Что такое феминизм

Содержание:

Гендерный разрыв в работе

Во многих странах формально распространены идеи карьерного равноправия: каждый человек волен сам решать, как он хочет работать и нужно ли ему это вообще. Но на практике пол по-прежнему ощутимо влияет на карьерные возможности. Киты, на которых стоит гендерное неравенство:  в оплате труда мужчин и женщин (его индекс на сегодняшний день по-прежнему ненулевой во всех странах); «стеклянный потолок», а также то, что женщинам и мужчинам нужно прикладывать неравные усилия для  одной и той же должности.  

Российское законодательство запрещает указывать желаемый пол кандидата в вакансиях, но некоторые работодатели всё равно предпочитают рассматривать на должность в первую очередь мужчин. А тексты вакансий для девушек могут дополнить подробностями, не имеющими отношения к профессиональным качествам. В некоторых странах до сих пор существуют списки запрещённых для женщин профессий; при этом, по оценке Всемирного банка, в России женщины сталкиваются с наибольшим количеством карьерных ограничений в мире — для них запрещены 456 видов работы. Запрет большего числа из них для российских женщин связывают исключительно с предполагаемым вредом для репродуктивного здоровья — во многом это результат политики, ставящей женщине в приоритет рождение ребёнка. Во время собеседования и в процессе работы женщины нередко испытывают и другие трудности — сталкиваются с харассментом, предвзятым отношением, дискриминацией. Кроме того, женщинам часто приходится совмещать работу с заботой о детях. Рабочие пространства зачастую совершенно  для матерей.

Установка «мужчины от природы амбициознее, способнее и должны зарабатывать больше женщин» мешает принять здравую мысль: разделение на «мужское» и «женское» в карьере притянуто за уши и лишь закрепляет неравное распределение власти в обществе

Феминизм обращает внимание на то, по каким системным законам работает это неравенство, как оно мешает работе в тех или иных сферах, на перекос позиций, при котором у мужчин по умолчанию на старте больше очков

Надышали тут

Брауншвайгер, не размениваясь на мелочи, заявила, что новые дети не нужны, потому что, первое, это спровоцирует эскалацию изменения климата. Именно так и никак иначе. Ведь каждый новый рот — это тонны отравляющего углекислого газа. И так-то надышали, а скоро будет совсем невмоготу. Ледники растают, мы все погибнем, прекратите рожать!

Вторая причина для сознательного отказа от материнства — это экономический кризис. Дескать, на сидящих в декретных отпусках мамаш сегодня работает весь бездетный сегмент общества. Несправедливость налицо. Завязывайте с вашими младенцами!

дети

Фото: TASS/DPA/Lino Mirgeler

Ну и в-третьих, и тут немку окончательно занесло, — нет никакого проку в детях, никого они не делают счастливыми и вообще родители — это ходячие зомби и еще Ницше говорил о новорожденных как о «новой грязи», приходящей в этот мир.

Странно, конечно, что манифест педагога был написан и опубликован в стране, коренное население которой год от года неуклонно сокращается, а в Основном законе черным по белому написано: «Дети — наше будущее». Можно было бы признать женщину очередным публичным фриком с неадекватными амбициями и пробелами в собственном образовании (пассажи о CO2 отсылают за черту невежества) и переключиться на дела житейские, если бы не одно «но». Верена Брауншвайгер, помимо прочих своих заслуг, которые, очевидно, налицо, позиционирует себя как радикальная феминистка.

И вот тут разворачивается совсем другая интересная тема.

Анна Политковская

Журналистка, писательница, правозащитница

Довольно громкая фигура, которой в свое время, к счастью, было уделено много внимания.

Анна была профессиональной журналисткой, которая неоднократно выезжала в горячие точки и освещала события. За уникальные репортажи о военных действиях в Чечне она была удостоена премии «Золотое перо России», а также написала ни одну книгу о чеченской ситуации и ни одну статью, рассказывающую ужасные подробности происходящего.

Она очень резко и без особого стеснения выступала против действующей власти в 2000-х годах и освещала темы, связанные с конфликтом в Чечне. 

Wikimedia Commons

Помогала родственникам, в частности, матерям погибших в Чечне, отстаивать свои права в суде, а также писала и выступала на тему «Норд-Оста», помогала жертвам.

Ее боялись: во время трагедии в Беслане Политковская вылетела для подключения к переговором, но после чашки чая в самолете потеряла сознание и в тяжелом состоянии была госпитализирована. Что послужило причиной — отравление или вирусная инфекция — официально не доказано. Подобных ситуаций в ее жизни было множество. 

В честь Анны учреждена премия. 7 октября 2006 года она была убита в лифте своего дома.

Функция феминизма в обществе

Любое общественное движение возникает как ответная реакция на проблему, влияющую на развитие общества. Дискриминация по признаку пола является наиболее древней и злободневной проблемой всего человечества. Женщина по мере развития общества от первобытного состояния к феодализму и даже капитализму становилась собственностью мужчины, не имея никаких прав на собственность, свободу перемещения, выбора рода занятий, вероисповедания и т.п. В период раннего христианства женщине даже отказывали в праве на душу, что приравнивало её к положению домашних животных.

Дискриминация людей по формальным признакам не позволяет раскрыться их интеллектуальному и творческому потенциалу. Женщина, низведённая до положения рабыни своего мужа, для общества практически потеряна. Единственная её общественная функция заключается в деторождении и ведении хозяйства, что не позволяет раскрыться потенциалу личности в полной мере.

Бесправие женщины негативно сказывалось и на благополучии её детей. Потеряв мужа, мать не могла в полной мере обеспечить будущее своих детей, что увеличивало детскую смертность и негативно сказывалось на состоянии общества.

Любо общество сильно разнообразием способностей и возможностей своих членов. Если предположить, что оно состоит в равной степени из мужчин и женщин, то при дискриминации одной из частей оно теряет половину своего потенциала.

Не удивительно, что социальное, политическое и экономическое развитие человечества приобрело особенно быстрые темпы с конца 19 века. Именно тогда возникло движение феминизма, а женщины в странах европейского типа развития получили право на образование, выбор профессии, политические свободы.

О нормах традиционной и здоровой маскулинности

Из области исследований мужчин и маскулинности мы знаем уже довольно. Например, как нормы традиционной мужественности (или гегемонной маскулинности) связаны с некоторыми негативными последствиями.

  • Мужчины, которые поддерживают эти нормы, в большей степени склонны проявлять агрессию по отношению к женщинам или представителям сексуальных меньшинств.
  • Такие мужчины в большей степени склонны употреблять алкоголь и курить.
  • У них часто больше психологических проблем.
  • У них нет навыка говорить о своих эмоциях.

И все это, безусловно, очень нам нужно, поскольку открывает нам глаза на то, что происходит с мужчинами. Но в то же время раз в пять лет в академических научных журналах появляется какая-либо статья, в которой авторы пишут, что мы продвинулись в познаниях, как маскулинность связана с функциональным поведением и насколько маскулинность мешает нам, но пока ничего не известно о позитивных последствиях. И это странно. Из этого может сложиться ощущение, что маскулинность — это плохо. И очень мало статей и исследований сегодня направлены на тему того, а есть ли в этом что-то позитивное и позволяют ли нормы маскулинности существовать в реальности, где гендерное равенство является желаемой целью. Такие статьи периодически появляются и призывают исследовать эту тему, но пока что получается плохо, потому что не очень понятно, как именно ставить исследовательские вопросы и что конкретно мы пытаемся найти.

В психологии имеются формулировки концепции позитивной маскулинности. Своя концепция есть и у глобальных мировых движений — например, White Ribbon Campaign, которая существует по всему миру, но в большей степени представлена в Великобритании и Австралии. У них есть свое определение — healthy masculinity. Как мы видим, начинаются попытки определить, как может быть проявлена и концептуализирована эта здоровая маскулинность.

Исследования показывают, что мужчины, которые придерживаются норм здоровой маскулинности, меньше склонны к деструктивному поведению.

Нормы здоровой маскулинности определяются различными движениями и академическими исследователями по‑разному.

Если мы посмотрим на тех же White Ribbon Campaign, то они определяют здоровую маскулинность как отказ от стереотипов, которые вредят мальчикам и мужчинам. Их суть в том, что здоровая маскулинность — это возможность быть добрым, эмпатичным, находить мирные способы решения проблем, тогда как одна из норм традиционной маскулинности — это агрессия, позиция, что мужчина должен решать все свои проблемы исключительно в воинственном ключе и уметь постоять за себя физически.

Здоровая маскулинность, наоборот, говорит, что нужно уметь находить мирные способы решения проблем.

Также здоровая маскулинность подразумевает некую вариативность. Опять же у White Ribbon Campaign на сайте написано, что да, мальчики и мужчины могут быть храбрыми, ассертивными, жесткими, иметь мускулы и любить регби. Но в то же время они должны уметь выражать свои эмоции, им может нравиться готовка, танцы, садоводство — все что угодно, что не вписывается в гендерные стереотипы. Это снова разговор о свободе самовыражения. Если хочешь выстраивать свою жизнь в рамках гендерных стереотипов — пожалуйста. Но если тебе там некомфортно, то всегда есть свобода выбора и ты можешь заниматься чем-то другим, что нравится именно тебе.

Также в здоровой и позитивной маскулинности есть один важный пункт — уважение к женщине. И если академическая научная концепция здоровой маскулинности и концепции движений в остальном во многом различаются, то в этом пункте они единогласны.

За что борются сторонники феминизма

Изначально, в период первой и второй волны представители феминизма боролись за те права, которые для нас сейчас кажутся обыденными, и мы не представляем современную жизнь без этих вещей. Например, за право женщин носить брюки, получать образование, голосовать на выборах, работать и другие. Позднее, когда феминизм стал развиваться как идеология, круг феминистских целей стал расширяться. Выделяют несколько основных направлений, по которым по сей день ведётся борьба.


С усложнением отношений и общественных явлений появляется больше поводов для борьбы и защиты женщин

Безопасность

Устоявшееся и устаревшее мнение о женщине лишь как о сексуальном объекте, заставляет женский пол бояться домогательств до сих пор. Борьба феминизма в направлении безопасности женщин заключается в борьбе от:

Благополучие

В этом направлении выделяют следующие аспекты:

  • Стереотипные, гендерные взгляды, не позволяющие женщинам достичь желаемого, например, в карьерном росте. Так называемый стеклянный потолок, который устанавливается относительно женского пола и не даёт им развиваться в профессиональной среде, независимо от личных и профессиональных качеств.
  • Запрет на осуществление деятельности в некоторых профессиях. В России существует список профессий, недоступных для женщин. На 2021 год он содержит 100 профессий. До 1 января 2021 года список состоял из 456 профессий.


ООН постоянно в рамках своей деятельности поднимает вопросы незаконности дискриминации женщин в труде

Свобода

Свобода женщин также одно из важнейших направлений борьбы феминисток. 

  • Навязывание образа женщины, сексизм. Существование некого образа и отклонение от него вызывает общественное порицание, унижение.
  • Аборты. По мнению феминисток запреты абортов навязывают женщинам функцию деторождения. А значит, ограничивают выбор самой женщины рожать или нет.

Равноправие

Равноправие является важнейшей составляющей всех направлений феминизма. Проявляется, например, в равенстве размера оплаты труда женщин и мужчин при выполнении одинаковой работы, оплаты аналогичной занимаемой должности.

Сепаратистский феминизм

Сепаратистский феминизм — форма радикального феминизма, получившая наибольшее развитие в 1970-е. Он продвигает идею физического, психологического, эмоционального и духовного отделения от мужчин. Сепаратистские феминистки выступают против гетеросексуальных отношений, а также против рабочих и личных отношений с мужчинами в принципе: они считают, что мужчины не могут принести никакой пользы феминистскому движению и только способствуют утверждению патриархальных отношений.

Начало движению положила организация «Ячейка 16», основанная Роксанной Данбар. Программа организации подразумевала целибат, сепарацию и тренировки по самообороне. Лесбийские отношения никогда не были частью программы «Ячейки 16», но именно она заложила основы лесбийского сепаратизма. Сепаратистские коммуны возникают и в наши дни.

Алина Павлович

По собственному определению, «умеренная, нерадикальная» феминистка Алина Павлович, несмотря на молодой возраст, добилась признания в России и за ее пределами благодаря «позитивным и конструктивным идеям». Этой темой девушка заинтересовалась в 16 лет, ее возмущало нарушение прав женщин, бытовое и семейное насилие, дискриминация по половому признаку. Алина считает, что насилие в семье – одна из важнейших проблем в нынешней России. Девушки, которые с этим столкнулись, предпочитают не обсуждать данную тему с посторонними людьми, боятся открыто говорить.

Павлович также считает, что родители допускают серьезные ошибки в воспитании детей, например, когда говорят, что девочка не должна злиться, если мальчик дергает ее за косы: ведь так он проявляет симпатию, и это хорошо. Женщина с детских лет привыкает подчиняться и потакать мужчине, такое поведение поощряют взрослые и родители. По мнению феминистки, среди молодежи мало тех, кто понимает, что такое феминизм, и большинство парней и девушек до сих пор придерживаются патриархальных взглядов, как и старшее поколение.

Алина Павлович, фото: соцсети

Елизавета Глинка

Правозащитница, врач-реаниматолог, филантроп, общественная деятельница

Дмитрий Азаров / Коммерсантъ / Fotodom.ru

Елизавета Глинка член правления Фонда помощи хосписам «Вера», участник работы Первого Московского хосписа и человек, который внес неоценимый вклад в развитие паллиативной медицины в России и распространение информации о ней.

Помимо этого основала международную общественную организацию «Справедливая помощь», которая организовывает помощь онкобольным, малообеспеченным и бездомным. Боролась за права избирателей, помогала жертвам пожаров, оказывала помощь пострадавшим в конфликте на Украине. Елизавета Глинка должна была быть святой — наверняка так и есть на самом деле.

Она погибла в авиакатастрофе под Сочи по пути в Сирию для доставки партии лекарств.

Идеи феминизма

На протяжении столетий цели и методы феминизма менялись. Но у всех направлений можно найти общие идеи:

  • Общество не имеет права определять внешний вид (сексуальная оценка) и социальный статус (материнство, домоводство) женщин.
  • Любое насилие и сексуальные домогательство женщин должно наказываться по закону.
  • Женщина имеет право на активную политическую жизни.
  • В приоритете уничтожение репродуктивного насилия. Каждая женщина вправе сама выбирать контрацепцию, решать вопросы аборта и родов. То же касается и брака: права мужа и жены равны.
  • Доступ к достойной оплате труда, высшему образованию на уровне мужчин.
  • Борьба с традиционными стереотипами, которые утверждают, что женщина обязана заводить семью, рожать, ухаживать за домом в ущерб своей карьере.

Как феминистки после 1905 года устраивали митинги и почему не праздновали 8 Марта

Первый женский политический митинг состоялся весной 1905 года в Таврическом саду после дарования мужскому населению избирательного права. Соответственно, бастовали за избирательные права и для женщин, но не только для них, но и для людей любого вероисповедания и национальности, а также за совместное обучение женщин и мужчин.

Митинг никак не разгоняли: женщины получали разрешение от правительства, всё согласовали, и им давали право выступать. Они старались работать с властью на понимание. Например, Философова в одном письме говорила о митингах: «Ваш батенька всегда позволял нам устраивать наши маленькие протесты». Конечно, небольшие нарушения там всё равно допускались, но на них власть закрывала глаза.


Слушатели лекции. Фото из личного архива Ирины Юкиной

За первым митингом последовало только открытие филиалов движения в городах поменьше. Потом были и другие протесты, также согласованные; вплоть до 1917 года феминистки писали обращения к правительству, партиям, в Госдуму.

В Петербурге чаще всего протесты проводились в Соляном городке. Можно предположить, что администрация давала разрешение митинговать только там.

Петербургские феминистки не праздновали и тем более не протестовали 8 Марта, проводя в этот день лишь «утра по женскому вопросу». Они, конечно, знали об этом дне с момента его появления, но считали его пролетарским праздником.

При этом большинство женщин, не имевших отношения к феминизму, стали отмечать этот праздник еще в 1913 году. А 8 марта 1917 году пролетарки вышли в колонну протестовать против нехватки хлеба и бедности, к ним начали присоединяться другие рабочие, в результате чего в Петрограде встали фабрики и заводы. И вскоре случилась Февральская революция.

До прихода к власти большевиков в 1917 году фактических решений по политическим правам женщин не было. Но к этому времени феминистки уже создали почву, благодаря которой в будущем одинаковые права будут введены для всех.


Фото из личного архива Ирины Юкиной

О ближайших перспективах гендерных перемен

Что феминизму, что движению мужчин еще есть куда расти: работы очень много. Некий процесс пошел, но это еще не потолок. Когда мы начинаем размышлять, куда движется феминность и маскулинность, что происходит с гендером, нужно делать скидку, что мы это делаем в рамках нашей социальной реальности, например московской, питерской — реальности больших городов. В этом смысле мы обладаем некими преимуществами: мы наблюдаем процессы, которые происходят здесь и сейчас, и мы в них как-то участвуем. Но если мы посмотрим на дальние регионы России, мне верится с трудом, что туда дошла хотя бы малая часть повестки феминизма и что там произошли какие-то глобальные изменения. Информационное пространство распределено неравномерно.

Нормы маскулинности порождаются самими мужчинами — любыми: гетеросексуальными, транссексуальными, гомосексуальными, цисгендерными… Приходит понимание, что им некомфортно, и эти нормы, в рамках которых мы социализировались и воспитывались, сильно ограничивают мужчину и не дают ему в полной мере реализоваться в жизни, если следовать исключительно им. И начинаются попытки выйти из того, что называют термином male box — в переводе с английского «мужская коробка», стремление посмотреть, что находится за этими границами. Сами мужчины, которые находятся в этих «коробках», являются первыми агентами перемен. Есть еще социальные движения и ученые, которые распространяют знания, что вообще происходит с гендером и маскулинностью. Россия, к сожалению, сейчас находится очень высоко в рейтинге по мужским самоубийствам. Причем, по данным ВОЗ, разница с женскими суицидами составляет 6,5 раза. Социальные движения и ученые также служат агентами перемен, активно обсуждают повестку того, что происходит с мужчинами и что можно и нужно предпринимать.

Главный проблемный пункт не только в России, но и в мире — восприятие мира все еще в качестве бинарного, то есть двойственного, потому что мы до сих пор говорим о мужчинах и женщинах как о некоторых собирательных образах. И когда мы смотрим гендерные различия в каком-либо феномене, мы до сих пор смотрим на женщин как на целую группу и на мужчин как на целую группу. Но эти группы очень негомогенны, неоднородны. Если мы будем смотреть на разные группы мужчин внутри большой категории мужчин и на разные группы женщин внутри большой категории женщин, то, во‑первых, мы там найдем много того, о чем еще не знаем, и, во‑вторых, это поможет нам сориентироваться, что делать дальше. Потому что когда мы исходим исключительно из бинарного представления, что есть только мужчины и женщины, это приводит нас к некоему тупику, а вовсе не к развитию.

Кто и зачем пытается создать феминистскую партию

В странах Европы феминистские партии существуют последние 10–15 лет. У некоторых уже есть опыт, хотя и довольно скромный, участия в выборах. Например, представительница шведской партии Feminist Initiative в 2014 году прошла в Европарламент, в 2017 году одно место в городском совете Хельсинки получила представительница партии Feministinen puolue. 

Лидер партии «Феминистская инициатива» Фарида аль-Абани. Фото:

В современной России есть как минимум две независимые друг от друга гражданские инициативы по созданию феминистской политической партии. Первую выдвинули участницы «Школы феминизма» на встрече в 2012 году. Одной из ее участниц была феминистка, президент АНО «Центр правовой помощи и просвещения» Татьяна Сухарева. В Facebook она ведет тематическое сообщество «Феминистская партия России», продвигающее эту идею, но многие организационные вопросы, например создание сети региональных отделений, пока поставлены на паузу. В том числе из-за пандемии, рассказала она. 

— Потребность в создании фемпартии никуда не уходила и существовала задолго до 2012 года. Женщины — это половина населения. Их дискриминируют, бьют, насилуют… Россия в этом плане хуже Нигерии, — считает Татьяна Сухарева. — Сейчас интересы женщин на политической арене никто не представляет. Но надо понимать, что партия — это довольно дорогостоящий проект. Чтобы она могла реально защищать гражданок, нужны ресурсы. Сейчас мы ищем потенциальных спонсоров и разрабатываем манифест. 

Параллельно над созданием партии работают активистки российского феминистского объединения «ОНА». Они создали базу данных потенциальных участниц будущей партии, и, как только наберется 500 человек из половины регионов России, начнется следующий этап — регистрация. 

— Считаю, что для преодоления сексизма и угнетения женщин в России нам необходимо построить сильное общенациональное движение, — говорит участница РФО «ОНА», соосновательница организации Кира Соловьёва

— При этом важно, чтобы такое движение было организованным и ставило перед собой именно политические цели, а не только социальные или культурные. Работа в этом направлении необходима для того, чтобы феминизм стал независимой политической силой, которая бы смогла добиваться реализации своих требований,

Политическая программа-минимум у РФО «ОНА» уже составлена. Она включает принятие закона о гендерном равенстве, противодействии домашнему насилию, сексуальным домогательствам и торговле людьми, отмену законодательных норм, прямо или косвенно нарушающих права ЛГБТ-людей, создание института уполномоченных по правам женщин, увеличение социальной поддержки матерям, гарантию права на безопасный аборт, обязательных квот для женщин в политических и общественных организациях и так далее. 

Участница феминистской акции в Ижевске. Фото Любови Ксешинской

По словам Киры Соловьёвой, у инициативы по созданию феминистской партии сейчас статус одного из возможных проектов РФО «ОНА». Такая цель не прописана в уставе объединения, и в целом с ее реализацией пока не торопятся. 

— Думаю, почва для создания движения или партии сейчас более благодатная, чем пять-шесть лет назад, запрос становится все более осязаемым, однако, мне кажется, в самом ближайшем будущем говорить о полноценном воплощении такой задумки еще проблематично. Нужна критическая масса и более массовое принятие такой стратегии, — признает Соловьёва. 

Татьяна Сухарева видит другие препятствия на пути к созданию фемпартии — это, прежде всего, специфика самого российского общества и выборов: 

— Женщины обладают меньшими финансовыми ресурсами. Нам не дают продвигаться по службе. Уголовный прессинг в отношении женщин более жесткий. С ними обращаются как с мусором. Идет игра в одни ворота. 

Виды феминизма

Самыми значимыми для женского общества стали следующие виды феминизма:

  • социалистический или марксистский феминизм. Феминизм рассматривает работу на дому, уход за детьми и даже сам брак как неправомерную эксплуатацию женщин патриархальным режимом.
  • лесбийский ― представительницы движения выступают против сексуальных отношений с мужчинами, считая их губительными для женщин. Они активно пропагандируют ЛГБТ, однополые браки.
  • радикальный ― феминистки пропагандируют радикальное свержение патриархального устоя и считают, что власть должна принадлежать женщинам.
  • либеральный ― пропагандируют закрепление прав женщин мирным путем, используя внедрение соответствующих законов и правовых норм.

Елена Боннэр

Советская общественная деятельница, диссидентка, правозащитница

Михаил Метцель / Fotodom.ru (слева)

Уже в институте была исключена из-за высказывания по поводу «Дела врачей» в СССР. Ездила на многочисленные процессы над диссидентами, со своим супругом, академиком Сахаровым, находилась под постоянным надзором КГБ, была осуждена за «клевету на государственный строй». За правозащитную деятельность подвергалась постоянным угрозам, обыскам и задержаниям.

Уже в России принимала участие в организации «Мемориал», первой подписала обращение российской оппозиции к гражданам.

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как  и , начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт.

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.

говорила о том, что женщины сами по себе образуют класс и что «…материальный опыт женской телесности имеет такое же значение, как разделение труда в политэкономии».

Лавстори о разрешении проблемы любовного треугольника

Историки называют десятки причин появления женского движения в России и мире: урбанизация, индустриализация, революция и прочие слова на «-ция». Однако все эти факторы разной степени объективности приводили к изменениям в сознании и появлению новых вопросов. Среди них поднимались вопросы любви и отношений.

Одним из таких вопросов стала «коллизия любовного треугольника», впервые описанная Жорж Санд в «Жаке». В романе она предложила и новый вопрос, и новый ответ — самоустранение мужа для обустройства счастья влюбленных.

Эти и другие произведения французской писательницы вызвали целую бурю обсуждений в европейском обществе: впервые о чувствах и желаниях женщины говорили открыто, впервые женщине была дана свобода чувств и отношений за пределами брака.

Выдающаяся русская феминистка Надежда Стасова так описывала влияние Санд: «Я помню, как мы с сестрой ночи напролет читали одна другой вслух ее романы и говорили и спорили о ней до рассвета. Когда одна уставала читать, читала другая, только чтобы не прерывать романа или статьи на половине. Мы воспитывались на ее сочинениях».

Но в судьбе российского феминизма особую роль сыграл еще один любовный треугольник.

Именно ситуация любовного треугольника заставила Михайлова задуматься о свободе женщин, именно этому вопросу он посвятил последующие годы литературной работы. В 1858-м они знакомятся с Эжени д’Эрикур, французской феминисткой, яростно спорившей с антифеминистами Мишле и Прудоном. С тех пор Михайлов пишет и переводит работы, посвященные женскому вопросу, которые в дальнейшем стали основой для публичной дискуссии в России.

Удивительно, но 150 лет назад доводы антифеминистов были теми же: женщины слабее, эмоциональнее, они рожают детей и страдают от «вечной раны» — менструации.

Именно работа Михайлова сформировала информационный дискурс, в рамках которого велись разговоры об эмансипации женщин. Так, он перевел статью Джона Стюарта Милля и Гарриет Тейлор «Предоставление избирательных прав женщинам», написал программный текст «Об эмансипации женщин», последовательно полемизировал с противниками женского освобождения.

Еще одна «брачная» тема носила исключительно практический характер. В XIX веке российские женщины не имели паспортов, что в те времена ограничивало свободу передвижения.

Кто такие феминисты?

Попробую объяснить, кто такие феминистки и феминисты простыми словами. Феминистки – это женщины, ценящие свою независимость. Основная идея в том, что все люди рождаются равными, вне зависимости от пола. Патриархальное общество принижает женское достоинство и умаляет ценность женщины, как человека. Принято считать, что женщины не только физически слабее мужчин, но и умственное развитие у них гораздо ниже.

В последние годы отмечается феминизм у мужчин. Разумеется, их не называют феминистами, и для них есть термин «профеминист».

Профеминисты, как и феминистки выступают за гендерное равенство. Феминистки могут принять в своё сообщество мужчину, но ни за что не допустят его к руководству. Ведь природная агрессия мужчин рано или поздно возьмёт своё, и они попытаются своим авторитетом задавить женщин.

Статистика самоубийств, также говорит о том, что мужчины чаще не могут справиться со стрессом.

При равных нарушениях закона мужчины получают наказание более жёсткое, чем женщины.

При разводе мужчинам редко позволяют опекать детей самостоятельно, если у них есть мать

И неважно, насколько эта мама может и хочет выполнять свои обязанности в отношении детей. Мужчинам же достаётся скромная роль кошелька, который обязан финансировать свою бывшую семью

Во всём мире пенсионный возраст для мужчин выше, и в целом существует целый ряд того, что можно назвать угнетением мужчин. Если изнасиловали женщину – это трагедия. Насилие же в отношении мужчины, воспринимается как анекдот.

«Главная современная феминистка» США Кэсси Джей попыталась рассмотреть маскулизм глазами феминистки.

Документальный фильм «Красная таблетка», который она выпустила в 2016 г., раскрывает скрытые проблемы общества, и о них не принято говорить. Постепенно вникая в проблемы мужчин, Кэсси изменила своё мнение о них и об идеях феминизма. Фильм получил массу критики, а феминистки Австралии добились запрета на показ фильма у себя в стране и даже объявили режиссёра персоной нон грата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector