«золотая адель» или «портрет адели блох-бауэр», густава климта, 1907

Судьба реальной героини

Адель была довольно болезненной женщиной. Мечтала стать матерью, но дети сразу после родов умирали. Это было трижды. И она переключилась на детей своей сестры, особенно на младшенькую, Марию, которая часто навещала тётушку. Повзрослев, она приходила развлечь больную тётю, обсудить новости и посоветоваться насчёт модного фасона для бального платья. Полюбоваться картинами Климта, которые украшали стены богатого дома. Фердинанд так и промолчал о том, что знал о романе жены.

Климт умер в 52 года – в 1918 году от инсульта в собственной мастерской. Адель – через семь лет. Она тихо скончалась от менингита в своём доме в 1925 году, попросив мужа завещать некоторые полотна, среди которых и картина Густава Климта «Золотая Адель», музею Бельведер в Вене.

План мести

Пусть у него не такое блестящее образование, как у жены, но он знает, что в древности для разлучения влюблённых использовали цепи, которыми их приковывали друг к другу, пока те от такой чрезмерной близости не возненавидят друг друга. Он закажет распутному художнику портрет Адели! Причём, надо упомянуть в договоре предварительное создание не менее сотни эскизов. Климт, привыкший к постоянной смене натурщиц и любовниц, не сможет долго терпеть одну-единственную и, в конце концов, он её не будет на дух принимать. И пусть не торопится, пишет несколько лет! Адель, видя угасание чувств Климта, одумается и поймёт, на кого она променяла прекрасного мужа. Ещё в контракте обязательно надо упомянуть огромный, разорительный штраф для художника за отказ от работы, чтобы у парочки не было возможности расстаться раньше времени. Да, контракт обезопасит Фердинанда от провала задуманного плана. К тому же бизнесмен-сахарозаводчик отлично понимал, что картина востребованного и оригинального художника — это весьма удачное капиталовложение.

Индивидуальные доказательства

  1. Партч 2000, с. 73, 84.
  2. Небехай 1992, с. 221 ф.
  3. Немецкое искусство и художественное оформление , 20,1907, стр. 331 ф.
  4. Wiener Zeitung , 11 декабря 2017 г.
  5. Саймон Линднер: Прощай, икона . В: Мертен Лагац, Бенедикт Савой, Филиппа Сиссис (ред.): Beute. Картинный атлас, посвященный воровству произведений искусства и культурному наследию . Маттес и Зейтц, Берлин, 2021 г., стр.308-311 .
  6. Wiener Zeitung, 11 декабря 2017 г.
  7. Die Presse , (Вена) 9 февраля 2017 г.
  8. Искусство в словах : 6 января 2017 г.
  9. Aufbau-Verlag, Берлин 2018.
  10. Урсула Марч: Это теперь китч? Француженка заводит с Климтом горячий роман. В: Die Zeit , Гамбург, № 46, 8 ноября 2018 г., стр. 54.

дальнейшее чтение

  • Чернин, Губертус. Die Fälschung: Der Fall Bloch-Bauer und das Werk Gustav Klimts . Чернин Верлаг, Вена, 2006. ISBN  3-7076-0000-9
  • Каллир, Джейн, Альфред Вейдингер: Густав Климт. В поисках полного произведения искусства . Престел, Нью-Йорк 2009, ISBN  978-3-7913-4232-0
  • Кренсель, Нина. Густав Климт . Престел, 2007, ISBN  978-3-7913-3779-1
  • Шорске, Карл Э. «Густав Климт: живопись и кризис либерального эго» в Fin-de-Siècle Вена: политика и культура . Винтажные книги, 1981. ISBN  0-394-74478-0
  • Вейдингер, Альфред. Климт. Каталог Raisonné , Prestel, New York, 2007, ISBN  978-3-7913-3764-7

Щедрый заказ

Контракт был подготовлен лучшими юристами, Климт заблаговременно приглашён на обед. Фердинанд вошёл в гостиную, уловив запах дыма от яблочного табака, который так любила Адель. Она возлежала на диванчике и, как обычно, курила. Как она была хороша и грациозна: стройный стан, тонкие черты лица, волнистые тёмные волосы – Фердинанд невольно залюбовался женой. Но не время для сантиментов: он сообщил, что к обеду прибудет Климт. Он, Фердинанд, решил сделать ему заказ. Адель, услышав новость, смешалась, что не осталось не замеченным мужем.

Климт, ответственный в делах, явился без опозданий

После обеда, в течение которого муж непрестанно шутил, а любовники избегали смотреть друг на друга, Фердинанд изложил Климту суть своего заказа и обратил его внимание на некоторые пункты контракта. А именно: никакой наготы, одобрение эскиза заказчиком, щедрый аванс… и не торопиться

Сумма контракта сразила художника и заставила его, не вникая особо, поставить подпись.

Рисунки

В 1963 году музей Альбертина в Вене начал исследование рисунков Густава Климта. Исследовательский проект Густав Климт. Die Zeichnungen с тех пор ассоциируется с интенсивной выставочной и публикационной деятельностью.

Между 1980 и 1984 годами Алиса Штробль издала трехтомный каталог raisonné, в котором записаны и описаны все известные в то время рисунки Густава Климта в хронологическом порядке. В 1989 году был опубликован дополнительный том. В следующем году Штробль передала свою работу историку искусства и куратору Мариану Бисанц-Праккен , который помогал ей с 1975 года в определении и классификации произведений и продолжает исследовательский проект в этой области. день. С 1990 года Мариан Бисанц-Праккен переработала, задокументировала и научно обработала около 400 дополнительных рисунков.

Это делает Венскую Альбертину единственным учреждением в мире, которое на протяжении полувека изучает и научно классифицирует работы художника. В настоящее время исследовательский проект включает информацию о более чем 4300 работах Густава Климта.

Судьба автора

Густав Климт родился в семье гравера по золоту. С детства он был знаком с металлом, с техникой работы, с ювелирным искусством. Все это очаровывало Густава, он решил посвятить себя искусству. Вместе с братом они оконили художественную академию, после которой стали брать заказы по декорированию помещений и росписи стен.

Смерть отца заставила Климта изменить и свои творческие взгляды, и свое отношение к живописи. Если раньше он следовал академической традиции, не заботясь о настроениях заказчиков и гонорарах, то теперь был вынужден думать и о деньгах — надо было кормить семью.


«Поцелуй» Климта. (pinterest.com)

Климт был одним из первых, кто работал на стыке разных направлений искусства. Героев он вписывал в плоскость, а плоскость — в стену, то есть в архитектурное окружение. Это был синтез живописи и архитектуры. Общее увлечение венской буржуазии Древним Востоком совпало с тем, что интересовало самого живописца. Он быстро нашел себе богатых клиентов, которые были готовы хорошо платить, чтобы сделать своим женам приятное — подарить модный портрет.

Несмотря на высокие гонорары, живописец продолжал жить скромно. Все заработанное уходило на содержание созданного им Венского сецессиона — объединения молодых художников-новаторов, нуждавшихся в поддержке.

Была в жизни Климта одна встреча, которая сыграла грандиозную роль в судьбе его художественного наследия. «Вы гений, вам нечему здесь учиться!» — сказал Климт Гитлеру, когда тот поступал в венскую академию художеств. Этим восклицанием Климт обеспечил сохранность своим полотнам во время Второй Мировой. После оккупации Австрии многие произведения искусства, конфискованные Германией, пострадали или были уничтожены. Сохранность же полотен Климта была личным приказом фюрера.

литература

  • Фриц Новотны, Иоганнес Добай: Густав Климт. Residenz Verlag, Зальцбург, 1967.
  • Кристиан М. Небехай: Густав Климт — От рисунка к рисунку. Издание Christian Brandstätter, Вена 1992, ISBN 3-85447-369-9 .
  • Хубертус Чернин : Подделка. Дело Блох-Бауэра. Том 1: Дело Блох-Бауэра и работы Густава Климта. Том 2. Czernin Verlag, Вена 1999, ISBN 3-7076-0000-9 (= библиотека ограблений, том III).
  • Сюзанна Парч: Густав Климт — художник женщин. Prestel Verlag, Мюнхен 2004, ISBN 3-7913-3243-0 .
  • Рудольф Велсер, Кристиан Рабл: Дело Климта. Правовая проблема картин Климта в Бельведере. Манц, Вена 2005, ISBN 3-214-00332-1 .
  • Кристиана Кох: Густав Климт. Prestel Verlag, Мюнхен 2005, ISBN 3-7913-3289-9 .
  • Готфрид Флидль: Климт. Taschen Verlag, Кельн 2006, ISBN 3-8228-5013-6 .

Сюжет

Соблазнительница Юдифь только что обезглавила Олоферна. Ее лицо — это сочетание знойного огня во взгляде темных глаз, жестокость в линии губ и ноздри, трепещущие от страсти. Как если бы глубоко в душе этой женщины дремали мистические неукротимые силы.

Олоферн по приказу Навуходоносора должен был покорить народы, обитавшие к западу от Ассирии, в том числе и Иудею. На пути к Иерусалиму стоял город Ветилуя. Войско Олоферна осадило его, перекрыв жителям доступ к воде. Старейшины не решались ни на сопротивление, ни на сдачу. Тогда молодая вдова Юдифь, стремясь спасти родной город, надела красивые одежды и отправилась со служанкой в стан ассирийцев. В шатре Олоферна Юдифь рассказала свою легенду о намерении провести войско к Иерусалиму. На логичный вопрос, почему же она решилась предать своих соплеменников, Юдифь ответила, что они впали в грехи тяжкие и отошли от истинного учения бога, а потому должны быть наказаны.


«Юдифь I», 1901. (pinterest.com)

Олоферн был очарован и оставил женщину жить в лагере. Через несколько дней он устроил пир. Напившись и потеряв бдительность, а когда в шатре не осталось ни слуги, Юдифь обезглавила спящего Олоферна. Голову воина она принесла в Ветилую и предложила вывесить её на крепостной стене. Ассирийцы пришли в ужас, были деморализованы и совершенно неспособны продолжать завоевание Иудеи.

Ветхозаветный сюжет художник перенес в современный ему мир. Юдифь изображена с прической по моде рубежа XIX-XX веков. Образ Юдифи в религии трактовался как символ победы над похотью и гордыней. Картина же Климта представляет женщину в новом свете, как демоническую, femme fatale. Сластолюбие и извращение, соблазн и греховность. Климт показывает силу Юдифи, которая заключается в ее слабости. Через этот классический для библии парадокс она соотносится с Давидом, победившим Голиафа.

Юдифь следовала архетипу прелестниц, созданному, в том числе, и Оскаром Уайльдом, чья трагедия «Саломея», вышедшая в 1891 году, была чрезвычайно популярна. Даже золотая рамка с подписью «Judith and Holofernes» («Юдифь и Олоферн») была сделана специально по просьбе Климта, уставшего от сравнения его Юдифи с Саломеей.

Через несколько лет после первой версии Климт напишет вторую Юдифь, на этот раз отказавшись от магнетической чувственности. Юдифь II выглядит более жестокой, обостренной, трагичной. Она уже не похожа на соблазнительницу. Она убийца.


«Юдифь II», 1909. (pinterest.com)

История полотна

Чао, Адель. Вена, февраль 2006

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме. В 1910 году портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции в Венеции. До 1918 года портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С 1918 по 1921 годы находился в австрийской государственной галерее.

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 года, оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее. При оглашении завещания её муж согласился выполнить волю покойной. Один из пейзажей — «Замок Каммер на озере Аттерзее III» он подарил в 1936 году Австрийской галерее Бельведер. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1937 году участвовал в выставке австрийского искусства в Париже и Берне.

Когда после аншлюса 12—13 марта 1938 года Австрия стала частью Третьего рейха, Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии. В летней резиденции Фердинанда Блох-Бауэра после аннексии Чехословакии жил Райнхард Гейдрих. Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 года в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.

Его состояние и собрание живописи было экспроприировано нацистами. В 1941 году австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I». Поскольку у семьи Блох-Бауэр не было детей, то своими наследниками Фердинанд Блох-Бауэр назначил детей своего брата — Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

В 1998 году Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путём произведения искусства попали в их фонды (см. Реституция после Второй мировой войны частным лицам). Один из журналистов, изучавших музейные архивы, информировал Марию Альтман об обстоятельствах приобретения картин Климта австрийским государственным музеем. В 2005 г. после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» картины были переданы законным владельцам. Эти события легли в основу фильма 2015 года «Женщина в золоте», в котором главную героиню Марию Альтман сыграли две актрисы — Хелен Миррен и Татьяна Маслани (Мария в молодости).

