Семь легендарных советских летчиц

Годы поиска в полях и архивах

Первая отрывочная информация об этом самолете поступила в отряд «Авиапоиск-Брест» еще шесть лет назад. Житель деревни Бадчи Леонид Гелах сообщил о том, что по рассказам его родителей в годы войны недалеко от деревни упал советский истребитель. Выехав с поисковиками в поле, Леонид Иванович приблизительно показал это место. Визуально участок падения было не определить. Ушедший на большую глубину в грунт самолет найти не просто, а специального оборудования в то время у отряда не было. В апреле 2017 года провели разведку местности, нашли несколько фрагментов от самолета, по которым установили, что принадлежат они не истребителю, а советскому скоростному бомбардировщику СБ. Точку тогда на карте пометили, а с подъемом решили повременить до того времени, как будут приобретены необходимая техника и приборы. И это время пришло. В начале нынешнего года Леонид Иванович вновь напомнил поисковикам о долге, сообщает zarya.by. 

Оформив необходимые разрешительные документы на проведение поисковых работ в Кобринском райисполкоме, заручившись поддержкой директора предприятия «Кобринское ПМС» Василия Пивчика, директора ОАО «Кобринская птицефабрика» Ивана Идельчука, на территории которых должен был проходить подъем самолета, отряд приступил к работе. Больших надежд на положительный результат не было. Рядом с уточненным местом падения самолета пролегал мелиоративный канал, и была вероятность, что обломки уже подняли при проведении работ. Но всё оказалось непредсказуемо.

Машины из фанеры

Обучение проходило на легких самолетах модели У-2 (По-2), разработанных в 1928 году конструкторским бюро Поликарпова для первоначальной подготовки пилотов. У-2 имел ряд модификаций для применения в сельскохозяйственной, почтовой, медицинской и пассажирской авиации. На первый взгляд такие машины были мало пригодны для ведения боевых действий. Они летали на небольшой высоте со скоростью порядка 100 км/ч, что делало их легкодоступными мишенями для противника. Собранный на деревянном каркасе с фанерной и полотняной обшивкой самолет немцы поначалу презрительно прозвали «рус-фанер». Однако скоро фашистам пришлось изменить свое мнение.

Советские летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Руфина Гашева и Наталья Меклин на фоне самолетов У-2. Фото: TASS/Olga Shirnina/Mediadrumworld.C

— Самолеты По-2 (У-2) отличались поразительной живучестью , — рассказал «Известиям» авиационный эксперт Вячеслав Голубятников. — Сбить их было непросто. Конструкция из дерева и фанеры, разработанная для упрощения и удешевления производства, выдерживала сотни попаданий. Самолеты возвращались на свои аэродромы буквально изрешеченными. Легкость в управлении, доставшаяся этому ночному бомбардировщику от своего учебного прототипа, позволяла летчику и штурману уделять больше внимания точности нанесения бомбовых ударов.

Именно из-за того, что полеты на таких самолетах не требовали приложения больших физических сил, на них летали женщины, а не мужчины.

Свой первый боевой вылет в качестве штурмана У-2 Александра Акимова выполнила в 1943 году (рис.2, Карточка с боевым заданием). В это время полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника на реке Терек. Затем количество полетов росло с неимоверной быстротой: за одну ночь «ночные ведьмы» в среднем делали восемь-девять налетов на позиции врага.

рис.2. Фото: МАИ

Девушки самостоятельно подвешивали под самолеты бомбы и грузы, общий вес которых порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести вес, достигающий тонны.

«Однажды экипаж вернулся с задания на самолете, в котором было 30 пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж, — пишет в своих воспоминаниях однополчанка Александры Акимовой Ирина Дрягина. — Летчики были уверены, что три дня им придется быть «безлошадными», однако их подруги-механики ввели самолет в строй за 10 часов!»

С ноября 1943 года полк «ночных ведьм» поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове и участвовал в освобождении Севастополя и Крыма. А в июне-июле 1944-го сражался в Белоруссии, помогая освобождению Могилёва, Минска и других городов

Григорий Андреевич Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне поселок Зайково Ирбитского района Свердловской области). С авиацией он познакомился во время учебы в кружке планеристов при фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он поступил в Пермскую военную школу летчиков и впоследствии с успехом ее закончил. В 1939 году в звании сержанта он был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.

Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у летчика дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов отличался довольно неровным характером. Являя образец дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника.

Поющая эскадрилья

Как отметил военный историк Юрий Кнутов, полк Василия Зайцева отличился не только в воздушных сражениях, но и в области художественной самодеятельности. Существует версия, что именно история одной из эскадрилий 5-го гвардейского истребительного авиаполка натолкнула Леонида Быкова на идею снять знаменитый фильм «В бой идут одни старики».

«В одной из эскадрилий полка существовала такая самодеятельность, которая помогала снять стресс, установить узы боевого товарищества. Такие вещи помогают решать многие психологические проблемы, учат понимать друг друга с полуслова», — подчеркнул эксперт.

Также по теме


«Кошмар для нацистов»: какую роль в истории сыграл дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов

105 лет назад родился дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. По словам экспертов, он был одним из самых результативных…

По словам Андрея Горбунова, самодеятельность существовала во многих частях Красной армии, но так вышло, что подчинённые Зайцева прославились больше других.

«Музыка стала для лётчиков 5-го гвардейского разрядкой. После кровопролитных тяжёлых боёв, изнурительных перегрузок они брали в руки инструменты и играли музыкальные произведения. Таким образом они хотя бы на время забывали ужасы войны и горечь утрат, возвращаясь в нормальное русло жизни», — отметил сотрудник Музея Победы.

Как рассказал Николай Бодрихин, хотя за всю войну Зайцев ни разу не был сбит врагом в небе, на земле его почему-то преследовали несчастные случаи. Однажды во время войны он травмировался, упав с коня, а затем, осенью 1945 года, в чехословацком городе Брно прославленный лётчик попал в автокатастрофу. Травмы оказались очень серьёзными и тяжело поддавались лечению. Зайцев был списан с лётной службы, а в 1946 году в звании гвардии полковника отправлен в отставку.

После завершения службы Василий Зайцев возглавлял Коломенский аэроклуб, а также некоторое время был директором Коломенского шиноремонтного завода. Умер Василий Зайцев в возрасте 50 лет — 19 мая 1961 года.

  • Памятник Василию Зайцеву

«Зайцева высоко ценили однополчане. Список его побед был огромен. Он учил подчинённых беречь товарищей и хорошо знать врага. Он проявил себя одновременно и как великий лётчик, и как отличный организатор. Его боевая работа была бесподобна, он всегда умел удивить необычным ходом и неприятеля, и сослуживцев», — подытожил Николай Бодрихин.

Летчица попала в плен и стала инструментом нацистской пропаганды

Правда, в немецких источниках приводится другая версия случившегося: отмечается, что По-2 сбили и захватили его пассажиров. В родном полке были уверены, что их командир Сима Сытник погибла, уничтоженная нацистской артиллерией, но через несколько дней они были шокированы, ведь услышали радиотрансляцию, на которой сама Сытник призывала советских солдат сдаваться и воевать на стороне гитлеровских войск.

Ошибка была исключена – сослуживцы хорошо знали голос командира и товарища. Особенно тяжко в этой ситуации было мужу Сытник – Юрию Немцевичу. Лучше уже быть супругом трагически погибшей летчицы, чем предательницы Родины. Но мужчина не отчаялся и не спешил отрекаться от жены. Более того, он пошел на рискованный и отчаянный шаг – написал письмо Иосифу Сталину.

Немцевич попросил советского вождя сделать обмен военнопленными  — майора Сытник разменять на какого-нибудь не особо нужного нацистского офицера. Связист отметил, что на такой шаг можно пойти, учитывая прежние военные подвиги Сытник и ее дивизии. Когда первое письмо не нашло отклика, Немцевич отправил Сталину еще одно письмо, но в этот раз прикрепил к нему послание от жены, полученное из немецкого плена.

Немцы решили, что смогут вслед за Сытник переманить на свою сторону ее мужа (у него и фамилия соответствующая). В письме Серафима писала о том, что она находится в плену с сыном Валерой. Она описала, что в нацистской армии не так плохо, и здесь много советских летчиков. Естественно, мольбы Немцевича вновь не были услышаны, хотя карать его как мужа изменницы Родины также не стали.

Послевоенная судьба Сытник остается неизвестной

Как же в конечном итоге сложилась судьба летчицы и ее мужа? Немцевич был переведен в тыл и занялся летной подготовкой 3-й Краснознамённой авиабригады ВВС ПриВО. Позднее он участвовал в военных действиях против Японии и демобилизовался только в 1947-м. Он дослужился до звания генерал-майора и скончался в 1956-м году.

А вот розысками Серафимы Сытник никто не занимался. Никому не было дела до предательницы Родины, ведущей пропаганду. Так что можно только гадать, что же произошло с ней и ее сыном. По одной из версий, немцы поняли, что им не удалось окончательно убедить женщину перейти на их сторону, и они расстреляли ее вместе с сыном.

По другой версии, Сытник смогла пережить войну, но понимала, что по возвращении в СССР ее ждет одна участь – бесконечные допросы, ссылка или расстрел как изменницы. Так что она могла осесть где-то в Западной Европе. Советские спецслужбы не пытались найти и арестовать Сытник, чтобы воздать ей за все грехи. Так предала ли она Родину, или просто была любящей матерью, которая пыталась спасти своё дитя? Ответа на этот вопрос мы уже не получим никогда.

Начало Великой Отечественная войны

Что еще интересного поведает ее биография? Самусенко Александра Григорьевна на фронте оказалась уже 22 июня 1941 года, став одним из первых защитников Советского Союза от немецких захватчиков.

Самусенко участвовала в ожесточенных боях, которые проходили осенью и летом 1941 года, сражаясь в рядах Западного и Брянского фронтов. За это время Александра несколько раз была ранена. К счастью, ранения оказались неопасными.

Стоит заметить, что Самусенко сопутствовало везение: всего за время сражений она была ранена трижды, при этом тяжелым было только последнее ранение, полученное в 1943 году.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлекся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полет самолетов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3-ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74-й Таманской стрелковой дивизии. Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а летчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию.

Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40-й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием ее окончил, теперь уже став летчиком.

Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом летного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».

В тиши ночной ведьмы вступают в бой

Ночным бомбардировщиком служил У-2 конструкции Поликарпова — биплан, смотревшийся хрупким на фоне современных пикировщиков. Он был сконструирован в конце 1920-х и применялся в основном как учебный самолёт. У него было две кабины: в одной размещался ученик, в другой — инструктор. Сделан этот маленький тихоходный самолётик был из фанеры и перкали — тонкой хлопчатобумажной ткани. Он был дёшев в производстве и к началу войны уже устарел, но хорошо подходил для эвакуации раненых, перевозки припасов и разведки. В Союзе его зваликукурузником» иутёнком», а немцы дали ему прозвищашвейная машинка» ирусская фанера».

Так как У-2 был беззащитен перед любым вражеским истребителем, нормально действовать он мог только ночью. На самом деле его было несложно сбить даже огнём стрелкового оружия. Но ситуация была настолько безысходной, что даже эти устаревшие этажерки стали символом надежды на победу.

Со временем женщины научились ценить простоту своихкукурузников», особенно на фоне коллег из дневного бомбардировочного полка, которым пришлось летать на Су-2, прозванномСукой» за капризность.

Хотя в теории советская идеология провозглашала полное равенство полов, на практике русский мужской шовинизм себя показывал. Женщин, вынужденных носить форму, сапоги и шинели слишком большого размера, пошитые на мужчин, постоянно дразнили за недостаток женственности. Но это лишь укрепляло их решимость, они считали, что солдат есть солдат независимо от пола. Раскова приказала женщинам коротко остричься, а батальонный комиссар запрещала любуюдевичью болтовню» и кокетство.

К концу мая 1942 года полк получил достаточно самолётов и достиг боеготовности. Летом его отправили на Юго-западный фронт, отражать немецкое наступление на Сталинград и Кавказ. Противодействуя вражескому наступлению на Ростов, ночные бомбардировщики Расковой уничтожали склады боеприпасов и горючего, скопления машин и живой силы. Работой штурмана было найти цель и довести машину до линии фронта, затем пилот глушила мотор и У-2 бесшумно планировал в темноте. Первые самолёты сбрасывали фальшфейеры, подсвечивая цели, остальные отрабатывались бомбами. Затем лётчицы запускали моторы и быстро уходили, пока немцы не успевали опомниться.

В бомбардировщик У-2 был превращён установкой простых, поначалу самодельных подвесок. Под его крыльями размещалось до 300 кг бомб. Этого было мало для нанесения серьёзного ущерба, но не он был главной целью ночных бомбардировок. Налёты должны были выматывать врага постоянным чувством опасности. Не давать ему нормально отдыхать. За это немцы их и ненавидели.

Марина Раскова. Герой своего времени

24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.

После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».


Марина Раскова. (pinterest.com)

Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.

За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.

Безрукий летчик герой ВОВ

В июле 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге, пилот-истребитель Иван Антонович Леонов сбил Fw-190, однако и сам был сбит другим немецким истребителем, получив тяжёлое ранение. Осколок разворотил ему всё левое плечо, но лётчик сумел выбраться из горящего самолёта и спастись на парашюте. 

Ампутировать ему пришлось не просто руку, а весь плечевой сустав, вместе с лопаткой. Но после выхода из госпиталя он даже не думал оставлять небо. Управлял этот ас самолётом одной рукой, немного помогая себе самодельным алюминиевым протезом-крюком.

Леонов И.А.

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого открыла всему миру, каким мужеством обладают лётчики СССР, какова сила воли русского характера. Это произведение заслуженно прославило Алексея Петровича Маресьева, и многие думают, что его случай был уникальным. Нет – лётчиков-героев, которые не позволили, чтобы их списали, и продолжили сражаться, было гораздо больше.

Подвиг механиков

В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…

…И тогда мы ввели новую систему обслуживания — дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.

Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».

Длинные ночи

Бипланы У-2 одновременно могли перевозить только две бомбы, поэтому чтобы нанести больший ущерб немецкой армии, в бой каждую ночь отправлялись от восьми до восемнадцати самолетов. Большой вес снарядов вынуждал летчиц летать на меньших высотах, что делало их более легкой мишенью — отсюда их ночные миссии.

Длинные ночи. | Фото: aviator.guru.

Экипаж самолета состоял из двух женщин: пилота и штурмана. По данным Novate.ru, на боевую задачу всегда вылетало группа бипланов

Первые привлекали внимание немцев, которые светом прожекторов освещали намеченную цель, а последние — на холостом ходу плавно подлетали к месту бомбардировки

Нацисты боялись и ненавидели советских летчиц. Любой солдат, сбивший самолет «ночных ведьм», автоматически получал престижную медаль Железного Креста. Прозвище «ночные ведьмы» закрепилось за 46 полком из-за характерного свиста деревянных бипланов, который напоминал звук метлы. Этот звук — единственное, что выдавало их самолеты. Бипланы были слишком малы, чтобы их не было видно на радаре. Они летали как призраки в темном небе.

Группа У-2 летит на задание. | Фото: Юга.ру.

Ночи-максимум

Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи

Вспоминает Марина Чечнева:«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте…

…Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась…

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»

Воздушный учитель

«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.

По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.

  • Василий Зайцев

«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.

«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.

По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».

  • Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин

Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.

«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.

По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.

Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

  • Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
  • РИА Новости

«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.

При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.

Ольга Лисикова

Для Ольги Михайловны Великая Отечественная стала не первой войной в жизни. Она окончила Батайскую летную школу, а в 1939-1940 годах участвовала в войне с белофиннами. Уже через год девушка вступила в ряды «ласточек», но убивать она не планировала – изначально девушка летала исключительно на санитарных самолетах. Она перевозила раненых, медикаменты и кровь для переливания. Но однажды Ольгу попытался сбить немецкий «Мессершмитт». Отвечать ей было нечем, ведь самолет не был предназначен для боя, но девушка провернула несколько ловких маневров: прижала вражеский самолет к земле, а затем заставила петлять по ущелью. Одним из выстрелов врагу все-таки удалось задеть хвост санитарного самолета, но Лисикова держала ситуацию под контролем. В итоге «Мессершмитт» спикировал настолько низко, что уже не смог подняться и разбился. После этой истории Лисикова пересела в кабину двухмоторного DC-3 (крупнейшего американского транспортного самолета в годы Второй мировой), став единственной в СССР женщиной-командиром самолетов этого типа. На счету девушки 408 вылетов, в том числе в блокадный Ленинград, немецкий тыл и Заполярье. Ольга Лисикова прожила долгую жизнь и умерла 7 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге в возрасте 94 лет.

Девушка — военный лётчик — истребитель

О том, что многие советские девушки и женщины наравне с мужчинами на боевых самолётах, бомбардировщиках и легкомоторных, успешно воевали, я знал, но тут в 1945 году к нам в Школу воздушного боя, да не куда-нибудь, а в нашу эскадрилью, прибыл лётчик — истребитель лейтенант Клава Блинова. Ну, братцы, услышав об этом, я невольно поскрёб затылок. Лётчиц ночных бомбардировщиков, как грозно именовались наши «кукурузники» По-2, я встречал, не раз сопровождал и чисто женские экипажи на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Но женщина-истребитель…

Быть может, и не было у меня желания унизить эту девушку, взявшуюся за совсем уж не женское дело, но всё же что-то такое было. По долгу службы я мог и обязан был проверить её технику пилотирования в зоне, как у всех вновь прибывающих лётчиков, с целью определить уровень подготовки, чтобы правильно сформировать пары и определить объём программы подготовки для каждой пары. Конечно, её технику пилотирования мог проверить командир звена, но, признаюсь, мне очень захотелось самому слетать с ней и убедиться, что эта молодая девушка действительно может пилотировать истребитель, я уж не говорю о фигурах высшего пилотажа.

Клава Блинова ничем особенно не выделялась, была скромная и молодая девушка, и, не зная о том, что она лётчик — истребитель, никогда бы не подумал, что эта худенькая блондинка, которая стоит в окружении многих лётчиков и оживлённо о чём-то беседует — лётчик, а не то что пилот истребителя!

Проверив её лётную книжку и узнав, где, когда, сколько и на каких типах самолётов она летала, накануне полётов я ей сообщил, чтобы она готовилась лететь со мной на проверку. Перед вылетом, когда ей ставил задачу, определил количество и последовательность выполнения фигур высшего пилотажа, она сказала:

Клавдия Блинова

— Товарищ капитан! Я имею некоторый перерыв в полётах, если что-то не совсем чисто получится, вы мне покажете?

— Обязательно покажу, вы не смущайтесь, а выполняйте задание так, как вы всегда выполняли, все неполадки устраним, затем вас сюда в школу и прислали, товарищ лейтенант, — ответил я ей, и мы сели в кабины, она в передней кабине, я в задней, как и положено.

Я внимательно присматривался ко всем её действиям, но ни во что не вмешивался, это была моя привычка ещё из Качинской школы. Я допускал ошибки обучаемого лётчика до пределов, вмешивался только тогда, когда дальнейшее невмешательство грозило опасностью. Такая методика оправдывала себя, лётчик более уверенно и свободно себя чувствовал и мог показать все, на что он способен, без нервозности и переживаний за допущенные ошибки. Затем на земле и в воздухе эти ошибки устранялись и повторялись всё меньше и меньше.

Лейтенант Блинова, получив разрешение, запустила мотор, проделала всё, что необходимо перед взлётом, и мы поднялись в воздух. На взлёте мне пришлось чуть — чуть ей помочь, в элементах взлёта и посадки с допусками в ошибках надо быть очень и очень осторожным, ведь другой раз именно из-за пустяковой ошибки можно иметь большие неприятности. Что ещё можно сказать? Все сомнения о возможностях лётчицы — истребителя у меня были рассеяны. Эта обыкновенная, простая девушка была истребителем, и она в самом деле выполняла фигуры высшего пилотажа, стойко перенося при этом возникшие перегрузки.

Признаюсь, до сих пор я был убеждён в том, что настоящим истребителем может быть только мужчина. Оказалось, что я ошибался, я сидел в самолёте, который прекрасно пилотировала девушка — истребитель. Конечно, она не могла пилотировать самолёт так же грамотно, как это делали мы, учителя лётного дела. Но всё же она правильно выполняла все комплексы фигур. По радио я предложил ей повторить комплекс вместе, затем показал сам, как надо выполнять сложные фигуры. Тут я уже постарался выполнять фигуры с ювелирной точностью. Здесь заговорила чисто профессиональная гордость, да ещё перед девушкой. Я выполнял комплекс за комплексом, стараясь избежать больших перегрузок, ведь незачем было показывать девушке своё «ухарство», выносливость и умение резко пилотировать. Незачем было заставлять её переносить сильные перегрузки и получать неприятные ощущения. Мы, лётчики, мужчины, должны быть благодарны таким девушкам за то, что они решились на такую рискованную профессию да ещё и могли бить врага в воздухе.

В те суровые военные годы наши советские девушки, находясь в рядах ВВС, оказали большую помощь в разгроме противника. Лейтенант Клавдия Блинова, летая на самолётах-истребителях СССР, наравне с другими лётчиками успешно окончила Школу воздушного боя. Но на фронт попасть ей не пришлось, так как вскоре она вышла в Москве замуж тоже за лётчика, а через некоторое время закончилась и война.

(Из книги воспоминаний лётчика-истребителя Э. У. Чалбаша — «Сковать боем»)

Кто пил квас и почему так много?

Квас пили буквально все: крестьяне, солдаты, врачи, монахи, цари. Его умели готовить в каждой семье по фамильному рецепту — отсюда и столько вариаций кваса. Примерно так варят борщ: общие правила одинаковые, но каждый готовит со своими нюансами. Тем более, поле для экспериментов широкое: различие могло состоять как в количествах и сортах исходных материалов, так и в деталях самой техники.

Например, для приготовления затора (хлеб или мука, разведенный водой и оставленный для брожения) брали и холодную, и горячую воду — и от того зависел результат. Или меняли время пребывания затора в печи или в чанах. Наконец, бочки, где квас должен был бродить, могли сдабривать сахаром, хмелем, мятой, изюмом, медом и т.д.

Продажа кваса — Василий Калистов

На Руси квас был каждодневным напитком, каким теперь является чай. «Квас, как хлеб, никогда не надоест» — гласит русская пословица. Раньше его считали полноценной едой, поэтому говорили, что квас не пьют, его «едят». В голодные времена за счет него выживали, его брали в поле и на другую тяжелую работу. Хотя он и был таким же жидким как сейчас, но давал чувство насыщения. А еще служил основой для десятков разных блюд: от окрошки (фактически салат, залитый квасом) до тюря с зеленым луком (суп из хлебных корок).

С XII века квас начали различать варианты кваса: кислого слабоалкогольного и сильно опьяняющего напитка. Второй называли «творенным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим. Если квас не варить, то естественное кисломолочное брожение останавливает спиртовое и тогда его крепость не превышает 1-2%, но «твореный» квас можно было бы сравнить по крепости с вином. Поэтому квас любили еще и за его качество превратиться в алкоголь.

Домашний мятный квас

Появилась отдельная профессия — квасник. Каждый квасник специализировался на определенном сорте и именовались по его названию (яблочный квасник, ячневый квасник и т.д.). Работали они каждый в своем районе, а выход за его пределы в «чужой» район был чреват неприятностями: квасники ревностно делили территорию и так решали вопрос высокой конкуренции.

Наконец, есть и еще одна версия дикой популярности кваса. «Причина этого проста: был недостаток чистой питьевой воды. И чем гуще страна населена, тем острее становился этот вопрос, вызывавший эпидемии и массовые желудочные заболевания в прошлом. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения», — говорит историк русской кухни Павел Сюткин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector