Как в средние века отапливали большие замки?

Замок Нойшванштайн – гордость всей Германии

  • Основатель: Людвиг II.
  • Дата основания: 1869 год.
  • Архитектурный стиль: неоготика.
  • Архитектор: Кристиан Жанк.
  • Статус: музей.

Король Баварии Людвиг II, который, как мы уже рассказывали, провёл своё детство в замке Хоэншвангау, во времена своего правления решил построить ещё один дворец. Именно так, по его указу, и появился замок Нойшванштайн. Буквально всё здесь уникально, сделано под личным контролем монарха, в расположении комнат и их отделке виден его личный стиль и полёт фантазии.

Сегодня замок представляет собой глобальный музей, куда ежегодно приезжают тысячи туристов со всего мира. Часто туристы задают вопросы «Какой он, и стоит ли его посещать?». Говорим сразу – стоит! Внешне особенно прекрасен Нойшвантайн зимой, внутри – круглый год.

Именно здесь Людвиг воплотил свою идею Зала Певцов, который пустовал с момента возведения до 1933 года. В годовщину смерти музыканта и композитора Вагнера в нём начали проводить большие концерты. Здесь вывешены картины, иллюстрирующие быт королевской семьи.

Что интересно, замок Спящей Красавицы, который построили в парижском Диснейленде, был сделан на основе Нойшванштайнского замка. Также именно в этом месте знаменитый русский композитор Пётр Чайковский вдохновился на написание «Лебединого озера».

Возведение башен в истории строительства

Башня – это узкое, вытянутое вверх сооружение, увенчанное шпилем. Она может быть как индивидуальным зданием, так и элементом сложной конструкции. Используются они в строительстве много веков подряд. Самыми древними примерами строительства конусообразных сооружений являются башни египетских крепостей. Такие здания возводились прямоугольной формы и завершались своеобразными зубцами. К сожалению, такие архитектурные явления исчезли с лица земли, остались только в древних сказаниях и манускриптах.

Древняя крепость состояла из стен и присоединенных к ним башен. Их использовали в Римской империи и Византии. Позднее конструкцию позаимствовали и европейцы, применяя для строительства мест заключений.

Не осталась в стороне и отечественная архитектура. И до наших дней сохранились элементы крепостей с башнями, которые построены по византийскому типу.

Уютный светлый дом с яркими вставками и круглой башней

Современный дом с отдельно стоящей башней и винтовой лестницей

Вилла в средиземноморском стиле с квадратной каменной башней

В средние века, когда существовала необходимость обороняться от неприятеля, башни стали присоединять к массивным кирпичным духовным сооружениям. Использовались они в качестве наблюдательного пункта и убежища для детей и женщин. Прекрасными подтверждениями этому являются Спасский собор в Чернигове, соборы в Новгороде и иные.

Античное искусство дополнило башни часами. Именно благодаря античности появились они на домах, вокзалах, дополненные часами. В настоящее время они все так же популярны. Их используют при строительстве маяков, водонапорных резервуаров, для астрономических исследований. Но особенно востребована башенная технология строительства в возведении частных зданий. Проекты с фото позволяют визуально представить будущее строительство дома с башнями. Самым известным объектом башенного строительства является Эйфелева башня, высота которой составляет 300 м.

Дома с башнями у нас не очень популярны

Маленькая дачка из камня с небольшой башенкой

Большой семейный дом с башенкой и ландшафтным дизайном

Развитие строительства замков

Идея строительства замков в Средневековье заключалась в том, чтобы возвести хорошо укреплённое сооружение, приспособленное к длительной осаде. Оно должно было обеспечивать защиту не только хозяевам, но и жителям окрестных деревень. Первые подобные сооружения появились на территории европейских стран в IX—X вв.

Изначально они мало походили на типичные для более позднего времени каменные замки-крепости, многие из которых сохранились до наших дней. Вплоть до второй половины Х века замки возводились из дерева. Место выбиралось возвышенное — естественный или насыпной холм, который окружали рвом с водой и частоколом из дерева. К вершине вела лестница, которую демонтировали в случае опасности.

У подножия холма размещались мастерские, мельницы, жилища слуг. Сюда же при нападении противника загоняли скот. Во дворе внутри частокола могли укрыться и крестьяне из окрестных сёл. Строительство планировалось так, чтобы в случае длительной осады можно было обеспечить потребности защитников замка в самом необходимом на несколько месяцев.

Устройство рыцарского замка феодала со временем усложнялось. С начала IX века эти сооружения стали возводиться из камня и представляли собой неприступные крепости, стены которых могли выдержать мощные атаки противника и обеспечить длительную оборону. Размер их также увеличился. Возвести такое строение на насыпи было проблематично, поэтому при планировании постройки выбирались естественные возвышенности. Старинное феодальное поместье, таким образом, было видно издалека. Это помогало его владельцу держать в руках своих вассалов, демонстрируя, кто является хозяином окрестностей.

Грубость материалов

Выбирая элементы интерьера, стоит обращать внимание на характеристики материалов, которые используются здесь. Так, материалы должны быть надежными, грубыми. Неприступность стен прекрасно воссоздают камень, кирпичи

В идеале стоит дополнить такое покрытие балками из дерева

Неприступность стен прекрасно воссоздают камень, кирпичи. В идеале стоит дополнить такое покрытие балками из дерева.

Центральное место любого средневекового жилища – камин. Порой в современной обстановке используют искусственный его аналог. У очага имеет смысл поместить множество кованых принадлежностей для камина. Это внесет немаловажную лепту в создание средневекового антуража.

Массивность мебели темных оттенков также будет дополнять атмосферу этих темных веков. Над спальным местом обязательно нужно повесить балдахин. Дополняется такая картина сундуком с коваными элементами.

Все дело в том, что в Средние века часто использовались кованые детали в сочетании с деревянными, каменными и материалами иного рода. Металлические вставки могут присутствовать в любой мебели. К примеру, изголовье кровати может содержать кованые детали.

Безусловно, символом Средневековья являются рыцари. А значит, в помещении нужно создать ощущение, что здесь живет один из них. Дополнить интерьер имеет смысл гербами, геральдическими узорами. Подойдут щиты, оружие, доспехи, охотничьи трофеи – чучела животных.

Оборона рыцарского замка в Средневековье

Внешняя стена — важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок — на случай подкопа.

Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой — внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами — так называемый цвингер — простреливается.

Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты — за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет.

Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные — для лука, с расширением — для арбалета. Шаровые бойницы — закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным.

Средневековые рыцарские башни почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни.

Замок Хоэншвангау – резиденция короля

  • Основатель: рыцари Швангау.
  • Дата основания: XII век, капитальная реконструкция в 1800-1809 годах.
  • Архитектурный стиль: средневековый романтизм.
  • Архитектор: Доменико Квальо и Мориц фон Швинд.
  • Статус: собственность Фонда Виттельсбахов.

С момента возведения первых стен в XII веке, замок менял своих владельцев в течение пятисот лет. Каждая война приносила новые разрушения, и здание приходилось снова отстраивать. Современный вид замок получил после реконструкции в 1832 году, когда Максимилиан II переделал его под личную резиденцию. Здесь проводили летние «каникулы» королевские семьи. Примечательно ещё это место тем, что король Людвиг II провёл здесь детство и юность, а также приехал сюда на постоянное проживание незадолго до своей кончины. С середины прошлого века замок является собственностью Виттельсбахера Ауглеичфонда.

Туристов пускают почти во все помещения. Большой Зал лебединого рыцаря поражает внутренним убранством – картинами, барельефами и фресками на тему местного фольклора. В спальне королевы выставлена турецкая мебель, а в гостиной её Величества Марии на стенах изображен быт старинной крепости. Отдельно будет интересно посетить комнату Гогенштауфенаю. Здесь стоит старинное кленовое фортепиано, на котором сам Вагнер играл свои лучшие произведение королю Людвигу II.

Островская крепость

Крепость Остров, конец XIX века

На западной рубеже древней Руси, в Псковской области, было множество защитных крепостей, которые строили в страхе нападения Ливонского ордена. Одна из них — Изборская крепость — выдержала несколько осад рыцарей, но сохранилась до наших дней.

А вот крепости в городе Остров повезло меньше — серьезное разрушение принесло ей в конце XVI века войско польского короля Стефана Батория. После город пришел в упадок и нужды в восстановлении фортификационных сооружений не было — в XVII веке крепость почти полностью была утрачена.

Церковь Святого Николая в городе Остров Псковской области

Во время Второй Мировой Остров оккупировали нацисты и окончально разрушили древние постройки. Сегодня от Островской крепости осталась лишь одна каменная церковь Церковь Николая Чудотворца (построенная в 1542 году).

Кто владел замкам в средневековье?

В Средние века Европа переживала множество перемен. После распада Римской Империи начались процессы переселения народов, появились новые королевства и государства. Все это сопровождалось постоянными конфликтами и распрями.

Дворянин-феодал, который имел рыцарский титул, для защиты от врагов, а ими могли стать даже ближайшие соседи, был вынужден максимально укреплять своё жилище и строить замок.

Википедия предлагает различать замок и крепость. Крепость – обнесённый стеной участок земли с домами и другими зданиями. Замок меньше по размеру. Это единое строение, которое включает в себя стены, башни, мосты и прочие сооружения.

Замок являлся частной крепостью благородного лорда и его семьи. Помимо прямой функции защиты, он был показателем власти и благосостояния. Но не все рыцари могли себе это позволить. Собственником мог быть и целый рыцарский орден — сообщество воинов.

Архитектурные стили

Архитектура замков из кирпича имеет несколько основных направлений. Первое из них классицизм. Для этих архитектурных ансамблей характерна особая строгость и гладкость форм, символизирующая эстетическую ценность. Проект загородного дома из кирпича, созданный в классическом стиле лишен изысканных архитектурных деталей. Фасад коттеджа напоминает внешний вид греческого храма. В окраске зданий преобладает светлый спектр цветов.

Готический стиль выделяется высотой стен, оканчивающихся сводами, а также окнами в пол с неповторимыми витражами. Сквозь цветные узоры поступает достаточное количество солнечного цвета. Основные элементы готической архитектуры — нервюры (стрельчатые арки), аркбутаны (открытые полуарки), остроконечные ажурные башни. Замки в готическом духе символизируют бесконечность, мистику и загадки, которые существуют в человеческой душе.

Незамысловатые простые архитектурные линии у ренессанса. Если замок из кирпича создан в таком стиле, то пространство в нем имеет четкое удобное зонирование. Предметы, насыщающие жилище, имеют прямоугольную форму. Обязательный элемент ландшафтного дизайна — это дворик, окруженный рядом арок, которые опираются на колонны или столбы. Дом подойдет владельцам, отдающим предпочтение природной красоте окружающей местности.

Отличительная черта проектов загородных замков из кирпича в стиле барокко — это напыщенность и замысловатость. Здание имеет размытый силуэт за счет использования закругленных и плавных линий. Богато украшаются все части дома. Создаются нефункциональные оригинальные компоненты, украшающие замок. Поражает помпезность и масштабность здания. В коттеджах встречается сочетание кричащих оттенков, позолоты, колоннад и других изысков.

Крепость Ям

О. Косвинцев «Крепость Ямгород. XV век» (2004) (Кингисеппский историко-краеведческий музей)

Сейчас это город Кингисепп Ленинградской области, а в XIV веке Новгородская республика построила на берегу реки Луги крепость для защиты от Ливонского ордена. Возведенная в рекордные 33 дня, крепость Ям выдержала все многочисленные осады.

Остатки угловой башни (Дмитрий Кудряшов)

Потом ее перестроили — она была захвачена шведами, те ее опять перестроили, и наконец в 1703 году ее отбил обратно Петр I. Опасность со стороны шведов миновала и крепость разобрали.

Вал крепостной стены — сейчас часть Летнего сада в городе Кингисепп, Ленинградская область (Екатерина Борисова)

В настоящее время на месте крепости находится парк, а также крупная археологическая площадка — здесь находят останки стен, построенных в разные века.

Центральная башня

Донжон — самое высокое сооружение замка. Оттуда велось наблюдение за окрестностями. И именно центральная башня — последнее убежище осаждённых. Самое надёжное! Стены очень толстые. Вход чрезвычайно узок и располагался на большой высоте. Лестницу, ведущую к двери, можно было втянуть внутрь либо разрушить. Тогда рыцарский замок ещё довольно долгое время может держать осаду.

В основании донжона был подвал, кухня, кладовая. Далее шли этажи с каменными или деревянными перекрытиями. Лестницы были деревянными, при каменных перекрытиях их можно было сжечь, чтобы остановить врага на подходе.

Главный зал располагался на целом этаже. Обогревался камином. Выше обычно располагались комнаты семьи владельца замка. Там стояли небольшие печи, украшенные изразцами.

На самом верху башни, чаще всего открытом, площадка для катапульты и самое главное — знамя! Средневековые рыцарские замки отличались не только рыцарством. Бывали случаи, когда рыцарь и его семья донжоном не пользовались для жилья, построив неподалёку от неё каменный дворец (палас). Тогда донжон служил складом, даже тюрьмой.

И, конечно же, каждый рыцарский замок обязательно имел храм. Обязательный обитатель замка — капеллан. Часто он же — и писарь, и учитель, помимо основной работы. В богатых замках храмы бывали двухэтажными, чтобы господа не молились рядом с чернью. В пределах храма обустраивалась и родовая гробница владельца.

Главным фактором, который обеспечивает обороноспособность замка – это местоположение, а не строение самого сооружения

Правильное расположение — залог обороноспособности замка. /Фото: obiskusstve.com

Многие думают, что средневековые замки и крепости трудно было взять даже осадой именно благодаря их хитрому плану строения.

Вот только настоящим залогом оборонительной мощи этого сооружения заключался выборе правильного места, где оно будет располагаться. Само собой, планировке укрепления уделялось немало внимания, ведь это также важный для обороны замка аспект. Однако по-настоящему неприступными замки становились не за счет толщины стен и расположения бойниц, а грамотно выбранное место для его строительства.

Замок на возвышении — норма для Средневековья. /Фото: allcastle.info

Наиболее приемлемым для возведения сооружения являлся крутой высокий холм, а также отвесной склон либо скала, к которым почти нереально подобраться в принципе и без фортификации.

Кроме того, отличным вариантом была извилистая дорога к замку, так как она беспрепятственно простреливается из крепости. Именно наличие данных критериев в большинстве случаев определяло исход средневековых битв, причем в гораздо большей степени, чем другие.

Стили

Одним из ключевых факторов внутреннего оформления интерьера считается направление стиля, в котором исполнено архитектурное творение.

Дома-замки по стилистической разновидности делятся на несколько основных направлений:

  • классический;
  • готический;
  • ренессанс;
  • барокко;
  • романтический.

Каждый из них имеет свои особенности, которые служат базой для создания оригинальных идей.

Готический

С давних времён осталось много архитектурных достопримечательностей, большинство из которых выполнены именно в готическом направлении.

Проект дома в этом стиле не составляет особых трудностей и исполняется в полном соответствии со всеми требованиями и нормами.

Согласно плану, на первом этаже в обязательном порядке находится зона для дневного пребывания (гостиная, кухня, возможно небольшая спальня или гардеробная комната).

С противоположной стороны здания – располагаются помещения бытового функционала: гараж, комната системы распределения, в которую вынесены основные коммуникационные узлы с коллекторами, другие бытовые комнаты (бойлерная, котельная и т. д.).

Ренессанс

Эпохальные сооружения отличаются высокой практичностью, поскольку внутри помещения все чётко распределено на функциональные зоны.

Комнаты большие, просторные прямоугольной или квадратной формы. Мебель соответствует направлению общего интерьера и подчёркивает стиль помещения. В обязательном порядке исполняет конкретное функциональное предназначение.

Внешним стилистическим дополнением для дома эпохи Ренессанс чаще всего служит небольшой, аккуратно ухоженный дворик со свойственной ему квадратной формой.

Барокко

Это стилистическое направление подойдёт поклонникам роскошной и богатой жизни. Кованые элементы, величественные колонны с позолоченными куполами, изысканные скульптуры и другая напыщенность ярко характеризуют особенности направления.

Возле таких домов, как правило, размещаются большие площади красивых газонов, между которыми располагается широкая вьющаяся дорожка.

Что там внутри?

Помимо цвингеров, за воротами незванных гостей могли ожидать и другие сюрпризы. Например, небольшой закрытый дворик с бойницами в стенах. Иногда замки строились из нескольких автономных секций с мощными внутренними стенами.

Обязательно был внутри замка двор с хозяйством — колодец, пекарня, баня, кухня и донжон — центральная башня. От расположения колодца зависело многое: не только здоровье, но и жизнь осаждённых. Бывало, что обустройство колодца (вспомним, что замок если не просто на возвышении, то и на скалах) стоило дороже, чем всех остальных построек замка. Тюрингский замок Куффхойсер, например, имеет колодец более ста сорока метров глубиной. В скальной породе!

Замки. История происхождения

Начало строительства дворцов для высокопоставленных персон ведет свою историю с X века нашей эры. Именно в это время в мире разразились войны между различными княжествами и государствами. Для защиты городов крепости оснащались рвами, крепкими стенами, башнями.

Последние чаще всего делали круглыми или многоугольными. Чем больше была крепость, тем более величественно выглядел ее владелец. Жили в средневековых замках, в основном, очень влиятельные и богатые люди.

Впоследствии подобные конструкции отстраивали чаще не для защиты своих владений, а в качестве резиденций для влиятельных персон. Сегодня памятниками истории считаются замки, возведенные в готическом, классическом типах или ренессансе.

Замки в России стали создавать, начиная с возведения кремлей и защитных сооружений. Затем их строили в качестве дворцов для императоров и приближенных к ним персон. Наиболее известны такие отечественные постройки, как: Михайловский, Выборгский, Петергофские архитектурные ансамбли.

Существует ряд весьма любопытных фактов о замковых особняках:

  • как правило, туалетом в них были гардеробные, которые оснащались обыкновенной дырой;
  • их строили на возвышении, чтобы врагов было проще заметить и уничтожить;
  • для воссоздания первых построек применяли натуральное дерево – это было необходимо, чтобы в случае проигранной битвы за территорию их можно было легко сжечь;
  • лестницы в таких конструкциях делали всегда спиралеобразными – они также выполняли защитную функцию (противнику было тяжелее попасть в головную башню).

6. Хоэнзальцбург

Один из самых сохранившихся средневековых замков Европы на сегодня. Хоэнзальцбург — настоящее достоинство Австрии. История строения насчитывает почти тысячу лет! Из-за того, что крепость фактически не изменилась с тех времен, турист может получить полное представление о жизни и быте людей в то время. Здесь часто проводят различные концерты и шоу. Необходимо заметить, что замок Хоэнзальцбург совершенно неприступен. Чтобы добраться до его стен, вам понадобится помощь фуникулера. Обязательно посмотрите на старинный орган, который здесь хранится уже более пяти веков! Экскурсоводы расскажут вам о многих интересных особенностях Хоэнзальцбурга, поэтому будьте готовы удивляться.

Открывайте дворцы Германии с замка Зацвей

  • Основатель: неизвестен.
  • Дата основания: XII век.
  • Архитектурный стиль: романтизм.
  • Архитектор: неизвестен.
  • Статус: музей.

Зацвей является одним из самых популярных дворцов во всём мире. На данный момент он входит в семёрку самых красивых поместий страны. Особенно чудесно здесь весной, когда окружающая зелень расцветает, а солнечные блики мерцают на глади пруда. Пожалуй, именно природные красоты и делают замок Зацвей одним из самых живописных мест Германии.

Замок признан и местными жителями, которые часто проводят мероприятия непосредственно в его стенах. Концерты и музыкальные фестивали, исторические реконструкции и ярмарки — всё это проходит в стенах высокого, искусно отделанного и построенного на века замка. Если удастся попасть на одно из этих событий, букет эмоций после поездки не забудется очень долго.

Знаменитые замки Германии на карте расположены довольно близко друг от друга, свой отпуск можно распланировать сочетая отдых с посещением удивительных строений. Строгие крепости, величественные старинные средневековые замки или резные резиденции богатых монархов — это великолепие стоит увидеть. Поездка в любой регион Германии – уникальный способ прикоснуться к истории воочию.

Замок Тапиау

Эта крепость в Гвардейске — единственный в регионе средневековый замок, где сохранились строения середины XIV века и уникальные фрески. Сооружение располагается в месте слияния рек Преголя и Дейма. Оно впервые упоминается в 1255 году как владение принявшего христианскую веру и присягнувшего на верность Тевтонскому ордену прусского нобиля Запелле. В 1262 году на берегу Деймы была построена небольшая деревянно-земляная орденская крепость. Вскоре она была захвачена и разрушена литовским войском. Тогда магистр Тевтонского ордена Арно фон Зангерсхаузен повелел заложить крепость на северном берегу реки Прегеля.


Крепость Тапиау. (kenigsberg.com)

В 1275 году Тапиау подвергся штурму литвинов. Крепость устояла, но ее положение на местности показалось защитникам не вполне удачным. Было решено перенести ее, и в 1280—1290 годах была построена новая деревянная крепость на восточном берегу Деймы. В 1340—1351 годах под руководством маршала Ордена Зигфрида фон Даненфельде в излучине Прегеля возведен каменный двухэтажный замок с четырьмя флигелями и форбургом, защищенный подковообразным рвом и земляным валом. Это укрепление в перестроенном виде сохранилось до наших дней. В середине XVI века по приказу герцога Пруссии Альбрехта Бранденбург-Ансбахского в Тапиау была проведена масштабная реконструкция.

С 1457 до 1758 год в замке хранился архив Тевтонского ордена. Великое посольство Петра I останавливалось здесь в мае 1697 года. Около 200 человек провели в замке одну ночь, но сам Петр I здесь не бывал.


Сохранившийся с XIV века западный флигель в замке Тапиау. (Pinterest)

В конце XVIII века, при Фридрихе Вильгельме III, Тапиау действовал как дом презрения. В эти годы были снесены три флигеля замка. Столетие спустя при реставрации были надстроены два этажа — для хозяйственных нужд и жилых помещений.

Еще при Тевтонском ордене в подвалах Тапиау содержали заключенных, но это происходило эпизодически. Так, в 1474 году здесь оказался Дитрих фон Куба — епископ исторической области Восточной Пруссии Замланда. Его заточили в замок за критику в адрес магистра Тевтонского ордена Генриха фон Рихтенберга. Однако в настоящую тюрьму Тапиау превратился значительно позже — с момента Веймарской республики. Сейчас на территории замка находится колония № 7 регионального управления ФСИН РФ.

Добро пожаловать

Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного
склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение — одно
из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ
— в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности
— стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

Схема
замковых сооружений.
Заметим — две надворотные
башни, самая крупная стоит
отдельно.

Дорога
проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не
прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато,
лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении — естественном
или насыпном). Растительность здесь невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.

Первая преграда — глубокий ров, а перед ним — вал вынутой земли.
Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым
вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие
врагу передвижение по его территории.

  Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена).
Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались
на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически
невозможно сделать подкоп под стену замка — поэтому глубина рва не имела решающего
значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот
кажется еще глубже), часто нес на себе палисад — забор из вкопанных в землю, заостренных
и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В
зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько
опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок
(прямо у стены) подвижен.

Схема
входа в замок:

2 — галерея на стене,

3 — подъемный мост,

4 — решетка.

Противовесы
на
подъемнике ворот.

Ворота
замка.

Этот подъемный
мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост
приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным
машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей,
обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами,
берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей
(его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась
внутри — лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров.
Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя
(на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в
ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые
в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Смоляные
носы.

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к
которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота — наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались
не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще
всего ворота были двустворчатые,
причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи
они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца,
в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов,
ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в
противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные
прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

Цвингер
в замке Ланэк.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего
она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные
решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться
из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны
надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решетка
висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены,
чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли
вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота,
а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними.
Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные
носы” — отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.

2) Выработайте осуществимый план

Вам потребуется мастер-каменщик, умеющий рисовать планы. Также пригодится инженер, сведущий в оружии. У опытных солдат могут быть свои идеи по поводу дизайна замка, в смысле форм его зданий и их расположения. Но вряд ли у них найдутся знания уровня специалистов по дизайну и постройке. Для реализации идеи требовался мастер-каменщик – опытный строитель, чьей отличительной чертой было умение рисовать план. Разбираясь в практической геометрии, он использовал такие простые инструменты, как линейка, угольник и компас, для создания архитектурных планов. Мастера-каменщики представляли рисунок с планом здания для утверждения, а во время строительства контролировали его возведение. Когда Эдвард II в 1307 начал строить огромную жилую башню в замке Нарсборо в Йоркшире для своего фаворита Пирса Гавестона, он не только лично утверждал план, созданный лондонским мастером-каменщиком Хью Тичмаршевским – вероятно, сделанные в виде рисунка – но также потребовал регулярных отчётов о строительстве. С середины XVI века новая группа профессионалов, называемых инженерами, всё чаще начали брать на себя роль в разработке планов и возведении укреплений. У них были технические знания об использовании и мощности пушек, как для защиты, так и для нападения на замки. Совет: планируйте бойницы для обеспечения широкого угла атаки. Придавайте им форму в соответствии с используемым оружием: лучникам с большими луками нужны большие откосы, арбалетчикам – поменьше.

В средневековых замках были проблемы с гигиеной

Гигиена в Средние века, вопреки всему, была, но достаточной ее не назовешь. /Фото: pikabu.ru

О проблемах с чистотой и гигиеной в эпоху Средневековья уже давно ходят легенды, причем некоторые из них не имеют ничего общего с действительностью. Однако в том, что касается замков и крепостей, историки могут дать весьма однозначный ответ: проблемы с отходами, грязью и неприятным запахом были частью повседневности людей того периода.

Отхожие места в средневековых замках были небольшими, малокомфортными и неприятно пахнущими. /Фото: semiestrel.ru

Так, например, одной из главных проблем была серьезная нехватка туалетов, которые, в сущности, представляли собой выступающее на стене маленькое помещение с канавой или рвом снизу.

Конечно, ни о какой утилизации отходов, как и мусора, речи даже не идет. Кроме того, на полу не было ковров – они заменялись травами, которые хотя бы частично перебивали зловонный запах, а также разбавляли общую гнетущую обстановку. Даже пыль с грязью убиралась далеко не везде – по углам она скапливалась годами и ощущения чистоты и свежести помещению не прибавляли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector