Статья для учителей русской литературы на тему «роль снов в произведениях писателей 19 века»

Образец 4

В своем социально-философском романе Достоевский очень хорошо показал, как соединяется реальность с подсознанием, используя различные художественные приемы. Как один из таких приемов, автор задействует сны Родиона Раскольникова. Описание сновидений героя дает нам возможность увидеть его подробный психологический портрет, его внутренние конфликты и душевные муки. Ведь именно во сне человек становится самим собой, говорит и думает без прикрас, действует так, как он хочет, в отличие от реальной жизни, где он скован социальными рамками и общественным мнением.

В течение всего романа Раскольников видит символические сны. В первом сне, еще до убийства старухи, он видит себя семилетним мальчиком, идущим с отцом за руку, мимо большого кабака. Это место и его шумные обитатели вызывали в нем отвращение и страх. Далее он видит, как пьяный мужик Миколка и другие усаживаются гурьбой в телегу, запряженную всего лишь одной тощей саврасой кобылкой. Бедное животное не может двинуться с места, а Миколка, обезумев от злости, начинает нещадно сыпать ударами по бокам кобылы. Остальные кричат и хохочут, а маленькому Родиону жалко кобылку до слез, и он смотрит на эти зверства в беспомощности.

Проснувшись, Раскольников испытывает ужас и омерзение от увиденного насилия, он рад, что это был всего лишь сон, но вместе с тем начинает задавать себе вопрос, как же он сам решится на жестокое убийство? Как сможет занести топор над головой живого человека, как будет скользить в теплой крови, грабить, а потом прятаться?

Накануне преступления, пребывая в болезненном состоянии, он видит еще один сон, в котором он будто находится в Египте, вокруг него золотой песок, голубая вода, красивые камни. Такая картина является полной противоположностью действительности, в которой он находится. Египетская пустыня символизировала собой новый мир Раскольникова, о котором он так мечтал и надеялся построить.

После совершения преступления он чувствует себя ужасно, впадает в беспамятство, и видит очередной кошмар: полицейский Илья Петрович почти до смерти избивает хозяйку квартиры, в которой живет Раскольников. Он слышит крики и вопли хозяйки, звуки ударов и хрипящий голос полицейского, выкрикивающий безобразные ругательства. От испуга его бьет дрожь, он понимает, что Илья Петрович придет и за ним, но ничего не может сделать, ни спрятаться, ни убежать, ни затворить дверь. Все его существо снова противится жестокости, тому, что сделал он со старухой, но разгоряченный мозг твердит о правильности его теории, что убийство-это естественное явление в жизни. Но этот кошмар показывает нам, насколько Раскольников боится быть пойманным, опозоренным, он понимает, что сотворил нечто страшное и необратимое.

В четвертом сновидении герой идет вслед за таинственным человеком, который подзывает его рукой. Он ведет его в квартиру процентщицы, а затем исчезает. Раскольников узнает это место, а затем видит и саму старуху, сидящую на стуле и прячущую лицо. Он хватает топор и начинает бить ее по голове, но удары не вредят ей, как бы сильно он не бил. Он заглядывает ей в лицо и видит, что она смеется, и люди в соседней комнате тоже начинают смеяться. Этот сон показывает, что его теория и попытки изменить мир смешны, что все было тщетно и бесполезно. Он убил людей просто так, ничего, кроме страданий он не получил, а только загубил свою жизнь.

Мы видим, как в самом начале подсознание главного героя пытается с ним говорить посредством первого сна, уберечь от ошибки. Но Раскольников игнорирует этот знак, охваченный идеей своеволия и принципом разделения людей на категории

Остальные сны тоже имеют важное значение, посредством их мы видим, что испытывает герой, как он мучается и борется с самим собой

Авторский замысел снов Раскольникова Каково значение снов Раскольникова на каторге для раскрытия авторского замысла?

Галина

Сны Раскольникова: описание и суть
Первый сон (Ч. 1, Гл. V) Раскольников видит незадолго до
убийства, заснув в кустах в парке после «пробы» и тяжелой
встречи с Мармеладовым.
Сон тяжелый, мучительный, изматывающий и необыкновенно
богатый символами:
Раскольников-мальчик любит ходить в церковь,
олицетворяющую небесное начало на земле, то есть
духовность, нравственную чистоту и совершенство.
Однако, дорога в церковь проходит мимо кабака, который
мальчик не любит; кабак -это то жуткое, мирское, земное,
что губит в человеке человека.
В сцене у кабака — убийстве беспомощной лошаденки толпой
пьяных -маленький Раскольников пытается защитить
несчастное животное, кричит, плачет; видимо, по своей
природе он вовсе не жесток, беспощадность и презрение
к чужой жизни, даже лошадиной ему чужды и возможное
насилие над человеческой личностью для него омерзительно,
противоестественно.
Знаменательно, что после этого сна Раскольников
долгое время снов не видит.
Положение снов в ткани романа тонко продумано,
оно позволяет автору сделать нужные акценты
в нужных местах.

Сон об Африке
Этот сон также приснился Раскольникову накануне
преступления.
Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду,
разноцветные камни, золотой песок.
Этот сон контрастный.
Он противопоставлен реальной жизни Раскольникова —
жалкой, бесцветной, серой. (Ч, 1, Гл. VI)
Сон об Илье Петровиче и хозяйке
В бреду после совершения преступления Раскольников
видит сон об Илье Петровиче, который бьет хозяйку.
Во сне Раскольников почувствовал страх, что, возможно,
за ним пришли: «Вдруг Раскольников затрепетал как лист…
Илья Петрович здесь и бьет хозяйку… Но, стало быть,
и к нему сейчас придут, если так, «потому что…
верно, всё это из того же… из-за вчерашнего… »
«…Страх, как лед, обложил его душу, замучил его,
окоченил его… »
В то же время даже во сне он не предпринимает
ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции.
(Ч. 2, Гл. II)
Сон о смеющейся старухе
Перед приходом Свидригайлова Раскольников увидел
бредовый сон об убитой старухе-процентщице.
Во сне Раскольников идёт в квартиру старухи вслед за
каким-то мещанином, который его туда зовет.
В углу, в гостиной он обнаруживает сидящую старушонку.
Старуха смеется.
Раскольников ударяет по ней топором, но смех только
усиливался.
Раскольников бросился бежать, но повсюду были люди-
на лестнице, в помещениях и т. д.: «…все смотрят, —
но все притаились и ждут, молчат…
Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли…
Он хотел вскрикнуть и — проснулся… »
Во сне Раскольников испытывает страх, который мучал
его в реальности после преступления.
После убийства старухи Раскольников боялся позора и
людского суда.
Он боялся быть опозоренным перед толпой.
Этот страх воплотился во сне (Ч. 3, Гл. VI)
Сон о конце света
Это последний сон Раскольникова.
Уже на каторге Раскольников однажды заболел и попал
в больницу.
В болезненном бреду он несколько раз видел повторяющийся
сон о конце света.
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден
в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной
моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу.
Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма
немногих, избранных… »
Этот последний сон снится Раскольникову уже после суда,
на каторге.
Каторга стала для него началом его новой жизни, началом
искупления его греха.
Этот сон– символ очищения и обновления души
Раскольникова.
Сон очень яркий и эмоциональный говорит о об
активной внутренней работе над собой
Раскольникова.

Александр доронин

Последний сон Раскольникова происходит уже на каторге. Родион тяжело заболевает тифом, и ему снится кошмар.
Мир. Люди заражены неизвестной болезнью, передаваемой духами. Все в мире становятся легко управляемыми марионетками, причем сами люди считают себя людьми высокого ума и рассудка. Затем зараженные убивают друг друга, подобно паукам в бане.
Данный сон является поворотной точкой на жизненном пути Раскольникова. После этого кошмара Родион понимает всю несостоятельность своей собственной теории и, можно сказать, отрекается от нее. Главный герой духовно исцеляется, и начинает жить НОВОЙ жизнью-жить освобожденным от всех исканий, столь мучивших его всю свою жизнь. Именно здесь появляется надежда на искупление своего греха. Именно там-на каторге-Раскольников, подобно Лазарю из библейских сказаний, воскрешается из мертвых.
Также можно сказать, что Достоевский хотел в третьем сне показать будущее, наполненное людьми типа Родиона, у которых есть своя собственная теория-такая же нелепая и убийственная. как и у Раскольникова.
Проще говоря, Достоевский показывает себя-он тоже прошел каторгу за свои убеждения, и впоследствии отказался от них.

Страшный сон Родиона Раскольникова

Опыт анализа эпизода

Читать Достоевского сложно. Не в обиду Льву Толстому будет сказано, но, за исключением, пожалуй, лишь собственных последователей – Андрея Белого и Михаила Афанасьевича Булгакова, – Достоевский – самый трудновоспринимаемый прозаик из вошедших в школьную программу. В его произведениях все как на подбор: и глубокие “вечные” проблемы, и мастерский психологизм, прослеживающий развитие мельчайших черт человеческой натуры, и сам метод “фантастического реализма”, когда сверхъестественное неожиданно

Описание сна, привидевшегося Родиону Роман (бессмертное произведение)овичу Раскольникову в вечер накануне убийства старухи процентщицы (в V главе I части романа), является одним из ключевых моментов сюжета “Преступления и наказания”.

На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из рамок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный им страшный план, и дает бедному студенту небольшую передышку от той болезненной лихорадки,

То с криком: “Уездили клячу!” – умирает измученная Катерина Ивановна Мармеладова. То вдруг чудесным образом материализуется приснившийся главному герою Миколка, оказавшийся, правда, не дюжим мужиком с красной мордой и “толстой такой шеей”, а скромным красильщиком. Зато появляется он заодно с неким кабатчиком Душкиным, который, по словам Разумихина, “бабушкин сон рассказывает” и при этом “врет, как лошадь” (сравнение сколь неожиданное, столь и нарочитое).

Все эти мимолетные указания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символики загадочного сна.

Вернемся вновь к тем обстоятельствам, в которых это сновидение возникает в воспаленном мозгу Раскольникова. Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, герой стремится уйти как можно дальше от дома: “Домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца, и он пошел куда глаза глядят”. Блуждая таким образом, Родион Роман (бессмертное произведение)ович попадает в отдаленную часть Петербурга. “Зелень и свежесть, – пишет Достоевский, – понравились сначала его усталым глазам… Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.

Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие”.

Уж слишком сложный человек Раскольников, чтобы его, без добровольного на то согласия, просто-напросто “заела среда”. До этого сам Родион Роман (бессмертное произведение)ович начинает доискиваться уже много позже, разговаривая с Соней в пятой части романа: “Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел. Я тогда, как паук, к себе в угол забился.

О, как ненавидел я эту конуру! А все-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не хотел!” Очевидно, что ужасная теория о разделении людей на “дрожащих тварей” и “имеющих право” скрывается все же не в петербургских трущобах, хоть и немало ей поспособствовавших, а в сознании самого героя, и поэтому ожидаемого просветления во время прогулки по зеленым Островам на самом деле не происходит.

Все действия героя здесь отличаются бессмысленным автоматизмом: “…раз он остановился и пересчитал свои деньги… но вскоре забыл, для чего и деньги вытащил из кармана”, – а впечатления от увиденного словно не доходят до его сознания, не оставляют в нем четкого цельного образа: “особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел”; “встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем они скрывались из глаз”.

Провал теории

Повествование о избиении лошади настолько реалистично, что читатель невольно становится участником изображаемой ситуации. Ему также жалко животное и невыносимо от того, что невозможно остановить толпу. Автор использует много восклицательных предложений, чтобы подчеркнуть ужас, суматоху, атмосферу происходящего. А страшнее всего – общее безразличие к происходящему: никто не пытается помочь животному, лишь робкие реплики напоминают о том, что хозяин поступает не по-человечески. Кровавая расправа над животным, слезы убитой лошади – каждая деталь, увиденная глазами маленького ребёнка – это сигнал о том, что он не принимает убийство никаким образом. Сострадая животному, он собирается убить реального человека – подсознание героя противится этому. Теория Раскольникова терпит крах – он не относится к тем, кто способен убивать.

Анализ сна Раскольникова о лошади важен для понимания образа героя, его внутреннего мира и моральных качеств.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Преступление и наказание»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Преступление и наказание»

для самых компанейских —

Главные герои «Преступление и наказание»

для самых любопытных —

Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

для самых крутых —

Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы сентября для 10 класса:

Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»

Анализ «Невский проспект» Гоголь

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе»

Краткое содержание «Петербургские повести»

Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?

Мечта и реальность (Вишневый сад)

«Вишневый сад» очень краткое содержание

Краткое содержание «Скрипка Ротшильда»

Краткое содержание «Миф о Сизифе (Сизифов труд)»

Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»

Как сложилась судьба главного героя на каторге? (Раскольников )

Рассуждая с таких позиций, Раскольников недоумевает – чем страшно его преступление, если другие позволяют себе то же, если закон — это всего лишь результат прихоти или желания отдельных людей и не более того.

Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук. Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство — страшный поступок, противный самой природе человека.

Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он «не вынес». Но пока до этого «открытия» герою очень далеко.

Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Предвестником этого перелома становится болезнь Родиона.

Сочинение Роль снов

Сны в «Преступлении и наказании» играют очень большую роль. В них сокрыты параллели с реальностью, которую проживают главные герои, их потаенные мысли и страхи. Также они полны символов, вместе складывающихся в единое целое; за ними скрыта суть романа Достоевского

Наибольшее внимание уделяется двум очень сложным с точки зрения психологии персонажам: Раскольникову и Свидригайлову

Родион Раскольников видит на протяжении всего произведения пять снов. Первый его настигает после встречи с нетрезвой девушкой на бульваре. Он затрагивает детство героя и жизнь в родном городе, скучном и сером. Краски вокруг мрачные, лишь только местная церковь выделяется на унылом фоне. Особенно сильно она контрастирует с находящимся неподалеку кабаком, олицетворявшем в глазах маленького Родиона низшие людские пороки и зло. Их близкое расположение не случайно: тем самым автор хочет показать, что, даже когда человек сошел с верного пути, у него есть шанс найти искупление в религии.

Также в этом сне фигурирует убийство лошади кнутом. Сцена показывает, что отношение Раскольникова к насилию никогда не менялось. В глубине души Родион испытывает к нему отвращение, пусть и пытается выдумать оправдание своим планам на старуху-процентщицу.

Второй сон повествует о далекой Африке. Голубой оазис посреди пустыни — последний шанс на спасение, не только от жажды, но и от греха. Важную роль сыграло сравнение с Наполеоном, ведь его первые походы были на Египет. Как и тщеславный французский полководец, проигравший в первом бою, он не получит удовлетворения от совершения преступления.

Последующие сны Раскольникова выражают чувство его вины и тревоги из-за содеянного. В одном нам ним смеётся старуха, как будто сама судьба, заставляющая чувствовать раскаяние; в другом Родион становится свидетелем издевательств и не может их стерпеть. Оба эти видения показывают, что в герое до сих пор осталась человечность, мешающая смириться с произошедшим и желающая отыскать прощение. Пятый сон – кошмар, в котором мир погружается в хаос – окончательно убеждает Раскольникова в том, что важны не заумные теории, а не добрые и искренние поступки.

Свидригайлов тоже видит сны, которые постепенно раскрывают его внутреннюю сущность, спрятавшуюся за маской циничного подлеца, лишь изредка по внезапному хотению способного на благородство. Через них Аркадий Иванович видит, насколько он на самом деле ничтожный и слабый человек, предавшийся пороку и давно лишившийся шанса на спасение.

Популярные сегодня темы

Всем нам интересно разговаривать с человеком, много знающим и способным ясно и четко излагать свои мысли. Это говорит о том, что он занимается самообразованием

В своем романе Гончаров вводит существенное количество второстепенных персонажей, многие из которых представляют образы простых людей. В частности Анисья является служанкой Обломова

В каждом человеке есть изъяны. Никто из нас несовершенен. И все мы имеем кучу отрицательных качеств. Но есть люди, которые называются лицемерами. Кто же это такие и чем они могут нам навредить?

Платон Михайлович не является главным персонажем в произведении Грибоедова Горе от ума, но все равно в его образ вложено многое. Платон Михайлович представлен товарищем Чацкого и желанным гостем в доме Фамусова.

Источник

Из каких частей состоит сон

Один цикл сна длится до 2 часов. Он состоит из медленной и быстрой фазы или стадии.

Быстрая фаза

По-другому называется быстроволновой или парадоксальной. В это время проводится работа с подсознанием. Мозг спящего человека перерабатывает полученную за день информацию. Вот, почему мы видим сны. Это помогает привыкнуть к меняющимся обстоятельствам.

«Сновидение – это королевская дорога в бессознательное». – Зигмунд Фрейд.

С каждым циклом сна парадоксальная фаза длится все больше. Ее можно определить по таким признакам:

  • понижение тонуса мышц;
  • быстрые движения глазных яблок под веками;
  • аритмия (дыхание, пульс).

Интересно, что именно на этом этапе человек видит наиболее впечатляющие сновидения.

Медленная фаза сна

По-другому называется ортодоксальной. Во время ее нормализуются протекающие в организме процессе, восстанавливаются силы и энергия.

Условно эту стадию делят на 4 части:

  1. Дремота. Переходная фаза между периодом бодрствования и сном. Человек плохо воспринимает реальность, видит первые сновидения.
  2. Поверхностная. Сознание отключается. Но при этом активизируется слух. Спящего легко разбудить громкими звуками.
  3. Для третьего этапа характерно повышение глубины сновидений.
  4. Дельта-сон. Снижение сенсорной активности. В эту фазу человека очень сложно разбудить.

Ортодоксальная стадия длится около полутора часов. После снова начинается парадоксальная или быстрый сон.

Цикличность

Один цикл сна выглядит примерно так:

  1. Человек ложится в постель, выключает свет, приглушает звуки. Начинается дремота – первая часть медленной фазы.
  2. Наступают 2 и 3 стадии.
  3. Если никто не нарушит покой во время 2, 3 этапа, мозг погрузится в дельта-сон.
  4. Ортодоксальная стадия идет в обратном направлении к 1 этапу.
  5. Наступает быстрый сон.

Анализ снов Раскольникова

Сон о забитой мужиками лошадёнке. Накануне преступления Раскольников видит сон: ему семь лет, он гуляет с отцом в праздничный день. Они идут на кладбище мимо кабака, возле которого стоит запряжённая в большую телегу тощая лошадёнка. Из кабака идёт пьяный.

Миколка (то же имя, что и у красильщика, взявшего на себя вину Раскольникова). Он усаживает в телегу шумную под- гулявшую толпу. Лошадь не может сдвинуть телегу с места. Миколка беспощадно бьёт её кнутом, потом оглоблей, два мужика секут лошадь с боков. Мальчик пытается заступиться, плачет, кричит.

В этом сне отражается внутреннее состояние Родиона накануне совершения преступления.

Символика сна о забитой лошади.

Сон про оазис в Египте.

Накануне преступления Родиону грезится во сне идеальный мир, который будет создан им — гениальным спасителем человечества. Он видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок и мечтает о создании на земле небольшого оазиса счастья среди бескрайней пустыни горя. Смысл: мечта, во имя которой задумано преступление, противопоставлена серой реальной жизни.

Символика сна об Египте.

Египетский поход — начало карьеры Наполеона.

Сон об Илье Петровиче.

Родиону снится, что Илья Петрович избивает его хозяйку. Сон наполнен жуткими звуками: «она выла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он никогда ещё не слыхивал и не видывал». В сознании героя сон путается с реальностью. Он думает о пролитой им крови, об убитых людях. Всё существо героя противится совершённому убийству. Когда Илья Петрович бьёт хозяйку, в голове Раскольникова возникают вопросы: «Но за что же, за что же … и как это можно!» Родион понимает, что он такой же «гений», как Илья Петрович.

Смысл сна об Илье Петровиче.

Убийство чуждо человеческой природе. Сон введён автором, чтобы показать ужас и несостоятельность теории Раскольникова.

Символика: лестница, являющаяся местом действия сна, символизирует борьбу добра и зла.

Сон о смеющейся старухе.

Символичность сновидения, скрытый смысл

Достоевский раскрывает в произведении животрепещущие темы нравственности и морали, подходя аккуратно к размышлениям героя. Последний сон Раскольникова открывает герою глаза на мир, раскрывает в полной мере его страхи, опасения. Данное сновидение главное действующее лицо видит в эпилоге произведения, когда находится на каторге. Конечно, в формировании иного мировоззрения немалую роль сыграла поддержка Сони Мармеладовой.

Достаточно настрадавшись, Родион, пребывая в тюрьме, размышляет о собственных страхах. Он по-прежнему уверен в правоте своих суждений. Разоблачение приходит в страшном сновидении. Всплывающие во третьем сне Раскольникова образы весьма символичны:

  • трихины, представляющие опасность для всего человечества, приводят мир к утрате всех норм;
  • моровая язва, лишающая людей всех привычных моральных, нравственных качеств;
  • возникшая эпидемия, делающая человека жестоким, что влечет за собой трагедию глобального масштаба;
  • трихины, символизирующие состояние души главного героя.

Сон как художественный прием

На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.

В русской литературе писатели уделяли снам особое внимание. Ведь пока человек спит, он общается со своим подсознанием

Этот прием использовали Пушкин (сон Татьяны Лариной в «Онегине»), Гончаров (сон Ильи Ильича в «Обломове»), Жуковский («Светлана») и многие другие. Сны могли быть вещими или, наоборот, не иметь смысла. Они могли нести радость или предвещать горе.

О душевных муках Раскольникова («Преступление и наказание»)

Рассказывают, что В. Г.Белинский сказал тогда еще молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художником». Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело «государственного преступника» Достоевского. И быть может, именно на каторге у писателя зародилось желание написать о душевных муках преступника, о болезненной ломке его теорий. В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герой противоположны.

В темной каморке, когда нечего было

есть, в переполненной отчаянием душе Раскольникова зародилась его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.

Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжать учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем, чтобы промотать деньги. Чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низки и их не переделать — «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные — властители. Последние

внешне ничем не отличаются от простых людишек, но на самом деле имеют право добиваться власти любым путем, переступая через закон и кровь. Раскольников решает стать таким властелином.

Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти «наполеоны и Магометы» служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до сознания того, что невозможно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Ведь где найти критерий добра, если освободиться от критериев моральных? Остается решать только с точки зрения своего блага.

История показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей,- всегда рискует пожертвовать этими целями ради самой власти. Сегодня много спорят о сущности Октябрьской революции. А ведь и большевики надеялись на диктатуру, желая с ее помощью преобразовать мир, Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали им такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой (в том числе и военной) навязать остальным свою волю. Не пора ли прислушаться к размышлениям великого писателя?

Итак, Раскольников убивает старуху-процентщицу. Он выдержал «испытание» и, казалось бы, может идти к власти дальше. Но уже не может, не выдерживает. Почему? Не только потому, что сдали нервы. И не потому, что, как считает сам герой, оказался «вошью». Мы видим, что Родион Раскольников — личность незаурядная. И прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь. Но и это не все.

Хотя ум Раскольникова не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. По собственной теории, он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания — стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись». Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет пробовать таким образом, какой он, обыкновенный или нет, человек…

Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти он уничтожит множество других людей, в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это.

Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, обречен носить в душе страшную тяжесть одиночества. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра для него становятся чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который знает цену своим поступкам и не обставляет их «высокими» теориями. Впрочем, и он не выдержал до конца своей роли.

Если бы не сострадание и любовь Сони, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно эта женщина, ее жалость, умение понять и простить спасли его, а на каторге — обновили душу.

Хотя Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество.

Трудно читается роман, не сразу «разгрызешь» этот «орешек». Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь правоту слов М. Горького о том, что «гениальность Достоевского неоспорима, а по силе изобретательности его талант равен, быть может, только Шекспиру».

Детские страхи героя

Сон Раскольникова о забитой кляче возвращает его в детство, где ему всего 7 лет. Достоевский в кратком содержании этого эпизода затрагивает воспоминания Родиона из реальной жизни. Герой довольно тяжело переносит плохое обращение с животными. Он часто видит, как люди избивают лошадей по глазам. В сновидении главный персонаж возвращается в беззаботный период, в котором с ним рядом находится отец, а следовательно, мальчик вроде бы защищен.

Родион в этой сцене наблюдает за поведением пьяной компании, которая хочет заставить коня ехать вскачь. Но животное слишком тощее и чересчур маленькое, поэтому несправедливость этой ситуации налицо. Оно не способно сдвинуться с одного места, а желающих покататься становится все больше. Ребенку очень больно от того, что кобылу хотят замучить.

Однако толпа не желает замечать абсурдности событий. Люди бьют клячу по бокам, неистово хлещут по глазам и морде. От подобной несправедливости у Раскольникова случается истерика. Мальчик хочет защитить коня и спасти его. Но он неспособен ни морально, ни физически достучаться до окружающих.

Вторичное убийство старухи-процентщицы

Четвёртый сон из ключевых для романа — это сон о смеющейся старухе Алёне Ивановне, убитой Родионом. Его сюжет прост — Раскольников выходит из квартиры, чтобы «что-то сделать и поспешить, но что именно — он не помнил». Какой-то мещанин поманил его за собой на улице. Раскольников засомневался, но пошёл за ним. Его привели в квартиру, где была убита им старуха. Там она сидела в углу и смеялась. В исступлении и бешенстве Раскольников начал бить её топором, но смех становился всё громче. Он попытался убежать, но кругом были люди, смотрящие на него молча и выжидающе.

В этом сне Родион снова пережил содеянное преступление, которое не покидает его ни на минуту ни во сне, ни наяву. Достоевский сочетает смерть со смехом, делая сон гротескным, фантастическим, устрашающим. Прежде всего в этом сне показывается страх Родиона перед разоблачением. Он боится быть осмеянным за своё деяние (над ним ведь смеялась даже убитая им процентщица!), боится осуждения. При этом старуха, побиваемая топором, не умирает, потому что бессмертна, потому что символизирует память героя о преступлении. Сколько ни пытайся, эту кровь ему не оттереть.

Сны в произведении

Сны в этом романе крайне психологичны, в них отражаются вся сложность внутреннего мира героев. Сновидения удачно вписаны в событийную канву произведения. Главному событию (убийству старухи Раскольниковым) предшествует описание сна о лошади.

«Мое добро!» — эта фраза несколько раз звучит из уст мужика Миколки во сне, увиденном Родионом Раскольниковым незадолго до убийства. Герою снится как он гуляет с отцом по городу, и в это время около кабака начинается разворачиваться ужасная сцена: пьяный мужик заскакивает в свою повозку, запряженную хилой старой клячей, и зазывет своих спутников, таких же пьяных до безобразия ехать с ним. В итоге набивается полная повозка народу, становится понятно, что савраска «не выдюжит» такой тяжелой ноши. Хозяин начинает хлестать лошадь под улюлюканье толпы, в это время в повозке люди хохочут, спорят сдвинется ли с места кляча. Лошадь едва жива, она силится идти, но не может. Миколка продолжает сечь лошадь. Несколько людей из толпы кнутами тоже секут бедную лошадь по бокам. Потом он берет оглоблю и яростно ударяет ей клячу один, другой, третий раз. Она шатается, оседает, но все еще держится. Остервеневший хозяин, не помня себя, выхватывает лом и бьёт наотмашь. После чего лошадь падает и умирает.

Разве можно представить себе что-то более жестокое и бесчеловечное? Вся картина показана глазами семилетнего Родиона. Но он беспомощен в этой ситуации, ничто уже не может помочь лошади. Ярость хозяина ужасна, но еще ужаснее те, кто его подзадоривают криками «Добивай!», «Топором ее…», «Секи ее, секи!..». Безумство Миколки и толпы продолжает нарастать, до тех пор, пока лошадь не умирает. Хозяин оправдывается себя тем, что кобыла – его собственность, что он имеет право делать с ней что угодно. В этом оправдании воплощается одна из ключевых идей теории повзрослевшего Раскольникова – если ты имеешь власть над кем-то или над чем-то, то можешь оправдать этим даже наказание, расправу, включая убийство. Отец Раскольникова успокаивает словами «пьяные шалят»…

Проснувшись, герой осмысливает сон. Его осеняет мысль о том, что несмотря на весь ужас задуманного преступления, он готов его совершить. Образы будущего убийства снова пролетают в его голове. Трагизм ситуации заключается в осознании Раскольниковым бесчеловечности задуманного им злодейства и, вместе с тем, внутреннего принятия и готовности его совершить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector