В чем загадка платья екатерины великой?!
Содержание:
- Стройная фигура: прогулки, верховая езда и интуитивное питание
- Как в Эрмитаже отбирают модные костюмы для коллекции и почему важно изучать повседневные вещи
- Из каких тканей шили костюмы и чем они уникальны
- Процесс пошива платья
- Уход за волосами: деревянный гребешок, череда и чистотел
- Платья при Екатерине II
- Женская мода
- Чрезмерно широкий лоб
- Какие костюмы Петра I сохранились в Эрмитаже и куда делись тысячи платьев российских императриц
- Царская пленница
- Платья при Николае I
- Проблемы со здоровьем
- Уход за лицом: фруктовые маски, лепестки роз и лёд с травами
- Как мне пришла идея сшить платье Екатерины II
- «Кровавая императрица» или «The Scarlet Empress» с Марлен Дитрих (1934 год)
- Малютка Лизетт захватывает власть
- Возлюбленные императрицы
- Дворцы и роскошные балы
- Платья Екатерины великой – мода на службе государства
- Как императорские костюмы распродавали в 1920-е годы и передавали из Эрмитажа в другие музеи
- Стиль: умеренность, удобство и power dressing
Стройная фигура: прогулки, верховая езда и интуитивное питание
Чтобы держать тело в тонусе, Екатерина II старалась каждый день «проводить в движении». Она была прекрасной наездницей и часто по несколько часов в день проводила в седле. Не меньше она любила и охоту, удивляя многих мужчин «умению стрелять и обращаться с ружьём».
В более спокойные дни императрица ограничивалась гимнастикой и пешими прогулками. А вот диет Екатерина никогда не соблюдала и не могла отказаться от своих любимых блюд: разварной говядины, солёных огурцов, картошки с квашеной капустой и смородинового морса.
В. Л. Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794)
Как в Эрмитаже отбирают модные костюмы для коллекции и почему важно изучать повседневные вещи
Конечно, критерий должен быть один — это высокий уровень исполнения. Предпочтительнее вещи от-кутюр или прет-а-порте де люкс. Но и вещи не люксовые могут быть интересны: и с точки зрения своей истории, и с точки зрения конструкции. Музей костюма призван не только показывать и хранить, но и работать со студентами, конструкторами, будущими дизайнерами. Поэтому, конечно, нужно собирать и другого рода вещи.
Я убеждена, что не надо бояться скатиться в какой-то бытовизм. Костюмы уходят — уходит целая эпоха. И мы так полностью потеряем представление о том, как одевались жители Советского Союза и Ленинграда. Мы будем видеть это только на экранах телевизора, в хронике, книжках и на старых фотографиях.
Платье придворное парадное фрейлины императорского двора. Конец XIX — начало XX веков
Поэтому надо собирать и бытовые вещи, которые отражают нашу историю — трагическую и одновременно героическую. Очень хочу, чтобы в коллекции была какая-то вещь, связанная с годами после революции или военным временем.
Уходят сумочки, уходит обувь — это то, чего всегда будет не хватать. В нашей коллекции обуви совсем мало. Мало мужских костюмов. Они считаются достаточно консервативными по своему крою и по комплектности, поэтому их единицы. Так происходит во всех музеях.
В нашей коллекции есть, например, пальто из характерного для начала 60-х годов материала — ратина. Воротник в виде шальки, несколько пуговиц спереди, к пальто — меховая шапка пирожком и бурки — ботинки с войлочными голенищами. И перед вами сразу образ Никиты Сергеевича Хрущева и Михаила Андреевича Суслова.
Из каких тканей шили костюмы и чем они уникальны
Есть, на первый взгляд, ничем не примечательные бархаты, но когда понимаешь, каким образом они обработаны и сколько стоили, — это уму непостижимо. Очень ценилась также парча. Были ткани сложного производства, которые могли себе позволить очень немногие высокопоставленные петербуржцы — такого уровня, как Юсуповы. Есть платье — в царской коллекции такого не сохранилось — из дворца Юсуповых работы Чарльза Фредерика Ворта (французского модельера, основателя дома моды House of Worth — прим. «Бумаги»). Для него даже ткань выполнялась на заказ. То есть Юсуповы платили за то, чтобы только для них делали этот кусок ткани, который бы нигде не повторялся.
Каждая вещь по-своему уникальна. Даже в силу своей истории: не знаю, в какой стране можно найти такие вещи, которые прошли через то, что пережили наши костюмы. Если только королевские костюмы, чудом уцелевшие в Великую французскую революцию.
Процесс пошива платья
После этого я принялась за пошив великолепного царского платья. Воплощая в жизнь новую идею, я снова задавала себе один и тот же вопрос: «Все ли у меня получится, так как надо? А если нет, то тогда все мои силы напрасны?» В этот момент тревожные мысли и сомнения вертелись в моей голове. Но я взяла себя в руки, и с решительным настроем начала работать над пошивом платья в стиле Екатерины II.
Через некоторое время я уже видела будущий результат своих стараний и хотела скорее закончить платье, чтоб увидеть его в целом. Теперь весь процесс близился к завершению, оставалось совсем чуть-чуть до окончательного результата. И тут неожиданно возникла проблема?! Для платья потребовался подъюбник-фижмы такой, как носили в эпоху Екатерины II. Я не могла себе представить из чего можно его изготовить?
Уход за волосами: деревянный гребешок, череда и чистотел
Практически все описания внешности Екатерины свидетельствуют о «необычайной красоте, блеске и густоте её волос». Возможно, здесь ключевую роль сыграли гены императрицы. Однако доподлинно известно, что уходу за своей роскошной шевелюрой она уделяла много времени и внимания.
По воспоминаниям слуг, «царица любила простые деревянные гребни, гладко обточенные и без прикрас. Вечером, много реже в полдень, когда приходил куафер убирать её волосы, следовало подать отвар череды и чистотела. В этот отвар императрица макала гребень и бережно расчёсывала им волосы…»
«И правильно делала!» — сказали бы современные трихологи, так как деревянные расчёски с гладкими зубцами не травмируют волосы и кожный покров головы. А в настое череды присутствуют флавоноиды и марганец, которые укрепляют волосы и ускоряют их рост.
Д. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия» (1783)
Платья при Екатерине II
Предшественница Екатерины Второй, Елизавета Петровна, время от времени с удовольствием носила мужской мундир, который отлично корректировал её пышные формы. Екатерина придала этому наряду новый смысл: она надела офицерский мундир во время переворота, насильственно захватывая власть в стране. Символика и мужественность костюма настолько стали близки сильной и властной императрице, что она частенько облачалась в мундир в первые годы правления. В таком виде она позировала и для своих портретов. Однако появляться в мужской одежде на торжественных мероприятиях было попросту неприлично, поэтому Екатерина, как женщина со вкусом и отменным чутьём, изобрела собственный вариант наряда — платье-мундир. Крой, конечно же, сильно отличался от мужской военной формы, лишь повторяя отдельные линии. Зато с задачей отлично справлялся соответствующий декор и цвет формы подшефного полка.
Екатерина II в мундирном платье
Первым таким платьем в 1763 году стал женский мундир Преображенского полка — тёмно-зелёный, с золотыми галунами и форменными пуговицами. При этом наряд смотрелся очень женственно за счёт небольшого шлейфа и рукавов с аккуратным воланом-крылышком. Со временем фигура императрицы расплывалась, и прежде приталенные платья обрели крой посвободнее.
Любимые свои наряды в стиле милитари Екатерина II неизменно надевала на смотры и военные парады, на торжественные мероприятия, а также для встреч с представителями подшефных ей полков. Она на столетия вперёд задала моду для женщин практически всех царских семей, которые охотно носили гражданские платья-мундиры, добавляя собственные элегантные детали.
Женская мода
Отличительной особенностью женского платья времён Екатерины Великой было кружево. Если в доекатерининскую эпоху кружево завозили из Франции, то при Великой императрице особым спросом пользовалось кружево русское, монастырское. Искусная работа монастырских кружевниц по достоинству оценивалась русской знатью. Стиль Екатерины II подразумевал использование так называемого «блондового» кружева – тончайшей ажурной паутинки светлых тонов. Наибольшую популярность имели кружева золотого, серебряного и белого цветов; нередко кружево украшали стеклярусом или белым шёлком.
Оценить красоту женского платья эпохи Екатерины Великой можно по фото картины Д.Г.Левицкого. Молодая дама на портрете — воспитанница Смольного института Глафира Алымова. Государыня выказывала девушке особое покровительство.
Д.Г.Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776
К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый. Если дамы и выбирали ткани с орнаментами, то отдавали предпочтение флористическим мотивам. Цветочные узоры выполнялись максимально натуралистично, по всей ширине ткани, иногда перемежаясь полосами, лентами или кружевами. Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони.
На картине К.Л.Христинека изображена супруга адмирала Самуила Грейга – Сара Александровна. На женщине типичное платье екатерининской эпохи – плотно затянутый корсет-корсаж с выраженной линией декольте, богатое кружево и нарядный серебряный травчатый штоф.
К.Л.Христинек. Портрет Сары Александровны Грейг, 1770-е
В.Л.Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796
Женские платья времён Екатерины II характеризовались пышной торжественностью. Следует отметить, что в пошиве наряды были довольно трудоёмки, требовали немалых усилий и значительного расхода материала. На иные туалеты уходило до сорока метров ткани – множество бантов, лент и прочих декоративных элементов затрачивало массу материи, добавлял хлопот и шлейф, который крепили к и без того пышным платьям. Также увеличивал объём турнюр – подушка, размещённая под юбкой ниже поясницы. Возвращая моду на допетровские народные костюмы, императрица ввела в моду многослойность: сложная драпировка рукавов, сквозная застёжка впереди, на манер крестьянского сарафана.
пышную юбку
Пышный стиль Екатерины II коснулся и причёсок – в моду вошли сложные укладки с использованием шиньонов и различных декоративных элементов: перьев, цветов, лент и пр. Чаще всего волосы гладко зачёсывали, демонстрируя лоб, сзади же разделяли на локоны, завивая концы. Нередко дополняли причёски головным убором в форме кокошника с вуалью. Примечательно, что данный атрибут сохранился вплоть до начала XIX века и традиционно использовался в качестве коронационного облачения императриц.
Безымянный художник по оригиналу Стефано Торелли. Екатерина II в русском платье, вторая половина XVIII века
Чрезмерно широкий лоб
Мужские черты лица Екатерины дополнял очень большой лоб, на который невозможно было ни обратить внимание. Де Линь в своих «Записках» нарисовал 51-летнюю императрицу с «величавым лбом», который «смягчался» приятным взглядом и улыбкой
«Но этот лоб выдает ее всю!» – восклицал мемуарист. Ширина такого лба, по его мнению, указывала на воображение и хорошую память. В столь большом лбе «для всего хватало места». Широкий лоб, по наблюдениям де Линя, дополнял неправильный овал лица с острым, слегка выдающимся вперед подбородком. Художница Виже-Лебрён вторила де Линю, отмечая у императрицы «широкий и очень высокий лоб», на котором лежала «печать гения».
Сама же Екатерина никогда не считала себя слишком уж умной. В мае 1791 года она писала Сенаку де Мейлану, что «встречала много людей, которые гораздо умнее». Екатерине хватало мудрости не пускаться в споры. Она была убеждена, что «каждый всегда остается при своем мнении». Если кто-то «представлял» императрице «идеи несравненно лучшие и более основательные», она «становилась послушной, как ягненок». Несмотря на «природную податливость», она «умела быть упрямой и твердой», если это казалось ей необходимым.
Какие костюмы Петра I сохранились в Эрмитаже и куда делись тысячи платьев российских императриц
Не стоит думать, что коллекция костюмов императорской фамилии огромна. Из гардероба Петра I в ней примерно 280 предметов. Это лучшая коллекция мужского платья первой четверти XVIII века, в которой есть всё: от парадных костюмов до нижнего белья, от рабочих курток до маскарадных плащей. Даже такая национальная реликвия, как костюм Петра, сшитый по форме офицера лейб-гвардии Преображенского полка, в котором он был во время Полтавской баталии в 1709 году.
Если говорить о гардеробах, например, Екатерины I, Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны, их нет. Есть только образцы коронационных костюмов, которые традиционно хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. Так было издавна: все вещи после коронации — от чулок, панталон и подвязок до мантии — попадали туда.
Почему нет этих тысяч платьев Елизаветы Петровны, о которых говорят мемуаристы? Материалы дороги, платья стоят сумасшедших денег, а императрица по своему статусу не может надеть платье несколько раз. Она его один раз надела — потом платье нужно куда-то деть. Хорошо, если есть место в казенной кладовой. А если там всё переполнено или платье императрице, допустим, не нравится? Надо расставаться.
Поскольку платья из драгоценных материалов, их можно было подарить в церковь, где наряды распарывали и перешивали, делая из них облачение для священника или диакона. В XVIII веке тканей с церковной символикой не производилось, поэтому можно увидеть облачение священников этого времени из парчи в цветочек или даже, например, из китайских тканей с драконами. Всё дорогое, из чего можно было сшить достойное облачение для священнослужителя, использовалось. Так, большая часть этих нарядов в церкви и ушла. Например, в коллекции Эрмитажа есть облачение, сшитое из подвенечного платья Александры Федоровны — жены Николая I.
Платье придворное парадное великой княгини Александры Федоровны.1894 год
От Екатерины II у нас осталась только приличная коллекция мундирных платьев — нарядов, которые императрица надевала в дни полковых праздников, приветствуя офицеров того или иного гвардейского или армейского полка. Они выглядели достаточно интересно и, на первый взгляд, странно.
Во-первых, в платьях обязательно присутствуют полковые цвета. Если это Семеновский полк — зеленый цвет с золотым галуном. Если конная гвардия — сочетание ярко-синего с ярко-красным. Во флотских мундирах превалировал белый цвет. Во-вторых, это были платья с мужским покроем для дамы — например, на них были декоративные клапаны, которые есть на кафтане офицера. Пуговицы тоже должны были соответствовать пуговицам мундиров тех полков, которые приветствовала Екатерина.
Это интересная коллекция, хотя тоже не очень полная: когда ее делили между разными музеями Петербурга и дворцами пригородов, то от одного костюма кому-то досталась юбка, кому-то — верхняя блуза, кому-то — нижнее платье, а кому-то — верхнее. Так что некоторые комплекты просто не собираются.
Царская пленница
Русский царь, а позже российский император Петр I любил жизнь во всех ее проявлениях: ученье и войну, ремесла и искусства, еду и выпивку
Не оставлял он вниманием и красивых женщин — как до своего брака с Евдокией Лопухиной, так и после того, как отправил ее в монастырь. Среди любовниц царя были и дворянки, и женщины низших сословий
Но особое место в сердце Петра Алексеевича занимала его многолетняя любовница, а затем законная жена — простолюдинка Марта Скавронская, в первом браке Крузе.
Марта попала в плен, когда русские войска взяли Мариенбург, а ее муж, шведский драгун Иоганн Крузе, пропал без вести. Молодая женщина стала любовницей сначала военачальника графа Шереметева, а затем — друга и соратника Петра I Александра Меньшикова. А он в свою очередь «уступил» Марту царю.
Александр Меньшиков
Российский государственный деятель, друг Петра I и любовник Марты Скавронской, который уступил девушку императору.
Начало любовной связи монарха с бывшей военнопленной приходится на 1703 год. По легенде, уже в следующем году Марта родила Петру Алексеевичу первого ребенка — сына Петра, который умер в младенчестве. Официально же первенцем пары считается дочь Екатерина, родившаяся в 1707 и умершая в 1708 году, уже после принятия ее матерью православного крещения. После перехода в православие Марта стала Катериной Михайловой (Михайлов — псевдоним царя во время Великого посольства в Европу).
Платья при Николае I
Во времена императора Николая I, пробывшим у власти три десятилетия, модными вновь стали более строгие и скромные платья-мундиры. Но носить такой наряд считалось скорее почётным, чем ультрамодным. Интересный случай, связанный с мундирным платьем, произошёл с великой княжной Ольгой Николаевной, дочерью Николая I, которая была назначена шефом третьего гусарского Елисаветградского полка накануне 1845 года. Она поссорилась с отцом: «Папа непременно хотел нарядить меня, также включая расшитые чакчиры генерала. Я протестовала против брюк, папа настаивал на этом. И впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась». Княжна отстояла право на женский крой для военной формы, и юбку всё-таки оставили. Однако её платье-мундир было максимально близко к мужской военной форме и отлично подчёркивало стройную фигуру дочери императора.
Императрица Александра Фёдоровна в мундире Лейб-гвардии Уланского полка Её Величества
Проблемы со здоровьем
О том, что при всей статности и величественности Екатерина была склонна к полноте, отмечали многие современники. Де Линь, например, писал, что великолепные плечи царицы «стали красивы в ущерб талии». Она, вероятно, была в молодости тонкой, но «в России очень быстро полнеют». Виже-Лебрён более критично отозвалась о фигуре Екатерины II, посчитав ее «очень полной», но с еще весьма красивым лицом.
Французский дипломат граф Сегюр писал, что для сокрытия полноты Екатерина II носила широкие платья с длинными и пышными рукавами, наподобие «старинного русского наряда». Грузность тела императрицы подтверждает и тот факт, что в предсмертном припадке ее не смогли поднять и уложить на кровать. Прислуге пришлось скинуть на пол сафьяновый матрас и на него положить императрицу.
Только самые приближенные знали об истинном состоянии здоровья царицы. С ранних лет она мучилась от сильных мигреней, которые сопровождались коликами. При этом придворным лекарям приходилось чуть ли не силой заставлять Екатерину принимать лекарства. При дворе ходила байка, что из шелковых платков, которыми царица обвязывала на ночь волосы, по утрам «сыпались искры». Наэлектризовывались якобы и царские простыни.
С 1772 года Екатерина читала только в очках. С возрастом стали чаще мучить проблемы со слухом. Она неправильно воспринимала силу звука, поэтому царице спокойный разговор мог показаться криком. Когда в 1795 году принцесса Саксен-Кобургская впервые увидела Екатерину, то нелестно назвала ее «ведьмой». Позднее принцесса рассмотрела у царицы «удивительно красивый» цвет лица и нашла ее «олицетворением здоровой и бодрой старости». И это притом, что за границей много говорили о болезнях Екатерины Великой, а самой императрице оставалось жить год.
Рекомендую также прочесть
Алексей Брусилов: как царский генерал предал Белую армию
Удивительные травмы, после которых смог выжить человек
Уход за лицом: фруктовые маски, лепестки роз и лёд с травами
В основе русской косметологии прошлых веков лежит фитотерапия. Издавна девушки на Руси спасались от отёков под глазами настоем ромашки, от высыпаний — отваром шиповника, а от пигментных пятен — настоем петрушки. Всеми этими лайфхаками пользовалась и Екатерина II. Известно, что раз в неделю во дворец поставляли травы, которые «знающие крестьянки» (т.е. разбирающиеся в травах) собирали «лично для употребления матушкой-императрицей».
Помимо настоев трав Екатерина ввела в аристократических кругах моду на лёд с травами и фруктово-ягодные маски. Для приготовления льда нужно было истолочь сушёные травы (обычно брались ромашка, петрушка, крапива, чистотел, цвет календулы и липы), залить их малым количеством горячей воды, настоять около получаса и заморозить. Частичками льда императрица протирала по утрам лицо и область декольте.
Одной из излюбленных фруктово-ягодных масок Екатерины была смесь из яблочного и земляничного пюре. Рецепт был простой: «Протёртое спелое яблоко смешать с горстью протёртой земляники, положить на лицо и шею, ждать… Едва всё застынет, протереть лицо сливками». Также в особой чести у императрицы была крымская роза, точнее, розовая вода, изготавливаемая из этих цветов. Её царская особа использовала в качестве тоника. Императрица «ополаскивала лицо, шею и декольте после утреннего и вечернего туалета», отчего её кожа всегда «была нежна и будто светилась изнутри».
Нужно отдать должное интуитивному чутью Екатерины, ибо в косметологии розовая вода высоко ценится до сих пор. Она нормализует pH, обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами, выравнивает цвет лица благодаря высокому содержанию витамина С. Да и против масок на основе яблок врачи-косметологи ничего не имеют. В спелых фруктах содержатся аскорбиновая кислота, токоферол и филлохинон, которые восстанавливают повреждённые клетки кожи и защищают от появления пигментных пятен. Вот только с яблочной кашицей стоит быть осторожнее: обязательно проводить патч-тест и избегать области вокруг глаз. Лучше отдать предпочтение готовым маскам на основе фруктовых кислот от проверенных брендов.
А.П. Антропов «Портрет Екатерины II» (1764)
Как мне пришла идея сшить платье Екатерины II
Прочитав биографию этой великой и мудрой женщины, я сразу вдохновилась идеей создания платья в стиле эпохи Екатерины II. Для этого я внимательно просмотрела несколько исторических фильмов. Прочитала необходимую литературу. Нашла подходящие фото с портретами Императрицы. Проработала фасон, конструкцию, детали платья, чтобы в точности повторить модель. Я взяла с собой эскиз платья и отправилась за тканью по магазинам. Задачу на этот раз я себе выбрала не простую, но цель была превыше всего.
Бегая из магазина в магазин, я пыталась найти ткань нужного цвета и нужной структуры. Я хотела, чтобы платье было из бордового атласа, но к сожалению, такую ткань ни где не нашла. Тогда я отправилась в магазины соседнего города, в столицу нашей республики. Благодаря широкому ассортименту тканей в столичных магазинах, я наконец-то выбрала нужную ткань и более того подходящую отделку, как планировалось по модели.
«Кровавая императрица» или «The Scarlet Empress» с Марлен Дитрих (1934 год)
Фильм, снятый в 1934 году, голливудским режиссером Джозефом фон Штернбергом претендовал на достоверность с момента самой задумки. Якобы в руки к сценаристам попал личный дневник Екатерины II, где были записаны ее коварные планы насчет России. Сюжет, безусловно, соответствует историческим событиям, но костюмы и декорации, изображающие «дикий императорский дворец» весьма гротескны. Кстати, само название «scarlet woman» образовано от библейского широко употребляемого термина, который характеризует «женщину-блудницу». Образ Марлен Дитрих совершенно не похож на реальную Екатерину II. Стрижка боб-каре с подкрученными локонами, страсть к дорогим мехам и перепуганный взгляд… Марлен подтвердила свой статус иконы черно-белого кино, но не смогла даже изобразить силу и ум великой императрицы.
Малютка Лизетт захватывает власть
Следом за старшей внебрачной дочерью у Петра I и Катерины Михайловой родилось еще два «бастарда»: Анна и Елизавета. Елизавета появилась на свет в конце 1709 года, вскоре после победы русских под Полтавой. Царь назвал девочку в честь своей любимой собаки и любимой лошади, которые носили кличку Лизетт, и любимого корабля — шестнадцатипушечной шнявы «Лизетт», построенной по проекту самого Петра и корабельного мастера Скляева. Надо сказать, что галлицизированное прозвище в честь отцовской лодки стало для Елизаветы Петровны символическим: она рано выучила французский язык (ее прочили в жены Людовику XV) и всю жизнь любила прогулки под парусом, как и верховую езду.
Через два с небольшим года после рождения Елизаветы Петр и Катерина обвенчались, и внебрачных дочерей «привенчали» родителям. Однако «не вполне законное» происхождение Елизаветы Петровны впоследствии объявили препятствием для занятия ею трона. Это привело к тому, что дочери Петра I, чтобы стать императрицей, пришлось прибегнуть к помощи фаворитов-заговорщиков.
Портрет Елизаветы Петровны
Справа — коронационной наряд императрицы. Платье сшито из серебряного глазета и отделано золотым галуном. Оно имеет глубокое декольте, рукава у платья отсутствуют. Платье дополняет серебряная кружевная мантия ручной работы. Ее длина составляет 5 метров 18 сантиметров, а вес достигает пяти килограммов.
Это произошло в 1741 году. Подробности дворцового переворота, после которого малолетний император Иоанн Антонович (правнук царя Ивана V, единокровного брата Петра I) оказался в заточении, а враждебные Елизавете Петровне царедворцы из партии покойной царицы Анны Иоанновны — в опале, достаточно хорошо известны любому, учившему российскую историю. После того, как Елизавета воцарилась, она приблизила к себе и осыпала милостями собственных сподвижников и фаворитов — придворного лекаря Лестока, канцлера Алексея Бестужева-Рюмина, семейство Шуваловых во главе с графом Петром Ивановичем (крупным государственным деятелем и откупщиком).
Возлюбленные императрицы
Елизавета Петровна унаследовала отцовское жизнелюбие, доходящее до гедонизма. Она была хороша собой, запрещала рисовать себя в профиль (у нее был несколько курносый нос), но охотно позировала анфас. Не чуралась выпивки, отдавая предпочтение токайскому
Многие ее современники в своих дневниках и мемуарах, а также биографы последующих столетий отмечали, что и цесаревной, и уже императрицей Елизавета обожала мужское внимание. У нее было несколько любовников
Первым фаворитом цесаревны, по придворным слухам, был ее камергер Александр Бутурлин, один из «птенцов гнезда Петрова». Затем у Елизаветы была связь с Алексеем Шубиным, которому она якобы даже посвящала любовные стихи.
Фавориты императрицы
На картине слева изображен фаворит Елизаветы Петровны Иван Шувалов, на картине справа — еще один любимец императрицы Алексей Разумовский.
Своим высоким положением и богатством граф Петр Шувалов и его брат Александр, глава тайной канцелярии, были не в последнюю очередь обязаны тому, что их кузен Иван Шувалов (кстати, не носивший графского титула), покровитель наук и искусств, один из основателей Московского университета и Российской академии художеств, долгое время пользовался «особым расположением» императрицы.
Другим многолетним фаворитом Елизаветы был ее ровесник Алексей Разумовский, бывший казак-певчий, взятый ко двору за прекрасный голос. Царица приблизила его к себе, осыпала подарками и имениями, даровала графский титул и звание генерал-фельдмаршала. По слухам, Разумовский даже стал тайным морганатическим мужем императрицы. Он пользовался всеми преимуществами своего положения и мог «замолвить словечко» перед монархиней за того или иного просителя, но в государственные дела почти не вмешивался — видимо, сознавая свою необразованность и ограниченность.
Дворцы и роскошные балы
Елизавета Петровна действительно была гостеприимна: она любила давать балы и приемы и поэтому постоянно расширяла и перестраивала свои дворцы. Любимой ее загородной резиденцией стал Екатерининский дворец, построенный на месте скромной Сарской мызы, подаренной Петром I Екатерине I. Дворец за время правления Елизаветы Петровны перестраивался четырежды, последний раз (с 1748 по 1756 годы) — по проекту итальянца Франческо Бартоломео Растрелли, обер-архитектора императорского двора.
Барочное здание с огромными окнами, со статуями по моделям Дункера на фасадах, покрытыми сусальным золотом, с бесценными наборными паркетами, зеркалами и золоченой резьбой он напоминал пышно украшенную шкатулку. Императрица, впрочем, недолго прожила в своем новом дворце: бурная жизнь и возлияния подорвали ее здоровье, и в 1761 году она умерла.
Екатерина II, принцесса из небогатого немецкого дома, воцарившись, страшно возмутилась разбазариванием денег на золочение фасадов дворца: при ней и далее лепнину просто красили. Новая самодержица российская не любила барокко, предпочитая ему классицизм, но из тех же соображений экономии оставила интерьеры Екатерининского дворца нетронутыми, просто пристроив к нему новые флигели, и сохранила атмосферу эпохи Елизаветы Петровны для потомков.
Платья Екатерины великой – мода на службе государства
Стиль при Екатерине II представлял собой симбиоз европейского фасона и национальных русских элементов. Придворным и боярам разрешалось носить уже привычные для них костюмы французского, немецкого или английского манера, екатерининская же мода водилась постепенно. С точки зрения Екатерины II, платье служило одной из форм национального самоосознания. Подтверждением тому служит наказ императрицы боярам носить одинаковый наряд, дабы продемонстрировать «единство стоящей над нацией элиты», жёнам же полагалось шить платья под стать мужьям, соответствующие их должности и положению.
Жак Вуаль. Портрет бригадира В.А.Зубова, 1791
Сравнив платья Екатерины Великой по фото картин с нарядами её предшественницы, не сложно сделать вывод о стремлении императрицы к упрощению гардероба, избавлению от чрезмерной помпезности, к коей была склонна Елизавета. К основным деталям стиля Екатерины II можно отнести короткий шлейф платья и длинные свисающие рукава. Однако упростить платья дворян было не так просто, тогда государыня издала указ, в соответствии с которым «ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см». В последствие платья Екатерины II в Европе получили название «офранцуженный сарафан», а в России сформировали модную основу на много лет вперёд.
Табакерка – главный модный аксессуар во времена Екатерины II
Придворный стиль Екатерины II подразумевал наличие множества аксессуаров: некоторые закреплялись в причёсках, иные цеплялись к корсажу или поясу, но главной диковинкой была табакерка. Признаться, сей предмет имел несколько предназначений, некоторые из которых не совсем понятны современным людям. Все приёмы и балы подразумевали танцы «до упаду», которые занимали изрядную часть времени всего мероприятия. Завезённая в начале века ароматная туалетная вода более не справлялась со своей функцией, учитывая, что придворные танцы проходили в помещениях с наглухо закрытыми окнами. Потому табакерка, в коей отнюдь не всегда хранили порошок из табачных листьев, стала настоящим «спасением». Этот элемент платья времён Екатерины II иногда стоил дороже всего остального наряда и служил для привлечения внимания окружающих.
Считалось, что нюхательный табак «разгоняет кровь» и препятствует распространению хворей, потому довольно быстро получил распространение при дворе. Табакерка представляла собой небольшую коробочку, которая удобно помещалась в руке, хранили диковинную вещицу при себе. Модный аксессуар служил и для определения статуса владельца – по материалу с искусности изготовления табакерки можно было судить о достатке её обладателя. Табачную коробочку делали из серебра, золота, украшали драгоценными камнями и филигранью, особой ценностью считались табакерки с миниатюрой императрицы. Подобные экземпляры демонстрировались с особым удовольствием: владелец табакерки неспешно доставал её, подолгу вертел в руках, показывая всем желающим украшение и гравировку внутри, и только потом брал щепотку табака.
Необходимо отметить, что придворная мода и платья Екатерины Великой никоим образом не отразились на одежде простого люда: крестьяне, как и прежде, носили сарафаны, шушуны и распашные кофты.
Как императорские костюмы распродавали в 1920-е годы и передавали из Эрмитажа в другие музеи
Было время, когда текстиль не считали произведением декоративно-прикладного искусства. Так было достаточно долго, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Хотя в таких странах, как Италия или Франция, традиция обращения с текстилем немного иная: они довольно быстро поняли, что это произведение искусства, начали собирать, хранить и преумножать коллекции. У нас же долгое время отношение к этому было как к какому-то второстепенному материалу.
Во второй половине 1920-х годов шли распродажи тех вещей, которые казались лишними и ненужными. У Комендантского подъезда Зимнего дворца были организованы смотровые комнаты, где выставлялись дворцовые ковры, шпалеры, медвежьи и волчьи шкуры, а также, судя по документам, и костюмы последней императрицы. Всё это продавалось за копейки, но такие распродажи очень быстро закончились.
Потом, когда начинаются передачи в разные музеи, тоже происходят утраты. Например, я смотрела документы, где сказано, что образцы тканей, в том числе византийских VI века, передаются в музей «Ткач» в Орехово-Зуево (сейчас Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей — прим. «Бумаги»). Через некоторое время там произошел пожар, и сгорело всё, что было передано.
Другие потери были в 1950-х и 1970-х годах, когда Эрмитаж, по решению тогдашнего министерства культуры, должен был делиться своими коллекциями с другими музеями. Например, в Музей Азова (Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник — прим. «Бумаги») передают костюмы камергеров — придворных кавалеров — с роскошным золотым шитьем, костюмы казаков, придворных арапов. Зачем они в краеведческом музее? Какое отношение эти придворные кавалеры имели к региональному музею? Никакого. Тем не менее вещи были переданы и уже ничего не вернуть. (Костюмы передавали в том числе и в музеи Иркутска и Омска — прим. «Бумаги»).
В 1953 году восемь предметов из гардероба Петра I — из величайшей текстильной коллекции — были переданы в музей Полтавской битвы в город Полтава. Но если в Советском Союзе всё вроде как было в одних руках, то теперь это другое государство. И, к сожалению, насколько знаю, хранятся вещи неподобающим образом. Костюмы были опубликованы 8–10 лет назад в альбоме на украинском и английском языках. Как они когда-то поступили — несчастные, поеденные молью, деформированные, — так и были сфотографированы.
Стиль: умеренность, удобство и power dressing
«Оденьте правильную одежду, и люди сами всё поймут,» — говорила императрица, которой не было равных в искусстве выбирать стильные, уместные и «говорящие» наряды. Так, на собственную коронацию Екатерина заказала платье, разительно отличавшееся от нарядов её предшественниц. Во-первых, ткани и кружево были заказаны исключительно с русских мануфактур. Да и шили наряд русские портные, а не заграничные кутюрье. Во-вторых, украшали наряд гербы Российской империи, а не привычные россыпи бриллиантов и драгоценных камней. Своим нарядом Екатерина хотела подчеркнуть любовь к России и её культуре.
По той же причине императрица придумала покрой «русского осовремененного платья» и ввела в моду кокошники, которые полагалось носить придворным дамам на торжественные мероприятия. Позже эти русские национальные элементы стали встречаться даже в костюмах европейских аристократок.
Сама Екатерина, как и положено законодательнице мод, к европейским трендам относилась равнодушно, а порой и сознательно игнорировала их. В будние дни она носила простые платья и не надевала украшений, так как считала, что главное в одежде — удобство. По этой причине, а также вследствие своей любви к мужским развлечениям, императрица нередко представала перед подданными в мужском костюме. Отдавая предпочтение кафтанам перед кринолинами, Екатерина Великая стояла у истоков того, что мы сегодня называем пауэр-дрессинг.
Art: А.П. Антропов «Портрет императрицы Екатерины II» (1767)