После того как Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, пять картин Климта — «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Портрет Адели Блох-Бауэр II», «Березовая роща», «Яблоня I» и «Дома в Унтерахе близ Аттерзее», оцениваемые в 300 млн долларов, 14 февраля 2006 г. были привезены в Лос-Анджелес, где Мария Альтман жила с 1942 года. 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что Рональд Лаудер приобрел «Портрет Адели Блох-Бауэр I» за 135 млн долларов. Портрет с тех пор находится в основанной Лаудером Новой галерее в Нью-Йорке.

Описание картины «Женщина в золотом»

Картина написана в плоскостной технике – от перспективы, объёма предметов с тенями и полутонами художник отказался. Основной цвет – фон почти целиком и платье героини – золотой, живой и играющий. Главная героиня картины присела в кресло. Бледность и прозрачность кожи на обнажённых плечах, лёгкий румянец на щеках, чёрные волосы, убранные в пышную причёску, яркие губы – выписаны чрезвычайно мастерски. Тонкие нервные руки с изящными пальцами сцеплены перед грудью. Прямой взгляд чуть томных глубоких глаз героини заставляет зрителей в ответ так же внимательно вглядываться, а иных впечатлительных и тонуть в этом омуте.

Платье обтягивает фигуру, струящаяся шаль широкой золотой волной падает к ногам женщины. По платью и накидке хаотично рассыпались геометрические и природные элементы орнаментов, некая упорядоченность только на платье у зоны декольте. Кресло выделяют другие узоры.

Красный, синий, белый и зелёный цвета художником использованы минимально, по-видимому, для оживления картины в целом.

Размер полотна 138х138 см. Написана маслом на холсте.

Картина в годы фашизма

Для Европы настали страшные времена. В 1938 году Австрия вошла в состав уже нацистской Германии. Начались преследования евреев, Фердинанд бежал в Швейцарию, оставив всё. Приглядывать за имуществом осталась Мария, любимая племянница Адели. «Женщина в золотом» в опустевшем доме теперь пристально вглядывалась в злодеяния фашистов. Гестаповцы забрали всё ценное (бриллиантовое колье, некогда украшавшее изящную шейку Адель, не раз замечали на жене Гимлера), потом вывезли картины для коллекции живописи Третьего Рейха. Гитлер, знавший Климта лично, не мог позволить находиться на всеобщем обозрении изображению явной еврейки. И картина была отправлена в недра подвалов, что, наверняка, спасло её от гибели в последующих бомбёжках и обстрелах в конце Великой отечественной войны. Оказалось, шедевр был спасён другом Марии Алоисом Кунстом, который в годы войны был внедрён к фашистам якобы их пособник. Кунст передал реликвию в Бельведер, а позже стал директором музея.

Избранные работы

Кусты роз под деревьями

Oberösterreichisches Bauernhaus

Соня Книпс

  • Роспись потолков Венского университета Климта
  • Мозаика дворца Стокле в Брюсселе
  • Басня (1883)
  • Идилль (1884)
  • Театр в Таормине (1886–1888), Бургтеатр , Вена
  • Аудитория в Старом Бургтеатре, Вена (1888 г.)
  • Портрет Йозефа Пембауэра, пианиста и учителя фортепиано (1890)
  • Древняя Греция II (Девушка из Танагры) (1890–91)
  • Портрет дамы (фрау Хейманн?) (1894)
  • Музыка I (1895)
  • Любовь (1895)
  • Скульптура (1896 г.)
  • Трагедия (1897)
  • Музыка II (1898)
  • Афина Паллада (1898)
  • Текущая вода (1898)
  • Портрет Сони Книпс (1898)
  • Рыбья кровь (1898)
  • Шуберт за фортепиано (уничтожен в 1899 г.)
  • После дождя (Сад с цыплятами в Святой Агате) (1899)
  • Нимфы (Серебряная рыбка) (1899)
  • Русалки (1899)
  • Философия (1899–1907)
  • Nuda Veritas (1899)
  • Портрет Серены Ледерер (1899)
  • Медицина (Гигиея) (1900–1907)
  • Музыка (литография) (1901)
  • Юдифь I (1901)
  • Бухенвальд (Биркенвальд) (1901)
  • Золотая рыбка (моим критикам) (1901–02)
  • Портрет Герты Фельсовани (1902)
  • Портрет Эмили Флёге (1902)
  • Буковый лес (1902)
  • Буковая роща I (1902)
  • Бетховенский фриз (1902)
  • Буковый лес (1903 г.)
  • Надежда (1903)
  • Грушевое дерево (1903)
  • Жизнь — борьба (1903)
  • Юриспруденция (1903–1907)
  • Водяные змеи I (1904–1907)
  • Водяные змеи II (1904–1907)
  • Три возраста женщины (1905)
  • Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн (1905 г.)
  • Фермерский сад (Цветник) (1905–06)
  • Stoclet Фриз (1905-1909)
  • Портрет Фрицы Рейдлер (1906)
  • Подсолнечник (1906–07)
  • Фермерский сад с подсолнухами (1907)
  • Даная (1907)
  • Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907)
  • Маковое поле (1907)
  • Надежда II (1907–08)
  • Замок Каммер   на Аттерзее I (1908 г.)
  • Поцелуй (1907-08)
  • Дама в шляпе и боа из перьев (1909)
  • Древо жизни (1909)
  • Юдифь II (Саломея) (1909)
  • Черная шляпа с перьями (Дама в шляпе с перьями) (1910)
  • Замок Каммер на Аттерзее III (1910 г.)
  • Парк (1910)
  • Смерть и жизнь (1911)
  • Коттеджный сад с распятием (разрушен) (1911–12)
  • Яблоня (1912)
  • Дом лесника, Вайссенбах на озере Аттерзее (1912)
  • Портрет Мады Гертруды Примавези (1912)
  • Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912)
  • Дева (Die Jungfrau) (1913)
  • Полуобнаженная сидящая, полулежа (1913)
  • Полуобнаженная сидящая с закрытыми глазами (1913)
  • Портрет Евгении Примавези (1913–14).
  • Влюбленные, нарисованные справа (1914)
  • Портрет Элизабет Бахофен-Эхт (1914)
  • Полуобнаженная лежа, нарисованная справа (1914–15)
  • Портрет Фридерики Марии Бир (1916)
  • Дома в Унтерахе на Аттерзее (1916)
  • Смерть и жизнь (1916)
  • Садовая дорожка с цыплятами (разрушена) (1916)
  • Подружки (уничтожены) (1916–17)
  • Женщина, сидящая, разведив бедра , рисунок (1916–17)
  • Танцовщица (1916–1918)
  • Леда (уничтожена) (1917)
  • Портрет дамы , анфас (1917–18)
  • Невеста (незаконченный, 1917–18)
  • Адам и Ева (незаконченный, 1917–18)
  • Портрет Йоханны Штауде (неоконченный, 1917–18)

Картина после войны

Фердинанд Блох-Бауэр умер в ноябре 1945 года в Швейцарии, оставив новое завещание, по которому всё имущество передавалось его племянникам. Но о завещании никто не знал, Мария с мужем к тому времени уже перебралась в США. Она одна из родственников осталась в живых, когда завещание было обнародовано. Ей было уже 80 лет. Австрия переполошилась – отдать Америке такую реликвию! От возмущённых австрийцев звучали даже угрозы испортить полотно, лишь бы не расставаться с ним. Американская администрация не хотела обострений с австрийцами и тормозила ход дела. Только через семь лет борьбы Марии Альтман удалось сдвинуть процесс с мёртвой точки. Высший Суд США обязал Австрию вернуть пять шедевров Климта законной наследнице. Среди них был «Портрет Адели Блох-Бауэр».

Но Марию вполне устроила бы компенсация в 155 млн. долларов. Министерство культуры Австрии не имело такой возможности, был объявлен сбор средств по всей стране, австрийцы и не только с жаром включились в спасение «Золотой Адели» и сумма была почти набрана. Но этот ажиотаж привёл к решению Марии изменить размер компенсации, теперь она хотела 300 млн. долларов…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector