Корона не жмет: 17 безумно дорогих тиар британской королевской семьи

Жемчужная диадема.

Жемчужная диадема авторства ювелира К.Болина

Для удобства ее любят называть «Русской красавицей», однако это название не совсем корректно. Да, «Русская красавица» действительно существует – но, как и в случае с «Русским полем», она – только лишь реплика, искусно воссозданная ювелирами В. Николаевым и Г. Алексахиным в 1987 году. Впрочем, источник вдохновения советских мастеров вполне реален: им стала бриллиантовая тиара с подвесными жемчужинами, изготовленная по заказу императора Николая I для его супруги Александры Федоровны. Автором драгоценного шедевра, который в наши дни не может не вызывать ассоциаций с Кембриджскими «Узелками любви», стал придворный ювелир Карл Болин.

История этого убранства захватывающая: жемчужную диадему авторства Болина можно считать своеобразным символом тогдашней моды на все русское и нарочито национальное, буквально навязанной столичным модницам «сверху». По своей форме тиара напоминала типичный кокошник, а ее самым узнаваемым элементом стал стройный ряд из 25 крупных натуральных жемчужин, отобранных Болиным из «ненужных» коронных драгоценностей (в «Русской красавице» мы видим уже искусственный жемчуг).

Копия тиары Болина, изготовленная ювелирами Николаевым и Алексахиным. В настоящее время хранится в Алмазном фонде. Именно она и носит название «Русская красавица»

Убранство мгновенно стало числиться коронной драгоценностью, однако великолепие ее было столь велико, что предпоследняя российская императрица, Мария Федоровна (жена Александра III) в определенный момент даже стала хранить ее в своих покоях. Как пишет историк-искусствовед Лилия Кузнецова, диадема лишала дара речи даже иностранцев: так, по ее мнению, в начале 20 века именно этим венцом вдохновлялся дом Cartier, когда создавал собственный жемчужно-бриллиантовый кокошник, известный на весь мир.

Знаменитый кокошник от Cartier 1908 года, возможно, вдохновленный Жемчужной диадемой

В 1919 году Мария Федоровна бежала из России, прихватив с собой исключительно повседневные украшения. Самые же драгоценные образцы, включая тиару Болина, были присвоены большевиками и впоследствии проданы на аукционах – так, жемчужная диадема ушла с молотка «Кристи» в 1927 году. Считается, что украшение было куплено фирмой Holmes & Co., а затем перепродано 9-му герцогу Мальборо (двоюродному брату Уинстона Черчилля), который приобрел русскую тиару для своей второй жены Глэдис Мэри Дикон.

Глэдис, герцогиня Мальборо, в Жемчужной диадеме

Правда, в Великобритании убранство пробыло недолго – в конце 1970-х оно вновь было выставлено на торги, и на этот раз его владелицей стала сама… Имельда Маркос, Первая леди Филиппин. Считается, что Имельда не имела ни малейшего понятия о том, какой невероятной историей обладает эта вещица. Некоторые даже считали, что Первая леди разобрала тиару. Впрочем, сегодня известно, что «кокошник» цел и находится в Центральном банке Филиппин, ожидая, как говорят, очередного аукциона. Вернется ли прообраз «Русской красавицы» когда-нибудь в Россию?

«Колосья».

Оригинальная диадема с колосьями — фото сделано в 1927 году специально для аукциона «Кристи», на котором было продано множество фамильных украшений Романовых

Еще один шедевр, сделанный мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны – к тому времени уже вдовствующей. Эта диадема была одной из любимейших у Ее Величества – что, впрочем, немудрено: убранство отличалось не только оригинальностью, но и филигранностью исполнения. Композиция состояла из шести изящных золотых колосков, стремящихся к центру, между которыми буквально прорастали витиеватые, будто кружевные, стебли льна. Стоит ли даже говорить, что рисунок поражал своей реалистичностью.

Вся тиара была полностью инкрустирована чистейшими бриллиантами, а в ее центре красовался огромный, 37-каратный, лейкосапфир – прозрачный, с едва различимым золотистым оттенком. Как нетрудно догадаться, этот камень символизировал солнце.

Копия диадемы, получившая называние «Русское поле», которая сейчас хранится в Алмазном фонде

Говорят, что эта диадема очень ценилась императорской семьей, впрочем, спустя столетие уже новая власть не придала «Колосьям» какой-либо исторической или художественной ценности – и продала ее на лондонском аукционе «Кристи» в 1927 году вместе с другими царскими драгоценностями. Ее дальнейшая судьба неизвестна, однако в 1980 году советские ювелиры (В. Николаев, Г. Алексахин.) постарались воссоздать утерянное украшение – и создали реплику из золота, платины и бриллиантов, которая получила название «Русское поле». Эта тиара, конечно же, отличается от оригинальной: в ее центре сверкает золотистый бриллиант, рисунок кажется «крупнее», а общий размер убранства – меньше. И все же эта работа дает прекрасное представление о том, как выглядела первоначальная диадема Марии Федоровны. Полюбоваться на реплику также можно в Алмазном фонде.

Гессенская призрачная тиара «запустила» череду несчастий в королевской семье

Статус настоящего проклятого украшения для правящей на данный момент в Великобритании династии Виндзоров имеет тиара, украшенная бриллиантами «Коинур». Считается, что она притягивает несчастья к своему владельцу. Правда, по преданиям, неприятности распространяются только на представителей сильного пола, надевших эту тиару, но женщины из королевского рода также не особо стремятся носить это украшение на голове.

Еще одна драгоценность с неприятным статусом «приносящей несчастья» — Гессенская тиара с листом клубники. В середине девятнадцатого века эта диадема появилась в королевской семье, и с тех пор ее обладатели стали трагически погибать.

Все начиналось с красивой истории: Гессенская тиара стала свадебным подарком от принца Альберта своей дочке Алисе ко дню ее свадьбы с принцем Луи Гессенским. И тут начались несчастья, ведь принц Альберт скончался, не дожив до момента бракосочетания дочери, а сама Алиса в юном возрасте скончалась от дифтерии. Позже при трагических обстоятельствах ушли из жизни три дочери принцессы.

На момент трагического ухода из жизни принцессе Алисе исполнилось тридцать пять лет. Она заразилась дифтерией от своей младшей дочери, которая была больна этим недугом, и также стала его жертвой. А вот две другие дочери Алисы, казалось бы, избежали печальной участи. Они стали частью рода Романовых. Супруга императора Николая II Александра Федоровна, так же, как и ее сестра Елизавета Федоровна, стали жертвами Октябрьской революции, и погибли от рук большевиков.

Великий прародитель жизни

Знакомясь с преданиями о Нефертуме, я заметила странное несоответствие. С одной стороны, он был сыном главных божеств, то есть занимал вторую ступень иерархии богов. 

С другой, Нефертума нередко называют великим творцом всего живого и, что поразительно, прародителем самого бога Ра

В “Текстах пирамид” Нефертум получил наименование “цветка у ноздрей Ра”, что вполне ясно показывает на важность этого бога

Задолго до того, как Нефертум стал покровителем цветов и благовоний, он представлял собой прекрасный лотос, что дремал в вечном первозданном океане. 

Вокруг него не было ничего, но в один момент со дна океана поднялся стебель, а на нём виднелись три плотно сжатых лепестка бутона лотоса. Долго цветок скользил по поверхности вод, но однажды луч солнца упал на нежные лепестки. Раскрывшись, лотос дал жизнь величайшему из всех египетских богов, Ра.

Этот миф был популярен в Гелиополе, жители которого считали, что, совершив свой ежедневный путь по небосклону, солнце в облике бога Ра возвращается в свой лотом, на нём плывёт по тёмному океану к следующему рассвету. 

Интересно, что во многих крупных городах Древнего Египта народ хотел породнить Нефертума со своими главными божествами. Например, в Бубастисе рассказывали, будто этот бог – сын богини Бастет, а в Буто считали, что матерью Нефертума была священная кобра Уаджит.

Нефертум на древнеегипетской фреске

Древний оберег и связь с патриотизмом

Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.

Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен

При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.

Продавец кваса — Карл Булла

И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».

Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».

Принцесса Маргарет

Дата свадьбы: 6 мая 1960 года

Принцесса Маргарет, графиня Сноудон, была младшей и единственной сестрой королевы Елизаветы II. В 1960 году она выходила замуж за фотографа Энтони Армстронга-Джонса. На торжество принцесса надела Полтиморскую тиару. Особенность украшения в том, что его не предоставляли невесте из королевской сокровищницы — тиару, созданную в 1870-х годах мастерами Garrard для леди Флоренс Полтимор, принцесса Маргарет купила для себя сама.

Эта тиара была воплощением ювелирного стиля викторианской эпохи. Она состояла из алмазных завитков, имитирующих цветы и обыгрывающих мотивы природы. Задняя часть украшения обшита коричневым бархатом, под цвет волос невесты. Прием должен был создать эффект того, что украшение буквально парит над головой, как нимб. Тиара была разборной и могла трансформироваться в ожерелье или 11 брошей.

Свадебная тиара принцессы Маргарет от Garrard

Тиара, конечно, стала известна как свадебное украшение принцессы Маргарет. Но настоящую славу ей принесла скандальная фотография, сделанная мужем принцессы. В кадре обнаженная графиня Сноудон сидит в ванной, наполненной водой, одетая только в роскошное украшение.

Принцесса Маргарет умерла в 2002 году, а через четыре года наследники решили продать ее коллекцию украшений, в том числе свадебную тиару. «Люди умирают, но налоги-то платить нужно», — объяснил свое решение сын принцессы. Тиару в итоге продали за 1,7 миллиона долларов.

Екатерина, герцогиня Кентская, в день своего бракосочетания

Тиару перестали носить после трагической авиакастрофы

В тот момент Гессенскую тиару никто не винил во всех этих несчастьях, поэтому она по наследству попала к старшему сыну принцессы Алисы Эрнсту. Дочь Эрнста позже рано скончалась от тифа, а еще у него родился мертворожденный сын. Позже Эрнст женился второй раз, и его избранницей стала родная сестра принца Филиппа, герцога Эдинбургского, Сесилия. Она начала носить Гессенскую тиару, и это стало ее роковой ошибкой.

В 1937-м году Сесилия погибла в ужасной авиакатастрофе, в которой не выжил ни один из пассажиров. На тот момент Сесилия была беременна, и должна была вот-вот родить. И среди останков нашли тело новорожденного младенца, который появился на свет прямо на борту самолета. На месте катастрофы нашли целую и невредимую Гессенскую тиару, и с тех пор она получила статус «проклятого призрачного украшения» с листом клубники.

В той авиакатастрофе ушли из жизни также племянницы принца Филиппа. С тех пор неизвестно, кто был следующим владельцем Гессенской тиары. В истории с того момента нет изображений представителей королевской семьи с этой диадемой на голове.

По некоторым свидетельствам, ее могли отдать на хранение в Фонд Гессенского дома. А может, от этого проклятого украшения решили избавиться, выбросив в море. Но история об этом умалчивает. Были ли все эти трагедии вызваны именно тиарой?

«Кембриджские узелки любви»

Оригинальный дизайн «Узелков» был придуман в 1818 году: тиару по случаю бракосочетания с герцогом Кембриджским принцессе Августе Гессен-Кассельской подарили ее родители. Королеве Марии Тескской (конечно!) настолько понравилась задумка, что век спустя, в 1914 году, она заказала копию у любимого британской королевской семьей ювелирного дома Garrard & Co. После ее смерти ювелирное изделие перешло во владение Елизаветы II. Очень часто эту тиару заимствовала принцесса Диана. Затем и герцогиня Кембриджская, супруга принца Уильяма, несколько раз удостоилась чести продемонстрировать знаменитое украшение, надев «Узелки» на прием в 2015 году и на дипломатическую встречу с испанскими монархами в 2017.

Лучистая диадема Елизаветы Алексеевны.

Императрица Александра Федоровна в Лучистой диадеме Елизаветы Алексеевны

Необычная V-образная форма этой тиары относит нас к стилистике сказочной, особенно боготворимой в конце 19 века. Впрочем, сама диадема была сделана гораздо раньше – в начале 1800-х годов, и в те времена ювелиры предпочитали опираться на стиль ампир. Ее первой владелицей была императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. По свидетельству Лилии Кузнецовой, после ее смерти диадему слегка видоизменили, дабы не вызывать ассоциаций с прежней владелицей. После Революции лучистую тиару, скорее всего, продали.

Нефертум – покровитель медицины

Прочную связь между Нефертумом и Ра можно проследить и в других мифах. Египтяне верили, что на рассвете бог солнца предстаёт сияющим ребёнком, которым изображали и Нефертума. Хочу отметить, что знаменитый фараон Тутанхамон настолько почитал этих богов, что даже приказал мастерам изобразить себя в обличье юного Ра-Нефертума.

Сам же цветок лотоса был для египтян священным. Он не только ассоциировался с красотой и божественной энергией, но и обладал магическими свойствами. Лотос нередко использовался в медицине. 

Греческие историки нередко отмечали, что укусы “тифоновых тварей” (змей) в Египте лечат с помощью настойки лотоса. Эти особенности главного цветка Нефертума сделали его покровителем лечебниц и врачебного мастерства.

Одно из преданий о Ра рассказывает, что однажды полчища врагов бросились атаку на бога. Поднесённый Нефертумом лотос в руке верховного бога, подарил тому свой аромат, благодаря которому силы вернулись к Ра, и он одержал победу над силами тьмы. Некоторые пересказы этой легенды говорят, будто тем лотосом стал сам Нефертум, вдохновив Ра на успешный бой.

Тиара как у Папы римского

В католичестве тиара представляет с собой тройную корону Папы римского и является символом папского владычества. Как видно на фото, тиара – это высокий головной убор яйцеобразной формы, украшенный крестом и тремя венцами (коронами). Задняя часть тиары украшена двумя ниспадающими лентами.

По версии некоторых ученых, у папской тиары есть второе название – triregnum, что в переводе с латинского языка означает «троецарствие». Так объясняется наличие трех венцов на папской тиаре — как символ власти Папы над Небесами, Землей и Адом.

На протяжении долгих лет тиара использовалась католической церковью для коронации Папы, но современная католическая церковь для коронации тиару уже не использует, ее место заняла митра

Тиара занимает важное место в католическом мире. Свидетельством этому служит изображение тиары на гербе Ватикана, который представляет с собой красный щит с изображением двух скрещенных ключей, над которыми возвышается папская тиара

Серьги

Серьги для коронации

Елизавета в коронационных серьгах и соответствующем колье на открытии парламента Новой Зеландии в 1963 году. На ней также была тиара «Кокошник».

Как и Ожерелье Коронации, эти серьги носили королевы, царствующие и супруги, на каждой коронации с 1901 года. Сделанные для королевы Виктории в 1858 году с использованием бриллиантов со старого значка Подвязки , они имеют типичный дизайн: большой бриллиант, за которым следует меньший. , с большой грушевидной каплей. Капли изначально были частью браслета Кох-и-Нур . После того, как они были изготовлены, Виктория надела серьги и соответствующее ожерелье с картины « Королева Виктория » европейского придворного художника Франца Винтерхальтера.

Серьги-люстры Greville

Королева в серьгах-люстрах Greville, 2010 г.

Эти серьги-люстры длиной 7,5 см (3 дюйма), сделанные Cartier в 1929 году, имеют три большие капли, украшенные бриллиантами всех современных огранок. Серьги были куплены Маргарет Гревиль , которая оставила их своей подруге Королеве-матери в 1942 году, а родители Элизабет подарили их ей в 1947 году в качестве свадебного подарка. Однако она не могла использовать их, пока ей не прокололи уши. Когда общественность заметила, что ее уши проколоты, доктора и ювелиры оказались завалены просьбами женщин, желающих проколоть и уши.

Серьги Greville в форме груши

Помимо серег-люстр и 60 других украшений, миссис Гревиль оставила королеве-матери набор грушевидных серег, которые она купила у Cartier в 1938 году. Каждый бриллиант грушевидной формы весит около 20 карат (4 г. ). Диана, принцесса Уэльская, одолжила их в 1983 году, чтобы надеть их во время своего первого официального визита в Австралию. На государственном банкете она надела серьги с диадемой из собственной семейной коллекции. Серьги-груши Гревиль перешли к королеве после смерти ее матери в 2002 году.

Бахрейнские серьги с бриллиантами и жемчугом

Эти серьги, сделанные из «ракушки, содержащей семь жемчужин», подаренной Елизавете в качестве свадебного подарка хакимом Бахрейна , состоят из круглого бриллианта, за которым следует бриллиант в форме круга, к которому подвешены три бриллианта багетной огранки. Внизу к круглой жемчужине прикреплены три бриллианта поменьше. Эти серьги иногда одалживала королева Диане, принцессе Уэльской, графине Уэссекской и герцогине Кембриджской.

1937 г.

Принцесса Елизавета (справа) в короне в день коронации родителей, 1937 год.

Для коронации их родителей в 1937 году было решено, что Элизабет и Маргарет должны быть предоставлены уменьшенные версии корон для ношения на церемонии. Изысканные золотые короны с малиновой окантовкой и окантовкой из горностая были разработаны Garrard & Co. и доставлены королевской чете для осмотра. Однако король и королева решили, что они слишком сложны и слишком тяжелы для юных принцесс. Королева Мария предложила, чтобы короны были позолоченными серебром в средневековом стиле без украшений. Георг VI согласился, и короны были спроектированы с мальтийскими крестами и геральдической лилией . После коронации Мэри написала: «Я сидела между Мод и Лилибет (Элизабет), и Маргарет шла следующей. Они выглядели слишком мило в своих кружевных платьях и мантии, особенно когда они надевали короны». Ансамбли коронации находятся в Тресте Королевской коллекции.

Брошь-узел Камиллы Паркер-Боулз

В марте 2020 года во время последнего официального выхода герцогов Сассекских журналисты обратили внимание на украшение супруги принца Чарльза Камиллы Паркер-Боулз. Она надела на мероприятие брошь, которую не замечали прежде

Оказалось, что бриллиантовое украшение тоже из коллекции королевы Елизаветы. Брошь выполнена в форме узла — его считают символом любви и объединения.

Наблюдатели решили, что Камилла неслучайно выбрала именно эту брошь для выхода с принцем Гарри и Меган Маркл. После того как герцоги Сассекские отказались от королевских обязанностей, поползли слухи, что между братьями Гарри и Уильямом случился серьёзный разлад. И Камилла решила с помощью украшения напомнить членам королевской семьи, что любовь и семейные узы способны выдержать любое испытание.

Королева Елизавета II

Дата свадьбы: 20 ноября 1947 года

В день своей свадьбы с Филиппом Маунтбеттеном принцесса Елизавета, будущая королева Елизавета II, надела бриллиантовую тиару-франж, которая принадлежала ее бабушке Марии Текской. Первоначально это была вовсе не тиара, а ожерелье. Его королева Виктория подарила на свадьбу Марии Текской, выходившей замуж за ее сына Георга V в 1893 году.

В 1919-м королева-консорт обратилась к ювелирам Garrard с просьбой переделать ожерелье в тиару. В 1936-м она передарила украшение невестке, Елизавете Боуз-Лайон. Та же одолжила тиару своей дочери, Елизавете II, в день ее свадьбы. Единственная дочь последней, принцесса Анна, надела эту же тиару на собственное торжество в 1973 году.

Свадебная тиара Елизаветы II от Garrard

Тиара в форме кокошника состоит из 47 «шипов» разной высоты, украшенных бриллиантами. Известно, что тиара неожиданном сломалась в день свадьбы Елизаветы II. Однако, к счастью, в день торжества ювелир при королевском дворе смог оперативно починить украшение.

В 2020 году эту же тиару впервые за много лет надела другая невеста — внучка Елизаветы II принцесса Беатрис. Выходя замуж за Эдоардо Мапелли Моцци, она получила право также надеть платье своей знаменитой бабушки, правда, не свадебное. Это сразу же расценили как сигнал особого отношения королевы.

Свадьба принцессы Маргарет, младшей сестры Елизаветы II

Принцесса Марина, герцогиня Кентская

Дата свадьбы: 29 ноября 1934 года

Марина Греческая и Датская, герцогиня Кентская — греческая принцесса из рода Глюксбургов. По матери, Елене Владимировне, она приходилась правнучкой российскому императору Александру II, а выйдя замуж за Георга, сына короля Великобритании Георга V и Марии Текской, стала теткой Елизаветы II.

На свою свадьбу в 1934 году принцесса Марина надела платье от британского модельера Эдварда Молино и бриллиантовое украшение из семейной сокровищницы — Владимирскую тиару-франж. Она повторяет форму традиционного русского головного убора — кокошника.

Тиара принадлежала бабушке принцессы Марии — великой княгине Марии Павловне (урожденной Мекленбург-Шверинской). Та получила тиару в 1874 году в честь своей свадьбы с князем Владимиром Александровичем, третьим сыном Александра II. Позднее Мария Павловна передала украшение дочери Елене, которая и вручила его принцессе Марине. Диадему часто путают с «Кентской тиарой-франж», которую Марина получила от Лондонского Сити в честь своей свадьбы.

Принцесса Елизавета, будущая королева Елизавета II, в день собственной свадьбы

Диадема Марии Федоровны.

Впрочем, изначально эта тиара изготавливалась совсем не как подвенечное украшение. Ее условным годом «рождения» считают 1800 год, создателем – Якова Дюваля, а первой владелицей – Марию Федоровну, супругу императора Павла I. Как пишет в одной из своих книг искусствовед Лилия Кузнецова, изначально диадема также была украшена свисающими у висков нитями – на манер древнерусских рясн. Чистейшие бриллианты разного калибра и огранки были привезены из Индии и Бразилии, а их совокупный вес составлял около 1000 карат!

Великая княжна Мария Павловна в диадеме Марии Федоровны после венчания с Вильгельмом, герцогом Сёдерманландским, 1908 год

Венчание Николая II и принцессы Александры, 1894 год

Центральный ряд представляет собой подвижно свисающие бриолеты, резво качающиеся при малейшем движении головы. Впрочем, главным «героем» украшения остается всего один, солирующий бриллиант нежно-розового цвета весом в 13.35 карат. Изначально редкий экземпляр был вставлен в основание, на дне которого располагалась цветная фольга – излюбленный прием ювелиров тех лет, за счет чего бриллиант казался кроваво-красным. Лишь много лет спустя был обнаружен истинный цвет камня, уловить который неподготовленному глазу едва ли легко.

Этой диадеме очень повезло: она удачно пережила Революцию, и сегодня является ценнейшим экспонатом Алмазного фонда в Кремле. Взглянуть на нее можно и сегодня. Опыт уникальный, учитывая, что диадема Марии Федоровны – единственная оригинальная тиара Романовых, находящаяся в России (по крайней мере, официально).

Бриллиантовая брошь с бирюзой Елизаветы II

Одним из самых трогательных выступлений Елизаветы II стало её видеообращение к нации в разгар пандемии коронавируса. В выступлении, которое назвали «Мы встретимся снова», королева обратилась к британцам с вдохновляющей и поддерживающей речью о силе надежды в трудные времена. Но не только слова королевы стали поддержкой для зрителей

Снова обратили внимание на брошь, которую королева выбрала для видеозаписи

К ярко-зелёному платью Елизавета выбрала бриллиантовую брошь с бирюзой, которую получила в наследство от своей бабушки королевы Марии. Оказалось, что выбор Елизаветы удивил знатоков: это не самое любимое украшение королевы. Она крайне редко появлялась с ним на публике. Послание увидели в камне, которым украшена брошь. Дело в том, что бирюза считалась камнем исцеления, любви и защиты. По легендам, правители носили бирюзу, чтобы усилить лидерские качества. Поэтому зрители решили, что Елизавета постаралась придать дополнительную силу своим словам. 

Ричмондская брошь королевы

Трогательное значение нашли в украшении королевы, которое она надела на похороны супруга принца Филиппа. Принц-консорт скончался 9 апреля в возрасте 99 лет. Елизавета и Филипп прожили вместе 73 года. Похороны супруга стали первым публичным мероприятием, на котором появилась Елизавета II после его смерти. 

Королева надела на траурную церемонию трёхрядное жемчужное ожерелье. Его Елизавете подарил отец, король Георг VI, в день её свадьбы с Филиппом. Вторым украшением стала Ричмондская брошь, которую Елизавета унаследовала от бабушки, королевы Марии. Это одно из самых старинных украшений королевской семьи. Мария получила её в подарок от своего отца в честь свадьбы с принцем Георгом и часто носила её уже будучи замужем. Бриллиантовая брошь с жемчугом появлялась на плече Елизаветы II только на очень важных семейных праздниках и событиях. Она надевала её на многие мероприятия, которые посещала вместе с Филиппом. 

Так Ричмондская брошь стала символом двух союзов королевской семьи: Марии Теккской и короля Георга V, королевы Елизаветы II и принца Филиппа. Эксперты по украшениям усмотрели в выборе королевы трогательное признание в любви к почившему супругу.

Жемчужная диадема Марии Федоровны.

Императрица Мария Федоровна в Жемчужной диадеме. Фрагмент портрета, худ. Ф. Флеменг

По своей форме это убранство напоминает, скорее, корону, чем тиару, а самым впечатляющим элементом в нем по праву считаются массивные продолговатые жемчужины.

Очень геометричный и лаконичный бриллиантовый орнамент редко встретишь в романовских драгоценностях. Если подключить воображение, то в рисунке можно угадать букву «М» – по имени императрицы Марии Федоровны, для которой украшение и изготавливалось изначально. Это убранство входило в состав драгоценной парюры, судьба которой после Революции пока остается загадкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector