский тип»), они все же конкурировали.

Иногда соревновательность доходила до конфликтов. Апогеем стала нашумевшая в советских богемных кругах история с платьем «Россия», которое самая красивая манекенщица СССР должна была представлять на международной выставке легкой промышленности в Монреале.

Творение модельера Татьяны Осьмеркиной представляло собой необычный синтез западных тенденций 1960-х и русских традиций. Прямое алое платье-макси с длинными широкими рукавами на груди украшала широкая, как ожерелье, пышная и узорчатая вышивка бисером и стеклярусом в тон: то ли царские бармы, то ли священническое облачение, то ли аллюзия на старинный девичий сарафан.

Изначально демонстрировать платье должна была Збарская. Однако модельер и официальные лица из Дома моделей изменили свое решение, справедливо предположив, что с Россией в Европе и за океаном скорее ассоциируется светлоглазая блондинка с длинными волосами, нежели жгучая брюнетка с короткой стрижкой. Честь представить платье в Канаде досталась Романовской. Модель произвела фурор: ее прозвали Snegurochka, как героиню знаменитой оперы Римского-Корсакова.

В Москву приехал фотограф из американского Life, чтобы провести фотосессию в Кремле. Мила в расшитом узорами алом платье позировала в интерьерах легендарного Успенского собора, где короновались все русские цари. Ее фотографии появились на страницах самого, пожалуй, престижного американского еженедельника. Это был апогей успеха Романовской и фактически мировая слава.

Другой наряд Милы в стиле a la Russe, обошедший западные издания, — трапециевидное светлое платье-мини с крылаткой, подбитой золотистым клоке, и широкой, до пола, скругленной снизу полосой, расшитой золотом, как священническая епитрахиль, обеспечил ей прозвище Русская Твигги. Хрупкая, со стройными ногами в золотистых сапожках на плоской подошве, она действительно походила на британскую супермодель 1960-х.

Побег из СССР

Мила Романовская стала манекенщицей с мировой известностью. На родине ей приписывали роман с одним из самых талантливых советских актеров — Андреем Мироновым. Правда это была или нет, неизвестно, но даже если Мила встречалась с кумиром романтических девушек и завзятых театралов, браком эта история не закончилась. А практичная Романовская понимала, что век манекенщицы недолог и что обеспечить себе достойное будущее можно только удачно выйдя замуж.

Разумеется, никаким побегом в стиле Барышникова этот отъезд не был: художник с женой и падчерицей получили вполне легальное разрешение на эмиграцию в Израиль. Романовская устроилась работать по профессии в израильскую компанию. Впрочем, на исторической родине Куперман, сокративший свою фамилию до Купера, задерживаться не собирался.

После некоторого количества бюрократических проволочек (Израиль не поощрял дальнейшую эмиграцию новых репатриантов) Миле с дочерью и Юрию удалось перебраться в Лондон, где Романовская участвовала в показах Dior и Givenchy, а также подрабатывала машинисткой на BBC. Куперман какое-то время не мог встать на ноги: в Лондоне ему не везло.

Художник принял решение попытать счастья в более «артистическом» Париже, где обосновался, открыл мастерскую и постепенно стал зарабатывать все больше и больше. Но его брак с Милой не выдержал испытания расстоянием. Купер встретил другую женщину и развелся с Романовской.

Однако романтическая история Русской Твигги завершилась на вполне мажорной ноте. Пожив какое-то время свободной женщиной и получив сертификат переводчицы, Романовская прилетела к Куперу в Париж, чтобы завершить бракоразводные дела.

Портрет Романовской работы фотографа Пьера Буллэ для журнала Life Фото: Pierre Boulat / The LIFE Picture Collection via Getty Images

На обратном пути Мила попала под, как теперь говорят, «овербукинг»: для нее не нашлось места в экономклассе самолета. Авиакомпания пересадила манекенщицу в бизнес-класс, где ее соседом по креслу оказался богатый бизнесмен Дуглас Эдвардс. За короткий перелет до Лондона он понял, что искал эту женщину всю жизнь.

Спустя три месяца после знакомства Эдвардс женился на Романовской. Она окончательно распростилась с модельной карьерой и стала помогать мужу в ведении бизнеса.

Галина Миловская

Русская Твигги взошла яркой звездой на модельном небосклоне, однако, её карьера модели была наполнена идеологическими скандалами. После участия в съемках для журнала Vogue её обвинили в антисоветской пропаганде за фотографию на Красной площади во фривольной позе, затем последовало исключение из Щукинского училища за показ в купальнике. После появления снимка Галины с рисунком бабочки и цветка на лице и плечах в итальянском журнале «Экспрессо» с одновременной публикацией поэмы Твардовского «Тёркин на том свете», на Миловскую обрушился новый шквал обвинений. 

Та самая фотография, из-за которой манекенщицу обвинили в антисоветской пропаганде 

Она эмигрировала в 1974 году, строила карьеру на западе, где снискала славу «Солженицына моды». После бракосочетания с Жан-Полем Дессертино ушла с подиума, окончила факультет кинорежиссуры в Сорбонне, стала режиссёром-документалистом. 

Вера Аралова

Создательница сапог на молнии

Русский показ в 1959 году парижане запомнили надолго. К публике вышли высокие манекенщицы в роскошных меховых шубах и накидках, украшенные павловопосадскими расписными платками. Но самым интересным стала обувь девушек. Красные облегающие сапожки на каблуке с молнией. Такого ещё в мире моды не видели. Их прозвали «русскими сапожками». Автором этого произведения оказалась советский модельер, руководитель Дома мод Вера Аралова.

Именно под её руководством готовили первую коллекцию для иностранной публики. Вера Аралова решила, что меха произведут большее впечатление, чем сдержанная рабочая одежда. Но возник вопрос с обувью. Сочетать туфли с шубой Аралова не хотела, а сапоги выглядели слишком грубыми и громоздкими.

К сожалению, ни фотографий с показа, ни тех самых сапог не сохранилось. Саму Веру Аралову сложно было назвать новатором. В 1948 году она возглавила Всесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту в Москве. Под её руководством разрабатывали простые и практичные модели одежды, в основном рабочей. Кроме работы художником, Аралова была членом редколлегии изданий «Журнал мод» и «Мода стран социализма». Она курировала их работу и сама писала статьи о советской моде. 

По воспоминаниям коллег, у Веры Араловой был добрый характер. Она часто поддерживала молодых модельеров и помогала манекенщицам, рекомендуя их редакторам модных журналов. В том числе она открыла одну из самых известных в мире советских манекенщиц Регину Збарскую.

Владислав Галкин и Дарья Михайлова

О том, что у Владислава Галкина непростой характер, в «нулевые» писали часто. Актер глубоко погружался в роль, а затем после изматывающих съемок мог устроить дебош. Подтвердить это могли и фанаты, которые рассказывали, как вместо автографа нарывались на хамство знаменитости.

После выходок «под градусом» Владислав сожалел о случившемся и приносил извинения. Точки над i расставила супруга Галкина Дарья Михайлова, которую выставили виноватой в разгульном поведении мужа.

Актриса объявила, что приняла решение расстаться с Владиславом. И скупо прокомментировала: «Да, развожусь. Влад выпивает, а лечиться не хочет». Подтвердили причину расставания звездной семьи, распавшейся из-за алкоголя, и в близком окружении супругов. Галкина обвинили в тусовочно-разгульном образе жизни, тогда как Дарья оказалась молчаливой и сдержанной женщиной.

Дарья Михайлова и Владислав Галкин. Фото: tvc.ru

За две недели до бракоразводного процесса Владислав умер при загадочных обстоятельствах. После смерти мужа вдова стала вести уединенный образ жизни. В годовщину работники кладбища видят на могиле Галкина женщину, похожую на Дарью Михайлову, которая приносит цветы.

О сериале, героях и создателях

  • 16 марта 2016 года Ксения Лукьянчикова и Артём Ткаченко были в программе Вечерний Ургант.
  • 22 марта 2016 года перед заключительными сериями фильма в эфире Первого канала вышла передача Андрея Малахова «Пусть говорят. Красные королевы», посвящённая Регине Збарской и другим советским манекенщицам, работавших в то время в Доме моделей, показанном в ленте. В передаче своё мнение о фильме и о самой Регине Збарской высказали гости программы, лично знавшие её: Вячеслав Зайцев, Ирина Крутикова, Августа Шадова, Руми Румия, Лёка Миронова, Галина Миловская (Дессертин).
  • Лев Збарский, проживший в браке с Региной 8 лет и эмигрировавший в 1972 году в Израиль, ушёл из жизни 22 февраля 2016 года в США.
  • Для Ксении Лукьянчиковой картина «Красная королева» стала дебютом в кино.

Размеры ГОСТ любого возраста

Показ новых, только разработанных моделей различных нарядов на подиуме, был единственным занятием советских манекенщиц, и поэтому в трудовой книжке в строке профессия они имели запись «демонстратор одежды». Российский и французский историк моды, искусствовед, театральный художник, телеведущий и почетный член Российской академии художеств, Александр Васильев, считает, что появление в СССР профессии манекенщицы относится к 1944 году, ну, а расцвет ее приходится на 60-80-е XX столетия.

Главной задачей модельеров в ту пору было изготовление одежды, носить которую смогли бы все советские люди, независимо от возраста и комплекции. Именно поэтому на роль манекенщиц подбирали женщин самых ходовых размеров, которые были утверждены ГОСТом — требовался 44-й, 46-й и 48-й. Демонстратор одежды приравнивался к рабочему 5-го разряда, то есть имел оклад, равный зарплате уборщицы. Обычная работа для простой советской женщины, правда без участия в ней профсоюза, и с длительным днем, который мог продолжаться до 10 часов без какой-либо дополнительной оплаты. Самым ныне удивительным критерием отбора в советские манекенщицы можно считать отсутствие возрастного ценза. Модели одежды шили для всех женщин и поэтому на подиум выходили и в 20, и 40 лет.

Татьяна Чапыгина

Ее можно было увидеть практически во всех модных журналах, она регулярно мелькала на страницах «Работницы» и «Крестьянки». Может быть, вокруг нее не крутились толпы фотографов с Запада, но в СССР именно она была самой востребованной моделью.

Как и многие советские манекенщицы, Чапыгина даже не задумывалась о карьере на подиуме. Она закончила медицинский, но работать врачом не захотела и устроилась на санэпидемстанцию. Из чистого любопытства пошла на пробы в Дом моделей, и там ее увидел Вячеслав Зайцев. Два года она работала только внутри страны, потом пробилась в состав «прим», которые представляли СССР в мире. Дальше ее карьера развивалась спокойно и без скандалов, наверное, именно поэтому ее сейчас редко вспоминают на ток-шоу.

Ушла из Дома моделей в 37 лет почти сразу после свадьбы. Будущий муж впервые увидел ее на показе, дождался его окончания и пригласил в кафе. Сейчас она домохозяйка, изредка дает интервью и до сих пор выходит на подиум во время «Недели моды» в Москве.

Фото на превью: Советские манекенщицы в Лондоне в 1961 г. 

Леокадия Миронова

Советская модель, которую сравнивали с Одри Хепберн. Ей одной из первых начали предлагать солидные контракты на Западе, хотя она долгое время была невыездной из-за репрессированного отца.

Сегодня Миронова больше известна благодаря тому, что первой начала рассказывать о неприятных моментах мира моды: низких зарплатах, несправедливом отношении и больших партийных начальниках, которые могли потребовать близости. Собственно, с одним из таких начальников ей пришлось столкнуться самой, и за отказ она дорого заплатила. Ее отстранили от работы, полтора года она никуда не могла устроиться, пока ее не взяли в Дом моделей в Химках.

Сейчас Миронова давно на пенсии, она никогда не была замужем, живет в «хрущевке», но все равно изредка принимает участие в показах. Каждое ее появление на подиуме всегда сопровождается аплодисментами.

АКТЁРЫ И РОЛИ

  • Ксения Лукьянчикова — Регина Збарская (Зоя Колесникова)
  • Артём Ткаченко — Лев Барский
  • Ада Роговцева — Августа Леонтьевна Флоринская
  • Борис Щербаков — Пётр Михайлович Лавров, отец Владимира, полковник КГБ
  • Анатолий Руденко — Владимир Лавров, внук Августы Леонтьевны, лейтенант КГБ
  • Наталья Высочанская — Лиля Маслакаева, манекенщица
  • Анна Сагайдачная — Марина Дунаева, манекенщица
  • Анастасия Евграфова — Таша Ефимова, манекенщица
  • Мария Фомина — Мила Романовская, манекенщица
  • Анна Здор — Валя Юдина, манекенщица
  • Татьяна Чердынцева — Эля, цирковая артистка
  • Елена Морозова — Вера Ипполитовна Аралова, художник-модельер
  • Елена Дубровская — Руфиночка, паспортистка
  • Янина Студилина — Тата Смирнова
  • Владимир Скорик — Юрчик
  • Лариса Домаскина — Дарья Тихоновна Колесникова, мать Регины
  • Вячеслав Павлють — Николай Колесников, отец Регины
  • Сергей Бачурский — Николай Николаевич Рогальский, директор Дома моды
  • Алеся Пуховая — Верочка Гладышева, главный конструктор Дома моды
  • Елена Акулёнок — Нелли Сергеевна, художественный руководитель Дома моды
  • Анна Васильева — Надя, художник-модельер
  • Василий Цыганцов — Слава, модельер
  • Эмилия Ларионова — Надежда Ивановна Кудашкина, модельер
  • Юлианна Михневич — Юлия Владимировна, портниха Дома моды
  • Татьяна Орлова — Калерия Кузьминична, начальник отдела кадров
  • Анна Кисель — Клавдия Петровна, главбух
  • Ирина Нарбекова — Анна Михайловна, ведущая показов
  • Дэвид Эванс — Генри Аттвуд, британский дипломат
  • Валерий Баринов — Тихон Кондратьевич, чиновник
  • Галина Петрова — Лилия Юрьевна
  • Бастьен Угетто — Эдмон Ротшильд
  • Олег Васильков — следователь КГБ
  • Анна Цуканова-Котт — Светлана
  • Юлия Гершаник — Ида
  • Денис Воронцов — Гарик, студент
  • Виктор Стороженко — Джеймс Паттерсон, сын Араловой
  • Иван Жвакин — Лёнчик
  • Шухрат Иргашев — Усманов
  • Зафар Аскаров — помощник Усманова
  • Павел Южаков-Харланчук — Гриша Спиридонов
  • Дарья Семёнова — Лора Барская, первая жена Льва
  • Сергей Баталов — Семён Антонович Силан, сосед Августы Леонтьевны
  • Татьяна Мархель — Татьяна Григорьевна, домработница Барских
  • Тамара Миронова — баба Нюра, вахтер
  • Александр Брухацкий — Николай Степанович, вахтер Дома моды
  • Елена Мольченко — Дора Сергеевна, портниха
  • Александр Кольцов — Жильбер Беко
  • Зинаида Зубкова — Никандровна
  • Анна Маланкина — Анна Владимировна, искусствовед
  • Виктор Васильев — Мартын Афанасьевич, директор школы
  • Инна Дубок — Паша, соседка Колесниковых по бараку
  • Олег Вебер — Михаил, участковый
  • Михаил Клименко — водитель грузовика
  • Александр Гусев — Иван Елизарьевич, инспектор паспортного стола
  • Елизавета Шукова — Галя
  • Мария Исаева — Ружена Сикора, певица
  • Владимир Чуприков — Никита Сергеевич Хрущев

Елена Метелкина

Настоящая слава к Елене Метелкиной пришла после выхода культового фантастического фильма «Через тернии к звёздам». Его создатели, Ричард Викторов и Кир Булычев, все никак не могли найти девушку на роль инопланетянки и тут им на глаза попался журнал мод с моделью с необычной, неземной внешностью. После выхода фильма в прокат Метелкина стала звездой.

Надо сказать, что до фильма ее карьера была довольно рядовой. Она не поступила в Щукинское училище и ВГИК и пошла устраиваться манекенщицей. В Дом моделей ее тоже не взяли, тогда она легко устроилась демонстратором одежды в ГУМ.

После звездной роли в кино Метелкина вышла замуж и стала одной из моделей Вячеслава Зайцева. Увы, на этом белая полоса в ее жизни закончилась. Муж оказался аферистом, из-за интриг которого Метелкина чуть не лишилась квартиры, мать заболела, а отец покончил с собой. Кинокарьера тоже не сложилась, а неурядицы выдавили ее и с подиума. Чтобы выжить, Елена работала секретарем, воспитателем в коррекционном интернате, продавщицей в обувном магазине, менеджером на курсах иностранных языков.

Интересные факты

Поскольку биография советской модели таинственна и загадочна, присутствуют домыслы и факты о ее жизни.

  • В 2020 году о ней сняли сериал «Красная королева». Главную героиню сыграла актриса Ксения Лукьянчикова. В фильме девушке присвоили фамилию Барская, изменили некоторые факты биографии.
  • Регина Збарская при жизни сама имела опыт съемок в кино. В конце 50 годов снялась в музыкальной кинокомедии «Матрос с «Кометы», сыграв роль итальянской певицы.
  • В момент, когда Збарской констатировали смерть, на ее коленях лежала толстая тетрадь, оказавшаяся дневником Регины. Он стал главным документом, в котором рассказывалась реальная история закулисья советской моды.

Жизнь Регины наглядно показывает то, как человек может высоко взлететь и низко упасть. Несмотря на ошеломляющий успех и сногсшибательную внешность, предательства, людская зависть, личная трагедия не обошли девушку стороной. Однако сегодня Регина Збарская занимает почетное место в советской истории, выступая талантливой моделью, умной и красивой женщиной, значимой политической фигурой того времени.

к оглавлению ^

Галя Миловская

«Русская Твигги»

Галина Миловская была главной конкуренткой Регины Збарской: почти кинематографическое противостояние блондинки и брюнетки, спор яркого, южного типа и нежной славянской красоты. При этом Галя Миловская сильно отличалась от коллег по подиуму: при росте 170 сантиметров она весила 42 килограмма и для советской манекенщицы была определенно слишком худой. А вот для фотосессии в Vogue Галина подошла идеально. В 1968 году в Москву прибыл французский фотограф Арно де Роне. Правительство выдало разрешение, снимать планировали на Красной площади и в Оружейной палате Кремля. Съемка состоялась, но стоила Галине карьеры.

На одном снимке Галя сидит в свободной позе. Но тогда сидеть на Красной площади, раздвинув ноги, да еще спиной к портретам« вождей» — считалось кощунством. Впрочем, первое« прегрешение» манекенщице простили, но вскоре Галя приняла участие в еще более рискованном проекте: Галина стала первой советской боди-арт моделью. Ее снимки в обнаженном(пусть и раскрашенном) виде появились в итальянском журнале. На этом карьера Миловской закончилась: манекенщица с «антисоветскими» настроениями не могла появляться в советских журналах.

В 1974 году Миловская покинула СССР. Во Франции она познакомилась с банкиром, вышла замуж и простилась с модельным бизнесом, став режиссером. Один из ее фильмов завоевал несколько наград на международных фестивалях. Назывался он «Эти безумные русские».

Классическая, холодная красота Валентины Яшиной, возможно, досталась ей от отца, но о нем Валя знала только одно: он был шведом. Мать Валентины вскоре вышла замуж за мужчину, который удочерил девочку и дал ей свою фамилию.

Демонстратор одежды

В модельном мире тогда устроено было все совсем не так, как сегодня. Под самим словом «модель» подразумевался образец модного изделия. А того, кто его представлял, называли демонстратором одежды.


Регина Збарская и Вячеслав Зайцев

Советские манекенщицы числились рабочими пятого разряда. Оплачивался их труд соответственно. Профессии «демонстратор моды» официально не существовало. Единственной возможностью выглядеть достойно в повседневной жизни для манекенщиц тех лет были заграничные поездки. Но на запад пускали, как известно, не всех.

Человек, который курировал заграничные поездки, мог запросто обратиться к манекенщице с просьбой пообщаться с одним из иностранцев и «не отказывать ему». Это было предложение, от которого не отказываются.

Возможно, во время одного из таких разговоров с куратором Регина Збарская приняла для себя очень важное решение, после чего получила возможность часто и надолго покидать Москву. И по всей видимости, поначалу общение с иностранцами представлялось ей забавной и необременительной игрой

Что сложного в том, чтобы на посольском приеме немного пофлиртовать с тем, на кого тебе указали?

Однако игра обернулась печальными последствиями для «королевы советского подиума» Регины Збарской.

Те, кто знал ее, утверждают, что была она женщина непростой. Умела, что называется, обработать мужчину. Была далеко не бесхитростный и очень целеустремленной

Есть версия, что благодаря этим качествам Регине Збарской поручали «дела государственной важности»

То и дело всплывают разрозненные сведения об особой программе идеологической обработки так называемых персон влияния. За рубежом советской госбезопасности требовались не только агенты, но и искренние друзья СССР среди писателей, политиков, бизнесменов, кинематографистов. Представители элиты могли серьезно влиять на образ Советского Союза в глазах общественного мнения на Западе. А привлекательной, молодой собеседнице, конечно, проще завоевать расположение таких людей. Чем, вероятно, и занималась Регина Збарская. К слову, «искренняя дружба» СССР для посвященных имела свой смысл и цену.

Архивы Лубянки до сих пор хранят тайну взаимоотношений Регины Збарской и КГБ. Однако знакомые и коллеги утверждают, что ей дозволялось больше, чем остальным, и это явно неспроста. В те времена каждую делегацию сопровождал куратор. Кроме того, советские граждане не имели права в одиночку прогуливаться по иностранному городу и должны были возвращаться в гостиницу в определенное время. Збарская отлучилась часто, надолго, одна. А не раз самостоятельно летала за океан.

«Боттичеллиевская девушка»: Татьяна Михалкова


Татьяна Михалкова. Фотография: mirnov.ru


Татьяна Михалкова. Фотография: golbis.com


Татьяна Михалкова. Фотография: news.myseldon.com

Татьяна Михалкова работала манекенщицей всего пять лет. После института она планировала устроиться преподавателем английского языка, но однажды увидела объявление Дома моделей о наборе манекенщиц. Одним из членов жюри на кастинге был модельер Вячеслав Зайцев, который назвал Михалкову «боттичеллиевская девушкой», сравнив с красавицами на полотнах художников эпохи Возрождения.

На подиуме Михалкова в основном демонстрировала одежду в русском стиле: пальто с соболиным мехом, платья изо льна. Она также закрывала показы, выходя на подиум в свадебных платьях. Татьяна Михалкова участвовала и в дефиле для жен дипломатов и глав иностранных государств — первой леди США Пэт Никсон, восточных шахинь и иранской принцессы Сорайи, все они часто приезжали за нарядами в Дом моделей.

В 1972 году на показе в Доме кино манекенщица познакомилась с начинающим режиссером Никитой Михалковым. Вскоре она вышла за него замуж и оставила карьеру модели. В 1997 году Михалкова вернулась в модную индустрию: она создала благотворительный фонд «Русский силуэт», который поддерживает молодых российских дизайнеров.

Участвовали ли советские фотомодели в мировых показах и в каких

В основном советские модели служили отечеству, демонстрируя одежду на подиумах и для модных журналов. Изредка советская делегация отправлялась в Европу для презентации собственных коллекций и участия в престижных показах.

На такие мероприятия подбирали самых колоритных и представительных девушек-манекенщиц.

Например, Мила Романовская участвовала в показах в Финляндии. Кроме того, она произвела фурор на Международном показе мод в 1967 году, прошедшем в Москве.

Регина Збарская выходила на подиум на международной торгово-промышленной выставке в 1961 году, где также имела оглушительный успех.

Регина Збарская

Одна из самых известных в мире советских моделей. Ее карьера началась в хрущевскую оттепель, она участвовала в знаменитом первом заграничном показе Дома моделей одежды на Кузнецком. Тогда коллекция Веры Араловой произвела фурор, но не меньшего восхищения удостоились манекенщицы, которых советская делегация привезла с собой.

Збарская привлекла внимание западной и совершенно несоветской красотой. В прессе ее называли «самым красивым оружием Кремля»

Она активно ездила по всему миру, снималась у известных фотографов. Однако в конце 1960-х ее муж, известный художник Лев Збарский, ушел к Марианне Вертинской, а затем к Людмиле Максаковой.

Пережив депрессию и лечение в психиатрической больнице, Регина снова вернулась на подиум, однако прежней славы было уже не вернуть. Тем не менее, Збарская продолжала работать, пока не влюбилась в югославского журналиста. Увы, этот роман оказался для нее роковым. Журналист опубликовал книгу «Сто ночей с Региной Збарской», в которой рассказал о том, что Збарская работает на КГБ и была любовницей чуть ли не всего ЦК.

После этого работать она смогла только уборщицей в том самом Доме моделей, в котором когда-то блистала. Неудовлетворенность жизнью и неустойчивое психическое состояние привели Регину к самоубийству.

Алла Левашова

Модельер-реформатор, которая шила одежду для всех

Благодаря Алле Левашовой советские женщины смогли покупать себе вечерние платья, брюки и красивую домашнюю одежду. Модельер одной из первых вывела советскую моду с каталогов на прилавки магазинов.

Алла Левашова родилась в 1918 году в Москве. Творческие профессии в семье выбрали все, кроме отца: он работал статистиком. Мать Аллы была живописцем, сёстры — архитектором и акварелистом, а брат стал детским писателем.

В 1941 году Алла окончила Московский текстильный институт. Уже там она проявила инициативу: благодаря ей в институте создали отделение художников-модельеров. После учёбы Левашова несколько лет проработала художником-постановщиком в Московской оперно-драматической студии Станиславского. А затем пришла в Общесоюзный дом модели, где и началась её карьера.

Алла сочетала элегантность и простоту в своих моделях. Работы модельера печатали в журналах и демонстрировали на выставках. Но Левашову не устраивало, что по её моделям шьют эксклюзивные коллекции, которые не доходят до магазинов. А для населения советская промышленность выпускала скучную и довольно посредственную одежду.

Левашова писала статьи, в которых снова и снова говорила о том, что советские модельеры должны создавать одежду для всех. К её голосу прислушались, и в 60‑х учредили Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ). Алла Левашова стала его директором и художественным руководителем.

Утеплённое пальто и платье с вологодским кружевом / СХКБ 

Тогда-то Алла и пустила в ход все свои задумки. Она нанимала модельеров, которые могли создавать модели для широкой промышленности — интересные в деталях, но простые в исполнении. Левашова использовала для производства метод одного лекала, что позволяло быстро обновлять коллекции. Одежду отшивали на местных текстильных фабриках и производствах фурнитуры. Через несколько лет Алла Левашова добилась того, чтобы СХКБ передали две московские фабрики. Там коллекции отшивали малыми партиями для оперативной продажи.

Одежду СХКБ украшали вышивками, аппликациями, искусственным жемчугом и необычными принтами. В бюро работали не только модельеры, но и графические дизайнеры. Одним из сотрудников предприятия был Михаил Шварцман — художник второй волны русского авангарда. Некоторые типы одежды впервые освоили благодаря Левашовой, например вечерние платья и женские брюки. Раньше их шили только на заказ. СХКБ выпускало платья-трапеции, пижамы, домашнюю одежду, стёганые пальто.

Алла мечтала открыть сеть магазинов СХКБ, где продавали бы самые интересные вещи и отслеживали популярность коллекций у покупателей. Но тяжёлая болезнь помешала ей осуществить задуманное. После смерти модельера бюро начало быстро затухать.

Татьяна Михалкова (Соловьева)

Хотя карьера Татьяны Михалковой (Соловьевой) была короткой — всего пять лет, — она успела стать одной из самых ярких манекенщиц Дома моделей. Интересно, что ее профессия в те годы была настолько непрестижной, что ее знаменитый супруг Никита Михалков долгое время предпочитал представлять жену как переводчицу.

Главного советского кутюрье Вячеслава Зайцева привлек в первую очередь ее классический славянский типаж. Ей доставались многие наряды, в которых требовалось подчеркнуть национальные корни советской моды.

Сложно сказать, как сложилась бы ее карьера, но в 1972 году она познакомилась с начинающим кинорежиссером Михалковым. Она не стала сразу уходить с работы. Даже будучи беременной первым ребенком участвовала в показах. Но когда стало известно, что будет второй, окончательно покинула подиум. Сама модель однажды призналась, что муж поставил ее перед выбором: либо он, либо работа манекенщицей. И даже собрал чемодан.

Модельная карьера

В Доме моделей «Кузнецкий мост» жизнь кипела еще с 1944 года, когда был организован Общесоюзный ДМО. Интересный факт того времени: все сотрудницы этой организации получали трудовые, в которых была прописана специальность — «рабочий 5-го разряда». Зарплаты у девушек были низкими, а общественность стремилась заклеймить эту профессию. Разгромные статьи о демонстраторах одежды писали в журнале «Работница». Каждая из манекенщиц стремилась скрыть свою принадлежность к миру моды.

Регина Збарская много лет выходила на подиум, участвуя в показах Веры Араловой, Вячеслава Зайцева и многих других советских модельеров. Кстати, именно Регина была первой в мире манекенщицей, которая продемонстрировала женские сапожки с молнией во всю длину голенища. Этот формат обуви, который сейчас является чуть ли не стандартным, был придуман и разработан в Союзе как раз Верой Араловой. Но так как понятия патент тогда модельеры не слишком придерживались, то изобретение у нее увели из-под носа.

В начале 60-х о Регине Збарской знал уже весь свет, включая столицу моды – Париж. Французы называли ее «самым красивым оружием Кремля», а когда Зайцев в очередной раз продемонстрировал свой нестандартный творческий взгляд и подстриг манекенщицу под пажа, у нее появилось новое прозвище — «советская Софи Лорен».

Еще одним именем, хотя уже с негативным налетом, называли Регину коллеги-модели – «Снежная Королева». Видимо, они считали ее слишком высокомерной, слишком западной, слишком индивидуальной. Между моделями не чувствовалось дружбы. Конкурентками Регины в эти годы были Марина Дунаева, Мила Романовская, которой досталось платье «Россия», созданное на фигуру Збарской, и Лёка Миронова — двойник Регины. Манекенщица не стремилась наладить каких-то дружеских контактов, всегда оставаясь замкнутой в себе, и настоящую ее видели только самые близкие люди.

Так, модельер Вячеслав Зайцев тепло отзывался о Збарской. По его словам, женщина заботилась о молодом дизайнере и часто подкармливала его. В 1965 году он пригласил свою подругу на совместный ужин в ресторан «Арагви» с иностранной делегацией, где присутствовали его коллеги с Запада — Кристиан Диор, Марк Боан, Пьер Карден, Ги Лярош. Во время встречи молодой советской красавицей восхитилась Софи Лорен, а Карден и Боан пригласили манекенщицу пообщаться за одним столиком. Регина вела себя сдержанно и даже покраснела от такого внимания.

В одночасье заблиставшая карьера манекенщицы также мгновенно и угасла. После серьезных осложнений, связанных с личной жизнью, Збарская не могла обходиться без антидепрессантов. Лекарства помогали ей не сойти с ума, но закрыли для Регины выход на профессиональный подиум. Некоторое время ей пришлось поработать уборщицей в Доме Моды, а затем бывшая звезда совсем исчезла из виду. Последние фото манекенщицы появились в журнале мод 1984 года, но никакая косметика уже не могла помочь скрыть потухший взгляд женщины. Ее судьба закончилась трагически.

Валентина Яшина

Первая настоящая советская звездная манекенщица, она начала карьеру еще в 50-х. На подиум выходила до 65 лет. Так что бабушки-модели — это совсем не современное изобретение.

В профессию Яшина пришла из оперетты. Окончив училище, она уехала с первым мужем в Ригу, но громкий роман с партнером по «Сильве» поставил крест на сцене и браке. Чтобы не сидеть на шее у родителей, она решила попробовать себя в роли модели. И практически сразу поняла, что именно это ее призвание, и стала одной из прим Дома моделей на два десятилетия.

После прихода молодого поколения она не впала в депрессию, а продолжала работать, пусть и не на первых ролях. Удачно сложилась и личная жизнь. Ее всегда окружали поклонники, самым известным из которых был Иосиф Кобзон. Ее муж, Николай Малахов, был обеспеченным человеком, но после того, как он умер в 1991 году, сын и внук быстро прогуляли оставленные им средства, и Валентина Яшина умерла в одиночестве и бедности.

Галина Миловская

«Советская Твигги» и самая скандальная модель СССР. Ее звезда взошла в 1968 году, когда молодую манекенщицу ВИАЛЕГПРОМа (Всесоюзного института ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды) заметили иностранные фотографы.

Произошло это также на Московском международном фестивале моды. Вслед за этим ее пригласили на съемки для журнала «Vogue». Тогда в Москву приезжал фотограф Арно де Роне. С собой он привез целую коллекцию одежды, которую и предполагалось снять на ком-нибудь из русских моделей на фоне московских достопримечательностей. По уровню организации этот проект считается беспрецедентным до сих пор. Дело не в том, что было получено разрешение на съемку на Красной площади, хотя по советским временам одно это казалось совершенно невероятным. Проводить фотосессию разрешили даже в Оружейной палате Московского Кремля. А кроме того, для съемки разрешили использовать подлинные драгоценности, хранящиеся в музее. Галина позировала с жезлом Екатерины II и алмазом «Шах», который Россия получила в свое время от Ирана в качестве компенсации за смерть Грибоедова.

Миловская до этого относилась к работе модели всего лишь как к интересному приработку на время учебы в Щукинском театральном училище. Предложение известного фотографа открывало для нее совершенно другой мир.

К сожалению, для Миловской фотографии Арно де Роне обернулись катастрофой. На фотографиях, которые были сделаны на Красной площади, Галина Миловская сидела на брусчатке спиной к Мавзолею и портретам коммунистических лидеров, развешанным на Кремлевской стене по случаю праздника. Девушку изгнали с подиума и училища. Вскоре после этого она эмигрировала из СССР.

Карьера Миловской на Западе не сложилась, хотя ее достаточно долго продолжали снимать, но в топовые модели она не пробилась. Зато она удачно вышла замуж за банкира, закончила Сорбонну и стала довольно известным режиссером-документалистом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector