Агафья лыкова: живучая отшельница из таежного тупика

Феномен Агафьи Лыковой и старообрядчество. Символы старообрядчества

Старообрядчество с самого момента трагического раскола Русской Церкви являло ярчайшие образы подвижничества, исповедничества и Веры. В середине XVII века самым ярким образом стояния в вере явился подвиг братии святого Соловецкого монастыря, отказавшейся принять церковные реформы патриарха Никона и пострадавшей за это от царских войск.

Находившаяся в осаде долгие годы Соловецкая обитель стала символом иноческого и народного сопротивления «новолюбным затейкам» патриарха и царя Алексея Михайловича. После разорения обители выжившие старцы монастыря растеклись по всей православной Руси, неся весть о необоримых его исповедниках, заповедавших держаться Старой Веры.

По мере создания и распространения произведений старообрядческой литературы всё большее значение приобретают апологеты старообрядчества и их сочинения, защищающие древлецерковые обычаи и предания. В начале XVIII века знаковым символом старообрядчества становится имя протопопа Аввакума и его сочинения — «Житие», послания христианам, письма царю и другие сочинения, переписанные в десятках тысяч экземпляров.

Уже позже, когда во времена императрицы Екатерины Второй путы государственного насилия несколько ослабли, на Руси появляются новые образы и символы Старой Веры. Одно лишь упоминание Рогожского, Преображенского, Громовского кладбищ, Иргизских монастырей и Керженских скитов вызывали в русском сердце отзвук милой старины, древлецерковного предания и истинной веры.

Когда в 30-е годы XIX века гонения на старообрядчество возобновились, идеологи гонений хотели уничтожить или поколебать символы русского древлеправославия. Были разорены Иргизские и Керженские монастыри, запечатаны алтари Рогожских храмов, закрыты страноприимные дома Преображенского кладбища и других центров старообрядчества. Спустя сто лет, уже в годы советской власти, новый режим идеологическим катком прошелся по оставшемуся культурному и духовному наследию старообрядчества. Безбожники стремились не только физически устрашить христиан, но стереть саму память, что и было фактически сделано  к 70-м — 80-м годам XX века.

Кто-то совсем забыл о вере своих предков. Другие, памятуя о своих корнях, не могли найти дороги к храмам. Третьи вообще полагали, что старообрядчество давно исчезло. Но неожиданно в 1982 году вся страна заговорила о старообрядцах. В чём же было дело?

Отшельничество и мировоззрение

Биография и судьба Агафьи Лыковой связаны с дикой природой и жизнью вдали от развитых технологий. Женщина считает, что уединенный образ жизни – единственный шанс сохранить здоровье души и тела. Девочкой Лыкова прошла обряд крещения в соответствии со старинными обрядами и изучила церковный устав, который чтился на Руси до церковного раскола, произошедшего в 17 веке.

Агафья Карповна не приемлет достижений науки и техники, не воспринимает изменения, которыми сегодня изобилуют история и культура. Но она избегает и некоторых запретов, продиктованных старообрядческой традицией. Например, в семье Лыковых было принято есть картофель, который настрого запрещалось употреблять староверам. Она также признает церковную иерархию и не верит в духовного Антихриста. По ее мнению, без священнослужения жизнь бы прекратилась и все живое сгинуло бы.

Жизнь Агафьи Карповны нельзя назвать легкой, ведь она живет в заброшенном месте в тайге, где ландшафт составляют крутые горы, леса и реки. Она питается грибами и ягодами, а также ловит рыбу. Любопытно, что в отношении земледелия семья Лыковых располагала большими познаниями, и сейчас Агафья Карповна продолжает выращивать овощи по заветам родителей. Она умеет обрабатывать семена, знает, как сохранить урожай, может ориентироваться в биологических особенностях растений. В семье было принято выращивать корнеплоды и зерновые. Лыковы не читали книг о садоводстве, но по сей день продукты собственного производства староверка выращивает с применением удобрений, которые придумали предки.

Быт Агафьи Лыковой

Основным занятием для женщин в семье было ткачество. Одежду Лыковы изготавливали самостоятельно, делая пряжу из волокон конопли. Агафья Карповна может обеспечить себя всем необходимым, несмотря на то, что путь до ее дома не проложить ни по одной карте.

Последняя, кто жива из рода Лыковых, продолжает дело родителей, ведет свое хозяйство и поддерживает огород. Она разводит кур и коз. Рядом с домом Лыковой живут собаки и кошки.

Агафья Карповна по-прежнему придерживается затворнических взглядов, но принимает гостинцы от охотников и рыболовов, которых встречает в тайге. Сегодня в ее доме есть вещи из современного мира: часы и термометр. Она считает эти предметы диковинкой.

Удивительным открытием оказался тот факт, что именно контакт с внешним миром принес несчастье семье Лыковых. Они легко переживали испытания непогодой и трудности самобытной жизни, но взаимодействие с участниками экспедиции, нашедшими их в лесу, оказалось губительным. Староверы заразились неизвестным им вирусом, к которому был не готов иммунитет таежных жителей.

Агафья Карповна вызывает у медиков интерес и участие, поэтому по первой же просьбе ей помогают поправить здоровье. Так, Лыкову возили к источнику Горячий Ключ. Она 2 раза посещала городской госпиталь и даже ездила в гости к родственникам на поезде. Несмотря на это, оставлять прежнюю жизнь отшельница не желает. Достижения цивилизации меркнут в сравнении с богослужениями и радостями молитвы, которой она начинает и заканчивает день.

Агафья Лыкова и Ерофей Седов

Историю семьи Лыковых не понаслышке знал экс-губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, побывавший на заимке Агафьи Карповны в 1997 году. С тех пор чиновник поддерживает с отшельницей связь посредством переписки. По его указу женщине оказывали любую помощь и поддержку. После трагической кончины родственников Лыковой медики запретили посещать заимку без специального разрешения. Сначала необходимо получить специальный пропуск.

В числе помощников Агафьи Карповны – члены семей старообрядцев. По их словам, она не отличается покладистым нравом, поэтому ужиться с ней непросто. Тем не менее высокий уровень духовности Лыковой ни у кого не провоцируют сомнений. Отсутствие жажды потребительства и самодостаточность существования вызывают уважение.

По свидетельству посетителей, бывших на заимке в 2018 году, отшельница находится в добром уме и здравой памяти. Она подкармливает зверей, выходящих из леса в голодные периоды, живет по обычаям предков и усиленно молится в соответствии с традициями, которых придерживаются староверы.

Для поддержания связи с миром Агафье Карповне предоставили спутниковый телефон. С него 10 декабря 2018 года сотрудникам МЧС поступил звонок: отшельница просила о гуманитарной помощи. На следующий же день на заимку приехал губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Вместе с главой Таштагольского района, Владимиром Макутой, он доставил продукты, сено и корм для домашней скотины, а также подарил щенка. Прибывший вместе с чиновниками врач осмотрел отшельницу, отметив, что поводов для оказания медицинской помощи пока нет.

Отшельники Лыковы: история

Семью Лыковых случайно обнаружили в тайге в 1972 году. Лётчики, выбирая место для будущей геологической станции, вдруг увидели на склоне горы аккуратно возделанный огород и три маленьких избушки. Даже местные охотники не забредали сюда: уж слишком труднодоступными были эти горы. Оказалось, здесь более полувека вдали от цивилизации и вне всяких контактов с внешним миром обитала семья староверов Лыковых. Жили они исключительно натуральным хозяйством: ели только то, что сами выращивали на таёжном огороде, одевались в то, что сами сошьют из шкур и вручную вытканного полотна.

Вскоре к Лыковым снарядили научную экспедицию, которую возглавил профессор Лев Черепанов и доктор Игорь Назаров. Первый вопрос, заданный главой семейства Лыковых Карпом Осиповичем, звучал так: «Чем мы Вам можем помочь?»

Глава семейства староверов Лыков Карп Осипович увел свое семейство от преследования советской власти после того, как на его глазах большевики расстреляли брата с женой и трёх их маленьких детей. Гибели от рук чекистов Лыковы предпочли жизнь в уединенной тайге, тяжелый труд и недоедание.

По росту Лыковы были маленькими: самый высокий среди них был глава семейства Карп Осипович — 1 метр 58 сантиметров, самая низкая ростом была Агафья — 1 метр 50 сантиметров.

Самая большая проблема при общении с семейством Лыковых — это отказ от фотосъемки. Экспедиторам приходилось делать тайные фотоснимки без разрешения староверов. Многие староверы и поныне не разрешают делать свои фотоснимки, объясняя, что это для них грешно и им приходится потом долго молиться за этот грех.

Смерть близких Агафьи Лыковой

Жена Карпа Осиповича Акулина Лыкова умерла от голода в тайге в неурожайный год. Четверо детей — двое сыновей и две дочери, никогда не видели людей кроме своих близких. Поэтому они вначале боялись общения с людьми с большого мира, но впоследствии освоились и вели себя более раскованно: природное любопытство и доброжелательность взяли верх. Правда по старообрядческим традициям есть с гостями за один стол они не садились и ели из разной посуды. Для гостей у староверов отдельная столовая утварь: тарелки, ложки, чашки, вилки и прочее. Мирские люди, которые не соблюдают церковные обряды и не читают молитвы, для староверов они нечистые.

Вскоре после обнаружения семьи Лыковых неподалеку от них расположилась геологическая станция (18 км от их жилища). Работники геологической станции, зная про семейство староверов, проживающее неподалеку от их станции, из любознательности навещали их. Обычно посещали они их не с пустыми руками, а с подарками и продуктами питания. Так что от общения с людьми из большого мира староверам стало немного полегче. Например, попробовав поваренную соль при приготовлении пищи, Лыковы были приятно удивлены от вкуса подсоленной еды. И после этого они уже готовили пищу, используя соль. Также бывало и такое, что рабочие гео-станции привозили им кучу уже наколотых дров, что несомненно облегчало тяжелый быт староверов в сложной природе Республики Хакасия Алтайского района.

Общение с людьми из большого мира дало не только положительные, но и трагичные моменты жизни. Староверы Лыковы жили в полной изоляции и не имели понятия, что такое вирусы. И они были полностью беззащитны перед обычным вирусным заболеванием, таким как грипп. К сожалению, у них не выработался иммунитет против некоторых заболеваний. Два брата Савин и Дмитрий, и сестра Наталья заболели гриппом и умерли от его осложнений за один год (год смерти: 1981 октябрь-декабрь). Спустя несколько лет в раннее утро 16 февраля 1988 года умер отец Агафьи Карп Осипович. И после смерти старовера Карпа Осиповича, Агафья осталась одна в безлюдной тайге.

Таежный тупик: жизнь вдалеке от людей

История семьи Лыковых тянется в XVII век, во времена раскола. Не признав нововведений царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, предки Карпа Осиповича снялись с насиженных мест и двинулись на восток. Несколько раз их догоняла цивилизация, грозившая им троеперстием, табачищем, бритьем бород и прочими дьявольскими кознями. Всякий раз Лыковы уходили во всё более глухие места, но власть неизменно добиралась и дотуда… В конце 1920-х в таежном староверском урочище на Абакане явились представители Советской власти. Молодому Карпу Лыкову они не понравились, и он с женой Акулиной и маленьким сыном Савином подался вверх по Абакану. Восемь недель супруги на бечеве тянули лодку вверх по реке. На подходящей поляне они и поселились. Срубили избенку, расчистили место под огород, начали жить. Ловили рыбу, ставили силки на мелкую дичь. Ружья у Лыковых не было, поэтому охотиться они не могли. Выручал огород, особенно картошка. Вообще-то староверы этот чужеземный овощ не жаловали, но Лыковых спас именно он: на репе с горохом они бы не протянули. Помимо этого сажали лук, немножко ржи и конопли, стебли которой использовались для хозяйственных нужд. Активно выручала береста. Из неё изготовлялась посуда и много чего ещё. Для освещения жгли лучину.

Потихоньку семья росла. В 1936 году родилась Наталья, в 1942 — Дмитрий, в 1944 — Агафья. Акулина учила детей грамоте и воспитывала их в христианских благочестии и строгости. Впрочем, гораздо более строгой к Лыковым была окружающая природа. Об обиталище отшельников знали другие староверы. К ним несколько раз заходили и оставались ночевать геологи. Выражение «Лыковская Заимка» даже попало в словарь хакасских географических терминов. От редких гостей староверы узнали о том, что в стране идет война. Но это событие казалось бесконечно далеким от абаканской тайги.

В 1945 году до заимки добрался отряд солдат, искавший в лесах дезертиров. Отшельники, показавшиеся красноармейцам почти дикими, интереса для военкомата явно не представляли, но хозяева сочли количество гостей чрезмерным. Как только солдаты ушли, Лыковы затеяли переезд в уже полную глушь. Они вырыли всю картошку, и в несколько приемов перенесли урожай и весь свой нехитрый скарб далеко в горы. После этого на протяжении более чем тридцати лет они не видели ни одного постороннего…


Избушка Лыковых. (helionews.ru)

Дети росли… Жизнь не баловала отшельников яркими событиями. Собирая ягоды, грибы и кедровые орехи, они редко отходили от своей хижины больше чем на несколько километров. Как-то раз Савин умудрился копьем ранить марала, и гнался за ним двое суток. Охотник вернулся домой, и вся семья отправилась за добычей. Этот поход стал самым дальним путешествием для староверов. Поесть мяса для них являлось нечастым удовольствием. Лыковы рыли на звериных тропах ямы с кольями, но звери попадались очень редко, лишь пару раз в год. Лосиных и маральих шкур не хватало даже на обувь. Поэтому отшельники летом ходили босыми, а зимой — в лаптях. Одежду Акулина с дочерьми пряли, ткали и шили сами.

1961 год выдался страшным. Июньские холода со снегом уничтожили все посевы. В тайге в тот год не уродились ягоды. Запасов у Лыковых почти не было. Они отложили туесок семян, а всё остальное съели. Варили шкуры, ели кору и березовые почки. От голода умерла мать. Ещё бы один неурожайный год — и избушка в тайге полностью опустела бы. Но 1962-й оказался теплым. Огород снова зазеленел. Среди семян гороха случайно попалось ржаное зернышко. Для единственного колоска сделали загородку от бурундуков и мышей. Урожай составил 18 зерен. Только через три года ржи хватило на несколько горшков каши.


Агафья и Дмитрий Лыковы. (dailygeekshow.com)

Даже посреди тайги отшельники замечали деятельность человека. В конце 1950-х Лыковы увидели на небе двигавшиеся звезды. Про искусственные спутники они ничего не знали, но Карп предположил, что они наблюдают нечто рукотворное. Сыновья ему, правда, не поверили. Через десять лет с Байконура начали запускать ракеты «Протон», выводившие на орбиту спутники. Ракеты пролетали над убежищем Лыковых через 8 минут после старта, и отработанные вторые ступени падали в глухую тайгу. Однажды Лыковы увидели три огненных шара, за которыми тянулся хвост пламени. Куски раскаленного металла начали падать где-то в тайге, издавая громкие шлепки. Перепуганные староверы долго молились.

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Знакомство с цивилизацией

Когда геологи нашли заимку Лыковых, семья состояла из 5 человек. К сожалению, именно контакт с внешним миром обернулся печальными последствиями для Лыковых. Старообрядцы заразились неизвестным вирусом, с которым их иммунитет не смог справиться.

В 1981 г. умерли сестра и оба брата Агафьи, поэтому дальнейшие 7 лет биографии она жила вместе с отцом, который скончался в 1988 г. Когда отшельница осталась одна, она познакомилась со своими родственниками, но их отношения так и не сложились.

Семья Лыковых

В 1990 г. Агафья Лыкова несколько месяцев провела в стенах старообрядческого женского монастыря, однако потом все же вернулась домой. Женщина призналась, что это было связано с ухудшением здоровья и идейными разногласиями с послушницами.

С того времени Агафья фактически безвылазно находится в своем доме. Она с опаской относится к научным достижениям и техническому прогрессу. Затворница по-прежнему проводит богослужения, пребывает в молитвах и придерживается всех старообрядческих традиций.

Лыкова питается грибами, ягодами, рыбой, а также тем, что выросло в огороде. Любопытно, что она знает, как сохранить урожай и владеет информацией о биологических свойствах растений. В ее семье в основном выращивали зерновые и корнеплоды.

Примечательно, что для получения большего урожая Агафья использует удобрения, которые придумали предки. Она может обеспечить себя всем необходимым для жизни, включая одежду. К слову, одежду Лыковы ткали, делая пряжу из конопли.

Кроме этого Лыкова разводит коз и кур, а также держит собак и кошек. После того как семью обнаружили геологи, в доме Агафьи побывало множество путешественников, репортеров, писателей и представителей разных религиозных общин.

У затворницы проживали добровольные помощники, которые помогали ей вести домашнее хозяйство. Кроме этого, она переписывалась с представителями местных властей и получала от них продовольственную и медицинскую помощь.

Агафья Лыкова не прельщается никакими современными благами и передовыми технологиями, предпочитая им ежедневные богослужения и уединение с природой. Любопытно, что она отвергает многие культурные и бытовые нововведения, возникшие в России в эпоху Петра I и до наших дней.

Недавно Лыковой подарили спутниковый телефон, чтобы она в любой момент могла попросить о помощи. Множество ее соотечественников не понимают того, зачем ей добровольно лишать себя разных благ и жить в одиночку в глухой тайге. Но для Агафьи, наоборот, до сих пор остается загадкой, как можно тихую жизнь променять на городскую суету.

Агафья Лыкова: биография

Род семьи Лыковых происходит из села Тиши, находящегося неподалеку от Абакана.

Самые ранние сведения, касаемые предков Агафьи датированы 1917 годом, именно в этот период на всей территории России специальные государственные отряды занимаются поиском неугодных государству деятелей.

Именно в этот период Карп Осипович Лыков принимает решение о переселении вместе со своими братьями в места, наиболее удаленные от цивилизации, на Алтай. Прожив там некоторое время, Карп Лыков встречает там будущую жену и мать Агафьи — Акулину. В середине 20х годов Карп со своей невестой возвращается обратно в Хакассию и у них рождаются дети. Два мальчика и две девочки: Савин (родился около 1926 года), Наталия (род. ок. 1936 г.), Димитрий (род. ок. 1940г.) и Агафья (род. 1944г.). Даты рождения детей были установлены со слов Агафьи, поэтому имеют приближенные значения к вероятным годам рождения, в свою очередь, как дата рождения самой Агафьи доподлинно известна — 17 апреля 1944 года.

В конце 30х годов военной полицией был убит брат Карпа Лыкова — Евдоким. Вся трагическая картина разворачивалась на глазах у Карпа и произвела на него сильное эмоциональное потрясение, после чего глава семейства Лыковых с женой Акулиной и двумя маленькими детьми уходит в дебри тайги. В плоть до 45го года о них ничего не было слышно, за это время в их семье родились Дмитрий 1940 году и Агафья 17 апреля 1944 года.

Как нашли Лыковых в тайге?

В послевоенное время по все стране стали действовать банды уголовников и мародеров из-за чего милицией велась активная работа по поимке преступников. Именно в это время осенью 45го года на семью старообрядцев в тайге наткнулся один из отрядов милиции. Никакого конфликта с милицией у Лыковых не было.

Именно здесь отшельница Агафья Лыкова, биография которой описана во многих научных журналах, и провела все свои сознательные годы жизни. Суровый климат и отдаленность от внешнего мира заставили ее и родных проявить навыки выживания.

Чем питались в тайге?

Много численные экспедиции в своих трудах отмечали насколько развито было агрохозяйство в семье отшельников-старообрядцев. Основной выращиваемой для пропитания культурой был картофель, к нему относились с особой заботой и трепетом. Огород располагался на южном склоне горы, чтобы растения получали больше тепла и света, угол наклона которой составлял более 45 градусов.

Помимо картофеля в рацион Лыковых входил и ячмень, его удалось развить всего из одного колоска, чудом оказавшегося в вещах Акулины. Четыре года семья выращивала ячмень не употребив в пищу ни единого зернышка и только на пятый год они сварили первую кашу.

С малых лет Агафья помогала родителям по хозяйству в огороде, ходила на охоту и рыбалку вместе с отцом и братьями. Грамоте Агафью научила ее мать, она же и вела счет времени, строго высчитывая все церковные праздники, и никогда не пропускала домашние богослужения. Лыковы ревностно относились к своей вере и строго соблюдали все традиции старообрядцев.

Голод тайги

В 1961 году случился неурожай, из-за чего всей семье пришлось голодать. Именно голод стал причиной смерти Акулины Карповны. Это трагическое событие никак не сказалось на вероисповедание семьи Лыковых, а лишь сильнее укрепило ее. После смерти матери ответственность за составление и ведением церковного календаря легла на Савина, он по прежнему точнейшим образом высчитывал пасху, дни поста и прочие религиозные праздники. Молились по старопечатным книгам, имевшимся в семье, не зависимо от занятости семьи молебен осуществлял строго в отведенное время.

Опять Агафью нашли в тайге

33 года о семье лыковых не было ничего слышно, и лишь в 1978 году на их жилище случайно наткнулись охотники, и с тех пор был установлен контакт с цивилизацией. К ним начали приезжать различные экспедиции, исследовавшие быт и культуру таежных отшельников. Но уже спустя три года семейство Лыковых начало вымирать один за другим.

Живя в дали от цивилизации, семья отшельников была лишена защиты от простых болезней и вирусов лишь потому, что в тайге их не было, и организмы старообрядцев были не приспособлены бороться с этими недугами. По мнению ученых именно принесенный из вне вирус поразил всю семью Лыковых.

У Агафьи Лыковой новый дом

Отшельница Агафья Карповна Лыкова продолжает жить в тайге, вдали от людей. В апреле 2021 года ей исполнилось 77 лет. Текущий год у Агафьи богат событиями. В марте она из построенного еще отцом дома переехала в новый, который выстроили специально для нее. Помощи в строительстве нового дома отшельница попросила у российского мецената, сибирского промышленника Олега Дерипаски.

Он уже неоднократно помогал ей, отправляя рейсы с продуктами, постельным бельем, утварью. Зимой меценат отправил и новую печь, но установить ее в ветхом доме отшельницы не рискнули. Ведь построил этот дом еще отец Агафьи – Карп Иосифович. Со временем дом ветшал, печка стала дымить, а крыша и стены перестали удерживать тепло.

Как сообщает издание rsute.ru, в новом доме все устроено так, как захотела Агафья Карповна. Сам дом деревянный и вся мебель в нем – тоже из дерева. Его полностью собрали в Абакане, а затем, пронумерованные части перевезли поближе к таежной заимке. На место доски и брус, а также металлочерепицу и утеплитель, окна и двери переправляли по реке аэролодками.

Изба получилась на загляденье: светлая, просторная, теплая. В ней четыре окна и большие сени. В сенях будут находиться козы и разный хозяйственный инвентарь. Для того чтобы освятить дом по просьбе Олега Дерипаски из Москвы прибыл сам Митрополит Русской Старообрядческой церкви Корнилий с помощниками.

Агафья Лыкова, последние новости 2019 год, возраст: факты биографии

Агафья Лыкова родилась 17 апреля 1944 года. Она является потомком рода старообрядцев, который случайно обнаружила геологическая экспедиция, работавшая в Хакасии в 1978 году.

У родителей Карпа и Акулины Лыковых было четверых детей: Савин, Наталия, Димитрий и младшая дочь, Агафья, жили они без контакта с внешним миром с 1937 года.

Карп и Акулина в молодости жили в поселении староверов. После разгрома домов общины, состоявшегося в 1923 году, вместе с несколькими другими семьями Лыковы предприняли поход в горы. Там пара и обосновалась. Они жили открыто, но не шли на контакт с людьми намеренно.

Осенью 1945 года Лыковых заметил патруль, преследовавший дезертиров, и семья перебралась в более глухое место, вдали от посторонних.

Вместе со взрослыми Агафья занималась земледелием и делала заготовки из рыбы и дичи, которые приносил отец и братья.

Лыковы существовали согласно старообрядческим традициям и ревностно относились к собственной вере, исключая возможность давления на нее со стороны.

Агафья и другие дети знали грамоту благодаря стараниям матери.

Семья вела счет времени и регулярно осуществляла домашние богослужения.

Когда геологи познакомились с семейством Лыковых, оно состояло из 5 человек. Мать Агафьи скончалась еще в 1961 году. В 1981-м смерть настигла ее братьев и сестру.

До 1988-го Агафья Карповна жила с отцом. После кончины родителя женщина продолжила существование в одиночестве.

Благодаря СМИ о ней узнали родственники, проживавшие на Кузбассе. Жители поселка Килинск приглашали Агафью перебраться к ним, жалея ее здоровье, но Лыкова отказалась от предложений.

Считается, что именно контакт с внешним миром принес несчастье семье Лыковых. Они легко переживали испытания непогодой и трудности самобытной жизни, но взаимодействие с участниками экспедиции, нашедшими их в лесу, оказалось губительным. Староверы заразились неизвестным им вирусом, к которому был не готов иммунитет таежных жителей.

Почему Лыковы забрались в леса

По всей России было много людей бежавших и скрывавшихся по религиозным убеждениям (и до сих пор время от времени СМИ пишут о таких случаях). Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II. Но после революции советская власть взялась за них с новой силой – заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы.

От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника. В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить.

Жилище Лыковых в природном заповеднике Хакассии.

Илья Питалев/Sputnik

Однажды пришел анонимный донос, что старообрядцы – браконьеры. Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление.

В 1937, самый страшный год большого террора, к Лыковым пришли из НКВД, стали подробно расспрашивать о случившемся. Члены семьи поняли, что нужно бежать. С тех пор они забирались в тайгу все дальше и дальше, постоянно меняя место жительства, заметая следы.

Личная жизнь

К тому моменту, как геологи познакомились с семейством отшельников, оно состояло из 5 человек. Мать Агафьи умерла еще в 1961 году. В 1981-м смерть настигла ее братьев и сестру. До 1988-го Агафья Карповна жила с отцом. После кончины родителя она продолжила существование в одиночестве. Благодаря СМИ о ней узнали родственники, проживавшие на Кузбассе. Жители поселка Килинска приглашали женщину перебраться к ним, жалея ее здоровье, но Лыкова отказалась от предложений.

Личная жизнь Агафьи Карповны была непростой. В уединении она не нашла мужа и не оставит после себя детей. В 1990 году Лыкова приняла постриг и на время переехала в женский старообрядческий монастырь. Спустя несколько месяцев отшельница вернулась на заимку, объяснив это идейными расхождениями с монахинями. Жить с людьми женщине оказалось непросто, и она предпочла привычный уклад своего существования цивилизации.

Отшельница имеет ряд проблем со здоровьем. В 2014 году у нее была обнаружена опухоль. Шишка находится под грудью, ее диаметр составляет 15 см. Как призналась Лыкова, она появилась у нее 30 лет назад. Врач Алексей Хухрев, который проводил осмотр, рассказал, что опухоль весит 4 кг, тогда как вес самой Агафьи составляет 45 кг. «Мое мнение таково, что это новообразование носит доброкачественный характер. Скорее всего, это липома», – добавил он. Также у староверки обнаружена такая болезнь, как хондроз.

С возрастом Агафье Карповне стало все тяжелее самостоятельно вести хозяйство. Поэтому она радушно встречает гостей, желающих помочь, часто обращается к чиновникам, с которыми поддерживает связь. Но бросить родные места Лыковой не хватает духа.

Агафья Лыкова и ее семья

Длительное время соседом Агафьи Лыковой был Ерофей Седов, который оказывал ей посильную помощь. Однако в 2015 году он умер. Тогда Русская старообрядческая церковь стала отправлять помощников для отшельницы.

В 2019 году Агафья Карповна встретилась со своим племянником Антоном Лыковым, с которым вела переписку. Мужчина работает в трамвайном депо. Однажды он увлекся историей своего рода и выяснил, что Лыкова – его кровный родственник.

До отшельницы Антон добрался при поддержке губернатора Кемеровской области. Визит родственника организаторы объединили с доставкой припасов. Агафья Карповна была рада гостям, при встрече она крепко обняла племянника, а затем долго рассуждала о старинном роде Лыковых.

В этом же году на таежную заимку прилетел алтайский старообрядец Алексей Уткин. Некоторое время он жил в тайге, помогая Лыковой по хозяйству, и даже восстановил баню, которая была разрушена весной при разливе реки.

В 2019 году вышла передача «Одна дома», в которой раскрылись новые подробности личной жизни Лыковой. В ней она рассказала о насилии, которое совершил Иван Тропин: «Мы думали в девстве прожить. Про это-то и говорить уже нельзя, про Тропина. Я ему угрозой говорила: «Ты меня, сироту, только обидишь, тебя Бог накажет». Но ничего не убоялся». Мужчина тоже старовер, он появился на заимке, когда Агафье Карповне было 45 лет. Он привозил продукты из Абазы и оказывал отшельнице посильную помощь. Они даже хотели заключить брак, но не сложилось.

Эпопея семьи Лыковых

Старообрядческая семья Лыковых поселилась в труднодоступном месте в саянской тайге, в верховьях Абакана, еще в 1937 году. В полной изоляции они прожили 40 лет, пока их заимку случайно не обнаружила геологическая экспедиция. Сейчас место, где жили Лыковы, находится на территории заповедника «Хакасский».

Семья старообрядцев в 1978 году состояла из пяти человек. Отец – Карп Иосифович Лыков, мать – Окулина (умерла в страшно голодный для семьи год – 1961), два сына: Саввин и Димитрий и две дочери – Наталья и Агафья. Встреча с людьми ничего хорошего семейству Лыковых не принесла. Через 3 года умерли, подхватив новые вирусы, братья и сестра Агафьи, а еще спустя 7 лет – и отец.

Агафья очень долго болела, но справилась с хворью и осталась жива. С тех пор (1988 год) Агафья Карповна стала в одиночестве жить на лыковской заимке. Родственники приглашали ее переехать к ним, но она категорически отказалась. Она с рождения живет в тайге и хочет остаться там до конца своих дней. А еще Агафья Лыкова верит, что если покинет родные места, то вскоре погибнет. Так сказал ей отец, которому она безгранично доверяла.

Родной дом Агафья покидала всего несколько раз: немного жила в женском старообрядческом монастыре; лечилась в больнице; навещала родственников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector