Виктор гюго
Содержание:
Теоретизация романтизма
В кратком содержании биографии Виктора Гюго обязательно следует выделить в отдельный пункт его вклад в развитие теории романтизма. Он на протяжении всей своей жизни стремился его осмыслить. Гюго призывал отказаться от высокопарных, строгих форм классицизма, пропагандировал творческую свободу.
Вершиной эпохи французского романтизма стало его «Предисловие к «Кромвелю». Шекспировская драма «Кромвель» в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но «Предисловие» переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период — это становление христианства.
Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра — драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма — это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.
Литература
Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.
Виктор Гюго в 1853 году
Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.
Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.
Писатель Виктор Гюго
Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.
Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.
В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.
Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи
Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу
Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.
Автограф Виктора Гюго
Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.
Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.
Книги Виктора Гюго
Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.
Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.
Произведения Гюго в других видах искусства
Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт»).
Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя.
Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Мастерски выполнена литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери». Конечно, нельзя исчерпать творчество Буланже всеобъемлющим влиянием Гюго. Художник вдохновлялся сюжетами истории прошлого и настоящего, Библией, итальянской литературой… Но лучшими остаются работы, навеянные искусством Гюго. Талант писателя был родствен художнику, в его творчестве он находил наиболее верную поддержку своим исканиям. Их преданная дружба, длившаяся всю жизнь, была предметом восхищения современников. «Месье Гюго потерял Буланже»,— сказал Бодлер, узнав о смерти художника. А в отзыве на «Салон 1845 года» (изданной в том же году брошюры объёмом около 50 страниц, подписанной «Бодлер-Дюфаи»). Бодлер дает такую характеристику Луи Буланже: «перед нами последние обломки старого романтизма — вот что значит жить в эпоху, когда считается, будто художнику достаточно вдохновения, заменяющего все остальное; вот та пропасть, куда увлекает Мазепу его дикая скачка. Г-н Виктор Гюго, погубивший столь многих, погубил и г-на Буланже — поэт столкнул в яму живописца. А между тем г-н Буланже пишет вполне прилично — достаточно взглянуть на его портреты; но где, черт возьми, выудил он диплом исторического живописца и вдохновенного художника? Уж не в предисловиях ли и одах своего знаменитого друга?»
Шесть персонажей Виктора Гюго. Холст, масло. Музей изящных искусств, Дижон
В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре. «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, — пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. — Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик».
Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.
Самым известным иллюстратором книг Гюго, пожалуй, является художник Эмиль Байар («Отверженные»). Эмблемой мюзикла «Отверженные» является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» (Замок на облаке). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который в свою очередь взял за основу рисунок Эмиля Байара.
В СССР оформлял его книги Пинкисевич П. Н., последней книгой которую иллюстрировал Кравченко А. И. известный мастер гравюры, был «Собор Парижской богоматери» (1940). Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 — 2011, Partie 2 — 2012. Éditions Soleil).
Часть втораяКОЗЕТТА
Книга перваяВАТЕРЛОО
I. Что можно встретить по пути из НивелляII. ГугомонIII. 18 июня 1815 годаIV. АV. Quid obscurum1 сраженийVI. Четыре часа пополудниVII. Наполеон в хорошем настроенииVIII. Император задает вопрос проводнику ЛакостуIX. НеожиданностьX. Плато Мон-Сен-ЖанXI. Плохой проводник у Наполеона и хороший у БюловаXII. ГвардияXIII. КатастрофаXIV. Последнее кареXV. КамброннXVI. Quod libras in duce?XVII. Как надо смотреть на ВатерлооXVIII. Восстановление священных правXIX. Поле сражения ночью
Книга втораяКОРАБЛЬ «ОРИОН»
I. Номер 24601 становится номером 9430II. Читатель прочтет двустишие, быть может, принадлежащее чертуIII. Из которой видно, что кольцо цепи должно было подвергнуться некоторой предварительной обработке, чтобы разбиться от удара молотком
Книга третьяИсполнение обещания, данного умершей
I. Вопрос о водоснабжении в МонфермейлеII. Два законченных портретаIII. Вина людям и воды лошадямIV. Появление на сцене куклыV. Малютка однаVI. Которая, быть может, доказывает сметливость БулатрюеляVII. Козетта в темноте бок о бок с незнакомцемVIII. Неприятность принимать у себя бедняка, который может оказаться богачомIX. Тенардье маневрируетX. Кто ищет лучшего, иногда находит худшееXI. Номер 9430 опять выступает на сцену, и Козетта выигрывает его в лотерею
Книга четвертаяЛАЧУГА ГОРБО
I. Хозяин ГорбоII. Гнездо для совы и малиновкиIII. Два несчастья, соединенных вместе, составляют счастьеIV. Наблюдения главной жилицыV. Пятифранковая монета, падая на пол, звенит
Книга пятаяПОГОНЯ
I. Стратегические зигзагиII. К счастью, по Аустерлицкому мосту ездят повозкиIII. Смотри план Парижа от 1728 годаIV. Бегство на ощупьV. Глава, которая была бы невозможна при газовом освещенииVI. Начало загадкиVII. Продолжение загадкиVIII. Загадка усложняетсяIX. Человек с колокольчикомX. В которой объясняется, как Жавер попал впросак
Книга шестаяМАЛЫЙ ПИКПЮС
I. Улица Малый Пикпюс, номер 62II. Послушание Мартина ВергиIII. СтрогостиIV. ВесельеV. РазвлеченияVI. Малый монастырьVII. Несколько силуэтов среди мракаVIII. Post corda lapidesIX. Целый век под апостольникомX. Происхождение «Вечного моления»XI. Конец Малого Пикпюса
Книга седьмаяВ СКОБКАХ
I. Монастырь — понятие отвлеченноеII. Монастырь — факт историческийIII. При каких условиях можно уважать прошлоеIV. Монастырь с точки зрения принциповV. МолитваVI. Абсолютное достоинство молитвыVII
Предосторожности, которые следует принять, прежде чем произнести осуждениеVIII. Вера, нравственность
Книга восьмаяКЛАДБИЩА ПРИНИМАЮТ В СВОИ НЕДРА ТО, ЧТО ИМ ДАЮТ
I. Где говорится о способе войти в монастырьII. Фошлеван в затрудненииIII. Мать ИннокентияIV. Из которой видно, что Жан Вальжан как будто начитался Аустина КастильскогоV. Недостаточно быть пьяницей, чтобы быть бессмертнымVI. Между сосновыми доскамиVII. Что значит потерять билетVIII. Удачный допросIX. Заключение
Библиография
В Викитеке есть тексты по этой теме: Victor Hugo |
Романы
|
|
Драматургия
|
|
Публицистика и эссе
|
|
Поэзия
|
|
Собрания сочинений
- Œuvres complètes de Victor Hugo, Édition définitive d’après les manuscrits originaux — édition ne varietur, 48 vv., 1880—1889
- Маленький Наполеон . — М., издательство «С. Дороватовского и А. Чарушникова», 1902, 4200 экз.
- Избранное: в 2 т. — Государственное издательство художественной литературы, 1952
- Собрание сочинений: В 15 т. — М.: Гослитиздат, 1953—1956
- Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Правда, 1972 (серия «Библиотека «Огонёк». Зарубежная классика)
- Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Правда, 1988
- Собрание сочинений: В 6 т. — Тула: Сантакс, 1993
- Собрание сочинений: В 4 т. — М.: Литература, 2001
- Собрание сочинений: В 14 т. — М.: Терра, 2001—2003
Издание первого романа и начало романтизма
В 1822 году писатель женился на Адель Фуше. В этом браке у пары было пятеро детей. В 1923 году Виктор Гюго опубликовал свой роман «Ган Исландец», который получил довольно сдержанный прием у публики.
Произведение получило хороший отзыв от Шарля Нодье. Благодаря этому между ними состоялось знакомство, которое переросло в дружбу. Писатель не сильно огорчился критике его произведения — просто он решил еще тщательнее работать. Вскоре после публикации состоялось собрание в библиотеке Арсенала — именно она была колыбелью романтизма. После этого собрания у Гюго начали формироваться основы романтизма.
Дружеское общение Виктора Гюго и Шарля Нодье длилось с 1827 по 1830 год, потому что Нодье все критичнее относился к произведениям писателя. До этого Гюго успел возобновить общение с отцом и посвятить ему поэму. В 1828 году Жозефа Гюго не стало. Виктор Мари пишет пьесу «Кромвель» специально для известного актера Франсуа-Жозефа Тальма и публикует ее в 1827 году. Она вызвала споры у читателей, а в предисловии к пьесе Гюго написал, что он не принимает устоев классицизма и решает писать в направлении романтизма.
Несмотря на то что произведения Гюго принимались критиками прохладно, он был известной фигурой в литературной среде. Чета Гюго часто устраивала в своем доме приемы, на которые приглашали известных личностей. Писатель заводит знакомство с Шатобрианом, Листом, Берлиозом и другими деятелями искусства.
Кроме романов, Гюго пишет стихи, а в 1829 году и 1834 году публикует небольшие романы — «Последний день приговоренного к смерти» и «Клод Ге». В них писатель высказывает свое негативное отношение к смертной казни. В период творчества с 1826 по 1837 год Виктор Мари Гюго становится основателем французского романтизма.
Память о Викторе Гюго
Народ Гернси воздвигнул статую, созданную скульптором Жаном Буше в Candie Gardens (Сент-Питер-Порт), чтобы почтить память о пребывании Гюго на островах. Руководство Парижа сохранило его резиденции в Отвиль-Хауз (Гернси) и в доме номер 6 по площади Вогезов (Париж) в качестве музеев. Дом, где он останавливался в Виандене (Люксембург) в 1871 году, также стал музеем.
Гюго почитается как святой во вьетнамской религии Каодай, в парадном зале Святого Престола в Тэйнинь.
Авеню Виктора Гюго в 16 округе Парижа носит имя Гюго и тянется от дворца Этуаль до окрестностей Болонского леса, пересекая площадь Виктора Гюго. На этой площади находится станция Парижского метро, также названная в его честь. В городе Безье именем Гюго названы главная улица, школа, больница и несколько кафе. Множество улиц и проспектов по всей стране названы в его честь. Школа Lycée Victor Hugo была основана в городе, где он родился, Безансоне (Франция). Авеню Витора Гюго, находящееся в Шавинигане, провинция Квебек, было названо так, чтобы почтить его память.
В городе Авеллино (Италия), Виктор Гюго ненадолго останавливался во время встречи со своим отцом, Леопольдом Сигизбером Гюго, в 1808 в месте, известном сегодня как Il Palazzo Culturale. Позже он вспоминал об этом месте, цитируя: «C’était un palais de marbre…» («Это был замок из мрамора…»).
Существует статуя Виктора Гюго напротив Museo Carlo Bilotti в Риме, в Италии.
Виктор Гюго является тезкой города Hugoton, штат Канзас.
В Гаване, на Кубе есть парк, назван в его честь. У входа в Старый летний дворец в Пекине стоит бюст Гюго.
Мозаика в честь Виктора Гюго находится на потолке в здании Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона.
Лондонские и Северо-Западные железные дороги переименовали «Принца Уэльского» (класс 4-6-0, № 1134) в честь Виктора Гюго. Британские железные дороги увековечили память Гюго, назвав электрическую единицу 92001 92 класса в его честь.
Религиозное почитание
Благодаря вкладу в развитие человечества, добродетель и веру в Бога он почитается как святой в Каодай, новой религии, созданной во Вьетнаме в 1926 году. Согласно религиозным записям, ему было предназначено Богом исполнять внешнюю миссию как часть Божественной иерархии. Он представлял человечество, наряду с основными святыми Сунь Ятсеном и Нгуен Бинь Кхьемом, для подписания религиозного договора с Богом, обещавшего привести человечество к «любви и справедливости».
Семья Хьюго
Жан Гюго был правнуком поэта, драматурга, прозаика, эссеиста, художника, государственного деятеля, правозащитника и представителя романтического движения во Франции Виктора Гюго . Его дед Чарльз Гюго был журналистом, пионером ранних фотографических технологий и борцом против смертной казни, а его отец Жорж Гюго был опубликованным автором и признанным художником. Его тетей по отцовской линии была светская львица Жанна Гюго .
Его мать, Полин Менар-Дориан , была дочерью Поля-Франсуа Менара , генерального советника и заместителя департамента Эро в 1870–80-х годах, от его жены Алин Дориан, дочери Пьера Фредерика Дориана , министра труда во время осады Германии. Париж .
Жан Гюго был женат дважды: сначала в 1919 году на Валентине Гюго (урожденной Валентайн Гросс, детей от этого брака не было), а затем в 1949 году на Лауретте Хоуп-Николсон, дочери Хедли Хоуп-Николсон . У Жана Гюго и Лауретты было семеро детей: Шарль Гюго (фермер), Мари Гюго (художник), Жан-Батист Гюго (художник), Адель Гюго (художник), Жанна Гюго-Шаброль (учитель), Софи Гюго-Лафон (библиотекарь), Леопольдин Гюго (художник).
Сводный брат Жана Гюго, Франсуа Гюго, разработал интерпретации украшений ограниченным тиражом для Пабло Пикассо, Жана Кокто, Макса Эрнста и Коко Шанель в период модерна 20-х годов. Пьер Гюго — сын Франсуа Гюго — также ювелирный дизайнер и написал книгу о художественном наследии семьи Гюго Les Hugo — Un Temoignage (Rocher, Франция, 2007).
Внешние ссылки [ править ]
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеВиктор Гюго | |
---|---|
Романы |
|
Игры |
|
Короткие истории | |
Поэтические сборники |
|
Другие сочинения |
|
Связанный |
|
Авторитетный контроль |
|
---|