Как правильно ходить в театр: советы театрала

Роль театра в воспитании ребёнка

Не стоит забывать, что театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе.

Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных представлений, следует учитывать необходимость их присутствия в жизни ребёнка для гармоничного развития мировоззрения.

Любовь или долг

Больших групп зрителей — три: те, кто любит театр (45%); те, кто хочет начать в нем разбираться (20%); случайная публика (35%).

Внутри каждой группы ученые выделили подгруппы — по мотивам посещения театра. Всего их семь: от «гертруд» до «гильденстернов».

Сегментация театральной аудитории

Сразу оговоримся: шекспировская классификация — конечно, условность. Королева Гертруда (мать Гамлета) и верность чему-либо — две вещи несовместные. Да и Гамлет в исследовании неканонический: не столько рефлексирует в театре, сколько развлекается. Сами социологи используют «шекспировскую» классификацию в качестве вспомогательной, а основной выбрали более понятную: от «поклонников таланта» до «сопровождающих». Мы же оставим шекспировские имена, чтобы сгустить театральные краски.

Ядро театралов — гертруды: самые преданные и активные зрители, в основном, женщины. Гертруд всего 17%, но для театров они на вес золота: любят искусство, следят за театральными событиями, целенаправленно ходят на актеров и спектакли. А главное — не скупятся: готовы заплатить за билет до 3600 рублей. Второе имя этого кластера — «интеллигенты».

Им сродни «трагики», или «профессиональные зрители» — кластер творческих работников, в основном, женщин. Для них поход в театр — производственная необходимость: работа связана со сценой (по-видимому, критики, художники, завлиты и пр.). За билет дают до 3300 рублей. Таковых 23%.

Тех, кто ходит в театр по любви или по долгу службы, суммарно 40%. Общее между гертрудами и трагиками, по словам исследователей, то, что «их сложно впечатлить». Это искушенная публика, которая предъявляет к постановкам высокие требования.

К этим двум кластерам примыкают еще 5% более «узкопрофильных» театралов — «королевская свита», они же «поклонники таланта»: фанаты определенных звезд. Здесь небольшой перевес мужчин. Как и гертруды, они готовы раскошелиться на билеты, но не ради спектакля, а ради своих кумиров. Цена вопроса — до 3900 рублей.

Со всеми тремя кластерами у театров проблем нет: эта преданная публика всегда будет в зале. А вот за гамлетов и офелий придется побороться.

Поиск формы и содержания

Примечательно, что зрители часто позитивно оценивали экспериментальный характер постановки. С точки зрения формы выделяли интерактивность («формат, коммуникация с новыми незнакомыми людьми»), «необычные мизансцены и западающие в душу символы», «подачу самой истории»: видеопроекции, «полное погружение », «непринужденную атмосферу». А в содержательном отношении для них были значимы «дух времени», «серьезная актуальная тема», «спектакли со смыслом», которые «заставляют о многом задуматься».

Зрителям нравятся спектакли с сильным эмоциональным зарядом. Речь и об «эксцентричных непринужденных» постановках «с драйвом» («Спектакль живой, хулиганский, но при этом есть, о чем подумать»), и о спектаклях, вызывающих ностальгию и сопереживание. Респонденты говорили, что спектакль их «захватил», заставил «вспомнить прошлое», «испытать боль» за персонажей: «Эмоции до слез от грусти, от тоски, от смеха, от сострадания, от беспомощности».

Как выбрать спектакль

В выборе постановки Марина руководствуется информацией из онлайн-журнала «Театрал», обзорами на разных сайтах с афишами и своими личными предпочтениями. На некоторые спектакли можно и два раза сходить – так, например, у нее случилось с постановкой «Юбилей ювелира» в МХТ имени Чехова. В этой постановке модного сегодня режиссера Константина Богомолова играл Олег Табаков, и чувствовалось, что этот спектакль будет для него последним. «Во второй раз я его увидела совершенно по-другому, и как будто я побывала на двух разных спектаклях, – призналась она. – Так что успей сходить на тех актеров, кого давно хотела увидеть «живьем». Мастера уходят, и не стоит откладывать».

Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС

Просвещение

Театр – это не просто развлечение, это своего рода школа. Школа, которая знакомит простого обывателя с высоким искусством, которая учит, просвещает. В лучшем случае ещё и душу очищает. Действительно, искренние эмоции как будто заставляют нутро перерождаться, а трагедии, творящиеся на сцене, – смотреть на жизнь немного иначе, уж точно по-другому, особенно когда режиссер-постановщик смотрит на известную историю под совсем уж неожиданным углом. Иногда это скатывается в фарс, но даже он интересен и имеет право на жизнь.

Человек, который действительно получает удовольствие от посещения театра, смотрит шире. Он знает классику и современный мир, а значит, он знает почти всё. Раз уж на то пошло, порой классическая постановка экономит время на прочтение книги. Это лишние знания, которые всегда помогут выделиться. Мы, несмотря на свой блестящий ум, по-прежнему живём эмоциями и инстинктами. Сильные эмоции способствуют перерождению и трансформации взглядов. Хотя один человек как-то мне сказал, что не ходит в театр, потому как долгое время общается с актёром, и тот ему рассказал про внутреннюю кухню театрального очага. Скандалы, интриги, зависть – как на таких людей можно смотреть? Но тут дело, что на сцене воспроизводится не внутренняя атмосфера коллектива, а режиссёрский замысел. В конце концов, неужели в твоём коллективе тишь да гладь?

У меня немало друзей из театральной среды. И, смотря на сцену, я их не узнаю, они меняются, показывают нечто, что никак нельзя сопоставить с их реальной жизнью. Они научили меня многому: не только тому, как можно закусывать дешёвую водку «чоко-паем» и плавленным сырком, но и тому, что человеческое нутро крайне непредсказуемо – от него всегда нужно ждать неожиданностей, и что в каждом человеке есть талант, который, казалось бы, трудно разглядеть. Ты смотришь на артистов, на работу режиссера, видишь, что симбиоз художественного видения и тончайшей психологии готов породить страшную и одновременно прекрасную махину, и как-то сразу хочется это досконально изучить.

Тем, кто говорит, что театр – удовольствие дорогое, хочется предложить сэкономить на пиве и обращать внимание на местные «храмы искусств». Может, у них нет всемирного признания, но это совсем не значит, что у них нет таланта

Столько молодых и талантливых актёров прозябает в губернских театрах, смотри на них, им нужно твоё внимание! Если ты презираешь местную труппу и ходишь исключительно на гастроли заезжих звёзд, то не скупись раз в месяц потратить 2000 рублей. Бронируй заранее, чтобы выбить лакомые билеты на адекватные места. Искусство нынче дорого, но не настолько, чтобы его игнорировать. Так что цена – глупая отмазка.

Театр, безусловно, готов встречать новых зрителей и говорить на языке молодежи. Но почему дети и подростки все равно считают поход в театр сомнительным развлечением?

Непопулярность театра среди молодого поколения может быть напрямую связана с социальными проблемами современного общества. Мы среднее арифметическое своего окружения, как говорил Джим Рон. Наша дорога к познанию чего либо, в том числе и искусства театра, чаще всего начинается с детства и со среды, в которой мы растем. Я и мои респонденты, в их числе и зрители, и актеры, сошлись во мнении о том, что главная причина непопулярности театра – это особенности воспитания человека. Рядом с нами не всегда оказываются люди, готовые просветить нас и вовремя поддержать на выбранном пути. Да, так же мы нередко сталкиваются с театром случайно, без чьей либо помощи, но это далеко не значит, что с самого начала каждый из нас поймет для себя всю пользу этой внезапной встречи и полюбит магию театра. Скорее всего, большинство просто пройдет мимо. За весь период своего взросления мы строим перед собой преграды, в виде привычек, страхов и принципов, преодолевать которые потом обычно не хотим. Мы стремимся защитить себя, свой организм и его жизненные ресурсы, не выходя из зоны комфорта. Поэтому, юные театралы сегодня – это творческие люди, с ранних лет признающие свою любовь к искусству, или настоящие борцы, нашедшие в себе силы испробовать что-то новое.

В конце хотелось бы обратиться к юным читателям и попросить их не лишать себя и своих близких возможности общения с театром, с вечной сокровищницей богатых чувств и знаний. Ведь как говорил К.С. Станиславский: «Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость»

Что произошло по прошествии столетий, или Актуален ли театр сегодня?

Главной причиной угасающего интереса молодежи к театру сегодня принято считать новый, современный образ жизни, оснащенный высокотехнологичными информационными технологиями. И правда, многие электронные устройства, присутствующие в нашей жизни повседневно, — телевизоры, компьютеры и не только – быстро преподносят информацию в настолько простой и увлекательной форме, что театрализованные представления не всегда способны эффективно конкурировать с ними. Постоянно в СМИ и реальной жизни мы говорим о том, как мир технологий заполонил все вокруг нас, заставляя людей забывать о других способах общения с окружающей действительностью и его познания. Но мир театра, в отличие от технологичного, не только окружает человека, но и существует внутри него самого.

Дело в том, что перед людьми всегда стояла цель научиться воплощать эмоциональный мир в материальный без каких либо искажений, познавать его совместно с другими и будоражить чувства своим «душевным клиентам». А мир театра — это чудесное сплетение искусств, в котором люди творчески соединяют все способы самовыражения! Со сцены профессионального театра нас поражают сюжеты и мысли, преподнесенные в безупречной гармонии чувств и эмоций, цветов и форм, движений и звуков. Даже на примере повседневной жизни, не преодолевая расстояний на пути к архитектурным зданиям театра, люди, пускай даже неосознанно, все равно соприкасаются с театральным искусством: мы тщательно подбираем репертуар для образа, с которым выйдем в общество, как актеры готовятся к своему очередному появлению на сцене. И несмотря на то, что реклама – это очевидный двигатель прогресса, театр в ней все-таки не нуждается. Существование театра, как явление, поддерживается не популярностью спектаклей или представлений, не новыми тенденциями и модой, а стремлением общества взаимодействовать и обмениваться информацией и душевными переживаниями. Театру нет нужды громко напоминать о себе с рекламных слоганов. Он будет всегда вековать рядом с человеком и не потеряет своей актуальности, как бы сомнительно о нем не откликалась современная молодежь.

С чего начинался театр

Спектакль «Отец» по пьесе Августа Стринберга. Олег в роли Пастора

Изначально театр возник из религиозных шествий. В Древней Греции шествия в честь бога Диониса сопровождались пением хора, как бы от имени сатиров, козлоногих мифических существ, спутников бога. Слово «трагедия» переводится с древнегреческого как «песнь козла».

Со временем из толпы выделился один человек, который своим монологом вступал в диалог с хором, комментировал его песни-дифирамбы. Так возникла драматургия, появились авторы, писавшие для этих декламаторов тексты. Позже декламаторов стало двое, потом трое. Декламаторы стали общаться не только с хором, но и между собой. Возник театр. Стали строиться специальные театральные сооружения. Театр отделился от религии, но религиозная, духовная суть его сохранилась. Актеры излагали со сцены тексты авторов, которые стремились исправить человеческую душу, наставить человека на путь истинный.

С тех пор так и повелось. Драматургия за века приобрела новые жанры, достигла иных горизонтов, но стремление разобраться в человеческой природе осталось неизменным. Исконное устройство — «один вещает, остальные внимают» — осталось прежним. Зритель как шел в театр усладить душу, так и идет до сих пор. В театр, как в храм, идут за ответами на какие-то сложные вопросы. И театр старается если не ответить, то на ответ натолкнуть. Это ли не служение?

Зачем приобщать детей к театру?

Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. В детском возрасте игра – основной вид деятельности.

Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Театрализованные игры – мощнейшее средство развития эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты, интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей. У ребёнка формируется эстетическое восприятие, развивается творческий потенциал, он начинает понимать искусство, появляется интерес к культуре и литературе.

Уже в двухлетнем возрасте дети понимают игру актеров. Сына или дочь привлекают яркие костюмы, которых он не видит в обычной жизни, весёлая музыка, световое сопровождение, декорации. Ребёнок охотно контактирует с героями уже знакомых ему сказок: Колобком, Лисой, Котятами, Мышкой. Он старается вжиться в образ и перенять положительные черты понравившегося героя. Наблюдая за действием постановки, дети активно вступают в диалог с актёрами, отвечают на вопросы, помогают главным героям выпутаться из опасной ситуации.

Дети начальной школы сами активно хотят участвовать в представлениях, им нравится наряжаться в персонажей, примерять маски, необычные головные уборы. Надевая красочные костюмы, школьники моментально перевоплощаются в любимых героев и переносятся в волшебный мир сказок.

Ушкарев Александр

Распечатать

Несмотря на отдельные теории, опирающиеся на концепцию «искусства для искусства» и отрицающие связь с публикой, театр без зрителя существовать не может: только через зрителя театр транслирует художественное сообщение и реализует свои социальные функции. Неслучайно интерес к зрителю возник в России с обретением театром публичности, и со временем не только не ослабевал, но, напротив, становился все более углубленным и специальным. Но, к сожалению, и сегодня о театральной публике часто судят по стереотипам, не всегда задумываясь над тем, насколько они соответствуют действительности. На страницах этой обзорной статьи мы кратко проследим эволюцию понимания театральной публики и покажем, как в театральном сообществе и науке складывался образ зрителя, осмыслялись стоящие за ним закономерности. В основу этой работы мы положили некоторые результаты исследований, выполненных по уникальным материалам социологических опросов, проведенных сотрудниками Государственного института искусствознания не только в Москве, но и по городам и весям театральной России.

«Искусство базируется на двух полюсах: художнике и зрителе,… причем решающее слово имеет зритель».Марсель Дюшан

Есть ли дресс-код в театре? Дресс-код для театра

Если говорить об официальных дресс-кодах, требования к которым озвучиваются в правилах каждого театра и можно увидеть, например, на соответствующем сайте или стендах театрального заведения, то строгий характер они носят в основном по отношению к:

 пляжной и спортивной одежде и обуви (шорты, шлепки, кроссовки, толстовки

В остальном правила носят рекомендательный характер. Однако существует неписанный дресс-код, требования к которому складывались не одно десятилетие. И, несмотря на то, что строго за ними никто не следит, признаком хорошего тона является соблюдение определенных правил при выборе гардероба для предстоящего театрального мероприятия.

Основные критерии:

  • отсутствие кричащих цветов
  • лаконичность и сдержанность
  • отличие от повседневности
  • наличие аксессуаров
  • маленькая сумочка
  • разумный подход к обнажению отдельных участков тела
  • отказ от чрезмерных рюшей, кружев, колготок в сеточку

Художники и дизайнеры

К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.

Постижер и гример

Кто такой гример, знают, наверное, практически все. А вот слово «постижер» слышали немногие. Так называется специалист, который изготавливает искусственные усы, бороды и парики. Представители этих профессий должны обладать тонким художественным чутьем и вкусом, навыками парикмахера и визажиста. Кроме того, аллергические реакции на пыль, косметику, клей и шерсть закрывают путь в постижеры. 

Зачастую гример сам придумывает, как «раскрасить» актера. Чтобы сделать это наилучшим образом, ему надо понимать режиссерский замысел, знать, как выставлено освещение и как персонаж будет передвигаться по сцене. Ему постоянно нужно быть начеку за кулисами, чтобы подкорректировать грим или дать актеру новый парик вместо случайно оброненного со сцены.

Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.

Бутафор

Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.

В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.

Художник-модельер театрального костюма

Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.

Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.

В чем пойти в театр мужчине? Фото

Несмотря на то, что у женщин чаще возникают проблемы с выбором нарядов, для мужчин тоже есть несколько советов в плане внешнего вида в театре.

Идеально, если это будет костюм с белой рубашкой и галстуком

  • Костюм желательно выбирать однотонный или в едва заметную клеточку/полосочку
  • Рубашка должна быть светлой

Вместо галстука возможны варианты с шарфом или бабочкой, как больше нравится

Если мужчина не желает расставаться с любимыми джинсами, пусть они не будут рваными или разных оттенков, и желательно компенсировать этот образ однотонной сорочкой и, как вариант, менее строгим пиджаком

Театральный этикет для детей

Чтобы театр остался в памяти ребенка сказкой, необходимо подготовить малыша к посещению спектакля:

  1. Дать краткий экскурс о театре: что это такое и для чего существует.
  2. Совместно выбрать тему из репертуара детских спектаклей.
  3. Объяснить, как надо себя вести в театре и почему.

Спектакль должен подходить по возрасту: тогда юному зрителю не будет скучно.

Ребенок должен почувствовать праздничную атмосферу еще дома во время сборов — по нарядной одежде, прическе, сумке.

Родители должны объяснить малышу, что театр — это культурное заведение, в котором нужно соблюдать правила приличия.

Детям в театре запрещено:

  1. Бегать перед спектаклем и в антракте.
  2. Кричать, шептаться, шаркать ногами. Лишние звуки мешают во время просмотра. Если ребенок капризничает, лучше выйти с ним из зала.
  3. Есть что-либо, шелестеть фантиками, греметь бутылками в зале. Для маленького зрителя нужно предусмотреть бесшумный перекус.
  4. Спать по время представления. Если ребенок засыпает, лучше увести его домой.
  5. Пользоваться мобильным телефоном или другими гаджетами.

Перед спектаклем и во время антракта следует отвести ребенка в туалетную комнату.

По окончании спектакля нужно объяснить юному зрителю необходимость поблагодарить артистов аплодисментами.

Если посещение театра проходит в рамках школьной учебной программы, школьники должны следовать указаниям сопровождающего. Учитель в данном случае отвечает за безопасность и поведение учащихся.

Капля негатива в бочка позитива

Как бы там ни было, но театр — не всегда исключительно позитивный опыт. Особенно в том, что касается периода ожидания спектакля. Врач Леонид Александрович Китаев-Смык выделяет такие зрительские фобии, как публичное обнаружение своего истинного Я, страх пережить катарсис, боязнь провала любимого актёра (автора пьесы, персонажа), неудовольствия и зря потраченного времени.

Однако, даже такой негативный стресс даёт свои плоды, а именно — внутренний самоанализ. Если наблюдать за активностью мышления актёра и зрителя во время постановки, можно заметить «озарения», которые и будут теми самыми моментами самокопания.

Карл Роджерс, лидер гуманистической психологии, в своей теории утверждает, что личность не может менять события, но вполне может изменить своё отношение к ним. И спектакль в театре побуждает к этому, выступая в качестве реальности, которая будет уникально воспринята каждым индивидом.

Зрительские мотивации

Досуговый и культурный выбор человека обычно инициирован не столько желанием увидеть или сделать что-то конкретное, сколько стремлением удовлетворить определенную потребность, мотивацию. Очевидно и то, что мотивы посещения театра не могут быть сведены исключительно к восприятию спектакля. Кроме содержательных мотиваций, связанных с произведением искусства, желание пойти в театр может быть связано с целым рядом других мотивов, непосредственно со спектаклем не связанных.

Нам удалось показать, что тип мотивации существенно влияет на частоту посещения театра. Сегодня главным досуговым трендом является стремление к рекреации и развлечению. Та же тенденция отмечается и в культурном потреблении: независимо от возраста и уровня дохода большинство зрителей главной причиной посещения театра называют желание отдохнуть. Как показывают расчеты, рекреационные мотивы (отдохнуть, провести свободное время или отсутствие артикулированных причин посещения) являются фактором, существенно снижающим частоту посещения театра. В ходе анализа результатов опросов было показано, что рекреационный мотив больше свойственен случайным посетителям, которые не имеют устойчивых театральных привязанностей, но, как мы знаем, именно эти зрители составляют большую часть зрительской аудитории.

С другой стороны, значимым положительным фактором посещаемости является наличие содержательных мотивов, к которым мы относим не только те, что связаны со спектаклем, но и социально-культурные, просветительские и коммуникативные аспекты. Анализ показал, что при прочих равных условиях те зрители, чья мотивация состоит в желании посетить конкретный спектакль, получить специфические театральные впечатления или приобщить к искусству ребенка, как правило, посещают театры чаще.

Далее. Кроме обычных спектаклей в театральной жизни случаются мероприятия особого рода, которые мы условно определяем как «значимые культурные события». Эмпирически установленные факты позволяют рассматривать престижно-статусные мотивы как существенный фактор культурного потребления. Вне зависимости от вида искусства, жанровой или видовой принадлежности события статусные мотивы зачастую становятся главными детерминантами культурной активности бомонда, склонного к престижному потреблению искусства, образованной публики, которую в большом количестве фиксировали наши опросы на разного рода значимых культурных мероприятиях в театрах, на концертах и художественных выставках. В этой публике оказывается достаточно много посетителей, не обладающих артикулированными художественными потребностями, людей, которые могут быть причислены к символически-статусным потребителям искусства и которые рассматривают поход в театр как своего рода маркер культурности, принадлежности к элите.

Этот особый тип мотивации, несмотря на негативную коннотацию понятия и неоднозначность статусных мотивов театрального потребления дает, на наш взгляд, определенные маркетинговые возможности. Он основан на том, что человек обращается к таким произведениям, сложность культурных кодов которых не позволяет ему полностью освоить их содержание при существующем уровне когнитивных компетенций, проявляя тем самым «аномальность» в своем зрительском поведении. Практически на любом спектакле из разряда «значимых культурных событий» присутствуют зрители, демонстрирующие высокодифференцированное отношение к сценическому произведению в ситуации конкретного посещения, хотя по своим первичным ориентациям или по отношению к другим произведениям театрального искусства они принадлежат к посетительским сегментам более низкого уровня. Подобный тип контактов с искусством стимулирует овладение культурными кодами — не только семантикой социальных знаков и сигналов, но и ключами к дешифровке языка искусства. А человек, обозначая свой статус, осознанно или неосознанно, прилагает усилия для «наверстывания упущенного» «в форме длительных диспозиций ума и тела».

Зачем детям самим играть в спектаклях?

Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении опыта, как личного, так и художественного. Поэтому, вовлекая в спектакль своего ребёнка, вы мотивируете его на получение новых эмоций, переживаний, связанных с ролью и её исполнением. Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый новый мир и новых знакомых.

Театральную сценку можно поставить в кругу семьи. Дети с удовольствием помогут подготовить необходимую атрибутику, найдут дома маски Колобка и Снежной Королевы, организуют домашние декорации, чтобы окунуться в сказочную атмосферу в кругу близких людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector