Как строили петербургское метро, откуда взялись легенды о гигантских червях и чего мы не знаем о создании «адмиралтейской»? рассказывает автор экскурсий по метрополитену
Содержание:
- Почему случился размыв 1974 года между «Лесной» и «Площадью Мужества»
- Площадь Восстания
- Пушкинская
- Почему декор станций стал менее нарядным и какие материалы используют в оформлении
- Торонто
- Как и почему так долго строили «Адмиралтейскую»
- Шанхай
- Сады и парки Санкт-Петербурга
- Что изучают геологи?
- Метро с горизонтальным лифтом. Как тебе такое, Илон Маск?
- Петербуржцы недовольны метрополитеном, есть адекватные причины
- Памятники и монументы Санкт-Петербурга
- Зачем в петербургском метро строили разветвляющиеся тоннели
- Станция метро «Нарвская»
- Станция метро «Кировский завод»
Почему случился размыв 1974 года между «Лесной» и «Площадью Мужества»
Тема размыва метро очень многогранна, и с ней до сих пор работают специалисты. Нельзя дать однозначных оценок тому, что произошло, и назвать причины. В этой истории всегда хочется отстаивать добрые имена проектировщиков, метростроителей и работников метрополитена, которые сперва доблестно строили , а потом устраняли аварийные последствия в них.
Избежать размыва было нельзя, потому что там находилась подземная река. Когда так говоришь, в головах обывателей возникает река, которая течет и которую можно сверху раскопать. Конечно, нет, это выглядит не так. Я участвовал в одной из работ, связанных с исследованием этого участка, и видел тот грунт — это песок, только очень влажный и с большим давлением. Это как болото или зыбучие пески. Цвет — темно-серый. В нашей стране никто через такой песок никогда тоннелей не проводил, но было понимание: если начать на большой глубине его раскапывать, он просто выдавится, как паста из тюбика. Поэтому надо было заморозить.
Кадр из фильма «Прорыв» о событиях в метро Ленинграда в 1974 году
Прежде всего необходимо пояснить, что аварийных ситуаций было две: первая, когда участок метро только строился в 1974 году, и вторая, в декабре 1995 года, когда было закрыто движение поездов между «Лесной» и «Площадью Мужества».
В 1970-е годы для строительства нового участка метро тщательно провели разведку грунтов. Вердикт оказался печальным: обойти «реку» понизу, то есть под ней, не получится. В этом случае потребовалось бы опуститься на запредельные для всего мира глубины — возникали сложности с увязкой с построенной ранее первой линией, да и пассажирам пришлось бы спускаться на станции с десяток минут. Обход с запада и востока тоже не обеспечивал лучших условий, поэтому приняли единственное возможное в те годы решение: заморозить грунт и пройти через него насквозь по кратчайшему расстоянию.
Для заморозки набурили очень много металлических труб, и по ним организовали циркуляцию специального состава, который замораживал грунт. Специалисты-морозильщики работали несколько месяцев, в результате чего грунт примерз к трубам, обводненный песок превратился в глыбу льда, через которую построили тоннель. Но со временем заморозка отошла, грунт стал отходить — и к 1994 году, спустя почти 20 лет эксплуатации с пассажирами, тоннели стали деформироваться. Условно это можно представить как канатный мост, который висит над рекой и может раскачиваться в стороны. Там было примерно то же самое: «Лесная» и «Площадь Мужества» — это берега, а посередине — провал с песком и жижей, где провисали два тоннеля.
Это стало опасно для пассажиров, и в итоге специалистам стало понятно, что если не закрыть тоннели, то всё может рухнуть. Наверху вследствие этого может просесть Политехническая улица на несколько метров. А там находятся здания, в том числе предприятия, которые работали на оборонку. Решили не дожидаться беды и просто закрыли два тоннеля, предварительно затопив их водой. Вода в тоннелях не позволяла попадать воде снаружи, которая в последние годы уже сочилась. Там до сих пор вода с песком.
Два новых тоннеля проложили в стороне так же, через эту реку. До этого рассматривали много вариантов, в том числе с ликвидацией «Площади Мужества», но выбрали самый адекватный и оптимальный по затратам ресурсов и времени. Пришлось применить уникальную иностранную технологию, которой у нас не было в 70-е годы.
Площадь Восстания
Площадь Восстания по праву можно назвать петербургскими воротами. Гости, прибывающие на Московский вокзал Санкт-Петербурга, начинают знакомство с городским метрополитеном именно с этой станции. В ее оформлении отражено знаковое историческое событие в жизни России — Октябрьское восстание 1917 года. На круглых медальонах, украшающих пилоны центрального и боковых залов отображены ключевые моменты этого события. До устройства второго входа на торцевой стене в основном зале был размещен барельеф В.И. Ленина. И в то же время белые колонны, светильники в форме подсвечников при входе в центральный зал, лепные карнизы и арки, низкий сводчатый потолок напоминают дворцовые интерьеры эпохи классицизма. За счет необычного светового решения и контраста теплого цвета стен и красного гранитного пола станция выглядит очень светлой и торжественно нарядной.
Пушкинская
Станция, тесно связанная с именем нашего великого поэта. Ее наземный вестибюль выходит к Витебскому вокзалу, откуда идут электрички в Царское Село. Часть царскосельского парка отображена на панно в подземном зале станции. Также его украшает статуя поэта работы знаменитого скульптора М.К. Аникушина и барельеф над эскалатором. Особую торжественность залу придают контрастное сочетание темно-красного гранитного пола с белоснежными пилонами и интересное световое решение. В нишах установлены высокие светильники из черного металла с позолоченным декором и хрустальными чашами. Изящные люстры освещают перрон. Мягкая рассеянная подсветка зала создает впечатление легкости и воздушности.
Почему декор станций стал менее нарядным и какие материалы используют в оформлении
Наш метрополитен строгий. Его архитектуру не назвать скудной — она лаконичная. Если залы станционных комплексов на первой очереди впечатляют своим пышным великолепием, то уже у следующих метровокзалов, построенных в 1970-е годы, небольшое архитектурное оформление, какой-то декоративный элемент в торце станции — и всё, этого достаточно. Можно заметить, что после станций первой очереди — от «Автово» до «Площади Восстания» — у нас практически не сыскать люстр или настенных бра. Всё это уступило место закарнизному освещению: это проще в обслуживании, специалистам метрополитена не нужно предусматривать мытье и протирку плафонов. Красота уступила место практичности. Ведь метрополитен должен в первую очередь возить людей.
Кстати, еще один расхожий миф рассказывает о том, что архитектура, помпезность — это очень дорого. На самом деле, вся эта красота в общей стоимости станции метро настолько мизерная, что составляет от 2 до 5 процентов от общей стоимости затрат на возведение нового участка линии метро. Самое дорогое — это построить тоннель, разработать и утилизировать породу, установить бетонные блоки, чугунные и стальные элементы, смонтировать платформы, уложить рельсы и кабели, закупить вагоны.
Есть расхожее мнение, что сейчас стали экономить на отделке станций, — ничего подобного. Например, в случае станций «Комендантский проспект» или «Волковская» у многих горожан есть мнение, что они сделаны из дешевой пластмассы. Эти голубые стены на «Комендантском» или йогуртно-черничные на «Волковской». Нет, конечно же, это достаточно дорогой специализированный материал.
Станция метро «Волковская». Фото
Метрополитен — объект повышенной опасности, который находится под землей и у которого есть определенные пути эвакуации. Это не автобус, который загорелся, открылись двери — и человек выбежал на улицу. Метро нужно еще покинуть. Поэтому самые страшные враги здесь — вода и пожар. И один из важнейших критериев для материалов: чтобы они не горели. Поэтому много натурального камня и штукатурки. Пластиком станцию запрещено отделывать: даже если пластмасса не будет гореть, она может плавиться и выделять токсичные вещества, тем самым увеличив риск для людей.
Таким образом, на «Волковской» и «Комендантском», а также на сводах всех новых станций используются композитные материалы, которые не горят. И эти станции не стоили бы дороже, если бы были из гранита или мрамора.
Торонто
В метро Торонто стоит проехаться хотя бы ради одной станции — Royal Ontario Museum. После реконструкции в 2008 году она приобрела вид, действительно, филиала музея. Для оформления этой удивительной станции использовались экспонаты Королевского музея Онтарио и Музея Gardiner, которые находятся над ней.
Пассажиры метро здесь могут увидеть культовые символы первых поселенцев Канады, Древнего Египта, артефакты традиционной культуры Китая, культуры тольтеков в Мексике и реликвии Древней Греции. Музейные экспонаты разных эпох даже поддерживают несущие колонны станции, придавая подлинность своей роли удерживания потолка над поездами.
4
Как и почему так долго строили «Адмиралтейскую»
«Адмиралтейская» — самая глубокая станция города, которая напрашивалась давно. Ее рисовали в проектах еще в 1950-е годы, только она должна была появиться на Невско-Василеостровской линии: между «Василеостровской» и «Гостиным двором». Более того, когда линию строили, там уже оставили два прямых участка тоннелей, которые позволят нашим потомкам построить еще одну станцию, но чуть в стороне. Будет две «Адмиралтейские» и переход между ними.
Об этом жители нашего города зачастую не догадываются, но, когда стоишь на платформе «Адмиралтейской», за стенкой, буквально в паре десятков метров от тебя, проходит третья линия. И, в принципе, если ночью находиться на станции, то можно услышать, как по ней едет поезд. Линии максимально приближены в районе «Адмиралтейской», что в том числе обусловило глубину этой станции.
Станция «Адмиралтейская». Фото
Ну и вторая причина — это Нева. Надо было проходить ее как можно глубже, чтобы не столкнуться с теми же сюрпризами геологии, что и в районе «Площади Мужества». В 1967 году эту станцию не сдали вместе со станциями зеленой линии, потому что эскалатор было не построить: ни один дом не снести из-за очень плотной исторической застройки, пришлось бы расселить около трех-четырех жилых домов.
Хотели даже сделать лифт, тоже малоизвестный факт: серьезно рассматривали лифт как выход на улицу, на поверхность. Так сделано, например, в Лондоне. Но в нашем городе посчитали это в какой-то степени опасным. Потому что если лифт застрянет в доме, то там застрянет два–три человека — приедет бригада, а человек просто опоздает куда-то на работу. Другое дело, когда застрянет кабина с 30–40 людьми: как они себя поведут? Будет паника или нет? А если есть задымление? Это дополнительный риск. Поэтому не стали делать лифты, пропустили станцию и построили ее практически спустя 40 лет. В том числе благодаря иностранному механизму, закупленному в Германии, который позволил снести не четыре дома, а только один по адресу Кирпичный переулок, 1.
Подземную часть станции очень долго возводили. Сложности возникали в том числе из-за того, что не было возможности опустить материал на станцию простым способом. Его привозили либо поездом ночью, либо со стороны шахты, которая была на углу Загородного проспекта и Гороховой улицы. Представьте, какое расстояние строителям приходилось проходить пешком или ехать по служебной узкоколейке, чтобы привезти материал или увезти, наоборот, разработанную глину в обратную сторону!
Году в 2009-м на станции появилась отделка путевой стены и пассажиры наконец-то почувствовали признаки ближайшего ввода «Адмиралтейской» в строй
Это важное событие произошло в декабре 2011 года. Так закончилась история станции-«призрака», как ее тогда окрестили журналисты городских СМИ.
Шанхай
Сооружение, благодаря которому Шанхай попал в этот список, представляет собой фуникулер, соединяющий два берега реки. Китайцы не стали делать просто подземный туннель, где пассажиры смотрели бы из окон на мутный подводный мир реки Хуанпу. На этом фуникулере создатели вам гарантируют путешествие к «ядру Земли».
Стоимость проезда здесь более чем в десять раз выше, чем на обычном метро. После посадки в небольшой футуристический вагон пассажиры не спеша отправляются через туннель, на котором разворачивается грандиозное световое шоу.
Пульсирующие огни, имитирующие полет через некое кислотное пространство, и вспышки проблесковых огней сопровождаются довольно зловещим саундтреком, который изредка прерывается словами «яркая звезда», «преисподняя» и т.д. Неясно, какую реакцию хотели вызвать у зрителей создатели этого фуникулера, но удивление и страх могут возникать одновременно.
2
Сады и парки Санкт-Петербурга
В городе десятки красивых благоустроенных парков. Здесь можно отдохнуть в стороне от городского шума. Провести время с семьей, погулять по ухоженным аллеям, отдохнуть в кафе или просто посидеть на лавочке.
Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова
Разбит на Елагинском острове в конце XVIII столетия. Природный комплекс Елагина острова является памятником природы. До революции здесь находилась императорская резиденция. Парк имеет классический вид и относится к английскому стилю. Наполнение территории более чем богатое и разнообразное: гроты, каналы, пруды, мосты, беседки, памятники, мини-зоопарк, лодочная станция, торговые павильоны. В близлежащем Елагинском дворце выставлена экспозиция Музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера.
Это интересно: Топ 35 — заповедные территории Санкт-Петербурга.
Приморский парк Победы
Заложен в 1945 году на Крестовском острове в честь морских побед страны. Площадь – 168 гектаров. До 1999 году (пока не была открыта новая линия метро) попасть сюда можно было преимущественно не трамвае. Знаковые объекты парка: аллея городов-побратимов, где делегации высаживают дубы, пруд с лебединым питомником на берегу, стела в память о закладке парка, развлекательный комплекс «Диво-остров».
Таврический сад
Разбит вокруг одноименного дворца. Признан памятником садово-паркового искусства. На территории установлено несколько памятников, в том числе «Юным героям обороны Ленинграда» и композитору Петру Чайковскому. С середины прошлого века в парке появились специальные зоны для отдыха с детьми. Помимо спортивных и игровых площадок работают «Игротека» и школа фигурного катания.
Московский парк Победы
Заложен в 1939 году, но проект изменили в 1945 году, приурочив к победе в Великой Отечественной войне. Площадь – 68 гектаров. Мемориальные объекты: Аллея героев, Памятный знак «Вагонетка», Мемориальная аллея памяти, Ротонда в память о жертвах блокады. В 2010 году возведена часовня. В парке достаточно мест для отдыха. В зависимости от сезона работают прокаты лодок и катамаранов, каток, аттракционы.
Парк 300-летия Санкт-Петербурга
Самый молодой парк города. Площадь – 54 гектара. Изначально территория была на треть больше, но её урезали, и почти 30 гектаров отдали под застройку. Парк создавали к юбилею Санкт-Петербурга, поэтому тут много символизма. Например, высажено именно 300 деревьев, а основные объекты (фонтаны, колонна, стилизованная под маяк) отсылают к городской истории. Парк пополняется новыми достопримечательностями до сих пор.
Александровский парк в Петроградском районе
Один из первых публичных парков города занимает площадь в более чем 14 гектаров. Основанный в начале XIX века, парк сильно изменили в наше время. Появилась пешеходная зона, высажены сотни деревьев и кустарников, заменено старое освещение. В 2011 году на территории Александровского парка открыт «Мини-город» – собрание миниатюр главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Они выполнены в масштабе 1:33.
Что изучают геологи?
Полвека назад русские геологи открыли богатейшие запасы нефти в Западной Сибири
Это важное событие послужило поводом для учреждения праздника – Дня геолога. Время его проведения (первое воскресенье апреля) было выбрано потому, что в начале апреля геологи собираются в экспедиции, начинается «полевой сезон»
Самая известная работа геологов – поиск полезных ископаемых: нефти, газа, песка, камня, драгоценных и «обычных» металлов, самоцветов… Даже подземная вода – тоже полезное ископаемое. Чтобы не копаться наугад, геолог должен буквально «видеть насквозь» местность, которая у него под ногами.
Не менее важно исследовать нашу планету целиком, как единый организм. Так хороший доктор знает всё о своём пациенте с самого рождения, предугадывая его возможные болезни
Пять миллиардов лет жизни Земли (а наша планета сейчас – «в самом расцвете сил») прошли бурно и интересно. Огромные метеориты шлёпались в густое гранитное месиво, как куски варенья в кипящую манную кашу. Исполинские вулканы извергали потоки раскалённой лавы. Расходились и вновь сталкивались континенты, образуя в местах столкновений гигантские складки – горные системы. Океаны заливали всю сушу, а затем пересыхали, оставляя «на память» километровые толщи отложений. Иногда планета превращалась в космический «снежок», полностью покрываясь снегом и льдом. Ледники, сползая с гор, отламывали куски скал и переносили их на большие расстояния. Землю внезапно «захватывали» диковинные растения и животные, после чего столь же стремительно погибали, превращаясь в окаменевшие скелеты. Все эти невероятные процессы – предмет будничной каждодневной работы учёных-геологов.
Петербург стоит на самом краю Русской плиты – необъятного гранитного блюда. Один его край выходит на поверхность Земли в виде скал на Карельском перешейке. Другой край показывается далеко на юге, на Украине. Внутри «блюда» лежит «слоёный пирог» из океанических осадков: это глины, окаменевшие пески, известняки с фрагментами вымерших организмов. Чем ниже слой, тем древнее горная порода. Этот слоёный пирог хорошо виден в обрывах долин многочисленных рек (Ижоры, Копорки, Поповки, Саблинки, Волхова, Сяси…), которые разрезают его своим течением. В самых ближайших окрестностях Петербурга сохранилось множество окаменевших свидетелей сотен миллионов лет и хранителей ещё не разгаданных головокружительных тайн. Всё так интересно, и всё рядом с нами.
Санкт-Петербург изначально был задуман Петром как непревзойдённый в своём великолепии, непременно каменный город. Лучшие архитекторы мира возводили на берегах Невы свои шедевры. Выбирая строительный материал, они использовали лучшее из того, что предлагал им наш северный край: многоликую и неповторимую красоту местного камня. И теперь перед нами – редкое по красоте сочетание рукотворного и природного идеалов. Одна из наших стенгазет – «Каменный город» – была посвящена местным камням, из которых он сделан.
Метро с горизонтальным лифтом. Как тебе такое, Илон Маск?
«Парк Победы» – первая станция закрытого типа.
В Питерском метро применяется необычная планировка станций, так называемый «горизонтальный лифт».
Фишка в том, что боковые пролёты, где ходят поезда, ограничены сплошной стеной. Здесь используется система с закрытыми дверями, которые напоминают двери обычного лифта.
Станция закрытого типа, вид с рельс.
При подъезде локомотива, двери вагона совпадают с дверями платформы, и они все одновременно открываются.
На самом деле, бывают ситуации, когда этого не происходит. Поезд либо не доезжает пару метров, либо переезжает контрольную точку и машинист вынужден сдавать назад.
Несмотря на то, что необычный вид станций с «горизонтальным лифтом» имеет лучшие показатели безопасности, такая технология прижилась только в Санкт-Петербурге. Такие двери не очень экономичные в эксплуатации.
Петербуржцы недовольны метрополитеном, есть адекватные причины
Планы строительства к 2015 году, в которые не веришь.
Самая сильная головная боль – это отсутствие кольцевой ветки в питерском метро. Для того, чтобы, попасть на близлежащую в географическом смысле станцию, приходится ехать практически до центра города, где, сделав пересадку, нужно ехать в обратном направлении.
Например, для того чтобы доехать от станции «Ленинский проспект» до «Московской» придётся затратить около 35 минут и проехать лишних 9 станций. За это же время расстояние между двумя этими станциями можно пройти пешком!
Пешком или на метро? Время одно и тоже.
План развития питерского метрополитена постоянно меняется. Сдвигаются сроки строительства и открытия новых станций. В то время, как в Москве станции открываются ежегодно, в Санкт-Петербурге каждая новая станция – настоящее событие для жителей города, которого ждут многие годы.
Например, станцию «Проспект Славы» планировали открыть в 2011 году, но на январь 2018 года строительство так и не было завершено.
В соответствии с планом развития метро Петербурга до 2025 года городские власти обещают достроить так называемый Фрунзенский радиус. Его проектировали ещё в 80-х годах прошлого века. Но что-то мне подсказывает, что «кольца» в питерском метро придётся ждать еще полвека.
Жетон в метро в начале 2019 года стоит 45 рублей. Да-да, в Питере все еще используются жетончики.
Тем не менее, метрополитен в Северной столице:
1. Бесспорно красив. Некоторые его станции – практически произведение искусства.2. Надежен. Несмотря на проблемы с подземными водами, метрополитен работает без сбоев.3. Имеет крайне необычные конструктивные решения, в том числе и на самих станциях.
iPhones.ru
Факты о питерском метрополитене, о которых вы могли не знать.
Памятники и монументы Санкт-Петербурга
Самые известные исторические и современные памятники и монументы города.
Памятник «Медный всадник»
Памятник Петру I установлен на Сенатской площади в 1782 году. Отлит из бронзы, а название «медный» появилось из-за стихотворения Пушкина. Высота – более 10 метров. Автор проекта – Этьен Фальконе. Он не мог присутствовать на открытии из-за дворцовых интриг. По приказу Екатерины II на памятнике появилась надпись «Петру I Екатерина II». Так императрица хотела подчеркнуть, что «второй» она является непосредственно после последнего царя всея Руси.
Рекомендуем: 35 знаменитых памятников Санкт-Петербурга.
Памятник Екатерине II
Находится на площади Островского с 1873 года. Автор проекта – Михаил Микешина. Высота бронзового изваяния вместе с гранитным постаментом – около 10 метров. В памятнике много символизма. Например, фигура Екатерины II намного выше фигур окружающих её видных деятелей эпохи, что подчёркивает место каждого из них в истории страны. Вандалы периодически воруют или повреждают «аксессуары» знати: чаще всего страдает шпага Суворова.
Ростральные колонны
Возведены на Васильевском острове в начале XIX столетия. Первоначально служили портовыми фонарями и использовались до 1885 года во время тумана или по ночам. Автор проекта – Жан-Франсуа Тома де Томон. Высота каждой колонны – 32 метра. Внутри у них винтовые лестницы, сохранившиеся в хорошем состоянии. В середине прошлого века в колонны провели газ и включают их только по торжественным случаям.
Нарвские триумфальные ворота
Первоначально на этом месте была сооружена арка из дерева и алебастра. Она стала последним проектом Джакомо Кваренги. Триумфальные ворота предназначались для встречи войск, победивших в Отечественной войне 1812 года. Конструкция быстро пришла в негодность и была заменена капитальной каменной аркой. Высота сооружения – 23 метра, ширина прохода – 15 метров. Верхний зал внутренних помещений превращён в музей.
Памятник Николаю I
Установлен на Исаакиевской площади в 1859 году. У проекта два автора. Конную статую императора создал Пётр Клодт, а пьедесталом занимался Огюст Монферран. Памятник стоит на одной оси с монументом Петру I. Их разделяет Исаакиевский собор. В советское время поднимался вопрос о демонтаже достопримечательности, но Скульптура Николая I так и осталась на своём месте. Памятник обветшал, поэтому в ближайшее будет отреставрирован.
Скульптура «Чижик-Пыжик»
Шуточная песенка про приключение маленькой птички на Фонтанке привела к появлению этого памятника. Его высота – 11 сантиметров, а масса вместе с постаментом – 5 килограмм. Небольшие размер и знаковость скульптуры привели к тому, что её несколько раз похищали. Есть примета: надо бросить в сторону «чижика» монету, и, если она не упадёт с постамента, то человека ждёт удача.
Памятник А. С. Пушкину
Установлен на Площади искусств напротив Русского музея в 1957 году. Отлит из бронзы. Высота с гранитным пьедесталом – более 7 метров. Скульптору Михаилу Аникушину пришлось перебрать много вариантов. Он создал десятки графически и скульптурных портретов писателя, прежде чем сделал окончательный выбор. Столь щепетильный подход был связан с необходимостью вписать памятник в уже сложившийся архитектурный стиль округи.
Сфинксы на Университетской набережной
В 1825 году в Египте на раскопках были обнаружены сфинксы из розового асуанского гранита. Они датированы XIV веком до нашей эры. История покупки скульптур растянулась на несколько лет, но в 1832 году они всё же прибыли в Санкт-Петербург. Сфинксов установили на Университетской набережной. Учёные изначально были против, так как считали местный климат разрушительным для столь хрупких памятников.
Памятный знак кораблю «Полтава»
Посвящен первому русскому 54-пушечному парусному линейному кораблю 4 ранга. Уменьшенная копия «Полтавы» помещена на пьедестал и установлена на Воскресенской набережной в 2015 году. Высота – около 10 метров. Памятник выполнен с высокой степенью детализации. Барельефы на боковинах постамента описывают сцены морских сражений русского флота при правлении Петра I.
Зачем в петербургском метро строили разветвляющиеся тоннели
Пассажиры нечасто смотрят в окно вне станций: тоннель и тоннель, что там может быть интересного? Но в ряде случаев можно увидеть какие-то уходящие в сторону коридорчики, лесенки, а то и ответвляющиеся тоннели. Например, при движении на север от станции метро «Политехническая» к «Академической», можно увидеть, как в сторону уходит ответвление. Это один из нереализованных пока советских проектов по строительству вилки, то есть раздвоения линии.
В Москве такое уже давно есть на Филевской линии: часть метрополитена идет в сторону «Кунцевской», а часть — в Москва-сити. И ты стоишь и смотришь на табло, куда твой поезд поедет. Нечто подобное было предусмотрено на «Политехнической»: чтобы часть поездов шла до «Комсомольской», то есть сейчас в «Девяткино», а часть — к проспекту Культуры, в сторону Бугров.
Но до этой идеи пока не дошли. В будущем же это разветвление может пригодиться. Потому что построить под землей что-то новое в десятки раз проще, чем пристроить к существующему. Конечно, нашему метрополитену в этом плане далеко до Москвы, но разных заделов очень много. Некоторые из них были использованы спустя 20–30 лет, а некоторые до сих пор ожидают своего часа.
Станция метро «Нарвская»
Своё название, как и предыдущая станция, получила по месту расположения в районе Нарвской заставы.
Подземная часть этой станции тоже находится на большой глубине.
Стены облицованы белым мрамором.
На боковых частях мощных опорных колонн скульптурные композиции. Изображают они людей разных профессий. Поэтому легко определить тему оформления станции. Посвящена она трудовым подвигам советских людей.
Можно заметить, что сюжеты повторяются.
Подземная часть станции метро «Нарвская».
Кого изобразили скульпторы? Вот учительница. Она ведёт ученицу в страну знаний. А это геолог. Он рассматривает найденные образцы горной породы.
В руках работников сельского хозяйства колосья пшеницы. Напротив них строители. Один из них держит в руках макет павильона станции метро «Нарвская».
Солдатам дарит букет цветов маленькая девочка. Она может спать спокойно, когда на страже страны стоят доблестные воины.
Подходим к следующей композиции. Это работники искусства: живописцы и скульптор.
Композиция «Деятели искусств».
А на другой композиции ткачихи держат в руках сотканное полотно. С ними соседствуют герои эпохи — строители метро.
Лицевая сторона опорных колонн декоративно оформлена. В обрамлении дубовых листьев круглая решётка. В ней лавровый венок. В центре венка символ единения рабочего и крестьянина — серп и молот.
Карниз опорной системы облицован красным гранитом. Его украшает бронзовая гирлянда из листьев с 5-конечными звездами в середине.
Колонны держат сводчатый потолок с рядами дугообразных светильников.
Станция метро «Кировский завод»
Недалеко находится знаменитый Кировский завод. Он и дал название станции.
Наземный павильон очень красивый. По архитектуре напоминает древнегреческий храм. Облицован светлым мрамором. Окружён по периметру колоннадой.
Центральную часть подземного зала от платформ отделяют колонны, облицованные серым мрамором.
Зал станции метро «Кировский завод».
Присмотримся к барельефам и угадаем тему оформления станции.
На вершине каждой колонны барельеф серебристого цвета с символическими изображениями отраслей промышленности.
Вот нефтяная вышка. А это элементы сталелитейного цеха. Узнаваем отбойный молоток горняка. Яркий свет вырабатывает турбина. Не вызывает сомнений тема оформления зала. Это индустриализация страны.
Барельеф с атрибутами горняков. Выше эмблема Кировского завода.
В торцевой части подземного зала на постаменте из красного гранита установлен бронзовый бюст В.И. Ленина. Не случайно. Именно он ставил задачу развития индустрии.
Потолок зала арочный. Украшен лепниной в виде венков из дубовых листьев. В центре венка шестерёнка, а в неё вписана буква «К». Станция метро называется «Кировский завод». А Кировский завод — флагман тогда ещё советской промышленности. Должна быть его эмблема.
Станция очень светлая. Из потолочных плафонов льётся море света.