С. поляница

Самые известные поляницы

Среди русских амазонок в былинах больше всего выделялись две дочери богатыря Микулы Селяниновича. Звали их Василиса и Настасья. Василиса была женой дворянина и обладала недюжинным умом и сообразительностью. С их помощью она смогла вызволить своего мужа из заточения князя Владимира. Обладая огромной физической силой, она, как и её отец, редко применяла её. Василиса Микулишна больше полагалась на свой ум, в отличие от сестры Настасьи.

Настасья Микулишна же умудрилась подраться с самим Добрыней Никитичем! В одной былине она одолела его, схватила за волосы и засунула к себе в карман. А после, разглядев, кого поймала, решила выйти за богатыря замуж. Стала Настасья героиней и другой легенды, на этот раз про Алёшу Поповича. Но в ней она предстаёт в другом образе, отличном от девы-поляницы.

Примечательна и другая Настасья — дочь Данила Манойловича. По преданиям, она вышла замуж за богатыря Дуная Ивановича. Тот сумел одолеть её в поединке. А на свадебном пиру Настасья Королевична предложила мужу посоревноваться в меткости. Сама она без промаха попала в кольцо, положенное на голову мужа. А когда пришёл его черёд, Дунай промахнулся, и Настасья умерла. Не выдержав этого, Дунай кинулся на собственный меч и умер. Согласно легенде, так появилась река Дунай.

Многие поляницы становились и героинями сказок. Например, Усоньша-богатырша и Марья-Моревна. А если обратиться к официальным документам, то о женщинах, сражающихся наравне с мужчинами, известно ещё со времён князя Святослава. В его дружины входили женщины-лучницы. Участвовали славянки и в битвах с татаро-монголами, литовцами и крестоносцами. В какой-то мере поляницами можно назвать и казачек. Они издревле бились вместе со своими мужчинами, отражая атаки врагов.

  • 10 «дурацких историй» о русской культуре от Сергея Довлатова
  • Как проходил первый в истории СССР конкурс красоты
  • Что делают женщины, когда никто не смотрит
  • 40 необъяснимых вещей, которые мы узнали из кино
  • Шедевральные иллюстрации Дали к сказке «Алиса в Стране чудес»

Синодик героинь

Былины рассказывают о таких поляницах, как Василиса Микулишна (былина «Ставр Годинович»), Настасья Микулишна («Женитьба Добрыни»), Марья Моревна и другие. Наиболее архаичными женскими образами филологи считают богатыршу Златыгорку и Настасью Королевичну из былины о сватовстве Дуная. Былинных женщин-воительниц отличала громадная физическая сила. Поляницы легко поднимали огромные палицы и кинжалы, копья и луки со стрелами. При этом боевыми повадками они отличались от мужчин. В былине о Настасье описывается устрашающее воздействие её голоса — богатырша умела «свистеть по-змеиному» и «рычать по-звериному». От этих звуков кони противников останавливаются на скаку, «леса распадаются» и «трава вянет». Чаще всего поляницы в былинах ведут себя подобно богатырям-одиночкам — ездят в чистом поле и сражаются с встретившимися им мужчинами. Нередко они коварны и жестоки, как, например, безымянная поляница — внезапно объявившаяся дочь Ильи Муромца, которую ему в итоге пришлось убить, а тело скормить волкам. Однако фольклор знает и другую, коллективную «ипостась» женщины-воительницы. В сказке «Царь-девица» из сборника Афанасьева заглавная героиня путешествует на корабле вместе с 30 девицами — «названными сестрицами». Предводительницей женского войска являлась и Девка-Турка с берегов озера Светлояр. У другого славянского народа, чехов, существовала легенда о войске молодых девушек под предводительством воительницы Власты. В сказаниях о женщинах-воительницах историки видят следы матриархальных отношений и гинекократии (женовластия). Через эту стадию развития, согласно гипотезам антропологов, прошли многие родоплеменные общества, но как раз в степях Восточной Европы женская власть, возможно, сохранялась дольше всего. Достаточно вспомнить древнегреческий миф об амазонках. По преданию, записанному Геродотом, амазонки якобы обитали в Малой Азии, но в результате трагического стечения обстоятельств они переселились на левый берег Танаиса (Дона), где смешались с местными племенами.

Подковерные интриги

У читателя могло сложиться впечатление, что богатыри чуть что начинают крушить все на своем пути: как же не повезло бедному князю Владимиру, который пытается удержать этих качков в узде!

Даже ближайших богатырей не минуют его козни. Как-то Добрыня Никитич опять поехал на подвиги и дал жене Настасье три задания:

1) ждать его шесть лет;
2) если после шести лет не вернется, забыть его и выйти замуж;
3) за кого угодно, кроме Алеши Поповича.

Все просто. Но у хитрого Владимира свои планы на красивых женщин своего государства. Спустя шесть лет князь начинает лично ходить в избу к Настасье и откровенно сватать ее за Алешу. В итоге Настасья почти уже отдает руку хитрому сыну попа, но Добрыня оказывается живым и не особо готов уступать жену. А про финал говорить не буду, захотите — прочтете сами.

Но и про себя стольный князь не забывает. На очередном пиру он приказывает найти себе подходящую жену. И тут ему сообщают о невероятной красоте и уме Василисы Микулишны — но вот незадача, она замужем за богатырем Данилой Ловчаниным. Владимир гневается: «При живом муже отбивать женщину!» Впрочем, когда это мешало русским князьям?

Характеристика[править | править код]

В былинах это женщины-воительницы, в своих боевых навыках не уступающие мужчинам-богатырям. Чтобы завоевать их руку, будущий муж должен осилить их в поединке, что удаётся с трудом (Настасья Королевична даже выбивает глаз Дунаю стрелой). Их занятие — полякование: они ездят в чистом поле и бьются с богатырями. Из-за силы их могут принять за мужчин (Василиса Микулишна в былине «Ставр Годинович», Настасья Микулишна в былине «Женитьба Добрыни»). В былине о Дунае Ивановиче Настасья Королевишна «ѣздитъ въ чисто поле полякуетъ, слыветъ поляницею преудалою».

Настасья Микулична («Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича»). Рисунок А. Рябушкина

Так, Добрыня, видя огромного богатыря, вступает с ней в поединок, но терпит позорное поражение. Настасья Микулишна «ухватила Добрыню за жёлты кудри, сдёрнула Добрынюшку со седла долой», не глядя суёт Добрыню себе в карман, и потом задумывается, кого, собственно, в карман сунула. Решает: если богатырь понравится — я его в мужья возьму, если не понравится — голову срублю. Достаёт Добрыню, и тот ей нравится, она берёт его в мужья.

В описаниях пиров князя Владимира часто некие пирующие поленицы упоминаются в запевах вместе с пирующей дружиной.

Корниправить | править код

Б. А. Рыбаков связывал обилие женских воинственных персонажей в сказках и несколько былинных сюжетов, в которых действует поленица, с дотатарским степным миром скифо-сарматского происхождения. Это может быть отражение контактов киевских воинов с аланскими или болгарскими степняками.

Д. М. Балашов считал, что поленицы напоминают конных степных сарматских воительниц: они обычно умелые наездницы и искусные лучницы. «С этой точки зрения былины отражают победы славян над сарматами: Дунай и Добрыня побеждают полениц в богатырском поединке и обретают над ними власть мужа над женой. В пользу степного происхождения образа поленицы говорит тот факт, что, согласно былине, из крови убитой Дунаем Настасьи берёт своё начало Непра-река (то есть Днепр — река, бывшая пограничной со степью). Кроме того, известно, что у сарматов были весьма сильны пережитки матриархата, поэтому нет ничего удивительного в том, что память об этом народе сохранилась в эпосе в образе женщин-воительниц». В сюжетах свадеб полениц с богатырями, по его мнению, «допустимо видеть столкновение славян с сарматами, перекрёстные браки с которыми отмечал ещё Тацит».

Амазонка в древнегреческой керамике

Балашов пишет: «Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли».

Современный исследователь пишет о родстве полениц с образами женщин-воительниц в тюркском эпосе: «В эпических произведениях встречается множество образов отважных наездниц, владеющих мечом и искусством охоты. Таковы героини киргизского дестана «Джангъыл Мирза“, уйгурского — «Нёзюгюм“, башкирского дестана «Зая Тюлек“, киргизского эпоса «Манас“, алтайского и хакасского дестана «Алтын Арыгъ“, а также азербайджанского эпического сказания о Кёр-оглы. Полагаем, что «богатырши-паляницы“ попали в славянский фольклор в результате контакта с тюркскими народами. Тюркские воительницы, в частности, есть в татарском войске в былине «Илья-Муромец и Калин-царь“». Поединок жениха с невестой, отмечает исследователь, у тюркских народов в эпоху средневековья был частью свадебного обряда и не предполагал фатального исхода.

СЕСТРЫ И СЮЖЕТНЫЕ ЗАГАДКИ

Настасья Микулишна и Василиса Микулишна — сестры-поленицы, два ярких женских образа русских былин. Однако (так же как и в случае с мужскими персонажами) несмотря на родственные связи, каждая из дев обладает собственными чертами. Более того, именно на примере этой пары мы можем увидеть двух совершенно противоположных героинь — возможно, благодаря тому, что качества сестер контрастны. Если Василиса славится, скорее, женской хитростью и смекалкой, то Настасья более приближена к классическому образу богатыря. Она обладает невероятной мощью, не уступая былинным добрым молодцам, и некими колдовскими чарами. Не исключено, что именно они являются источником ее необоримой силы.

Из-за того что былинных сюжетов о Настасье Микулишне не так много, нам остается только догадываться, какая роль отводились богатырше в русском эпосе. Не исключено, что благодаря своему происхождению от Матери Сырой Земли поленица была ее земным воплощением. Именно потому Настасья необорима, даже самый могучий богатырь в ее руках становится не сильнее малого дитяти.

Удивителен тот факт, что былины, посвященные Настасье Микулишне, описывают не подвиги или ратные свершения богатырши, а явно, подчеркивая силу и мощь героини, отводят ей лишь роль жены Добрыни Никитича. Возможно, иные сказания просто не дошли до наших дней. Известна былина о том, как сестра Настасьи Василиса перехитрила князя киевского. Вывод мог быть и таким: как бы ни была женщина сильна, все же ее место — подле мужа, а не на ратном поле.

Казалось бы, чего стоило Настасье, одолевшей даже Добрыню, самой вступиться за свою честь, когда деву стали склонять к браку с Алёшей Поповичем? Тем не менее по сюжету поленице отведена роль покорной скромницы до момента появления ее освободителя. Может быть, так в русских сказаниях отражался переход от матриархата к патриархату — смена традиций, закрепленная былинами, которые передавались из уст в уста, от поколения к поколению.

Кто пил квас и почему так много?

Квас пили буквально все: крестьяне, солдаты, врачи, монахи, цари. Его умели готовить в каждой семье по фамильному рецепту — отсюда и столько вариаций кваса. Примерно так варят борщ: общие правила одинаковые, но каждый готовит со своими нюансами. Тем более, поле для экспериментов широкое: различие могло состоять как в количествах и сортах исходных материалов, так и в деталях самой техники.

Например, для приготовления затора (хлеб или мука, разведенный водой и оставленный для брожения) брали и холодную, и горячую воду — и от того зависел результат. Или меняли время пребывания затора в печи или в чанах. Наконец, бочки, где квас должен был бродить, могли сдабривать сахаром, хмелем, мятой, изюмом, медом и т.д.

Продажа кваса — Василий Калистов

На Руси квас был каждодневным напитком, каким теперь является чай. «Квас, как хлеб, никогда не надоест» — гласит русская пословица. Раньше его считали полноценной едой, поэтому говорили, что квас не пьют, его «едят». В голодные времена за счет него выживали, его брали в поле и на другую тяжелую работу. Хотя он и был таким же жидким как сейчас, но давал чувство насыщения. А еще служил основой для десятков разных блюд: от окрошки (фактически салат, залитый квасом) до тюря с зеленым луком (суп из хлебных корок).

С XII века квас начали различать варианты кваса: кислого слабоалкогольного и сильно опьяняющего напитка. Второй называли «творенным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим. Если квас не варить, то естественное кисломолочное брожение останавливает спиртовое и тогда его крепость не превышает 1-2%, но «твореный» квас можно было бы сравнить по крепости с вином. Поэтому квас любили еще и за его качество превратиться в алкоголь.

Домашний мятный квас

Появилась отдельная профессия — квасник. Каждый квасник специализировался на определенном сорте и именовались по его названию (яблочный квасник, ячневый квасник и т.д.). Работали они каждый в своем районе, а выход за его пределы в «чужой» район был чреват неприятностями: квасники ревностно делили территорию и так решали вопрос высокой конкуренции.

Наконец, есть и еще одна версия дикой популярности кваса. «Причина этого проста: был недостаток чистой питьевой воды. И чем гуще страна населена, тем острее становился этот вопрос, вызывавший эпидемии и массовые желудочные заболевания в прошлом. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения», — говорит историк русской кухни Павел Сюткин.

Настасья Окульевна

Сергей Соломко. «Марья Лебедь белая»

Иван Билибин. «Михайло Потык». 1902

Леонид Кипарисов. «Михайло Потык и Марья Лебедь белая». 2016

«Душа-девица» Настасья Окульевна — одна из героинь сказания о богатыре Михайло Потыке. Она спасла его от происков бывшей жены, Марьи Лебеди белой. Пока Михайло сражался с врагами в чистом поле, Марья стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ней в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек. В последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Михайлу сестра царя — Настасья Окульевна:

Излечила от ран, достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Возвратился Михайло к царским палатам, убил и бывшую жену, и царя. Женился на Настасье Окульевне и стал править.

Гостиницы Поляницы

Поляница – живописный посёлок в Ивано-Франковской области, где расположен самый популярный горнолыжный курорт Украины – Буковель. Уникальность местности заключается в том, что она входит в состав Карпатского Национального парка.

Только здесь вы увидите сразу пять потрясающих гор, со всех сторон окружающих поселок. Неподалеку слышится шум знаменитого водопада Шешорский Гук, который считается красивейшей достопримечательностью не только курорта, но и всей Украины.

Отдых в Полянице – всего пару шагов до лучшего горнолыжного курорта страны

Полянице – это лучшие горнолыжные трассы, море зимних и летних развлечений и, наконец, кухня с местным колоритом! Увеличение потока туристов всегда начинается к горнолыжному сезону.

В летний период курорт тоже не пустует – спрос есть всегда.

Ведь отдых в Полянице – это доступность развитой инфраструктуры и наслаждение видами на Карпатские горы, прогулками по заповедным паркам и посещение интересных мест.

Зимой

Зима – это время, когда в посёлке очень много туристов, и все они приехали покататься на лыжах, сноубордах, снегоходах и сегвеях. Причём зимний сезон здесь начинается в конце ноября и продолжается вплоть до апреля. Отели в Полянице заняты на месяцы вперед, но жилья здесь хватает, поэтому, если вы внезапно решили поехать на курорт, вы сможете отыскать номер на нашем портале.

Нет лыж? Не проблема! В Полянице работает несколько пунктов проката снаряжения. Для тех, кто не умеет стоять на лыжах, работают школы, где инструкторы за день-два научат вас основным азам.

А после того, как вы накатаетесь вдоволь, можно перекусить в местной колыбе или ресторане. Национальные блюда, травяные чаи, наливки сделают ваше пребывание еще приятнее.

Летом

В летний сезон Поляница предлагает отдых столь же насыщенный  – для этого есть все условия. Здесь строится множество туристических и развлекательных объектов и развивается инфраструктура, особенно последние два года.

  В 2014 году рядом в Буковеле создали озеро, которое теперь является самым большим искусственным водоёмом в Украине.

Там можно позагорать на пляже, расположившись под зонтиками на лежаках; покататься на водных лыжах, гидроциклах, заняться вейкбордингом.

Помимо досуга на озере, вам будут интересны велотуры, пешие прогулки, походы в горы, катание на лошадях.

Выбираем жилье в Полянице

Но курорте есть достаточно большой выбор гостиничных комплексов, мини-отелей, небольших коттеджей и других вариантов проживания в частном секторе. Но лучшие отели Поляницы весьма комфортны, дают возможность курорту держать марку. При этом соотношение цены и качества представляемых услуг выше всяких похвал. Во многом благодаря им этот зимний курорт поднял свою репутацию.

Как только вы решили ехать, продумайте ваше проживание в Полянице. Это будет гостиница ближе к подъёмникам или тихий коттедж на окраине; нужна вам большая комната со всеми удобствами или достаточно небольшого номера со спальным местом. На нашем сайте большой выбор жилья в Полянице с подробными описаниями и возможностью быстро забронировать номер.

Поляница: отели на любой вкус

Многие гостиничные комплексы курорта выполнены в национальном карпатском стиле и гарантируют европейский комфорт. Поселившись в одной из них, в вашем распоряжении окажется не только инфраструктура, но и достопримечательности старинного поселка.

Забронировать отель в Полянице лучше заранее, особенно в том случае, если речь идет о поездке в период горнолыжного сезона. Наш удобный сервис бронирования к минимуму проблемы резервирования жилья и даже позволяет сэкономить средства.

Доступен в круглосуточном режиме.

Цены на проживание

На горнолыжный отдых в Полянице принимают самые разнообразные по уровню гостиницы, коттеджи и виллы. Если вы хотите разместиться как можно дешевле, приезжайте в самом начале или конце сезона. Цены на отели Поляницы формируются по законам горнолыжного курорта- чем ближе к трассам, тем дороже.

Проживание в 2-местном стандартном номере в среднем обойдется на двоих 550-700 UAH, в полулюксе – 800-1000 UAH, в люксе или апартаментах – 900-1500 UAH. Назвать цены на жилье в Полянице  дешёвыми нельзя, но и уровень обслуживания, а также комплектация номеров находятся на очень высоком уровне.

Бронирование номеров онлайн

Вы можете выбрать оптимальный вариант для проживания по собственным критериям отдыха и оформить бронирование гостиницы  в Полянице в любое время с помощью нашего сервиса. Мы стараемся делать всё возможное, чтобы на портале были предложения только от лучших отелей курорта!

Златогорка

По другой версии, описанной в книге Александра Асова «Атлантида и Древняя Русь», матерью Сокольника была богатырша, поляница Златогорка (Златыгорка). Причем, сам Сокольничек знал, кто его отец. Он и разыскал Илью Муромца только для того, чтобы отомстить ему.

Интересно, что аналогичная история развивается и в другом варианте былины. Согласно ему, Илья Муромец какое-то время действительно встречался со Златогоркой (или даже женился на ней), но та родила не сына, а дочь. Повзрослев, дочь Златогорки, так же сжигаемая желанием мести, как и Сокольничек, отправилась на поиски Муромца.

Древний оберег и связь с патриотизмом

Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.

Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен

При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.

Продавец кваса — Карл Булла

И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».

Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».

Эзопов язык

Передохнем от ядреного языка. Иногда в былинах попадаются эвфемизмы.

Если вы не читали былину «Ставр Годинович», то, возможно, видели симпатичный одноименный мультик, где Василиса Микулишна переодевается в посла от Золотой Орды и с помощью хитрости освобождает невинно упрятанного в казематы мужа Ставра. Князь Владимир показан в нем истеричным мужланом, который чуть не выдает свою дочь замуж за переодетую женщину и, разумеется, на фоне общего хеппи-энда остается в дураках. Мультфильм полностью соблюдает событийную канву былины про Ставра из сборника профессора Авенариуса. Но давайте зайдем на темную сторону Луны.

В «Онежских былинах» начало этой былины идентично. Ставр попадает в тюрьму. Василиса называется Василием и едет его спасать, выполняет все задания Владимира и в итоге требует вывести Ставра, ведь, по слухам, он хорошо играет на гуслях. Князь не может спорить с послом от Золотой Орды.

Василиса Микулишна в мультфильмах

В 1975 году студия «Союзмультфильм» выпустила рисованный фильм о Василисе Микулишне. Он стал второй режиссерской работой Романа Давыдова, который занимался экранизациями эпоса и исторических сюжетов. Озвучила героиню Анна Каменкова. Мультфильм отличается стилизованной картинкой, добрым юмором и слегка карикатурными персонажами.

Василиса Микулишна и Ставр Годинович

Образ Василисы Микулишны у Давыдова получился любящим и самоотверженным, но в целом характеристика персонажа отличается от былинной трактовки. Здесь она не богатырка, а просто сообразительная женщина, придумавшая и воплотившая план по спасению мужа. Она отважна, но расстаться со своей женственностью ей тяжело: обрезая роскошные косы, Василиса горько плачет. Сентиментальность, однако, не мешает ей ловко управляться с оружием и лошадьми, стрелять из лука и вести умные разговоры с князем. В конце героиня возвращает себе мужа в обмен на деньги, равнозначные дани за 12 лет, которые она вытребовала у князя после успешного прохождения испытаний.

Отдых в Полянице летом

Поляница летом – это место для  любителей спокойного уединенного размеренного отдыха без лишней суеты и шума, для тех семей, которые хотят оздоровить своих детей, и для тех, кто хочет набраться энергии и сил от первозданной природы.

Жарким летом от палящего солнца можно уйти в горы. Здесь обилие лесных ягод: черники, малины, земляники. Любители «тихой охоты» могут собирать грибы или просто дышать чистым воздухом, слушать шум  водопадов, насыщаться энергией бытия.

Село расположено у подножья гор Хомяк и Синяк. Любители активного отдыха могут воспользоваться этой возможностью и покорить их вершины.

Популярные здесь велосипедные, конные, пешие прогулки по горным склонам. Можно наслаждаться просто прогулками по «горным улицам» поселка, любуясь местными постройками в гуцульском стиле – один дом красивее другого.

В селе есть культовое сооружение – церковь Введения во Храм Пресвятой Девы Марии, а недалеко при въезде в село – перевернутый домик.

Кстати, подборку перевернутых домов в Украине можете посмотреть здесь.

Фото: infokava.com.

Ну а если кому захочется более современного отдыха – пожалуйста. В километрах 3–4 от Поляницы находится горнолыжный курорт Буковель. Здесь развлечения на любой вкус и на каждом шагу, даже летом. Мы уже писал о летнем отдыхе в Буковеле, в этой статье речь пойдет о гостиницах возле Буковеля – в селе Поляница.

Поляница быстрыми темпами развивается. Выбор жилья здесь огромный: на всякий вкус и кошелек. Отели, роскошные виллы, гостиные дворы, частные усадьбы… Цены зависят от качества услуг, места расположения (вначале села дешевле, к концу села – дороже).

Список

  • Дочери богатыря Микулы Селяниновича:
    • Василиса Микулишна — жена Ставра Годиновича. Когда муж хвастается на пиру у князя Владимира, она переодевается в мужскую одежду и спасает его.
    • Настасья Микулишна — жена Добрыни Никитича. Выходит за него замуж после поединка; также после его длительного отсутствия, когда князь Владимир заставляет её выйти замуж за Алешу Поповича, узнаёт переодетого мужа.
  • Настасья Королевична, Непра — дочь короля Данила Манойловича, жена Дуная Ивановича. Выходит за него замуж после поединка; затем погибает от его руки во время соревнования по стрельбе, Дунай кончает с собой.
  • Женщины Ильи Муромца:
    • Златыгорка, Лата-горка — мать богатыря Сокольника от Ильи Муромца, который вступает с отцом в поединок.
    • Безымянная поленица, дочь Ильи Муромца, которая хочет его убить за бесчестие своей матери, и гибнет от его руки («Илья Муромец и дочь его»; вариант былины на тот же сюжет про сына).
    • Савишна — жена Ильи Муромца, переодевшись в его богатырское платье, спасает Киев от Тугарина (в варианте былины «Про Илью Муромца и Тугарина»).
  • Марья Моревна — степная королева-воительница.
  • Безымянная поленица из былины «Три поездки Ильи Муромца», желавшая его заманить.
  • В сказке Афанасьева (№ 173) есть «девица, у которой с рук и с ног вода течёт: кто этой воды изопьёт, на тридцать лет моложе станет. (Вариант — хозяйка молодильных яблок) Выезжает со своим войском в зелёные луга тешиться — всё войско из одних девиц набрано».
  • Девка-Турка, хозяйка зверей и предводительница женского войска, связанная с градом Китежем и озером Светлояром

Упоминаются также обладательницы колдовского дара (воинские достоинства в них не подчёркиваются):

  • Марина Игнатьевна — обладает магическими способностями, колдунья из былины «Добрыня и Марина»
  • Марья Лебедь Белая, Авдотья Лиховидовна — обладает магическими способностями (оборотень), жена Михайло Потыка, злодейка.

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.

«Вульгарный» напиток

Бочка с квасом — Харрисон Форман

Позиции кваса пошатнулись во второй половине XIX века, на верхах: квас и подобные кислые вкусы начали уходить из аристократического обихода и были записаны в так называемую «вульгарную» диету. Хотя по-прежнему он ценился в мелкочиновной, купеческой, мещанской и крестьянской среде.

О чем напоминал и лейб-медик Екатерины II в 1807 году: «Старейший из лейб-медиков доктор Рожерсон, бывший любимый лейб-медик великой Екатерины, находит, что кислая капуста, соленые огурцы и квас в гигиениче­ском отношении чрезвычайно полезны для нашего петербургского простона­родья и предохраняют его от разных болезней, которые бы в нем развиться могли от влияния климата и неумеренного во всех случаях образа жизни».

Квас. На улице Горького — Николай Паламодов

В середине века началась индустриализация, и квас стали варить реже даже в обычных домах. Желая сохранить наследие, Российское общество охранения народного здоровья взяло покровительство над напитком и его производство начали открывать при госпиталях. Госпитальный квас уже целый век к тому моменту входил в обязательное довольствие армии, флота и заключенных. Где стоял полк, там должен был быть лазарет, а где был лазарет — был и ледник с квасом. Если кваса не хватало, об этом докладывали высшему руководству, с требованием немедленно выделить деньги на закупку солода.

Но последний «оплот» кваса рухнул, когда в 1905 году в полковых лазаретах и госпиталях его заменили на чай. Все из-за того, что квас гораздо труднее готовить и хранить в походах. С тех пор квас перестал быть неотъемлемым напитком русских людей и стал просто любимым. В советское время его начали наливать на разлив уже не из деревянных, а металлических желтых бочек, которые стояли по городу с наступлением жары и до осени.

Томас Тейлор Хэммонд

В постсоветской России началась бутылочная продажа кваса, его теперь можно купить в каждом магазине. Традиционные желтые бочки, кстати, до сих пор существуют. Квас в них стандартизированный и не может больше похвастаться разнообразием вкусовых оттенков, но и у такого «обычного» кваса есть свои фанаты.

С печи в богатыри

Как известно, из-за своего недуга до 33-х лет Илья Муромец вынужден был жить вместе с родителями. Он не мог ходить и даже двигать руками. Долгие годы Илья просто лежал или сидел на печи. Но однажды в дом к нему заглянули странствующие старцы, которые попросили молодого мужчину принести им воды. И произошло чудо: Муромец поднялся и выполнил просьбу визитеров. После того, как будущий богатырь выпил принесенную им же воду, он исцелился окончательно.

Почувствовав в себе нечеловеческую силу, Илья Муромец по подсказке все тех же старцев отправился в Киев, на службу к князю Владимиру. По пути он сдвинул с земли неподъемный камень, нашел коня, доспехи и оружие. Так началась «вторая», на сей раз активная и полная приключений, жизнь бывшего больного Ильи Муромца.

Исторические корни

Доказательства существования женщин-воительниц в южнорусских степях давно находят археологи. Например, в 2019 году во время раскопок древнего могильника Девица V в Острогожском районе Воронежской области был обнаружен — головной убор «амазонки», датированный IV веком до нашей эры. Цилиндрический калаф, внешне напоминающий русский кокошник, древние мастера изготовили из золотых пластин исключительного качества. Всего на Среднем Дону только за последние 10 лет учёные раскопали 11 могил вооружённых женщин. Чаще всего рядом с костями находят такие виды оружия, как мечи, кинжалы, копья и стрелы. Реже встречаются пращи, дротики и топоры. Предполагается скифское или сарматское (савроматское) происхождение этих захоронений. «Жёсткий» матриархат, при котором младенцев мужского пола убивали, — скорее всего, выдумка античных авторов. Предполагается, что у ираноязычных народов степи вооружённые всадницы всего лишь заменяли мужчин во время походов, охраняя скот и имущество от врагов. По мнению академика Бориса Рыбакова, русские былины о поляницах как раз отражали контакты восточных славян со скифо-сарматами. О браках славян с сарматами упоминал ещё римский историк Тацит. Этой же версии придерживается филолог Дмитрий Балашов. По его мнению, слово «поляница» появилось раньше слова «богатырь», заимствованного у тюрок. Скифские женщины, становясь жёнами славянских воинов, возможно, могли входить в состав древнейших дружин. Об этом свидетельствует тот факт, что поляницы упомянуты среди гостей на пирах князя Владимира Красное Солнышко. Дочери скифских и сарматских женщин могли, подобно матерям, практиковать воинское дело. При этом они носили уже славянские имена. Будучи отголоском древних времён, сказания о женщинах-воительницах передавались из уст в уста в домонгольской Руси, когда зарождался былинный цикл. Дореволюционный фольклорист Алексей Марков, автор книги «Бытовые черты русских былин», предполагал также, что реальные русские дружинники киевских князей обучали владеть оружием женщин-пленниц, захваченных ими в походах. Ещё одна версия настаивает на тюркском «происхождении» былинных поляниц, так как в эпосах киргизов, башкир, уйгуров, хакасов также встречаются подобные героини. Впрочем, учитывая хронологию исторической преемственности народов Великой степи, не исключено, что матриархальные традиции тюрок также восходят к сарматам.

Оскорбления и матерщина

Сюжет былины, известной многим по вольной интерпретации от студии «Мельница» под названием «Алеша Попович и Тугарин Змей», начинается стандартно. На дорожках русской земли стал промышлять некий разбойник, грабить честной люд, надо бы с ним разобраться. Пропустим часть истории и перейдем сразу к пиру в честь освобождения от басурманина.

Здесь мы видим странную деталь: мало того, что сам Тугарин присутствует на пиру и ест там за троих, так его еще и кормит из рук сама жена князя Владимира. Алеша не выдерживает, вызывает Тугарина на бой, обезглавливает и возвращается (Владимир даже приглашает Алешу в свою богатырскую рать).

Все счастливы, кроме жены князя, которая делает необъяснимое признание с учетом живого мужа:

Во всех детских сборниках эта былина заканчивается тем, что добрые парни весело пируют, а глупая женщина кричит им: «Ну, погоди!» Но согласитесь, такой финал кажется странным. Княгиня же не абы в кого влюбилась, а во врага народа, чуть ли не в самого дьявола во плоти, неужели ни у кого это не вызывает праведный гнев?

А теперь откроем сборник онежских былин и увидим, что там есть маленький постскриптум, этакая сцена после титров:

Но этот абзац кажется невинным после следующего примера о втором богатыре из троицы — Добрыне Никитиче. Мало в каком сборнике можно встретить былину «Добрыня и Маринка». Существуют две ее версии — одинаково диких в своем абсурде. Первая сразу цепляет вас на крючок. Собирается Добрыня в Киев погулять, пощеголять удалью, и слушает наставление от матери:

Что говорилось в былинах о женщинах-воинах

Во многих былинах воительницы представлялись как равные по силе богатырям. И, разумеется, те, увидев прекрасных дев-воительниц, влюблялись в них и хотели жениться. Но не всё было так просто! Чтобы получить место в сердце женщины-богатыря, мужчине нужно побороть её. Часто это делалось путём полякования.

Русские амазонки выезжали в чисто поле и искали, с кем бы они могли сразиться. Это и называлось полякованием. Вполне вероятно, что от этого процесса и пошло название для женщин-воительниц — поляницы. Несколько по-другому — поленицами — называли женщин, пирующих вместе с дружиной князя Владимира. Не исключено, что эти самые женщины как раз и входили в дружину. Также вероятно, что образ полениц взялся из культур соседних с Русью стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector