Надежда ламанова

Выставка «Модельер, которому верил Станиславский.»

Музейно-выставочный центр «Музей Моды»Адрес: г. Москва, ул. Ильинка, 4. Гостиный двор, 1 подъездhttp://www.fashion-museum.ru/https://vk.com/fasionmuseumВыставка работает с 8 июня по 4 сентября 2016 г.

На выставке впервые будет представлено более 40 экспонатов из коллекции Музея МХАТ. Среди них – около 20 костюмов и платьев, выполненных под руководством Надежды Ламановой к спектаклям «Женитьба Фигаро», «Отелло», «У жизни в лапах», «Анна Каренина» по эскизам Александра Головина.

Надежда Ламанова, обладая удивительным чутьем и знанием строения человеческой фигуры, умела виртуозно скрывать ее недостатки. Владея в совершенстве искусством драпировки, маскировки, подчеркивая достоинства, она добивалась изумительных силуэтов в создании нарядов.НГ Антракт http://www.ng.ru/antrakt/2016-06-03/10_modelier.htmlFAMILY.RU http://family.ru/exhibitions/Modeler_kotoromu_veril_Stanislavskij_1464771257.htmlРен ТВ http://ren.tv/novosti/2016-06-08/v-muzee-mody-v-moskve-predstavili-vystavku-kutyure-rossiyskih-caricМодельер, которому верил Станиславский. Надежда Ламанова https://www.youtube.com/watch?v=Xur_JUizuaY&feature=youtu.be

*****

Письма Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, адресованные Ламановой Надежде Петровне

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868 — 1959) — российская и советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

28 июля 1931 года Гурзуф

Милая дорогая Надежда Петровна!

Только вчера дошла до меня весть о кончине Андрея Павловича. Что тут сказать! Всей душой, всеми мыслями с Вами. Понимаю Вашу душевную муку – проживши долгую жизнь с человеком, каков был Андрей Павлович, и потерять его.

Мне было очень обидно, что не пришлось повидаться с Вами, но причина моя ужасная весенняя болезнь, затем мой отъезд в деревню, после которой я всего была несколько дней в Москве и готовилась к переезду в Ленинград с нашими гастролями. После Ленинграда я в Москве только успела навестить на даче нашего малыша и укатила в свой Гурзуф – маленький мой рай, где смягчаются и на время забываются все наши горести земные.

Целую Вас крепко, помню и люблю. Ваша Книппер-Чехова.

Примечание: Книппер-Чехова выражает соболезнования в связи со смертью , мужа Надежды Петровны.

11.05.1933 года

Дорогая Надежда Петровна

От всей души нежно благодарю Вас, обнимаю и целую за Ваши чудесные создания, которые так помогают мне в моей трудной роли.

Ваша О.Книппер-Чехова.

Только воротничка никакого не надо, портит вкусное платье.

ОК

Примечание: Ольга Леонардовна благодарит Н. П. Ламанову за костюм к спектаклю «У жизни в лапах», возобновленному 11 мая 1933 г.

8.06.1936 года Киев

Дорогая Надежда Петровна,

Не знаю, как Вас благодарить за чудный, чудный костюм. И платье без пальтошки знаменито сидит, просто очаровательно.

Целую Вас.

Киев красив, зелен, хороший воздух; много гуляю и немного отдыхаю от московской толчеи.Скоро ли Вы вздохнете?Шлю Вам большой большой привет.Обнимаю и целую.

Ваша О. Книппер-Чехова

При советской власти

К Октябрьской революции Надежда Ламанова отнеслась весьма настороженно. Однако она всегда была аполитична, и, в отличие от многих своих клиенток, не уехала за рубеж. Портниха продолжила заниматься своим делом — и даже была обласкана новой властью. Во многом этому способствовали одевавшиеся у Ламановой жены партийных руководителей и «пролетарских» деятелей искусств. Правда, сожительнице Максима Горького Марии Андреевой в 1919 году пришлось похлопотать об освобождении модельера из Бутырской тюрьмы, куда ее посадили как «бывшую». Но больше подобных эксцессов не происходило.

При большевиках одним из направлений деятельности Ламановой стала разработка одежды, доступной для рабочих и крестьян. С этой целью портниха организовала Мастерскую современного костюма при Главнауке. «В России она считалась основательницей новой пролетарской моды», — отмечает один из биографов Ламановой Виталий Вульф.

В 1925 году костюмы Ламановой в псевдонародном стиле были представлены на Всемирной выставке в Париже и произвели сенсацию, завоевав Гран-при. Парижане не понимали, как можно создать такие шедевры практически из подручных материалов (для платьев использовались лен и холст, а бусы были сделаны из раскрашенного хлебного мякиша). Несколько лет Ламанова продолжала создавать одежду «а-ля рюс», принося своим творчеством валюту для Кустэкспорта. Награды модельера дали официальной пропаганде повод утверждать, что советская мода — «лучшая в мире». Впрочем, в 1928 году случилась неприятность — Ламанову лишили избирательных прав на том основании, что она продолжала пользоваться трудом наемных швей.

«Все мои силы, знания и энергию я посвятила с самого начала революции, работе по созданию советского быта и культуры, таким образом, моя работа в течение 11 лет является общественно-полезной», — доказывала в ответ портниха.

Надежда Ламанова умерла в 1941 году, не дожив двух месяцев до 80 лет. Она не успела эвакуироваться из столицы по «театральному списку», и, поняв, что опоздала, скончалась от сердечного приступа на скамейке перед Большим театром.

Краеведческие чтения. 30 ноября 2016 года

ГБУК Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека имени В.И. ЛенинаАдрес: г.Нижний Новгород, ул. Варварская, 3.Телефоны: +7 831 419-87-92, +7 831 411-85-54http://www.nounb.sci-nnov.ru

30 ноября 2016 года в Белом зале Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки состоялись очередные 445-е Краеведческие чтения.

С докладом «Модельер Надежда Петровна Ламанова (1861-1941). К 155-летию со дня рождения» выступила Татьяна Львовна Грачева, председатель Нижегородского отделения Союза возрождения родословных традиций.

В этот раз зал был полон, заняты все места. Приехали люди даже из Арзамаса и Богородска (Наталья Пакшина, Виктор Гурьев. Спасибо вам) В докладе была использовала презентацию одной из участниц конкурса, проводимого Нижегородская Областная Детская Библиотека, итоги которого подведены 11 декабря, в Белом Зале НГОДБ Любовь Сускина. А также было рассказано о всех найденных документах за этот год. Надежда Петровна потрясающий человек, великой энергетики. Вся ее жизнь покрыта тайнами и легендами. К сожалению, в опубликованной статье, в АИФе — Нижний Новгород, использованны не совсем верные факты ее биографии, а также информация о времени находки ее автобиографии. Ее нашли осенью. Но не все просто с этими записями. Еще может писала не Надежда Петровна.

100 процентов доказательств по документам, что именно Павел Саввович Андруцкий был ее первым мужем, нет. Есть только доказательство, что она носила фамилию Андруцкая. Но кто он — нам неизвестно. И неверно указана дата ее рождения по новому стилю. Надежда Петровна родилась по новому — 26 декабря, а не 27, как указано в статье.http://www.nounb.sci-nnov.ru/library/clubs/301116etn.php

*****

Варвара Каринская

Изобретательница балетной пачки

Варвара Каринская оказалась в списке людей, которых, к сожалению, наша страна потеряла. Она не считается в полной мере советским модельером, хоть и работала некоторое время в Москве. Талантливая предпринимательница и будущая обладательница «Оскара», в чьих костюмах снималась Марлен Дитрих, покинула СССР, когда её ателье от-кутюр превратили в фабрику по пошиву флагов.

Варвара выросла в семье харьковского богатого текстильщика Андрея Жмудского. Это был конец XIX века, Варвара была богатой наследницей, увлекалась шитьём и искусством и изучала право в Харьковском университете.

В 29 лет она приехала в Москву вместе с мужем — известным юристом Николаем Каринским. Варвара устраивала светские вечера, на которые приезжали художники и аристократы. Казалось, что с революцией красивая жизнь Каринской закончилась. Её муж эмигрировал, а женщина осталась с дочерью и маленьким племянником-воспитанником в Советском Союзе.

Но на время ленинского НЭПа Каринская смогла неплохо устроиться. 

После НЭПа власть национализировала предприятие Варвары, превратив его в фабрику по производству советских флагов. Тогда Каринская решила эмигрировать и в 1924 году выехала за границу под предлогом организации выставки работ её учеников в Европе.

Где бы ни оказалась Варвара Каринская, она открывала своё ателье. После Москвы её предприятие появилось в Париже, а затем и в Лондоне. Только от повседневного гардероба Каринская ушла в театральную моду. Она создавала костюмы для Русского балета Монте-Карло и быстро стала востребованным художником. 

Балетные костюмы Каринской / Muse­um at FIT, New York / Vic­to­ria andAlbert Muse­um, London 

Накануне Второй мировой войны Каринская переехала в Нью-Йорк и снова открыла своё предприятие: ателье-магазин балетных костюмов Covent Gar­den. Каринская создавала костюмы и для голливудских фильмов и получила премию «Оскар» за работу над кинокартиной «Жанна д’Арк» 1948 года. Лейбл KARINSKA Stage and Art Inc. шил наряды для ледовых шоу, мюзиклов, театра, кино и самого главного для Варвары — балета.

Модельер отказалась от использования обручей и спиц, которые делали костюмы балерин громоздкими. Вместо этого она шила мягкие многослойные юбки, которые не мешали движениям танцовщицы, при этом красиво подчёркивали талию и ноги. Позже Варвара создала короткий вариант, укрепив юбку конским волосом. Юбка принимала положение параллельно полу без всякого крахмала.

Изучаем историю моды

Диплом Государственной Академии Художественных Наук 1923 год

В 1923 году на I Всероссийской художественно-промышленной выставке, организованной Академией художественных наук, впервые стали широко известны имена первых мастеров костюма, людей очень разных по своему творческому почерку и устремлениям – Прибыльской, Ламановой, Мухиной, Экстер.

По итогам Выставки, Мастерской современного костюма, под руководством Надежды Петровны Ламановой, был присужден диплом Государственной Академии Художественных Наук за:а) Оригинальный творческий замысел,б) использование материала, указывающее на высокое мастерство,в) за тонкую и гармоническую красочность; г) за логически упрощенное построение костюма, дающее возможность массового производства, д) за обстоятельное и точное исследование по распределению труда, ведущее к сокращению часов работы исполнителя.

В РГАЛИ и ГЦТМ им. А.А. Бахрушина нами найдено , подтверждающее выдачу данного диплома.

Также на выставке был показан целый ряд образцов одежды, которые разработали художники «Ателье мод», созданного при Москвошвее. Комитет Выставки, заседавшей при Российской Академии Художественных Наук в Москве присудил «Ателье Мод» – Аттестат первой степени за:а) удачные красочные и силуэтные достижения, за обнаруженное в выставленных моделях тонкое понимание взаимоотношений между живой фигурой, материалом и художественной формой;б) за привлечение высоко-квалифицированных художественных сил к делу поисков нового современного костюма.Страница из журнала «Ателье» № 1, 1923 год

Данный аттестат является опосредованной наградой Надежды Ламановой, участие которой в создании моделей «Ателье Мод», подтверждается воспоминаниями Евгении Ивановны Прибыльской.

Личная жизнь и творчество

В артистическую сферу Надежда Петровна вошла благодаря супругу, Андрею Павловичу Каютову. Мужчина был известным меценатом и юристом. Пара поженилась и прожила очень счастливую жизнь, которая была омрачена только отсутствием детей. В доме Ламановых всегда было много гостей, среди которых были художники, музыканты, актеры и режиссеры. Другом семьи был Валентин Серов. Его последней работой стал портрет Надежды, который он так и не успел закончить.

Ламанова всегда очень много работала, но при этом она успевала совершенствовать свои умения в Париже. Именно в столице Франции Надежда познакомилась с французским модельером Полем Пуаре, который стал реформатором женского костюма. Именно с его подачи произошел отказ от корсетов.

Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями

Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)

Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят

Карьера Надежды складывалась очень удачно. Она была очень успешным предпринимателем. Ее дом моды приносил солидный доход. Но в 1917 году жизнь Ламановой, как и всей страны, изменилась. После революции женщина лишилась всего, но это не помешало ей продолжить свою работу.

Карьера до революции

После учебы Ламанова некоторое время работала в известном ателье. Но очень быстро она решила создать свою мастерскую. К талантливой мастерице сразу пошли клиентки. Модельер придумывала собственный образ для каждой дамы. Ее платья идеально сидели на любой фигуре. Секрет успеха состоял в том, что Надежда накладывала куски ткани заготовки в процессе примерки. Конечно, такой подход был утомительным для клиенток. Зато результат был потрясающим. В других ателье мастера так не работали.

Многие москвички полагали, что платья Ламановой совершенно не уступали парижским. Надежда никогда не работала сама. Очень быстро она обзавелась работницами, которые и осуществляли пошив. Сама же Ламанова придумала потрясающие модели. Даже императрица Александра Федоровна носила ее платья. Ламанова числилась поставщиком нарядов «Ее императорского величества». Клиентками модельера были очень известные женщины того времени – Вера Холодная, Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова.

По просьбе Станиславского Ламанова также шила костюмы для театральных постановок Московского театра. Сотрудничала Надежда с актерами до самой смерти.

До революции

Родившаяся в дворянской семье в Нижнем Новгороде Надежда Ламанова в раннем возрасте столкнулась с большими трудностями. У девушки умерли родители, и после гимназии она не смогла получить обычного для ее круга образования. Вместо этого Ламанова, вынужденная содержать не только себя, но и четырех младших сестер, поступила в Московскую школу кройки и шитья Ольги Суворовой. Проработав некоторое время ведущей закройщицей, 24-летняя портниха открыла собственную мастерскую в Москве. Современники признавали ее незаурядный талант модельера. Достаточно было клиентке войти в мастерскую, как Ламанова тут же придумывала наиболее подходящий для нее образ и приступала к созданию эскиза. Она накладывала на тело клиентки куски ткани и закалывала их булавками в нужных местах. Это было совсем не похоже на то, как работали другие портнихи, поэтому дела Ламановой быстро пошли в гору. Москвички говорили, что ее платья ничем не уступают парижским. При этом Ламанова никогда не возилась с иглой и ниткой сама, поручая непосредственный процесс шитья своим работницам.

Платья от Ламановой носила даже государыня Александра Федоровна. С 1890-х московская портниха числилась «Поставщиком Ее императорского величества». Среди других известных современниц, одевавшихся у Ламановой, – актрисы Ольга Книппер-Чехова, Мария Ермолова и Вера Холодная. Обычной же клиентурой мастерской были жены и дочери самых состоятельных жителей Москвы. С легкой руки Константина Станиславского Ламанова также стала шить костюмы для спектаклей Московского Художественного театра. Ее сотрудничество с актерами и режиссерами продолжалось до самой смерти.

Все сначала

Ламанова не эмигрировала за границу, как многие ее коллеги. На шестом десятке она начала все сначала. Женщина продолжала творить на родине еще более двадцати лет. В стране она была единственным модельером с мировым именем. Изменились реалии жизни, но Надежда сумела приспособиться к новым условиям. Теперь ее клиентками стали жены высокопоставленных руководителей, которые прекрасно знали, что такое платья от Ламановой, и тоже хотели красиво одеваться.

Но тяготы нового времени не обошли семью Надежды стороной. Ее и супруга из-за дворянского происхождения арестовали. Выйти на свободу им удалось только благодаря хлопотам старых друзей, среди которых был Максим Горький.

Выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация»

С 29 июля по 15 октября 2017 года в Гербовом зале Зимнего дворца на выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация» представлены музейные предметы, жизнь которых была неоднократно продлена благодаря реставрации. В том числе на выставке можно увидеть придворное платье шлейф работы мастерской Н.П. Ламановой, принадлежавшее княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой.

На выставке также представлены парадные, праздничные, церемониальные и военные костюмы и церковные облачения. Особый интерес представляют мемориальные предметы из коллекции «Гардероб Петра I», мундиры императоров и платья императриц, сохранившиеся до наших дней. Реставрация костюма подразумевает не только очистку и укрепление тканей, но и реконструкцию формы, фасона платья. Для сохранения костюмов требовался индивидуальный подход, а для каждой ткани разрабатывалась своя методика реставрации.http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2017/encyclopediaoftextilerestore/?lng=ru

*****

Память[править | править код]

  • Марина Цветаева в своём стихотворении «Полотерская» зарифмовала фамилию Надежды Петровны:
  • Фильм «Надежда Ламанова» из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» Льва Николаева (2009).
  • Фильм «Мода для народа», подготовленный ВГТРК (2011).
  • В январе 2016 года вышла книга советского и российского журналиста и публициста Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова». Это третья книга автора, написанная в жанре «исторический детектив», в линейке книг о расследованиях «Короля репортеров» Владимира Гиляровского. По сюжету известный журналист расследует странное самоубийство брата одной из работниц знаменитой «моделистки» Надежды Петровны Ламановой. Несмотря на то, что главные герои книги — реальные исторические персонажи, а автор, «работая над образом Ламановой, старался найти как можно больше информации о её жизни и, главное, работе Ламановой настоящей», в предисловии к книге Добров пишет, что «все персонажи этой книги являются выдуманными и никакого отношения к реально жившим людям не имеют. И все же я буду очень рад, если, прочитав эту книгу, вы захотите узнать больше о Надежде Петровне Ламановой — её судьбе и творчестве».
  • С 1994 года Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева и одноимённый Дом Моделей проводят конкурс российских художников-модельеров имени Надежды Ламановой. Конкурс проводится среди профессиональных модельеров, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреаты конкурса в настоящее время — это, в основном, известные профессиональные модельеры, в их числе Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие. На конкурс необходимо представить несколько ансамблей как для приемов, так и для повседневной жизни, а также — маленькое чёрное платье. Конкурс имени незаслуженно забытой русской художницы является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминания о великой художнице, талант которой по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами.
  • 19 февраля 2016 года в Московском Доме Моды В. М. Зайцева прошла I Научно-практическая конференция «Российская мода», организованная директором по развитию Дома моды Славы Зайцева . Темой первой конференции стали жизнь и творчество Надежды Петровны Ламановой. В конференции приняли участие Александр Васильев, текст Тамары Коршуновой (ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа) зачитала Юлия Попова, директор по развитию Дома моды В.М.Зайцева, Наталья Ездина (доцент кафедры сценического костюма школы-студии МХАТ), Алла Щипакина (ведущий искусствовед ОДМО на Кузнецком Мосту), тележурналист, историк моды, генеральный директор Фонда «Магия моды» Наталия Козлова, историк моды, искусствовед Алёна Арефьева и многие другие.
  • Генеалогические исследования проведены генеалогом Андреем Львовичем Ламановым. Многие ранее неизвестные факты биографии были установлены Татьяной Грачевой и Марией Маркович.
  • Надежда Ламанова является одним из главных действующих лиц детективного романа современного писателя Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова».
  • Пикуль В. С. Исторические миниатюры, Закройных дел мастерица!. Издательство: АСТ, Вече, ISBN 5-17-010666-1, 2002 г., есть аудиоверсия

24 декабря 2016 – 26 февраля 2017 Выставка «Гений в юбке» К 155-летию со дня рождения главной героини русской моды начала XX века Надежды Петровны Ламановой

Галерея БеляевоАдрес: г. Москва, ул. Профсоюзная, 100Тел:+7(495)335-8322, +7(499)793-4121Время работы выставочного зала:Ежедневно с 11:00 до 20:00Выходной — понедельник.Стоимость билетов:полный — 100 рублейльготный — 50 рублейКаждое третье воскресенье месяца — вход на выставку свободный, за исключением платных мероприятий.

Надежда Ламанова – легенда в мире моды и театра, обладательница звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества», первый русский модельер Страны Советов. Как ореол величия ее окружал сонм великих русских княжон, выдающихся актрис, известных писателей, художников и режиссеров. В 1925 году Надежда Ламанова стала единственной обладательницей среди русских творцов послереволюционного периода Гран При «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением» на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. Триумфальным для нее становится и 1928 год опубликования работы «Теория промышленного моделирования». Известность и признание гения Надежды Ламановой во многом связаны с ее новаторскими идеями, которые послужили основой для становления искусства дизайна в России.

Выставка «Гений в юбке» включала пять разделов: «Дворцовый», «Театральный», «Революционный», «Звезды – звезде!» и «Документальный». Ядро экспозиции составили уникальные экспонаты – платья, выполненные Надеждой Ламановой, из коллекций Музея Москвы и Музея МХАТа. Частные коллекционеры Татьяна Абрамова и Ольга Извольская предоставили подлинные дореволюционные платья, принадлежащие Дому Н.П. Ламановой. Современные реконструкции знаменитых туалетов «Гения в юбке» осуществили 20 российских дизайнеров, вышивальщиц, кружевниц, среди них Елена Супрун, Елена Шипилова, Елена Эланж и Виктория Язарова.

В разделе выставки «Звезды – звезде!» приняли участие ведущие дизайнеры: Вячеслав Зайцев (SLAVA ZAITSEV), Татьяна Парфенова, Егор Зайцев (YeZ by Yegorzaitsev), Анастасия Романцова (A LA RUSSE), Катя Леонович (США), Олег Овсиев (Viva Vox), Игорь Гуляев (IGOR GULYAEV), Виктория Андреянова (Victoria Andreyanova), Сергей Ефремов (Дом моды EFREMOV), Елена Макашова (дизайнер «Студия платья «ХакаМа»), Середин&Васильев. Так они выразили свою любовь и признательность Н.П. Ламановой.

В экспозиции были представлены фотографии и документы из фондов Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного музея В.В. Маяковского, «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», Государственного Эрмитажа, журнала «Обсерватория культуры» при Российской государственной библиотеке, Российского государственного исторического архива, Государственного архива РФ, Центрального архива г. Москвы, Российского государственного архива литературы и искусства.

В рамках выставки прошла серия мастер-классов и лекций, в том числе:

  • Лекция Сергея Глебушкина «Народный костюм в творчестве Надежды Ламановой».
  • Лекция Татьяны Нагорских «Н.Ламанова и мода: модерн, ар-деко, конструктивизм».
  • Лекция Татьяны Нагорских «Костюмированный бал 1903 года в Зимнем Дворце, модельер Надежда Ламанова и Русский боярский костюм в XXI веке.»
  • Лекция Илектры Канестри «ГЛАВНАЯ РОЛЬ: Надежда Ламанова и кино.»
  • Лекция Наталии Козловой «Магия русского стиля. Код успеха».

Также проведен костюмированный бал «Надежда», к которому был подготовлен электронный каталог выставки «Гений в юбке».

В рамках выставки прошли специальные кинопоказы: «Аэлита», «Цирк», «Александр Невский», где можно было увидеть главных героев в костюмах от Н.П. Ламановой, а также документальный фильм Н. Козловой, выпущенный в 1994 году программой «Магия моды».

Куратор выставки – Наталия Козлова, международный обозреватель и историк моды.Арт-директор выставки – Антонио Вильчес-Ногерол, руководитель студии «АРТ-Дизайн».Арт-директор костюмной части – Сергей Васильев, дизайнер.Прогулка по выставке здесь: Выставка «Гений в юбке»»ГЕНИЙ В ЮБКЕ», ИЛИ ПРОЕКТ ВСЕЙ РОССИИ К 155-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОЙ Н.П. ЛАМАНОВОЙ:http://salon-5.livejournal.com/19440.htmlВыставка «Гений в юбке»:http://statearchive.ru/804

*****

Выставка «Искусство – в жизнь! К истории Декоративного института в Петрограде».

Русский музейАдрес: г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4 Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект»

Часы работы:Понедельник 10:00—18:00Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00Вторник Выходной деньСреда 10:00—18:00Четверг 13:00—21:00Пятница 10:00—18:00Суббота 10:00—18:00Воскресенье 10:00—18:00Телефон для справок: +7 (812) 595-42-48

С 17 августа по 20 ноября 2017 года в Русском музее можно будет увидеть произведения выдающихся мастеров народных художественных промыслов из фондов Отдела народного искусства и частных собраний Петербурга. В залах будут представлены: Агитационный фарфор и лаки, Крестецкая строчка, уникальные знамена, платья, созданные по эскизам Надежды Ламановой и Любови Поповой и многое другое…

Выставка призвана показать советское агитационное искусство первых послереволюционных лет, которое было поистине массовым, охватывающим самые разные аспекты повседневной жизни. Основой экспозиции выставки, проходящей в год 100-летия Октябрьской революции, станет продукция Декоративного института, работавшего в Петрограде-Ленинграде в 1918–1926 годах. Декоративный институт представляет собой яркий пример комплексного подхода к созданию предметов искусства и организации окружающего пространства. Многие перспективные творческие наработки вышли из стен именно этого института и впоследствии получили развитие в киноплакате, рекламе, наглядной агитации. В 1926 году Декоративный институт был закрыт, вследствие чего многие его плодотворные начинания так и не удалось воплотить в жизнь.

В собрании Русского музея находится более 30 предметов прикладного искусства, связанных с историей Декоративного института, а также прекрасная коллекция эскизов оформления города (улиц, площадей, мостов, зданий); модели памятников, создававшихся по плану монументальной пропаганды; одна из лучших коллекций фарфора. Авторами этих работ являются Р. Френц, Н. Альтман, И. Школьник, Н. Лапшин, М. Векслер, Л. Милеева, А. Клетенберг, Е. Витенберг и другие художники, многие из которых оставили заметный след в истории русского авангарда.

В экспозицию войдет более 200 произведений из коллекции Русского музея — материал, до сих пор не экспонировавшийся в полном объеме.

Выставка организована при поддержке Фонда Петера и Иренэ Людвиг.

*****

Моделистка от бога…

Старшая из пяти дочерей полковника Петра Михайловича Ламанова, Надежда Петровна Ламанова родилась в Нижнем Новгороде в 1861 году. После смерти родителей, совсем девочкой, она осталась главой семьи с младшими сестрами на руках. В Москве, окончив школу кройки и шитья Ольги Сабуровой, дворянская дочь очень быстро сделалась ведущей закройщицей в знаменитой тогда мастерской Войткевич. Талант у нее был от бога: любую фигуру она могла представить в лучшем свете. Мастерски убирая лишние объемы, легко изменяя пропорции, мадемуазель Ламанова скоро стала самой популярной среди мастериц.

Платье от Ламановой носилось с особенным выражением лица. Будто на плечах у обладательницы не кусок драпированной ткани, а шедевр кисти Леонардо. А словосочетание произносилось исключительно с придыханием. Сама Марина Цветаева как-то раз зарифмовала «одеться от Ламановой» со словом «мраморная».

Когда Ламанова впервые переступила порог ателье Войткевич, ей было двадцать лет. Ее приняли равнодушно

А с чего бы это владелице известной мастерской обращать особое внимание на новенькую закройщицу?
Миндальничать с холодноватой Войткевич Надежде было некогда, и она окунулась в работу. Упорная, упрямая, она умела трудиться

Она перерисовывала выкройки, переносила их потом на ткань: часами, день за днем, неделя за неделей. Приходила ни свет ни заря, уходила затемно. И стала старшей среди закройщиц.

И наконец мадам Войткевич вскинула на мадемуазель Ламанову проницательные глаза и решила поставить эту барышню работать с клиентками в примерочной. И не прогадала. Двадцатилетие Надежда отметила в 1881 году. Пришло время интереса к славянским культурам и народным корням. Вышивки, рушники, передники, пышные рукава на а-ля крестьянских рубахах перекочевали из вологодских изб в петербургские доходные дома и московские особняки.

В Париже царит Чарльз Ворт — основоположник от кутюр. В 1882 году он умело выводит европейскую моду на новый вираж.
Но все же поклонниц моды больше, чем противниц. Особенно в Москве, где и проводила свои последние деньки в мастерской Войткевич мадемуазель Ламанова. Надежда Петровна была не менее прозорлива, чем ее хозяйка. Как мадам прекрасно видела, насколько огромен потенциал ее старшей закройщицы, так и сама закройщица свои возможности отлично осознавала. И вовсе ей не хотелось всю жизнь ставить на своих моделях чужое имя -ей и свое очень нравилось. Она и в замужестве его не изменила — где уж ей было мириться с лейблом Войткевич!

Когда же в 1885 году Надежда Петровна покинула мастерскую Войткевич и завела собственное ателье на Тверском бульваре, заказчицы, ахая от прекрасных эскизов, робко просили: «Только сшейте тоже, пожалуйста, сами». Но в ответ слышали: «Я не шью сама. Не люблю ковыряться с иглой. Я только модельер». Кто же шил? Ламанова открыла школу прикладного искусства, из которой выходили прекрасные мастерицы, отлично владеющие машинкой и способные даже придумывать модели. Ламанова была не только прекрасным организатором, но и умным педагогом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector